ООО консультантъ



Общество с ограниченной ответственностью — это организация, созданная при согласии юридических лиц и граждан путем объединения их долей для осуществления хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день общество с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной организационно-правовой формой юридического лица. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью или планирующие открыть «свое дело», в большинстве случаев регистрируются в данной форме.

Для эффективного развития и функционирования рыночной экономики в условиях нестабильности и конкуренции необходимо современное и развитое законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов.

Деятельность обществ с ограниченной ответственностью регулирует федеральное законодательство, которое состоит из:

  1. Конституции РФ;
  2. Кодексов РФ (гражданский, налоговый и др.);
  3. Федеральных законов.

Конституция РФ является главным законом государства, имеющим высшую юридическую силу. В ней закреплены общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности. В 8 статье Конституции прописаны основные условия существования рыночной экономики, благодаря которым развивается предпринимательская деятельность:

 обеспечение единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, помощь конкуренции, свобода экономической деятельности.

 принятие и защита частной, государственной, муниципальной и других форм собственности.

В статье 34 Конституции РФ провозглашается право граждан на осуществление предпринимательской деятельности, которая не должна быть направлена на «монополизацию и недобросовестную конкуренцию» .

Статьи с 34 по 37 Конституции РФ гласят, что каждый гражданин государства имеет право заниматься свободным трудом, частной собственностью и предпринимательской деятельностью. Данные права могут ограничиваться федеральным законодательством только в том случае, если человеческая деятельность противоречит основам конституционного строя, угрожает жизни и здоровью других людей, а также ущемляет их права и интересы, нарушая покой и оборону страны.

Таким образом, Конституция РФ провозглашает основные принципы и правила осуществления предпринимательской деятельности, а также гарантирует и защищает основные права, свободы и интересы участников предпринимательства, в том числе и деятельность обществ с ограниченной ответственностью.

Кроме Конституции РФ общие положения об обществах с ограниченной ответственностью как субъектов гражданских правоотношений представлены в главе 4 Гражданского кодекса РФ. Так статья 87 кодекса гласит: «Обществом с ограниченной ответственностью признаётся хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей» . Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки обществ с ограниченной ответственностью:

 первоначальный капитал общества обязательно должен быть разделен на доли;

 в отличие от индивидуального предпринимателя, который отвечает по своему обязательству всем своим имуществом, участники общества, наоборот, не отвечают по обязательствам общества, а несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им вкладов.

В Гражданском кодексе установлено число участников общества с ограниченной ответственностью, оно должно быть не больше пятидесяти человек. В случае если количество участников организации выходит за пределы, то общество в течение года должно быть преобразовано в акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью может быть образовано одним лицом или может состоять как из одного физического, так юридического лица.

В 89 статье Гражданского кодекса РФ установлено, что учредительным документом общества является устав, в котором прописаны основные сведения об организации.

Статья 90 кодекса посвящена уставному капиталу общества с ограниченной ответственностью, который состоит из номинальных долей участников общества. Размер уставного капитала должен быть не менее 10 000 рублей, и на момент регистрации общества данная сумма оплачивается не менее чем наполовину, а остальная часть средств подлежит оплате в течение первого года деятельности общества .

Таким образом, Гражданский кодекс РФ играет большую роль в регулировании деятельности обществ с ограниченной ответственностью, он закрепляет правовое положение общества, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности его участников.

Так как общества с ограниченной ответственностью являются хозяйствующими субъектами рыночной экономики, то их деятельность должна регулироваться Налоговым кодексом РФ.

Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, являются основными налогоплательщиками государства, поэтому в Налоговом кодексе закреплены статьи, регулирующие их налогообложение. Например, 19 статья Налогового кодекса РФ устанавливает, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы» . Так и общества с ограниченной ответственностью обязаны своевременно уплачивать налоги в казну государства. Согласно российскому законодательству они праве выбрать любую из предложенных систему налогообложения.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности могут возникнуть случаи, когда у физических или юридических лиц нет средств на уплату налогов или их сумма была неумышленно рассчитана неправильно. Тогда в силу вступает статья 122, главы 16 Налогового кодекса РФ. В ней описаны основные виды налоговых правонарушений, а также ответственность за их совершение. Согласно закону, общество с ограниченной ответственностью, занижающее налоговую базу или неверно исчисляющее налог, несет ответственность в размере штрафа равного 20 % от неуплаченного налога.

Предпринимательская деятельность создаёт систему рыночных отношений, которые регулируются и контролируются Законодательством РФ. Так как общества с ограниченной ответственностью являются организационно-правовой формой юридического лица, то данные правила распространяются и на их деятельность. Любой вид предпринимательства должен быть законным. Для этого в Законодательстве РФ существуют законодательные акты, которые контролируют законность предпринимательской деятельности. К ним относятся Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, в которых определено понятие нарушения, его виды в области предпринимательства, а также установлены наказания за их несоблюдение.

Статья 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях посвящена административным нарушениям в предпринимательской деятельности, к которым относится: «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица» . За нарушение данной статьи на правонарушителя возлагается административный штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

В Уголовном кодексе также есть статья, посвященная незаконной предпринимательской деятельности, но ее предметом является «представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере» . При нарушении этой статьи, лицо будет наказано по всей строгости, на него будет возложен штраф «в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного, за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев» .

Таким образом, нарушения в области предпринимательской деятельности, а, именно, незаконное ее ведение, может привести к административной и уголовной ответственности. Данный пример является ярким свидетельством межотраслевого характера правового регулирования предпринимательской деятельности.

Помимо Конституции РФ и общих норм Гражданского кодекса РФ, правовое положение обществ с ограниченной ответственностью регламентируют и Федеральный Закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Федеральным законом установлено правовое положение, права и обязанности участников общества, а также порядок организации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Также закон определяет положения устава и положения учредительного договора, число участников общества, минимальный размер уставного капитала, которые согласовываются и утверждаются на общем собрании участников общества с ограниченной ответственностью.

Глава 5 Федерального закона посвящена реорганизации обществ с ограниченной ответственностью в закрытые акционерные общества. Одним из критериев является количество участников, которое не должно превышать 50 человек. Закон предусматривает обязанности участников общества, которые заключаются в оплате своей доли в уставном капитале в размерах и в сроки, оговоренные договором об учреждении общества, а также участники обязаны не разглашать информацию о деятельности общества .

Следует отметить, что особенности правового положения обществ с ограниченной ответственностью могут контролироваться и другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют отдельные стороны их деятельности. К числу таких документов относятся:

 Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне», раскрывающий вопрос конфиденциальности информации в процессе трудовых отношений . Кроме того, данный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) ;

 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» , регулирующий отношения, возникающие в процессе государственной регистрацией юридических и физических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы. В законе определен порядок регистрации, а также приведен перечень необходимых документов.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод: так как общество с ограниченной ответственностью является наиболее распространенной организационно-правовой формой юридического лица, то для наилучшего ее функционирования, в условиях жесткой конкуренции, необходимо законодательное регулирование.

Данное регулирование осуществляется с помощью Конституции РФ, Кодексов РФ и Федеральных законов, а также рядом других нормативно-правовых актов. В этих документах довольно полно представлена информация, касающаяся обществ с ограниченной ответственностью.

На сегодняшний день перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность обществ с ограниченной ответственностью, вполне сформирован и позволяет предпринимателям участвовать в гражданском обороте с помощью данной организационно-правовой формы.

Литература:

ЗАКОНЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ Быконя А.В. Email: Bykonya1799@scientifictext.ru

Быконя Артём Васильевич — студент, Институт финансовой и экономической безопасности Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва

Аннотация: в современных условиях большинство людей знает, что закон обладает высшей юридической силой, но о том, что существуют различные его виды, не многие знают, поэтому целесообразно об этом рассказать. В данной статье речь идет о том, что такое «закон», есть ли разница между нормативным правовым актом и законом, какие его разновидности существуют, в чем их особенность, каким образом выстроена российская правовая система, в чем состоят особенности федеральных конституционных законов и других видов законов в зависимости от основания классификации.

Ключевые слова: понятие «закон», виды законов, нормативный правовой акт, конституционные законы, обыкновенные законы, российская правовая система.

LAWS: CONCEPT, TYPES AND THEIR CHARACTERISTICS

Bykonya A.V.

Keywords: concept of law, kinds of laws, normative legal act, constitutional laws, ordinary laws, the Russian legal system.

УДК340

Закон — это нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой .

В свою очередь, возникает вполне логичный вопрос: что же такое нормативный правовой акт? Нормативный правовой акт — акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.

Необходимо отметить, что закон имеет ряд принципиальных отличий от нормативного правового акта (в дальнейшем — НПА):

1. Закон, следуя из определения, обладает высшей юридической силой, в силу этого он занимает ведущее место в системе законодательства и никакие другие акты не могут вступать с ним в противоречие;

2. Закон регулирует общественные отношения первично, то есть для которых впервые устанавливаются правовые рамки, например, земельные отношения;

3. Закон действует прямо и непосредственно;

4. Закон должен исполняться, а для того, чтобы это осуществилось, он обладает большими финансовыми и материальными ресурсами;

5. Закон эффективно обеспечивается. Возникает вопрос: каким образом? Государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности.

6. По сравнению с другими актами, к закону в стадии его подготовки, а в дальнейшем и обсуждения предъявляются более строгие требования.

Перечислим основные признаки закона:

1. Принимается представительными органами или населением .

2. Регулирует наиболее важные общественные отношения, к примеру, порядок образования и деятельности органов государства, права, свободы и обязанности человека и гражданина и т.д.

3. Первостепенно в сравнении с другими НПА.

4. Обладает высшей юридической силой.

5. Имеет строго выверенную процедуру создания, которая закреплена в законодательстве.

Рассматривая российскую правовую систему в настоящее время, выделяют следующие виды законов:

1. Первостепенное значение по своей юридической силе, конечно же, принадлежит основному закону нашей страны — Конституции РФ. Никакие другие акты в нашей стране не могут противоречить ей.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ). К их основным особенностям относятся:

A) они являются продолжением конституционных норм и помогают избегать частых поправок в текст Конституции РФ;

Б) по сравнению с другими законами обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия;

B) регулируют основополагающие, устойчивые общественные отношения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г) обладают по сравнению с текущими законами более высшую юридическую силу.

3. Закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. о толковании статьи 136 Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ.

4. Самая распространенная форма закона — Кодексы. Они содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Следует отметить, что кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.

5. Законы о ратификации и денонсации международных договоров. К особенностям относятся:

— предмет регулирования точно определен;

— особая процедура принятия.

6. Модельные законы (появились после создания СНГ). Этот вид законов носит рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств -членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений.

7. Делегированное законодательство — новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен.

Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам право принимать акты в форме законов.

8. Законы, принимаемые путем референдума. Особенность данного вида законов состоит в том, что они обладают высшей юридической силой и тот факт, что они могут быть отменены только на референдуме.

Если говорить в целом о видах законов, то всё зависит по какому основания проводить рассмотрение. В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы бывают конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют . В зависимости от государства в которой действуют эти законы, то в одних странах,

например в РФ, конституционные законы — это те, которые касаются изменений, вносимых в Конституцию, а, если взять ряд других стран, то это законы, которые издаются по вопросам, касающимся Конституции. В свою очередь, обыкновенные законы — это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения. Они издаются в форме кодексов, уставов и текущих законов.

Если рассматривать законы по отраслевой принадлежности, то выделяют законы, касающиеся той или иной отрасли права. Например, законы, содержащие нормы административного права и т.д.

В зависимости от объема и объекта регулирования выделяют общие и специальные законы. Общие, то есть те, которые регулируют целую область (сферу) общественных отношений в целом, как правило, это кодексы. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации. Специальные — те, которые регулируют часть общественных отношений, если сравнивать их с общими, то они будут составлять узкую часть, а общие законы — широкую. Например, «Патентный закон».

В зависимости от срока действия все законы делятся на постоянные, временные, чрезвычайные.

В зависимости от адресатов те законы, которые действуют в отношении всех граждан, называются общими, а те, которые касаются отдельных социальных групп или классов, называются специальными.

Список литературы /References

1. Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2017. 464 с

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. 5-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 464 с.

3. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд. М.: Проспект, 2017. 656 с.

Учредители ООО

Учредителем ООО может являться физическое (и) или юридическое лицо; резидент и (или) нерезидент Республики Беларусь.

Учредительный документ

Учредительным документом ООО является Устав, утвержденный его учредителем.
Устав ООО должен содержать перечень сведений, определенный законодательством.

Уставный фонд ООО

Уставный фонд ООО минимальным размером не ограничен, т.е. формируется в любом размере по усмотрению учредителя (за исключением организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставного фонда, например, минимальный размер уставного фонда коммерческой микрофинансовой организации установлен в сумме 250 млн. белорусских рублей). Уставный фонд должен быть сформирован не позднее одного года с даты государственной регистрации общества.

Уставный фонд может быть сформирован деньгами и (или) имуществом, имущественными правами.

При внесении неденежного вклада (имущества, имущественных прав) в уставный фонд проводится обязательная оценка стоимости неденежного вклада: внутренняя либо независимая. Обязательная оценка стоимости данного вклада должна проводиться до внесения его в уставный фонд. Внутренняя оценка стоимости неденежного вклада подлежит экспертизе. Уставный фонд ООО не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд, не может быть более 50% уставного фонда общества.

Юридический адрес

На момент регистрации и в последующем ООО должно иметь юридический адрес – место нахождения его исполнительного органа (как правило — директора).

В отличие от унитарного предприятия, юридический адрес которого может находиться в жилом помещении при соблюдении определенных условий, юридический адрес ООО должен быть расположен только в административном помещении.

Юридический адрес ООО указывается в уставе и заявлении о государственной регистрации.

Сведения о юридическом адресе организации вносятся в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц). Все письма и уведомления государственных органов (регистрирующий, налоговый и иные органы) направляются именно по юридическому адресу организации.

Представление в регистрирующий орган документов, подтверждающих размещение либо наличие договоренности о размещении (гарантийного письма, договора аренды, правоустанавливающих документов) создаваемой организации по заявленному юридическому адресу, не требуется. Рекомендуем получить у арендодателя гарантийное письмо, в том числе с целью правильного указания юридического адреса при подготовке документов для регистрации организации. В случае выдачи гарантийного письма будущим арендодателем, не являющимся собственником помещения, а владеющим помещением на основании права хозяйственного ведения либо оперативного управления, либо на ином законном основании (унитарные предприятия, ЖРЭО, иные организации, не являющиеся собственниками помещений) в обязательном порядке необходимо получить письменное согласование с собственником помещения на сдачу данного помещения в аренду.

Органы управления и контроля

Органами ООО являются органы управления и контрольные органы.

Органами управления ООО являются:

  • общее собрание участников Общества – высший орган управления, а в Обществе с одним Участником высший орган управления – единственный Участник;
  • исполнительный орган — либо единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор), либо коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция).

Контрольным органом является ревизионная комиссия либо ревизор.

Исполнительный и контрольный органы подотчетны общему собранию (единственному Участнику).

Также решением учредителей (участников) может быть создан совет директоров (наблюдательный совет), а функции исполнительного органа могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Структура, порядок избрания или образования, состав и компетенция органов общества должна быть предусмотрена его уставом.

Ответственность учредителей ООО

Само название общества с ограниченной ответственностью указывает на ограниченную ответственность его учредителя по долгам общества: учредитель ООО не отвечает по его обязательствам и несет риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенного им вклада.

Однако в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) общества вызвана его участником или другими лицами, в том числе лицом, осуществляющим функцию единоличного исполнительного органа общества либо возглавляющим коллегиальный исполнительный орган общества, имеющими право давать обязательные для этого общества указания либо возможность иным образом определять его действия, на таких лиц при недостаточности имущества ООО возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам в соответствии с законодательными актами.

Необходимо отметить, что указанное выше условие привлечения учредителя и иных указанных лиц к субсидиарной ответственности применимо не только к ООО, но и ко всем иным коммерческим организациям.

Право собственности на имущество ООО

Необходимо обратить внимание на то, что собственником имущества ООО является не его учредитель (участник), а – само общество.

Имущество ООО формируется из вклада учредителя (участника) в уставный фонд, доходов, полученных в результате деятельности общества, иных не запрещенных законодательством источников.

Утрата статуса участника ООО

Существуют следующие варианты утраты статуса участника общества:

1. выход из состава независимо от согласия иных участников. Участник ООО вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников путем подачи письменного заявления о выходе. Моментом выхода является дата подачи (поступления) в общество заявления о выходе либо иная указанная в заявлении дата выхода, но не ранее даты подачи (поступления) заявления. В случае выхода участнику выплачивается действительная стоимость доли в уставном фонде общества и часть прибыли, приходящаяся на его долю. Выход единственного участника из ООО невозможен.

2. продажа или отчуждение иным образом своей доли (части доли) в уставном фонде общества. Участник ООО вправе продать или иным образом произвести отчуждение своей доли (части доли) в уставном фонде общества одному или нескольким участникам этого общества или самому обществу. Отчуждение участником ООО своей доли (части доли) в уставном фонде общества третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом этого общества. Участники ООО пользуются преимущественным правом покупки доли (части доли) участника в уставном фонде общества пропорционально размерам своих долей в уставном фонде этого общества, если уставом или решением общего собрания его участников, принятым единогласно, не предусмотрен иной порядок осуществления этого права. Не допускается отчуждение единственным участником ООО принадлежащей ему доли в уставном фонде самому обществу в полном объеме, но не запрещено отчуждение части доли единственного участника обществу.

3. исключение по решению суда. Исключение участника ООО осуществляется в судебном порядке по требованию иных участников, доли которых в совокупности составляют не менее 10% уставного фонда этого общества, в случае, если такой участник грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) препятствует деятельности общества.

4. переход доли по наследству и к правопреемникам. Доля в уставном фонде общества переходит к наследникам гражданина или к правопреемникам юридического лица, являвшихся участниками этого общества, если уставом общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия остальных участников. Отказ в согласии на переход доли влечет за собой обязанность общества выплатить наследникам умершего участника или правопреемникам юридического лица — участника общества действительную стоимость доли в уставном фонде общества либо с согласия наследников (правопреемников) выдать им в натуре имущество, соответствующее такой стоимости.

Бухгалтерский учет ООО

Руководитель ООО обязан организовать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, а также создать необходимые для этого условия.

Руководитель ООО вправе в зависимости от объема учетной работы:

  • создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;
  • передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Руководитель микроорганизации вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, если этот руководитель отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру.

Требования, предъявляемые к главному бухгалтеру:

  • наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;
  • отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

ООО консультантъ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *