Операции подлежащие обязательному контролю

«Антиотмывочный» лимит могут поднять с 600 тыс. до 1 млн рублей

Сумма операций, о которых банки должны в обязательном порядке информировать Росфинмониторинг, может быть увеличена с действующих 600 тыс. рублей до 1 млн рублей (или эквивалент в валюте). Как заявил «Известиям» замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный, вопрос о повышении суммы операции, подлежащей обязательному контролю, вполне обсуждаем. С предложением повысить порог к этому ведомству обратился Национальный совет финансового рынка (НСФР), письмо и текст соответствующих поправок в действующий «антиотмывочный» закон 115-ФЗ было направлено руководителю ведомства Юрию Чиханчину.

Согласно поправкам НСФР («Известия» ознакомились с документами), повышенный порог в 1 млн рублей должен действовать в отношении ряда трансакций: снятие, зачисление, перевод наличных на счет гражданина или компании, предоставление физлицам/юрлицам кредитов, операции по покупке ценных бумаг предприятиями. В то же время, как предлагает НСФР, действующий минимум в 600 тыс. рублей можно оставить для транзакций с участием резидентов и банков государств, не выполняющих требования FATF (межправительственная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, в черный список FATF входят Иран, Северная Корея, Алжир, Эквадор, Индонезия, Мьянма), для сделок с участием резидентов офшорных юрисдикций, для операций по покупке ценных бумаг гражданами и по снятию/зачислению средств на счет компании, если транзакции не связаны с ее хозяйственной деятельностью. Порог в 600 тыс. рублей действует с момента принятия 115-ФЗ, то есть с 2001 года.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что «необходимость выполнения увеличивающегося массива формальных требований по обязательному контролю, нередко при отсутствии соответствующей реакции на данные сообщения со стороны правоохранительных органов, снижает качество реальной работы» по анализу клиентов и выявлению подозрительных операций и деятельности. В связке с этим НСФР ссылается на инфляцию.

«Учитывая общий уровень инфляции с момента принятия 115-ФЗ (2001 год), который, по данным Росстата, составляет около 140%, действующий порог в 600 тыс. рублей приводит к необходимости обязательного контроля большинства операций российских банков, — сказано в пояснительной записке. — В то же время законопроект фактически выводит из-под обязательного контроля операции по счетам (вкладам) на сумму менее 1 млн рублей. Это логично, учитывая, что размер госстраховки по вкладам граждан в конце 2014 года был увеличен вдвое, до 1,4 млн рублей, а также с учетом показателей по инфляции (16,4% по данным ЦБ на апрель 2015 года)».

У банков есть специальные программы и каналы, по которым сообщения уходят в ведомство Юрия Чиханчина. Вне зависимости от суммы операции банки должны также докладывать о попытках операций в пользу фигурантов реестра причастных к терроризму и экстремизму (список ведется тем же ведомством). По сделкам свыше 600 тыс. рублей отчет нужно отправить в течение трех дней, по «сомнительным» сделкам нужно извещать Росфинмониторинг «незамедлительно». Банки оценивают степень подозрительности операций на основании Положения ЦБ 262-П о клиентских операциях повышенного уровня риска, также ведомство регулярно выпускает письма под грифом Т, в котором описывает схемы незаконного отмывания денег и меры по борьбе с этими нарушениями. За активное проведение сомнительных сделок банки могут серьезно пострадать, нарушение 115-ФЗ — наиболее частый аргумент, с которым ЦБ отзывает лицензии. В 2014 году ужесточен критерий «высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций» — снижены порог сомнительных сделок с 5 млрд до 3 млрд рублей, а также доля сомнительных наличных операций с 5% до 4% дебетового оборота по счетам клиентов (письмо 92-Т от 21 мая 2014 года).

— Если в рамках дискуссии, к которой мы открыты, придем к обоснованному выводу о приемлемости предложений — они будут приняты, — сообщил «Известиям» Ливадный. — Но от банкиров нужны убедительные аргументы, основанные на анализе финансовой активности различных категорий клиентов. В вопросе о повышении суммы операции, подлежащей обязательному контролю, нужно учитывать не только инфляцию, но и множество других факторов, например средний размер трансакции определенного целевого назначения применительно к различным категориям клиентов (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, крупный, средний и малый бизнес). Таких обоснований НСФР не приводит. При этом обязательному контролю подлежат не все трансакции и далеко не все операции с наличными — перечень таких сделок очень ограничен, исчерпывающе закреплен в 115-ФЗ, они априори высокого риска. Что касается издержек — банки оценивают их в десятки миллионов рублей в год, — то безопасность вообще дело дорогое, издержки повысятся в разы, если российские банки будут международно признаны ненадлежащим образом управляющими своими рисками, от чего их пока эффективно защищает национальная антиотмывочная система.

Главный аналитик Бинбанка Наталия Шилова отмечает, что с 2002 по 2014 год включительно накопленная инфляция в РФ превысила 300%.

— С точки зрения потребителя эквивалентом 600 тыс. рублей в конце 2001 года являются 1,8 млн рублей в начале 2015 года, — посчитала Шилова. — Таким образом, повышение порогового значения для Росфинмониторинга выглядит уже давно назревшим и необходимым.

Зампред Локо-банка Андрей Люшин считает, что Росфинмониторинг поддержит новацию: банковский сектор РФ находится в достаточно тяжелом состоянии по причине острой нехватки ликвидности в системе, растущий объем отчетности в определенной степени мешает и регулятору, которому становится сложнее эффективно анализировать операции.

Ряд экспертов, однако, уверены: существующие нормативы вполне справедливы. Рустам Мухаметшин, старший менеджер группы по проведению финансовых расследований «Deloitte СНГ», отметил, что в 2001 году планка в 600 тыс. рублей соответствовала приблизительно $20 тыс.

— Сегодня тем же $20 тыс. соответствует сумма в 1 млн рублей, поэтому банкиры стремятся привести порог к реалиям, — говорит Мухаметшин. — Выявление операций, подлежащих обязательному контролю, а также предоставление сведений о них в Росфинмониторинг является практически полностью автоматизированным процессов в самом большинстве российских банков, поэтому если объем работы, а, соответственно, затраты и снизятся, то не очень существенно. Окончательное решение зависит от готовности Росфинмониторинга проявить гибкость, то есть готов ли он обновить свои внутренние процессы. Но на сегодня пороговая сумма, на мой взгляд, является адекватной. В США банки обязаны информировать уполномоченный орган обо всех операциях, превышающих $10 тыс.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что FATF рекомендует порог в 15 тыс. долларов/евро (738–827 тыс. рублей).

— Нынешний порог в 600 тысяч рублей вполне справляется со своей задачей, и его не нужно повышать, по крайней мере сейчас, когда из-за кризисной ситуации число сомнительных и теневых операций явно увеличивается, — говорит Антон Соничев, адвокат компании «Деловой фарватер». — Наоборот, сейчас за этим вопросом нужно пристальней следить, а не смягчать контроль в период проблем. Да, частично снизится нагрузка на банки по ПОД/ФТ и расходы банков на это направление в случае реализации новации от НСФР. Но снижение не будет слишком существенным. По этому направлению снижение может составить несколько процентов, но вряд ли больше 10%. Увеличение порога до 1 млн рублей значительно повысит риски увеличения числа теневых операций, отмывания доходов и финансирования терроризма. При повышении этого порога выявить, предупредить и наказать за такие операции станет намного сложнее.

Впрочем, Соничев добавил, что в большинстве стран нет как такового порога операции, при превышении которого нужно сообщать в финразведку.

— В странах ЕС, например, действует ограничение на размер расчетов наличными в течение дня одним человеком, — рассуждает собеседник. — В некоторых странах ЕС такой порог составляет €1 тыс. (Италия), а в некоторых €1,5 тыс. (Греция), €3 тыс. (Франция) и €5 тыс. (Бельгия).

Федеральное законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Два закона

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ был принят 7 августа 2001 года. Через год с небольшим (30 октября 2002 г.) Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”», который направлен на устранение отдельных недостатков, неточностей и пробелов, выявленных в процессе применения норм Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Кроме того, были введены новые правовые нормы, предусматривающие использование соответствующих правовых механизмов для противодействия финансированию терроризма.

Для целей этого Закона под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Под легализацией (отмыванием) таких доходов понимается придание правомерного вида владению, пользованию, распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ, ответственность по которым установлена этими статьями).

Существенно расширен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, которые приводятся в статье 5 Закона. Так, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в рамках законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (далее — ДППП), относятся кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами. Не случайно на первом месте в этом списке указаны кредитные организации, поскольку основной объем операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, осуществляется именно через кредитные организации, прежде всего через коммерческие банки.

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который в средствах массовой информации часто именовался финансовой разведкой. Комитет являлся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) ДППП и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Основными задачами КФМ России явились сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с законодательством; ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации ДППП; направление соответствующей информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) ДППП; осуществление взаимодействия и информационного обмена с соответствующими компетентными органами иностранных государств.

В структуре КФМ России были образованы территориальные органы — межрегиональные управления, осуществляющие свою деятельность в рамках федеральных округов.

В соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства от 7 апреля 2004 года № 186 Федеральная служба по финансовому мониторингу непосредственно подчиняется Министерству финансов РФ. К функциям службы относятся сбор и анализ информации о сделках, подлежащих контролю в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ (о противодействии легализации преступных доходов). Она контролирует, как юридические и физические лица выполняют требования упомянутого Закона, и привлекает нарушителей к ответственности; ведет учет организаций, которые осуществляют операции с деньгами и имуществом и в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (к таковым организациям относятся, в частности, ломбарды, ювелирные магазины, тотализаторы и т. д.); издает постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, направляют сведения о таких операциях, подлежащих обязательному контролю. Обязательный контроль — это совокупность принимаемых мер по контролю за указанными операциями на основании представляемых сведений, а также по проверке представляемых сведений.

Кроме того, к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) ДППП и финансированию терроризма, законодательство относит обязательные процедуры внутреннего контроля, а также запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации незаконных доходов.

Операции, подлежащие обязательному контролю

В статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ содержится исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. Законодателем для этих операций установлена денежная планка в шестьсот тысяч рублей. Если операция с денежными средствами или иным имуществом равна или превышает эту сумму, такая операция подлежит обязательному контролю, то есть организация, осуществляющая операцию, обязана документально зафиксировать и представить в Федеральную службу по финансовому мониторингу России соответствующие сведения. Если операция осуществляется в иностранной валюте, ее размер в эквиваленте в российских рублях определяется по официальному курсу Банка России, действующему на дату совершения операции. К этим операциям, в частности, относятся:

— снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, не обусловленных характером его хозяйственной деятельности;

— покупка или продажа наличной иностранной валюты, приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

— внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

— зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, если хотя бы одна из сторон имеет регистрацию, место нахождения, место жительства или счет в банке в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

— размещение денежных средств во вклад «на предъявителя»;

— размещение наличных денежных средств во вклад, открытый на имя третьего лица;

— операции по счетам юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев с даты регистрации либо если операции по счету не производились с момента его открытия, и др.

Даже если совершаемая операция не подпадает под указанный перечень, но у работников организации, ее совершающей, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) преступных доходов или финансирования терроризма, организация обязана направлять в уполномоченный орган сведения о такой операции.

Если же совершаемая операция подпадает под установленный законом перечень, организация, осуществляющая операцию, обязана представлять в уполномоченный орган сведения по такой операции, несмотря на очевидный экономический смысл операции, полное отсутствие подозрений со стороны работников организации, осуществляющей операцию, положительный и долгосрочный опыт работы с клиентом. Каких-либо исключений в части, касающейся представления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, Закон не содержит.

Федеральным законом № 115-ФЗ установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, идентифицировать своих клиентов, документально фиксировать сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, однако не определены форма и порядок документального фиксирования и хранения информации. Статья 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» документированную информацию или документ определяет как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ порядок, форма документального фиксирования и хранения необходимой информации являются неотъемлемой частью правил внутреннего контроля, которые каждая организация определяет самостоятельно исходя из специфики своей деятельности.

Сведения об операциях, подлежащих контролю

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю. Перечень этих сведений установлен подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Причем сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, а сведения по операциям, в отношении которых при реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации ДППП, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года № 245 было утверждено «Положение о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом», а Письмом КФМ России от 17 мая 2002 года № 02-1-27/632 установлены формы для представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Кредитные организации представляют соответствующую информацию в порядке, установленном Банком России, который 28 ноября 2001 года принял Положение № 161-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”».

Контроль Банка России

Банк России осуществляет контроль за исполнением кредитными организациями требований Закона. В целях контроля Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, получает отчетность для определения соответствия деятельности кредитных организаций положениям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) ДППП.

Согласно Письму Банка России от 24 декабря 2002 года № 177-Т «Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”» проверяется:

— наличие в кредитной организации правил внутреннего контроля и программ реализации этих правил;

— наличие специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления;

— соблюдение требований об идентификации клиентов кредитной организации, по фиксированию сведений, порядка направления сведений уполномоченному органу;

— соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) ДППП.

Основным принципом разработки правил и программ реализации внутреннего контроля в кредитной организации является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации (в рамках их компетенции) в выявлении в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) ДППП. Для этого Банком России Письмом от 28 ноября 2001 года № 137-Т доведены до сведения кредитных организаций разработанные критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) ДППП и критерии выявления и признаки необычных сделок.

Ограничения по открытию вкладов и счетов

Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ установлен специальный запрет для кредитных организаций по открытию счетов (вкладов) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации.

По нашему мнению, этот запрет прописан исключительно по формуле «для устрашения», поскольку действующие на территории России банковские правила открытия счетов и вкладов юридическим и физическим лицам делают невозможным открытие анонимного вклада или счета. Даже открытие вклада физическим лицом на имя третьего лица предполагает представление банку информации как о вносителе денежных средств, так и о третьем лице, на имя которого открывается вклад.

Режим так называемых номерных банковских вкладов также предполагает представление в банк полной информации о владельце такого вклада, причем этой информацией в банке владеет ограниченное число ответственных сотрудников. Для юридических лиц установлены жесткие правила открытия счетов, содержащие обязанность представления в банк полного пакета учредительных документов (по расчетным, текущим, валютным, ссудным счетам) либо представления информации о наименовании, месте нахождения, платежных реквизитах (по депозитным, вексельным счетам).

Тем не менее Банк России Письмом от 20 января 2003 года № 7-Т направил коммерческим банкам разъяснение, касающееся практики открытия «номерных» счетов. В Письме подчеркнуто, что порядок открытия и ведения всех счетов (в том числе имеющих такое наименование) должен соответствовать требованиям статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Кредитным организациям следует идентифицировать:

  • лицо, заключающее договор банковского счета (банковского вклада) — клиента (вкладчика);
  • лиц, осуществляющих от имени клиента (вкладчика) распоряжения о перечислении или выдаче средств со счета;
  • третьих лиц, которые вносят денежные средства на счет клиента (вкладчика).

Рекомендовано при заключении кредитными организациями договоров банковского счета (вклада) отказаться от использования в их наименовании слова «номерной».

Статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ предоставляет кредитным организациям право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае непредставления соответствующим лицом документов, необходимых для его идентификации, либо представления им недостоверных документов, а также в случае, если в отношении данного лица имеются сведения об участии в террористической деятельности, полученные в соответствии с законом.

Полагаем, что в контексте Федерального закона № 115-ФЗ в части деятельности кредитных организаций, и прежде всего коммерческих банков, речь идет не только об операциях по договорам банковского счета и банковского вклада, но и об иных правовых конструкциях, в рамках которых осуществляются наличные и безналичные расчеты. Поэтому было бы логично установить возможность для кредитных организаций отказаться в случаях, указанных в пункте 5 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, от заключения и иных договоров (сделок).

Ответственность организаций и должностных лиц

Законодательством предусмотрена ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанностей, установленных законодательством о противодействии легализации (отмыванию) ДППП и финансировании терроризма, а именно:

— отсутствие идентификации клиента;

— отсутствие фиксирования сведений, предусмотренных законом, по операциям, подлежащим обязательному контролю;

— непредставление в уполномоченный орган в установленном порядке и установленные сроки сведений, предусмотренных законом, по операциям, подлежащим обязательному контролю, либо по подозрительным операциям;

— отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

— отсутствие назначенного должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

— открытие кредитной организацией анонимных счетов (вкладов) является основанием для привлечения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и должностных лиц этих организаций к ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.

Федеральным законом от 30 октября 2002 года № 130-ФЗ «О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в КоАП РФ включена новая статья 15.27 «Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно статье 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) ДППП и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от ста до двухсот МРОТ;
  • на юридических лиц — от пятисот до пяти тысяч МРОТ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, заключается в нарушении, то есть неисполнении, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) ДППП и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Субъектом правонарушения по статье 15.27 КоАП РФ являются как организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и поименованные в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, так и должностные лица этих организаций.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

Согласно статье 23.62 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по статье 15.27 КоАП РФ рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за исполнением законодательства и уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) ДППП и финансированию терроризма (ранее указывалось, что функции этого органа осуществляет КФМ России).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени этого органа вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) ДППП и финансированию терроризма, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) ДППП и финансированию терроризма, их заместители.

Согласно статье 28.7 КоАП РФ, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о противодействии легализации (отмыванию) ДППП и финансированию терроризма осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Соответствующие изменения в уголовное законодательство были внесены еще раньше. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”» была изложена в новой редакции статья 174 УК РФ (Приложение 1), кроме того, УК РФ был дополнен статьей 174.1 (Приложение 2).

Прецедент применения Закона

Можно сказать, что cегодня уже есть первые результаты работы Федеральной службы по финансовому мониторингу — финансовой разведки. С 13 мая Банк России отозвал у Содбизнесбанка лицензию на осуществление банковских операций в наказание за нарушение Федерального закона о легализации преступных доходов. Как заявил первый заместитель председателя ЦБ РФ РФ Андрей Козлов, банк в течение 2003 года не отправлял в Комитет по финансовому мониторингу информацию о сделках, подлежащих контролю по названному Закону (свыше 600 тыс. руб.). К тому же банк не сохранил документы по операциям 2002 года, которые по закону подлежат хранению в течение пяти лет.

В Содбизнесбанке назначена временная администрация, которая должна будет провести ревизию активов, затем в суде, очевидно, будет принято решение либо о принудительной ликвидации банка, либо о банкротстве.

Источники из службы разведки отмечают, что предстоит проверка еще 10 кредитных учреждений.

Что касается Содбизнесбанка, как отмечают в прессе, последний год банк вел активную работу, вкладывал деньги в предвыборные кампании, спонсировал сборную на чемпионате мира по хоккею, назначал высокие проценты по депозитам. Благодаря этому вклады населения в Содбизнесбанке с начала 2003 года выросли более чем в 10 раз, что осложняет ситуацию и придает ей политический аспект.

В настоящее время Центробанк и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) подписали соглашение «Об информационном взаимодействии, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”».

Налоговая реформа, в ходе которой Правительство РФ снижает налоги, направлена также на то, чтобы повысить их собираемость. Для этого фискальные органы должны научиться перекрывать каналы, по которым граждане уводят средства из-под контроля государства, а значит, каким-то образом скоординировать усилия Минфина, Центробанка и налоговой службы.

ФСФМ — российская финансовая разведка — должна стать одним из звеньев формируемой информационной цепочки, позволяющей государству отслеживать движение по счетам средств, превышающих $20 тыс., или 600 тыс. руб. Взаимодействие с Минфином у службы налажено: при нынешней структуре Правительства она фактически подконтрольна министерству, которое теперь разрабатывает для нее инструкции. А с помощью информации ЦБ РФ, который уполномочен следить за тем, чтобы коммерческие банки не способствовали отмыванию доходов, возможности Правительства по контролю резко возрастут.

Никто на рынке не сомневается в необходимости контроля над банковской деятельностью со стороны властей. Вопрос в том, сумеет ли государство не перейти грань, за которой требования по представлению информации станут чрезмерными и даже опасными.

Приложение 1

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

1. Совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —

наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) лицом с использованием своего служебного положения,

— наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой,

— наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую две тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Приложение 2

Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

1. Совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 настоящего Кодекса), либо использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности

— наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести до десяти месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) лицом с использованием своего служебного положения,

— наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой,

— наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую две тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Операции подлежащие обязательному контролю

Наши специалисты оказывают помощь в составлении формализованных электронных сообщений в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Организация и индивидуальный предприниматель, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ обязаны предпринимать меры по выявлению следующих операций:

  • операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона;
  • операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям;
  • необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в ст. 6 Федерального закона:

1 вид операций (сделок), подлежащих обязательному контролю.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает её

Операции с денежными средствами в наличной форме

Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если одна из сторон из списка ФАТФ

Операции по банковским счетам (вкладам)

Иные сделки с движимым имуществом

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ обязательному контролю подлежат следующие виды операций (сделок) с движимым имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее:

  1. помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;
  2. выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;
  3. получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
  4. переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  5. скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  6. получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;
  7. предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Напомним, что движимое имущество – это любые вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. То есть все, кроме земли и того, что с ней связано (здания, сооружения, земельные участки и т.п., а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские судна, суда внутреннего плавания, космические объекты).

2 вид операций (сделок), подлежащих обязательному контролю.

В соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ) обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (далее — пороговое значение).

Сведения о такой сделке, совершаемой клиентом, подлежат документальному фиксированию и представлению в уполномоченный орган в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее совершения.

В информационном письме от 02.08.2013 №30 Росфинмониторинг разъясняет отдельные вопросы по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Так, Росфинмониторинг разъясняет, что следует считать датой совершения сделки с недвижимым имуществом для целей представления сведений о ней в Росфинмониторинг.

Учитывая положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также иных нормативных правовых актов, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки. Таким образом, в случае, если сделка с недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, датой совершения такой сделки в целях Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ следует считать дату государственной регистрации этой сделки.

Сведения о такой сделке, зарегистрированной в установленном порядке, должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем ее регистрации.

В случае, если сделка не подлежит государственной регистрации, в том числе в случае, если государственной регистрации подлежит только переход права собственности на недвижимое имущество обязанность организации и индивидуального предпринимателя представить информацию в Росфинмониторинг возникает с момента заключения договора. Сведения о такой сделке должны быть представлены в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания договора, в рамках которого совершается сделка с недвижимым имуществом.

Учитывая положения п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части Гражданского кодекса РФ№ (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 №21-ФЗ), в соответствии с которыми правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащихся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу указанного Федерального закона (вступил в силу с 1 марта 2013 года), датой совершения таких сделок в целях Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ следует считать:

  • для договоров, заключенных до 01.03.2013, — дату государственной регистрации сделки (договора),
  • для договоров, заключенных после 01.03.2013, — дату подписания такого договора.

Учитывая изложенное, сведения о таких сделках с недвижимым имуществом, подлежащим обязательному контролю, заключенным до 01.03.2013, должны быть представлены в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем государственной регистрации соответствующего договора, а заключенным после 01.03.2013, — не позднее трех рабочих дней, следующих за днем подписания соответствующего договора.

Далее Росфинмониторинг разъясняет, каким образом представить сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей государственной регистрации, если у субъекта Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ отсутствует возможность в установленный срок получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом

Так, в случае, если субъект Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ не имеет возможности получить информацию о дате государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом в день или в течение следующих трех дней после ее регистрации, то, в соответствии с Инструкцией о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 №245, при заполнении Листа 01 «Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом» формы 4-СПД в реквизите 113 «Дата совершения операции» следует указывать дату государственной регистрации сделки, а в реквизите 114 «Дата выявления операции» – дату получения информации о регистрации сделки, подтвержденную соответствующими документами.

Учитывая изложенное, для исключения возможности возникновения подозрений в умышленном затягивании сроков представления информации в Росфинмониторинг субъекту Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ следует обеспечить хранение у себя документов и информации, свидетельствующих о фактических сроках выявления такой сделки.

Также Росфинмониторинг разъясняет, что сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора участия в долевом строительстве относятся к сделкам, указанным в п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве (далее – договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено Федеральным законом №214-ФЗ.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 4 Федерального закона №214-ФЗ договор участия в долевом строительстве содержит в том числе срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства. При этом в случае отсутствия в договоре указанного условия договор считается незаключенным.

Учитывая изложенное, по мнению Росфинмониторинга, правовыми последствиями заключения договора участия в долевом строительстве, при условии соблюдения субъектами законодательства о долевом строительстве требований указанного законодательства, является возникновение у участника долевого строительства права собственности на объект строительства (долю в объекте).

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Учитывая изложенное, по мнению Росфинмониторинга, обязательному контролю будет подлежать заключение договора участия в долевом строительстве. При этом датой совершения операции будет являться дата государственной регистрации указанного договора.

Аналогичные требования, по мнению Росфинмониторинга, распространяются и на договор об уступке права (требования) по договору участия в долевом строительстве, и на договор участия в долевом строительстве, заключенный с лицом, к которому перешли права и обязанности по такому договору, т.к. данные договоры, исходя из анализа положений Федерального закона №214-ФЗ, также можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает установленное пороговое значение.

Вместе с тем, Банка России в информационном письме от 02.10.2013 №22 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» пишет, что договор участия в долевом строительстве, заключенный на основании Федерального закона №214-ФЗ, формально не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона, поскольку буквальное прочтение пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона позволяет относить к операциям, подлежащим обязательному контролю, сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на недвижимое имущество. Согласно статье 16 Федерального закона №214-ФЗ государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества осуществляется соответствующим государственным органом на основании документов, представляемых застройщиком. При этом регистрируется возникновение права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства, а не его переход.

В информационном письме от 02.08.2013 №30 Росфинмониторинг разъясняет, что сделки с недвижимым имуществом, совершаемые в рамках договора паенакопления относятся к сделкам, подлежащим обязательному контролю, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, при этом члены жилищного (жилищно-строительного) кооператива своими средствами участвуют в приобретении (строительстве), реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. По нашему мнению, данные положения свидетельствуют о том, что конечной целью заключения договора паенакопления является приобретение членом жилищного (жилищно-строительного) кооператива права собственности на объект недвижимости.

Исходя из этого, по мнению Росфинмониторинга, договор паенакопления, заключенный на сумму, равную либо превышающую установленное пороговое значение, можно отнести к сделкам, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Учитывая, что договор паенакопления не подлежит государственной регистрации, информация о таком договоре должна быть представлена в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем его подписания.

Кроме того, обязательному контролю подлежит сделка по договору купли-продажи пая в жилищном (жилищно-строительном) кооперативе, равно как и по договору об уступке права (требования) по договору паенакопления, сумма которого равна или превышает установленное пороговое значение.

Также Росфинмониторинг разъясняет, что в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом, совершаемая в рамках договора аренды, будет подлежать обязательному контролю в случае, если условиями данного договора предусмотрен выкуп арендуемого недвижимого имущества, и сумма сделки равна или превышает установленное пороговое значение.

При этом, Росфинмониторинг обращает внимание, что в рамках договора аренды недвижимого имущества также могут совершаться иные операции, подлежащие обязательному контролю в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, независимо, относится или не относится данная сделка с недвижимым имуществом к сделкам, указанным в п. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Кроме того, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, организация обязана представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

Если в договоре аренды недвижимого имущества, предусматривающем выкуп арендуемого недвижимого имущества, общая сумма сделки не указана и договор заключается на неопределенный срок, а сумма каждого арендного платежа меньше порогового значения, установленного п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, то каждый раз, как только общая сумма платежей достигает пороговое значение, у субъекта Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ возникает обязанность представить информацию об указанной сделке в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю.

При формировании сообщения о такой операции в реквизите реквизит 121 «Основание совершения операции» формы 4-СПД указываются сведения о договоре аренды недвижимого имущества (вид договора, номер и дата), а в реквизите 126 «Дополнительная информация» – сведения об общей сумме платежей, осуществленных по договору аренды недвижимого имущества на дату формирования сообщения, и сведения о номерах сообщений, ранее представленных по указанному договору аренды недвижимого имущества.

3 вид операций (сделок), подлежащих обязательному контролю

В соответствии с п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю относится операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 200 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 000 рублей, или превышает ее.

4 вид операций (сделок), подлежащих обязательному контролю

В соответствии с п. 1.2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю относится операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В разделе сайта Росфинмониторинга «Перечень террористов и экстремистов» размещается Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму».

К операциям (сделкам), подлежащим документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона относятся следующие операции:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный пп. 5 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Определение принадлежности операции к операциям, предусмотренным п. 3 ст. 7 Федерального закона, осуществляется на основании критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103.

Следует отметить, что критерии и признаки групп 11-22 указанных в приказе Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103 носят общий характер и используются организациями и иными лицами в полном объеме. Признаки групп 31-46 используются организациями и иными лицами с учетом специфики осуществляемой деятельности.

документами, на основании которых можно сделать вывод, что клиент совершает операцию, подлежащую обязательному контролю, то основания для направления соответствующего сообщения в Росфинмониторинг отсутствуют.

Процедура выявления операций должна предусматривать порядок информирования сотрудником организации или сотрудником индивидуального предпринимателя, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, специального должностного лица для принятия последним решения о дальнейших действиях в отношении операции (сделки) в соответствии с Федеральным законом, настоящим документом и правилами внутреннего контроля.

Так, в случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, в соответствии с требованиями Федерального закона, или необычной операции (сделки) сотрудник организации или индивидуальный предприниматель, выявивший указанную операцию (сделку), составляет внутреннее сообщение – документ, содержащий сведения об указанной операции (сделке).

Внутреннее сообщение – документ, содержащий сведения об операции (сделке), включает следующие реквизиты:

1. Сведения об операции (сделке), в том числе принадлежность к указанным категориям:

а) операция, подлежащая обязательному контролю;

б) необычная операция (сделка), а также содержание операции (сделки).

2. Дата, сумма и валюта операции (сделки).

3. Сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).

4. Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная.

5. Сведения о сотруднике, составившем сообщение об операции (сделке).

6. Подпись сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке).

7. Дата составления сообщения об операции (сделке).

8. Подпись непосредственного руководителя сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке) (в случае его наличия).

9. Запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении сообщения об операции (сделке).

10. Запись (отметка) о решении руководителя организации, принятом в отношении сообщения об операции (сделке).

11. Запись (отметка) о действиях, предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.

Сообщение об операции (сделке) незамедлительно передается специальному должностному лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации или индивидуальному предпринимателю. О решении, принятом специальным должностным лицом, в сообщении об операции (сделке) делается соответствующая запись.

В случае поступления от специального должностного лица сообщения об операции (сделке), руководитель организации или индивидуальный предприниматель может предпринять одно из следующих действий:

  • дать указание специальному должностному лицу уделять в дальнейшем особое внимание операциям, в отношении которых у сотрудников возникли подозрения на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, а также клиенту, проводимому эти операции, и его деятельности, фиксировать и контролировать все последующие действия клиента;
  • поручить специальному должностному лицу подготовить для направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу, помимо формализованных сведений о клиенте и операции, расширенную справку с обоснованием позиции по отношению к данному клиенту и его действиям;
  • принять принципиальное решение о целесообразности заключения договорных отношений или продолжения деловых отношений с данным клиентом, т.е. вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с Федеральным законом.
  • принять окончательное решение о представлении или непредставлении сведений о соответствующей операции в уполномоченный орган.

Форма внутреннего сообщения

Сведения об операции (сделке), в том числе принадлежность к указанным категориям:

пример

операция, подлежащая обязательному контролю;

пример

необычная операция (сделка), а также содержание операции (сделки).

пример

Дата операции (сделки).

пример

Сумма и валюта операции (сделки).

пример

Сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).

пример

Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная.

пример

Сведения о сотруднике, составившем сообщение об операции (сделке).

пример

Подпись сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке).

пример

Дата составления сообщения об операции (сделке).

пример

Запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении сообщения об операции (сделке)

пример

Запись (отметка) о решении руководителя организации, принятом в отношении сообщения об операции (сделке)

пример

Запись (отметка) о действиях, предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.

пример

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю, осуществляется путем изучения сведений, содержащихся в платежных инструкциях клиентов, а также документах, являющихся основанием для совершения операций, которыми организация или индивидуальный предприниматель располагают в случаях, предусмотренных порядками совершения операций, определенных действующим законодательством. В остальных случаях организация или индивидуальный предприниматель обладает правом, а не обязанностью запрашивать у клиентов дополнительные документы, обосновывающие проведение операций, в случаях, когда у сотрудника организации или индивидуального предпринимателя возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: kharisov.i@law115.ru

Операции подлежащие обязательному контролю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *