Отчет экспедитора

Содержание

Пошаговая инструкция по заполнению формы МХ-21

Бланк отчета является односторонним и представляет собой документ, состоящий из шапки и табличной части.

В шапке документа необходимо отразить следующую информацию о компании:

  1. Наименование организации;
  2. Наименование структурного подразделения;
  3. Код ОКПО в соответствие с классификатором;
  4. Код ОКДП;
  5. Номер и дата составления отчета экспедитора;
  6. Отчетный период, подлежащий раскрытию в документе;
  7. ФИО экспедитора, ответственного за доставку товара до конечного пользователя.

Табличная часть отчета экспедитора должна включать в себя следующие сведения о перевозимом товаре:

  1. Номер по порядку;
  2. Номер и дата товарного документа, выступающего в качестве основания для перемещения ценностей;
  3. Название товарно-материальных ценностей, подлежащих передаче покупателю или иному лицу;
  4. Единица измерения – в отличие от других первичных учетных форм, отчет экспедитору не требует отражения в документе кода единицы измерения в соответствие с классификатором ОКЕИ.
  5. Количество полученных для перевозки ценностей;
  6. Количество отгруженных объектов ТМЦ;
  7. Количество возвращенных ценностей;
  8. Отклонения – с этой целью в документе предназначены две графы, для обнаруженных излишков и недостач;
  9. Потери в соответствии с установленными нормами естественной убыли в количественном и суммовом выражении;
  10. Окончательный результат, раскрывающий информацию об излишках или недостачах товара в количественном и суммовом выражении.

Важно! Заполненный документ должен быть заверен не только подписью экспедитора, выступающего в качестве материально-ответственного лица, но и лиц (сотрудников бухгалтерии), ответственных за принятие отчета у экспедитора и его проверку.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Типичные ошибки при заполнении формы МХ-21

При заполнении отчета экспедитором могут быть допущены ошибки. В связи с тем, что данный документ не относится к бланкам, предназначенным для учета операций с денежными средствами (кассовым, банковским) нарушения могут быть скорректированы в соответствие с принятой практикой. Читайте также статью: → “Унифицированная форма МХ-1: понятие, порядок оформления, сфера применения, образец”

Рассмотрим наиболее распространенные нарушения и способы их правомерной корректировки в таблице.

п/п Распространенные нарушения при составлении документа МХ-21
Ошибка Способ корректировки
1 Заполнение формы документа МХ-21 экспедитором было произведено с допущением ошибки в числовом значении одной из ячеек табличной части документа. Нарушение выявлено виновным лицом. Вследствие того, что унифицированный бланк «Отчет экспедитора» по своему функциональному значению не относится к категории банковских и кассовых документов, исправления в него могут внесены по общим правилам корректировки первичных учетных документов. С этой целью уполномоченным лицом должен быть аккуратно зачеркнут неверный числовой показатель в ячейке. После этого, рядом с ошибочной записью необходимо указать верные данные и заверить произведенное исправление фразой «исправленному верить» и подписью ответственного лица.
2 В отчете экспедитора отсутствует подпись материально-ответственного лица В связи с тем, что в качестве МОЛ выступает экспедитор, его подпись непременно должна присутствовать на документе. Отсутствие этих обязательных сведений говорит о том, что отчет МХ-21 составлен с нарушением требований заполнения первичных учетных документов.
3 В МХ-21 не указан отчетный период составления Требования, установленные для заполнения формы МХ-21, предусматривают необходимость формирования этого документа отдельно для каждого рейса. Вследствие того, чтобы количество ценностей и их ассортимент могут быть различными, отражение периода перевозки является необходимой к раскрытию информацией.

Помимо этого, отсутствие сведений в ячейке может стать причиной противоправных действий со стороны недобросовестных лиц.

В каких программах можно сформировать

Вносить сведения о перевозимом грузе и иные данные в документ по форме МХ-21 можно как вручную, так и задействовав компьютерную технику. Ручное заполнение предполагает внесение сведений шариковой или перьевой ручкой синего, черного или фиолетового цветов.

Использование программного обеспечение пользуется большей популярностью среди представителей бизнеса. В первую очередь, это связано с тем, что не возникает необходимости постоянно вносить в документ одни и те же сведения – программа сама заполнит нужные реквизиты. Уполномоченному сотруднику остается только проверить, насколько корректно сформирован документ, и поставить необходимые подписи. Читайте также статью: → “Форма МХ-19 (Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения)“.

Заполнить документ «отчет экспедитора» можно в следующих программах:

В каких программах можно составить отчет МХ-21
п/п Программа Возможно Невозможно
1 1С:Бухгалтерия +
2 1с:Управление торговлей +
3 Контур

Важно! Использование компьютерных программ позволяет сократить время на заполнение документа.

Отчет экспедитора, предоставленный вместо акта выполненных услуг

Экспедиторы оформляют акт выполненных услуг в части услуг, оказанных собственными силами. Отчет экспедитора — в части посреднических услуг. Поскольку в данной ситуации экспедитор организовывал перевозку, а исполнителем был ИП, составляется отчет.

Обоснование

Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как экспедитору отразить в бухучете и при налогообложении доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по договору транспортной экспедиции. Экспедитор применяет общую систему налогообложения (Данная рекомендация доступна только в версии для коммерческих организаций)

Ответ на этот вопрос зависит от условий исполнения договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договора (гл. 41 ГК РФ). Порядок ведения транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Договор транспортной экспедиции может предусматривать два вида обязательств экспедитора:
– экспедитор обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, только своими силами;
– экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

В любом случае клиент должен возместить экспедитору понесенные им расходы и выплатить ему вознаграждение. При этом договор транспортной экспедиции признается посредническим только в той части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение работ, предусмотренных договором экспедиции. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 801, абзацем 1 статьи 805 Гражданского кодекса РФ и пунктом 2 статьи 5 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

Если по условиям договора экспедитор самостоятельно выполняет все обязательства перед клиентом (перевозит груз, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, оформляет таможенные документы и т. п.), то цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. В этом случае выручкой от реализации признается вся сумма доходов, полученных экспедитором, а факт оказания услуг подтверждается актом на всю сумму договора.

В бухучете доходы и расходы отразите на дату составления этого акта (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов (ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При расчете налога на прибыль методом начисления в состав доходов включите выручку от реализации на дату подписания акта (п. 1 ст. 249 НК РФ). При кассовом методе – в момент получения оплаты от клиента (или грузополучателя) (п. 2 ст. 273 НК РФ). Уменьшите выручку на сумму расходов, связанных с оказанием услуг по договору (подп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ).

Реализация работ (услуг) признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому экспедитор должен выставить счет-фактуру (на всю сумму договора или на сумму полученного аванса (частичной оплаты)) (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Аналогичный порядок бухучета и налогообложения доходов и расходов применяйте, если экспедитор привлекает сторонние организации, но в договоре отражена общая стоимость его услуг. В такой ситуации вся сумма, полученная от заказчика, признается выручкой экспедитора, а все понесенные им затраты (включая оплату услуг сторонних организаций) формируют себестоимость его услуг на общих основаниях (так же как расходы на ГСМ, оплату труда и т. д.). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/65.

Подробнее об учете доходов и расходов по договору, который предусматривает самостоятельное выполнение работ (оказание услуг) экспедитором, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении реализацию работ (услуг).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расчетов по договору транспортной экспедиции. Условиями договора предусмотрено, что экспедитор самостоятельно выполняет все работы и услуги, связанные с перевозкой груза

ООО «Альфа» занимается транспортно-экспедиционной деятельностью. «Альфа» заключила договор транспортной экспедиции с ООО «Производственная фирма «Мастер»».

Договором предусмотрено оказание следующих услуг:
– перевозка товара;
– погрузочно-разгрузочные работы;
– хранение товара.

Все услуги «Альфа» оказывает своими силами (перевозит груз собственным транспортом, товар хранит у себя на складе и т. д.).

Стоимость услуг по договору – 47 200 руб. (в т. ч. НДС – 7200 руб.). Себестоимость услуг – 32 000 руб. «Мастер» оплачивает услуги после подписания акта об оказании услуг.

В бухучете «Альфы» расчеты по договору транспортной экспедиции отражены следующим образом.

На дату подписания акта об оказании услуг:

Дебет 62 Кредит 90-1
– 47 200 руб. – отражена выручка от оказания услуг по договору транспортной экспедиции;

Дебет 90-2 Кредит 20
– 32 000 руб. – учтена в составе расходов себестоимость реализованных услуг;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 7200 руб. – начислен НДС с реализации услуг.

На дату поступления оплаты от «Мастера»:

Дебет 51 Кредит 62
– 47 200 руб. – поступила оплата услуг от «Мастера».

«Альфа» рассчитывает налог на прибыль ежемесячно методом начисления. В доходы бухгалтер включил выручку от реализации в сумме 40 000 руб., в расходы – себестоимость услуг в размере 32 000 руб.

Если по условиям договора экспедитор обязуется организовать процесс перевозки силами сторонних организаций (без своего участия), то фактически он является посредником между клиентом и грузополучателем. Клиент компенсирует ему расходы, связанные с привлечением сторонних организаций, и выплачивает ему вознаграждение. Это следует из пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ.

Если затраты, возмещаемые клиентом, экспедитор не учитывал в расходах в соответствии с условиями договора, то и сумму компенсации этих затрат в доходы включать не нужно (подп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ). В этом случае выручкой от реализации для экспедитора будет только вознаграждение, выплачиваемое клиентом (п. 5 ПБУ 9/99, п. 1 ст. 249 НК РФ). Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-03-09/10.

Напомним, прежде финансовое ведомство высказывало более жесткую позицию по данному вопросу. Согласно ей расходы на услуги стороннего перевозчика, привлеченного в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, вовсе нельзя учитывать при расчете налога на прибыль, если эти затраты компенсируются клиентом (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-04-11/69).

В указанном случае организациям целесообразно руководствоваться последними разъяснениями Минфина России (письмо от 1 февраля 2011 г. № 03-03-09/10).

На сумму вознаграждения посредник должен выставить в адрес клиента счет-фактуру (п. 3 ст. 168, ст. 156 НК РФ, письма Минфина России от 21 июня 2004 г. № 03-03-11/103, от 30 марта 2005 г. № 03-04-11/69, постановления ФАСВолго-Вятского округа от 19 марта 2007 г. № А31-11508/2005-19, Уральского округа от 15 сентября 2004 г. № Ф09-3781/04-АК, Дальневосточного округа от 30 декабря 2005 г. № Ф03-А73/05-2/4132).

Подробнее об отражении доходов и расходов у экспедитора как посредника см. Как посреднику отразить в бухучете и при налогообложении посредническое вознаграждение.

Главбух советует: законодательство, регулирующее вопросы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, не требует оформления отчета по факту оказания услуг. Однако на каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если договор транспортной экспедиции предусматривает привлечение экспедитором сторонних организаций (т. е. посредническую деятельность), в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить отчет экспедитора.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расчетов по договору транспортной экспедиции. Условиями договора предусмотрено, что экспедитор привлекает сторонние организации для исполнения своих обязательств

ООО «Альфа» занимается транспортно-экспедиционной деятельностью. «Альфа» заключила договор транспортной экспедиции с ООО «Производственная фирма «Мастер»».

Договором предусмотрено оказание следующих услуг:
– перевозка товара;
– погрузочно-разгрузочные работы;
– хранение товара.

Для исполнения своих обязательств по договору «Альфа» привлекла сторонние организации.

Сумма затрат, понесенных «Альфой» на организацию выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, составляет 32 000 руб. После подписания отчета об исполнении договора «Мастер» компенсирует «Альфе» все понесенные ею расходы и выплачивает вознаграждение.

Сумма вознаграждения составляет 23 600 руб. (в т. ч. НДС – 3600 руб.). На эту сумму «Альфа» выставила счет-фактуру «Мастеру».

Расчеты по договору транспортной экспедиции бухгалтер «Альфы» отражает на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по субсчетам:
– «Расчеты по договору транспортной экспедиции»;
– «Расчеты со сторонними организациями».

В учете «Альфы» сделаны следующие записи:

На дату оплаты услуг по перевозке товаров клиента:

Дебет 76 субсчет «Расчеты со сторонними организациями» Кредит 51
– 32 000 руб. – оплачены услуги сторонних организаций;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции» Кредит 76 субсчет «Расчеты со сторонними организациями»
– 32 000 руб. – отнесена на расчеты с клиентом стоимость перевозки.

На дату подписания отчета об исполнении договора:

Дебет 62 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции» Кредит 90-1
– 23 600 руб. – отражено вознаграждение в составе доходов;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 3600 руб. – начислен НДС с суммы вознаграждения.

На дату поступления денежных средств от клиента:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции»
– 32 000 руб. – отражено поступление компенсации расходов по договору транспортной экспедиции;

Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции»
– 23 600 руб. – отражено поступление вознаграждения по договору транспортной экспедиции.

«Альфа» рассчитывает налог на прибыль ежемесячно методом начисления. В доходы бухгалтер включил сумму вознаграждения в размере 20 000 руб.

Главбух советует: если в своей деятельности организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги по различным договорам – как собственными силами (в т. ч. с привлечением сторонних организаций), так и в качестве посредника, целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов от этих операций.

В такой ситуации целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов по самостоятельному выполнению работ (оказанию услуг) и привлечению сторонних организаций. Для этого экспедитор может оформлять акт (в части услуг, оказанных собственными силами) и отчет (в части посреднических услуг). Это позволит разграничить суммы, поступающие в качестве вознаграждения экспедитора и возмещения его расходов на привлечение сторонних организаций, от выручки от реализации собственных работ (услуг).

Что такое перевозка?

Рассмотрим ситуацию, когда клиент обращается к перевозчику с просьбой доставить груз с одного адреса на другой за определенное вознаграждение, причем самостоятельно осуществляет погрузку (разгрузку) своего товара. От водителя требуется лишь осуществить доставку товара в целости-сохранности. С юридической точки зрения, это называется «перевозкой», которая регулируется главой 40 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Заинтересованные стороны составляют договор перевозки груза, в котором указываются: тип транспорта, сроки, условия, пункты отправки и доставки, а также обязанности сторон. Заказчик обязуется оплатить перевозчику, оказанные им услуги. Помимо прочего, договор подтверждается транспортной накладной — сопроводительным документом, необходимым при перемещении товара и ведении отчетно-учетной деятельности.

Пассажирская перевозка подтверждается билетом, который выдается уполномоченным лицом, а также багажной квитанцией, если пассажир провозит с собой багаж, который сдается в багажное отделение.

К договору перевозки прилагается транспортная накладная (ТН). При составления договора о перевозке наличие ТН обязательно. Транспортная накладная не нужна, если клиент перевозит товар на собственном автотранспорте. При этом подтверждением факта транспортировки и затрат будет служить путевой лист.

Фиксация факта совершения перевозки производится на основании: ТН, акта выполненных работ и счет-фактуры.

Что такое транспортная экспедиция?

На сегодняшний день многие коммерческие организации предлагают сопутствующие услуги, связанные с доставкой груза. При таком раскладе клиенту не приходиться думать, как будет происходить транспортировка. Проблемы, связанные с выбором маршрута, типа транспортного средства (ТС), погрузкой-разгрузкой, общением с водителем, страхованием и многими другими вопросами берет на себя транспортная компания. Такая организация процесса называется транспортной экспедицией, которая регулируется главой 41 ГК РФ. Следует отметить, что оказывать экспедиционные услуги вправе только юридическое лицо (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). А вот заказчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Клиент заключает договор транспортной экспедиции с компанией-экспедитором, в котором прописываются условия доставки товара. В общем случае в задачи экспедитора входит:

  • Выбор подходящего маршрута, предварительно согласованного с контрагентом, а также типа ТС, соответствующего характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров перевозки груза.
  • Осуществление отправки (получения) товара, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, временное хранение груза на складе в случае необходимости.
  • Выполнение дополнительных работ, связанных с транспортировкой: таможенное и страховое оформление, уплата пошлин и др.

Дабы не тормошить клиента по каждому поводу компания зачастую предлагает оформить доверенность, дающую ей право действовать от его имени. Это является достаточно частой практикой, когда, например, заказчик не имеет возможности ехать за много сотен километров для получения того или иного документа. В данной ситуации перевозчик выступает в качестве агента, действующего от лица заказчика. А договор транспортной экспедиции считается посредническим.

Следует отличать договора перевозки и транспортной экспедиции. В первом случае — это оказание перевозчиком возмездных услуг по транспортировке груза и ничего более. Во втором — это предоставление услуг, связанных с перевозкой, в число которых входит заключение экспедитором (от себя или от клиента) соглашений с перевозчиком. Другими словами, к экспедиции можно отнести все, что прямо или косвенно связано с перевозкой, исключая саму перевозку. Если экспедитор, помимо экспедирования, осуществляет и саму перевозку, то договор считается смешанным.

Следует заметить, что перевозчик может вдобавок оказывать экспедиционные услуги на основании договора перевозки, но это должно быть в явном виде прописано.

Компания-экспедитор вправе привлекать третьих лиц для исполнения взятых на себя обязательств, а именно: договариваться с другими компаниями, которые могут предоставлять требуемые для перевозки ресурсы, отсутствующие у экспедитора. Например, нанимать сторонних водителей и автотранспорт, грузчиков и др.

К договору экспедиции прилагаются следующие документы:

  • Поручение экспедитору. Определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг.
  • Экспедиторская расписка. Подтверждает факт получения экспедитором груза для транспортировки.
  • Складская расписка. Требуется при необходимости временного хранения груза на складе. Данная расписка выдается экспедитором клиенту о том, что груз принят на хранение.

Чтобы зафиксировать факт выполнения экспедиционных обязательств по договору стороны могут составить акт оказанных услуг, а исполнитель предоставить отчет экспедитора. Ключевое слово «могут», говорит, что законодательством не предусмотрено подтверждать факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, однако, для избежания проблем с налоговыми органами это настоятельно рекомендуется делать.

  • Отчет экспедитора — это документ, подтверждающий выполнение экспедиционных услуг посреднического характера, в котором прописаны суммы полученных и израсходованных денежных средств, а также сумма вознаграждения экспедитора. К отчету прилагаются: транспортная накладная, копии договоров с перевозчиками (или оригиналы, если они заключались от имени заказчика), счета-фактуры и другие первичные документы.

Если экспедитор реализует перевозку не своими силами, а с привлечением третьих лиц, то прикладывать к отчету транспортную накладную необязательно, хотя и рекомендуется по причинам, обозначенным выше.

Виды экспедиционных договоров

Обязанности сторон друг перед другом будут зависеть от вида заключенного соглашения. Довольно часто экспедиционный договор носит посреднический характер и подразделяется либо на поручительский, либо комиссионный, либо агентский.

Договор поручения позволяет исполнителю действовать от лица заказчика на основании выданной им доверенности. Вся ответственность ложится на заказчика. Он обязан компенсировать все расходы, понесенные поручителем и заплатить ему за выполненную работу, если она производилась на возмездной основе.

Договор комиссии предполагает, что исполнитель совершает действия от своего имени, а все возникающие расходы, покрывает комитент. Он же оплачивает работу исполнителя, который возлагает на себя права и обязанности по совершению сделки. Так как посредник выступает от себя лично, то доверенность ему не нужна.

Агентский договор является нечто средним между двумя предыдущими. В зависимости от условий, прописанных в нем, агент может действовать как от себя, так и от лица клиента. В последнем случае потребуется доверенность. Преимущества агентского соглашения заключаются в том, что исполнитель вправе совершать часть действий от себя, а часть — от имени заказчика. Например, подписывать документы на основании доверенности, а вести переговоры сам лично.

По той причине, что оказание транспортно-экспедиционных услуг выделено в самостоятельный вид деятельности, экспедитор вправе заключать договор оказания услуг. Тогда экспедиторская компания как бы предоставляет сервис по доставке товара, включающий в себя как саму перевозку, так и мероприятия по ее организации. Такое устройство позволяет скрыть от заказчика финансовые и прочие взаимоотношения экспедитора с привлеченными им лицами. Денежные расчеты клиента ведутся только с экспедитором. С одной стороны, это является несомненным плюсом для того, кто перевозит товар, — сохраняется коммерческая тайна того, сколько денег было им заработано, ровно как скрывается его партнерская база. С другой, если возникают непредвиденные расходы, и это не оговаривается в письменной форме, то контрагент не обязан это компенсировать — вся расходы покрывает исполнитель из своего кармана. Если по вине третьих лиц качество оказанных услуг окажется неудовлетворительным, то клиент будет иметь претензии только к исполнителю, а тот, в свою очередь, к привлеченным им лицам.

Охрана труда

Инструкция по охране труда для экспедитора по перевозке грузов

Глава 1. Общие требования по охране труда

1.К работе в качестве экспедитора по перевозке грузов (далее – экспедитора) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

медицинский осмотр:

вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности;

первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда и правилам пожарной безопасности;

стажировку под руководством опытного работника;

проверку знаний по электробезопасности с присвоением 1 группы допуска по электробезопасности.

2.Экспедитор должен соблюдать требования инструкции, кроме того, он должен выполнять требования пожарной безопасности и электробезопасности.

3.Заметив нарушение инструкции другим работником, он должен предупредить его о необходимости соблюдения требований безопасности.

4.Экспедитор, своевременно не прошедший ежегодную проверку знаний и повторный инструктаж по охране труда, не должен приступать к работе.

5.Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которым экспедитор не обучен.

6.Экспедитор должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а также правила пожарной безопасности, утвержденные на предприятии. Курить разрешается только в специально отведенных местах. Употреблять спиртные напитки и наркотические вещества перед и в процессе работы запрещается.

7.Экспедитор должен знать, что опасными факторами, которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:

передвигающиеся автомобили;

подвижные части конвейеров;

перемещаемые товары, тара;

физические перегрузки при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, оборудования, тары, товаров;

оборудование и инструмент;

8.Экспедитор должен работать в спецодежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты:

Наименование средств индивидуальной защиты

Маркировка по защитным свойствам

Срок носки

халат хлопчатобумажный (костюм хлопчатобумажный)

Зми

рукавицы комбинированные

Ми

до износа

Зимой на наружных работах дополнительно:
костюм для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани

Тн

Для защиты от атмосферных осадков при выполнении наружных работ дополнительно:
Плащ непромокаемый с капюшоном

Вн

дежурный

9.Экспедитор должен выполнять только работу, порученную ему непосредственным руководителем. Во время работы он должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

10.В случае возникновения в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, немедленно обращаться к непосредственному руководителю. Не приступать к работе, безопасные приемы которой не известны.

11.О замеченных нарушениях требований охраны труда на своем рабочем месте, а так же о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты сообщать своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений.

12.Экспедитор должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему.

13.При каждом несчастном случае, очевидцем которого он стал, необходимо не медленно оказать пострадавшему первую доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или в ближайшее медицинское учреждение, сообщить непосредственному руководителю.

14.Если несчастный случай произошел с самим экспедитором, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся непосредственному руководителю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

15.Экспедитор должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

16.Экспедитор должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом.

17.Для питья необходимо пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.)

18.За невыполнение требований инструкции экспедитор несет ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядка и действующего законодательства.

Глава 2.Требования по охране труда перед началом работы

19.Перед началом работы экспедитор должен надеть спецодежду.

20.Получить задание на работу у своего непосредственного руководителя. Не выполнять работу без получения задания.

21.Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать лишние предметы, не загромождая при этом проходов.

22.Убедиться в достаточности освещения.

23.Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мокрый, вытереть или посыпать его опилками.

24.Проверить освещенность на рабочем месте. При плохой освещенности работу не начинать до устранения неисправности.

25.Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, оборудования стеллажей, лестниц, стремянок, защитных ограждений и приспособлений. Не работать неисправным инструментом, приспособлениями или на неисправном оборудовании и не производить самому устранение неисправностей.

26.Проверить внешним осмотром отсутствие посторонних предметов на ленте транспортера, отсутствие запрещающих плакатов на приводе включения транспортера.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

27.Соблюдать предельную норму переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека.

Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную.

Характер работы Предельно допустимая масса груза

Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) 10кг

Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены 7 кг

Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены с рабочей поверхности с пола до 350 кг до 175 кг

28.Предельно допустимая масса груза, перемещаемая мужчиной – не более 50 кг.

29.При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

30.Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м; высота подъема груза с пола ограничивается 1 м., а с рабочей поверхности (стола и др.) – 0,5м.

31.Примечание: В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

32.При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

33.Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м; высота подъема груза с пола ограничивается 1 м., а с рабочей поверхности (стола и др.) – 0,5м.

34.Если вес груза превышает 50 кг, то поднимать и перемещать его нужно при помощи подъемно-транспортных средств.

Укладка и хранение грузов

35.При выгрузке и опускании тяжелых предметов предварительно положить на пол подкладки, чтобы не придавить ногу или руку, а также обеспечить удобство последующей погрузки.

36.Не укладывать грузы в проходах, проездах и возле электроустановок, электропроводов рубильников и токопроводящей арматуры.

37.Грузы укладывать прочно, чтобы предупредить возможность их самопроизвольного перемещения.

38.При формировании штабеля в нижние ряды укладывать более тяжелые грузы.

39.Не укладывать грузы на неисправные стеллажи, не перегружать стеллажи.

40.При использовании верхних полок стеллажей использовать исправные лестницы. Переносные лестницы должны быть устойчивыми, а раздвижные иметь прочные крепления и крюки, предотвращающие произвольное раздвигание лестниц во время работы. В передвижной лестнице с верхней площадкой, площадка должна быть ограждена с трех сторон.

41.Для работы на шероховатых и бетонных полах применять лестницы, у которых нижние концы снабжены резиновыми наконечниками или обиты резиной. При работе на деревянных и земляных полах нижние концы лестниц должны иметь стальные шипы. При работе на гладких полах у основания лестницы должен стоять рабочий.

42.Во избежание получения травмы запрещается:

работать стоя на верхней ступени переносной лестницы;

пользоваться вместо лестниц случайными подставками, а также подниматься по полкам стеллажа.

Укладка грузов на поддоны

43.При загрузке ящичных поддонов детали в ящике укладывать ниже верхней кромки поддона на 5-10см.

44.При формировании пакетов с грузом на плоских поддонах, соблюдать следующие условия:

вес груза распределять симметрично относительно осей поддона, обеспечивая

устойчивость пакета;

верхняя плоскость пакета должна быть ровной и горизонтальной;

грузы на поддоне не должны выступать за его края более чем на 6см.;

укладывать в пакет грузы только в исправной таре.

Упаковка и распаковка тары

45.При упаковке или распаковке тюков (посылов), коробок, во избежание порезов рук и др. частей тела использовать ножницы только с закругленными концами лезвий.

46.Во избежание травмирования запрещается применять во время работ по упаковке, распаковке и в процессе повседневной работы лезвия, ножи, и другие режущие инструменты (нестандартного) кустарного производства.

47.Следить, чтобы после упаковки не оставались острые концы обивки, обвязки, задиры, заусенцы и.т.д.

Работа по сопровождению грузов

48.Укладывать грузы в автомобиле либо фургоне следует таким образом, чтобы была исключена возможность их самопроизвольного перемещения и падения во время движения автомобиля.

49.Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке

50.Запрещается сидеть на бортах и кабине, стоять на подножках садиться, высаживаться и пересаживаться, курить и принимать пищу, перекладывать и крепить груз во время движения автомобиля.

51.Курить и пользоваться открытым огнем при погрузке, разгрузке и переноске посылов, коробок, ящиков, емкостей с ЛВЖ и горючими жидкостями.

52.Запрещается оставлять работающее оборудование (транспортер) без присмотра.

53.Во избежание травмирования запрещается переходить через оборудование (транспортер), становиться, сидеть и ходить по ленте транспортера, освобождать застрявший груз, упаковку, обвязку.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

54.По окончании работы экспедитор должен привести в порядок рабочее место. Выключить оборудование. Убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место.

55.Снять спецодежду и убрать ее в предназначенное для нее место. Своевременно сдавать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.

56.Выполнить правила личной гигиены.

57.По окончании работы выключить все электроприборы и освещение, за исключением дежурного освещения.

58.Доложить непосредственному руководителю обо всех недостатках, замеченных в процессе работы и о завершении работы.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

59.При возникновении ситуации, которые могут привести к авариям или несчастным случаям, остановить работу, вывести людей из опасной зоны и сообщить о возникшей ситуации непосредственному руководителю.

60.Вынести из опасной зоны легковоспламеняющиеся материалы, отключить электроэнергию.

61.При получении травмы экспедитор должен сообщить непосредственному руководителю, обратиться за помощью в медицинское учреждение.

62.При возникновении аварии, приведшей к травмированию работника, принять меры по оказанию пострадавшему медицинской помощи и поставить в известность непосредственного руководителя.

63.При ушибе следует обеспечить покой ушибленной части тела, к ушибленному месту приложить холод, (лед, холодную воду, смоченную холодной водой ткань). Не допускается смазывать ушибленное место йодом, растирать его, делать массаж.

64.При вывихе необходимо обеспечить полную неподвижность в суставе. Вправлять вывихнутый сустав самостоятельно запрещается.

65.При любом повреждении кожи и тканей тела следует смазать йодом кожу вокруг раны, закрыть рану стерильным материалом (бинтом, салфеткой) и наложить повязку.

66.Промывать рану и извлекать из нее инородные тела самостоятельно запрещается.

67.При поражении электрическим, током необходимо немедленно отсоединить пострадавшего от электросети: выключить рубильник, отбросить электропровод сухой палкой, доской или каким-либо другим непроводником, в случае необходимости перерезать или перебить провод топором с сухой деревянной ручкой или другим изолированным инструментом. Запрещается пользоваться в таких случаях мокрым или неизолированными металлическими предметами.

68.Если после отключения пострадавшего от электросети обнаружена остановка дыхания, необходимо сразу же начинать искусственное дыхание способом “рот-рот” или “рот-нос”.

69.Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него устойчивое дыхание и пульс, его следует уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать лицо холодной водой.

70.Пораженные электрическим током места на теле (чаще на руках и ногах) следует закрыть сухой (марлевой) повязкой.

71.В любом случае один из очевидцев должен немедленно вызвать медицинского работника и помочь доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

72.Сохранить обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает безопасности других работников.

Договор транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Договор транспортной экспедиции, как правило, является консенсуальным, но может быть и реальным, особенно когда в качестве экспедитора выступает сам перевозчик. Договор возмездный, двусторонний.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Экспедиторскими документами согласно «Правилам транспортно-экспедиционной деятельности» (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. N 554) являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Более полно условия договора транспортной экспедиции, имущественная ответственность его сторон, а также порядок предъявления претензий и исков определяются предусмотренным ст. 801 ГК РФ, Федеральным законом от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности).

Перечень услуг, предоставляемых экспедитором, говорит о том, что они могут быть не только юридическими, но и носить характер фактических действий. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всего комплекса операций по обслуживанию груза «от склада до склада», а при частичном — функции экспедитора ограничиваются определенными этапами транспортировки или видами операций.

Возможны также длящиеся договоры. Договор транспортной экспедиции широко применяется при организации централизованного завоза и вывоза грузов с железнодорожных станций и из портов. Выполнение отдельных разовых операций часто оформляется путем подачи клиентом заявки и принятия ее к исполнению экспедитором.

В качестве клиентов по договору могут выступать как предприниматели, так и граждане; в последнем случае к отношениям применяются нормы Закона о защите прав потребителей.

Экспедитором может быть только предприниматель.

Согласно п. 2 ст. 801 ГК обязанности экспедитора может исполнять и сам перевозчик груза — ситуация наиболее распространенная при автомобильных перевозках. В этом случае одно и то же лицо будет выполнять функции, составляющие содержание разных договоров с не совпадающими правами и обязанностями.

Экспедитор без согласования с клиентом вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если тому не препятствуют условия договора транспортной экспедиции. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом (ст. 805 ГК).

Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

В случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации.

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

При этом сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК), и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных ею затрат (п. 5 ст. 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с условиями договора. В процессе исполнения договора клиент может давать ему указания. Экспедитор вправе отступать от этих указаний, если это в интересах клиента, а возможности с ним связаться не было в течение суток (ст. 3, 4 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Ответственность сторон. Претензии и иски. Согласно п. 1 ст. 803 ГК за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются общими положениями об обязательствах (гл. 25 ГК). Это означает, что экспедитор в отличие от перевозчика несет повышенную ответственность независимо от наличия своей вины, как всякий предприниматель (п. 3 ст. 401 ГК), и возмещает причиненные убытки в полном объеме (ст. 393 ГК).

Однако если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом должна определяться по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (п. 2 ст. 803 ГК).

В то же время экспедитор отвечает независимо от своей вины (ч. 1 ст. 803 ГК) и в полном объеме за все убытки клиента, когда несохранность груза связана с действиями или бездействием самого экспедитора (например, при наличии признаков несохранности груза экспедитор своевременно не потребовал от перевозчика составления коммерческого акта).

В международном сообщении Законом о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрены ограничения ответственности экспедитора, которая в целом не может превышать 666,67 расчетной единицы за место груза или иную единицу отгрузки (п. 3 ст. 6 Закона), а при не сохранности груза — 2 расчетных единиц за его килограмм (п. 2 ст. 7 Закона). Предел ответственности за не сохранность груза не применяется при наличии умысла экспедитора и в случае просрочки исполнения обязательства — когда клиентом является физическое лицо, пользующееся услугами экспедитора для бытовых нужд (ст. 6 Закона). В последнем случае предусмотрена штрафная неустойка в размере 3% причитающегося экспедитору вознаграждения за каждые сутки задержки, но не более 80% от этой суммы. Указанное правило применяется и при внутренних перевозках (п. 2 ст. 9 Закона).

Определенные Законом о транспортно-экспедиционной деятельности условия и размеры ответственности экспедитора не могут быть устранены или уменьшены соглашением сторон договора (п. 2 ст. 11 Закона).

В свою очередь, клиент отвечает за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности предоставить необходимую информацию и документы, которые предусмотрены ст. 804 ГК. За несвоевременную уплату экспедитору вознаграждения и понесенных им расходов предусмотрена неустойка в пределах их суммы в размере 0,1% за каждый день просрочки; за необоснованный отказ клиента от оплаты расходов экспедитора — штраф в размере 10% от их суммы (ст. 10 Закона).

Претензии к экспедитору должны быть заявлены в течение 6 месяцев и рассмотрены им в течение 30 дней. Право на предъявление претензии имеют клиент, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик в порядке суброгации. Исковая давность по требованиям из договора экспедиции — один год со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 12, 13 Закона).

Организация-экспедитор применяет общую систему налогообложения, оказывает услуги по договору транспортной экспедиции. К перевозкам могут привлекаться третьи лица, с которыми организация заключает договоры от своего имени, но за счет заказчика. В договоре с заказчиком установлено, что он возмещает расходы полностью, когда груз будет доставлен в пункт назначения. Бывают ситуации, когда один из привлеченных лиц уже доставил груз и отчитался перед экспедитором, а другой сможет отчитаться спустя 1-2 месяца.
Сумма вознаграждения экспедитора определяется в процентном выражении от стоимости комплекса услуг, оказанных клиенту в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания привлеченными экспедитором третьими лицами.
Каков порядок отражения в бухгалтерском учете операций по договору транспортной экспедиции?
Какие документы необходимо оформить?

6 июня 2017

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Растянутые во времени затраты, осуществляемые за счет клиента, для последующего предъявления всей стоимости услуг по транспортно- экспедиционному обслуживанию можно собирать на отдельном субсчете (подсубсчете) счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Указанные затраты для предъявления клиенту необходимо включить в отчет, к которому необходимо приложить копии первичных документов, предъявленных экспедитору непосредственными исполнителями услуг.
Отчет в данном случае необходимо составить после оказания всего комплекса услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию (после доставки груза в конечный пункт назначения и передачи его грузополучателю).

Обоснование позиции:

Гражданско-правовые аспекты

Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг регулируется положениями главы 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В общем случае условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон (п. 3 ст. 801 ГК РФ).
Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 805 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ установлено, что клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
По характеру отношений, возникающих между клиентом и экспедитором, в случае привлечения последним для выполнения поручения клиента третьих лиц, договор транспортной экспедиции близок к посредническим договорам, правоотношения по которым регулируются положениями глав 49, 51 и 52 ГК РФ.
Необходимо учитывать, что наличие или отсутствие посреднических отношений по договору транспортной экспедиции влияет на порядок исчисления НДС экспедитором, бухгалтерского и налогового учета выручки от реализации услуг и расходов у экспедитора, а также на порядок документального оформления операций, связанных с оказанием услуг транспортной экспедиции.
При этом тот факт, что во исполнение своих обязанностей при оказании транспортно-экспедиционных услуг экспедитор заключает договоры с третьими лицами, сам по себе не означает, что к договору транспортной экспедиции во всех случаях применимы соответствующие нормы ГК РФ о договорах поручения, комиссии и агентирования, хотя заключение такого рода договоров экспедитором в интересах клиента и не исключено. Поэтому вопрос о том, имеются ли в конкретном случае посреднические отношения между экспедитором и его клиентом, должен решаться в зависимости от условий договора транспортной экспедиции. К такому выводу приходят суды, рассматривая порядок налогообложения услуг, оказываемых экспедитором в случае, если для исполнения поручения клиента он привлекает третьих лиц.
По мнению судов, транспортно-экспедиционная деятельность признается по действующему законодательству самостоятельным видом деятельности и не является посреднической, а договор транспортной экспедиции не относится к посредническим договорам, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора (постановления АС Поволжского округа от 09.10.2015 N Ф06-1353/15 по делу N А12-2541/2015, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 N 12АП-11946/15).
В постановлении ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 N Ф06-891/13 по делу N А65-18009/2012, где рассматривалось право на применение экспедитором вычетов сумм НДС, предъявленных третьими лицами (перевозчиками и др.), суд указал, что договор транспортной экспедиции, являющийся самостоятельным видом договора, регулируется отдельной главой ГК РФ. Суд, поддерживая право налогоплательщика на вычет «входного» НДС, учитывал, в частности, порядок определения стоимости услуг, оказываемых экспедитором. Согласно договору с клиентом размер вознаграждения экспедитора в стоимости транспортно-экспедиционных услуг отдельно не выделялся, что было подтверждено в суде актами на выполнение работ (оказание услуг), счетами-фактурами, выставленными налогоплательщиком. Также расходы, понесенные экспедитором, заказчиком отдельно не возмещались; счета-фактуры по расходам, понесенным экспедитором, заказчику не перевыставлялись.
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 N 15АП-11589/12 суд указал, что НК РФ не содержит разъяснений по вопросу о том, как определяется налоговая база по договору транспортной экспедиции, в практике существует несколько подходов:
1. Договор транспортной экспедиции является посредническим договором, поэтому в базу по НДС включается только вознаграждение экспедитора;
2. Договор транспортной экспедиции не является посредническим, следовательно, правила определения налоговой базы по ст. 156 НК РФ на него не распространяются;
3. Услуги по договору транспортной экспедиции облагаются НДС в зависимости от его условий.
По мнению суда, к договору транспортной экспедиции применяются правила определения налоговой базы по НДС в соответствии со ст. 156 НК РФ, применяемой посредниками, если в договоре сумма вознаграждения экспедитора выделена отдельно, например, как положительная разница, возникающая между суммой, полученной от клиента в счет оплаты стоимости оказываемых услуг и транспортно-экспедиционного обслуживания и (или) перевозки грузов в соответствии с поручениями клиента, и согласованной сторонами суммой, фактически уплаченной экспедитором третьим лицам, привлеченным для выполнения поручений.
Договор транспортной экспедиции может быть признан посредническим, если он содержит все признаки посреднического договора, установленные главами: 49 («Поручение»), 51 («Комиссия»), 52 («Агентирование») ГК РФ (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2013 N Ф08-8177/12 по делу N А32-2247/2012, ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2009 N А56-55513/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2007 N А31-11508/2005-19 (определением ВАС РФ от 18.05.2007 N 5707/07 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2014 NФ02-961/14 по делу N А33-1626/2013 также детально были проанализированы условия договора транспортной экспедиции. Договор был признан посредническим ввиду установления следующих признаков:
— экспедитор совершает юридические действия в интересах иного лица — заказчика (по аналогии со ст.ст. 971, 990, 1005 ГК РФ, регулирующими правоотношения по договорам комиссии, поручения, агентирования);
— заказчик, в интересах которого действует экспедитор, возмещает последнему расходы, понесенные в связи с исполнением поручения (по аналогии со ст.ст. 975, 1001 ГК РФ);
— платой за экспедиторские услуги является вознаграждение, которое не включает стоимость возмещаемых затрат (по аналогии со ст.ст. 972, 991, 1006 ГК РФ).
Таким образом, договор транспортной экспедиции может быть признан посредническим, если:
— вознаграждение экспедитора в договоре установлено отдельной суммой (без учета возмещаемых расходов на приобретение услуг третьих лиц) либо установлен порядок определения суммы вознаграждения (например, в процентом выражении от стоимости приобретенных услуг третьих лиц);
— установлен порядок возмещения расходов на приобретение услуг третьих лиц. Как правило, такое возмещение производится на основании отчета экспедитора (посредника), к которому прилагаются копии документов, полученных, в частности, от перевозчиков, хранителей и др. (ст.ст. 974, 999, 1008 ГК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что Президиум ВАС РФ в п. 6 информационного письма от 17.11.2004 N 85 указал, что сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. На это также неоднократно обращал внимание Минфин России, указывая, что при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала (см. письма Минфина России от 16.08.2013 N 03-11-11/33417, от 18.04.2013 N 03-11-11/149, от 05.04.2013 N 03-11-06/2/11195, от 24.01.2013 N 03-11-06/2/12, от 21.01.2013 N 03-11-06/2/07).
То есть для того, чтобы можно было отнести договор транспортной экспедиции к посредническому виду, договор с перевозчиком, хранителем и иным третьим лицом во исполнение договора транспортной экспедиции должен заключаться не только после заключения самого договора транспортной экспедиции, но и во исполнение поручения, данного в указанном договоре, именно в интересах клиента.
При определении правового характера договора налоговый орган может исследовать документы, связанные с его исполнением, в частности акты выполненных работ (оказанных услуг), отчеты агента, счета-фактуры, иные документы, подтверждающие наличие агентских отношений (смотрите, например, решение ФНС России от 10.12.2012 N 198). В зависимости от этих обстоятельств (а не только от формулировок договора, относящихся к обязанностям сторон) может быть установлено, является ли договор посредническим (агентским, договором комиссии) или договором оказания экспедиторских услуг. Поэтому важно правильное построение документооборота в зависимости от вида договора.
Полагаем, что все условия для признания договора транспортной экспедиции посредническим в рассматриваемой ситуации выполняются.
Из вопроса следует, что экспедитор по договору транспортной экспедиции во взаимоотношениях с третьими лицами действует от своего имени. Поэтому в дальнейшем в консультации мы будем говорить о договоре транспортной экспедиции, имеющем признаки посреднического договора по схеме комиссии (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Согласно п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) не признаются доходами организации поступления от юридических и физических лиц, по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.
На основании п. 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) не признаются расходами организации выбытие активов по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации экспедитор признает в бухгалтерском учете только доход в виде экспедиторского вознаграждения.
Причем приобретенные во исполнение договора услуги третьих лиц не признаются расходами экспедитора (п. 1 ст. 996 ГК РФ, п. 3 ПБУ 10/99).
Выручка от оказания посреднических услуг — комиссионное вознаграждение (вознаграждение экспедитора) является доходом от обычных видов деятельности комиссионера (экспедитора). Выручка признается в учете исходя из цены, установленной посредническим договором (договором транспортной экспедиции), на дату исполнения поручения комитента (клиента) (п.п. 5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99). Дата исполнения поручения клиента (комитента) определяется условиями договора транспортной экспедиции (комиссии). Такой датой может быть, например, дата выдачи груза в конечном пункте назначения (см. письма Минфина России от 29.12.2012 N 03-07-15/161, ФНС России от 14.03.2013 N ЕД-4-3/4253@), если условиями договора не предусмотрено, что после доставки груза в пункт назначения экспедитор выполняет какие-либо иные поручения клиента в отношении этого груза.
В письме УФНС России по г. Москве от 05.06.2012 N 16-15/049727@, разъясняя порядок признания дохода от оказания услуг для целей налогообложения прибыли, налоговый орган указал, что услуга считается реализованной (оказанной) в момент окончания ее оказания (независимо от составления акта приемки).
В письме Минфина России от 19.10.2015 N 03-03-06/59640 разъясняется, что доходы организации, полученные по договору об оказании услуг, следует учитывать для целей налогообложения прибыли организаций в том налоговом периоде, в котором документально подтвержден факт оказания услуг.
Пункт 13 ПБУ 9/99 позволяет признавать в бухгалтерском учете выручку от оказания услуг по договору, действие которого приходится на длительный период времени (более одного отчетного периода — месяца (п.п. 4, 48 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»)), по мере готовности услуги или по завершении оказания услуги. Выручка от оказания конкретной услуги признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность услуги.
Как мы поняли из вопроса, поэтапное оказание услуг договором не предусмотрено. Кроме того, в рассматриваемой ситуации сумма вознаграждения экспедитора определяется в процентном выражении от стоимости комплекса услуг, оказанных клиенту в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания привлеченными экспедитором третьими лицами.
Поэтому до тех пор, пока не будет оказан весь комплекс услуг по договору всеми непосредственными исполнителями (например, пока груз не будет доставлен в конечный пункт назначения последним перевозчиком и передан грузополучателю), организация-экспедитор выручку от оказания услуг признать не может (пп.пп. «б», «г», «д» п. 12 ПБУ 9/99).
Факт выполнения поручения клиента по посредническому договору подтверждается составлением отчета посредника (ст. 999, ст. 1008 ГК РФ), где отражаются затраты, произведенные за счет клиента (возмещаемые расходы).
Именно отчет комиссионера с приложенными к нему копиями документов, выставленных в адрес комиссионера (экспедитора) третьими лицами (перевозчиками, хранителями и пр.), является для комитента (клиента) первичным документом для отражения в его учете расходов по договору комиссии (в данном случае договору транспортной экспедиции) (см. письмо Управления МНС по г. Москве от 17.09.2004 N 21-09/60455).
Отчет оформляется в произвольной форме, но как первичный документ бухгалтерского учета должен содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Форма отчета может быть согласована в качестве приложения к договору транспортной экспедиции. В него также может быть включена отдельной строкой сумма экспедиторского вознаграждения. При этом на экспедиторское вознаграждение может быть оформлен и отдельный акт оказанных услуг, также в произвольной форме с учетом ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Одним из обязательных реквизитов первичного документа является дата его составления (пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с п. 3.11 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст, датой документа является дата его подписания или утверждения, для протокола — дата заседания (принятия решения), для акта — дата события. Требования данного стандарта носят рекомендательный характер и распространяются на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД) и включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД) (класс 0200000), однако они отражают общие принципы бухгалтерского учета и ведения документооборота в организациях и их целесообразно учитывать при составлении всех бухгалтерских документов.
Применительно к анализируемой ситуации это означает, что акт оказанных услуг на экспедиторское вознаграждение (если он составляется) и отчет о затратах, произведенных за счет клиента, должны быть составлены на дату выполнения всего комплекса услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию (например, на дату передачи груза грузополучателю в конечном пункте назначения). Для своевременного отражения данных в бухгалтерском учете экспедитора, а соответственно и клиента, необходимо обеспечить своевременную передачу первичных учетных документов, выставленных третьими лицами, в бухгалтерию экспедитора (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Необходимо учитывать, что в регистрах бухгалтерского учета отражаются данные только на основании первичных документов (ч.ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, бухгалтерский учет посреднических операций у экспедитора (комиссионера) целесообразно вести используя счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», выделив для конкретных расчетов отдельные субсчета к этому счету:
76-1 «Расчеты с подрядчиками»;
76-2 «Расчеты с клиентом»;
76-3 «Расчеты с клиентом по экспедиторскому вознаграждению».
Кроме того, в рассматриваемой ситуации организация может к субсчету 76-2 «Расчеты с клиентом» открыть дополнительный субсчет, на котором будут собираться растянутые во времени затраты, осуществляемые за счет клиента, для последующего предъявления всей стоимости услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, что также может отражаться на отдельном субсчете, открытом к субсчету 76-2 «Расчеты с клиентом».
Проводки в данной ситуации могут быть следующими:
Дебет 76-2, подсубсчет «Приобретение услуг третьих лиц для клиента» Кредит 76-1
— отражено приобретение услуг первого перевозчика на основании представленных им первичных документов (транспортных накладных, актов оказанных услуг, счетов-фактур, если перевозчик является плательщиком НДС);
Дебет 76-2, подсубсчет «Приобретение услуг третьих лиц для клиента» Кредит 76-1
— отражено приобретение услуг второго перевозчика на основании представленных им первичных документов.
Аналогичным образом отражается приобретение иных услуг третьих лиц, привлеченных для исполнения поручения клиента (погрузка, разгрузка, хранение и т.д.).
Дебет 76-2, подсубсчет «Перевыставление услуг третьих лиц клиенту» Кредит 76-2, подсубсчет «Приобретение услуг третьих лиц для клиента»
— отражен факт предъявления услуг третьих лиц клиенту (отчет о затратах);
Дебет 76-1, Кредит 51
— с расчетного счета оплачены перевозка, погрузка, разгрузка и пр.;
Дебет 51 Кредит 76-2, подсубсчет «Перевыставление услуг третьих лиц клиенту»,
— на расчетный счет поступили денежные средства от клиента в счет возмещения расходов по перевозке, погрузке, разгрузке и пр.;
Дебет 76-3 Кредит 90-1
— начислено экспедиторское вознаграждение на дату оказания комплекса услуг;
Дебет 90-3 Кредит 68
— начислен НДС с вознаграждения;
Дебет 90-2 Кредит 20 (26)
— отражены собственные расходы экспедитора.
В рассматриваемой ситуации организации необходимо также учитывать, что неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы (п.п. 5 и 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554, далее — Правила).
Такими документами являются:
— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
При этом в соответствии с п. 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов. Указанные выше экспедиторские документы подтверждают наличие гражданско-правовых отношений.
Поэтому в рассматриваемой ситуации экспедитору необходимо иметь экспедиторские документы (см. также письмо Минфина России от 22.06.2015 N 03-03-06/1/35869).
На свое вознаграждение экспедитор должен выставить клиенту счет-фактуру (п. 3 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ). Кроме того, если в рамках оказания услуг по договору транспортной экспедиции были привлечены третьи лица, являющиеся плательщиками НДС, то на услуги третьих лиц составляется сводный счет-фактура, в котором необходимо указать в самостоятельных позициях виды услуг, приобретенных у третьих лиц, на основании их счетов-фактур. Порядок составления таких счетов-фактур разъясняется в письме Минфина России от 29.12.2012 N 03-07-15/161, смотрите также письмо Минфина России от 15.04.2015 N 03-07-09/21389.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Договор транспортной экспедиции

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ №

г. «» г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Клиент», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Экспедитор», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Согласно настоящему договору Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой груза.

1.2. Срок действия настоящего договора: с «» года до «» года.

1.3. Стоимость оказываемых Экспедитором услуг составляет: рублей.

1.4. Клиент обязуется оплатить:

  • сумму, указанную в п.1.3., не позднее «» года г;
  • расходы, связанные с исполнением настоящего договора, не позднее дней с момента предоставления Экспедитором калькуляции затрат.

1.5. Денежные суммы, указанные в п.1.3. настоящего договора и в калькуляции затрат, выплачиваются в следующем порядке: .

2. ОБЯЗАННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА

2.1. Экспедитор обязуется:

  • организовать перевозку груза транспортом по следующему маршруту: ;
  • заключить от имени Клиента на основании доверенности договор перевозки груза;
  • обеспечить
  • обеспечить получение документов, требующихся для экспорта или импорта груза;
  • обеспечить выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверить количество и состояние груза;
  • обеспечить погрузку и выгрузку;
  • уплатить пошлины, сборы, произвести другие необходимые платежи, возложенные на Клиента;
  • обеспечить хранение груза и его получение в пункте назначения;

2.2. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за исполнение настоящего договора.

3. ДОКУМЕНТЫ И ДРУГАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ЭКСПЕДИТОРУ

3.1. Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей, предусмотренных настоящим договором.

3.2. Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить – у Клиента необходимые дополнительные данные.

3.3. В случае непредоставления Клиентом необходимой информации Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

3.4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в п.3.1.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА ПО НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору Экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК.

4.2. Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность Экспедитора перед Клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед Экспедитором отвечает соответствующий Перевозчик.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Любая из Сторон вправе отказаться от настоящего договора, предупредив об этом другую Сторону в разумный срок.

5.2. При одностороннем отказе от исполнения настоящего договора Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой Стороне убытки, вызванные расторжением договора.

5.3. Договор составлен в экземплярах.

6. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Клиент

  • Юридический адрес:
  • Почтовый адрес:
  • Телефон/факс:
  • ИНН/КПП:
  • Расчетный счет:
  • Банк:
  • Корреспондентский счет:
  • БИК:
  • Подпись:

Экспедитор

  • Юридический адрес:
  • Почтовый адрес:
  • Телефон/факс:
  • ИНН/КПП:
  • Расчетный счет:
  • Банк:
  • Корреспондентский счет:
  • БИК:
  • Подпись:

Отчет экспедитора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *