Уважаемые родители (законные представители) детей города Ханты-Мансийска!
На основании постановления Главного санитарного врача Российской Федерации отдых организованных групп детей возможен лишь в пределах субъекта Российской Федерации (выезжать организованными группами за пределы ХМАО-Югры запрещено).
В связи с этим Администрацией города принято решение о расторжении ранее заключённых муниципальных контрактов на приобретение путёвок в детские оздоровительные лагеря, расположенные на Черноморском побережье.
Для осуществления возврата ранее оплаченных средств за организацию авиаперелета вам необходимо написать заявление на возврат средств, запросить форму заявления можно обратившись в отдел по организации отдыха и оздоровления детей написав сообщение в официальной группе в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/club102835202 или отправить запрос на электронную почту: kanikuly-hm2015@mail.ru
Отдел по организации отдыха и оздоровления детей
МБУДО «ЦДО «ПЕРСПЕКТИВА»
ул. Пионерская, д. 122, кабинет 3
(здание МБУДО «Патриот»)
Телефон: +7 (346) 733-83-09 (добавочный 1021, 1022)
Адрес электронной почты: kanikuly-hm2015@mail.ru
Адрес официального сайта: http://admhmansy.ru или http://eduhmansy.ru
Режим работы:
Понедельник, среда, четверг, пятница: с 09.00 до 17.00 часов;
Вторник: с 09.00 до 18.00 часов;
обеденный перерыв: с 13.00 до 14.00 часов;
Суббота, воскресенье – выходные дни.
Лагеря в заочном формате
Памятки по комплексной безопасности детей
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Методические рекомендации по вопросам безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления, в том числе безопасности перевозок детей в организации отдыха детей и их оздоровления и обратно
Памятка для родителей по вакцинации от Клещевого энцефалита
ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей, имеющих место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о порядке организации отдыха и оздоровления детей, имеющих место жительства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
ПОСТАНОВЛЕНИЕ об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по организации отдыха детей в каникулярное время
ПОСТАНОВЛЕНИЕ об утверждении положения о мероприятиях по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья
ПОСТАНОВЛЕНИЕ об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами
ПОСТАНОВЛЕНИЕ об утверждении СП 2.5.3157-14 Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей
Приказ
ЗАЯВЛЕНИЕ на возврат за авиаперелет КРЫМ
При этом Положение о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утв. этим постановлением Совмина от 2.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» (далее – Положение), изложено в новой редакции.
Общие положения
Уточнено, что Положением регулируется порядок организации оздоровления несовершеннолетних детей (далее – дети) в оздоровительных, в т.ч. по профилям, направлениям деятельности (ранее последнее уточнение отсутствовало), спортивно-оздоровительных лагерях (далее – лагерь) с использованием средств, предусмотренных на эти цели законодательством (далее – госсредства), кроме организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, учреждении образования «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок». До принятия постановления № 140 здесь говорилось об оздоровлении детей (без уточнения их возраста) с использованием средств государственного социального страхования и средств республиканского бюджета.
Категории детей в возрасте 6–18 лет, имеющих право на получение путевки в лагерь с круглосуточным пребыванием, приобретенной за счет госсредств (п. 2 новой редакции Положения), в основном сохранено. Но есть и одно исключение: дети, оба родителя которых являются военнослужащими, лицами начальствующего и рядового состава, теперь лишены такого права.
В то же время в п. 3 новой редакции Положения уточнено, что право на получение путевки в лагерь, стоимость которой удешевлена за счет госсредств, имеют следующие категории детей в возрасте 6–18 лет:
– дети лиц, работающих по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ИП), нотариусов, адвокатов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, дети военнослужащих, работников и сотрудников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, финансовых расследований Комитета госконтроля, Следственного комитета, Госкомитета судебных экспертиз. Ранее здесь говорилось о детях любых лиц, подлежащих обязательному государственному социальному страхованию, за которых в установленном порядке нанимателем уплачиваются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – Фонд), а также лиц, находящихся в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
– дети ИП, нотариусов, адвокатов, лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере агроэкотуризма без госрегистрации в качестве ИП. До принятия постановления № 140 в данной норме упоминались дети любых лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Фонд в соответствии с законодательством;
При этом указанное право на удешевление путевок сохранено за следующими категориями детей в возрасте 6–18 лет:
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, независимо от формы их устройства на воспитание;
– дети-инвалиды, в т.ч. постоянно проживающие в домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития;
– дети, родители которых являются неработающими пенсионерами или лицами, получающими пособия по уходу за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет либо лицами, достигшими 80-летнего возраста;
– дети безработных, зарегистрированных в установленном законодательством порядке в качестве безработных в комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите гор-, райисполкомов.
Дополнительно в перечень детей в возрасте 6–18 лет, имеющих право на получение путевки в лагерь, стоимость которой удешевлена за счет госсредств, включены дети лиц, обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждениях образования и организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, в дневной форме получения образования.
Как и ранее, организация оздоровления детей в лагерях осуществляется Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее – Центр) во взаимодействии с республиканскими органами госуправления, Федерацией профсоюзов Беларуси, местными исполнительными и распорядительными органами, а также организациями, содержащими на своем балансе лагеря. При этом планирование оздоровления детей в лагерях по областям, городам, районам осуществляется пропорционально численности детей в возрасте 6–18 лет, проживающих на данной территории, а также численности детей, указанных в п. 2 Положения, в соответствии с плановыми объемами оздоровления детей, ежегодно устанавливаемыми Центром по согласованию с Минобразования, МЧС и Минспорта.
На территории республики оздоровление детей организуется в лагерях различных типов с круглосуточным и дневным пребыванием (п. 5 Положения).
Так, лагеря с круглосуточным пребыванием детей организуются на базе стационарных оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерей, санаторно-курортных, оздоровительных и других организаций, постоянно или периодически (ранее это уточнение отсутствовало) используемых для этих целей, находящихся в собственности юридических лиц, а также с использованием палаток (в ранее действовавшей редакции Положения последние назывались передвижными). При этом оздоровление детей в таких лагерях осуществляется на основании договоров, заключаемых областными и Минским городским представительствами Центра (было – управлениями Центра).
Лагеря с дневным пребыванием детей, как и ранее, организуются на базе учреждений образования. При этом Положение дополнено нормой, согласно которой спортивно-оздоровительные лагеря с дневным пребыванием организуются на базе специализированных учебно-спортивных учреждений, средних школ – училищ олимпийского резерва и иных организаций, осуществляющих спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса.
Сохранено возрастное деление детей по типам лагерей: в лагерях с дневным, а также с круглосуточным пребыванием, организованных на базе стационарных оздоровительных лагерей, санаторно-курортных, оздоровительных и других организаций, используемых для этих целей, осуществляется оздоровление детей в возрасте от 6 до 15 лет, а детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития – в возрасте от 6 до 18 лет. При этом в лагерях по профилям, направлениям деятельности (кроме лагерей труда и отдыха), в спортивно-оздоровительных лагерях осуществляется оздоровление детей в возрасте от 6 до 18 лет, а в лагерях труда и отдыха – в возрасте от 14 до 18 лет.
Не изменились и особенности оздоровления детей в лагерях труда и отдыха, которые организуются только при возможности обеспечения труда детей в организациях, осуществляющих виды деятельности в сферах образования, строительства, охраны окружающей среды, сельского хозяйства, оказания услуг в организациях, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее – принимающие организации). Напомним, что перечни принимающих организаций, объектов, видов работ и количество рабочих мест для детей, направляемых в лагеря труда и отдыха, ежегодно утверждаются облисполкомами, Мингорисполкомом до 1 апреля. При этом между принимающей организацией и лагерем труда и отдыха должен быть заключен договор, определяющий в т.ч. условия работы детей с учетом требований законодательства о труде, об охране труда, а также обязательства принимающей организации по обеспечению условий размещения, питания, оплаты труда детей в период выполнения работ.
Тем, кто планирует направить своих детей на оздоровление и при этом хочет, чтобы они что-то заработали, следует иметь в виду, что работа детей, находящихся в лагере труда и отдыха, должна осуществляться на условиях трудовых или гражданско-правовых договоров, заключаемых в порядке, установленном законодательством. Кроме того, виды работ, которые могут выполнять дети, направляемые на отдых и оздоровление в такие лагеря, ограничены законодательством: они должны определяться с учетом перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 15.10.2010 № 144, и списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 27.06.2013 № 67.
Финансирование оздоровления
детей в лагерях
В п. 8 Положения уточнено, что перечисление госсредств (было – средств государственного социального страхования) на оказание помощи в подготовке стационарных лагерей к работе в летний период и на удешевление стоимости путевок производится на текущие (расчетные) или специальные счета лагерей или организаций, содержащих на своем балансе или организующих лагеря (ранее здесь упоминались только организующие лагеря организации), при предъявлении представительствами Центра в территориальные органы государственного казначейства для регистрации платежных поручений на перечисление средств и договоров, заключенных с лагерями либо с организациями, содержащими на своем балансе или организующими лагеря (было – в порядке, установленном Минтруда и соцзащиты по согласованию с Минфином).
Кроме того, п. 8 Положения дополнен порядком перечисления средств на оказание помощи в подготовке стационарных лагерей к работе в летний период и на удешевление стоимости путевок.
Ранее в п. 9 Положения предусматривалось, что родительская плата за путевку в лагерь с круглосуточным пребыванием детей с использованием средств государственного социального страхования и детей, оба родителя которых являются военнослужащими, лицами начальствующего и рядового состава, с использованием средств республиканского бюджета устанавливается в размере не менее 10% от ее полной стоимости. В п. 9 новой редакции Положения определено, что родительская плата за путевку устанавливается:
– в лагеря с круглосуточным пребыванием сроком на 18 и более дней – в размере не менее 10% от ее полной стоимости;
– в лагеря по профилям, направлениям деятельности с круглосуточным пребыванием сроком не менее 9 дней и в лагерь с дневным пребыванием – в размере доплаты до полной стоимости путевки.
При этом родительская плата за путевку в лагерь с круглосуточным пребыванием теперь может не только вноситься в кассу, но и зачисляться получателем путевки на текущий (расчетный) счет организации по месту работы, службы, учебы и перечисляться на текущий (расчетный) или специальный счет лагеря с указанием вида платежа.
Более того, с 23 февраля 2017 г. родительская плата за путевку в лагерь с круглосуточным пребыванием, размер которой не превышает 20% заработной платы получателя путевки, на основании его заявления может быть удержана из заработной платы для производства безналичных расчетов и перечислена на текущий (расчетный) или специальный счет лагеря с указанием вида платежа.
Для детей, указанных в абзацах 3 (дети ИП, нотариусов, адвокатов и т.д.), 6 (дети, родители которых являются неработающими пенсионерами или лицами, получающими пособия по уходу) и 7 (дети безработных, зарегистрированных в установленном законодательством порядке) п. 3 Положения, родительская плата за путевку в лагерь с круглосуточным пребыванием перечисляется получателем путевки на текущий (расчетный) или специальный счет лагеря.
Родительская плата за путевку в лагерь с дневным пребыванием и лагеря по профилям, направлениям деятельности с круглосуточным пребыванием сроком не менее 9 дней, организуемые гоорганами управления образованием, республиканскими учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, в спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием, организуемые госорганами, осуществляющими госрегулирование и управление в сфере физической культуры и спорта, специализированными учебно-спортивными учреждениями, средними школами – училищами олимпийского резерва или их учредителями, иными организациями, осуществляющими спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, вносится в кассу или зачисляется на текущий (расчетный) счет организатора лагеря.
Родительская плата за путевки в лагеря для детей, перечисленных в п. 2 Положения (см. выше), не вносится.
Кроме того, уточнено, что на оздоровление детей в лагерях могут также привлекаться в порядке, установленном законодательством, финансовые средства, в т.ч. полученные в результате хозяйственной деятельности, организаций, содержащих на своем балансе лагеря, общественных организаций (объединений) и других юридических и физических лиц (до принятия постановления № 140 другие юридические лица здесь не упоминались).
Порядок направления на оздоровление детей и выдачи путевок
Как и ранее, оздоровление детей в лагерях с использованием госсредств организуется только в каникулярные периоды (п. 10 Положения). При этом согласно п. 11 Положения дети имеют право на получение путевки с использованием госсредств в лагерь с круглосуточным пребыванием не более одного раза в календарном году.
Кроме того, в п. 11 новой редакции Положения включена норма, в соответствии с которой в лагерь с дневным пребыванием дети могут быть направлены в течение каждого каникулярного периода не более одного раза.
Не более двух раз в календарном году могут быть направлены в лагерь с круглосуточным пребыванием (ранее здесь упоминались еще и лагеря с дневным пребыванием) следующие категории детей:
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в опекунских и приемных семьях, детских интернатных учреждениях, детских домах семейного типа (из данной нормы исключено упоминание о детских деревнях и социальных приютах);
– спортсмены-учащиеся, проходящие спортивную подготовку (было – дети, обучающиеся) в специализированных учебно-спортивных учреждениях, учащиеся, обучающиеся в средних школах – училищах олимпийского резерва, спортсмены, проходящие спортивную подготовку в иных организациях, осуществляющих спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса (ранее последние в данное норме не упоминались);
– дети из многодетных и неполных семей;
– дети неработающих пенсионеров.
Оздоровление детей в лагерях по профилям, направлениям деятельности (сроком не более 9 дней), а также в лагерях с дневным пребыванием в течение каждого каникулярного периода по-прежнему не исключает возможности их направления в течение года на оздоровление в лагеря с круглосуточным пребыванием и наоборот.
В п. 12 Положения уточнен порядок выдачи путевок в лагеря с круглосуточным пребыванием. В частности, установлено, что они выдаются детям работающих и обучающихся лиц по месту работы (заключения гражданско-правовых договоров), службы, учебы одного из родителей на основании решения комиссии по оздоровлению и санаторно-курортному лечению (далее – комиссия). Остальным детям, перечисленным в п.п. 2 и 3 Положения такие путевки выдаются либо госорганами управления образованием по месту жительства, либо специалистами Центра в городах и районах.
При этом путевки в лагеря с круглосуточным пребыванием выдаются лицом, ответственным за хранение и выдачу путевок, на основании выписки из протокола заседания комиссии (копии протокола) о выделении путевки при предъявлении квитанции об оплате ее частичной стоимости.
Свои особенности установлены для выдачи путевок в спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием.
Все выдаваемые путевки должны быть предварительно заполнены (фамилия, имя, отчество ребенка, получающего путевку, место работы родителей, должность), подписаны руководителем организации, выдавшей путевку, и скреплены печатью этой организации. Путевка выдается на указанный в ней срок оздоровления и не подлежит разделению по срокам и количеству мест.
Исправления в бланке путевки также должны быть заверены подписью руководителя организации, выдавшей путевку, и печатью этой организации.
Согласно ч. 1 п. 13 Положения для выделения путевки в лагерь с круглосуточным пребыванием родители (лица, их заменяющие), как и ранее, подают письменное заявление в организации, указанные выше, с приложением:
– копии свидетельства о рождении ребенка;
– справки о необеспеченности ребенка в текущем году путевкой в лагерь с круглосуточным пребыванием с использованием госсредств, выдаваемой организацией по месту работы, службы, учебы другого родителя (начиная со второй смены).
В исключительных случаях вместо заявления родителей (лиц, их заменяющих) может быть представлено ходатайство о выделении путевки комиссии по делам несовершеннолетних при исполнительных и распорядительных органах, учреждения образования, специализированного учебно-спортивного учреждения, средней школы – училища олимпийского резерва, иных организаций, осуществляющих спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса (ранее последнее уточнение отсутствовало).
В то же время уточнен перечень документов, которые дополнительно представляются при обращении за получением путевки (часть 3 п. 13 Положения). В частности, в него теперь входят:
– для детей из многодетных семей – справка о месте жительства и составе семьи, копии трудовых книжек родителей (лиц, их заменяющих) и удостоверения многодетной семьи (ранее такие удостоверения здесь не упоминались);
– для детей из неполных семей – справка о месте жительства и составе семьи и другие документы, подтверждающие, что семья является неполной: копия справки, выданной органом, регистрирующим акты гражданского состояния, содержащая сведения из книги регистрации актов гражданского состояния о рождении детей, о том, что сведения об отце (матери) записаны по указанию матери (отца), – для одиноких родителей; копия свидетельства о смерти супруга (супруги), второго родителя ребенка – для вдов (вдовцов); копия решения суда, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникли такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, – для одиноких граждан, усыновивших детей; копия решения суда о расторжении брака или свидетельства о расторжении брака – для родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей; копия решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или решения суда об объявлении его умершим – для родителя, воспитывающего несовершеннолетних детей и не имеющего сведения о месте пребывания и о постоянном месте жительства другого родителя. Ранее понятие «другие документы, подтверждающие, что семья является неполной» в Положении не расшифровывалось;
– для детей индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов – свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, свидетельство на осуществление нотариальной деятельности, удостоверение нотариуса, удостоверение адвоката;
– для детей лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, – документ, подтверждающий уплату сбора за осуществление ремесленной деятельности, уплату сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.
Перечень документов, которые необходимо дополнительно представить в государственные органы управления образованием по месту жительства для выделения бесплатной путевки в лагерь, приведен в ч. 4 п. 13 Положения, и он не изменился.
Как и ранее, копии необходимых документов могут удостоверяться в установленном порядке или выдающей путевку организацией, указанной в ч.ч. 1 или 2 п. 12 Положения.
Чтобы ребенок был зачислен в лагерь с дневным пребыванием, родители (лица, их заменяющие) должны подать письменное заявление в учреждение образования по месту учебы ребенка, специализированное учебно-спортивное учреждение, среднюю школу – училище олимпийского резерва, иные организации, осуществляющие спортивную подготовку спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса. Принимаются дети в такой лагерь на основании приказов руководителей указанных учреждений, организаций.
Что касается лагерей труда и отдыха, то для зачисления детей в них родители (лица, их заменяющие) должны подать заявление с приложением документов, предусмотренных в п. 13 или п. 14 Положения, а также дополнительно представить:
– для детей в возрасте от 14 до 16 лет – заявление одного из родителей (лиц, их заменяющих) о согласии на выполнение ребенком работ на условиях трудового или гражданско-правового договора и медицинскую справку о состоянии его здоровья, содержащую информацию о годности к работе или выполнению определенных видов работ, осуществляемых в период нахождения в лагере труда и отдыха;
– для детей в возрасте от 16 до 18 лет – заявление ребенка о согласии на выполнение работ на условиях трудового или гражданско-правового договора и медицинскую справку о состоянии его здоровья, содержащую информацию о годности к работе или выполнению определенных видов работ, осуществляемых в период нахождения в лагере труда и отдыха.
Указанные документы прилагаются к выданной путевке в лагерь труда и отдыха и представляются руководителю лагеря, а их копии хранятся по месту выдачи путевки.
Отметим, что путевки в лагеря и расходные документы по ним, квитанции о внесении платы, журналы учета путевок и другие документы, необходимые для получения и выдачи путевок, должны храниться в комиссии в порядке, установленном для хранения финансовых документов.
Автор публикации: Александр ГАНАГО
Таким образом, развитие ребенка не воспринимается как результат одностороннего воздействия на личность или наоборот, а осуществляется в результате постоянного взаимодействия.
Итак, рассмотрение данных подходов и концепций социализации современной молодежи за рубежом дает возможность применения ряда методов и подходов к процессу социального становления личности в практике школы и общества в целом.
Примечания
1. Наторп П. Социальная педагогика. СПб., 1911. 310 с.
3. Штайнер P. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека / пер. с нем. 1990.
4. Kukartz W. Sozialisation und Erziehung. Essen, 1989; White G. Socialization. L., 1991.
УДК 371.217.3
В. В. Волгунов
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье представлены материалы исследования, раскрывающие специфику современного детского оздоровительного лагеря как воспитательной организации, его возможности в социальном развитии и воспитании детей и подростков. Автор обращается к историческому анализу проблемы социального развития детей в условиях различных вариантов временных детских объединений и коллективов с начала XX в. до настоящего времени. Особое внимание уделено возможностям современного летнего лагеря в социализации подростков.
Ключевые слова: детский отдых, оздоровительный лагерь, воспитательная организация, социализация подростков.
Keywords: children’s rest, health camp, educational organization, children’s socialization.
Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, и особенно в летний период, является неотъемлемой частью социальной политики государства. Право детей на отдых за-
© Волгунов В. В., 2009
креплено законодательно на федеральном уровне в соответствующих Законах РФ, отражено в президентских программах «Молодежь России» и «Дети России», а также в ряде Федеральных целевых и региональных программ, направленных на улучшение положения детей и подростков в современной России.
Среди субъектов, реализующих законодательно закрепленную политику в отношении отдыха и оздоровления детей, важнейшее место занимают детские оздоровительные лагеря и центры в связи с их особым воспитательным потенциалом в педагогическом управлении развитием личности ребенка в ходе социализации в группе сверстников.
Современное понимание социальной роли организации отдыха и оздоровления детей в лагере связано с дополнительным образованием детей и подростков, направленным на их социальное развитие. В этом и состоит основной социально-педагогический смысл организации отдыха и оздоровления детей в лагере, согласно которому дополнительное образование как одна из функций детского объединения «обеспечивает развитие ребенка во взаимосвязи познавательной, предметно-практической, духовной, художественной деятельности, а также в условиях свободного выбора индивидуальных или групповых форм активности» .
Анализ истории отечественной социальной педагогики в контексте развития лагерного движения свидетельствует о существовании в начале XX в. в России двух подходов к организации летнего отдыха и занятости детей, чрезвычайно важных с позиций социального развития современных подростков. Основателями первого подхода были П. Ф. Лесгафт и Ф. Фребель, под руководством которых слушатели курсов создавали летние детские площадки в парках, садах, на пустырях с целью физического и творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов. В основе второго подхода орга-
В. В. Волгуноб. Организация детского отдыха б оздоровительном лагере: социально-педагогический аспект
низации летнего детского досуга было трудовое направление, представленное С. Т. Шацким и его коллегами в детской летней трудовой колонии «Бодрая жизнь».
В середине XX в. важной составляющей частью системы внешкольных учреждений для детей стали пионерские лагеря, которые рассматривались как воспитательно-образовательные учреждения, работающие с учетом основных принципов деятельности пионерской организации. Несмотря на определенные недостатки излишней идеологизации и формализации пионерской работы, именно внутри этого детского движения зарождались гуманистические основы организации отдыха и оздоровления детей в летний период. Этому способствовало развитие гуманистической теории и методики внешкольного воспитания в исследованиях И. П. Иванова, М. Б. Коваль, С. А. Шмакова и др.
Анализ педагогических исследований показал, что в этот период особую актуальность приобретает проблема воспитания социальной активности молодежи, что отразилось в ее многоас-пектности и появлении различных научных подходов. Основное отличие составляли способы достижения оптимального результата в развитии социальной активности. Они представлены системой внеучебной работы (И. С. Марьенко), комсомольскими поручениями (М. М. Ященко), патриотическими делами (Л. Ф. Спирин) и т. д.
Несомненно, это отразилось на типологии детских лагерей, среди которых помимо унифицированного названия «пионерский» появляются такие модификации, как «туристический лагерь», «комсомольско-молодежный», «трудовой», «лагерь пионерского актива».
Последние полтора десятка лет на исходе XX в. породили немало вопросов теоретического и практического характера, не получивших достаточной проработки до настоящего времени. Особенно остро они отражены в исследованиях, раскрывающих особенности и проблемы:
— личностно-ориентированного образования в детском лагере (В. П. Бедерханова);
— развития временного детского коллектива, его характеристики как субъекта и объекта воспитания (О. С. Газман);
— форм воспитательной работы с детским объединением (Б. В. Куприянов);
— нравственного воспитания подростков в разновозрастном коллективе школьного лагеря труда и отдыха (А. Н. Тубельский);
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
— культурной среды детского лагеря (Н. Б. Крылова) и др.
Методические аспекты организации различных сторон жизнедеятельности современного детского оздоровительного лагеря представлены в ряде диссертаций, в которых раскрыты:
— организационно-методические основы физического воспитания детей в летнем оздоровительном центре (Т. А. Банникова);
— педагогические проблемы организации летней работы с детьми в городской школе (К. Н. Волков);
— организационно-педагогические условия развития детского оздоровительного лагеря на современном этапе (Л. С. Леднева);
— возможности проектирования и реализации воспитательной системы детского оздоровительного лагеря (Е. В. Алехина) и др.
Ряд ученых рассматривают современный детский оздоровительный лагерь как своеобразный институт детства, который естественным образом ориентирован на развитие настоящего и будущего общества. «Лагерь, как чрезвычайно эмоциональная среда, способен дать сильные импульсы, важные для будущего в целом, так как показывает детям новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности» . Это с особой остротой подчеркивает актуальность социально-педагогического аспекта организации летнего отдыха и оздоровления детей с учетом особенностей жизнедеятельности детского лагеря.
С позиций социальной педагогики жизнедеятельность современного детского лагеря как воспитательной организации располагает довольно большими возможностями для того, чтобы ребенок сумел максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое предназначение в жизни, в семье, в обществе. По мнению известных отечественных ученых (О. С. Газман, В. П. Ижицкий, А. Г. Кирпичник, Н. Б. Крылова, Б. В. Куприянов, А. Н. Лутош-кин, Ю. Н. Таран и др.), это обеспечивается созданием особых условий и психологического климата, отличающих детский лагерь от других воспитательных организаций.
Эти отличия позволяют детям усвоить во время отдыха и в иной ситуации взаимодействия принципиально иной социальный и личностный опыт. В частности, сопоставляя лагерь и школу, С. А. Шмаков отмечает, что «…в определенной степени лагерь отдыха есть тоже школа, но особая, основанная на вольнице, добровольности, природности, интересе и каникулярности» .
Характеризуя культурную среду лагеря, Н. Б. Крылова признает недостаточным понимание каникул лишь как периода рекреации и как некоторого (второстепенного по назначению) дополнения к базовому образованию, поскольку каникулы — это период значительного расширения практического опыта ребенка, время творческого освоения и осмысления новой информации, формирования новых умений и способнос-
тей, на которые школа не ориентирована. Речь идет о жизненных способностях и умениях, которые составляют основу характера, общения и коммуникации, нравственной направленности личности. Не случайно, по ее мнению, «каникулы» как сфера свободной жизнедеятельности ребенка прямо связана с его интересами, практическим жизненным опытом и трактуется как равная сфере «школа» .
Исследователи отмечают, что значение свободного времени усиливается для ребенка по мере его взросления и становится едва ли не основной ценностью в подростковом возрасте. Организация досуга подростков, составляющего часть их свободного времени, имеет особое значение в связи с тем, что
— подростки обладают наибольшим объемом свободного времени;
— для подростков досуг является средством удовлетворения важнейшей возрастной потребности — самовыражения и самоутверждения;
— для подростков характерна мобильность и динамичность структуры досуговых увлечений.
При этом наиболее качественным свободное время ребенка, в том числе и время отдыха, и время саморазвития, становится только тогда, когда «выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте в особой воспитательной среде» .
По мнению О. С. Газмана, главную роль в развитии личности школьника в учебное время играет познавательная деятельность, которая занимает ведущее место в структуре учебно-воспитательного процесса. В каникулярный период первенство среди других видов деятельности занимает игра, вступающая во взаимодействие с познанием и осуществляющая тем самым содержательную и временную связь учебной и внеучеб-ной работы .
Характеризуя специфику жизнедеятельности детского сообщества в условиях летнего оздоровительного лагеря, исследователи обращают внимание на резкую смену естественного образа жизни детей. При этом имеется в виду, что «летняя смена в лагере — это перемена в образе жизни ребенка и его видах деятельности, новые впечатления и опыт» ; «лагерь — это, прежде всего, обновление ребенком своего окружения, стиля собственной жизнедеятельности, а порой и изменение самого себя» . Обеспечивается это посредством организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря как воспитательной организации особого типа, в которой основные сферы — общение, познание, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт, игра — предоставляют детям новые возможности для общения, сов-
местной деятельности, новые условия для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Социально-педагогический аспект организации детского отдыха и оздоровления в связи с этим обусловлен включенностью детей в различные виды деятельности (культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную, исследовательскую, игровую, трудовую и т. д.), разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности. При этом особое значение имеет тот социальный опыт, который усваивают и воспроизводят дети во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в непосредственном общении с ними, в совместной деятельности.
Особую роль в организации социального опыта ребенка в условиях детского лагеря с позиций теории социального воспитания играет быт, представленный архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, режимом, этикетом, традициями и ритуалами.
С этих позиций эффективность быта детского лагеря как воспитательной организации определяется тем, насколько архитектурно-планировочное решение его помещений предназначено для организации отдыха и оздоровления детей или всего лишь приспособлено для этого; учтены ли функции, выполняемые детским лагерем как воспитательной организацией, особенности возрастного и половозрастного состава отдыхающих, климатические условия местности, этнические традиции; адекватны ли имеющиеся помещения типу и функциям лагеря; предусмотрены ли возможности вариативного использования помещений и т. д.
Большое значение в социально-педагогическом аспекте организации отдыха и оздоровления детей имеет предметно-пространственная среда помещений, в связи с тем что наличие или отсутствие дифференцированности территорий, учет возрастных и иных особенностей воспитанников, мера благоустроенности и технической оснащенности используемых помещений способствуют тренировке различных навыков и опыта оперативного планирования.
Не менее важным в освоении социального опыта детьми в период организованного отдыха является адекватное использование уклада жизни детского лагеря как одного из существенных компонентов его быта. Во многом он определяется временным режимом функционирования детского лагеря как воспитательной организации, т. е. распорядком дня. Распорядок дня предусматривает определенную продолжительность и чере-
С. А. Шемшурина. Принципы организации опытно-экспериментальной работы.
дование различных занятий, сна и отдыха, регулярность приема пищи, выполнение правил личной гигиены. Это способствует выработке весьма значимых в социальном плане качеств — организованности, дисциплинированности; обеспечивает определенную стабильность, спокойствие, защищенность как детей, так и сотрудников.
Важным элементом быта лагеря является этикет — совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений. В детском лагере этикет включает в себя нормы обращения всех участников воспитательного процесса друг с другом, общие правила дисциплины, правила внутреннего распорядка, правила соблюдения и поддержания чистоты и порядка, правила разрешения конфликтов и т. д.
Некоторые традиции, сложившиеся в процессе жизнедеятельности детского лагеря, также становятся элементами его быта. По мнению А. В. Муд-рика, для традиции характерны «бережное отношения к сложившемуся ранее укладу жизни в лагере, внимание не только к содержанию жизни и поведения, но и к их внешнему оформлению и проявлению» . Практически каждый лагерь наряду с общими имеет собственные традиции, которые трепетно хранит и передает из смены в смену не одно поколение детей и вожатых.
Таким образом, социально-педагогический аспект организации отдыха и оздоровления детей в современном лагере заключается в его возможностях создать относительно благоприятные условия для усвоения детьми позитивного социального опыта, позволяющего им познать себя, найти свое место среди сверстников и взрослых, осознать и реализовать свои таланты и способности, найти признание окружающих, убедиться в их адекватной оценке достигнутого.
Примечания
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
2. Шмаков С. А. Нужна ли детскому лагерю идеология? // Народное образование. 2000. № 4-5. С. 71.
3. Шмаков С. Педагогическое табу, или Чего нельзя делать вожатым и воспитателям // Проблемы школьного воспитания. 2000. № 2. С. 40.
4. Крылова Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование. 2000. № 4-5. С. 25-33.
7. Фришман И. И. Игровое взаимодействие в детских объединениях. Ярославль: Изд. дом «Медиум-пресс», 2000. С. 12.
8. «Орленок». Книга вожатого / М. Бавыкина, Л.Бучкова, О. Винокурова и др. М.: «Собеседник», 2005. С. 8.
10. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. о-во России, 2001. С. 211.
УДК 374
С. А. Шемшурина
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье систематизированы и раскрыты педагогические принципы, необходимые для успешного осуществления опытно-экспериментальной работы по формированию краеведческой компетенции подростков в учреждениях дополнительного образования. Материал может быть полезен для преподавателей высших и средних учебных заведений, учителей, педагогов детско-юношеских объединений, студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: принцип, формирование, краеведческая компетенция, подросток.
Keywords: principle, formation, local lore competence, teenager.
Глубокое изучение сущности педагогических явлений предполагает проведение опытно-экспериментальной работы. Экспериментом (от лат. experimentum — «проба», «испытание») в науке называется искусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. При эксперименте, как отмечает М. Н. Скаткин, исследователь активно вмешивается в обычный ход педагогического процесса. Создавая или видоизменяя условия в соответствии с заранее намеченной целью, он вызывает или изменяет само изучаемое явление и благодаря этому обнаруживает наличие или отсутствие предполагаемой связи между условиями и явлениями . Н. М. Борытко трактует эксперимент как эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и про-
Порядок организации отдыха и оздоровления детей
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
Настоящий Порядок (далее — Порядок) определяет полномочия органов исполнительной власти города Москвы и комплекс мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей города Москвы.
1. Полномочия органов исполнительной власти города Москвы в сфере обеспечения прав детей на отдых и оздоровление.
1.1. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы:
выступает главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на организацию отдыха и оздоровления, а также организатором выездного отдыха детей из малообеспеченных семей; детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей, включая находящихся под опекой и воспитывающихся в приемных, патронатных семьях; детей — жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, пострадавших в результате террористических актов; детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств в семье, вызванных утратой имущества вследствие ограбления, пожара, затопления, разрушения или утраты жилища; воспитанников детских досуговых клубов по месту жительства; детей — лауреатов городских, федеральных, международных фестивалей; детей — воспитанников детских коллективов учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти города Москвы; детей — воспитанников детских досуговых клубов по месту жительства; неработающих лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (включительно), обучающихся по очной форме обучения;
проводит конкурсы программ организаций, работающих с детьми;
организует проверку готовности организаций, представивших предложения в области отдыха и оздоровления детей;
утверждает государственное задание на предоставление государственных услуг в области организации отдыха и оздоровления детей для Государственного автономного учреждения города Москвы «Московский центр детского, семейного отдыха и оздоровления» (далее — ГАУ «МЦДСО»);
направляет в Департамент финансов города Москвы предложения о предоставлении ГАУ «МЦДСО» бюджетных субсидий на возмещение нормативных затрат в соответствии с государственным заданием на предоставление государственных услуг по организации отдыха и оздоровления детей с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением;
участвует в организации обучения вожатых, педагогического состава и разработке методических материалов для организаций отдыха и оздоровления;
осуществляет иные определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы полномочия в области организации отдыха и оздоровления детей;
выступает главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения отдыха и оздоровления детей, состоящих на учете в центрах социальной помощи семье и детям, на базе указанных учреждений, функционирующих в период летних и зимних школьных каникул в виде городских лагерей;
проводит мероприятия по сохранению и развитию находящейся в собственности города Москвы материально-технической базы организаций, деятельность которых направлена на реализацию мер социальной поддержки в сфере отдыха и оздоровления детей жителей города Москвы, передаваемых в оперативное управление ГАУ «МЦДСО».
1.2. Департамент образования города Москвы:
выступает главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения отдыха и оздоровления детей, обучающихся в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы, городских лагерях с дневным пребыванием, на базе подведомственных организаций отдыха и оздоровления, лагерях труда и отдыха, туристических походах и экспедициях;
организует отдых и оздоровление обучающихся и воспитанников подведомственных государственных образовательных учреждений города Москвы;
совместно с органами исполнительной власти города Москвы организует работу городских и выездных лагерей труда и отдыха, трудовых объединений подростков и молодежи;
организует обучение вожатых, педагогических работников и участвует и разработке методических материалов для организаций отдыха и оздоровления, подведомственных Департаменту образования города Москвы;
осуществляет иные определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы полномочия в области организации отдыха и оздоровления детей.
1.3. Департамент социальной защиты населения города Москвы:
выступает главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных для обеспечения отдыха и оздоровления детей, являющихся воспитанниками социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, на базе данных учреждений, функционирующих в период летних и зимних школьных каникул в виде городских лагерей, а также детей из малообеспеченных семей, состоящих на учете в городских центрах социального обслуживания, функционирующих в период летних и зимних школьных каникул в виде городских лагерей;
организует выездной отдых и оздоровление воспитанников социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
выступает государственным заказчиком по размещению заказов на оказание услуг в области отдыха и оздоровления детей, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания, за счет средств федерального бюджета, детей-инвалидов, состоящих на учете в учреждениях социальной защиты населения, детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности, имеющих право на получение путевок на отдых и оздоровление в соответствии с действующим законодательством;
предоставляет в установленном порядке субсидии организациям в целях возмещения затрат по проведению оздоровительных мероприятий для детей из социально незащищенных семей, а также детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих;
организует выплату частичной компенсации стоимости за самостоятельно приобретенные путевки родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, относящимся к льготным категориям (по путевкам, приобретенным не ранее 1 мая 2011 г.).
1.4. Департамент физической культуры и спорта города Москвы:
выступает главным распорядителем бюджетных средств и организатором отдыха и оздоровления детей в городских лагерях с дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования спортивной направленности, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта города Москвы;
организует выездной отдых и оздоровление детей из спортивных коллективов государственных образовательных учреждений спортивной направленности, находящихся в ведении Департамента физической культуры и спорта города Москвы;
участвует в разработке методических материалов для организаций отдыха и оздоровления.
1.5. Департамент здравоохранения города Москвы:
выступает главным распорядителем бюджетных средств и организатором отдыха и оздоровления детей-инвалидов в городских организациях отдыха и оздоровления, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы;
организует санаторно-курортное лечение детей-инвалидов (категория «мать и дитя») и детей, нуждающихся по медицинским показаниям в постоянном уходе и помощи;
осуществляет медицинское обеспечение мероприятий, связанных с организацией отдыха и оздоровления детей.
1.6. Комитет общественных связей города Москвы:
выступает главным распорядителем бюджетных средств и организатором отдыха и оздоровления детей, участвующих в работе детских общественных организаций города Москвы;
совместно с органами исполнительной власти города Москвы организует работу городских и загородных трудовых объединений подростков и молодежи;
организует выездной отдых детей, участвующих в деятельности детских общественных организаций города Москвы; детей военнослужащих — участников боевых действий и контртеррористических операций, погибших или получивших ранения при исполнении воинского долга;
организует обучение вожатых, педагогического состава и участвует в разработке методических материалов для организации отдыха и оздоровления.
1.7. Департамент культуры города Москвы обеспечивает проведение государственными учреждениями культуры города Москвы культурно-досугового обслуживания детей в дни школьных каникул по заявкам организаторов.
1.8. Префектуры административных округов города Москвы:
выступают главными распорядителями бюджетных средств, предусмотренных префектурам административных округов города Москвы, и организаторами отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в социальной поддержке, в рамках реализации программ социально-экономического развития округов;
координируют в округе работу по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков;
формируют состав окружной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков;
формируют заявку на необходимое количество путевок для детей и семей всех категорий и направляют в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере организации отдыха и оздоровления детей для включения в государственное задание;
обеспечивают контроль за работой организаций отдыха и оздоровления, в которые направляются дети, проживающие на территории округа;
содействуют развитию сети загородных ведомственных организаций отдыха и оздоровления предприятий и учреждений, работающих на территории округа;
координируют деятельность управ районов города Москвы, территориальных подразделений отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы в решении вопросов подготовки и проведения организованного отдыха, оздоровления детей и занятости подростков округа;
разрабатывают меры по организации отдыха и оздоровления детей в программах социально-экономического развития административного округа города Москвы;
согласуют списки детей, получивших путевки на выездной отдых и оздоровление, с указанием льготных категорий, полученные от управ районов города Москвы;
направляют в районные комиссии по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков документы, необходимые для организации выездного отдыха и оздоровления детей, предоставленные органами исполнительной власти города Москвы;
вносят изменения в решения районных комиссий по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков;
формируют квоту распределения путевок в зависимости от численности детского населения, проживающего на территории района, в соответствии с квотой, выделенной округу уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
организуют работу городских и загородных трудовых объединений подростков и молодежи.
1.9. Управы районов города Москвы:
осуществляют по месту регистрации ребенка прием от родителей (законных представителей) заявлений и необходимых документов на выездной отдых и оздоровление детей и на получение частичной компенсации за самостоятельно приобретенную путевку для ребенка;
регистрируют принятые заявления в журнале регистрации с обязательным присвоением номера и указанием желаемого периода отдыха и оздоровления ребенка;
рассматривают принятые заявления, утверждают списки детей в целях организации выездного отдыха и оздоровления и представляют их в окружные комиссии по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков;
формируют районные списки на выездной детский отдых и оздоровление, в том числе на выплату частичной компенсации за самостоятельно приобретенную путевку для ребенка и направляют их в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы для учета информации в электронной базе данных и формирования реестра по выплате указанных компенсаций;
взаимодействуют с работниками ГАУ «МЦДСО» по всем вопросам, касающимся выезда детей на отдых.
2. Комплекс мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей города Москвы.
2.1. Комплекс мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей включает:
планирование основных мероприятий детской оздоровительной кампании и их финансового обеспечения;
прием заявлений на организацию отдыха и оздоровления детей, формирование списков детей, определение потребностей в отдыхе и оздоровлении детей в городских лагерях с дневным пребыванием и выездном отдыхе и оздоровлении детей, принятие решений по указанным вопросам;
проведение работ по организации отдыха и оздоровления детей в городских лагерях с дневным пребыванием;
проведение работ по обеспечению выездного отдыха и оздоровления детей;
проведение работ по организации выездного отдыха и оздоровления детей в сопровождении одного из родителей (законного представителя);
формирование смен (групп детей) в целях отдыха и оздоровления;
доставку детей к месту отдыха и обратно;
контроль в рамках договоров за качеством предоставляемых услуг в области отдыха и оздоровления детей.
2.2. Проект плана основных мероприятий детской оздоровительной кампании на текущий год и их финансового обеспечения готовит Департамент семейной и молодежной политики города Москвы на основании предложений, представленных до 1 ноября года, предшествующего году оздоровительной кампании, главными распорядителями бюджетных средств, организаторами детского отдыха. Планируемые расходы учитываются при подготовке проекта бюджета города Москвы на предстоящий год.
2.3. Социальная поддержка граждан при организации отдыха и оздоровления детей реализуется на заявительной основе.
2.4. Заявления о предоставлении путевок на выездной отдых и оздоровление детей от родителей, законных представителей (далее — заявители) принимают и рассматривают районные комиссии по организации отдыха, оздоровления детей и занятости подростков, формируемые с участием представителей управ районов города Москвы, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, центров социальной помощи семье и детям, социального обслуживания населения, общественных организаций.
2.5. К заявлению на детский отдых и оздоровление ребенка прилагаются: копия документа, подтверждающего льготную категорию лиц, обладающих правом на полную или частичную оплату стоимости путевки за счет средств бюджета города Москвы; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о рождении ребенка в возрасте до 14 лет, копия паспорта ребенка в возрасте старше 14 лет, медицинская справка на ребенка, отъезжающего к месту отдыха и оздоровления. Подлинники вышеуказанных документов предъявляются при подаче заявления.
2.6. Планирование бюджетных ассигнований на организацию отдыха и оздоровления детей в текущем году осуществляется с учетом средней стоимости одного дня пребывания ребенка в организации отдыха и оздоровления на планируемый период и продолжительности смен:
в детских загородных оздоровительных лагерях: в период летних школьных каникул не менее 21 дня, в период осенних, зимних и весенних школьных каникул — не менее 7 дней;
в детских санаторно-оздоровительных лагерях: в период летних школьных каникул не менее 24 дней, в период осенних, зимних и весенних школьных каникул — не менее 14 дней;
в профильных выездных и городских лагерях: в период летних школьных каникул не менее 14 дней, в период осенних, зимних и весенних школьных каникул — не менее 7 дней;
в оздоровительных организациях семейного типа: в период летних школьных каникул не менее 14 дней, в период зимних и весенних школьных каникул — не менее 7 дней.
2.7. Путевки предоставляются:
в санаторно-оздоровительные лагеря — детям в возрасте от 7 до 15 лет (включительно);
в загородные оздоровительные лагеря — детям в возрасте от 7 до 15 лет (включительно);
в загородные оздоровительные и профильные лагеря, осуществляющие реабилитацию различными методами, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 16 лет (включительно);
в выездные профильные (оборонно-спортивные, профилактические, творческие, спортивные и др.) лагеря — детям в возрасте от 7 до 17 лет (включительно) при формировании отдельной смены;
в детские санатории — детям в возрасте от 4 до 14 лет (включительно);
в лагеря с дневным пребыванием детей — детям, обучающимся в государственных образовательных учреждениях;
в организации отдыха и оздоровления семейного типа:
детям в возрасте от 3 до 7 лет (включительно) из малообеспеченных семей не чаще одного раза в течение календарного года, а также одному родителю (законному представителю) в случае сопровождения на отдых менее четырех детей и обоим родителям (законным представителям) в случае сопровождения четырех или более детей;
детям-инвалидам в возрасте от 4 до 16 лет (включительно) в сопровождении одного из родителей (законного представителя).
2.8. Главные распорядители бюджетных средств в соответствии со своими полномочиями проводят мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей в городских лагерях с дневным пребыванием и организациях отдыха и оздоровления, предоставляющих услуги по выездному отдыху и оздоровлению детей.
2.9. Заявки на обеспечение выездного отдыха и оздоровления детей главные распорядители бюджетных средств направляют в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы до 1 ноября года, предшествующего году проведения оздоровительной кампании.
2.10. Путевки и проезд к месту отдыха и обратно за счет средств бюджета города Москвы предоставляются бесплатно следующим льготным категориям:
детям-сиротам;
детям, оставшимся без попечения родителей;
детям-инвалидам;
детям, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
детям — воспитанникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающимся в социальной реабилитации;
детям, пострадавшим в результате террористических актов;
детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
детям — жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
детям из семей лиц, погибших или получивших ранения при исполнении служебного долга;
детям, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств в семье, вызванных утратой имущества вследствие ограбления, пожара, затопления, разрушения или утраты жилища;
детям из малообеспеченных семей;
детям из семей, в которых оба или один из родителей являются инвалидами;
неработающим лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (включительно), обучающихся на дневной форме обучения.
2.11. Путевки на льготной основе с частичной оплатой их стоимости родителями (законными представителями) в размере 10% стоимости путевки (проезд к месту отдыха и обратно осуществляется за счет средств родителей) в период школьных каникул предоставляются:
а) детям — лауреатам детских международных, федеральных, городских олимпиад, конкурсов;
б) детям — участникам детских коллективов различной направленности, созданных в учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы, детям — членам детских общественных объединений, следующим на отдых в составе организованных групп, детям — воспитанникам детских досуговых клубов по месту жительства;
в) детям, обучающимся в образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, следующим в походы, экспедиции в составе организованных групп, формируемых образовательными учреждениями уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в сфере образования.
2.12. Дети, не указанные в пункте 2.10 настоящего Порядка и получающие путевки на льготной основе с частичной оплатой их стоимости родителями (законными представителями) в размере 10% от стоимости путевки (п. 2.11), имеют право на получение путевки за счет средств бюджета города Москвы один раз в год.
2.13. Жителям города Москвы, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка», частично компенсируются затраты за самостоятельно приобретенную на указанного ребенка путевку в размере 50% стоимости путевки, но не более 5 тыс. руб.
Частичная компенсация осуществляется за фактически приобретенные путевки перечислением на расчетный счет родителей (законных представителей) при представлении отчетных документов.
2.14. Назначение и выплата частичной компенсации за самостоятельно приобретенную путевку осуществляется в следующем порядке:
2.14.1. Для получения частичной компенсации стоимости за самостоятельно приобретенные путевки родители (законные представители) представляют не позднее двух месяцев после окончания срока действия путевки в управы районов города Москвы по месту регистрации следующие документы: заявление на компенсацию части стоимости путевки; документ, подтверждающий получение ежемесячного пособия в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 «О ежемесячном пособии на ребенка»; копию документа, удостоверяющего личность заявителя; копию свидетельства о рождении ребенка в возрасте до 14 лет или копию паспорта ребенка в возрасте старше 14 лет; номер банковского счета и реквизиты кредитного учреждения для перечисления компенсации; обратный (отрывной) талон к путевке, подтверждающий оплату путевки.
2.14.2. Срок рассмотрения заявления в управе района не более одного месяца.
2.14.3. Выплата частичной компенсации производится Департаментом социальной защиты города Москвы на основании реестра, формируемого Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы и предоставляемого в электронном виде в Департамент социальной защиты города Москвы до 20-го числа месяца, для зачисления на счета получателей в кредитных учреждениях в месяце, следующем за месяцем поступления реестра.
2.14.4. Финансирование расходов на выплату частичной компенсации за самостоятельно приобретенную для ребенка путевку в соответствии с пунктом 2.13производится в пределах лимитов ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год.
2.15. Путевка, полностью оплаченная за счет средств бюджета города Москвы, либо компенсация затрат за самостоятельно приобретенную родителями (законными представителями) путевку, предоставляется не чаще одного раза в год.
2.16. В городские лагеря с дневным пребыванием путевки предоставляются на весь период каникулярного времени.
2.17. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в государственных специализированных учреждениях города Москвы, предоставляется возможность для отдыха на весь период каникулярного времени.
2.18. Формирование смен (групп детей) организуют органы исполнительной власти города Москвы в соответствии со своими полномочиями и учреждение, уполномоченное на обеспечение решения общегородских социальных задач по детскому, семейному отдыху и оздоровлению.
2.19. Доставку организованных групп детей до места отдыха и обратно организует учреждение, уполномоченное на обеспечение решения общегородских социальных задач по детскому, семейному отдыху и оздоровлению.
2.20. На каждого ребенка, направляемого на отдых, оформляются документы, предусмотренные принимающей организацией отдыха и оздоровления детей.
2.21. Доставка детей на выездной отдых и оздоровление осуществляется при наличии на каждого ребенка и сопровождающего лица документов, предусмотренных принимающей организацией отдыха и оздоровления.
2.22. Сопровождение групп детей к месту отдыха и оздоровления и обратно обеспечивается представителями принимающей организации отдыха и оздоровления в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Утвержден порядок организации в 2016 году выездного отдыха и оздоровления детей льготных категорий
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. № 29-ПП «Об организации отдыха и оздоровления детей, имеющих место жительства в городе Москве, в 2011 и последующие годы» и в целях организации детской оздоровительной кампании 2016 года Департаментом культуры города Москвы подготовлен и издан приказ Департамента культуры города Москвы от 3 марта 2016 г. № 130 «Об организации в 2016 году выездного отдыха и оздоровления детей льготных категорий, имеющих место жительства в городе Москве», которым утвержден Порядок организации в 2016 году выездного отдыха и оздоровления детей льготных категорий, имеющих место жительства в городе Москве.