ООН устав

Статут

  • Глава I: Организация суда (статьи 2–33)
  • Глава II: Компетенция суда (статьи 34–38)
  • Глава III: Судопроизводство (статьи 39–64)
  • Глава IV: Консультативные заключения (статьи 65–68)
  • Глава V: Поправки (статьи 69–70)

Статья 1

Международный Суд, учрежденный Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, образуется и действует в соответствии с нижеследующими постановлениями настоящего Статута.

ГЛАВА I: Организация Суда

Статья 2

Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Статья 3

1. Суд состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства.

2. Лицо, которое можно рассматривать, в применении к составу Суда, как гражданина более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором он обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.

Статья 4

1. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда, согласно нижеследующим положениям.

2. Что касается Членов Объединенных Наций, не представленных в Постоянной Палате Третейского Суда, то кандидаты выставляются национальными группами, назначенными для этой цели их правительствами, с соблюдением условий, установленных для членов Постоянной Палаты Третейского Суда статьей 44 Гаагской Конвенции 1907 года о мирном решении международных столкновений.

3. Условия, на которых государство — участник настоящего Статута, но не входящее в состав Объединенных Наций, может участвовать в избрании членов Суда, определяются, при отсутствии особого соглашения, Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Статья 5

1. Не позднее чем за три месяца до дня выборов Генеральный Секретарь Объединенных Наций обращается к членам Постоянной Палаты Третейского Суда, принадлежащим к государствам — участникам настоящего Статута, и к членам национальных групп, назначенных в порядке пункта 2 статьи 4, с письменным предложением о том, чтобы каждая национальная группа указала, в течение определенного срока, кандидатов, могущих принять на себя обязанности членов Суда.

2. Никакая группа не может выставить более четырех кандидатов, причем не более двух кандидатов могут состоять в гражданстве государства, представляемого группой. Число кандидатов, выставленных группой, ни в коем случае не может превышать более чем вдвое число мест, подлежащих заполнению.

Статья 6

Рекомендуется , чтобы каждая группа до выставления кандидатур запрашивала мнение высших судебных установлений, юридических факультетов, правовых высших учебных заведений и академий своей страны, а также национальных отделений международных академий, занимающихся изучением права.

Статья 7

1. Генеральный Секретарь составляет в алфавитном порядке список всех лиц, чьи кандидатуры были выставлены. Кроме случая, предусмотренного в пункте 2 статьи 12, только лица, внесенные в этот список, могут быть избраны.

2. Генеральный Секретарь представляет этот список Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности.

Статья 8

Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности приступают к выборам членов Суда независимо друг от друга.

Статья 9

При избрании избиратели должны иметь в виду, что не только каждый избранный в отдельности должен удовлетворять всем предъявляемым требованиям, но и весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

Статья 10

1. Избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности.

2. Любое голосование в Совете Безопасности как при выборах судей, так и при назначении членов согласительной комиссии, предусмотренной статьей 12, производится без всякого различия между постоянными и непостоянными членами Совета Безопасности.

3. В случае, если бы абсолютное большинство голосов было подано и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности более чем за одного гражданина того же государства, избранным считается лишь старший по возрасту.

Статья 11

Если после первого заседания, созванного для выборов, одно или несколько мест окажутся незаполненными, состоится второе, а в случае надобности, и третье заседание.

Статья 12

1. Если после третьего заседания одно или несколько мест окажутся незаполненными, то в любое время, по требованию либо Генеральной Ассамблеи, либо Совета Безопасности, может быть созвана согласительная комиссия в составе шести членов: трех по назначению Генеральной Ассамблеи и трех по назначению Совета Безопасности, для избрания абсолютным большинством голосов одного лица на каждое еще свободное место и представления его кандидатуры на усмотрение Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

2. Если согласительная комиссия единогласно остановится на кандидатуре какого-либо лица, удовлетворяющего предъявляемым требованиям, его имя может быть включено в список, хотя бы оно и не было внесено в кандидатские списки, предусмотренные статьей 7.

3. Если согласительная комиссия придет к убеждению, что выборы не могут состояться, тогда члены Суда, уже избранные, приступают в срок, определяемый Советом Безопасности, к заполнению свободных мест путем избрания членов Суда из числа кандидатов, за которых были поданы голоса либо в Генеральной Ассамблее, либо в Совете Безопасности.

4. В случае равенства голосов судей голос старшего по возрасту дает перевес.

Статья 13

1. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий пяти судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей — через шесть лет.

2. Генеральный Секретарь немедленно по окончании первых выборов определяет по жребию, кто из судей считается избранным на указанные выше первоначальные сроки в три года и в шесть лет.

3. Члены Суда продолжают исполнять свою должность впредь до замещения их мест. Даже после замещения они обязаны закончить начатые дела.

4. В случае подачи членом Суда заявления об отставке это заявление адресуется Председателю Суда для передачи Генеральному Секретарю. По получении последним заявления место считается вакантным.

Статья 14

Открывшиеся вакансии заполняются тем же порядком, который установлен для первых выборов, с соблюдением нижеследующего правила: в течение месяца после открытия вакансии Генеральный Секретарь приступает к посылке приглашений, предусмотренных статьей 5, а день выборов устанавливается Советом Безопасности.

Статья 15

Член Суда, избранный взамен члена, срок полномочий которого еще не истек, остается в должности до истечения срока полномочий своего предшественника.

Статья 16

1. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.

2. Сомнения по настоящему вопросу разрешаются определением Суда.

Статья 17

1. Никто из членов Суда не может исполнять обязанностей представителя, поверенного или адвоката ни в каком деле.

2. Никто из членов Суда не может участвовать в разрешении какого-либо дела, в котором он ранее участвовал в качестве представителя, поверенного или адвоката одной из сторон, или члена национального или международного суда, следственной комиссии или в каком-либо ином качестве.

3. Сомнения по настоящему вопросу разрешаются определением Суда.

Статья 18

1. Член Суда не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению прочих членов, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям.

2. Об этом Генеральный Секретарь официально уведомляется Секретарем Суда.

3. По получении этого уведомления место считается вакантным.

Статья 19

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Статья 20

Каждый член Суда обязан до вступления в должность сделать в открытом заседании Суда торжественное заявление, что он будет отправлять свою должность беспристрастно и добросовестно.

Статья 21

1. Суд избирает Председателя и Вице-Председателя на три года. Они могут быть переизбраны.

2. Суд назначает своего Секретаря и может принять меры для назначения таких других должностных лиц, которые могут оказаться необходимыми.

Статья 22

1. Местопребыванием Суда является Гаага. Это, однако, не препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным.

2. Председатель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда.

Статья 23

1. Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки и длительность которых устанавливаются Судом.

2. Члены Суда имеют право на периодический отпуск, время и продолжительность которого определяются Судом, причем принимается во внимание расстояние от Гааги до постоянного местожительства каждого судьи на родине.

3. Члены Суда обязаны быть в распоряжении Суда во всякое время, за исключением времени нахождения в отпуске и отсутствия по причине болезни или по иным серьезным основаниям, должным образом объясненным Председателю.

Статья 24

1. Если по какой-либо особой причине член Суда считает, что он не должен участвовать в разрешении определенного дела, он сообщает об этом Председателю.

2. Если Председатель находит, что какой-либо из членов Суда не должен по какой-либо особой причине участвовать в заседании по определенному делу, он предупреждает его об этом.

3. Если при этом возникает разногласие между членом Суда и Председателем, то оно разрешается определением Суда.

Статья 25

1. Кроме случаев, специально предусмотренных в настоящем Статуте, Суд заседает в полном составе.

2. При условии, что число судей, имеющихся налицо для образования Суда, не меньше одиннадцати, Регламент Суда может предусмотреть, что один или несколько судей могут быть, в зависимости от обстоятельств, освобождены по очереди от участия в заседаниях.

3. Кворум в девять судей достаточен для образования судебного присутствия.

Статья 26

1. Суд может, по мере надобности, образовать одну или несколько камер, в составе трех или более судей, по усмотрению Суда, для разбора определенных категорий дел, например, трудовых дел и дел, касающихся транзита и связи.

2. Суд может в любое время образовать камеру для разбора отдельного дела. Число судей, образующих такую камеру, определяется Судом с одобрения сторон.

3. Дела заслушиваются и разрешаются камерами, предусмотренными настоящей статьей, если стороны об этом просят.

Статья 27

Решение, постановленное одной из камер, предусмотренных в статьях 26 и 29, считается вынесенным самим Судом.

Статья 28

Камеры, предусмотренные статьями 26 и 29, могут, с согласия сторон, заседать и выполнять свои функции в других местах, помимо Гааги.

Статья 29

В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая, по просьбе сторон, может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства. Для замены судей, которые признают для себя невозможным принять участие в заседаниях, выделяются дополнительно два судьи.

Статья 30

1. Суд составляет Регламент, определяющий порядок выполнения им своих функций. Суд, в частности, устанавливает правила судопроизводства.

2. В Регламенте Суда может быть предусмотрено участие в заседаниях Суда или его камер асессоров без права решающего голоса.

Статья 31

1. Судьи, состоящие в гражданстве каждой из сторон, сохраняют право участвовать в заседаниях по производящемуся в Суде делу.

2. Если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной стороны, любая другая сторона может избрать для участия в присутствии в качестве судьи лицо по своему выбору. Это лицо избирается преимущественно из числа тех лиц, которые выдвигались в качестве кандидатов, в порядке, предусмотренном в статьях 4 и 5.

3. Если в составе судебного присутствия нет ни одного судьи, состоящего в гражданстве сторон, то каждая из этих сторон может избрать судью в порядке, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи.

4. Постановления настоящей статьи применяются к случаям, предусмотренным в статьях 26 и 29. В таких случаях Председатель просит одного или, в случае надобности, двух членов Суда из состава камеры уступить свое место членам Суда, состоящим в гражданстве заинтересованных сторон, либо, при отсутствии таковых или в случае невозможности присутствовать, судьям, специально избранным сторонами.

5. Если у нескольких сторон имеется общий интерес, то они, поскольку это касается применения предыдущих постановлений, рассматриваются как одна сторона. В случае сомнений по этому вопросу они разрешаются определением Суда.

6. Судьи, избранные согласно изложенному в пунктах 2, 3 и 4 настоящей статьи, должны удовлетворять условиям, требуемым статьей 2 и пунктом 2 статьи 17 и статьями 20 и 24 настоящего Статута. Они участвуют в принятии решений на равных правах с их коллегами.

Статья 32

1. Члены Суда получают годовой оклад.

2. Председатель получает особую годовую прибавку.

3. Вице-Председатель получает особую прибавку за каждый день, когда он исполняет обязанности Председателя.

4. Избранные в порядке статьи 31 судьи, не являющиеся членами Суда, получают вознаграждение за каждый день выполнения ими своих функций.

5. Эти оклады, прибавки и вознаграждение устанавливаются Генеральной Ассамблеей. Они не могут быть уменьшены в течение срока службы.

6. Оклад Секретаря Суда устанавливается Генеральной Ассамблеей по представлению Суда.

7. Правила, установленные Генеральной Ассамблеей, определяют условия, на которых членам Суда и Секретарю Суда назначаются пенсии при выходе их в отставку, равно как и условия, на которых члены и Секретарь Суда получают возмещение своих путевых расходов.

8. Указанные выше оклады, прибавки и вознаграждение освобождаются от всякого обложения.

Статья 33

Объединенные Нации несут расходы Суда в порядке, определяемом Генеральной Ассамблеей.

ГЛАВА II: Компетенция Суда

Статья 34

1. Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.

2. На условиях своего Регламента и в соответствии с ним, Суд может запрашивать у публичных международных организаций информацию, относящуюся к делам, находящимся на его рассмотрении, а также получает подобную информацию, представляемую указанными организациями по их собственной инициативе.

3. Когда по делу, разбираемому Судом, ему надлежит дать толкование учредительному документу какой-либо публичной международной организации или международной конвенции, заключенной в силу такого документа, Секретарь Суда уведомляет данную публичную международную организацию и препровождает ей копии всего письменного производства.

Статья 35

1. Суд открыт для государств, являющихся участниками настоящего Статута.

2. Условия, на которых Суд открыт для других государств, определяются Советом Безопасности, с соблюдением особых постановлений, содержащихся в действующих договорах; эти условия ни в коем случае не могут поставить стороны в неравное положение перед Судом.

3. Когда государство, не состоящее Членом Объединенных Наций, является стороной в деле, Суд определяет сумму, которую эта сторона должна внести на покрытие расходов Суда. Это постановление не применяется, если данное государство уже участвует в расходах Суда.

Статья 36

1. К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

2. Государства — участники настоящего Статута могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

a) толкования договора;

b) любого вопроса международного права;

c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

3. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

4. Такие заявления сдаются на хранение Генеральному Секретарю, который препровождает копии таковых участникам настоящего Статута и Секретарю Суда.

5. Заявления, сделанные на основании статьи 36 Статута Постоянной Палаты Международного Правосудия, продолжающие оставаться в силе, считаются, в отношениях между участниками настоящего Статута, признанием ими юрисдикции Международного Суда для себя обязательной на неистекший срок действия этих заявлений и в соответствии с условиями, в них изложенными.

6. В случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается определением Суда.

Статья 37

Во всех случаях, когда действующие договор или конвенция предусматривают передачу дела Суду, который должен был быть учрежден Лигой Наций, или Постоянной Палате Международного Правосудия, дело между сторонами — участниками настоящего Статута должно передаваться в Международный Суд.

Статья 38

1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

2. Это постановление не ограничивает право Суда разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны.

ГЛАВА III: Судопроизводство

Статья 39

1. Официальными языками Суда являются французский и английский. Если стороны согласны на ведение дела на французском языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится на английском языке.

2. При отсутствии соглашения относительно того, какой язык будет применяться, каждая сторона может в судоговорении пользоваться тем языком, который она предпочитает; решение Суда выносится на французском или английском языках. В этом случае Суд одновременно определяет, какой из двух текстов рассматривается в качестве аутентичного.

3. Суд обязан по ходатайству любой стороны предоставить ей право пользоваться другим языком, помимо французского и английского.

Статья 40

1. Дела возбуждаются в Суде, в зависимости от обстоятельств, или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.

2. Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам.

3. Он также извещает Членов Объединенных Наций, через посредство Генерального Секретаря, а также другие государства, имеющие право доступа к Суду.

Статья 41

1. Суд имеет право указать, если, по его мнению, это требуется обстоятельствами, любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон.

2. Впредь до окончания решения сообщение о предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности.

Статья 42

1. Стороны выступают через представителей.

2. Они могут пользоваться в Суде помощью поверенных или адвокатов.

3. Представители, поверенные и адвокаты, представляющие стороны в Суде, пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей.

Статья 43

1. Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства.

2. Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, ответов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов.

3. Эти сообщения производятся через Секретаря, в порядке и в сроки, установленные Судом.

4. Всякий документ, предъявляемый одной из сторон, должен быть сообщен другой в засвидетельствованной копии.

5. Устное судопроизводство состоит в заслушании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов.

Статья 44

1. Для передачи всех извещений иным лицам, кроме представителей, поверенных и адвокатов, Суд обращается непосредственно к правительству государства, на территории которого извещение должно быть вручено.

2. То же правило применяется в случаях, когда необходимо принять меры к получению доказательств на месте.

Статья 45

Слушание дела ведется под руководством Председателя или, если он не может председательствовать, Вице-Председателя; если ни тот, ни другой не могут председательствовать, председательствует старший из присутствующих судей.

Статья 46

Слушание дела в Суде производится публично, если не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.

Статья 47

1. Каждому судебному заседанию ведется протокол, подписываемый Секретарем и Председателем.

2. Лишь этот протокол аутентичен.

Статья 48

Суд распоряжается о направлении дела, определяет формы и сроки, в которые каждая сторона должна окончательно изложить свои доводы, и принимает все меры, относящиеся к собиранию доказательств.

Статья 49

Суд может, даже до начала слушания дела, требовать от представителей предъявления любого документа или объяснений. В случае отказа составляется акт.

Статья 50

Суд может во всякое время поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору.

Статья 51

При слушании дела все относящиеся к делу вопросы предлагаются свидетелям и экспертам с соблюдением условий, определяемых Судом в Регламенте, упомянутом в статье 30.

Статья 52

После получения доказательств в установленные для этого сроки Суд может отказать в принятии всех дальнейших устных и письменных доказательств, которые одна из сторон пожелала бы предъявить без согласия другой.

Статья 53

1. Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела в свою пользу.

2. Суд обязан, до удовлетворения этого ходатайства, удостовериться не только в подсудности ему дела, согласно статьям 36 и 37, но также и в том, имеет ли это притязание достаточное фактическое и правовое обоснование.

Статья 54

1. Когда представители, адвокаты и поверенные закончили под руководством Суда свои объяснения по делу, Председатель объявляет слушание законченным.

2. Суд удаляется для обсуждения решений.

3. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне.

Статья 55

1. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей.

2. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя или замещающего его Судьи дает перевес.

Статья 56

1. В решении должны быть приведены соображения, на которых оно основано.

2. Решение содержит имена судей, участвовавших в его принятии.

Статья 57

Если решение, в целом или в части, не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья имеет право представить свое особое мнение.

Статья 58

Решение подписывается Председателем и Секретарем Суда. Оно оглашается в открытом заседании Суда после надлежащего уведомления представителей сторон.

Статья 59

Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.

Статья 60

Решение окончательно и не подлежит обжалованию. В случае спора о смысле или объеме решения толкование его принадлежит Суду по требованию любой стороны.

Статья 61

1. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности.

2. Производство по пересмотру открывается определением Суда, в котором определенно устанавливается наличие нового обстоятельства с признанием за последним характера, дающего основание к пересмотру дела, и объявляется о принятии, в силу этого, просьбы о пересмотре.

3. Суд может потребовать, чтобы условия решения были выполнены, прежде чем он откроет производство по пересмотру дела.

4. Просьба о пересмотре должна быть заявлена до истечения шестимесячного срока после открытия новых обстоятельств.

5. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет с момента вынесения решения.

Статья 62

1. Если какое-нибудь государство считает, что решение по делу может затронуть какой-либо его интерес правового характера, то это государство может обратиться в Суд с просьбой о разрешении вступить в дело.

2. Решение по такой просьбе принадлежит Суду.

Статья 63

1. В случае возникновения вопроса о толковании конвенции, в которой, кроме заинтересованных в деле сторон, участвуют и другие государства, Секретарь Суда немедленно извещает все эти государства.

2. Каждое из государств, получивших такое извещение, имеет право вступить в дело, и, если оно воспользуется этим правом, толкование, содержащееся в решении, равным образом обязательно и для него.

Статья 64

При отсутствии иного определения Суда каждая сторона несет свои собственные судебные издержки.

ГЛАВА IV: Консультативные заключения

Статья 65

1. Суд может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы самим Уставом Объединенных Наций или согласно этому Уставу.

2. Вопросы, по которым испрашивается консультативное заключение Суда, представляются Суду в письменном заявлении, содержащем точное изложение вопроса, по которому требуется заключение; к нему прилагаются все документы, могущие послужить к разъяснению вопроса.

Статья 66

1. Секретарь Суда немедленно сообщает о заявлении, содержащем просьбу о консультативном заключении, всем государствам, имеющим право доступа к Суду.

2. Кроме того, Секретарь Суда посылкою особого и непосредственного уведомления сообщает любому имеющему доступ к Суду государству, а также любой международной организации, которые могут, по мнению Суда (или его Председателя, если Суд не заседает), дать сведения по данному вопросу, что Суд готов принять, в течение устанавливаемого Председателем срока, относящиеся к вопросу письменные доклады или же выслушать такие же устные доклады на открытом заседании, назначаемом с этой целью.

3. Если такое государство, имеющее право доступа к Суду, не получит особого уведомления, упомянутого в пункте 2 настоящей статьи, то оно может выразить желание представить письменный доклад или быть выслушанным; Суд принимает решение по этому вопросу.

4. Государства и организации, которые представили письменные или устные доклады, или и те и другие, допускаются к обсуждению докладов, сделанных другими государствами или организациями, в формах, пределах и в сроки, устанавливаемые в каждом отдельном случае Судом или, если он не заседает, Председателем Суда. Для этой цели Секретарь Суда сообщает в надлежащее время все такие письменные доклады государствам и организациям, которые сами представили подобные доклады.

Статья 67

Суд выносит свои консультативные заключения в открытом заседании, о чем предупреждаются Генеральный Секретарь и представители непосредственно заинтересованных членов Объединенных Наций, других государств и международных организаций.

Статья 68

При осуществлении своих консультативных функций Суд, помимо указанного, руководствуется постановлениями настоящего Статута, относящимися к спорным делам, в той мере, в какой Суд признает их применимыми.

ГЛАВА V: Поправки

Статья 69

Поправки к настоящему Статуту вводятся тем же порядком, какой предусмотрен Уставом Объединенных Наций для поправок к этому Уставу, при соблюдении, однако, всех правил, какие могут быть установлены Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности относительно участия государств, не состоящих Членами Объединенных Наций, но являющихся участниками Статута.

  • Глава I. Цели и принципы (ст.ст. 1 — 2)
    • Статья 1
    • Статья 2
  • Глава II. Члены Организации (ст.ст. 3 — 6)
    • Статья 3
    • Статья 4
    • Статья 5
  • Глава III. Органы (ст.ст. 7 — 8)
    • Статья 7
    • Статья 8
  • Глава IV. Генеральная Ассамблея (ст.ст. 9 — 22)
  • Глава V. Совет Безопасности (ст.ст. 23 — 32)
  • Глава VI. Мирное разрешение споров (ст.ст. 33 — 38)
    • Статья 33
    • Статья 34
    • Статья 35
    • Статья 36
    • Статья 37
    • Статья 38
  • Глава VII. Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (ст.ст. 39 — 51)
    • Статья 39
    • Статья 40
    • Статья 41
    • Статья 42
    • Статья 43
    • Статья 44
    • Статья 45
    • Статья 46
    • Статья 47
    • Статья 48
    • Статья 49
    • Статья 50
    • Статья 51
  • Глава VIII. Региональные соглашения (ст.ст. 52 — 54)
    • Статья 52
    • Статья 53
    • Статья 54
  • Глава IX. Международное экономическое и социальное сотрудничество (п.п. 55 — 60)
    • Статья 55
    • Статья 56
    • Статья 57
    • Статья 58
    • Статья 59
    • Статья 60
  • Глава X. Экономический и Социальный Совет (ст.ст. 61 — 72)
  • Глава XI. Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий (ст.ст. 73 — 74)
    • Статья 73
    • Статья 74
  • Глава XII. Международная система опеки (ст.ст. 75 — 85)
    • Статья 75
    • Статья 76
    • Статья 77
    • Статья 78
    • Статья 79
    • Статья 80
    • Статья 81
    • Статья 82
    • Статья 83
    • Статья 84
    • Статья 85
  • Глава XIII. Совет по Опеке (ст.ст. 86 — 91)
  • Глава XIV. Международный Суд (ст.ст. 92 — 96)
    • Статья 92
    • Статья 93
    • Статья 94
    • Статья 95
    • Статья 96
  • Глава XV. Секретариат (ст.ст. 97 — 101)
    • Статья 97
    • Статья 98
    • Статья 99
    • Статья 100
    • Статья 101
  • Глава XVI. Разные постановления (ст.ст. 102 — 105)
    • Статья 102
    • Статья 103
    • Статья 104
    • Статья 105
  • Глава XVII. Мероприятия по безопасности в переходный период (ст.ст. 106 — 107)
    • Статья 106
    • Статья 107
  • Глава XVIII. Поправки (ст.ст. 108 — 109)
    • Статья 108
    • Статья 109
  • Глава XIX. Ратификация и подписание (ст.ст. 110 — 111)
    • Статья 110
    • Статья 111
  • Приложение. Рост числа членов ООН в период с 1945 по 1994 г. и Государства — члены ООН (по состоянию на 31 декабря 1994 г.)

Устав
Организации Объединенных Наций
(Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и

вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и

создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и

содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и

в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и

объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и

обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов,

решили объединить наши усилия для достижения этих целей.

Согласно этому наши соответствующие правительства через представителей, собравшихся в городе Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим учреждают международную организацию под названием «Объединенные Нации».

Ватикан
Науру
Швейцария
Тонга

0,01
0,01
1,16
0,01

————————————————————————-

Поправки к ст. 23, 27 и 61 Устава приняты Генеральной Ассамблеей 17 декабря 1963 г. и вступили в силу 31 августа 1965 г. Поправка к ст. 109, принятая Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1965 г., вступила в силу 12 июня 1968 г.

Поправка к ст. 23 Устава увеличивает число членов Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати.

Исправленная статья 27 предусматривает, что решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов (раньше — семи), а по всем другим вопросам — когда за них поданы голоса девяти членов (раньше — семи), включая совпадающие голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности.

Поправка к ст. 61 увеличивает число членов Экономического и Социального Совета с восемнадцати до двадцати семи. Последующая поправка к этой статье, вступившая в силу 24 октября 1973 г., увеличивает число членов Совета с двадцати семи до пятидесяти четырех.

Поправка к первому пункту ст. 109 предусматривает, что время и место проведения Генеральной конференции государств-членов с целью пересмотра Устава определяются двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых девяти (раньше — семи) членов Совета Безопасности.

Пункт 3 ст. 109, который предусматривает возможность созыва конференции по пересмотру Устава, был рассмотрен Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на десятой очередной сессии Генеральной Ассамблеи в 1955 г. и оставлен в его первоначальной формулировке: «голосами любых семи членов Совета Безопасности».

Процентная ставка взноса пока не определена.

19 сентября 1991 года Белоруссия информировала Организацию Объединенных Наций о том, что ее новым названием является «Беларусь».

Египет и Сирия были первоначальными членами Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. После плебисцита 21 февраля 1958 года в результате объединения Египта и Сирии была создана Объединенная Арабская Республика, которая далее участвовала в Организации в качестве одного члена. 13 октября 1961 года Сирия возобновила свой статус независимого государства и одновременно возобновила членство в Организации Объединенных Наций. 2 сентября 1971 года Объединенная Арабская Республика стала называться Арабской Республикой Египет.

Письмом от 20 января 1965 года Индонезия объявила о своем решении выйти из Организации Объединенных Наций «на данном этапе и в данных обстоятельствах». В телеграмме от 19 сентября 1966 года она объявила о своем решении «возобновить сотрудничество с Организацией Объединенных Наций и участие в ее деятельности в полном объеме». 28 сентября 1966 года Генеральная Ассамблея приняла это решение к сведению, и председатель пригласил представителей Индонезии занять места в Ассамблее.

Малайская Федерация вступила в Организацию Объединенных Наций 17 сентября 1957 года. С 16 сентября 1963 года она стала называться Малайзией после присоединения к новой федерации Сингапура, Сабаха (Северного Борнео) и Саравака. Сингапур стал независимым государством 9 августа 1965 года и вступил в Организацию Объединенных Наций 21 сентября 1965 года.

Союз Советских Социалистических Республик был первоначальным членом Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 24 декабря 1991 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин проинформировал Генерального секретаря о том, что членство Советского Союза в Совете Безопасности и всех других органах Организации Объединенных Наций будет продолжено Российской Федерацией при поддержке 11 стран — членов Содружества Независимых Государств.

Египет и Сирия были первоначальными членами Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. После плебисцита 21 февраля 1958 года в результате объединения Египта и Сирии была создана Объединенная Арабская Республика, которая далее участвовала в Организации в качестве одного члена. 13 октября 1961 года Сирия возобновила свой статус независимого государства и одновременно возобновила членство в Организации Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея 8 апреля 1993 года приняла решение о приеме в Организацию Объединенных Наций государства, которое во всех отношениях должно впредь именоваться в Организации Объединенных Наций как «Бывшая югославская республика Македония» до урегулирования разногласий в связи с ее названием.

Танганьика была членом Организации Объединенных Наций с 14 декабря 1961 года, а Занзибар — с 16 декабря 1963 года. После ратификации 26 апреля 1964 года Соглашения о союзе между Танганьикой и Занзибаром Объединенная Республика Танганьики и Занзибара участвовала в работе Организации в качестве одного члена; с 1 ноября 1964 года она стала называться Объединенной Республикой Танзанией.

Йемен был принят в Организацию Объединенных Наций 30 сентября 1947 года, а Демократический Йемен 14 декабря 1967 года. 22 мая 1990 года две страны объединились в единое государство, и с того времени их представляет единое государство-член под названием «Йемен».

Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика были приняты в Организацию Объединенных Наций 18 сентября 1973 года. В результате вступления Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии 3 октября 1990 года два германских государства образовали единое суверенное государство.

Чехословакия являлась первоначальным членом Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 10 декабря 1992 года ее постоянный представитель информировал Генерального секретаря о том, что Чешская и Словацкая Федеративные Республики в качестве государств-правопреемников намерены подать заявления о вступлении в Организацию Объединенных Наций. После получения этих заявлений Совет Безопасности на своем заседании 8 января рекомендовал Генеральной Ассамблее принять Чешскую Республику и Словацкую Республику в члены Организации Объединенных Наций. Таким образом они стали государствами-членами ООН с 19 января 1993 года.

В.В. Грачева

УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИИ КАК ПРАВОВОЙ ФУНДАМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Статья посвящена рассмотрению особенностей Устава Организации Объединенных Наций, обусловивших его основополагающую роль в обеспечении международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Ключевые слова: Устав ООН, международное сотрудничество, поддержание международного мира и безопасности, борьба с терроризмом, основные принципы международного права, институционный механизм ООН.

Принятие Устава Организации Объединенных Наций (ООН), как указал в июле 1945 г. авторитетный юрист Е. А. Коровин, было «крупным шагом вперед в деле укрепления безопасности и мира в международных отношениях и внедрения в них начал законности и права», и этот международный договор, рассматриваемый как «своеобразная конституция мирового сообщества», стал основой широкого сотрудничества государств в поддержании международного мира и безопасности. Как учредительный акт международной организации, Устав ООН является международным договором особого рода (sui generis), определяя не только права и обязанности его государств-участников, но и цели ООН, компетенцию ее органов, взаимоотношения между ООН и ее членами и т.д., и выступая, таким образом, как «более сложное явление, чем обычный многосторонний договор». В то же время ключевая роль Устава ООН в регулировании международных отношений позволяет рассматривать его как «уникальный универсальный договор» в целом. Особенности Устава ООН, обусловившие его особую роль и значение, рассматривались широким кругом ученых, таких как Л. Гудрич, Г.К. Ефимов, Э.С. Кривчикова, Г.И. Курдюков, И.И. Лукашук, В. И. Менжинский,

A.П. Мовчан, Г. И. Морозов, Ф. Седе,

B.Н. Федоров, Н. Шривер и т.д., однако актуальной задачей и новым направлением исследований является комплексное рас-

смотрение этого документа в качестве правовой основы международного антитеррористического сотрудничества.

В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой 8 сентября 2000 г., ее государства-члены охарактеризовали Устав ООН и саму ООН как «нерушимые основы более мирного, процветающего и справедливого мира», подтвердив, таким образом, что этот почти семидесятилетний международный договор изначально был «твердо направлен в будущее». Направленность Устава на разрешение широкого спектра международных проблем, реальных и потенциальных, обусловила значительный адаптивный потенциал ООН и обеспечила ее членам возможность сотрудничать в поддержании мира и безопасности на долговременной основе, не прибегая к существенному пересмотру его положений. Т.е. Уставу ООН присуща необходимая функциональная гибкость (как учредительный акт международной организации, он «должен обладать большей, нежели обычные международные договоры, способностью соответствовать изменяющимся условиям своей среды», ведь «воздействие на эту среду и есть цель организации» ).

Рассматривая угрозы международному миру и безопасности, учредители ООН не могли не предвидеть появления на международной арене такой мощной деструктивной силы, как терроризм (во второй половине XIX — начале XX вв. государства Европы

и США уже сталкивались с ее предвестником — анархо-терроризмом, ) но указанный аспект не рассматривался при разработке Устава. Однако этот международный договор стал фундаментом глобального антитеррористического сотрудничества во второй половине ХХ — начале XXI вв., выступая, с одной стороны, общим регулятором поведения государств в международных отношениях, а с другой — правовой основой непосредственного обеспечения международной борьбы с терроризмом. Эти функции соотносятся со структурой Устава, включающего положения, рассчитанные «на регулирование межгосударственных отношений в собственном смысле», и положения, относящиеся «к деятельности самой организации».

Регулирование поведения государств в Уставе ООН, как отметил Дж. Аби-Са-аб, «является кратким, но полным, поскольку основывается непосредственно на принципах». Закрепленные в нем основные принципы международного права существенно повлияли на развитие международных отношений, способствуя, в частности, переходу от «пассивного» мирного сосуществования к активному сотрудничеству государств. К началу XXI в. осознание ими общих угроз и интересов привело к необходимости «нового мирового порядка», способного обеспечить решение глобальных проблем, опираясь на «высокоразвитую систему сотрудничества всех государств на базе единых принципов и целей». Основными среди них являются принципы и цели Устава ООН, в частности, имеющие важное значение для разрешения глобальной проблемы терроризма (в резолюции Совета Безопасности ООН 1269 (1999), принятой 19 октября 1999 г., отмечена необходимость укрепления под эгидой ООН международного сотрудничества в борьбе с терроризмом «на основе принципов Устава Организации Объединенных Наций» и т.д.).

Указанные принципы прямо запрещают государствам прибегать к террористической деятельности (как указал У. Р. Латыпов, «запрещают политику государственного терроризма в целом» ). В резолю-

ции 748 (1992), принятой 31 марта 1992 г., Совет Безопасности ООН подтвердил, что в соответствии с принципом, изложенным в п. 4 ст. 2 Устава ООН (согласно которому государства воздерживаются от угрозы силой или ее применения в международных отношениях), «каждое государство обязано воздерживаться от организации, поощрения террористических актов в другом государстве, содействия таким актам или участия в них, а также попустительства в пределах своей территории организованной деятельности, направленной на совершение подобных актов, когда подобные акты связаны с угрозой силой или ее применением» и т.д. Они служат правовым основанием для объединения государств в борьбе с терроризмом и ее непосредственным регулятором: принцип сотрудничества делает антитеррористическое сотрудничество государств их обязанностью; принцип суверенного равенства предопределяет право каждого из них на участие в международной борьбе с терроризмом, а принцип добросовестного выполнения обязательств является залогом ее эффективности; принцип невмешательства в дела, которые входят во внутреннюю компетенцию другого государства, и принцип уважения к правам человека и основным свободам ограничивают спектр средств этой борьбы и т.д. Поскольку основные принципы международного права выступают «главным критерием законности» в процессе создания и применения норм международного права, Устав влияет на образование и применение международно-правовых антитеррористических норм, в том числе устанавливая «рамки правомерного нормообразования» при заключении международных договоров в сфере борьбы с терроризмом (ссылка на цели и принципы Устава в их преамбулах, в частности, свидетельствует о том, что соответствующий договор «преследует те же цели, что и Устав ООН, и должен осуществляться в соответствии с принципами Устава» ).

В то же время Устав ООН закрепил «нормативные условия, при соблюдении которых возможно построение крепкого, безопасного, демократического мира», и, соответственно, предотвращение негативных социально-политических явлений, в чем проявляется «стабилизирующая функция» Устава. Соблюдение принципов Устава формирует предпосылки для укрепления международного мира в его широком понимании (речь идет как о «жестком» («негативном») мире, связанном с отсутствием вооруженных противостояний, так и о «мягком» («позитивном») мире, связанном с созданием общих условий для сотрудничества и процветания, и это, в частности, позволяет нивелировать тот конфликтогенный потенциал, который лежит в основе терроризма (как справедливо указал В. Ф. Антипенко, данный феномен «базируется на социальном конфликте» .

Также положения Устава ООН обеспечили критерии для определения противоправной природы терроризма: в Докладе Рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли Организации Объединенных Наций в связи с терроризмом, представленном в 2002 г., указано, что «терроризм ставит под удар основные принципы и мандат Организации Объединенных Наций, вытекающие из ее Устава»; в 2004 г. Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам сделала неоспоримый вывод о том, что «терроризм наносит удар по ценностям, которые лежат в основе Устава Организации Объединенных Наций», таким как «уважение прав человека», «терпимость между народами и странами», «мирное урегулирование конфликтов» и т.д. На этой основе сформировались специальные принципы международного антитеррористического сотрудничества: принцип «безоговорочного осуждения как преступных и не имеющих оправдания всех актов, методов и практики терроризма», принцип «непредоставления убежища лицам, занимающимся террористической деятельностью или оказывающим им содействие» и т.д.

Среди положений Устава, регулирующих деятельность ООН, наиболее важными с точки зрения обеспечения международного антитеррористического сотрудничества являются положения, определяющие ее компетенцию, порядок деятельности и пра-

вовой статус ее государств-членов (в целом, как указал В.И. Андрианов, соответствующие положения Устава включают нормы о правосубъектности ООН; нормы, устанавливающие порядок ее деятельности; нормы, определяющие правовое положение ее персонала и порядок прохождения международной службы; нормы о компетенции ООН; нормы, устанавливающие правовой статус государства как члена ООН. ) Поскольку всеобъемлющий подход к поддержанию международного мира и безопасности в Уставе ООН не ограничивает это понятие «военными мероприятиями и даже не ставит эти мероприятия во главу угла» , предполагая также сотрудничество в экономической, социальной, культурной, гуманитарной сферах, в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам (п. 3 ст. 1 Устава), это создает основу для совместного разрешения членами ООН разнообразных проблем в интересах поддержания международного мира и безопасности. Широкий спектр целей ООН обусловил ее общую (универсальную) предметную компетенцию, которая, в частности, позволила сконцентрировать мировые антитеррористические усилия в рамках этой международной организации и обеспечить комплексный подход к проблеме терроризма. Указанный подход отображен в Глобальной контртер-рористи-ческой стратегии Организации Объединенных Наций, принятой 8 сентября 2006 г., которая определила четыре группы мер по борьбе с терроризмом, охватывающих разносторонние задачи, — от предотвращения и урегулирования конфликтов, поощрения культуры мира, этнической, национальной и религиозной терпимости до содействия устойчивому развитию и глобальному процветанию, диалогу между цивилизациями и культурами, обеспечения верховенства права, укрепления сотрудничества в борьбе с преступностью, укрепления безопасности и защиты особо уязвимых объектов, обеспечения защиты прав человека и т.д.

Устав ООН жестко зафиксировал основу институционного механизма ООН (главные органы ООН, распределение полномочий

между ними и т.д.), но также предусмотрел возможность его приспособления к новым потребностям (например, предоставляя главным органам право создавать вспомогательные органы и т.д.). Таким образом, в процессе борьбы с терроризмом используются, с одной стороны, элементы институционного механизма ООН, созданные непосредственно Уставом, а с другой — для решения возникающих задач в соответствии с Уставом создаются новые элементы. Так, определенное Уставом разграничение предметной и юридической компетенции между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей как главными органами ООН, каждый из которых имеет полномочия в сфере поддержания международного мира и безопасности, обеспечивает сбалансированную деятельность ООН в борьбе с терроризмом; для выполнения отдельных задач в этой сфере указанные главные органы создают вспомогательные органы (например, Совет Безопасности ООН своей резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г. учредил специальный Контртеррористический комитет; Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 51/210 от 17 декабря 1996 г. учредила специальный комитет для разработки международных антитеррористических договоров и т.д.).

Учитывая характер задач ООН, только универсальное членство может обеспечить ее эффективную деятельность. Закрепленный в Уставе принцип универсальности членства в ООН способствовал тому, что с ее созданием «впервые в истории человечества постепенно сложилась общемировая сеть взаимодействия», при этом Н. Онуф справедливо указал, что членство в ООН фактически обеспечивает «членство в международном сообществе». В современных условиях взаимодействие с целью поддержания международного мира и безопасности является общей обязанностью государств, и универсальность членства в ООН наилучшим образом отвечает потребности во всемирном антитеррористическом сотрудничестве. Кроме того, Устав ООН заложил основы для формирования новой системы международного права, которая отражает интересы международного

сообщества в целом и выдвигает на первый план универсальное международно-правовое регулирование общественных отношений, связанных, прежде всего, с разрешением глобальных проблем. В этих условиях универсальность членства в ООН обеспечивает осуществление универсального международно-правового регулирования в сфере борьбы с терроризмом.

Институционный механизм ООН, действующий на основе реализации положений Устава относительно индивидуальных прав и обязанностей ее государств-членов, обеспечивает их непосредственное сотрудничество в борьбе с терроризмом (например, право каждого члена ООН быть представленным в Генеральной Ассамблее ООН (п. 1 ст. 9 Устава) позволяет этому органу выступать универсальным форумом для рассмотрения проблемы терроризма и т.д.). Некоторые из этих положений исключительно важны с точки зрения обеспечения эффективной международной борьбы с терроризмом, например, закрепление обязанности государств-членов ООН оказывать ей всемерную помощь в предпринимаемых ею действиях и воздерживаться от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера (п. 5 ст. 2 Устава), а также подчиняться решениям СБ ООН и выполнять их (ст. 25 Устава) и т.д.

Важную роль в обеспечении международного антитеррористического сотрудничества играют положения Устава о специализированных учреждениях и региональных соглашениях и органах, относящиеся к внешней сфере действия институционного механизма ООН. На их основе сформировалась система ООН и сеть региональных организаций, ставших неотъемлемыми компонентами системы глобального антитеррористического сотрудничества. Система ООН, представляющая собой «совокупность собственно ООН и таких международных межправительственных (межгосударственных) организаций, действующих в специальных областях, которые самостоятельны в пределах осуществления своей специальной компетенции, но и по-

ставлены в определенную юридическую связь с Организацией Объединенных Наций на основе соглашения о связи, сотрудничестве и координации действий», , охватывает различные сферы международного сотрудничества и обеспечивает широкие возможности для разрешения проблемы терроризма. В частности, в реализации Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций задействованы многочисленные элементы системы ООН — Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии, Международный валютный фонд, Международная морская организация, Международная организация гражданской авиации, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Программа развития Организации Объединенных Наций и т.д. С целью обеспечения общей координации усилий системы ООН в борьбе с терроризмом Генеральный секретарь ООН учредил в 2005 г. Целевую группу по осуществлению контртеррористических мероприятий. Предусмотрев возможность существова-

ния региональных соглашении и органов для разрешения вопросов поддержания международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий (п. 1 ст. 52 Устава), Устав ООН, в частности, обеспечил механизмы антитеррористического сотрудничества государств с учетом региональной специфики. При этом Уставом установлена «гармоническая связь регионализма с универсализмом»: региональные соглашения, органы и их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами ООН, и региональное антитеррористическое сотрудничество осуществляется с учетом соответствующих правовых основ, выработанных на универсальном уровне.

Таким образом, реализация положений Устава ООН общего нормативно-регулирующего и организационно-правового характера обеспечила его основополагающую роль в сфере международного антитеррористического сотрудничества, что подтверждает способность этого международного договора sui generis соответствовать актуальным вызовам глобальной безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

2. Андрианов В.И. Устав ООН как договор sui generis: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1976. 20 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Антипенко В.Ф. Теории мирового развития и антитеррористическое право. Логика сопряга-емости. К.: , 2007. 440 с.

4. Грачев А.С. Политический экстремизм. М.: Мысль, 1986. 271 с.

5. Ефимов Г.К. Устав ООН — инструмент мира. М.: Наука, 1986. 136 с.

6. Ефимов Г.К. Устав ООН: испытание временем // Международные организации: сб. статей / сост. О.Г. Зайцева, Д.К. Утегенова. М., 2004. С.81-87.

9. Латыпов УР. Международно-правовая борьба с государственным терроризмом: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1988. 20 с.

10. Лукашук И.И. Мировой порядок XXI века // Международное публичное и частное право. 2002. № 1. С.4-10.

12. Лукашук И.И. Структура и форма международных договоров. Саратов: , 1960. 131 с.

13. Л^а Нацш i Оргашзащя Об’еднаних Нацш. Змщнення Оргашзацп Об’еднаних Нацш. Тек-сти двох вистутв Генерального Секретаря У Тана у КалiфорнiИському i Денверському ушвер-

ситетах 2 i 3 кв^ня 1964 року. Нью-Йорк: Бюро шформаци ООН, 1964. 31 с.

14. Менжинский В.И. Устав ООН и принцип неприменения силы // Советский ежегодник международного права, 1973. М., 1975. С.82-99.

16. Моравецкий В. Функции международной организации. М.: Прогресс, 1976. 384 с.

18. Собакин В.К. Коллективная безопасность — гарантия мирного сосуществования. М.: Изд-во ИМО, 1962. 518 с.

19. Терроризм в современном мире / под ред. В.Л. Шульца. М.: Наука, 2011. 603 с.

20. Тункин Г.И. Теория международного права / под общ. ред. Л.Н. Шестакова. М.: Зерцало, 2000. 416 с.

21. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в ХХ1 веке. М.: Логос, 2007. 944 с.

23. Abi-Saab G. Whither the international community? // European journal of international law. 1998. № 2. P.248-265.

26. Onuf N. The constitution of international society // European journal of international law. 1994. № 1. P.1-19.

27. Schrijver N. J. The future of the Charter of the United Nations // Max Planck yearbook of United Nations law. 2006. Vol. 10. P. 1-34.

30. Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций: деятельность системы Организации Объединенных Наций по осуществлению Стратегии. Доклад Генерального секретаря от 7 июля 2008 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N08/413/43/PDF/N0841343.pdf?0penElement

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Общая Декларация Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Союза Советских Социалистических Республик, Китая, Австралии, Бельгии, Канады, Коста-Рики, Кубы, Чехословакии, Доминиканской Республики, Эль-Сальвадора, Греции, Гватемалы, Гаити, Гондураса, Индии, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, Никарагуа, Норвегии, Панамы, Польши, Южно-Африканского Союза и Югославии.

Правительства, подписавшие настоящую Декларацию,

ранее присоединившись к общей программе целей и принципов, воплощенной в общей Декларации президента США и премьера Великобритании от 14 августа 1941 г., известной под названием Атлантической хартии,

будучи убеждены, что полная победа над их врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы и для сохранения человеческих прав и справедливости как в их собственных странах, так и в других странах и что они теперь заняты общей борьбой против диких и зверских сил, стремящихся покорить мир, заявляют:

1) Каждое Правительство обязуется употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов тройственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это Правительство находится в войне.

2) Каждое Правительство обязуется сотрудничать с Правительствами, подписавшими настоящую Декларацию, и не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами.

К вышеизложенной Декларации могут присоединиться другие нации, которые оказывают или могут оказать материальную помощь и содействие в борьбе за победу над гитлеризмом.

Учинено в Вашингтоне 1 января 1942 г.

Документы внешней политики. 22 июня 1941 года — 1 января 1942 года. Т. XXIV.

СОЗЫВ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В САН-ФРАНЦИСКО

В апреле 1945 г. после продолжавшихся почти месяц переговоров между главой советской дипломатии, наркомом (с 1946 г. – министром) иностранных дел СССР В.М.Молотовым и руководителем американской делегации, сенатором-республиканцем Артуром Хендриком Ванденбергом, в Сан-Франциско была завершена выработка проекта окончательной редакции Устава ООН. Проект был представлен на утверждение конференции, на которую было приглашено 42 страны, объявившие войну Германии или Японии до 1 марта 1945 г. Приглашения рассылались от имени СССР, США, Великобритании и Китая, правительства которых в свое время (1 января 1942 г.) подписали Декларацию Объединенных Наций. В дальнейшем число участников Сан-Францисской конференции увеличилось до 50 государств. Конференция продолжалась до 26 июня 1945 г. и завершилась подписанием Устава, который вступил в силу в октябре того же года, после чего ООН начала свою работу. В состав ООН были приняты на правах государств-учредителей Украинская ССР и Белорусская ССР с учетом, как официально объяснялось, их особо значительного вклада в сопротивление нацистской агрессии и вклада в ее отражение, хотя обе эти республики входили в состав СССР и не обладали независимостью. Фактически это означало, что при обсуждениях в ООН Советский Союз имел три голоса вместо одного, хотя правом вето в Совете безопасности (см. ниже) обладала только делегация СССР.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

СОЗДАНИЕ ООН

В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. В общем, Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место…

Конференция в Сан-Франциско справилась со своей исполинской работой ровно в два месяца.

Конференция назначила Руководящий комитет, состоявший из глав всех делегаций. Этот Комитет решал все главные принципиальные и политические вопросы. Но даже при наличии только одного члена от каждого государства в составе Комитета было 50 человек и Комитет был слишком велик для детальной разработки вопросов. Поэтому был избран Исполнительный комитет в составе 14 глав делегаций для подготовки рекомендаций Руководящему комитету.

Затем проектируемый Устав был разделен на четыре части. Каждая часть обсуждалась в особой «комиссии». Первая комиссия занималась обсуждением общих целей Организации, ее принципов, состава членов, вопросов о Секретариате и о порядке изменения Устава. Вторая комиссия обсуждала полномочия и обязанности Генеральной Ассамблеи, а третья — Совета Безопасности.

Четвертая комиссия работала над проектом Статута Международного Суда. Этот проект был подготовлен юристами из 44-х стран в составе комитета, работавшего в Вашингтоне в апреле 1945 года.

Все это может казаться слишком сложным, в особенности если иметь в виду, что эти четыре комиссии подразделялись в свою очередь на двенадцать технических комитетов. На самом же деле, таким образом обеспечивалось скорейшее и исчерпывающее обсуждение вопросов и достижение возможно более полного соглашения.

Разногласия

Всего состоялось 10 пленарных заседаний всех делегатов, зато комитетских заседаний, на которых выковывалось каждое слово и запятая Устава, было около 400. Конечно, приходилось принимать решения не только относительно слов и отдельных фраз. Надо было принимать решения по вопросам чрезвычайной важности. Было много серьезных разногласий и расхождений во мнениях и взглядах и даже один или два кризиса, в ходе которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончится преждевременно, не придя к соглашению.

Так, например, возник вопрос, о статусе «региональных организаций». Конференция решила привлечь их к участию в мирном разрешении споров, а также в некоторых случаях — к участию в принятии принудительных мер, при условии, что цели и действия таких групп соответствуют целям и принципам Организации Объединенных Наций…

Самые длительные и горячие прения вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятерки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности — органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, т.е. одной из держав «большой пятерки», Совет Безопасности будет лишен возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятерка» сможет принимать произвольные решения. Руководствуясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчеркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира ложится всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе.

Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, был разрешен только благодаря тому, что каждое государство было преисполнено решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы самую лучшую из возможных.

Последнее пленарное заседание

25 июня делегаты в последний раз собрались на пленарное заседание в зале Оперного театра в Сан-Франциско. Председательствующий — лорд Галифакс — представил собранию окончательный проект Устава. «Мы никогда в жизни не примем», — сказал он, — «более важного решения».

Ввиду мирового значения этого события, он предложил отступить от обычного способа голосования поднятием рук. Поэтому, когда вопрос был поставлен на голосование, все делегаты поднялись со своих мест и продолжали стоять. То же сделали все присутствовавшие: служебный персонал, представители прессы и около трех тысяч посетителей. Когда председатель заявил о единогласном принятии Устава, зал огласился мощными овациями.

На следующий день в Доме ветеранов делегаты подходили к большому круглому столу, на котором лежало два исторических документа: Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. За каждым делегатом, на фоне ярких красок расположенных полукругом флагов 50 наций, стояли другие члены делегаций. При ослепляющем свете мощных прожекторов каждый делегат ставил свою подписъ. Представителям Китая, первой жертве агрессии со стороны держав оси, выпала честь подписаться первыми. За ними последовали другие. Всего было посталено 153 подписи…

С подписанием Устава Организация Объединенных Наций еще не начала существовать. Во многих странах Устав должен был быть еще одобрен конгрессом или парламентом. Поэтому было предусмотрено, что Устав вступит в силу, когда правительства Китая, Франции, Великобритании, Советского Союза, Соединенных Штатов и большинства других стран, подписавших Устав, ратифицируют его и пришлют о том извещения Государственному департаменту Соединенных Штатов.

24 октября 1945 года это условие было выполнено и Организация Объединенных Наций стала реальностью. Результатом четырехлетних трудов и многолетних устремлений стало создание международной организации, призванной покончить с войной, способствовать торжеству мира и справедливости и наступлению лучшей жизни для всего человечества.

КРИТИКА ПРОЕКТА ООН

Пока советские армии без всяких инцидентов наводняли предназначенные им зоны, конференция в Сан-Франциско, стремившаяся создать всемирную организацию для обеспечения мира, на которую мы возлагали свои надежды, подошла к завершению своей работы.

Я всегда придерживался взгляда, что международная организация должна быть создана на региональной основе. Большинство главных районов выступает совершенно ясно: это — Соединенные Штаты, Объединенная Европа, Британское Содружество и империя, Советский Союз, Южная Америка. Другие районы в настоящий момент более трудно определить, как, например, азиатскую группу или группы или африканскую группу, но при изучении они могут быть выяснены. Цель заключалась бы в том, чтобы рассмотреть многие вопросы, вызывающие ожесточенные местные споры, в региональном совете, который затем послал бы трех или четырех представителей в верховный орган, выбирая наиболее выдающихся людей. Таким образом, была бы составлена верховная группа из 30 — 40 международных государственных деятелей, каждый из которых отвечал бы не только за представление своего собственного района, но и за рассмотрение международных проблем, и прежде всего за предотвращение войны.

У. Черчилль. Вторая мировая война.

ВОСПОМИНАНИЯ УЧАСТНИКА

24 апреля нарком и другие члены советской делегации прилетели из Вашингтона в Сан-Франциско для участия в конференции. Глава делегации СССР разместился на вилле генконсульства. Основной состав делегации занял весь десятый этаж огромного отеля «Сен Фрэнсис».

Сан-Франциско — оживленный солнечный город. Расположенный на холмах, он постоянно продувается свежим океанским ветром. В городе широкие прямые улицы с подъемами и спусками. Много красивых зданий; знаменитый самый длинный в мире мост «Золотые Ворота» пересекает залив. Трамваи спускаются и поднимаются посредством специальных устройств. Приветливая, пестрая, многоязычная и многоцветная толпа. Общение с жителями города оставило хорошее впечатление.

Наша делегация ежедневно собиралась на вилле генконсульства для обсуждения вопросов, связанных с конференцией. Американцы предоставили делегации автотранспорт с военными водителями.

Первые наши дни в Сан-Франциско были посвящены ознакомлению и изучению множества подготовленных временным секретариатом конференции документов — поправок делегаций к предложенному «четверкой» проекту устава Организации, планов работы конференции, намеченных к созданию комитетов, рассадки делегатов в зале, текстов различных заявлений делегаций, включая заявление делегации СССР по поводу участия, вернее неучастия в конференции Польши, а также о приглашении на конференцию делегатов УССР и БССР. Делегации этих республик прибыли в Сан-Франциско накануне открытия конференции и ожидали приглашения принять в ней участие. Делегацию Украины возглавлял нарком по иностранным делам Д.З. Мануильский, активный, живой, разносторонний деятель, учившийся в молодости в Сорбонне и хорошо владевший французским языком. Глава белорусской делегации нарком К.В. Киселев — молодой человек, оценивший значимость возложенной на него миссии.

Итак, все мы были готовы к участию в самой крупной из всех бывших до того времени конференций. Делегаты были проникнуты сознанием большой важности предстоящего международного форума. У всех было чувство уверенности и воодушевления, вызванное успехами советских вооруженных сил в борьбе против «Третьего рейха».

А.А. Рощин. На конференции в Сан-Франциско 1945 года.

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ООН

Глава I: Цели и Принципы

Статья 1

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

(…)

Статья 2

Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;

(…)

3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

ООН, 26 июня /Синьхуа/ — Постоянный представитель Китая при ООН Чжан Цзюнь в пятницу заявил, что все страны и народы мира должны защищать Устав ООН и вносить свой вклад, объединить усилия для создания прекрасного будущего для человечества.

26 июня Чжан Цзюнь в качестве председателя Азиатско-Тихоокеанской группы Генеральной Ассамблеи ООН принял участие в мероприятии, посвященном 75-й годовщине подписания Устава ООН. Он отметил в своем выступлении, что данный документ с момента принятия неизменно является международно признанной нормой и краеугольным камнем международного правопорядка и мультилатерализма. Устав задал основные принципы международных отношений и развил универсальные принципы международного правопорядка. Такие понятия, как суверенное равенство, мирное урегулирование споров, уважение территориальной целостности и политической независимости государств, невмешательство во внутренние дела других стран, равенство и самоопределение наций, в значительной степени способствовали осуществлению целей Устава ООН и содействовали миру, развитию и делу прав человека во всем мире.

Чжан Цзюнь отметил, что мы являемся бенефициарами Устава ООН. Организация Объединенных Наций и многосторонняя система эффективно функционируют на основе Устава. Страны АТР получают пользу от мира и стабильности, создали благоприятную международную среду для развития и стали локомотивом мировой экономики. Они вносят свой вклад в соблюдение Устава ООН, твердо придерживаются четырех целей и семи принципов Устава, со всей серьезностью выполняют свои обязательства и уважают суть международного права, отраженную в данном документе. Пандемия COVID-19 стала очередной демонстрацией важности мультилатерализма. «Мы должны всегда стремиться к укреплению международной солидарности и сотрудничества, поддерживать ведущую роль ООН в международной системе», — заявил дипломат.

Китайский постпред подчеркнул, что эпидемия COVID-19 показала, что человечество имеет общую судьбу, а международное сообщество совместно переживает радости и горести. «Нынешняя эпоха призывает к сплочению и сотрудничеству. Только так мы сможем победить коронавирус и построить прекрасное будущее», — отметил Чжан Цзюнь. Дипломат призвал действовать в духе сообщества с единой судьбой для всего человечества и прилагать неустанные усилия, чтобы построить «будущее, которое мы хотим, и ООН, в которой мы нуждаемся».

ООН устав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *