Освоение природных ресурсов

Как отразить в учете расходы на освоение месторождений

Бухучет

Пользователи недр учитывают в бухучете расходы на освоение месторождений в следующем порядке:

  • по правилам ПБУ 24/2011 – до момента подтверждения коммерческой целесообразности расходов на освоение месторождений;
  • по правилам ПБУ 6/01 и 14/2007 – после момента подтверждения экономической целесообразности расходов на освоение месторождений.

Это следует из пункта 2 ПБУ24/2011.

В соответствии с ПБУ 24/2011 расходы на освоение месторождений (поисковые затраты) учитываются в составе:

  • внеоборотных активов;
  • расходов по обычным видам деятельности.

Виды поисковых затрат (других аналогичных затрат), а также какие из них будут учитываться в составе внеоборотных активов (поисковых активов), определите самостоятельно. Закрепите это в учетной политике для целей бухучета и применяйте такой порядок и классификацию последовательно из года в год.

Остальные поисковые затраты (т. е. не признанные внеоборотными активами) учитывайте в составе расходов по обычным видам деятельности.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 11 ПБУ 24/2011.

Поисковые активы

Поисковые затраты, отнесенные к внеоборотным активам, учитывайте на счете 08. По своему содержанию поисковые активы делятся на материальные и нематериальные. Поэтому их учет ведите на отдельных субсчетах, открытых к счету 08. Это следует из пунктов 6 и 9 ПБУ 24/2011.

Действующим планом счетов такие субсчета не предусмотрены. Поэтому организация может их ввести самостоятельно и прописать это в учетной политике для целей бухучета. Например, учет можно вести так:

  • счет 08 субсчет «Нематериальные поисковые активы»;
  • счет 08 субсчет «Материальные поисковые активы».

К материальным поисковым активам относятся поисковые затраты на приобретение объектов, имеющих материально-вещественную форму. Например, такие:

  • сооружения (система трубопроводов и т. д.);
  • оборудование, которое используется для поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки запасов нефти и газа (например, специализированные буровые установки, насосные агрегаты, резервуары и т. д.);
  • транспортные средства.

Об этом сказано в пункте 7 ПБУ 24/2011.

Нематериальными поисковыми активами являются:

  • право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное соответствующей лицензией;
  • информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований;
  • результаты разведочного бурения;
  • результаты отбора образцов;
  • иная геологическая информация о недрах;
  • оценка коммерческой целесообразности добычи.

Об этом сказано в пункте 8 ПБУ 24/2011.

Учитывайте поисковые активы отдельно по каждому лицензионному участку недр (п. 5 ПБУ 24/2011).

Единицу бухучета поисковых активов определяйте следующим образом:

  • для материальных поисковых активов – по правилам бухучета основных средств;
  • для нематериальных поисковых активов – по правилам бухучета нематериальных активов.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 ПБУ 24/2011.

Первоначальная оценка

Первоначальная оценка поискового актива в бухучете равна сумме фактических затрат, перечень которых содержится в пункте 13 ПБУ 24/2011. К ним относятся суммы, уплачиваемые:

  • поставщикам или продавцам по договору;
  • подрядчикам за выполнение работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • посредникам, через которых приобретен поисковый актив;
  • за информационные и консультационные услуги;
  • сотрудникам, занятым в создании поискового актива.

Кроме того, в фактические затраты включаются:

  • таможенные пошлины и сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственные и патентные пошлины;
  • амортизация иных внеоборотных активов (включая поисковые активы), использованных непосредственно при создании поискового актива;
  • обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, возникающие в связи с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, связанные с признаваемыми поисковыми активами;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением (созданием) поискового актива, обеспечением условий для его использования в запланированных целях.

Не включаются в стоимость поисковых активов:

  • возмещаемые налоги;
  • общехозяйственные расходы;
  • другие аналогичные расходы, если они непосредственно не связаны с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых, их разведке и относятся к отдельному участку недр, на котором выполняются работы.

Об этом сказано в пунктах 12–14 ПБУ 24/2011.

Последующая оценка

Последующую оценку (переоценку) материальных и нематериальных поисковых активов проводите аналогично правилам последующей оценки основных средств и нематериальных активов с учетом следующих особенностей. На каждую отчетную дату организация должна проводить анализ наличия признаков обесценения поисковых активов. При этом нужно рассматривать как минимум следующие признаки обесценения:

  • окончание в течение 12 месяцев после отчетной даты срока лицензии на поиск, оценку месторождений при отсутствии намерений и (или) возможности ее продления;
  • существенные затраты на выполнение работ по дальнейшему поиску, оценке месторождений и разведке полезных ископаемых на определенном участке не учтены в планах организации;
  • прекращение поиска, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых на определенном участке в связи с тем, что они не привели к обнаружению промышленно значимых полезных ископаемых;
  • вероятность того, что стоимость поисковых активов с учетом накопленных амортизации и обесценения не будет возмещена в полной мере при добыче полезных ископаемых или переходе права пользования участком недр другим лицам.

Если такие признаки присутствуют, то изменение стоимости активов учитывайте по правилам МСФО, изложенным в IAS 36 и IFRS 6.

Это следует из положений пунктов 19–20 ПБУ 24/2011.

Амортизация

Поисковые активы подлежат амортизации. Порядок начисления амортизации организация закрепляет в своей учетной политике для целей бухучета (п. 17 ПБУ 24/2011).

По материальным поисковым активам амортизацию начисляйте одним из четырех способов, указанных в пункте 18 ПБУ 6/01:

  • линейным способом;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Нематериальные поисковые активы можно амортизировать одним из способов, перечисленных в пункте 28 ПБУ 14/2007, а именно:

  • линейным способом;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Начисляйте амортизацию, включайте ее в состав затрат и отражайте эти операции в учете по общим правилам для основных средств и нематериальных активов с учетом двух следующих особенностей.

Затраты на получение лицензии не амортизируйте до подтверждения коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых (п. 18 ПБУ 24/2011).

В случае если поисковый актив используется для создания другого поискового актива, амортизационные отчисления по нему включайте в состав затрат на создаваемый актив (п. 17 ПБУ 24/2011).

Прекращение признания в бухучете

Признание поисковых активов в отношении лицензионного участка недр прекращайте в случае документального подтверждения:

  • либо коммерческой целесообразности добычи;
  • либо бесперспективности добычи полезных ископаемых.

Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 24/2011.

Ситуация: какими документами подтвердить коммерческую целесообразность добычи полезных ископаемых?

Перечень подтверждающих документов организация устанавливает самостоятельно. Это следует из пункта 22 ПБУ 24/2011.

Из определения коммерческой целесообразности добычи следует, что подтверждающие ее документы должны содержать следующую информацию:

  • расчеты, подтверждающие вероятность того, что добыча принесет экономическую выгоду;
  • подтверждение того, что организация обладает ресурсами, необходимыми для проведения добычи;
  • информацию о наличии юридических прав на добычу полезных ископаемых.

При этом экономическую выгоду добычи можно обосновать, к примеру:

  • протоколом заседания Центральной комиссии по разработке Роснедр (п. 4.1 и 6.9 Временного положения, утвержденного приказом Роснедр от 15 августа 2005 г. № 877);
  • отчетом независимого оценщика;
  • приказом (распоряжением) руководителя организации о начале разработки конкретного участка недр;
  • обоснованным заключением специалистов (или подразделений) организации, планирующей разработку участка недр, ответственных за принятие решений о необходимости разработки конкретного участка недр (исходя из продуктивности месторождения, стоимости полезных ископаемых, размере возможных затрат, наличия необходимой инфраструктуры). Такое заключение может быть основано на расчетах специалистов, заключениях государственных органов или независимых экспертов.

Если подтверждена коммерческая целесообразность добычи, то сделайте следующее. Поисковые активы проверьте на обесценение. Если обесценение подтверждено, то признайте его результаты. Затем поисковые активы переведите в состав основных средств (нематериальных активов) по остаточной стоимости, рассчитанной по формуле:

Остаточная стоимость поискового актива = Фактические затраты на создание актива (с учетом переоценок) Накопленная амортизация Обесценение

Об этом сказано в пункте 23 ПБУ 24/2011.

Перевод поисковых активов в основные средства и нематериальные активы проводите в соответствии с нормами ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2007. При этом учтите, что некоторые из нематериальных поисковых активов при такой операции могут самостоятельными учетными единицами не выступать, а будут признаны в составе капитальных вложений в другой внеоборотный актив. Например, затраты на геологоразведочные работы, которые относятся к конкретным скважинам, могут быть включены в фактическую стоимость скважин при их признании объектами основных средств.

Такой порядок предусмотрен пунктом 26 ПБУ 24/2011.

Поисковые активы, которые выбывают или не способны приносить организации в будущем экономические выгоды, спишите по общим правилам для основных средств и нематериальных активов (п. 24 ПБУ 24/2011).

Подробнее об этом см.:

  • Как отразить в учете безвозмездную передачу основных средств;
  • Как отразить в учете ликвидацию основных средств;
  • Как отразить в бухгалтерском учете продажу основных средств;
  • Как в налоговом учете отразить продажу основных средств.

Если добыча полезных ископаемых признана бесперспективной, то поисковые активы спишите в состав прочих расходов. Исключением являются случаи, когда организация продолжает использовать поисковые активы в своей деятельности (п. 25 ПБУ 24/2011).

ОСНО

Расходы на освоение природных ресурсов относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ). Их перечень приведен в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ и, в частности, включает:

  • расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов);
  • расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом);
  • расходы на разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания при наличии лицензии или иных разрешений уполномоченных органов;
  • расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;
  • расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности;
  • расходы на проведение работ по охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды;
  • расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов;
  • расходы на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений;
  • расходы на получение лицензий.

Перечень расходов является открытым, поэтому организация может его дополнить. При этом должно быть соблюдено условие: затраты должны относиться к периоду освоения ресурсов, когда доходов от своей деятельности организация еще не получает. Это следует из абзаца 1 пункта 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ.

Расходы на освоение природных ресурсов отражайте в налоговых регистрах в разрезе каждого лицензионного участка недр (месторождения). Порядок их распределения между участками определите самостоятельно и закрепите его в учетной политике для целей налогообложения. Это следует из пункта 2 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

Порядок признания расходов на освоение природных ресурсов един как для результативных и перспективных изысканий (работ), так и для безрезультатных и нецелесообразных (абз. 6 и 7 п. 3 ст. 325 НК РФ).

Расходы на создание отдельных объектов

Расходы, которые формируют первоначальную стоимость предполагаемого основного средства (в т. ч. скважин) сразу капитализируйте. В налоговых регистрах такие расходы отражайте обособленно по каждому объекту. После введения объекта основных средств в эксплуатацию расходы списывайте путем амортизации. Об этом сказано в пункте 4 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

Важно отметить, что по следующим объектам накопленные затраты могут не формировать стоимость основного средства:

  • непродуктивные скважины;
  • временные сооружения (в т. ч. временные подъездные пути и дороги, площадки, сооружения для хранения плодородного слоя почвы, добытых пород и отходов, временные сооружения для проживания и т. д.).

Расходы на бурение скважины, признанной непродуктивной, признавайте в следующем порядке. С 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором непродуктивная скважина была ликвидирована, накопленные расходы списывайте равномерно в течение 12 месяцев. В том же порядке признавайте и расходы на ликвидацию такой скважины, а также на проведение геологических работ и испытаний с ее использованием. Причем так поступайте независимо от того, будут ли после ликвидации продолжены, или прекращены дальнейшие работы на соответствующем участке недр.

Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 4 статьи 261 и пунктом 5 статьи 325 Налогового кодекса РФ.

Признание скважины непродуктивной и ее ликвидацию могут подтвердить следующие документы:

  • акт о ликвидации скважины;
  • общая пояснительная записка, включающая обоснование критериев и варианта ликвидации скважин, вариант ликвидации (в зависимости от этапа бурения или эксплуатации скважин);
  • технологические и технические решения по ликвидации скважин, оборудования ствола скважин и устья.

Такой вывод следует из пунктов 1266 и 1268 Федеральных норм и правил, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. № 101.

Внимание: о признании скважины непродуктивной обязательно уведомьте налоговую инспекцию по месту учета.

Сделать это нужно не позднее срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль за тот период, в котором расходы на скважину (или их часть) учтены в составе прочих расходов.

Решение о признании скважины непродуктивной принимается один раз и в дальнейшем изменению не подлежит.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 4 статьи 261 Налогового кодекса РФ.

Расходы на создание временных сооружений признавайте в следующем порядке. Если временные сооружения являются основными средствами, то расходы на их создание включайте в первоначальную стоимость и списывайте через амортизацию. Если временные сооружения не являются основными средствами, указанные затраты признавайте единовременно в составе прочих расходов. Признавать расходы по конкретному объекту начните с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по его созданию.

Такой порядок следует из пункта 4 статьи 325 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 8 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/680.

Другие расходы

Порядок признания расходов, не относящихся к конкретным объектам, зависит от их вида. Период признания расходов по видам представлен в таблице:

Вид расходов Период признания Основание
На поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов) Равномерно в течение 12 месяцев абз. 3 п. 2 ст. 261 НК РФ, письмо Минфина России от 27 ноября 2013 г. № 03-03-10/51227 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 5 февраля 2014 г. № ГД-4-3/1898)
На разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания (на основании полученной лицензии или другого разрешения)
На геологоразведочные работы собственными силами по тем видам работ, которые выполнены по договорам с подрядчиками
На приобретение геологической и другой информации у третьих лиц (в т. ч. в государственных органах)
На проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин
На подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ Равномерно в течение двух лет (но не более срока эксплуатации участка недр) абз. 4 п. 2 ст. 261 НК РФ
На возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам (в т. ч. по договорам с региональными и местными властями, а также с родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов)
На переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений (в т. ч. по договорам с региональными и местными властями, а также с родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов)
Текущие расходы на содержание объектов, связанных с освоением природных ресурсов (расходы на оплату труда, содержание временных сооружений и т. д.) Единовременно в периоде возникновения абз. 5 п. 3 ст. 325 НК РФ
Расходы на доразведку месторождения или его участков (по введенным в эксплуатацию и промышленно освоенным месторождениям)

При проведении геологоразведочных, геолого-поисковых работ и работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин в расходы принимайте:

  • всю сумму затрат, подтвержденную актами выполненных работ (по договорам с подрядчиками). В этом случае налоговые регистры ведите в разрезе каждого договора и по каждому конкретному участку недр. А также обязательно указывайте дату окончания работ;
  • фактически понесенные расходы (по работам без участия подрядчиков).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 325 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 27 ноября 2013 г. № 03-03-10/51227 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 5 февраля 2014 г. № ГД-4-3/1898, которое размещено на официальном сайте ведомства в разделе «Разъяснения, обязательные для применения»).

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете затрат на бурение скважины. После проведения работ скважина ликвидируется

АО «Альфа» заключило договор подряда на поисковые работы по бурению скважины. Стоимость работ составила 8 260 000 руб. (в т. ч. НДС – 1 260 000 руб.). После проведения поисковых работ скважина признана непродуктивной и ликвидирована. Расходы на ликвидацию скважины составили 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.). Поисковые работы проводились в июне, а ликвидация скважины – в июле.

В бухучете бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки.

Июнь:

Дебет 08 Кредит 60
– 7 000 000 руб. – отражена стоимость работ по бурению поисковой скважины;

Дебет 19 Кредит 60
– 1 260 000 руб. – отражен входной НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1 260 000 руб. – принят к вычету входной НДС.

Июль:

Дебет 91-2 Кредит 08
– 7 000 000 руб. – списана стоимость поискового актива;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 500 000 руб. – отражены затраты на ликвидацию скважины;

Дебет 19 Кредит 60
– 90 000 руб. – отражен входной НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 90 000 руб. – принят к вычету входной НДС.

В налоговом учете расходы на бурение скважины, а также ее ликвидацию признаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы.

Эти расходы учитываются при определении налоговой базы равномерно в течение 12 месяцев.

Таким образом, бухгалтер «Альфы» в течение 12 месяцев начиная с августа включает в расходы ежемесячно по 625 000 руб. ((7 000 000 руб. + 500 000 руб.): 12 мес.).

Поскольку затраты на бурение и ликвидацию скважины в бухучете признаются в расходах единовременно в месяце завершения работ, в учете возникает отложенный налоговый актив.

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 1 500 000 (7 500 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

Отложенный актив погашается в течение следующих 12 месяцев, начиная с августа, по мере признания расходов в налоговом учете:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 125 000 руб. (625 000 руб. × 20%).

Принятие к учету водозаборной скважины

Скважина водозаборная – это основное средство, недвижимое сооружение. По Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ей присвоили код 220.41.20.20.651. Срок полезного использования – до 15 лет (Классификация, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 № 1).

Согласно ст. 131 ГК РФ права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. После регистрации права оперативного управления, принимаете скважину к учету на 101 счет, при этом составляете приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) с приложением к нему документов, подтверждающих госрегистрацию (п.34 Инструкции № 162н).

В связи с последними разъяснениями Минфина России, если документы от подрядчика соответствуют договору, и все в порядке, то приходный ордер (ф. 0504207) не составляйте (письмо Минфина России от 7 декабря 2016 № 02-07-10/72795).

Обоснование

1. Из рекомендации

Елены Мухтияровой, государственного советника РФ 3-го класса

Игоря Кузьмина, советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса (департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

На какой вид отнести расходы на бурение скважины для питьевого водоснабжения

Ответ на этот вопрос зависит от того, за счет каких средств учреждение оплачивает расходы. За счет бюджетных инвестиций – коды подгруппы 410, в остальных случаях – 244.

Скважина водозаборная – это основное средство. По Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ей присвоили код 220.41.20.20.651. Срок полезного использования – до 15 лет (Классификация, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 № 1).

Если учреждению выделили бюджетные инвестиции на оплату договора по бурению скважины для питьевого водоснабжения, то расходы оплатите так:

  • по элементу вида расходов 411, если контракт (договор) заключили в рамках гособоронзаказа;
  • по элементу вида расходов 412, если имущество приобретают в госсобственность вне гособоронзаказа.

Если же скважину бурят в рамках текущей деятельности учреждения, то расходы пройдут по элементу вида расходов 244.

Такой порядок следует из раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

2. Из рекомендации

Андрея Кизимова, действительного государственного советника РФ 3-го класса, кандидата экономических наук

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление основных средств, требующих госрегистрации

Право оперативного управления на основные средства – недвижимое имущество (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) подлежит госрегистрации. Поэтому отразить такие объекты на счете 101.10 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» можно только после получения регистрационных документов.

Это следует из положений статьи 131 Гражданского кодекса РФ, пункта 36 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и разъяснено в письме Минфина России от 14 июля 2015 № 02-06-10/40377.

Документы для госрегистрации

Госрегистрацию права оперативного управления на объекты недвижимости проводят на основании документов, которые устанавливают наличие (возникновение, переход) прав на такое имущество, в частности:

  • заявления о государственной регистрации, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 № 920;
  • договора о передаче соответствующего имущества на праве оперативного управления;
  • договора купли-продажи (в т. ч. государственного (муниципального) контракта);
  • решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления;
  • документов о госрегистрации учреждения и его учредительных документов;
  • документов об объекте недвижимости;
  • других документов, предусмотренных законодательством.

Это следует из статьи 14 Закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ, пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ. Для госрегистрации прав в г. Москве порядок приема и правила составления этих документов изложены в приказе Управления Росреестра по Москве от 13 апреля 2010 № 113.

Необходимые для госрегистрации прав документы на бумаге представляются не менее чем в двух экземплярах. Конкретное количество подлинников, которое необходимо представить, установлено в пункте 3 статьи 21 Закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ. Документы на госрегистрацию в электронной форме должны быть подписаны электронной подписью (п. 7–11 ст. 21 Закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ).

Особенности регистрации: учреждению переданы полномочия госзаказчика

Учреждению могут быть переданы полномочия госзаказчика по заключению и исполнению контрактов на строительство или приобретение объектов госсобственности. Иногда после постройки (приобретения) объектов учреждение наделяют и правом оперативного управления ими.

В таком случае в качестве документа, который подтверждает право заявителя на объект, в регистрирующий орган можно подать копию решения о передаче прав оперативного управления учреждению.

Предварительно, чтобы получить такое решение, само учреждение (с письменного согласия учредителя) или его учредитель, подает предложение о наделении правом оперативного управления собственнику (т. е. в орган, который выполняет полномочия собственника). Но если бюджетные инвестиции учреждению выделил другой орган госвласти (не учредитель), то предложение о наделении правом оперативного управления подает именно этот орган. Или дает письменное согласие на это учреждению.

Об этом сказано в пункте 5.3 совместного письма от 17 декабря 2014 г. Минфина России № 02-02-05/65137 и Минстроя России № 26484-ЮР/08.

Документальное оформление

Приемку основного средства, право оперативного управления на которое подлежит госрегистрации, проводите по сопроводительным (отгрузочным) документам поставщика или подрядчика (письмо Минфина России от 7 декабря 2016 № 02-07-10/72795). И только если документы оформлены неправильно, составьте приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) и в установленных случаях – акт о приемке-передаче (ф. 0504101). Подробнее о документальном оформлении см.:
– при покупке;
– при безвозмездном получении.

Бухучет

В бухучете основные средства, право оперативного управления на которые подлежит госрегистрации, отражайте по первоначальной стоимости (п. 23, 47 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Порядок ее определения зависит от того, каким способом объект поступил в учреждение:

  • за плату;
  • получен безвозмездно;
  • получен в результате внутриведомственного перемещения;
  • получен в результате централизованного снабжения;
  • построен хозяйственным или подрядным способом.

При любом из этих вариантов в первоначальную стоимость основного средства можно включить регистрационные сборы и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением прав на объект основных средств (например, расходы на оформление документов, которые нужно представить для госрегистрации) (п. 47 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Стоит отметить, что госпошлина за госрегистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной (муниципальной) собственности, не уплачивается (подп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

В бухучете все затраты, связанные с поступлением (созданием) основного средства, в том числе на оплату регистрационных мероприятий, учитывайте по дебету счета 106.01 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). А после получения документов о госрегистрации объекта переведите его в состав основных средств и отразите на счете 101.00 «Основные средства» (п. 36, 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, письмо Минфина России от 14 июля 2015 № 02-06-10/40377).

Порядок отражения в бухучете затрат, связанных с поступлением (созданием) основного средства, требующего госрегистрации, зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

При отражении расходов, связанных с госрегистрацией, сделайте проводку:

Дебет КРБ.1.106.11.310 Кредит КРБ.1.302.26.730
– учтены при формировании первоначальной стоимости расходы, связанные с госрегистрацией объекта (например, на оформление документов, которые нужно представить для госрегистрации).

После получения документов о госрегистрации объекта переведите его в состав основных средств, оформив проводку:

Дебет КРБ.1.101.11.310 (КРБ.1.101.13.310, КРБ.1.101.15.310…) Кредит КРБ.1.106.11.310
– принято к учету основное средство по первоначальной стоимости.

Такой порядок следует из пунктов 7, 31, 34 Инструкции № 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (п. 36, счета 101.00, 106.01, 302.00).

Забалансовый учет

Ситуация: нужно ли учитывать недвижимость на забалансовом счете 01 во время госрегистрации прав на нее

Если недвижимость вам передали в пользование, отразите ее на забалансовом счете 01. Когда построили или приобрели объект, учтите его на забалансе, если начали пользоваться до регистрации.

В учреждение недвижимое имущество может поступить одним из следующих способов:

  • по договору купли-продажи;
  • по договору дарения;
  • по договору о передаче имущества;
  • по решению собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления.

До госрегистрации права оперативного управления на полученную недвижимость (по договору дарения, от собственника и т. д.) фактически получается, что имущество поступило в пользование (на содержание) учреждения. Такое имущество на балансе не отражается, а должно быть учтено на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

А как быть, если объект недвижимого имущества учреждение купило или построило? В этом случае отразите в учете капвложения – на счете 106.01 (п. 130 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). После госрегистрации права на объект переведите его в состав основных средств – на счет 101.00 «Основные средства».

Если же вы начали пользоваться недвижимостью во время регистрации, учтите объект на забалансовом счете 01. Но списывать капвложения со счета 106.01 не нужно. Сделайте это только после того, как получите документы о госрегистрации.

Аналогичный вывод следует из пункта 333 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и подтверждается письмами Минфина России от 11 ноября 2016 № 02-06-10/66367, от 14 октября 2015 № 02-07-10/58921, от 6 августа 2015 № 03-05-04-01/45434 и ФНС России от 20 августа 2015 № ПА-4-11/14732.

При отражении в бухучете других расходов, связанных с приобретением (созданием) основного средства и доведением его до состояния, пригодного к использованию, учитывайте особенности, зависящие от способа, которым объект поступил в учреждение: приобретен за плату, в порядке централизованного снабжения, получен безвозмездно, построен подрядным или хозяйственным способом.

В бухучете стоимость основных средств погашайте путем начисления амортизации.

3. Из рекомендации

Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как оформить и учесть приобретение основных средств за плату

Приемка ОС

Для приема основного средства к учету следует создать комиссию по поступлению и выбытию активов, которая должна определять:

  • соответствует ли основное средство техническим условиям и можно ли ввести его в эксплуатацию;
  • требуется ли доведение (доработка) основного средства до состояния, пригодного к использованию.

Такой порядок следует из пункта 34 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

После обследования поступившего имущества комиссия должна дать заключение о возможности его использования.

Кроме того, в некоторых случаях при принятии объекта к учету комиссия устанавливает срок его полезного использования, который необходим для:

  • начисления амортизации по основным средствам стоимостью более 40 000 руб.;
  • контроля за сроком списания основных средств стоимостью менее 40 000 руб.

Каждому инвентарному объекту движимого и недвижимого имущества присваивайте уникальный инвентарный номер. Сделайте это для объектов в эксплуатации, запасе или на консервации. Исключение составят:

  • объекты движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно;
  • объекты библиотечного фонда независимо от стоимости.

Такой порядок установлен пунктом 46 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Документальное оформление

Если основные средства поступают за плату, от поставщика или грузоотправителя вы получите первичные документы, подтверждающие поставку: счета-фактуры, накладные и т. п. Когда имущество поступило, проверьте, соответствуют ли данные в первичных документах тем, которые предусмотрены условиями договора: ассортимент, количество, цены. Также убедитесь, что все суммы подсчитаны верно.

Если все в порядке – примите объекты к учету. Приходный ордер (ф. 0504207) не составляйте. Такие разъяснения – в письме Минфина России от 7 декабря 2016 № 02-07-10/72795.

Если сопроводительных документов нет (не предусмотрены договором), в них ошибка, составьте приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207). А если при приемке обнаружили количественное или качественное расхождение, несоответствие ассортимента сопроводительным документам, составьте акт (ф. 0504220). Это следует из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

При принятии основного средства к учету безопаснее дополнительно составить акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Подробнее, как его заполнить.

Ситуация: в каких случаях нужно применять акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Когда нужно применять акт, установлено в приказе Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н. Сформировать акт (ф. 0504101) придется при передаче имущества и вложений в недвижимость:

  • между юридическими лицами (другими правообладателями), в том числе при закреплении вещного права;
  • в казну, в частности, при изъятии собственником имущества из оперативного управления или хозяйственного ведения;
  • в уставный капитал (как имущественный взнос);
  • в других случаях, когда меняется правообладатель.

А нужно ли составлять акт (ф. 0504101) при покупке и продаже нефинансовых активов (НФА)? Из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н, следует, что нет. Минфин России покупку и продажу выделил отдельно, как исключение. Но учреждение вправе использовать акт и в этих случаях. Для этого закрепите такую обязанность в своей учетной политике.

Но насколько все же правомерно не составлять акт в этих случаях? Ведь в пункте 34 Инструкции к Единому плану счетов № 157н сказано, что принимать к учету активы, а также отражать их выбытие нужно на основании акта по утвержденной форме. А таким актом как раз и является форма № 0504101. Вроде как противоречие. С одной стороны, получается, что составлять акт не обязательно. А с другой – акт все же нужен.

Учитывая это, при покупке (а точнее, даже при принятии к учету купленного объекта) лучше эту форму все же составлять. Это поможет избежать претензий со стороны проверяющих. Ведь смысл акта – подтвердить ввод в эксплуатацию основного средства (т. е. комиссия его осмотрела, определила, что объект пригоден для эксплуатации).

А вот при продаже это не обязательно. При продаже, как правило, составляется договор, товарная накладная (ТОРГ-12) и т. д. Это и подтвердит выбытие основного средства. А акт о приеме-передаче (ОС-1 – если речь о коммерческой организации или ф. 0504101 – для организаций госсектора) делает уже покупатель в одностороннем порядке. Поэтому составлять акт не обязательно, а значит, нет смысла усложнять документооборот, закрепляя его применение в учетной политике. Такого мнения придерживаются специалисты профильных ведомств.

Кстати, нужно сказать о таком моменте. Наравне с покупкой и продажей финансовое ведомство выделило и безвозмездную передачу. То есть Методическими указаниями установлено, что применение акта при безвозмездной передаче можно закрепить в учетной политике. Что странно. Ведь безвозмездная передача – это не что иное, как передача имущества между правообладателями. А обязанность применять акт в этом случае прямо прописана в Методических указаниях. Значит, при безвозмездной передаче все же рекомендуем всегда составлять акт. Независимо от вариативности, которую дал Минфин России.

На основании документов от поставщика, приходного ордера (ф. 0504207) и акта (ф. 0504101), если применяете его при покупке, заполните инвентарную карточку по форме № 0504031(№ 0504032). Ее заполняйте в одном экземпляре на основании данных акта и сопроводительных документов (например, паспорта завода-изготовителя, технической документации и др.). В дальнейшем в карточку вносите сведения обо всех изменениях, которые влияют на учет и характеристики основного средства: переоценка, ремонт, модернизация, внутреннее перемещение, передача в аренду, управление, безвозмездное пользование, выбытие и др. Сведения вносите на основании соответствующих документов. Например, акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103), накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102). Такие правила следуют из Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Оформляя поступление основных средств, приобретенных за плату, учитывайте особенности, которые связаны с приобретением имущества, требующего госрегистрации.

освоение природных ресурсов

См. также в других словарях:

  • Расходы организации на освоение природных ресурсов — (применительно к положениям о налогообложении налогом на прибыль организаций) расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • РАСХОДЫ НА ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ — расходы налогоплательщика по налогу на прибыль организаций на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся: расходы на… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • затраты на освоение природных ресурсов — Затраты на разведку и (или) освоение, произведенные налогоплательщиком в отношении месторождения природных ресурсов, включая затраты на: проведение подготовительных работ (в добывающих отраслях); до разведку месторождений; очистку территории в… … Справочник технического переводчика

  • ЗАТРАТЫ НА ОСВОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ — затраты на разведку и (или) освоение, произведенные налогоплательщиком в отношении месторождения природных ресурсов, включая затраты на: проведение подготовительных работ (в добывающих отраслях); до раэведку месторождений; очистку территории в… … Большой бухгалтерский словарь

  • Расходы на освоение природных ресурсов — Расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. Порядок признания расходов на освоение природных ресурсов… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • Расходы на освоение природных ресурсов — 1. В целях настоящей главы расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера… Источник: Налоговый кодекс… … Официальная терминология

  • Безрезультатные расходы на освоение природных ресурсов — геолого поисковые, геолого разведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ на соответствующей части участка недр в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • чрезмерное освоение (истощение) природных ресурсов — — Тематики энергетика в целом EN overdevelopment … Справочник технического переводчика

  • АНТАРКТИЧЕСКИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РАЗДЕЛ — определяется Договором об Антарктике 1959 г., многочисленными международными актами, входящими в его систему, прежде всего Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных… … Внешнеэкономический толковый словарь

  • Освоение недр земли — (a. exploitation of interior part of the Earth; н. Nutzung der Erdinnere; ф. mise en valeur du sous sol; и. explotacion de subsuelo) область человеческой деятельности, связанная c изучением и практическим использованием земной коры.… … Геологическая энциклопедия

  • Освоение космоса — Копия ракеты Р 7 в Москве на ВДНХ Космонавтика (от греч. κόσμος Вселенная и ναυτική искусство мореплавания, кораблевождение) процесс исследования космического пространства при помощи автоматических и пилотируемых космических аппаратов. Термин… … Википедия

Если предприятие занимается освоением новых месторождений полезных ископаемых, ему нужно строго соблюдать правила признания таких расходов в целях налогообложения. Ведь траты на освоение немалые, а небольшая ошибка в их учете ведет к значительному занижению налогооблагаемой прибыли.

Состав расходов

В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1) расходы на освоение природных ресурсов относятся к прочим. При этом в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ уточнено, что именно относится к таким расходам.
Правда, приведенный перечень открыт, так что налогоплательщик может его расширить. Главное, чтобы затраты относились именно к периоду освоения ресурсов, когда компания еще не получает от такой деятельности дохода. Рассмотрим некоторые расходы подробнее.

Расходы на поиск и оценку месторождений К данному виду трат относится аудит запасов, а также разведка ископаемых и гидрогеологические изыскания. Но учтите, что такая деятельность должна быть подтверждена специальными лицензиями, иначе затраты нельзя будет признать.
Выдачей лицензий занимается Федеральное агентство по недропользованию (п. 5.3.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293). В то же время на некоторые виды работ лицензия не требуется. К ним, например, относятся прогнозирование землетрясений, геологические съемки, исследование вулканов, изучение режима подземных вод. Затраты на информацию К такому виду информации относятся данные о геологическом строении недр, нахождении в недрах полезных ископаемых, об условиях их разработки, также другие данные из геологических отчетов и карт (ст. 27 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»). Приобрести информацию можно как за счет собственных, так и за счет государственных средств. В первом случае приобретенная информация будет являться собственностью пользователя недр (в соответствии с п. 1 ст. 262 Налогового кодекса РФ затраты на покупку таких данных можно включать в состав расходов), во втором – госсобственностью. В любом случае ее необходимо предоставить в соответствующий федеральный орган управления госфондом недр.

>|Данное ведомство отвечает за создание и ведение единой системы ископаемых, а также контролирует использование полученной информации.|<

Расходы на подготовку территории Главная задача работ по подготовке территории – приведение ее к требованиям безопасности, охране ресурсов, а также устройство временных подъездных путей и дорог для добычи, подготовка строительных площадок. Но в расходах можно учесть лишь те траты, которые относятся к подготовительным работам. Затраты при изъятии земель В соответствии с действующими нормами производится возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства. Плательщиком в таком случае выступает тот, по чьей инициативе меняется категория земель. При этом используются специальные нормативы освоения новых земель взамен изымаемых сельхозугодий. Расходы на выплату компенсаций Иногда предприятию приходится выплачивать компенсации коренным малочисленным народам. В Федеральном законе от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» дано определение семейным (родовым) общинам малочисленных народов. Это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. Расходы на возмещение комплексного ущерба Состав расходов на возмещение ущерба, наносимого природным ресурсам, определен в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Прочие расходы В связи с тем, что перечень затрат, указанный в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ, открытый, к расходам на освоение природных ресурсов можно отнести соответствующие материальные затраты, амортизацию НМА и основных средств, а также затраты на оплату труда. Кроме того, к ним можно отнести и затраты на оплату услуг третьих лиц, выполнявших работы по освоению природных ресурсов. Налоговый учет Сначала поговорим о нюансах признания в целях налогообложения прибыли различных расходов. Геолого-поисковые и геолого-разведочные работы Налоговый учет таких расходов необходимо вести по каждому объекту и договору. Кроме того, аналитические регистры должны содержать информацию об окончании работ в разрезе каждого контракта, связанного с указанными работами по конкретному участку недр (п. 3 ст. 325 Налогового кодекса РФ). Если работы ведутся собственными силами, то они признаются либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы, либо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершен только определенный этап работ.

>|Выбранный способ должен быть зафиксирован в учетной политике. Составить ее поможет сервис «Учетная политика 2012».|<
Если работы ведет подрядчик, расходы на них включаются в состав прочих с 1-го числа месяца, в котором подписан последний акт выполненных работ по контракту.

Безрезультатные работы Аналогично учитываются все геолого-поисковые и геолого-разведочные работы, в том числе и те, которые признаны безрезультатными или бесперспективными (то есть когда принято решение о прекращении работ из-за бесперспективности выявления запасов полезных ископаемых или невозможности и нецелесообразности строительства и эксплуатации подземных сооружений).
Причем такое решение должно быть принято в отношении соответствующей части участка недр, разрабатываемого на основании лицензии. Кроме того, о прекращении работ необходимо известить Федеральное агентство по недропользованию, направив туда соответствующее уведомление. Затраты признаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения работ. До 2011 года расходы на безрезультатные работы не учитывались при налогообложении, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. Теперь же затраты на разработку бесперспективных участков включаются в состав налоговых расходов (п. 5 ст. 261 Налогового кодекса РФ). Затраты на строительство и ликвидацию скважин Если разведочная скважина оказалась непродуктивной, то расходы по ней можно признавать для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором эта скважина была ликвидирована. В соответствии с пунктом 4 статьи 261 Налогового кодекса РФ такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации скважины. Затраты на строительство объектов Такие затраты также необходимо учитывать отдельно по каждому объекту. Особенность заключается в том, что расходы, связанные с таким строительством, будут формировать первоначальную стоимость создаваемых объектов основных средств, что следует из пункта 4 статьи 325 Налогового кодекса РФ. При этом данная стоимость будет списываться в налоговом учете через амортизацию. Но такие правила действуют лишь в том случае, если данное сооружение будет являться постоянным. Если же постройка временная, то расходы на ее создание можно будет равномерно включать в состав прочих с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончены работы по созданию объекта. Затраты на приобретение лицензий В статье 325 Налогового кодекса РФ представлен незакрытый перечень расходов на получение лицензий. К ним относят:
– расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
– расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
– расходы на приобретение геологической и иной информации;
– расходы на оплату участия в конкурсе;
– расходы на разработку технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения.
Полученная лицензия является нематериальным активом, а значит, расходы на ее получение списываются через амортизацию. Правда, если компании по каким-либо причинам не удалось получить лицензию, эти расходы все равно можно учесть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса. В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае если указанные лицензии выдаются предприятию без проведения конкурсов.
Те, кому не удалось получить лицензию на право пользования недрами, учитывают связанные с ее получением расходы в течение двух лет (ст. 325 Налогового кодекса РФ). Принципы списания затрат В налоговом учете действует несколько принципов признания расходов на освоение природных ресурсов.
Принцип 1. Отдельный учет по каждому участку. Если работы по освоению ресурсов ведутся на нескольких участках, то в соответствии с пунктом 2 статьи 261 и пунктом 2 статьи 325 Налогового кодекса РФ учет расходов нужно вести отдельно по каждому участку. При этом в учетной политике необходимо прописать порядок распределения расходов по разным участкам.
Принцип 2. Поэтапное списание расходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 261 Налогового кодекса РФ расходы на освоение природных ресурсов признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены этапы работ. Трудности могут возникнуть в том случае, когда на разных территориях участка работы заканчиваются в разное время.
В этом случае общие расходы необходимо распределить по частям участка (п. 2 ст. 325 Налогового кодекса РФ):
Др = Ср : Ос,
где Др – доля общих расходов, подлежащих учету при завершении этапа; Ср – сумма расходов, относящихся к отдельным частям участка; Ос – общая сумма расходов, осуществленных по освоению участка.

>|Налоговым кодексом РФ не определено, в какой именно момент нужно произвести расчет доли. Скорее всего это следует делать каждый раз на момент завершения очередного этапа работ по участку.|<
Принцип 3. Разный учет по отдельным видам расходов.
Отдельные виды расходов на освоение природных ресурсов учитываются по-разному.
Равномерно в течение года учитываются расходы на поиск и оценку месторождений, строительство и ликвидацию скважин, разведку полезных ископаемых или гидрогеологические изыскания, на приобретение геологической и иной информации.
Равномерно в течение двух лет следует учитывать такие расходы.
1. На подготовку территории к ведению работ.
2. На возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений.

Арбитражная практика Рассмотрим, какие споры чаще всего возникают по вопросу списания расходов. Единовременный учет расходов Проанализируем постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июля 2011 г. № А27-16988/2010. Предприятие осуществило работы по рекультивации нарушенных земель на участках месторождений, введенных в эксплуатацию, на которых завершен этап геологического исследования. Все затраты были учтены компанией единовременно. Но инспекторы посчитали, что такие расходы (2007–2008 годы) организация учла неверно. И настаивала на применении статей 261 и 325 Налогового кодекса РФ: расходы принимаются равномерно в течение пяти лет (сейчас срок списания составляет два года).
Однако в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ данные расходы должны списываться равномерно, только если рекультивация связана с освоением природных ресурсов. А, согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на рекультивацию можно списывать единовременно, если они производятся в рамках другой деятельности. Незаконный аукцион А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2011 г. № А44-4519/2010 содержится вывод судей о том, что предоставление в пользование участков недр, расположенных на охраняемой природной территории, неправомерно.
То есть при отсутствии данных, позволяющих точно определить статус участков недр, но при наличии сведений об их нахождении на той же территории, где расположен памятник природы, у лицензирующего органа нет оснований для выставления таких участков на аукцион.
Важно запомнить Расходы на освоение природных ресурсов учитываются в целях налогообложения прибыли как прочие. Признаются они равномерно. Статья напечатана в журнале «Учет в производстве» №2, февраль 2012 г.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

5.12. Расходы на освоение природных ресурсов

Расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:

  • расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах. Включаются в состав прочих расходов равномерно в течение 12 месяцев;

  • расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов. Включаются в состав прочих расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации;

  • расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими землепользователями. Включаются в состав прочих расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации.

Расходы на освоение природных ресурсов подлежат включению в состав прочих расходов если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.

В бухгалтерском учете расходы на освоение природных ресурсов подлежат учету на счете 97 «Расходы будущих периодов».

При осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ).

Если расходы на освоение природных ресурсов по соответствующему участку недр оказались безрезультатными, указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение о прекращении дальнейших геолого-поисковых, геолого-разведочных и иных работ на этом участке в связи с их бесперспективностью.

При этом безрезультатными признаются геолого-поисковые, геолого-разведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ на соответствующей части участка недр в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых либо в связи с невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Порядок признания расходов на освоение природных ресурсов для целей налогообложения, применяется также к расходам на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины. Такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной скважины при условии раздельного учета расходов по этой скважине. Расходы по непродуктивной скважине признаются для целей налогообложения равномерно в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение.

Решение о признании соответствующей скважины непродуктивной принимается налогоплательщиком один раз и в дальнейшем изменению не подлежит. При этом налогоплательщик уведомляет налоговый орган по месту своего учета о решении, принятом в отношении каждой скважины, не позднее установленного предельного срока представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором он фактически включил расходы (часть таких расходов) по скважине в состав прочих расходов.

Не включаются в состав расходов для целей налогообложения расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. Данное положение не применяется, если указанные работы проводились на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых.

Расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе у государственных органов, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов принимаются для целей налогообложения в сумме фактических затрат.

Расходы на освоение природных ресурсов

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» (далее Закон №2395-1):

«Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

Закон №2395-1 регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

В целях реализации статьи 261 НК РФ при определении понятия «освоение природных ресурсов» необходимо учитывать положения статьи 6 закона №2395-1, в которой установлены виды пользования недрами. Согласно этой статье недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

При этом предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением – лицензией. Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется также лицензией.

При осуществлении налогоплательщиком расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, осуществленные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр. Расходы на освоение природных ресурсов признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке:

· расходы на поиски, разведку полезных ископаемых, а также расходы на приобретение геологической информации и иной информации у третьих лиц (абзац 3 пункта 1 статьи 261 НК РФ) включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев;

· расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды. Кроме этого включаются расходы на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов. Данные расходы включаются в состав прочих расходов в течение 5 лет, но не более срока эксплуатации (абзац 4 пункта 1 статьи 261 НК РФ);

· расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений, а также на возмещение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии земель для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, при уничтожении, порче оленьих пастбищ. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими землепользователями. Эти расходы также включаются в состав прочих расходов в течение 5 лет, но не более срока эксплуатации (абзац 5 пункта 1 статьи 261 НК РФ).

Если освоение природных ресурсов по соответствующему участку недр оказалось безрезультатным, произведенные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение о прекращении дальнейших геолого-поисковых, геолого-разведочных и иных работ на этом участке в связи с их бесперспективностью.

Безрезультатными работами признаются геолого-поисковые, геолого-разведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принимает решение о прекращении дальнейших работ на соответствующей части участка недр. Данное решение налогоплательщик принимает в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых либо в связи с невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. При этом информация о виде проведенных безрезультатных работ по освоению природных ресурсов должна быть подтверждена Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее МПР РФ) или его территориальными органами, осуществляющими хранение информации в соответствии со статьей 27 Закона №2395-1.

Порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, предусмотренный статьей 261 НК РФ, применяется также к расходам на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождение нефти и газа, которая оказалась не продуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также на последующую ликвидацию такой скважины. Такой порядок применяется налогоплательщиком независимо от продолжения или прекращения дальнейших работ на соответствующем участке недр после ликвидации непродуктивной скважины при условии раздельного учета расходов по этой скважине.

Для целей налогообложения, расходы по непродуктивной скважине признаются в течение 12 месяцев с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором эта скважина была ликвидирована в установленном порядке как выполнившая свое назначение.

Решение о том, что скважина непродуктивна, налогоплательщик принимает один раз и в дальнейшем данное решение изменению не подлежит. После этого налогоплательщик уведомляет налоговый орган о принятом решении в отношении каждой скважины, не позднее установленного предельного срока предоставления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором он фактически включил расходы (часть таких расходов) по скважине в состав прочих расходов.

В состав расходов для целей налогообложения не включаются расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов, если в течение пяти лет до момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. Данный порядок не применяется, если указанные работы уже проводились на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых.

Для целей налогообложения, в сумме фактических затрат принимаются расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе у государственных органов, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов.

Расходы, осуществляемые налогоплательщиком в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, отражаются в аналитических регистрах налогового учета обособленно. При этом расходы, связанные с приобретением каждой конкретной лицензией, учитываются налогоплательщиком отдельно (статья 325 НК РФ).

Более подробно с вопросами, налогообложения при освоении природных ресурсов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».

Освоение природных ресурсов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *