Отчет по гранту пример

Порядок выделения и выплаты грантов

Гранты учреждаются Президентом РФ, российскими или иностранными организациями и гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами.

Например, порядок и условия выделения, а также выплаты грантов для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук, учрежденных Указом Президента РФ N 146 <2>, определены Положением Правительства РФ N 260 <3>, грантов, утвержденных Указом Президента РФ N 1010 <4>, — Постановлением Правительства РФ N 1061 <5>.

<2> Указ Президента РФ от 09.02.2009 N 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук».
<3> Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 N 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».
<4> Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».
<5> Постановление Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».

Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются в соответствии с разработанными ими положениями. Так, порядок организации и выделения грантов, утвержденных Законом Нижегородской области N 7-З <6> в сфере науки и техники, утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области N 99 <7>.

<6> Закон Нижегородской области от 01.02.2007 N 7-З «О грантах Нижегородской области в сфере науки и техники».
<7> Постановление Правительства Нижегородской области от 03.04.2007 N 99 «О порядке предоставления грантов Нижегородской области в сфере науки и техники».

Постановлением Главы г. Иванова N 3639 <8> утверждено Положение о грантах в целях финансовой поддержки ведущих спортсменов города, защищающих честь города на соревнованиях межрегионального, всероссийского и международного уровня, усиления мотивации спортсменов на достижение высоких результатов и тренеров на подготовку спортсменов высокой квалификации.

<8> Постановление Главы г. Иванова от 01.12.2008 N 3639 «Об учреждении гранта главы города Иванова спортсменам за высокие достижения в области физической культуры и спорта и гранта главы города Иванова тренерам за подготовку спортсменов высокой квалификации».

Постановлением Правительства г. Москвы N 665-ПП <9> утверждено Положение о выделении гранта в сфере образования.

<9> Постановление Правительства г. Москвы от 05.09.2006 N 665-ПП «О грантах Москвы в сфере образования».

Несмотря на разнообразие положений об утверждении грантов, порядок и условия выделения которых могут отличаться друг от друга, следует заметить: общим их моментом является то, что для участия в конкурсе на получение гранта организации нужно оформить заявку и приложить необходимый пакет документов (перечни документов также могут различаться).

Оформление взаимоотношений

Порядок оформления взаимоотношений грантодателей с участниками, победителями конкурса рассмотрим на примере порядка выделения грантов для государственной поддержки молодых российских ученых, утвержденного Положением Правительства РФ N 260.

Данным документом определено, что на основании решения конкурсной комиссии Федеральным агентством по науке и инновациям (Роснаукой) заключается договор об условиях использования гранта с организациями — участниками конкурса, имеющими трудовые отношения с молодыми учеными и членами коллективов ведущих научных школ РФ, работы которых были представлены этими организациями на конкурс и стали победителями (п. 7 Положения Правительства РФ N 260).

Проект договора об условиях использования гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых представлен в Приказе Роснауки N 48 <10>.

<10> Приказ Роснауки от 18.04.2006 N 48 «О Порядке бюджетного финансирования в Роснауке грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых — докторов наук на 2006 год».

В договоре указывается предмет договора, порядок предоставления гранта, права и обязанности сторон, дополнительные условия, адреса и реквизиты сторон. В договоре также предусматривается право Роснауки осуществлять проверку целевого использования выделенного гранта.

К договору прикладываются приложения, в которых указывается:

  • тема научных исследований (техническое задание): цель, задачи и исходные данные для проведения работы, основные требования к ее выполнению и так далее;
  • план работ, в котором отражается наименование этапов и указывается, чем они заканчиваются, то есть что получается в результате их выполнения, срок выполнения и объем финансирования по каждому этапу;
  • смета расходов на проведение научных исследований, форма которой утверждена Приказом Роснауки N 48. Приведем ее образец.

СМЕТА РАСХОДОВ по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых N МК, МД-_____________ за счет средств федерального бюджета на 2009 год

К смете расходов могут быть затребованы расшифровки перечисленных видов расходов. При составлении сметы расходов нужно также соблюдать условия, определенные соответствующим положением о грантах. Так, в Постановлении Правительства РФ N 260 предусмотрены ограничения оплаты труда кандидата и доктора наук и его соисполнителей. Например, при выделении кандидатам наук гранта в размере 600 000 руб. оплата труда кандидата наук и его соисполнителей не может превышать 360 000 руб. Что следует понимать под таким ограничением: средства, предназначенные только на оплату труда или на оплату труда с учетом начислений на заработную плату? По мнению автора, под ограничение подпадают средства на оплату труда без учета начислений (подстатья 211 КОСГУ).

Кроме того, к договору между Роснаукой и организацией прилагается договор между этой организацией и молодым ученым или руководителем ведущей научной школы РФ. В нем перечислены обязательства молодого ученого или коллектива ведущей научной школы РФ по проведению научных исследований в соответствии с планом работ. По окончании очередного этапа научных исследований представляются: отчет о расходовании средств (финансовых отчетов), научные отчеты, в том числе итоговый, а также отчет об исполнении иных обязательств, связанных с использованием гранта.

Налог на прибыль

Рассмотрим, как гранты учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Данным подпунктом перечислено имущество, относящееся к целевому финансированию, в частности в нем указаны и средства, полученные в виде грантов.

Для того чтобы средства грантов не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, их передача должна удовлетворять следующим условиям:

  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями согласно Перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485 «О Перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов» (далее — Перечень N 485). Организации, получившие гранты от российских некоммерческих организаций или физических лиц, при соблюдении условий передачи (получения) грантов могут учитывать их как средства целевого финансирования, а имущество, полученное от иных иностранных организаций и физических лиц (не указанных в Перечне N 485), не является грантом и поэтому подлежит включению в налоговую базу;
  • гранты выделяются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления: СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • обязательность представления грантодателю отчетности о расходовании средств.

При этом учреждения, получившие такие средства, обязаны вести раздельный учет их доходов и расходов. В случае отсутствия такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Исходя из вышеизложенного, не освобождаются от налогообложения гранты, рассматриваемые как безвозмездно полученные средства (в том числе денежные), предоставленные:

  • не входящими в указанный Перечень иностранными, международными организациями и объединениями;
  • на не указанные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ цели;
  • на условиях, не определенных грантодателем;
  • без представления грантополучателем грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Такие гранты учитываются для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов как безвозмездно полученное имущество на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

Однако Минфин в Письме от 03.03.2009 N 03-03-06/4/9 указал, что при исчислении налога на прибыль нет оснований учитывать доходы российских организаций — получателей грантов, не подлежащие налогообложению на основании международных договоров РФ, вне зависимости от того, указаны такие доходы в перечне доходов, не облагаемых налогом на прибыль, в национальном законодательстве или нет.

Минфин обосновывает это тем, что в соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Таким образом, учитывая, что в силу ст. 7 НК РФ положения международного договора РФ имеют приоритет перед нормами национального законодательства в области налогов и сборов, доходы, получаемые налогоплательщиком, не подлежащие обложению налогом на прибыль организаций на основании международного договора РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций вне зависимости от того, указаны в национальном законодательстве такие доходы в перечне доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, или нет.

Организация, получившая грант, не учитываемый при формировании налоговой базы, заполняет Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, лист 07 налоговой декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом Минфина России N 54н <11>. Грантам присвоен код 010.

<11> Приказ Минфина России от 05.05.2008 N 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения».

Бухгалтерский учет грантов

В бюджетном учете гранты следует учитывать в регистрах бюджетного учета по тому же коду, что и приносящую доход деятельность. То есть для учета грантов в 18-м разряде номера счета Плана счетов бюджетного учета используется код вида деятельности 2.

Согласно п. 149 Инструкции N 148н <12> операцию по начислению доходов при получении грантов отражают в бухгалтерском учете грантополучателя следующей проводкой:

Дебет счетов 2 205 05 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 2 205 06 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», 2 205 07 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от международных финансовых организаций», 2 205 10 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счетов 2 401 01 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 2 401 01 152 «Доходы от поступлений от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», 2 401 01 153 «Доходы от поступления от международных финансовых организаций», 2 401 01 180 «Прочие доходы».

<12> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Приведем пример отражения на счетах бюджетного учета операции по поступлению и расходованию грантов.

Пример. Учреждению-грантополучателю от Роснауки на лицевой счет поступили средства гранта для поддержки молодых ученых в сумме 1 000 000 руб. Согласно утвержденной смете осуществлялись следующие виды расходов в полном объеме:

  • оплата труда специалистов — 600 000 руб.;
  • начисления на оплату труда — 157 200 руб. (26,2%);
  • оплата услуг сторонних организаций — 150 000 руб.;
  • приобретение материалов — 62 800 руб.;
  • оплата услуг связи — 30 000 руб.

Указанные в примере операции в бухгалтерском учете отразятся следующим образом:

—————————————T————T————T———¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+————————————-+————+————+———+
¦Произведено начисление дохода ¦2 205 10 560¦2 401 01 180¦1 000 000¦
+————————————-+————+————+———+
¦Отражено поступление денежных средств¦2 201 01 510¦2 205 10 660¦1 000 000¦
¦на лицевой счет учреждения ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————-+————+————+———+
¦Учтены расходы по оплате труда ¦2 106 04 340¦2 302 01 730¦ 600 000¦
¦специалистов ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————-+————+————+———+
¦Отражены расходы по начислениям на ¦ ¦ ¦ ¦
¦оплату труда: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- в части ЕСН; ¦2 106 04 340¦2 303 02 730¦ 156 000¦
¦- сумм обязательного социального ¦2 106 04 340¦2 303 06 730¦ 1 200¦
¦страхования от несчастных случаев ¦ ¦ ¦ ¦
¦на производстве и профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦
¦заболеваний ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————-+————+————+———+
¦Отражены расходы по оплате прочих ¦2 106 04 340¦2 302 09 730¦ 150 000¦
¦услуг, оказанных соисполнителями — ¦ ¦ ¦ ¦
¦сторонними организациями ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————-+————+————+———+
¦Списаны материалы, израсходованные ¦2 106 04 340¦2 105 06 440¦ 62 800¦
¦при исполнении гранта ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————-+————+————+———+
¦Отражены расходы по оплате услуг ¦2 106 04 340¦2 302 04 730¦ 30 000¦
¦связи ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————-+————+————+———+
¦Списаны произведенные расходы по ¦2 401 01 180¦2 106 04 440¦1 000 000¦
¦окончании финансового года ¦ ¦ ¦ ¦
L————————————-+————+————+———-

Исходя из условий примера, определим, учитываются ли средства гранта Роснауки при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, то есть выясним, отвечает ли грант условиям его передачи.

Рассматривая грант Роснауки в соответствии с установленными пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ условиями, можно утверждать, что данные средства не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку они выделены некоммерческой организацией на проведение конкретных научных исследований.

И.Зернова

Редактор журнала

«Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Ответ от 25.02.2019

Порядок выполнения работ по проектам, которые поддерживаются Российским фондом фундаментальных исследований, и порядок использования гранта размещены на сайте фонда http://www.rfbr.ru/rffi/ru/financial_support/o_1917171.

Практически во всех случаях, когда проект на конкурс РФФИ подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта. При этом не имеет значения, состоят исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или нет. Трудовые отношения у организации с получателем гранта в связи с выполнением работ по проекту не возникают. Даже если исполнители являются сотрудниками организации, работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и организацией являются гражданско-правовыми:

  • организация является исполнителем – обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами;
  • получатель гранта является заказчиком работ (услуг) организации.

Трехсторонний договор получателя гранта, организации и фонда позволяет получателю гранта распорядиться денежными средствами (грантом), которые находятся на счете организации:

  • получить все денежные средства или часть на свой счет или наличными (в зависимости от возможностей организации);
  • поручить организации заключить и оплатить за счет гранта договоры на поставку оборудования, выполнение работ и оказание услуг с третьими лицами.

Денежные средства, перечисленные фондом на счет организации, являются денежными средствами получателей гранта. Только получатели гранта в лице руководителя проекта имеют право распоряжаться этими денежными средствами. Для организации это средства во временном распоряжении, которые она имеет право и обязана направлять только на цели, указанные руководителем проекта.

Согласно письмам Минфина России от 25.06.2018 № 02-06-10/43614, от 25.01.2016 № 02-07-10/2899, от 19.01.2016 № 02-07-10/1601 средства, поступающие на лицевые счета бюджетных учреждений в форме грантов, учитываются по коду вида деятельности 3 «Средства во временном распоряжении», поскольку не являются доходами учреждения.

В соответствии с порядком применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам или доходам учреждений (в т.ч. поступление, выбытие средств во временное распоряжение), отражаются с применением статьи 510 «Поступление денежных средств и их эквивалентов» (610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов») КОСГУ.

Статьи 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от вида кредитора. В рассматриваемом случае грант – это, по сути, долг организации перед грантополучателем до тех пор, пока она не передаст эти средства получателю гранта или не израсходует их по его поручениям. Передавая грантополучателю денежные средства по его поручению, организация фактически возвращает получателю гранта принадлежащие ему средства. Какие бы цели при этом не были указаны руководителем проекта в его поручении, эта операция для организации с позиции ее отнесения к КОСГУ всегда одинакова. Такие разъяснения даны РФФИ. Поэтому полагаем, что при расчетах следует использовать подстатьи 737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами», 837 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами» КОСГУ.

Поступление денежных средств во временное распоряжение бюджетного учреждения учитывается по дебету счета 3 201 11 510 и кредиту счета 3 304 01 737 (п. 135 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н).

Перечисления (выплаты из кассы) учреждением за счет гранта по поручению владельца денежных средств (грантополучателя) на цели, предусмотренные проектом, отражаются записями (п. 136 Инструкции № 174н):

Дебет 3 304 01 837 Кредит 3 201 11 610 – перечислены средства с лицевого счета по поручению грантополучателя;

Дебет 3 304 01 837 Кредит 3 201 34 610 – выданы из кассы наличные деньги по поручению грантополучателя.

Учреждение вправе при формировании учетной политики предусмотреть ведение учета поступления и расходования грантов (в т.ч. по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета, чтобы отчитываться перед фондом о потраченных средствах.

В силу п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) операции по коду вида финансового обеспечения 3 не отражаются.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

В статье 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ. В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России международными, иностранными и (или) российскими организациями. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602 (далее – Перечень). В него включен и Российский фонд фундаментальных исследований.

Таким образом, если выплаты осуществляются физическим лицам – грантополучателям, они не облагаются НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ. Если за счет гранта выплаты осуществляются иным физическим лицам (не грантополучателям), из них следует исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ по общему правилу. При этом расходование гранта должно соответствовать его целевому назначению (письма Минфина России от 28.03.2018 № 03-04-06/19786, от 14.08.2015 № 03-04-06/46982).

Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты физлицам за счет гранта разъяснен в письмах Минфина России от 27.11.2018 № 03-15-06/85479, 02.11.2018 № 03-15-05/79163, от 24.07.2018 № 03-15-06/51708, от 02.03.2018 № 03-15-07/13341, от 05.04.2017 № 03-15-06/20178, № 03-15-06/20103, ФНС России от 24.07.2017 № БС-4-11/14443@. По мнению Минфина России, если организация производит выплаты физлицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, суммы выплат (независимо от источника их финансирования, в т.ч. за счет гранта) облагаются страховыми взносами. Исключение составляют выплаты, перечисленные в ст. 422 НК РФ.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязанность по начислению и уплате страховых взносов с выплат за счет гранта возникает у организации. По мнению Минфина России, страховые взносы с сумм таких выплат, осуществляемых по поручению грантополучателя, могут уплачиваться за счет гранта. Если между грантополучателем и исполнителем заключен договор гражданско-правового характера, в силу пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ суммы вознаграждения, выплачиваемые физлицам по таким договорам, не облагаются страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС РФ.

Если выплаты за счет гранта производятся организацией (в данном случае бюджетным учреждением) в пользу грантополучателя-физлица, которое не состоит с организацией в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, объектом обложения страховыми взносами такие суммы не признаются.

Позиция Минфина России не бесспорна. По мнению РФФИ, в отношениях организации и грантополучателя обязательств по начислению и уплате страховых вносов нет ни у одной из сторон. Организация не является заказчиком работ по проекту. Наоборот, получатель гранта является заказчиком услуг организации. Денежные средства, выдаваемые организацией по распоряжению грантополучателя для распределения между физическими лицами — участниками научного коллектива, не являются заработной платой. Фонд полагает, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются организацией в рамках отношений, оформленных документами фонда, не могут быть признаны обоснованными. Однако такую позицию, принимая во внимание многочисленные разъясняющие письма Минфина России, учреждению с большой долей вероятности придется отстаивать в суде.

Верховный суд РФ по вопросу начисления страховых взносов на суммы выплачиваемых грантов ранее вставал на сторону организации, считая, что такие выплаты не подлежат обложению. См. например, определения Верховного Суда РФ от 18.08.2016 № 306-КГ16-10328 по делу № А06-11484/2015, от 26.03.2015 № 305-КГ15-1084 по делу № А40-19509/14. Эти определения были вынесены в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Вместе с тем, в настоящее время нормативно-правовое регулирование в отношении страховых взносов согласно гл. 34 НК РФ не претерпело существенных изменений, поэтому вероятно, суды по-прежнему будут поддерживать организации в подобных спорах.

Отчет по гранту пример

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *