Опрос и анкетирование разница

По характеру взаимодействия можно выделить виды опроса: Анкета и Интервью, каждый из которых встречается в многочисленных разновидностях. По способу коммуникации между исследователем и опрашиваемым анкета делится на прессовую, почтовую и раздаточную, а интервью — на личное и телефонное. Особая разновидность оперативных опросов — радиотелевизионные и телефонные, допускающие и немедленную компьютерную обработку данных. В письменном опросе распространённая форма — анкета. Испытуемый отвечает на ряд вопросов и сообщает о себе некоторые данные: кое — какие социально — демографические (возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение).

Можно использовать вопросы, которые оказывают давление на нравственные качества испытуемого. Анкета начинается с обращения к опрашиваемому, где обязательно аргументируется цель, даются многочисленные рекомендации по заполнению бланка. Опросный лист создается под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Учитывается специфика культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Частные вопросы следует ставить первыми, а обобщающие в конце блока всех вопросов. Первые проще. Нельзя заискивать перед респондентом и оказывать сильное давление, намекая на сугубо официальный характер. Если в анкете проставлен номер, то следует пояснить его назначение.

Продолжительность колеблется от 10 — 15 минут до 2 часов. В первой половине опроса плавный подъём, затем спад. Нельзя предлагать подчеркнуть или зачеркнуть предложенные суждения в закрытых вопросах, следует оставлять место для отметок перед фразой или после неё. Нельзя разрывать текст, относящийся к одному вопросу. Все вопросы номеруются по порядку а варианты ответов обозначают буквами или цифрами в скобках. Удобна для обработки матричная форма. Для оживления текста используются рисунки и необычные способы отметки.

Большой процент отвечающих «не знаю» свидетельствует о туманных, сложных, непонятых вопросах. Индивидуальное анкетирование не предусматривает общности места и времени при заполнении анкет. Оно проводится чаще по месту жительства в присутствии анкетёра и, возможно, и при его консультации. Возможны анкеты селективнного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько вариантов ответа, а он должен отобрать наиболее подходящий. Есть анкета — шкала (вместо ответов «да» или «нет» предлагается испытуемым пятибалльная система: 5 – «уверенно – да», 4 – «больше да, чем нет», 3 – «не уверен, не знаю», 2 – «больше нет, чем да», 1- «уверенно нет»).

Проба анкеты — пилотаж. Требования к нему: язык требований опрашиваемого, характер вопросов, их логическая структура, есть ли варианты уклонения от ответа, понятна ли альтернатива, какова шкала, утомляемость и монотонность, не задето ли самолюбие и интимные стороны, нет ли угодных и стереотипных ответов, что надо тщательно проверить в пробе.

Интервью — это беседа по определённому плану. Она предполагает прямой контакт с респондентом, запись производится интервьюером — ассистентом или механически. Оно бывает документальным (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых — выявить оценки, суждения. Интервью может быть свободным, (длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе ), не стандартизированным и формализованным (детальная разработка процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов).

Оно может быть клиническим — глубоким и фокусированным. Ненаправленное интервью может стать терапевтическим — помочь излить душу. При групповом анкетировании сразу анкетируется 30 — 40 человек. Индивидуальное интервью проводится с глазу на глаз. Наиболее распространённым является интервью по месту работы, когда предмет исследования связан с производственными делами. Интерес представляет интервью по месту жительства. Это в том случае, когда предмет опроса касается проблем удобных для неофициального разговора.

В прикладной социологии есть два вида интервью:

— формализованное — самый распространённый вид. Здесь общение респондента и интервьюера строго регламентировано детально разработанными вопросами и инструкцией. При использовании этого вида необходимо точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Отличие такого форматизированного интервью в том, что ответы записываются не самим респондентом, а интервьюером;

— фокусированное интервью — ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Это целевое назначение для сбора мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, его последствий или причин.

Качество информации, получаемое путём интервью, зависит от уровня ответственности и добросовестности интервьюера. Правилом является выборочный контроль работы каждого интервьюера. С этой целью организаторы исследования проводят краткое повторное интервью с одним из 10 ранее опрошенных, удостоверяясь, что оно имело место раньше. Благодаря такому контролю повышается ответственность всей работы, корректируются типичные ошибки, предлагаются дополнительные инструкции, формируется уверенность, понимание специфики опрашиваемых. Это помогает в правильном оформлении протокола.

Опрос имеет большие преимущества перед другими методами сбора данных. Пространное интервью даёт глубокую и развёрнутую картину субъективного мира опрашиваемых, анкетные опросы дают массовую картину. Надо в одном исследовании комбинировать анкетный опрос и интервью, для чего необходимо отобрать 5 — 6 процентов из тех, кто подвергается анкетному опросу. Выборочное интервьюирование по анкете даёт возможность проверить обоснованность и надёжность анкетных данных и углубить интерпретацию в целом. Польский социолог Ян Лютинский выделяет четыре принципиальные концепции разработки опросного документа:

— тестовая концепция — множество вопросов для измерения одной социальной установки, аттитюда (шкала Гуттмана или кафетерий Лайкета. Такие тестовые блоки могут включаться в обычную анкету. разрабатываемую по иной концепции);

— традиционная концепция — простейшее совпадение программного и индикаторного вопросов (всех паспортных вопросов);

— индикаторная концепция — развитие программного вопроса в ряду более частных ( рыночная экономика в показателях рыночного механизма);

— расширенная информационная концепция — это три элемента в самой структуре: текст вопроса, способ классификации полученного ответа, искомая информация данного вопроса.

С предметом беседы знакомят заранее, поэтому происходит заранее подготовка вопросов, их перечень для интервьюера обязателен. Он может менять последовательность вопросов, но обязательно получить ответ по каждому вопросу. Свободное интервью, когда минимальная стандартизация поведения интервьюера. Этот вид возможен, если исследователь только что приступает к определению проблемы исследования. Оно происходит без заранее приготовленного вопросника или плана. Есть только сама тема.

Специфику в классификации условий проведения интервью дал И. В. Журавлёв: удовлетворительная обстановка — это наличие изолированного помещения, периодически присутствие третьих лиц без вмешательства в ход беседы и периодически отвлекающих звонков, шумов. Благоприятная обстановка: изолированное помещение, отсутствие третьих лиц и отвлекающих факторов.

Неблагоприятная обстановка: отсутствие отдельного помещения, проведение интервью на рабочем месте в самом процессе его работы, когда респондент временами возвращается к прерванному занятию, присутствие третьих лиц и тем более их вмешательство в интервью, многократные перерывы посторонними разговорами, телефонными звонками, хождениями людей. При проведении интервью от психолога требуется умение интегрировать свои профессиональные знания о личности, мотивации, психическом здоровье, а также общую эрудицию с пониманием развёртывающегося перед ним и при его непосредственном участии процесса интервьюирования.

Это означает, что успешное интервью строится на основе применения обширных знаний, актуализации определённых установок, способностей и специальных умений, определяющих эффективность процесса взаимодействия психолога с респондентом. Столкнувшись со сложностями требований, начинающий психолог не должен делать поспешных выводов, так как прочные положительные результаты это следствие достаточного опыта.

Психолог должен обладать способностью создавать психологический климат, благоприятствующий свободному протеканию процесса коммуникации. Важны и особенности личности самого психолога: коммуникабельность, сензитивность, направленность на другого, тактичность. Психолог должен обладать установкой на позитивное отношение к респонденту, полное принятие его личности и избегать какого – либо осуждения по поводу сообщаемых респондентом данных.

Одной из ведущих способностей интервьюера является эмпатия — способность сопереживать и сочувствовать другому человеку. При проведении беседы важно проявить умение видения мира глазами другого человека при одновременном сохранении профессиональной объективности.

Уровень эмпатии зависит от ряда факторов, одним из которых является степень полноты и точности знаний о респонденте. Способность к эмпатии возрастает с опытом переживаний ситуации. Важно и умение вообразить такую ситуацию, сконструировать её, даже если её не было в прежнем опыте.

Способность к эмпатии как общая установка особенно важна при работе с детьми, Необходима теплая заинтересованность и готовность взрослого вжиться в чувства детей. Эти умения нужно в себе развивать и укреплять в процессе практики, добиваясь своеобразного подхода к ним.

Большое значение имеет обращение к опыту собственных переживаний детства. Успешности проведения такой работы с детьми помогают:

А) Владение приёмами рефлексивного и активного слушания.

Б) Умение точно воспринимать информацию, эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и не вербальной информацией, без искажений запоминать сказанное.

В).Сспособность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и не вербального контекста.

Г) Умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировке вопросов.

Д) Умение видеть и учесть факторы, вызывающие ответную реакцию, препятствующие его включённости в процесс взаимодействия.

Е) Стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение большого объёма информации. Ж) Внимательность к уровню утомления и тревожности респондента.

Интерпретация данных должна проводиться психологом для самого себя. Она не предназначена для передачи клиенту. Важно, что работа с острыми эмоциональными проблемами клиента, актуальными для него на момент интервьюирования, должна предшествовать сбору материала, особенно если очевидно, что наличие такого рода проблем снижает способность клиента к полноценному сообщению информации.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Опросы — незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Существуют два приема опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.
Имеется множество разновидностей интервью. По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.

  • Свободные интервью — это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.
  • Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
  • Фокусированное (клиническое) интервью — выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. С помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу. Причем информацию предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа. В фокусированном интервью стремятся определить, какие смысловые единицы текста, сообщения оказались в центре внимания опрошенных, какие — на периферии и что совсем не осталось в памяти.

Следует выделить ненаправленные интервью, в которых инициатива может принадлежать респонденту — интервью как бы помогает ему излить душу.
При проведении интервью многое зависит от подготовки, опыта самого интервьюера. Мужчины предпочитают опрашивать мужчин. Отрицательно сказывается большая разница в возрасте между респондентом и интервьюером. Как заметили новосибирские социологи, интервьюирование на дому имеет свой минус: воспринимая социолога как гостя, хозяева из вежливости стараются говорить только приятное.
По способу организации можно отметить индивидуальные и групповые интервью. Это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе, к примеру, методика телевизионных встреч В. Познера.
Сравнительно недавно и главным образом в избирательных технологиях начали использовать технику фокус-группы. По сути, интервьюер здесь выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме (личные качества потенциальных кандидатов, программы политических партий и т. п.) Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. При этом круг опрашиваемых может использоваться многократно.
Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии интервьюера (прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.

  • Различают:
    • открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме;
    • закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов заранее предусмотрены;
    • полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

Листы всенародных референдумов — это закрытый вариант анкеты.
Анкетные опросы по почте отличаются от анкетирования на месте: в первом варианте ожидается возвращение анкеты по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором социолог сам «собирает заполненные анкеты. Почтовый опрос в 10-20 раз дешевле. Правда, возврат анкет небольшой, поэтому иногда предпринимают уведомление по почте или по телефону.
Особая разновидность оперативных опросов — радиотелевизионные с прямой телефонной линией, допускающей и немедленную компьютерную обработку данных. Очень хорошо можно использовать при выяснении рейтинга кандидатов в депутаты.
Групповое анкетирование отличается от индивидуального. Анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует и оставляет для заполнения анкеты. Организация раздаточного анкетирования, включая опросы по месту жительства, более трудоемка, чем, например, опросы по почте или через газету. Но газетные опросы вряд ли могут считаться репрезентативными, они возможны на стадии пилотажного исследования, нащупывания социальных проблем.
При проведении опросов не надо забывать, что анкета выявляет субъективные оценки, которые подвержены колебаниям, например, предвыборные симпатии избирателей. Поэтому при любой разновидности социологического исследования нельзя растягивать опрос во времени, так как к концу опроса оценки опрашиваемых могут сильно измениться под влиянием внешних факторов, обстоятельств.
Таким образом, опрос можно проводить в устной форме — интервью и в письменной форме — анкетирование. Но смысл одинаков: получить ответы респондентов на определенные, заранее сформулированные: вопросы. Причем каждый вопрос анкеты надо рассматривать как специфический измерительный инструмент для фиксации определенной информации.
Существуют: вопросы о фактах; вопросы о знаниях; вопросы о мнениях; установках, мотивах; вопросы контактные: «Пожалуйста, расскажите нам о себе»; вопросы-фильтры, например, при опросе на семейно-бытовые темы можно ввести в виде фильтров вопрос о семейном положении, о количестве детей в семье и т. п.; вопросы-ловушки, например, среди вариантов ответа могут быть предложены для оценки несуществующая книга, писатель, фильм, общественный деятель или движение. Либо: «Удовлетворены ли вы выбранной профессией?», и через какой-то промежуток: «Хотели бы вы, чтобы ваши дети выбрали вашу профессию?». В студенческом варианте: «Довольны ли вы избранной профессией?» и «Желаете ли вы перейти на другой факультет?».
Выделяют также вопросы-шкалы, вопросы-меню, вопросы-диалоги, вопросы-иллюстрации, вопросы-тесты, вопросы-индексы, когда на основе ответов делают следующий вывод: например, об уровне информированности.
Особое место в социологической анкете занимает паспортичка. Ее составить тоже довольно трудно, поэтому лучше всего пользоваться уже отработанными вариантами паспортичек.
Основные требования к составлению анкет: вопросы должны быть понятны для опрашиваемых, учитывать их уровень; просты и ясны. Затем: не нести значительных эмоциональных нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок исследователя. Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию.
В закрытых вопросах все возможные варианты ответа должны быть перечислены. Можно разбить варианты ответа на смысловые блоки. Не следует утомлять опрашиваемых, затраты времени на заполнение анкеты должны составлять не более 30 минут.

  • Обычная последовательность построения анкеты такова:
    • Введение, в котором указано, какая организация проводит опрос и для чего. Как правило, подчеркивается анонимность ответов. Не стоит начинать анкету с паспортички, так как это настораживает людей. Всю демографическую информацию лучше относить в конец анкеты.
    • Вступительные вопросы, которые должны заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. В начале анкеты не должны ставиться трудные или беспокоящие респондента вопросы.
    • Для оживления текста можно использовать шутливые рисунки, стрелки, циферблат, знак «стоп», фотографии узнаваемых лиц и т. п.

Формы проведения опроса — групповая, индивидуальная. Раздаточные анкеты, почтовые, прессовые, анонимные и не анонимные. Не все допустимо и в анонимных опросах. Хороший пример бестактности социолога приведен в книге финского писателя Марти Ларни «Четвертый позвонок».
Комичный случай имел место во Франции, когда в ответе на вопрос: «Какова смертность в вашей деревне?», — один юморист ответил: «В нашей деревне рано или поздно умирает каждый».

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Основное различие между вопросником и опросом состоит в том, что вопросник является подмножеством обследования. Анкеты и опросы — это два разных метода сбора данных. Будь то маркетинг, медицинские услуги, сбор информации от населения по социальным вопросам или просто по любому другому вопросу, вопросник и опрос имеют жизненно важное значение для сбора и анализа информации от общественности. Фактически, вопросник является одной из двух важных категорий, на которые делятся опросы, а другая — это интервью. В этой статье делается попытка выделить различия между анкетой и опросом на основе их особенностей.

Что такое анкета?

Что вы думаете, когда слово вопросник приходит в голову? Я уверен, что вы подумаете обо всех тех почтовых опросах, с которыми вы часто сталкиваетесь, когда открываете свой почтовый ящик. В каждом опросе есть вопросы, на которые респонденты должны ответить «да» или «нет» или выбрать один из нескольких вариантов, указанных в форме опроса. Но то же самое касается и всех анкет. В чем же тогда разница между опросом и анкетой (зная, что анкета является типом опроса)?

Вопросник, в частности, относится к форме, в которой был напечатан ряд вопросов. Респондент должен предоставить ответы на эти вопросы «да» или «нет». Важно помнить, что мы распространяем вопросники или используем вопросники, но мы никогда не проводим опросники. Анкеты позволяют исследователю делать выводы, которые являются статистически значимыми. В отличие от интервью, в которых собираются и анализируются подробные данные, в вопросниках основное внимание уделяется сбору количественных данных.

Что такое опрос?

Нам всем известны печатные формы, которые мы получаем от правительства с просьбой предоставить информацию по различным вопросам. Перепись снова является примером опроса, в котором мы предоставляем свои данные в дополнение к личной информации, которая помогает правительству принять решение в отношении определенной политики социального обеспечения.

Проведение опросов больше не ограничивается распространением печатных документов с просьбой респондентов указать свои предпочтения. Сегодня они проводятся по телефону, по почте, электронной почте и даже лично. Опросы могут проводиться в форме длительных, дорогостоящих и длительных интервью. С другой стороны, опросы могут быть короткими и быстрыми в форме анкет с несколькими вариантами ответов. Это подчеркивает, что между вопросником и опросом существует ряд различий.

В чем разница между вопросником и опросом?

• Вопросник конкретно относится к форме, в которой был напечатан ряд вопросов.

• Опрос может проводиться в форме вопросника или интервью.

• Природа:

• Анкеты составляются таким образом, чтобы не раздражать респондента.

• Когда опросы являются интервью, а не вопросниками, они могут быть открытыми и подробными.

• ответы:

• Анкета не должна генерировать точные или честные ответы от респондентов.

• В случае опросов в форме интервью, можно получить правдивые, честные ответы.

• Используйте:

• Как опросы, так и вопросники используются для сбора информации, и они используются в зависимости от обстоятельств и требований.

Изображения предоставлены:

  1. Опросник Плинга. (CC BY 2.0) Результаты опроса СМИ Гийома Паумье (CC BY 3.0)

Опрос и анкетирование разница

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *