Оспаривание кадастровой стоимости участка

С 1 января 2015 года в России постепенно вводится новый порядок расчета налога на имущество физических лиц. Пионерами его применения стали 28 регионов, в том числе Москва, Самарская, Рязанская и Тверская области, применяющие его уже с 2015 года. С 2016 года на новый порядок перешли жители еще 21 региона России, в том числе Санкт-Петербурга, Вологодской, Брянской и Воронежской областей. Остальные регионы России также обязаны перейти на новый порядок до 2020 года.

Налогом на имущество физических лиц облагаются следующие объекты недвижимости, находящиеся в собственности граждан:

  • жилой дом (в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства);
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение (п. 1 ст. 401 НК РФ).

Если ранее такой налог исчислялся исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, то новый порядок предусматривает его исчисление по кадастровой стоимости, которая обычно максимально приближена к рыночной цене. Однако встречаются случаи, когда кадастровая стоимость превышает рыночную ввиду наличия неучтенных индивидуальных особенностей недвижимости, ошибки в расчете или в связи с падением рыночной стоимости объекта по различным причинам. А переоценка объектов недвижимости производится не чаще чем один раз в течение трех лет, а в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Алексей Мазуров,
к. ю. н., эксперт по земельному и смежному законодательству ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского».

Реформа земельного кодекса РФ: анализ актуальных новелл законодательства и практики применения.

Купить запись

В такой ситуации владелец недвижимости, имеющей завышенную кадастровую стоимость, может оспорить ее, чтобы не переплачивать налог. Для этого потребуется доказать факт неверного определения кадастровой стоимости. К сожалению, вернуть переплаченную сумму не получится, так как установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Следует отметить, что хотя налоговая инспекция обязана самостоятельно рассчитать и направить налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 409 НК РФ), однако в случае непоступления такого уведомления каждый налогоплательщик обязан сообщить налоговому органу о наличии объектов недвижимого имущества. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).Таким образом, неполучение уведомления о необходимости уплаты налога, не освободит от него.

Содержание

Как узнать кадастровую стоимость вашей недвижимости

Прежде чем оспаривать кадастровую стоимость, необходимо узнать, в какую сумму оценили вашу недвижимость. Оценку производят независимые оценочные компании по договору с органами власти, а кадастровая стоимость каждого объекта недвижимости размещена в открытом доступе на официальном сайте Росреестра. Для поиска объекта недвижимости потребуется ввести его кадастровый номер или адрес, а жилой дом или иной объект, представляющий отдельное строение, можно просто найти на публичной кадастровой карте (maps.rosreestr.ru/PortalOnline/).

Если в форму поиска ввести кадастровый номер нужного объекта (его можно посмотреть в свидетельстве о праве собственности) или адрес и нажать кнопку «Сформировать запрос», то в базе данных будет найден нужный объект недвижимости и показаны имеющиеся источники данных.

Затем нужно выбрать в качестве источника данных «ГКН» (Государственный кадастр недвижимости), после чего будет выдана справочная информация по объекту недвижимости, в том числе кадастровая стоимость и дата ее утверждения. Кадастровую стоимость можно сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость. К примеру, если на 16 декабря 2015 года кадастровая стоимость объекта недвижимости составляла 17 млн руб., а реальная стоимость на эту дату составляла 15 млн руб., то кадастровая оценка превышает рыночную стоимость на 2 млн руб. При расчете налога следует учитывать, что налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 м2 общей площади этой квартиры (п. 3 ст. 403 НК РФ), поэтому размер налоговой базы будет ниже кадастровой стоимости. Если же доказать, что кадастровая стоимость для данного объекта недвижимости является завышенной, а реальная рыночная стоимость составляет 15 млн руб., то размер налоговой базы также уменьшится.

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитать размер налога для московской недвижимости можно с помощью нашего калькулятора расчета налога на имущество физических лиц в Москве

Следует учитывать, что за первый год налог исчисляется с понижающим коэффициентом 0,2. В течение последующих пяти лет размер налога будет постепенно расти, а с 2020 года понижающий коэффициент применяться не будет.

Основания для пересмотра кадастровой стоимости

Оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости существует только два:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под недостоверными сведениями обычно понимаются ошибки, допущенные при проведении оценки, в том числе неправильное определение характеристик объекта недвижимости, повлиявшее на кадастровую стоимость. Верховный суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указывал, что допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки включает следующие обстоятельства:

  • неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
  • неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе:
    • местоположение объекта оценки;
    • его целевое назначение;
    • разрешенное использование земельного участка;
    • аварийное состояние объекта;
    • нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории;
    • иные условия;
  • неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости;
  • неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Чтобы определить наличие или отсутствие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости жилья, можно запросить сведения об объекте недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости у заказчика проведения кадастровой оценки, сведения о котором можно узнать в территориальных подразделениях Росреестра. Ответить на такой запрос заказчик и оценщик обязаны в семидневный срок с момента его поступления (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Если же основанием к оспариванию кадастровой стоимости является превышение ею рыночной цены недвижимости, следует принять во внимание, что рыночная цена должна определяться не на текущий момент, а на момент установления кадастровой стоимости. Таким образом, даже резкое падение стоимости недвижимости, произошедшее позднее установления кадастровой стоимости, не поможет ее снизить. Не получится оспорить кадастровую оценку и жителям тех регионов, в которых налог по прежнему исчисляется по инвентаризационной стоимости. Позиция Верховного суда РФ заключается в том, что если права и обязанности лица еще не затрагиваются, то оно не имеет права обжаловать кадастровую оценку (определение Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. № 18-АПГ15-6).

Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Действующее законодательство предусматривает два варианта процедуры оспаривания кадастровой стоимости:

  • в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в суде (п. 2 ст. 403 НК РФ).

Заявитель самостоятельно выбирает, в каком порядке оспаривать кадастровую стоимость. В случае судебного рассмотрения спора предварительного обращения в комиссию для физических лиц не требуется, но для организаций этот этап является обязательным. При этом, рассмотрение в комиссии имеет ряд преимуществ перед судебным:

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитать размер госпошлины, подлежащей уплате при обращении в суд, можно с помощью нашего калькулятора госпошлины

  • быстрое рассмотрение спора (в течение месяца);
  • отсутствие судебных расходов, в том числе, необходимости уплачивать госпошлину;
  • возможность оспорить решение комиссии, если оно не устроит заявителя, в судебном порядке.

Такие комиссии функционируют при каждом управлении Росреестра в регионах России.

Необходимые документы

По делам о пересмотре кадастровой стоимости каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на лице, которое обратилось с соответствующим заявлением заявлением (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).

Таким образом, заявителю потребуется представить документы, доказывающие его позицию. Кроме того, как в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, так и в суд помимо заявления потребуется предоставить ряд документов (ст. 246 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»):

  • кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчет об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости);
  • положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший вышеуказанный отчет, о его соответствии требованиям законодательства и стандартов;
  • документы, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (если заявление подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости) (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

При подаче административного искового заявления в суд дополнительно необходимо представить:

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления (либо копии документов для направления этим лицам);
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца;
  • документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора (если в суд обращается юридическое лицо).

Заявления о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов Комиссиями по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к рассмотрению не принимается, а судом оставляются без движения.

Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, поданное в комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления.

В течение семи дней с момента поступления заявления, комиссия сообщает об этом с указанием даты рассмотрения дела в орган местного самоуправления и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.

В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения, комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Если основанием оспаривания кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то комиссия вправе принять одно из следующих решений:

  • об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости (в случае, если использованные сведения будут признаны достоверными);
  • о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (если использованные сведения будут признаны недостоверными).

В случае, если основанием оспаривания явилось установление рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает одно из следующих решений:

  • об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • об отклонении заявления.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде. Кроме того, заявитель имеет право оспаривать в суде не само решение комиссии, а результаты определения кадастровой стоимости. В этом случае решение комиссии не будет являться предметом рассмотрения в суде.

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

Процедура рассмотрения заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована главой 25 КАС РФ.

В судебном порядке граждане могут обжаловать как непосредственно результаты оценки кадастровой стоимости квартиры, так и решение комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости, если предварительно заявитель в такую комиссию обращался. Соответственно, административный истец может заявить одно из следующих требований:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии Росреестра.

Рассмотрение других требований не может производиться одновременно с оспариванием кадастровой стоимости, поскольку подсудны другим судам. Это значит, что если владелец квартиры хочет вернуть переплаченные налоги, то сначала ему нужно получить судебное решение по результатам рассмотрения его административного искового заявления, а потом уже обращаться с иском о взыскании переплаченных денежных средств.

Первой инстанцией для данной категории споров являются верховные суды республик; краевые, областные суды; суды городов федерального значения; суды автономных областей и округов (п. 15 ст. 20 КАС РФ).

Административными ответчиками по спорам о кадастровой стоимости будут являться Росреестр и орган, утвердивший оспариваемые результаты оценки кадастровой стоимости.

Законом установлены ограниченные сроки для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Обратиться в суд по этой категории споров можно лишь в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов. Однако если на момент обращения в суд кадастровая стоимость объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости уже изменилась, то оспаривать предыдущую стоимость уже нельзя (п. 3 ст. 245 КАС РФ).

Срок рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости в суде составляет два месяца, но он может быть продлен еще на месяц в связи со сложностью дела (ст. 141 КАС РФ).

О месте и времени рассмотрения дела суд извещает стороны, однако их неявка не препятствует его рассмотрению, если стороны были извещены надлежащим образом (п. 4 ст. 247 КАС РФ).

Следует учитывать, что поскольку стороны обязаны самостоятельно доказывать те обстоятельства, на которые ссылаются, то суд удовлетворит их ходатайства об истребовании дополнительных доказательств только в том случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства без помощи суда. Тем не менее, суд не лишен права запрашивать необходимые доказательства по своей инициативе (п. 6 ст. 247 КАС РФ).

При оспаривании кадастровой стоимости со стороны не единоличного собственника, а участника долевой собственности, суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом. Возражения других собственников оцениваются судом наряду с другими доказательствами по делу и не влекут обязательного отказа в удовлетворении заявленных требований (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Если по результатам рассмотрения дела суд удовлетворяет заявленные требования о пересмотре кадастровой стоимости, то в резолютивной части такого решения должна быть указана величина установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

Принятое судом по результатам рассмотрения дела решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Последняя актуализация: 14 июля 2017 г.

Документы по теме:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
  • Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

Кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения физических или юридических лиц, для расчета арендной платы за пользование участком, для определения выкупной цены земельного участка из государственной или муниципальной собственности.

Определение кадастровой стоимости осуществляется независимыми экспертами-оценщиками, по заказу государственных и муниципальных служб на основании законодательства РФ о государственной кадастровой оценки и Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Органы государственной власти субъектов РФ утверждают среднюю кадастровую стоимость по муниципальному району (городскому округу).

Как правило, кадастровая оценка земли происходит без участия собственников и заинтересованных лиц, а по заказу органом местного самоуправления.

Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, уточнено, что под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определённая методами массовой оценки, или при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки рыночная стоимость, определённая индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Цели государственной кадастровой оценки:

  • Для корректного установления налогооблагаемой базы, ставок земельного налога и величины арендной платы за землю; определения величины компенсационных выплат при изъятии земель для муниципальных нужд;
  • Государственная регистрация прав на землю и сделок с ними, защита прав землепользователей и т.д.;
  • Поддержка рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки;
  • Оценка эффективности существующего функционального использования территории, расчетная поддержка проектных разработок генерального плана города и т.д.

Существует ряд оснований, по которым возможно пересмотреть кадастровую стоимость.

Оспорить результаты определения кадастровой стоимости может любое заинтересованное лицо, чьи права и обязанности затрагивает кадастровая стоимость (как правило – это собственники недвижимости или арендаторы) в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде, предварительное обращение в комиссию не является обязательным, в связи с чем, заявитель может сразу обратиться в суд (ч. 3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

Согласно Федерального закона от 27.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» основанием для пересмотра кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость;

Срок, в течение которого можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, — пять лет с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости (ч. 10 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее — орган регистрации прав) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

Из приведённых выше определений кадастровой стоимости и государственной кадастровой оценки следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики возможно не учитываются; стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторах модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.

Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из п. 3 ст. 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в п. 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда (или решение Комиссии).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Как собственник земельного участка по смыслу п.1 ст.388 НК РФ истец является плательщиком земельного налога в отношении этого участка. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Как предусмотрено п. 2 ст.66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Особенно стоит обратить внимание собственников земельных участков, которые задумали продавать свое имущество.

В настоящее время на вторичном рынке принято «уходить» от налогов на доходы с реализации имущества занижая цену в договоре купли-продажи.

Поправки в Налоговый Кодекс РФ вступили в силу с 01 января 2016 года и распространяются на сделки, заключенные после этой даты. Если цена, указанная в договоре купли-продажи, окажется заниженной, НДФЛ с продажи недвижимости придется заплатить с суммы, равной 70% кадастровой стоимости объекта.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости берется по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена продажа данного объекта (п.5 ст.217.1 НК РФ).

Таким образом, оспаривание кадастровой стоимости является актуальной и в настоящее время.

Согласно официальным данным ФНС России, при продаже имущества после 2016 года для определения налоговой базы по НДФЛ следует сравнить стоимость проданного имущества, указанную в договоре купли-продажи, с расчетной величиной, равной произведению кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, на понижающий коэффициент 0,7.

При расчете налоговой базы учитывается больший из этих показателей (фактические доходы от продажи или расчетная величина). Как и прежде налогоплательщик вправе применить имущественный вычет, предусмотренный при продаже имущества (его размер не изменился) или уменьшить облагаемые налогом доходы на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением этого имущества.

Существующее законодательство определяет несколько видов стоимости земли, которые, в силу закона, не всегда эквивалентны:

  • рыночная стоимость земельного участка

  • кадастровая стоимость

Определение рыночной стоимости земли преследует следующие цели:

  • с целью определения кадастровой стоимости;

  • принятие наследства (оценка для нотариуса с целью исчисления госпошлины при совершении нотариальных действий);

  • раздел имущества;

  • внесения в качестве вклада в уставные капиталы и фонды юридических лиц;

  • разрешения споров о стоимости земли;

  • обоснования инвестиционных проектов, бизнес-планов и предпринимательских рисков; удовлетворения претензий в результате действий, наносящих ущерб гражданам и юридическим лицам;

  • определения стоимости земельных участков при их приватизации, продаже, покупке, передаче в аренду или доверительное управление, залоге (ипотеке), переуступке долговых обязательств, мене, передаче на условиях договора ренты или договора пожизненного содержания с иждивенцем;

КАДАСТРОВАЯ стоимость земли:

— это рыночная стоимость земли, определяемая методами массовой оценки. Кадастровая стоимость земельных участков определена в отношении ВСЕХ земельных участков в стране и определяется один раз в пять лет и утверждается государством специальным постановлением об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.

Кадастровая стоимость земельных участков является налоговой базой для исчисления земельного налога, может применяться как база для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Очень часто в городе Новосибирске кадастровая стоимость земельных участков определяется выше рыночной стоимости, что влечёт за собой увеличение налоговой базы, базы для определения арендной платы за земельный участок. В связи с чем встает вопрос о возможности уменьшения ее стоимости. Ведь справедливая рыночная стоимость – это существенная экономия на налогах, арендных платежах, выкупной стоимости земельного участка, плате за снятие запрета на строительство.

Для изменения кадастровой стоимости, необходимо провести оценку земельного участка с учетом его индивидуальных особенностей, и установить его РЫНОЧНУЮ стоимость. После чего, в судебном порядке заявляется требование установить кадастровую стоимость исходя из его рыночной стоимости.

Узнать кадастровую стоимость своего земельного участка можно на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) www.rosreestr.ru, где размещены сведения о кадастровой стоимости всех земельных участков в стране.

В том случае, если вас не устраивает кадастровая стоимость земельного участка, мы поможем в судебном порядке установить кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости.

НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

  • Наша организация ИМЕЕТ ОПЫТ в оценке рыночной стоимости земельных участков для целей установления кадастровой стоимости.

  • Мы имеем положительный судебный опыт в установлении в судебном порядке кадастровой стоимости земельных участков на базе их рыночной стоимости.

  • Отрицательной практики по делам о установлении кадастровой стоимости земельных участков на базе их рыночной стоимости не имеется.

  • В одном месте получаете услугу по оценке, защиту отчёта в суде и юридическую услугу в арбитражном суде (сопровождение иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка на базе его рыночной стоимости)

ИА ГАРАНТ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Первоначальная стоимость земельного участка может быть увеличена в следующих случаях:
— в результате коренного улучшения земельного участка;
— в результате переоценки.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет земельных участков регулируется ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) учитываются в составе основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01.
К бухгалтерскому учету земельный участок принимается по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат на его приобретение (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01).
В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Согласно п. 10 Методических рекомендаций N 91н капитальные вложения в земельные участки, на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), в объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) учитываются как отдельные инвентарные объекты (по видам объектов капитальных вложений).
Капитальные вложения на коренное улучшение земель, по участку, находящемуся в собственности организации, учитываются в составе инвентарного объекта, в который осуществлены капитальные вложения. Следовательно, расходы на коренное улучшение земель участка, принадлежащего организации, могут увеличивать его стоимость.
Кроме того, п. 15 ПБУ 6/01 для коммерческих организаций предусмотрена возможность проведения переоценки группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости в соответствии с учетной политикой. Переоценка должна проводиться не чаще одного раза в год.
При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
То есть организация в последующем должна производить переоценку этих основных средств с такой периодичностью, чтобы это требование выполнялось.
Для соблюдения данного условия, на наш взгляд, организации достаточно установить в учетной политике уровень существенности и проводить переоценку только в том году, когда отклонение учетной стоимости основного средства от его текущей (восстановительной) стоимости превысит этот установленный уровень существенности.
Обращаем внимание, что такой способ переоценки основных средств в полной мере соответствует принципам МСФО (IAS) 16 «Основные средства», согласно которым частота проведения переоценки зависит от изменения справедливой стоимости основных средств, подлежащих переоценке (Модели оценки основных средств после признания, определяемые МСФО (IAS) 16 (М.Л. Пятов, И.А. Смирнова, «БУХ.1С», N 10, октябрь 2008 г.)).
Ранее положения п. 43 Методических указаний прямо содержали запрет на переоценку земельных участков и объектов природопользования. Однако приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н из п. 43 Методических указаний исключено положение о том, что земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат. Следовательно, с 2011 года переоценке подлежат в том числе и земельные участки.
Нормы ПБУ 6/01 не определяют порядка проведения переоценки основных средств, поэтому если организация примет решение переоценивать какую-либо из групп однородных объектов основных средств, она должна самостоятельно разработать и закрепить в своей учетной политике способ (порядок) такой переоценки (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Способы переоценки объектов основных средств устанавливаются п. 43 Методических указаний. Это индексный метод и метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Метод индексации основан на применении индексов-дефляторов, рассчитываемых органами статистики.
Выбор метода организация осуществляет самостоятельно, закрепив его в учетной политике. Выбрав метод индексации, организация, если позволяют условия, имеет право сама разработать индексы для переоценки или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Госкомстата России (письмо Минфина России от 31.07.2003 N 04-02-05/3/63).
При выборе метода прямого пересчета осуществить переоценку могут как специалисты-оценщики, так и финансовые сотрудники организации. При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств (четвертый абзац п. 43 Методических указаний).
Результаты переоценки оформляются в виде акта специальной комиссией с приложением всех документов, на основании которых была установлена стоимость переоцененных объектов. Результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.
Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации.
Таким образом, в бухгалтерском учете результаты переоценки (дооценки) объектов основных средств отражаются следующими записями (с учетом Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
Дебет 01 Кредит 83
— отражена сумма дооценки объекта основных средств;
Дебет 83 Кредит 02
— отражена сумма доначисленной амортизации переоцененного объекта основных средств.
Обратите внимание, что переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (п. 41 Методических рекомендаций). Согласно п. 29 Методических рекомендаций для целей Методических указаний под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету. При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения (п. 10 приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)»).
Следовательно, в результате переоценки стоимость земельного участка не обязательно будет совпадать с кадастровой стоимостью земельного участка.
К сведению:
В отличие от бухгалтерского учета, Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность изменения первоначальной стоимости основных средств путем проведения переоценки.
В связи с этим сумма переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются (письма Минфина России от 29.08.2012 N 03-11-06/1/17, от 08.09.2011 N 03-03-06/1/544, от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412).
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет вложений в земельные участки;
— Энциклопедия решений. Учет вложений в земельные участки;
— Энциклопедия решений. Учет переоценки основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Ответ прошел контроль качества

Фото: Ермохин Сергей

Повышение налога на имущество беспокоит бизнес, а увеличение кадастровой стоимости на НДС — возмущает.

Действующей редакцией городского закона «О налоге на имущество организаций» предусмотрено повышение налоговой ставки в 2020 году до 1,25% от кадастровой стоимости (вместо 1%). Повышение было заложено уже давно, и отказаться от него с учетом экономических сложностей налогоплательщиков ни Смольный, ни Законодательное собрание не предложили, хотя в документ недавно вносились правки технического характера. Более того, в 2021 году ставка вырастет до 1,5% от кадастровой стоимости, а в 2022–м — до 1,75%, в 2023–м и далее — до 2%.

Бизнес-омбудсмен просит Беглова не повышать кадастровую стоимость ТРК и бизнес-центров Бизнес

Бизнес-омбудсмен просит Беглова не повышать кадастровую стоимость ТРК и бизнес-центров

143

Повышение ставок собственники торговых и складских объектов, бизнес–центров и апартаментов на фоне отсутствия работающих мер поддержки называют ударом по добросовестному бизнесу, который с начала пандемии предоставлял скидки и льготы своим арендаторам. Предполагалось, что власти «компенсируют» часть недополученной прибыли в форме какой–либо поддержки, но пока что в Петербурге речь идет лишь о налоговых льготах для торговой недвижимости. При этом получить их практически невозможно, отмечают ретейлеры: предоставление опять «завязано» на ОКВЭД, а также на сроки договоров аренды.

Подорожание нон–стоп

Но еще более бизнес владельцев коммерческой недвижимости может пострадать от грядущей кадастровой переоценки объектов. По требованию федерального законодательства проводить ее нужно минимум раз в 4 года. В Петербурге последний раз она делалась в 2018 году, но воспользоваться законной паузой город не захотел и подготовил новую. Ее промежуточные итоги уже опубликованы. Ознакомившиеся с ней собственники обращают внимание, что стоимость выросла примерно на 20%. (До конца августа они могут подать свои замечания, итоговая оценка будет утверждена до конца года.)

Налог на налог

Новая кадастровая стоимость отличается от действующей по ряду причин, поясняют в СПб ГБУ «Кадастровая оценка»: «Изменились методические указания о государственной кадастровой оценке, теперь они содержат требование о включении в кадастровую стоимость величины налога на добавленную стоимость. Вид использования земельных участков определяется в настоящее время преимущественно по виду разрешенного использования, указанному в Едином государственном реестре недвижимости. Изменилась и структура рынка недвижимости: осваиваются новые городские территории, производится реновация районов исторической и промышленной застройки, вводятся новые магистрали и станции метрополитена».

Заплатят другие

Реклама

«Получается ироничная схема «налог на налог”. Для объектов, сдаваемых в аренду все налоги перекладываются на плечи арендаторов. В данном случае пострадают конечные покупатели товаров. В остальных случаях придется заплатить по новым правилам и найти способ, как вернуть затраты», — комментирует Ярослав Звягинцев, руководитель отдела маркетинга «Аврора Девелопмент».

В Петербурге резко вырастут налоги для ТЦ и бизнес-центров Бизнес

В Петербурге резко вырастут налоги для ТЦ и бизнес-центров

1595

«В востребованных объектах коммерческой недвижимости рост кадастровой стоимости будет переложен на арендаторов через рост операционных расходов, заложенных в арендную ставку. В тех же объектах, у которых сейчас имеется существенный объем вакантных площадей, в первом приближении это снизит показатели доходности для владельца, однако при заполнении объекта рост кадастровой стоимости все равно постепенно будет полностью или частично переложен на арендаторов», — согласен Виктор Заглумин, партнер Bright Rich | CORFAC Int.

По всем фронтам

«Не думаю, что стоит связывать это решение с годом пандемии, так совпало. Если посмотреть на ситуацию в налоговой сфере, то увеличение процентных ставок и внедрение новых налогов происходит по всем фронтам. Предположу, что это связано с недополучением денег от экспортных товаров. В России сложная и запутанная система налогообложения. Куда расходуются налоги — сложно отследить. Поэтому дать оценку справедливости решения невозможно», — считает Ярослав Звягинцев.

«В стоимость объекта был добавлен НДС 20%, но в соответствии со ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации, при этом понятие реализации содержится в ст. 39 НК РФ и означает передачу права собственности на возмездной основе. Однако ТРК «Лето” не передается никому в собственность, ООО «СПБ–Лето” продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться зданием самостоятельно, то есть реализации не происходит», — возмущен Антон Калинин, директор по правовым вопросам MALLTECH (собственник ТРК «Лето»).

«Нам обещали льготы по налогу на имущество. И вместо обещанной помощи в Петербурге, в отличие от Москвы, арендодатели не просто не получили налоговые послабления, наоборот, была проведена переоценка кадастровой стоимости недвижимости и повышен налог на имущество. В результате по нашей сети мы заплатим в бюджет на 35% больше», — комментирует Андрей Ростовцев, финансовый директор сети «Сенатор», которая насчитывает 41 бизнес–центр.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Оспаривание кадастровой стоимости участка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *