Отчет СМП 2017 год

До 1 апреля 2019 года необходимо подготовить и опубликовать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО за 2018 года. И в общем-то это было бы рядовым событием, если не письмо Минфина РФ от 2 ноября 2018 г. N 24-01-07/79316.

Все помнят, а если не все, то напомню, что с 01.01.2019г. вступают в силу изменения статьи 30 Закона 44-ФЗ. Теперь в расчете закупок СМП и СОНКО необходимо учитывать закупки у единственного поставщика, осуществленные в соответствии с пунктами 25 — 25.3 части 1 статьи 93. То есть с 1 января 2019 года такие закупки теперь надо учитывать, как в СГОЗ в соответствии с частью 1.1. статьи 30, от которого рассчитываются 15%, так и в объеме закупок, осуществленных у СМП и СОНКО.

Это все понятно, но как готовить отчет о закупках у СМП и СОНКО за 2018 год в 2019 году??? Логично было-бы сделать его по «старым» правилам, то есть без учета всех закупок у единственного поставщика. И я бы так и делал этот отчет, если бы не вышеуказанное письмо Минфина РФ.

Приводить здесь весь текст письма я не буду, вы его можете прочитать, скачав по ссылке внизу поста, напишу лишь вывод, который делает Минфин.

Согласно указанным изменениям при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в расчет совокупного годового объема закупок не будут включаться закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 указанного Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 указанной статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик будет обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО, предусмотренных частью 2 указанной статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.
Таким образом, изменения, внесенные Законом N 504-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2019, должны быть учтены при подготовке годового отчета за 2018 год.

То есть Минфин считает, что отчет надо готовить уже по новым правилам, учитывая закупки у единственного поставщика в соответствии пунктами 25 — 25.3 части 1 статьи 93. То есть при подготовке отчета о закупках у СМП и СОНКО при расчете 15% несостоявшиеся закупки в соответствии с п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ должны быть включены в отчет и учтены в общем объеме закупок, осуществленных для СМП и СОНКО.

Получается, что в 2018 году закупки у СМП о СОНКО осуществлялись по «старым» правилам , а отчет следует готовить по «новым» правилам.

Но это совершенно не логично и противоречит здравому смыслу! Вместе с тем
форму отчета в ЕИС не изменили и Постановление Правительства РФ от 17 марта 2015 г. N 238 также действует.

Однако, исходя из моего опыта, контролирующие органы в данной ситуации могут руководствоваться этой позицией Минфина (если конечно у Минфина не появится другое мнение, как это часто бывало в случае с Минэкономом).

В любом случае, я не буду торопиться с этим отчетом и подожду до марта, надеюсь, что ситуация прояснится.

UPD 08.03.2019: В ЕИС опубликовали следующую новость:

Согласно изменениям части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, внесенным Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 504-ФЗ), с 01.01.2019 в Отчете об объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — Отчет), учитываются также закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ по результатам несостоявшихся закупок, проведенных в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Согласно позиции Минфина России, указанной в письме от 02.11.2018 № 24-01-07/79316, изменения в Закон № 44-ФЗ, внесенные Законом № 504-ФЗ, вступившие в силу с 01.01.2019, должны быть учтены при подготовке Отчета за 2018 год.
Обращаем внимание, что информация о приведении в соответствие постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» (далее – Постановление № 238) пункту 3 части 1.1. статьи 30 Закона № 44-ФЗ размещена на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Информируем, что в период с 15 по 20 марта 2019 года Федеральное казначейство России осуществит мероприятия, направленные на обеспечение формирования Отчетов в соответствии с изменениями статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Информация о реализации функций формирования Отчета в ЕИС будет направлена дополнительно.

В общем ждем 20 марта!

СОНО — это клиентское приложение для заполнения и отправки форм налоговой отчетности электронным способом, на сервер Комитета государственных доходов Республики Казахстан.

Налогоплательщики РК имеют возможность сдать налоговую отчетность двумя способами:

  • с помощью автономного приложения ИС СОНО (устанавливается на компьютер пользователя);
  • путем онлайн заполнения форм отчетности на сайте Кабинет Налогоплательщика РК.
ИС СОНО Кабинет налогоплательщика
Приложение требует установки на компьютер пользователя и выполнения дополнительных действий по настройке Веб портал, требует установки специального приложения и не требует дополнительной настройки
Все необходимые формы отчетности (и периодические обновления версии форм) требуется загружать вручную Всегда самые актуальные версии форм налоговой отчетности
Позволяет заполнять форму неограниченное время Рекомендуется выполнять сохранение заполняемой формы не реже 1 раза в 10 минут
Позволяет заполнять Декларация по НДС (300 форма) с количеством строк более 100 Имеет ограничение на заполнения Декларация по НДС (300 форма) до 100 строк
Можно импортировать формы из внешних программ (1С) Можно импортировать формы из внешних программ (1С)
Подключение к интернету требуется только в момент отправки форм Требует стабильного подключения к интернету
В любой момент можно просмотреть/распечатать отправленные версии форм и уведомления Требуется подключение к интернету
Возможность отправки форм мало зависит от загруженности серверов КГД Испытывает многолетние проблемы стабильности работы в моменты массовой сдачи отчетов
Возможность ведения и легкого переключения между множеством ведомых фирм Для переключениями между предприятиями требуется выход из личного кабинета

Выберите подходящий Вам способ отправки отчетности в зависимости от перечисленного.

Если Вам больше подходит использование Кабинета налогоплательщика — используйте NCALayer с установленным модулем модуль КНП плагин.

Если вы ведете много фирм, формируете отчеты в последние дни отправки налоговой отчетности — рекомендую использовать СОНО.
Этим вы убережете себя от большинства проблем связанных с стабильностью работы серверов КНП и сохраните свои нервы.

Юн Сергей, из опыта MHelp.kz

  • Инструкция по установке СОНО
  • Ошибка загрузки файла form в СОНО (решение 1)
  • Ошибка загрузки файла form в СОНО (решение 2)
  • Пустой список форм после загрузки шаблонов
  • Ошибка при обновлении СОНО

Скачать СОНО

Последняя версия приложения ИС СОНО доступна на официальной странице Комитете государственных доходов Республики Казахстан.

Само приложение состоит из двух обязательных частей: системных библиотек и клиентского приложения.

Если скачивание с официального сайта происходит медленно или подключение нестабильное, скачайте последнюю версию приложения ИС СОНО с хранилища MHelp.kz

Инструкция по установке СОНО

Статья по установке, настройке, импорту шаблонов форм и установке ЭЦП в СОНО (2020 год) — читать.

Видео инструкция по установке СОНО в Windows 10

Скачать шаблоны форм налоговой отчетности

Устанавливайте в СОНО только те формы которые вам действительно нужны. Чем больше различных форм загружено в СОНО, тем медленней она запускается и обновляется.

Юн Сергей из опыта MHelp.kz

Скачать шаблоны форм с сервера MHelp.kz:

  • Шаблоны форм налоговой отчетности за 2020 год —
  • Шаблоны форм налоговой отчетности (2015-2019 год) —

Скачать с сервера КГД —

Все статьи посвященные использованию и решению проблем с клиентским приложением СОНО НП смотрите в специальном разделе.

При использовании материалов сайта требуется указать гиперссылку на источник — MHelp.kz

Утверждена

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 17 марта 2015 г. N 238

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных

I. Сведения о заказчике:

Наименование МОБУ СОШ ……………….
Организационно-правовая форма Бюджетное учреждение
Место нахождения (адрес), телефон, адрес электронной почты ………………………………………….
ИНН ………………………………….
КПП ……………………………….
по ОКОПФ …………………………..
по ОКПО ……………………………
по ОКТМО …………………………….

II. Информация об объеме закупок у субъектов малого

предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих

организаций, о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков,

исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства

и социально ориентированных некоммерческих организаций

Наименование показателя, единица измерения Величина показателя
Расчет объема закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году
Совокупный годовой объем закупок, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну (тыс. рублей) 6 450,9
Общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей): 4 875,9
объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей)
объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на оказание услуг по предоставлению кредитов, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей)
объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей) 4 875,9
объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на выполнение работ в области использования атомной энергии, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей)
объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых по результатам закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей)
Совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона 1 575,0
Объем закупок, который заказчик обязан осуществить у СМП и СОНО в отчетном году (не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона) (тыс. рублей) 236,3
Объем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году
Объем закупок в отчетном году, осуществленных по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только СМП и СОНО (тыс. рублей) 389,9
Объем привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНО к исполнению контрактов, заключенных по результатам определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП и СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО (тыс. рублей) 44,3
Объем закупок, который заказчик осуществил у СМП и СОНО в отчетном году (тыс. рублей) 434,2
Доля закупок, которые заказчик осуществил у СМП и СОНО в отчетном году, в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанном за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона (процентов) 27,6
Информация о несостоявшихся определениях поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций
Сумма начальных (максимальных) цен контрактов несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП и СОНО (тыс. рублей) 85,0

III. Информация о заключенных контрактах

Виды заключенных контрактов Уникальные номера реестровых записей из реестра контрактов
Контракты, заключенные заказчиками с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями (Состоявшиеся процедуры) 03583………………..
Контракты, содержащие условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО 03583………………
Контракты, заключенные по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 30 Федерального закона, в том числе:
контракты на оказание услуг по предоставлению кредитов
контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Указываются все контракты, суммы по которым учтены в расчете

03583……………………, 03583……………………, 03583……………………, 03583……………………, 03583……………………, 03583……………………, 03583……………………, 03583…………………….
контракты на выполнение работ в области использования атомной энергии
контракты, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Директор МОБУ СОШ…………….. __________________

(подпись)

____________________

(расшифровка подписи)

М.П.
«_____” _______ 20____г.

Данные для оформления отчета

п.2 ч. II. – Объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – 4 875,9 тыс.руб

– учреждение фактически оплатило по договорам по п.1 ч.1 ст.93 (связь) сумму – 88,9 тыс.рублей по договорам, заключенным в прошлом периоде и 5,5 тыс. рублей оплата кредиторской задолженности

– учреждение фактически оплатило по договорам по п.8 ч.1 ст.93 (на водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, теплоснабжение) сумму – 486,7 тыс.рублей по договорам, заключенным в прошлом периоде и 45,9 тыс. рублей оплата кредиторской задолженности

– учреждение оплатило договор по п.9 ч.1 ст.93 (ремонт крыши после чрезвычайной ситуации природного характера) – 156,3 тыс. рублей

– учреждение фактически оплатило по договору по п.14 ч.1. ст. 93 (закупка учебников) на сумму – 250,0 тыс.руб

– учреждение фактически оплатило по договору по п.15 ч.1 ст.93 (посещение театра) на сумму – 5,0 тыс.руб

– учреждение фактически оплатило по договорам по п.25 ч.1. ст.93 (несостоявшиеся конкурентные процедуры – было подано по 1 заявке) на сумму – 160 тыс.рублей по договорам заключенным по процедурам проведенным в прошлом периоде, 112,3 тыс рублей – процедуры проведены и контракты заключены в отчетном периоде, 12,8 тыс. рублей – оплата кредиторской задолженности

– учреждение фактически оплатило по договорам по п.29 ч.1 ст.93 (энергоснабжение) сумм – 367,8 тыс.рублей по договорам, заключенным в прошлом периоде и 25,8 тыс. рублей оплата кредиторской задолженности

п.5 ч. II. Объем закупок в отчетном году, осуществленных по результатам состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для СМП и СОНО (тыс. рублей):

– учреждение проводило в предыдущем году электронный аукцион с оплатой в текущем году (сумма оплаты по договору) – 84,3 тыс руб

– учреждение проводило в текущем году конкурентные процедуры (сумма оплаты по договорам) – 289,7 тыс.руб

– учреждение оплатило кредиторскую задолженность по контрактам прошлого периода – 15,9

– учреждение оплатило за привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО по контрактам текущего года на сумму – 28,7 тыс. руб

– учреждение оплатило за привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО по контрактам прошлого года на сумму (кредиторская задолженность) – 15,6 тыс. руб

п.9 ч.II – не привело к заключению договора по аукциону с ограничением для СМП и СОНО с НМЦК на сумму – 85,00 тыс.руб

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОТЧЕТУ О ЗАКУПКАХ У СМП И СОНО:

Получить материалы!

БЕСПЛАТНЫЕ ВЕБИНАРЫ ПО ТЕМЕ «ЗАКУПКА У СМП”:

ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ ПРОГРАММЫ «ЭКОНОМ-ЭКСПЕРТ”:

  • Административная практика по закупкам и отчету у СМП, СОНО;
  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • Отчет об исполнении контракта;
  • «Эконом-Эксперт”.

Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?

Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

А прямо сейчас Вы можете бесплатно и без регистрации воспользоваться сервисом расчета ОКПД2/КТРУ и НМЦК

С 01.01.2019 вступили в силу положения Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 504-ФЗ), в соответствии с которыми вносятся изменения в порядок учета закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП и СОНО), регулируемый статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ).

Изменения коснулись возможности учета в годовом объеме закупок среди СМП и СОНО, конкурентных закупок, которые изначально проводились исключительно для СМП и СОНО, но в итоге несостоялись по причине допуска единственной заявки и были осуществлены в соответствии с пунктами 25 – 25.3 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

Если ранее заказчики должны были все закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществленные по статье 93 Закона №44-ФЗ, не включать в расчет совокупного годового объема закупок для определения годового объема закупок среди СМП и СОНО, то с 01.01.2019г. для указанных выше закупок делается исключение.

В частности п. 3 ч. 1.1. ст. 30 Закона №44-ФЗ дополнили положением о том, что закупки, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 – 25.3 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона №44-ФЗ включаются в объем закупок среди СМП и СОНО.

В свою очередь в ч. 4 ст. 30 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 – 25.3 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона №44-ФЗ, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у СМП и СОНО.

Единственный вопрос, который не давал покоя заказчикам касался ситуации с отчетом об объеме закупок среди СМП и СОНО за 2018 год (далее – отчет) относительно применимости к нему рассматриваемых изменений. Ведь получается, что заказчикам до 01.04.2019г. надо отчитаться за закупки, которые были проведены в 2018 году, то есть закупки были проведены до вступления в силу изменений (01.01.2019 года), а отчет будет делаться после указанного события.

В письме Минфина России от 2 ноября 2018 г. N 24-01-07/79316 на указанный вопрос дан утвердительный ответ о том, что изменения, внесенные Законом N 504-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2019, должны быть учтены при подготовке годового отчета за 2018 год. В связи с чем заказчикам надлежит руководствоваться при подготовке отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО за 2018 год положениями Закона №44-ФЗ и Правилами подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, а также Форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за отчетный год, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238 (далее — Правила N 238).

Вместе с тем, сама Форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за отчетный год (далее – Форма отчета), по нашему мнению, требует корректировки, поскольку не учитывает, рассматриваемые изменения.

Так пункт 2 раздела 2 Формы отчета не содержит указания на наличие исключения из правила об исключении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) из СГОЗ.

Пункт 5 раздела 2 Формы отчета содержит указание на объем закупок в отчетном году, осуществленных по результатам только состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только СМП и СОНО, а несостоявшиеся там не указаны.

С учетом, рассматриваемых изменений, утрачивает свой смысл пункт 9 раздела 2 Формы отчета, который содержит сумму начальных (максимальных) цен контрактов несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП и СОНО.

Минфин России в своем письме также пояснил заказчикам порядок отражения в Форме отчета информации об объеме привлечения в отчетном году субподрядчиков и соисполнителей из числа СМП и СОНО к исполнению контрактов, заключенных по результатам определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО.

В частности в письме отмечается, что в пункте 6 раздела 2 Формы отчета учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента цены контракта. Если победителем закупки

При этом в случае если победителем закупки в извещении об осуществлении которой было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНО, станет СМП или СОНО, то в пункте 6 раздела 2 Формы отчета учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.

Отчет СМП 2017 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *