Оплата курсов повышения квалификации

Средний заработок: рассчитываем с учетом новшеств (Нестеров С.Е.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Средний заработок: рассчитываем с учетом новшеств (Нестеров С.Е.)

Дата размещения статьи: 19.07.2014

В ст. 139 «Исчисление средней заработной платы» ТК РФ были внесены изменения Федеральным законом от 02.04.2014 N 55-ФЗ. Сразу отметим, что поправки эти незначительны: законодатели изменили показатель среднемесячного числа календарных дней, применяемый в целях расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска. В представленной статье мы напомнили основные правила расчета среднего заработка, а также обратили внимание на нюансы исчисления такого заработка при направлении работника в командировку, предоставлении ему отпуска, за время нахождения на курсах повышения квалификации.
О порядке расчета средней заработной платы
Для начала напомним общие правила исчисления среднего заработка. Руководствоваться в данном случае необходимо ст. 139 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее — Порядок).
Частью 1 ст. 139 ТК РФ установлено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. При этом для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Согласно п. 2 Порядка к таким выплатам, в частности, относятся:
— заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам и окладам за отработанное им время;
— заработная плата, начисленная работнику за выполненную им работу по сдельным расценкам;
— заработная плата, начисленная работнику за выполненную им работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;
— заработная плата, выданная в неденежной форме;
— заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления;
— надбавки и доплаты за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и др.;
— выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;
— премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
— другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В п. 3 Порядка содержится уточнение, что для расчета не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Для того чтобы исчислить средний заработок при любом режиме работы, необходимы данные:
— о фактически начисленной работнику заработной плате;
— о фактически отработанном им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно, а в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с п. 5 Порядка при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если:
— за работником сохранялся средний заработок согласно законодательству РФ (за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством РФ);
— работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
— работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
— работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
— работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
— работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 10 Порядка, если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 5 данного Порядка, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.
Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
Расчет среднего заработка за дни нахождения в командировке
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Пример 1. Работник направлен в командировку с 26 мая по 4 июня 2014 г. (8 рабочих дней). Расчетный период в целях исчисления среднего заработка — с 01.05.2013 по 30.04.2014 (247 дней по производственному календарю). Из расчетного периода следует исключить:
— 20 дней, приходящихся на время очередного оплачиваемого отпуска (с 17 июня по 14 июля 2013 г.);
— 5 дней временной нетрудоспособности (с 24 по 28 февраля 2014 г.).
Заработная плата сотрудника за фактически отработанное им в расчетном периоде время составила 371 348 руб.
Рассчитаем сумму среднего заработка при оплате дней нахождения в командировке.
Средний дневной заработок сотрудника составит 1672,73 руб. (371 348 руб. / (247 — 5 — 20) дн.).
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате (п. 9 Порядка).
Сумма заработной платы, сохраняемой за работником за время его нахождения в командировке, будет равна 13 381,84 руб. (1672,73 руб. x 8 дн.).
Пример 2. В организацию 1 апреля 2014 г. был принят работник с окладом 25 000 руб. 21 апреля он был направлен в командировку на три дня.
Рассчитаем средний заработок, который работодатель должен выплатить командированному работнику.
Пунктом 7 Порядка установлено, что если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода, то средний заработок определяется исходя из размера заработной платы, фактически начисленной работнику за фактически отработанные им дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.
Таким образом, в рассматриваемом примере средний дневной заработок будет равен 1136,36 руб. (25 000 руб. / 22 дн.), где 22 дн. — это количество рабочих дней по производственному календарю за апрель 2014 г.
Сумма среднего заработка, который работодатель должен выплатить работнику в связи с направлением в командировку, составит 3409,08 руб. (1136,36 руб. x 3 дн.).
Особенности расчета среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска
Трудовой кодекс гарантирует работникам сохранение места работы (должности) и среднего заработка при предоставлении ежегодных отпусков (ст. 114 ТК РФ).
По правилу, установленному в п. 4 Порядка, средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска исчисляется по следующей формуле:
Сумма начисленной
Средний дневной заработок = за последние 12 календарных / 12 / 29,3
месяцев заработной платы
Как уже было отмечено, показатель среднемесячного числа календарных дней изменен с 29,4 на 29,3. С какого времени нужно применять новый коэффициент? Соответствующие поправки, внесенные в ТК РФ Федеральным законом N 55-ФЗ, вступили в силу со 2 апреля 2014 г. Следовательно, с этой даты и надо применять коэффициент 29,3. Если отпуск начался до 2 апреля, а закончился уже после этой даты, пересчитывать отпускные за период со 2 апреля не нужно. Как поступить в случае, если работник ушел в отпуск со 2 апреля? Требованиями ст. 136 ТК РФ предусмотрено, что отпускные должны быть выданы минимум за три дня до начала отпуска, в данном случае — не позднее 28 марта. В связи с тем что и рассчитать отпускные работодатель должен в этот срок, по нашему мнению, применять новые правила не надо, поскольку на этот момент Федеральный закон N 55-ФЗ еще не вступил в силу.
Пример 3. Работнику предоставлен основной ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней с 7 апреля 2014 г. Заработная плата сотрудника составляет 35 000 руб. В организации установлен расчетный период, равный 12 месяцам, следовательно, в рассматриваемом примере расчетный период — с 01.04.2013 по 31.03.2014. При этом с 1 по 30 ноября 2013 г. работник находился в простое по причинам, не зависящим от работодателя, а с 9 по 13 декабря 2013 г. был направлен в командировку.
Рассчитаем сумму отпускных.
Сначала определим сумму фактического заработка работника за расчетный период. Этот показатель составит 377 045,45 руб. (10 мес. x 35 000 руб. + 27 045,45 руб.), где 27 045,45 руб. (35 000 руб. / 22 дн. x 17 дн.) — заработная плата за фактически отработанное время в декабре.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя, оплачивается в размере не менее 2/3 оклада (ст. 157 ТК РФ), однако в целях исчисления среднего заработка такое время и начисленные за него суммы не включаются в расчет.
Определим количество календарных дней в неполных календарных месяцах расчетного периода:
— в ноябре 2013 г. у работника нет отработанных дней (29,3 / 30 x 0);
— в декабре 2013 г. — 24,57 кал. дн. (29,3 / 31 x 26).
Средний дневной заработок работника составит 1187,28 руб. (377 045,45 руб. / (29,3 кал. дн. x 10 мес. + 24,57 кал. дн.)).
Таким образом, сумма отпускных будет равна 33 243,84 руб. (1187,28 руб. x 28 кал. дн.).
Пример 4. Работнику предоставлен очередной ежегодный оплачиваемый отпуск со 2 июня 2014 г. продолжительностью 28 календарных дней. Расчетный период — с 1 июня 2013 г. по 31 мая 2014 г. — отработан им полностью. Оклад работника в 2013 г. составлял 28 000 руб. Кроме того, ему установлены доплата в размере 10% оклада за совмещение профессий, а также ежемесячная надбавка за профессиональное мастерство в размере 3000 руб. С 01.01.2014 в связи с повышением окладов в организации оклад работника равен 33 600 руб.
Рассчитаем сумму отпускных.
Абзацем 2 п. 16 Порядка установлено: если повышение окладов произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.
При этом согласно абз. 5 данного пункта при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, которое произошло в расчетном периоде, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.
В рассматриваемом примере повышающий коэффициент будет равен 1,2 ((33 600 / 28 000) руб.).
Также следует помнить нормы абз. 6 и 7 п. 16 Порядка, согласно которым при повышении среднего заработка:
— учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность);
— выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.
Учитывая вышеназванные правила, в рассматриваемом примере применить коэффициент индексации следует к окладу и доплате за совмещение. Что касается ежемесячной надбавки, то данная выплата производится в абсолютном размере, следовательно, индексации не подлежит.
Определим сумму заработка, подлежащую индексации. Данная сумма составит 215 600 руб. ((28 000 руб. + (28 000 руб. x 10%)) x 7 мес., где 7 мес. — период до повышения окладов в организации). С учетом корректировки этот заработок равен 258 720 руб.
Итак, сумма заработка за расчетный период составит 479 520 руб. (258 720 руб. + 3000 руб. x 12 мес. + (33 600 руб. + 33 600 руб. x 10%) x 5 мес., где 5 мес. — период после повышения окладов в организации).
Далее определим средний дневной заработок. С учетом полностью отработанного расчетного периода он равен 1363,82 руб. (479 520 руб. / 12 мес. / 29,3 кал. дн.).
Наконец, мы можем рассчитать сумму отпускных. Она составит 38 186,96 руб. (1363,82 руб. x 28 дн.).
В данном примере следует обратить внимание на тот факт, что на время отпуска приходится нерабочий праздничный день — 12 июня (День России). Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и оплате не подлежат. Это значит, что последним днем отпуска у работника будет не 29, а 30 июня. Что касается отпускных, то работник их получит за 28 календарных дней отпуска.
К сведению. Повышение окладов может произойти не только в расчетном периоде. Пунктом 16 Порядка предусмотрены следующие правила:
— если повышение окладов произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, увеличивается средний заработок, исчисленный за расчетный период;
— если повышение окладов произошло в период сохранения среднего заработка, часть среднего заработка увеличивается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.
Статьей 127 ТК РФ установлено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. При этом расчет такой компенсации производится по тем же правилам, что и расчет отпускных.
Аналогичным образом рассчитывается средний заработок при предоставлении ученических отпусков. Напомним, что порядок и условия предоставления работникам ученических отпусков установлены в ст. ст. 173 — 176 ТК РФ.
Обратите внимание! Согласно п. 14 Порядка при определении среднего заработка для оплаты дополнительных учебных отпусков оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период таких отпусков, предоставляемых в соответствии со справкой-вызовом учебного заведения.
Пример 5. Работнику на основании справки-вызова был предоставлен оплачиваемый ученический отпуск с 1 по 30 июня 2014 г. (30 календарных дней). Расчетный период (с 01.06.2013 по 31.05.2014) он отработал полностью. Должностной оклад сотрудника — 29 000 руб. Кроме того, в течение расчетного периода ему были выплачены:
— в декабре 2013 г. — материальная помощь в сумме 15 000 руб.;
— в феврале 2014 г. — премия по итогам 2013 г. в размере 29 000 руб.
Рассчитаем сумму отпускных.
Как было отмечено выше, при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда. Следовательно, сумма материальной помощи в размере 15 000 руб. в расчет не включается.
Это значит, что материальная помощь, выплаченная в июне 2013 г., не будет включаться в расчет среднего заработка.
В соответствии с п. 15 Порядка вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, учитываются при определении среднего заработка независимо от времени начисления вознаграждения.
Итак, средний дневной заработок сотрудника составит 1072,24 руб. ((29 000 руб. x 12 мес. + 29 000 руб.) / 12 мес. / 29,3 кал. дн.).
Средний заработок работника за период ученического отпуска будет равен 32 167,20 руб. (1072,24 руб. x 30 кал. дн.).
От редакции. О том, как учитываются различные премиальные выплаты при исчислении среднего заработка в отдельных ситуациях, мы писали в рубрике «Экспресс-ответ», N 7, 2013.
Расчет среднего заработка за время нахождения на курсах повышения квалификации
При направлении работодателем сотрудника на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ).
Пример 6. Работник направлен на курсы повышения квалификации с отрывом от работы на период с 14.04.2014 по 25.04.2014. Расчетный период в этом случае — с 01.04.2013 по 31.03.2014 (количество отработанных дней в расчетном периоде — 247). За данный период заработок сотрудника составил 540 000 руб.
Рассчитаем размер среднего заработка за время нахождения работника на курсах повышения квалификации.
Средний дневной заработок работника составит 2186,23 руб. (540 000 руб. / 247 раб. дн.).
Сумма среднего заработка за время нахождения на курсах повышения квалификации определяется с учетом п. 9 Порядка, то есть путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.
На период с 14.04.2014 по 25.04.2014 приходится 10 рабочих дней. Таким образом, средний заработок, который необходимо выплатить работнику, равен 21 862,3 руб. (2186,23 руб. x 10 раб. дн.).
В заключение перечислим основные моменты, которые следует помнить при исчислении среднего заработка:
— для расчета необходимы данные о заработной плате, начисленной за фактически отработанное время в течение 12 календарных месяцев, предшествующих событию, связанному с начислением такого заработка;
— для расчета отпускных применяется показатель среднего дневного заработка, при этом используется показатель 29,3 (среднемесячное число календарных дней);
— учитываются только те премии и вознаграждения, которые предусмотрены системой оплаты труда;
— индексировать средний заработок надо лишь в том случае, если повышение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения произошло в целом по организации или в ее филиале (структурном подразделении).

Преподаватель под прицелом. Как учителя разных стран повышают свою квалификацию

Российские учителя нередко жалуются на то, что добровольно-принудительные курсы повышения квалификации приносят мало пользы. И всё-таки все согласны с тем, что повышать эту самую квалификацию нужно. Анна Григорьева рассказывает, как учёба для учителей организована в разных странах мира.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В нашей стране необходимость повышения квалификации учителя закреплена законодательно. С одной стороны, закон об образовании РФ обязывает всех педагогов систематически повышать свой профессиональный уровень, а с другой, этот процесс происходит за счёт работодателя, то есть образовательной организации, в которой трудится преподаватель. Но всегда интересно подсмотреть, как это устроено в других странах.

Законодательная обязанность

Во многих странах повышение квалификации учителей закреплено в законодательстве. Так, оно обязательно в Нидерландах, Японии, Лихтенштейне, США, Бельгии, Германии, Канаде. Однако в большинстве государств (Дания, Италия, Франция, Норвегия, Люксембург, Швеция) оно осуществляется добровольно, по желанию работника.

Ниже в таблицах представлена статистика данных по РФ из последнего опубликованного международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS, в котором Россия стала полноценным участником.

Минимальный объём подготовки

В Австрии педагоги должны посвящать повышению квалификации не менее 15 часов в году, а в Голландии — 166 часов. Сингапурские власти обязали педагогов ежегодно проходить 100-часовые курсы повышения квалификации.

Данные по России

Лидеры вовлечения учителей

Количество учителей, участвующих в программах повышения квалификации, в разных странах отличается. Например, в Европе наибольший процент таких педагогов в Словении (более 76%), наименьший — в Польше. В Азии особенно выделяется Корея (почти 92% в год).

Важным признаком повышения квалификации в развитых государствах стало то, что в условиях рыночной экономики педагог делит с государством ответственность за уровень своего профессионализма, проявляя и личную инициативу, и готовность оплачивать профессиональное развитие самостоятельно. Впрочем, во многих странах курсовая подготовка преподавателей оплачивается государством.

Данные учитывают только РФ

Финляндия

В Финляндии ответственность за профессиональный рост педагогов несут работодатели, то есть директора школ или муниципальные комитеты. При этом участие самих учителей в повышении квалификации никак не влияет на размеры их заработной платы и карьерный рост.

Япония

В Японии выпускники педагогических вузов и факультетов, поступая в школу, начинают работу со стажировки, то есть повышение квалификации стартует ещё до приобретения стажа педагогической деятельности. В префектурных учебных центрах они в течение года прослушивают лекции, посещают семинары и другие занятия. В дальнейшем молодые учителя попадают в систему государственной стимуляции, где особо поощряется самообразование. Учителя, по доброй воле обучающиеся в вечерней или заочной форме, получают пособие в размере примерно десятой части от их месячного заработка.

Данные учитывают только РФ

Лихтенштейн

В Лихтенштейне учителям, не достигшим пенсионного возраста и проработавшим в государственных образовательных учреждениях не менее десяти лет (пять из которых — непрерывно), предлагается интенсивная переподготовка с целью профессионального развития, прежде всего, в области дидактики и методики их предмета. Обучение длится от 5 до 20 недель, в зависимости от нагрузки за последние пять лет.

Швеция

Профессиональное развитие педагогов в Швеции ведётся без вмешательства центра: в этой сфере государство не имеет ни единых задач, ни системы госконтроля, так как оно осуществляется на рыночной основе, в соответствии со спросом на эту услугу.

США

В США, где существуют самые разнообразные формы повышения квалификации, очевидна практическая ориентация системы подготовки кадров. Дневные, вечерние, заочные, субботние, воскресные курсы, работающие при консультативных фирмах или научных центрах, в которых есть программы с теоретическим или практическим уклоном. Раньше это оплачивалось государством, сейчас, в свете упадка экономики и урезания бюджета, педагог должен платить за мастер-классы сам. Впрочем, за это департамент образования округа присуждает очки.

Данные только по РФ

Германия

В Германии в контексте непрерывного образования следующие особенности: педагогическая супервизия как инновационная и дистанционная форма повышения квалификации, которая проводится на двух уровнях организации: институциональном и внеинституциональном (проекты «Виртуальная школа», Schulweb, Lehreronline, Bildung-online, E-Twinning, Lernmodule.net, онлайн-семинары по педагогике и другие). Основная цель этой формы — создание благоприятных условий для развития информационной культуры педагогов, повышения уровня их профессиональной компетенции.

Данные только по РФ

Очевидно, что внимание государств и мирового сообщества к развитию педагогической системы и преподавательского состава сложно переоценить. И как это ни парадоксально, сегодня в России особенно остро вопрос квалификации преподавателей стоит у педагогов программ ДПО. Это связано с тем, что, как правило, автором образовательной программы является практик рынка, изначально никак не подготовленный к передаче своих знаний другим. А результат в обучении навыкам при прохождении того или иного курса зависит именно от методик преподавания.

Повышение квалификации педагога. Кто оплачивает курсы?

Какова законная процедура прохождения курсов повышения квалификации? Каковы обязанности педагога и работодателя? Как оформлять заявление на прохождение курсов?

Для работы нам понадобятся

— «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) (далее – ТК РФ);
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образование в РФ»);
— Судебная практика.

Коротко по существу

— Работодатель обязан направлять педагога на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
— Данное обучение оплачивает РАБОТОДАТЕЛЬ.
— Выбирает программу обучения также работодатель.
— Педагог должен написать заявление на получение дополнительного профессионального образования.
— Педагог имеет право на бесплатное повышение квалификации минимум один раз в три года (при условии, что самостоятельно не проходил повышение квалификации или переподготовку).

Если работодатель говорит педагогу, что последний обязан пройти повышение квалификации по программе «N», то и обязанность по оплате таких курсов лежит на работодателе.

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Обращаю внимание, что один раз в три года, каждый педагог имеет право на бесплатное дополнительное профессиональное образование. Сами курсы повышения квалификации определяет работодатель.

Что делать, если работодатель говорит вам, что вы ОБЯЗАНЫ пройти курсы, а если не пройдете, то вас уволят и т.д.? Обычно при этом еще заставляют проходить за свой счет, мотивируя тем, что работодатель не обязан их оплачивать.

Ст. 196 ТК РФ устанавливает, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Абз. 4 ст. 196 ТК РФ содержит положения о том, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, РАБОТОДАТЕЛЬ ОБЯЗАН проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Обязанность по прохождению дополнительного профессионального образования для педагогов установлена пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образование в РФ».

Согласно вышеизложенному, на работодателе лежит обязанность по обеспечению получения дополнительного профессионального образования педагогами не реже, чем один раз в три года. При этом работодатель сам выбирает, какое дополнительное профессиональное образование оплатить педагогам.

Если педагог получает дополнительное профессиональное образование без отрыва от работы, то в соответствии с абз. 5 ст. 196 ТК РФ работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором).

Если для получения дополнительного профессионального образования педагогу необходимо ехать в другой населенный пункт, то согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
(Ст. 168 ТК РФ, в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.)

Судебная практика

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.07.2013 N 33-9173/2013: «…Согласно п. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности… Исходя из системного толкования указанных норм права, учитывая, что к выполнению обязанностей спасателя могут быть допущены только те граждане, которые прошли обучение по программам подготовки спасателей, были аттестованы в установленном законом порядке, а также принимая во внимание тот факт, что обязанность ФКУ «Северо-Западный авиационный поисково-спасательный центр» обеспечивать обучение работников по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ предусмотрена Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», однако ответчиком истец на обучение не направлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Л.

В связи с изложенным, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, об отсутствии нормы права, предусматривающей обязанность направить истца на обучение, судебная коллегия признает несостоятельными…»

— Определение Санкт-Петербургского городского суда от 16.05.2011 N 33-6998/2011: «…В данном случае, суд первой инстанции, установив факт нарушения действиями ответчика права истицы на повышение квалификации, обоснованно определил размер денежной компенсации МОРАЛЬНОГО ВРЕДА с учетом требований разумности и справедливости, в связи с чем пришел к правильному выводу о необходимости частичного удовлетворения требований П. о взыскании с ответчика в ее пользу в качестве компенсации морального вреда <…> рублей…»;

— Определение Приморского краевого суда от 08.12.2014 по делу N 33-10830: «…Следовательно, в настоящем случае имело место не профессиональное обучение П. или ее переобучение без отрыва или с отрывом от работы, что является обязательным условием заключения ученического договора в соответствии со статьей 198 ТК РФ, а повышение квалификации работника, которое оплачивается за счет работодателя и является необходимым условием при осуществлении профессиональной деятельности…».

Примерный образец заявления

Директору ГБОУ школа №300
Ивановой И.И. от
Учителя математики Петрова П.П.

Заявление

Прошу Вас направить меня на курсы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) по профилю педагогической деятельности. Последний раз, профессиональное обучение было получено 2,5 года назад.

Ст. 196 ТК РФ устанавливает, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Абз. 4 ст. 196 ТК РФ содержит положения о том, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, РАБОТОДАТЕЛЬ ОБЯЗАН проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Обязанность по прохождению дополнительного профессионального образования для педагогов установлена пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образование в РФ».

Согласно пп. 2 п. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.

Подпись, дата

Источник — проект «Омбудсмен образования»

Расчет оплаты за дни нахождения на обучении по направлению работодателя в выходные дни

Опубликовано6 ноября 2013 в 19:17

Добрый день! 1. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Для всех случаев определения среднего заработка, предусмотренных ТК РФ, а значит, и для оплаты периода повышения квалификации, единый порядок его исчисления установлен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение). Пункт 9 Положения предусматривает, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. При этом средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней. Поскольку заработанная сумма делится на фактически отработанные дни, средний дневной заработок в такой ситуации представляет собой среднюю стоимость одного рабочего дня, а не календарного. Поэтому и умножать его нужно на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Такой вывод подтверждается решением Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N ГКПИ06-366. Вопрос об оплате дней обучения на курсах повышения квалификации, приходящихся на выходные, трудовым законодательством прямо не решен. Статья 153 ТК РФ предписывает оплачивать не менее чем в двойном размере любую работу в выходные дни. Но повышение квалификации не является работой, поэтому можно утверждать, что законодательство не предусматривает обязанности работодателя оплатить дни обучения на курсах повышения квалификации, приходящиеся на выходные. С другой стороны, выходные дни относятся ко времени отдыха (ст. 107 ТК РФ). Время отдыха — это время, когда работник не просто свободен от исполнения трудовых обязанностей, но которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Очевидно, что время, когда работник учится на курсах, не может быть использовано им по своему усмотрению. Работник вынужден проводить свой выходной день на учебе. Учитывая, что работник лишается возможности использовать время отдыха по своему усмотрению, хотя и не выполняет при этом трудовую функцию или служебное поручение, наверное, справедливо оплатить работнику дни обучения в выходные при направлении для повышения квалификации. В противном случае работникам, направленным для повышения квалификации, фактически «потерянные» выходные не будут компенсированы никоим образом, что несправедливо и может рассматриваться как дискриминация (ст. 3, ст. 132 ТК РФ). Поэтому можем рекомендовать на основании ст. 197 ТК РФ заключить письменное соглашение с работником, направленным для повышения квалификации, в котором предусмотреть соответствующую обязанность работодателя по оплате в согласованном сторонами размере пришедшихся на выходные дней обучения на курсах повышения квалификации. 2. В силу части четвертой ст. 91 ТК РФ работодатели обязаны вести учет фактически отработанного каждым сотрудников времени. Для цели учета рабочего времени применяются унифицированные формы N Т-12 и N Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации предусматривают, что эти формы применяются для учета времени, фактически отработанного и (или) неотработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду. Учитывая, что табель учета рабочего времени заполняется в том числе в целях расчета оплаты труда, мы полагаем, что в нем буквенным кодом «ПК» или цифровым кодом «07» должны отмечаться именно рабочие дни, которые приходятся на время повышения квалификации с отрывом от работы (ведь именно в эти дни за работником сохраняется средний заработок). Кроме того, на наш взгляд, в отдельном порядке в табеле должны быть отражены и пришедшиеся на время отдыха работника дни повышения квалификации в целях их оплаты по соглашению сторон. Однако стандартных обозначений для повышения квалификации в выходные дни в унифицированных формах N Т-12 и N Т-13 не установлено. Согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20, организация, при необходимости, вправе вносить в унифицированные формы дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа); удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации. Поэтому работодатель может для отражения в табеле дней нахождения работника на курсах повышения квалификации в выходные ввести дополнительный буквенный код (например, «ПКВ»). Время отдыха работника (выходные и нерабочие праздничные дни), в которое он не обучался на курсах повышения квалификации, должно отмечаться в табеле соответствующим кодом «В». К сожалению, официальных разъяснений, а также материалов судебной практики по рассматриваемому вопросу нам обнаружить не удалось. Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может не совпадать с позицией органов государственной власти, в частности суда, при рассмотрении индивидуального трудового спора. Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Соловьев Олег Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Прибыткова Мария 11 марта 2013 г.

Оплата курсов повышения квалификации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *