Особенности работы менеджера

Чем занимается менеджер по продукту и что это даёт

Для начала лучше всего исследовать саму природу этой профессии. Казалось бы, само название — менеджер по продукту, или продакт-менеджер (от английского product manager) — говорит само за себя. Но не всё так очевидно: функции и обязанности менеджера по продукту пересекаются со многими другими специалистами, ответственными за судьбу продукта на стадии его разработки (например, менеджер по проекту) или его выпуска на рынок (менеджер по развитию продукта, менеджер по маркетингу).
Правда в том, что менеджер продукта — это руководитель, который отвечает за успешность продукта на всех его стадиях. То есть, весь жизненный цикл продукта, определенный конкретным проектом в конкретной компании, является прямой зоной ответственности данного специалиста. Именно с его подачи определяется концепция разработки, развития и активного продвижения продукта, чтобы достигнуть наибольшего финансового успеха мероприятия.
Вот далеко не полный список из того, что должен уметь и исполнять менеджер по продукту:

  • Изучение и анализ актуального состояния рынка — на этом этапе продакт-менеджер работает с существующими и востребованными предложениями по схожим продуктам и выявляет наиболее правильную тактику разработки нового проекта. То есть, он комбинирует все самые целесообразные плюсы и превращает их в важные функции будущего продукта.
  • Построение стратегии и позиционирования продукта, анализ конкурентов и создание дорожной карты продукта.
  • Интервью с пользователями — проведение опросов, анкетирования и детального исследования.
  • Обсуждение технической составляющей продукта — здесь менеджер по продукту тесно контактирует со своей командой, в особенности с ее техническими специалистами. Важно определить основное техническое решение, которое позволить существенно сократить расходы на производство и запуска и также обеспечит надежную техническую поддержку продукта в будущем.
  • Контроль за разработкой продукта, что включает в себя мониторинг выполнения задач разработчиков, дизайнеров и тестировщиков, поддержание качественной коммуникации с заказчиком (или бизнес-партнерами).
  • Забота (именно такое слово наиболее применимо) о продукте после его разработки и выпуска на рынок. Это не только задача, но и личное стремление менеджера по продукту знать, как поживает и через какие этапы востребованности проходит его очередное “детище”.

Проще говоря, настоящим менеджером по продукту считается тот специалист, который знает, что хочет клиент, узнаёт, на что способна рабочая команда, подсчитывает предполагаемую прибыль — и реализовывает это в удачный по всем параметрам продукт. Ответственность и настоящий блеск в глазах при продвижении продукта также являются элементами обязательной программы для продакт-менеджера.

Популярность профессии менеджер продукта в цифрах

Очевидно, что менеджер продукта — это важная фигура в разработке продуктов и в IT-мире в целом. Тем не менее, даже самая интересная и заманчивая должность не стоит ничего без сухой, но такой нужной статистики. И, к счастью, менеджерам по продукту не приходится жаловаться на невостребованность.
По данным одного из самых популярных порталов по поиску работы в США, Indeed.com, предлагается около 18 тысяч вариантов по данной профессии. Лидерами являются штат Калифорния (около 4500 вакансий) с ее именитой Кремниевой Долиной и Нью-Йорк (около 1700 вакансий).

Скриншот поиска по запросу “Product manager” (по состоянию на 22.10.2018)
Что касается ситуации на российском рынке труда — рассмотрим самые актуальные данные с сайта hh.ru: по поиску всех возможных ключей с названием профессии — “менеджер по продукту”, “product manager” и “продакт-менеджер” — выдается довольно большое количество открытых вакансий.

Скриншот поиска по запросу “Продакт-менеджер” (по состоянию на 22.10.2018)

Скриншот поиска по запросу “Product manager” (по состоянию на 22.10.2018)
Суммарный результат по РФ — от 1,5 до 2,2 тысяч релевантных вакансия на каждый из запросов. По первым трем местам идет следующая разбивка:

  • Москва — безусловный лидер: предлагает более тысячи вариантов работы по данной позиции
  • Санкт-Петербург — около 200 открытых вакансий
  • Новосибирск и его область — чуть больше 40 активных вакансий.

В Беларуси и Украине также немалое количество открытых вакансий для менеджеров по продукту. Тот же hh.ru приводит статистику — примерно по 100 актуальных вакансий для каждой из стран с традиционным наибольшим количеством вакансий в столицах, Минске и Киеве.
Пара слов о средней зарплате. Очевидный факт: как и в любой управленческой должности, заработная плата напрямую зависит от имеющегося опыта. Чем его больше, тем выше вероятность (без 100% гарантии) претендовать на высокую зарплату. Да и каждая отдельная компания с каждым отдельным проектом могут предлагать менеджеру по продукту разное вознаграждение.
Всё по тем же свежим данным, с сайтов Indeed.com и hh.ru, специалисты могут однозначно рассчитывать на следующие минимальные зарплаты:

  • США — от 75 000 USD (до вычета налогов, “чистыми” — примерно 50 тысяч) в год
  • Россия (Москва, Санкт-Петербург) — от 70 000 рублей
  • Беларусь, Украина — от 1000 USD

Согласно другому любопытному исследованию, проведенному в Кремниевом Долине, средняя годовая заработная плата менеджеров продуктов (более $133K) уже во многих случаях превышает зарплату разработчиков.

Где научиться быть крутым менеджером по продукту

Итак, на данный момент нам удалось выяснить следующее: менеджер по продукту — это одна из таких позиций, которая реально стоит того, чтобы развиваться на ней, и количество предложений по которой не может не радовать. Однако, кто именно может стать менеджером по продукту?

Есть два пути развития:
Первый — это приход к продакт-менеджменту после множество опробованных IT-профессий: специалист может начинать как разработчик, потом попробовать тимлидинг, далее — перейти к управлению проектами или же сформировать некую собственную идею продукта и попробовать реализовать ее в рамках данной компании. Такой способ является весьма распространенным, ведь менеджер по продукту — это логическое продолжение успешной карьеры толкового, имеющего приличный рабочий опыт специалиста.
Второй путь — непосредственное обучение. Всё может начаться как со специального высшего образования (управление проектами, менеджмент и пр.) и продолжиться в виде так называемых курсов повышения квалификации, которые длятся от двух дней, в формате семинаров и мастер-классов, до 2-3 месяцев в в виде полноценных учебных дней с сопутствующими теорией и практикой.
Какой путь выбрать — выбор за каждым, и всё исходит из личных целей, мотивации и выраженной профессиональной потребности. Ниже мы перечислим те центры и курсы, на которых каждый специалист может улучшить свои умения, получить новые знания в предметной области и абсолютно всё перенести на практику.

Курсы для менеджеров по продукту

Существует два основных направления по обучению. Классическое обучение — очные курсы, включающие в себя по 1-2 лекции в неделю в течение пары месяцев. Другой способ получать знания по продакт-менеджменту заключается в прохождении онлайн-курса с учебными видеолекциями и отправкой домашнего задания на электронную почту руководителя курса. Оба подхода по-своему удобны и в равной степени эффективны.
Очные курсы:

  • Product Degree (Москва) — частный центр, в котором профессионалы продакт-менеджмента в доступной и очень практичной форме делятся своим опытом на основе реально работающих продуктов. Здесь не занимаются пустыми разговорами — здесь “выращивают” толковых специалистов, способных выжить в условиях современного рынка.
  • Binary District (Москва) — активно развивающаяся компания, которая предлагает массу интересных обучающих курсов по ИТ-специальностям. Для продуктового направления предлагаются одномесячный курс с последовательным углублением в профессию продакт-менеджера, а также учебный уикенд с особой интенсивностью обучения и практик в основных сферах деятельности менеджера по продукту.
  • CustDev (Москва) — команда, предлагающая различные курсы для повышения навыков по управлению продуктами. Всё обучение ведется в очень тесной привязке к практическому применению, поэтому все приобретенные знания реалистичны и востребованны.
  • Growth Academy (Москва) — один из самых эффективных краткосрочных мастер-классов, посвященных изучению и анализу всех сфер деятельности в ИТ-структуре. Такой интенсив будет точно полезен как начинающим специалистам, так и опытным продакт-экспертам.
  • Product Heroes (Москва) — группа московских профессионалов-энтузиастов, которые обещают выдавать уникальный материал, позволяющий “натренировать нейронную сетку” и выйти из центра готовым менеджером по продукту. Довольно амбициозное заявление, но отзывы о курсе вполне позитивные. Стоит попробовать!
  • Product Vision (Москва) — одна из самых активных команд профессионалов, которые предлагают различные курсы с акцентом на управление и развитие продуктов. Курсы проводятся как в индивидуальных группах, так и для корпоративных команд, которые захотели освежить свои знания. Шестинедельный курс по продакт-менеджменту — один из самых качественных вариантов для изучения всех нюансов данной профессии.
  • ФРИИ (Москва) — крупный московский образовательный центр, который занимается активной подготовкой специалистов в областях ИТ, бизнеса, инвестиций и венчурного дела. Для будущих менеджеров по продукту здесь предлагается трехмесячный курс с большой практической базой.
  • Высшая школа бизнес-информатики при НИУ ВШЭ (Москва) предлагает наиболее основательный подход к обучению профессии менеджера по продукту. Длительность курса также впечатляет — 272 часа очных занятий, что подразумевает под собой настоящее дополнительное образование. Набор на первый поток уже закрыт, но остаются места с января 2019 года — нужно успевать записываться!
  • Projector (Киев) — один из популярных порталов в Украине, где можно выбрать множество курсов для развития профессиональных навыков в сфере ИТ. Для менеджеров по продукту также есть несколько привлекательных курсов для специалистов любого уровня, в том числе и основательная программа годового обучения.
  • IT-Академия Белхард (Минск) — одна из крупнейших ИТ-компаний в Беларуси, которая не только занимается разработкой продуктов, но и организует множество качественных курсов и тренингов по различным направлениям. Существуют курсы как для начинающих специалистов в области продакт-менеджмента, так и для желающих улучшить имеющиеся знания в предметной области.
  • Мой Понедельник (Минск) — сравнительно молодая, но вполне прогрессивная команда профессионалов-энтузиастов, которые предлагают разные и полезные курсы для изучения профессии с нуля или же чтобы освежить знания. Продолжительность курсов — от 8 до 12 занятий по удобному расписанию для студентов или работающих специалистов.

Онлайн-курсы:

  • Product Star — один из самых популярных центров для онлайн-записи на самые актуальные курсы по управлению продуктом. Здесь можно найти как предложения удаленного обучения (с live-вебинарами и выполнением домашнего задания), так и очных курсов от профессионалов по 2 занятия в неделю в течение двух месяцев (в Москве). В общем, можно выбрать себе курс на любой вкус и бюджет.
  • Нетология — корифей в мире онлайн-обучения различным специальностям ИТ-среды. Для будущих продакт-менеджеров здесь предлагается 5-месячная программа, погружающая во все тонкости работы менеджера по продукту. Также часто организуются записи и на более короткие интенсивные курсы.
  • Авторский курс от Олега Якубенкова предлагает уникальный в своем роде онлайн-симулятор обучения практическим основам специальности менеджера по продукту. Ученик как бы получает работу в виртуальной компании, выполняет необходимые задания и тем самым получает бесценный и вполне себе реалистичный трудовой опыт в качестве продакт-менеджера. Всем любителям высоких технологий это будет интересно!

Заключение

На самом деле, менеджером по продукту человек становится не в момент обучения и не в работе над каким-либо проектом. Это идейное состояние, когда все твои желания и задумки начинают сами находить пересечения с имеющимися знаниями, техническими возможностями и востребованностью этой идеи среди других людей. Поэтому любые шаги к саморазвитию — это важно и крайне полезно для любого специалиста.

Ответы на тест по менеджменту

Правильные ответы на тест по менеджменту

1. Для любого бизнесмена определяющим признаком является то, что он:

б) работает ради получения прибыли

2. В теории менеджмента к функциям управления относятся (выберите

несколько пунктов):

а) контроль

г) планирование

д) организация.

3. Рутинные технологии требуют усиления операционного контроля:

да

4. «Видение» (vision) организации является прямым следствием осуществления стратегического аудита ее ресурсов:

Видение (vision) организации – формируется на ранних стадиях стратегического менеджмента до формулировки миссии, это как бы “образ” организации, так сказать, ее “идеал”в представлении стратегического руководства, который может сложиться в будущем при благоприятном стечении обстоятельств. Стратегический аудит ресурсов осуществляется на более поздних стадиях процесса стратегического планирования.

5.Создание магазина по продаже полочек, стульев, столов и тумбочек при предприятии по изготовлению мебели – это стратегия:

в) вертикальной интеграции;

Производство и продажа изделий – смежные процессы в технологической цепочке удовлетворения потребностей, они относятся к разным отраслям, а вертикальная (связанная) интеграция как раз предусматривает объединение различных видов деятельности из смежных отраслей.

6. Среди «пяти сил Портера» присутствуют (выберите несколько):

а) товары-заменители

в) сила потребителей в торговле

Именно “наличие товаров-заменителей” и “сила потребителей в процессе торгов” относится к пяти силам Портера. Остальные факторы – из других схем.

7. SWOT-анализ предусматривает выявление и подробное рассмотрение

(выберите несколько):

б) сильных сторон фирмы

в) благоприятных возможностей для бизнеса

г) слабых сторон организации

д) угроз для бизнеса

Отмеченные характеристики соответствуют понятию SWOT – сильные стороны, слабые стороны, благоприятные возможности, угрозы. “Конкурентные преимущества” обычно рассматриваются в других методиках стратегического управления.

8. Матрица Бостонской консультационной группы основана на анализе

характеристик (выберите две из пяти):

в) темп роста спроса

г) доля рынка

9. Преимуществами функциональной структуры управления являются

(выберите несколько):

а) возможность углубленной деловой и профессиональной специализации персонала;

б) ясность в распределении полномочий и ответственности;

Именно углубление деловой и профессиональной специализации, а также “ясное распределение полномочий и ответственности” характерны для иерархических организаций, построенных по функциональному принципу и основанных на вертикальных отношениях власти и четкой регламентации деятельности. Остальное не свойственно (даже противопоказано) функциональному типу оргструктуры организаций. Так, хорошие условия для внедрения внутриорганизационного хозрасчета (создание “бизнес-единиц”, “центров прибыли” и т.п.) характерно для дивизиональных организационных структур, которые, кроме того, создают хорошие условия для децентрализации структур управления (из-за наличия полного набора функций в отделениях фирмы, divisions). Учет региональных условий также требует создания отделений и децентрализации, чему, в принципе, препятствует централизованное управление организацией по отдельным функциям.

10. Процесс принятия решений начинается с:

в) выявления проблемы

Согласно теории принятия решений, по Г. Саймону, принятие решений и выявление проблем – весьма близкие по своему существу процессы. Именно поэтому методологически правильным является начало процесса принятия решений именно с выявления проблемы, а другие действия, осуществляемые в начале, строго говоря, не образуют начального стимула для процесса принятия решений.

11. Функции стратегического управления президента фирмы не подлежат

делегированию:

нет. Процесс стратегического управления является многоуровневым, в нем участвует множество подразделений и должностей. Нередко этот процесс делегируется на уровень бизнес-единиц (так называемых strategic business units), что, разумеется, предусматривает передачц определенных полномочий президента фирмы по принятию стратегических решений на более низкие уровни.

12. При формировании организационной структуры соблюдение принципа единоначалия является обязательным:

нет. Хотя принцип единоначалия, являющийся классическим, как правило, выдерживается в иерархических структурах управления, в некоторых типах организационных структур, в частности, матричных, реализуется принцип двойного подчинения

13. Линейное программирования применяется для:

д) оптимального распределения ограниченных ресурсов.

“Линейное программирование” – это совершенно четкое обозначение математической дисциплины, предусматривающей решение задач на поиск экстремума линейной функции при ограничениях в форме линейных неравенств. Этот математический аппарат был создан именно для решения задачи оптимального распределения ограниченных ресурсов в различной экономической постановке.

14 . Суть делегирования состоит:

б) передаче властных полномочий вниз и принятии их менеджером низшего звена

15. Основной характеристикой организации как открытой системы является:

в) способность адаптировать методы ведения бизнеса к изменяющимся условиям внешнего окружения

Практически любая организация в той или иной мере осуществляет обмен с внешней средой, однако, открытая организация при этом еще и адаптирует внутренние механизмы преобразования ресурсов под влиянием изменений во внешней среде.

16. Информационным критерием эффективности межличностной

коммуникации является:

г) близость смысла принятого сообщения к смыслу посланного сообщения

Остальные ответы либо касаются психологических, а не информационных критериев, либо описывают намерения, либо определяют действия одной стороны, что не гарантирует качество восприятия информации другой стороной.

17. Избегание является оптимальным способом управления конфликтом:

нет.Смысл эффективного управления конфликтом состоит в том, чтобы правильно выбрать стиль поведения в зависимости от ситуации.

18. Руководитель исследовательской организации опирается преимущественно на следующие формы власти (расставьте источники в порядке приоритетности: 1 – высший приоритет, 5 – низший приоритет):

а) харизма;

б) власть, основанная на вознаграждении;

в) власть, основанная на принуждении;

г) экспертная власть;.

д) эталонная власть

г – а – д – б – в (по убыванию приоритетности)

19. Корпоративная культура основана:

в) разделяемых большинством членов организации убеждениях и ценностях;

Культура опирается на систему ценностей, но не индивидуума, а объединения людей, а это возможно лишь при условии, что ценности оказываются разделяемыми этими людьми.

20. Трехфазная модель управления изменениями К. Левина (размораживание – движение – новое замораживание) предполагает необходимость создания у

работников ощущения дискомфорта:

в) при «размораживании» ситуации;

Дискомфорт необходим для того, чтобы люди ощутили необходимость изменений, а это важно на первой стадии. Когда изменения уже начались (стадия «движение») в специально созданном дискомфорте нет необходимости, люди и так испытывают трудности.

21. К компетенции службы персонала относятся функции (выберите несколько)?

б) обучение персонала;

в) определение потребностей в повышении квалификации персонала;

г) изменение организационной структуры; (ВОЗМОЖНО)

б и в:

а и г – это функция высшего менеджмента, а управлением конфликтами должны заниматься все менеджеры, независимо от их функциональной принадлежности.

22. В наибольшей степени зависят от национальной культуры следующие

концепции менеджмента (выберите несколько):

а) трудовая мотивация

в) подбор персонала;

г) отношение к власти;

д) стиль лидерства.

а – г – д – в

(по условному убыванию значимости, возможно изменение порядка); остальные функции в меньшей степени касаются человека и поэтому более универсальны.

23. Стресс на рабочем месте требует:

д) регулирования.

Недостаточный стресс приводит к снижению результативности, так же как и избыточный; поэтому задача человека – уметь поддерживать себя «в тонусе», т.е. находиться на уровне «здорового» стресса, стимулирующего рабочую активность.

24. Преимуществами матричной структуры управления являются (выберите несколько):

б) гибкость и адаптивность;

г) улучшение использования интеллектуальных ресурсов;

д) межфункциональная интеграция деятельности

(а) Матричная структура безусловно связана с усложнением управленческих коммуникаций, а не с их упрощением (из-за двойного подчинения, допущения наряду с вертикальными также горизонтальных и диагональных коммуникаций и т.п.), (в) – горизонтальная система управления проектами перемещаемая на средний уровень безусловно не ведет и к усилению управленческой вертикали; (б) и (д)- общепринято относить матричные структуры к адаптивным и в их рамках развивается специфический механизм межфункциональной интегральной деятельности по горизонтали на среднем уровне управления; (г) возможность использования квалифицированных специалистов одновременно в нескольких проектах ведет к улучшению загрузки интеллектуальных ресурсов.

25. В компании производящей мебель работает 90 человек. Генеральному Директору подотчетно 12 человек. Один из заместителей Генерального его жена – Коммерческий директор. Финансовый директор уехал в отпуск. Его заменяет Главный бухгалтер. Норма контроля (норма управляемости) Генерального составляет :

в) 12 (НОРМА – ДАЖЕ ЕСЛИ ВСЕ УЕДУТ В ОТПУСК !)

26. Качество продукции или услуг определяется:

д) реакцией потребителей.

27. Одна из важнейших функций корпоративной культуры – это:

в) поддержание социальной стабильности в организации;

28. Организационные изменения встречают наибольшее сопротивление

вследствие:

а) неправильной последовательности действий;

29. Тестирование кандидатов при отборе персонала осуществляется

прежде всего с целью:

а) упрощения процедуры подбора персонала;

в) во избежание ошибок при замещении вакансий;

30. Успехи японских корпораций в конкурентной борьбе с американскими

компаниями обусловлены главным образом:

в) использованием особенностей национального характера японцев при организации бизнес-процессов;

31. Основным отличием команды от обычной рабочей группы является:

д) наличие синергетического эффекта (ГЛАВНОЕ)

По определению команда отличается от группы тем, что произведенный ею результат превосходит арифметическую сумму результатов, которую породила бы деятельность членов группы, если бы они работали в одиночку, а это и есть синергетический эффект.

32. У менеджера среднего звена больше всего должны быть развиты :

б) человеческие навыки

33. 10 ролей менеджера в организации:

1.Наблюдатель

2.Проводник (передача информации, рассылка, звонки)

3.Оратор

4.Глава (встреча гостей, проведение церемониальных и символических мероприятий итд)

5.Лидер

6.Связуещее звено

7.Предприниматель

8.Пожарный

9.Распределитель ресурсов

10.Участник переговоров

Система менеджеров и общие требования к их профессиональной подготовке

Дать анализ методов совершенствования управления

Рассмотреть составляющие успеха организации

Уяснить критерии эффективности управления

Выявить принципы эффективности менеджмента

Уяснить направления самосовершенствования менеджера.

Показать особенности профессиональной подготовки менеджера

2. Определить оценку продуктивности работы менеджера

4. Рассмотреть понятие «эффективность менеджмента»

1. Профессиональная подготовка менеджеров

Существует множество взглядов на специфику подходов к про­фессиональной подготовке. Все школы единодушно считают, что про­фессиональная подготовка, ее уровень, качество и объем знаний долж­ны быть высокими. Но на содержание профессиональной подготовки каждая из школ смотрит по-своему. В качестве полярных подходов можно рассмотреть американскую и японскую школы.

Так, американская школа, ставшая в определенной степени клас­сической, считает, что менеджеры должны быть профессионалами в достаточно узкой области деятельности:

• линейные руководители;

• специалисты по работе с финансами;

• специалисты по работе с персоналом, где, в свою очередь, еще имеется специализация: маркетологи, рекламисты, специалисты в об­ласти продажи и т.д.

Карьерный рост этих специалистов целесообразно направлять в достаточно узкой области, по «ступенькам» должностей вверх. Так, применительно к американским государственным служащим сущест­вует всего 18 рангов (ступеней), где первые 4 ступени отводятся испол­нителям, а последующие 14 – руководителям (с 5-й по 18-ю). Причем, для менеджеров нижнего звена отводятся с 5-го по 8-й ранги, для ме­неджеров среднего звена с 9-го по 14-й, а для высшего звена (топ-уровень) соответственно с 15-й по 18-ю ступень. Крупные коммерче­ские фирмы чаще всего повторяют эту систему. Таким образом, менед­жер, как правило, растет в определенной области, «поднимаясь» по этим ступеням.

Японская школа считает, что менеджеров целесообразно делить только на производственников («синие воротнички») и управленцев («белые воротнички»). Так, если большую часть производственников крупных фирм (даже инженеров) готовят на фирме, в собственной системе подготовки менеджеров, то управленцев, как правило, готовят в специальных учебных заведениях (университетах).

В процессе подготовки менеджеров на фирме каждый из них, поэтап­но обучаясь на иерархическом уровне, готовится не только по своей, но и по «соседней» специализации, постепенно расширяя спектр своей про­фессиональной подготовки. В результате большинство менеджеров гото­вят по всем основным направлениям профессиональной подготовки, не­обходимой для линейного руководителя, совмещая должностной рост «вверх» с подготовкой по «соседним» специальностям, входящим в тех­нологический процесс. Такая подготовка сопровождается практической работой по «соседней» специальности в течение 2-3 лет.

Таким образом, если для американской школы наиболее характер­но «выращивание» менеджера-профессионала в достаточно узкой об­ласти «снизу вверх», то для японской школы более характерен широ­кий спектр подготовки и одновременное движение «вверх и по гори­зонтали» специальной профессиональной подготовки.

Целесообразно напомнить, что когда говорят о менеджерах одной организации (фирмы), то имеют в виду систему менеджеров как общее единство, включающее пирамиду, а также функциональных и обслужи­вающих менеджеров.

Под «пирамидой» менеджеров, как наиболее важной части систе­мы, как правило, понимают линейных руководителей, т.е. тех, которые имеют подчиненных и отвечают за управление основными видами ре­сурсов (люди, время, финансы, техника и технология, сырье, товары и/или услуги).

Деление менеджеров на функциональных и обслуживающих дос­таточно условно.

К функциональным менеджерам принято относить тех, которые отвечают за отдельные, специальные функции, такие как, например, управление персоналом (кадрами), финансами, торговлей, маркетин­гом и/или рекламой и другими видами деятельности.

Когда речь идет об обслуживающих менеджерах, то имеют в виду тех руководителей, которые отвечают за предоставление определен­ных видов услуг. К ним чаще всего относят услуги в информационном, транспортном, технологическом и/или других видах обеспечения дея­тельности фирмы (организации).

В силу того, что функциональная деятельность менеджеров имеет различия, то и профессиональная подготовка по уровням знаний, умений и прак­тических навыков носит разный характер.

Нижнее звено должно сосредоточивать свое главное внимание на преобладании в работе практических навыков, руководстве деятельно­стью исполнителей и умении экономить те ресурсные составляющие, с которыми работают исполнители.

Высшее руководство должно обладать самым высоким в «пирами­де» менеджеров уровнем знаний, особенно в концептуальных вопросах (проблемах и задачах), что и становится главным в их профессиональ­ной подготовке. Практические навыки становятся необходимыми для конкретной функциональной деятельности, т.е. для того, что использу­ется при планировании, организации работы подразделений и групп, оперативном руководстве и контроле работы подчиненных руководи­телей и работе по управлению персоналом.

Профессионализм менеджера складывается из ряда элементов (рис. 1), в число которых входят: умение работать в условиях специ­фичного бизнеса (тяжелая или легкая промышленность, продукты пи­тания, образование, здравоохранение, производственная сфера, тор­говля, предоставление различного вида услуг и др.) и общеменеджер­ская функциональная деятельность.

Общеменеджерская функциональная деятельность, в свою оче­редь, состоит из уровня профессионализма в организации личной ра­боты (самоменеджмента) и умения профессионально руководить ра­ботой других.

Рис. 1. Элементный состав профессиональной подготовки менеджеров

Если рассматривать работу линейных, функциональных и обслу­живающих менеджеров, то очевидно, что наиболее сложными по мно­гообразию функциональной деятельности считаются линейные ме­неджеры, поэтому именно их подготовку, как правило, принимают за эталонную профессиональную подготовку менеджеров.

Такая подготовка по каждому элементу профессиональной квали­фикации должна накапливаться и совершенствоваться во имя и по мере карьерного роста менеджера от нижних иерархических уровней менеджерской деятельности к верхним.

Естественно, что профессиональная подготовка на каждом иерар­хическом уровне деятельности менеджера должна учитывать некото­рые объективные и обязательные условия работы менеджера.

Так, например, для менеджеров нижнего звена впервые появляет­ся необходимость не личной исполнительской работы, а организации работы исполнителей, т.е. для него важно не только уметь работать са­мому, но и быть готовым к организации и осуществлению руководства работой подчиненных. Следовательно, профессионализм из области исполнительской работы перемещается в сферу деятельности по руко­водству исполнителями.

Среднему звену в пирамиде менеджеров отводится особо важная роль, так как оно должно хотеть и уметь быть передаточным звеном ме­жду высшим руководством и исполнительскими группами, научиться руководить подчиненными и правильно взаимодействовать с высшим руководством. На этом уровне должно быть достаточно профессионализма для того, чтобы самостоятельно принимать решения по важным проблемам и выполняемым задачам. Появляется необходимость ав­тономности в работе по достижению целей организации (фирмы).

Высшее руководство должно быть способно не только определить основное направление развития организации и ее деятельности на длительные сроки, но и подготовить систему подчиненных менедже­ров и исполнителей (персонал фирмы) к реализации (достижению) по­ставленных целей.

Менеджментом накоплен, обобщен и систематизирован многолет­ний опыт по требующейся профессиональной подготовке менеджеров. Считается, что профессионализм системы менеджеров складывается из мастерства в следующих семи областях:

1. Техническое мастерство менеджеров, состоящее в том, что они должны уметь четко выполнять полученные задания.

2. Коммуникационное мастерство, которое должно представлять собой умение взаимодействовать с окружающими людьми в лице со­трудников всех уровней и должностных лиц организации, клиентов и партнеров, а также умение формулировать задачи, как в устной, так и письменной форме.

3. Психологическое мастерство, которое должно представлять со­бой способность влиять на отношения людей в процессе жизнедея­тельности организации и в работе персонала с окружающими людьми, а также формировать психологически совместимые группы и накапли­вать в них качества единой «семьи».

4. Административное мастерство в виде способности и готовности выполнять формализованные правила, координировать работу испол­нителей и/или руководителей, а также управлять информационными потоками, в том числе и на формализованном (бюрократическом) уров­не, а также быть готовым четко выполнить уже принятые решения.

5. Мастерство принятия решенийв виде умения выбирать и обос­новывать альтернативы из ряда других возможных и целесообразных с учетом сложившихся условий, ограничений и критериев, а также уметь собирать и готовить группы, способные участвовать в принятии решений.

6. Аналитическое мастерство, определяемое умением анализировать и диагностировать ситуацию по внешним и внутренним для организа­ции факторам, в том числе:

— работу персонала;

— качество техники и тех­нологии;

— ресурсные возможности фирмы;

— способность увидеть про­блему в виде целостной системы и ее деталей, причины развития си­туации и причины этих причин;

— умение работать с группами по изучению проблемных ситуаций, формировать и обосновывать пути решения различных проблем.

7. Концептуальное мастерство,определяющееся не только пони­манием природы функционирования организации в условиях сложив­шихся отношений (объективные законы развития общества и систе­мы), но и выявлением значимости совокупности деталей, как во внеш­ней среде, так и внутри фирмы.

Опыт менеджмента свидетельствует о том, что все вышеперечислен­ные виды мастерства необходимы любому менеджеру, независимо от за­нимаемой должности в иерархической структуре организации и специ­фики выполняемых функциональных обязанностей.С их помощью мож­но охарактеризовать уровень профессиональной подготовки менеджера.

Естественно, что на каждой должности и любом рабочем месте ме­неджера требуются различные уровни и сочетание вышеперечисленных видов мастерства.

Очевидно и то, что рейтинговая значимость видов мас­терства изменяется в зависимости от иерархического уровня и конкрет­ной должности, но также очевидно, что:

высшее руководящее звено в большей степени нуждается в концептуальном, аналитическом мастерст­ве и мастерстве принятия решений;

для нижнего звена ме­неджеров определяющими являются техническое, коммуникационное и психологическое мастерство.

Понятно и то, что психологическое мастер­ство должно стать обязательным для менеджера любого уровня и ранга.

Из всего вышесказанного следует, что все виды мастерства являют­ся составными частями профессиональной подготовки менеджеров, но в силу того, что их накопление и развитие происходит достаточно долго, они должны быть предметом систематического изучения, со­вершенствования и тренинга. Организация и лично каждый менеджер должны иметь это в виду и постоянно их совершенствовать в процессе личной подготовки.

Тема 2. Содержание и особенности профессии менеджера

В развитых странах мира господствует убеждение, что основа любой фирмы – высококачественные менеджеры. Менеджмент — вид трудовой деятельности, а менеджер – это профессия. С позиции общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов, знаний и навыков профессиональной деятельности, профессиональных особенностей человека, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного ему результата.

Профессию можно рассматривать как общность людей, занятых в определённой сфере деятельности. Эти люди объединены общностью взглядов на жизнь и, прежде всего, на ситуации, являющиеся типичными и специфичными для данной профессии: общими профессиональными знаниями, навыками, единой профессиональной терминологией.

С позиции отдельного человека профессия – это род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных знаний, навыков, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работы. Для конкретного человека профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества, средство самореализации и которая служит главным источником материальных средств к существованию, получаемых взамен затраченного труда.

Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда – от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творчества. Труд может стать для человека средством поддержания своего существования, средством самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни. В каждом из видов труда присутствует две стороны, называемые объектом и субъектом труда. Объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности включает следующие характеристики: предмет труда; профессиональные задачи; действия и операции; средства труда; условия труда; результат труда.

Другая сторона труда — субъективная – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. К нему можно отнести ряд профессионально важных качеств:

  • Направленность личности;

  • Мотивы и цели включения человека в трудовую деятельность;

  • Потребности в творчестве, удовлетворённость;

  • Профессиональное самосознание;

  • Профессиональные способности;

  • Профессиональный тип мышления.

Подавляющееся большинство людей осуществляют свою работу, сопрягая свои усилия с другими людьми, тем самым, включаясь в совместный организованный труд. В рамках совместного труда человек выступает в качестве исполнителя или руководителя (менеджера).

Основное содержание деятельности менеджера – управление, руководство людьми в процессе совместной деятельности и это является главной особенностью профессии менеджера.

Основные особенности профессиональной деятельности менеджера

Одним из первых людей, севших за написание развёрнутого труда о том, что делают менеджеры, был француз по имени Анри Файоль. Он был горным инженером, а затем стал управляющим директором одной фирмы, владевшей убыточной угольной шахтой. Под его руководством фирма добилась огромных успехов. Труд Файоля назывался «Общий и промышленный менеджмент», в котором рассматриваются элементы и функции менеджмента. Файоль выделил пять функций:

  1. Планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.

  2. Организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования, важным элементом здесь является учебная подготовка менеджера.

  3. Командная деятельность – средство выполнения организационной работы – управление подчинёнными.

  4. Координация – гармонизация деятельности для достижения успеха.

  5. Контроль–проверка надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.

Как представляется на основе исследований, «нижний эшелон» менеджеров львиную долю своего времени тратит на фактическое выполнение работы. Менеджеры среднего и высшего звена, оказывается, намного больше тратят времени на фактическое выполнение работы, чем на планирование, организацию работы и контроль. Более того, значительное количество времени они тратят на разговоры с людьми. Теоретически, большинство менеджеров высшего звена, должны уделять основное время планированию, некоторое время организационной работе, некоторое время – контролю, и совсем немного время – фактическому выполнению работы.

К основным особенностям профессиональной деятельности менеджера относится:

  • повышенная ответственность субъекта управления за последствия принимаемых решений;

  • влияние личных качеств менеджера на содержание решения;

  • повышенные требования к уровню профессионализма, к нравственным и деловым качествам руководителя;

  • высокий уровень риска, имеющего значение не только для самого руководителя, но и для организации в целом;

  • интенсивность контактов субъекта управления с другими людьми;

  • значительный конфликтный потенциал во взаимодействии руководителя и подчинённого.

Американская модель управляющего предполагает наличие таких ролей: полицейского, арбитра, аналитика, человека говорящего «нет», человека формулирующего цели организации. В Японии выдающийся менеджер должен быть: психологом, организатором, контролёром, наставником, советником, инструктором, экспертом, товарищем, другом, лидером, информатором, критиком, юмористом, психотерапевтом. В процессе практического руководства организацией менеджер делает акцент на одну или несколько из указанных ролей, в зависимости от образования, индивидуального профессионального опыта работы в соответствующей сфере, от продолжительности работы в конкретной должности, от уровня управления. Если менеджер хорошо профессионально подготовлен в сфере деятельности своих подчинённых, имеет длительный опыт работы в организации, он выполняет преимущественно роль наставника, педагога, воспитателя, советника, инструктора, эксперта, консультанта и специалиста. Следует иметь в виду, что во всех случаях главенствующей для менеджера остаётся роль организатора.

Рассмотрим роли менеджера организации, адаптированные к современным российским условиям:

  • позитивный лидер – направляет свои действия на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но и сплочённым коллективом, нацеленным на создание выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди объединяются в ней, чтобы организация стала эффективной;

  • интегратор – менеджер структурирующее воздействует на работников организации, самой организации, её связей с внешним миром представляющих собой сферу целей деятельности организации;

  • администратор – использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики;

  • организатор – проявляет способность квалифицированно определять предпосылки и цели деятельности подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчинённых;

  • профессионал – менеджер обладает знаниями, опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить её планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения;

  • специалист – менеджер самостоятельно эффективно осуществляет профессиональную деятельность, решает конкретную задачу, показывает личный пример подчинённому;

  • менеджер – психолог – осуществляет деятельность, направленную на вовлечение коллектива, учёт особенностей психики подчинённого в процессе общения, обмена информации с подчинёнными, при постановке целей и задач деятельности перед подчинёнными и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания;

  • менеджер – воспитатель – осуществляет формирование у работников чувства служебного долга, усвоения им элементов корпоративной культуры.

Для выпускников вуза по специальности «менеджмент» существуют четыре типа профессии управленца (менеджера).

Руководитель. Его основная деятельность – управление конкретным коллективом людей, принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции.

Консультант в области управления. Его деятельность связана с решением практических задач, однако, она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю конкретных советов по решению проблем в области социального управления.

Учёный в области управлении. Суть его основной деятельности – научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснения, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента.

Преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления.

С каждым из указанных типов профессий управленца связаны специфические требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам руководителя.

Управленческое решение

Управленческое решение — 1) важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач; 2) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели.

Управленческим называется решение, которое разрабатывается для социальной системы. Оно направлено на следующие аспекты:

  • стратегическое планирование;
  • управление управленческой деятельностью;
  • управление человеческими ресурсами, такими как: производительность, активизация знаний и умений;
  • менеджмент деятельности в области производства и обслуживания;
  • обеспечение формирования системы управления компании;
  • управленческое консультирование;
  • менеджмент внутренних и внешних коммуникаций.

Условия, при которых вырабатываются качественные управленческие решения

  • использование при их разработке научных подходов в области менеджмента;
  • предварительный анализ в сфере влияния экономических законов на эффективный аспект конкретного управленческого решения;
  • обеспечение процесса информирования лица, которое принимает управленческое решение, необходимыми, проверенными данными;
  • организация применения методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого конкретного управленческого решения;
  • осуществление структуризации проблемы и дальнейшее построение дерева целей;
  • обеспечение возможности в плане сравнимости вариантов решений;
  • предоставление вариантности решений;
  • обоснованность принимаемого решения с точки зрения правового процесса;
  • обеспечение автоматизации процесса по сбору и обработке информации, а также процесса по разработке и реализации принимаемого решения;
  • механизм разработки и функционирования системы по обеспечению ответственности, а также мотивации качественного и эффективного решения;
  • обеспечение функционирования механизма реализации принимаемого решения.

Особенности работы менеджера

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *