Охрана образовательных учреждений

Росгвардия ужесточила требования к школьной охране

Школы готовы принять учеников

Охрану для школ будут отбирать по новым критериям. Необходимыми условиями для работы в учебных заведениях станут отсутствие нарушений за последний год, наличие аналогичного опыта работы и соглашений с органами внутренних дел об участии в охране общественного порядка. Такой перечень обязательных требований к фирмам, предоставляющим охранные услуги, предлагает ввести Росгвардия, сообщил https://iz.ru/703166/marina-iurshina/shkolnuiu-okhranu-proveriat-na-narusheniia «Известиям» советник директора ведомства Александр Хинштейн.

Проект соответствующего постановления правительства сейчас проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными сторонами. Эксперты предложение поддерживают, однако прогнозируют передел рынка частных охранных услуг.

В Росгвардии считают необходимым упорядочить деятельность по охране образовательных объектов, рассказал Александр Хинштейн. Для этого нужно ввести перечень обязательных требований к частным охранным предприятиям, обеспечивающим безопасность в школах. В настоящее время договоры на такую деятельность заключаются с фирмой, выигравшей торги, так как средства выделяются из государственного или муниципального бюджета. На аукционе побеждают те, кто предложил наименьшую стоимость, однако в этих случаях фактически не учитывается профессионализм и надежность охранного предприятия.

— Вопрос безопасности детей не должен определяться рыночными отношениями. Сегодня это большая проблема, и последние ЧП в школах это наглядно продемонстрировали. Мы убеждены, что ЧОПы, которые охраняют объекты образования, в первую очередь школы, должны отвечать ряду обязательных требований, которые необходимо закрепить в конкурсных условиях, — пояснил Александр Хинштейн.

В Росгвардии считают, что в перечень требований должны быть включены: наличие у ЧОПа лицензии на антитеррористическую охрану объектов, аналогичный опыт работы и отсутствие нарушений в течение последнего года. Кроме того, допускаться к участию в конкурсе должны лишь те организации, которые заключали с территориальными органами Росгвардии и МВД соглашение об участии в охране общественного порядка.

— Мы также будем ставить вопрос о включении в перечень требований соответствия профессиональному стандарту. Это позволит еще более систематизировать работу охранной сферы. Мы поддерживаем это нововведение, оно особенно важно для образовательных объектов, — подчеркнул Александр Хинштейн.

Минтруд принял профстандарты в декабре 2015 года, однако они носят рекомендательный характер и действуют только на территории Москвы.

В отрасли нововведения поддерживают, заявил председатель Всероссийского объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Александр Козлов. По его словам, ситуация с охраной школ сейчас складывается наиболее остро и участвовать в этой деятельности должны только самые профессиональные ЧОПы, обладающие необходимыми ресурсами, знаниями и навыками. В отрасли с пониманием относятся к требованию о необходимости заключать соглашения об участии в охране общественного порядка, подчеркнул Александр Козлов.

— Соглашение подразумевает, что пункт охраны будет внесен в систему единой дислокации сил и средств, то есть дежурный ОВД будет знать, что в школе стоит ЧОП, и сможет оперативно довести до него информацию. Например, совершено преступление, виновные скрылись и могут прятаться на территории школы. Или нужно оказать помощь потерпевшему. Государство платит деньги ЧОПу, поэтому тот должен в какой-то мере выполнять правоохранительные функции, — заявил эксперт.

Что касается профстандартов, то согласно закону они станут обязательными с 2020 года, напомнил он. Однако ничто не мешает утвердить любой из них отдельным постановлением и раньше.

Действующие требования к частным охранным предприятиям и сейчас достаточно серьезны, считает заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-Юре» Антон Пуляев.

— Безусловно, участившиеся преступления в стенах общеобразовательных учреждений вызывают тревогу. Однако предложения похожи на попытку формально ввести дополнительный фильтр. Не факт, что их принятие не приведет к переделу на рынке частных охранных услуг, — сказал он.

Директор юридической компании «Центр правосудия» Армен Восканян говорит, что трагедий в школах можно было избежать в случае достаточной квалификации сотрудников охранных предприятий, обеспечивавших порядок и пропускной режим на объектах.

— Ведь после каждого инцидента выяснялось, что ЧОПы, обслуживавшие школы, работали с грубыми нарушениями, — заметил эксперт.

Сейчас проект постановления правительства, разработанный Росгвардией, проходит процедуру согласования со всеми заинтересованными сторонами.

Дело N33-2447/2017. Об обязании обеспечить образовательное учреждение физической охраной для поддержания правопорядка.

Законы и кодексы » Закон об образовании в РФ » Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) » Статья 41. Охрана здоровья обучающихся » Дело N33-2447/2017. Об обязании обеспечить образовательное учреждение физической охраной для поддержания правопорядка.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 апреля 2017 г. по делу N 33-2447/2017г.

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Коми

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Архаровой Л.В., Тебеньковой Л.Г.

при секретаре П.,

рассмотрев в судебном заседании 24 апреля 2017 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 27 февраля 2017 года, по которому

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа N 39 имени Георгия Александровича Чернова» г. Воркуты и администрация муниципального образования городского округа «Воркута» в срок до 01 сентября 2017 года обязаны обеспечить учреждение физической охраной для поддержания правопорядка в соответствии с требованиями п. 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,

установила:

Прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты о возложении обязанности в срок до 1 сентября 2017 года обеспечить указанное образовательное учреждение физической охраной в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и ведение определенных форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, указав в обоснование требований, что охрана МОУ «СОШ N 39″ им Г.А. Чернова» осуществляется вахтерами и сторожами, что снижает антитеррористическую безопасность учреждения образования с массовым пребыванием людей и влечет за собой нарушение прав обучающихся, работников образовательного учреждения и других граждан на безопасность и охрану жизни и здоровья.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Воркуты на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты иск не признал.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Управления образования МОГО «Воркута» с исковыми требованиями не согласился.

Представитель привлеченной судом к участию в деле в качестве соответчика администрации МОГО «Воркута» в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие; в письменном отзыве на иск требования не признал.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО «Воркута» не согласен с решением суда и просит его отменить как незаконное.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Воркуты просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства — участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в учреждениях для детей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно подпункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2) .

Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Письмом Министерств а образования и науки РФ от 26 января 2011 года N МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» руководителям образовательных организаций предписывалось незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.

Как следует из материалов дела, МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительным образовательным программам.

Согласно Уставу МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты, учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута», функции и полномочия которого осуществляет администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (пункты 1.7 и 1.8 Устава).

К компетенции МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты относится, в числе прочего, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся и работников учреждения (пункт 2.9.1 Устава).

В соответствии с пунктом 2.9.3 Устава указанное образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за учащимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизни и здоровье учащихся, работников учреждения.

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее — Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно пункту 22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения (пункт 23 Требований).

Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. В силу пункта 26 Требований к обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки (пункт 25 Требований).

Согласно акту обследования и категорирования места с массовым пребыванием людей, составленному межведомственной комиссией по обследованию и категорированию места с массовым пребыванием людей, созданной постановлением и.о. руководителя администрации МОГО «Воркута» от «дата» «номер», МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты является местом массового пребывания людей третьей категории. По результатам обследования межведомственной комиссией установлено, что физическая охрана учреждений осуществляется в дневное время вахтером, в ночное время сторожем с обеспечением пропускного режима, и сделан вывод о том, что надежность охраны и антитеррористическая защищенность указанного образовательного учреждения соответствует минимальным требованиям; для полного обеспечения антитеррористической защищенности необходима установка ограждений территории, дополнительных видеокамер и оказание услуг по физической охране (л. «номер»).

Согласно паспорту безопасности МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты, составленному после проведения обследования и категорирования (л.д. «номер»), в числе первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, указано на установку дополнительных камер наружного и внутреннего видеонаблюдения, организацию физической охраны организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности (пункт 13 программы). При этом отмечено наличие потенциально опасных участков места массового пребывания людей (центральный пункт приборов автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения, электрощитовая, тепловой узел) и недостаточность принятых мер по физической защите, осуществляемой сторожами (пункт 12 программы); также в пункте 10 программы указано, что группа быстрого реагирования полиции пребывает на место происшествия от места постоянной дислокации в течение 7 минут.

Указанные обстоятельства при рассмотрении дела по существу сторонами не оспаривались.

В силу пунктов 7.1 и 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства и применив приведенные нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, правильно указав, что существующая в МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как вахтеры и сторожа, состоящие в штате МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» г. Воркуты, не могут обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу.

Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, так как надлежащая физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.

При этом суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению указанного образовательного учреждения надлежащей физической охраной как на МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова», так и на администрацию МО ГО «Воркута», так как администрация, являясь органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, осуществляет финансирование указанного бюджетного учреждения через главного распорядителя средств местного бюджета — Управление образования МОГО «Воркута».

Доводы апелляционной жалобы в этой части несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация МОГО «Воркута» выполнила свои функции по финансированию антитеррористических мероприятий, выделив денежные средства, предусмотренные подпрограммой 2 муниципальной программы МОГО «Воркута» «Укрепление правопорядка и общественной безопасности» для реализации соответствующих мероприятий, также не могут быть приняты во внимание, так как согласно паспорту подпрограммы (л.д. «номер») ее задачами являются создание и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и осуществление мероприятий по борьбе с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом; доказательств направления выделенных в целях финансирования указанной подпрограммы денежных средств на обеспечение физической охраны МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» суду не представлено. Напротив, из отзыва МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» и приложенного к отзыву ходатайства в адрес начальника Управления образования МОГО «Воркута» (л.д. «номер»), а также ходатайств Управления образования МОГО «Воркута» в адрес начальника финансового управления администрации МОГО «Воркута» (л.д. «номер», «номер») усматривается, что на осуществление физической охраны образовательных учреждений г. Воркуты требуются дополнительные денежные средства, о выделении которых и ходатайствовали указанные лица.

Довод апелляционной жалобы администрации МОГО «Воркута» о том, что в решении суда не указано, какие конкретно действия необходимо совершить для обеспечения МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» физической охраной в соответствии с требованиями пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2015 года N 272, основанием для отмены решения суда не является, так как конкретные средства и методы физической охраны подлежат определению субъектами антитеррористической деятельности с учетом характера и уровня террористических угроз в отношении места массового пребывания людей, эффективности и экономичности средств охраны, рекомендаций, указанных в паспорте безопасности (пункты 3 — 5, 16 Требований).

Указание в апелляционной жалобе на то, что в МОУ «СОШ N 39 им Г.А. Чернова» осуществлен ряд мероприятий для укрепления антитеррористической защищенности объекта (установлены наружные камеры наблюдения, громкоговорящая система оповещения, введен пропускной режим, который обеспечивается сторожами и вахтерами), выводов суда первой инстанции не опровергает, так как надлежащая эффективность антитеррористических мер может быть достигнута при реализации комплекса мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, предусмотренного действующим законодательством.

С учетом изложенного принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы — необоснованными.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь статьями 328 , 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

Рекомендации по безопасности

I. Виды, система, порядок и задачи охраны объектов.

Виды, система и порядок охраны объектов регулируются федеральными законами от 14.04.1999г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», от 11 марта 1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.04.2005 г. № 179 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности», руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность».

Основными задачами охраны являются:

защита охраняемых образовательных учреждений, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений в образовательном учреждении;

обеспечение пропускного и внутреннего распорядка образовательного учреждения;

участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.

Система охраны образовательного учреждения включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране объекта.

II. Общие положения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты образовательного учреждения несет его руководитель.

Подразделения охраны (охранное предприятие, вневедомственная охрана при ОВД) осуществляющее охрану несут ответственность согласно заключённому договору на охрану объекта (объектов).

Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на образовательное учреждение, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.

Охрана объектов может осуществляться подразделениями вневедомственной охраны, частными охранными предприятиями (ЧОП), имеющими лицензию на ведение охранной деятельности, с помощью технических средств. Посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.

Руководитель образовательного учреждения обязан:

организовать охрану образовательного учреждения и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации;

организовать соблюдение пропускного режима и внутреннего распорядка;

организовать обучение персонала образовательного учреждения, обучающихся и воспитанников действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

утверждает систему звонкового, громкоговорящего оповещения сотрудников, обучающихся и воспитанников для доведения сигналов и соответствующих команд;

организовать проведение тренировок персонала образовательного учреждения, обучающихся и воспитанников по действиям при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;

организовать контроль за соблюдением правил регистрации учета и проживания лиц в общежитиях;

принять меры по совершенствованию системы мер безопасности и антитеррористической защиты объекта.

На сотрудника, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения, возлагаются следующие обязанности:

организация работы по обеспечению антитеррористической защиты в условиях учебного и производственного процессов, проведения внешкольных массовых мероприятий;

взаимодействие с территориальными подразделениями органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, гражданской обороны, военным комиссариатом, муниципальным органом управления образованием, общественными формированиями, другими органами и организациями, находящимися на территории муниципального образования, по вопросам обеспечения общественной безопасности и антитеррористической защиты образовательного учреждения;

контроль за организацией и обеспечением охранной деятельности и пропускного режима на территории образовательного учреждения;

внесение предложений руководителю образовательного учреждения по совершенствованию системы мер безопасности и антитеррористической защиты объекта;

разработка, в рамках своей компетенции, документов и инструкций по действиям должностных лиц, персонала, обучающихся (воспитанников) образовательного учреждения при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;

принятие необходимых мер по оснащению образовательного учреждения техническими средствами безопасности и обеспечение их нормального функционирования;

координация деятельности учреждения при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;

разработка планирующей и отчетной документации по вопросам безопасности и антитеррористической защиты образовательного учреждения;

организация и проведение с персоналом занятий и тренировок по действиям при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции;

размещение наглядной агитации по антитеррористической защите образовательного учреждения, справочной документации по способам и средствам экстренной связи с правоохранительными органами, ГО и ЧС, аварийными службами ЖКХ;

контроль за соблюдением установленных правил трудового и внутреннего распорядка дня, условий содержания в безопасном состоянии помещений образовательного учреждения;

подготовка планов мероприятий, проектов приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения по вопросам антитеррористической защиты;

рассмотрение обращений, ведение приема граждан и принятие по ним решений в установленном законодательством порядке, в рамках своей компетенции;

организация и (или) участие в мероприятиях по устранению причин и условий, способствующих умышленному повреждению или порчи имущества и оборудования образовательного учреждения, техногенным авариям и происшествиям;

обеспечение контроля за правомерным и безопасным использованием помещений образовательного учреждения, сдаваемых в аренду, проведением ремонтных и строительных работ, в том числе на предмет выявления фактов возможной подготовки террористических актов;

взаимодействие с общественностью по вопросам обеспечения общественного порядка и антитеррористической защиты образовательного учреждения.

Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:

знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны образовательного учреждения;

проверять организацию охраны образовательного учреждения и исправность технических средств охраны;

получать от сотрудников образовательного учреждения, лиц, осуществляющих охрану, информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной объекта;

давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта или его отдельных помещений.

Результаты проверки организации охраны образовательного учреждения, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом.

Постоянно действующей рабочей группой АТК КК по антитеррористической защите образовательных учреждений в соответствии с планами-заданиями, периодически проводится изучение состояния защищенности объектов с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.

Обязанности сотрудника частного охранного предприятия, сотрудника охраны осуществляющего охрану образовательного учреждения (далее охранник) определяются должностной инструкцией, положением об организации пропускного режима.

Охранник должен знать:

должностную инструкцию;

особенности охраняемого образовательного учреждения и прилегающей к нему местности, расположение и порядок работы охранно-пожарной и тревожной сигнализации, средств связи, пожаротушения, правила их использования и обслуживания;

общие условия и меры по обеспечению безопасности объекта, его уязвимые места;

порядок взаимодействия с правоохранительными органами, правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, правила осмотра ручной клади и автотранспорта.

На посту охраны должны быть:

телефонный аппарат, средство тревожной сигнализации, средства мобильной связи;

инструкция о правилах пользования средством тревожной сигнализации;

телефоны дежурных служб правоохранительных органов, ГО и ЧС, аварийно-спасательных служб, администрации образовательного учреждения;

должностная инструкция сотрудника, осуществляющего охрану образовательного учреждения;

инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;

журнал «Обхода территории»;

журнал регистрации посетителей;

журнал регистрации автотранспорта;

журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;

журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;

планы проводимых практических занятий, тренировок и учений;

графики дежурств ответственных лиц в праздничные выходные дни.

Охранник обязан:

перед заступлением на пост осуществить обход территории объекта, проверить наличие и исправность оборудования (согласно описи) и отсутствие повреждений на окнах, дверях;

проверить исправность работы средств связи, наличие средств пожаротушения, документации поста. О выявленных недостатках и нарушениях произвести запись в журнале приема — сдачи дежурства;

доложить о произведенной смене и выявленных недостатках дежурному ЧОП, дежурному администратору, руководителю образовательного учреждения;

осуществлять пропускной режим в образовательное учреждение в соответствии с настоящим Положением;

обеспечить контроль за складывающейся обстановкой на территории образовательного учреждения и прилегающей местности;

выявлять лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию образовательного учреждения с целью совершения противоправных действий в отношении обучающихся (воспитанников), педагогического и технического персонала, имущества и оборудования образовательного учреждения и пресекать их действия в рамках своей компетенции. В необходимых случаях с помощью средств тревожной сигнализации подать сигнал правоохранительным органам, вызвать группу задержания вневедомственной охраны и т.п.;

производить обход территории образовательного учреждения согласно установленному графику обходов, но не реже чем 3 раза в день: перед началом учебного процесса, во время пересмены и после окончания занятий, о чем делать соответствующие записи в «Журнале обхода территории».

При необходимости осуществлять дополнительный осмотр территории и помещений.

при обнаружении подозрительных лиц, взрывоопасных или подозрительных предметов и других возможных предпосылок к чрезвычайным ситуациям вызвать милицию и действовать согласно служебной инструкции;

в случае прибытия лиц для проверки несения службы, охранник, убедившись, что они имеют на это право, допускает их на объект и отвечает на поставленные вопросы.

Охранник имеет право:

требовать от обучающихся, персонала образовательного учреждения и посетителей соблюдения настоящего Положения, правил внутреннего распорядка;

требовать немедленного устранения выявленных недостатков, пресекать попытки нарушения распорядка дня и пропускного режима;

для выполнения своих служебных обязанностей пользоваться средствами связи и другим оборудованием, принадлежащим образовательному учреждению;

принять меры по задержанию нарушителя и сообщить в правоохранительные органы.

Охраннику запрещается:

покидать пост без разрешения руководства образовательного учреждения;

допускать на объект посторонних лиц с нарушением установленных правил;

разглашать посторонним лицам информацию об охраняемом объекте и порядке организации его охраны;

на рабочем месте употреблять спиртосодержащие напитки, слабоалкогольные коктейли, пиво, наркотические вещества, психотропные и токсические средства.

III. Организация делопроизводства.

В целях организации надежной антитеррористической защиты образовательного учреждения рекомендуется иметь следующие документы:

положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении;

план по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения, который утверждается перед началом нового учебного года. В плане предусматриваются мероприятия не только в учебное, но и каникулярное время, в т.ч. и в летний период, если в план включены совместные мероприятия с сопредельными ведомствами, то он должен согласовываться и с руководителями этих ведомств;

перспективный план оборудования образовательного учреждения инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана);

план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, общешкольных спортивных соревнований экзаменов и т.п.);

план-схема охраны образовательного учреждения;

инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;

план эвакуации обучающихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации (террористического акта) (утверждается руководителем образовательного учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения);

памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;

памятка дежурному администратору (дежурному) образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;

функциональные обязанности сотрудника учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения;

должностные инструкции сотрудника, подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством охранного предприятия);

противодиверсионный (антитеррористический) паспорт образовательного учреждения;

IV. Меры инженерно-технической укрепленности образовательного учреждения.

Инженерно-техническая укрепленность объекта – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в образовательное учреждение, взлому и другим преступным посягательствам.

Основой обеспечения надежной защиты образовательного учреждения от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного образовательного учреждения системами охранной и тревожной сигнализации.

Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение образовательного учреждения системой пожарной сигнализации, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России.

4.1. Ограждения территории образовательного учреждения.

4.1.1. Дошкольные образовательные учреждения должны иметь ограждение высотой не ниже 160 см, все остальные образовательные учреждения не ниже 150 см.

4.2. Ворота, калитки.

4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию образовательного учреждения.

4.2.1. При использовании замков в качестве запирающих устройств ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные.

Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком, ключи хранятся у дежурного, ответственного за безопасность, руководителя образовательного учреждения.

4.3. дверные конструкции.

4.3.1. Входные двери образовательного учреждения должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.

Входные наружные двери должны открываться наружу.

Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

4.3.2. Двери основного и запасных эвакуационных выходов во время учебно-воспитательного процесса должны закрываться на легко открывающиеся запоры. Категорически запрещается во время учебно-воспитательного процесса закрывать двери на внутренние и висящие замки.

4.4. Оконные конструкции.

4.4.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства.

4.4.2. Металлическими распашными решетками могут быть оборудованы помещения образовательных учреждений, в которых не проводится учебный процесс, и хранятся материальные ценности.

4.4.3. При оборудовании оконных проемов помещений образовательных учреждений металлическими решетками необходимо предусмотреть открывающиеся конструкции.

Решетки должны обеспечивать, как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.

4.5. Другие технологические каналы.

Двери и коробки чердачных и подвальных помещений по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными руководителем образовательного учреждения. Ключи должны храниться на дежурной вахте.

V. Оборудование образовательного учреждения техническими средствами охранной и тревожной сигнализации.

5.1. Защита здания, помещений.

5.1.1. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.

5.2. Защита персонала и посетителей образовательного учреждения.

5.2.1. Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или обучающихся объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелками, мобильными телефонными системами (МТС), оптико-электронными извещателями и другими устройствами.

Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения”.

5.2.2. Устройства тревожной сигнализации на объекте рекомендуется устанавливать:

на посту охраны;

в кабинете руководителя образовательного учреждения;

в других местах по указанию руководителя образовательного учреждения или по рекомендации сотрудника охраны.

VI. Создание системы оповещения.

6.1. Система оповещения в образовательном учреждении создается для оперативного информирования сотрудников, обучающихся, воспитанников о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем образовательного учреждения.

6.2. Оповещение обучающихся, воспитанников, сотрудников, находящихся в образовательном учреждении, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:

подачу звуковых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцию речевой информации или специального звукового сигнала о характере опасности.

6.3. Эвакуация обучающихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения по сигналам оповещения должна сопровождаться:

передачей специального звукового сигнала, утвержденного руководителем образовательного учреждения, направленного на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и других местах);

открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов.

6.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания обучающихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения.

6.5. На территории следует применять рупорные громкоговорители.

6.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости.

6.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещёнными с радиотрансляционной сетью объекта.

6.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, вахты или другого специального помещения.

VII.Организация взаимодействия администрации образовательного учреждения.:

— с антитеррористической комиссией муниципального образования;

— с территориальными подразделениями правоохранительных органов;

— с другими организациями по линии безопасности, чрезвычайных ситуаций и борьбы с терроризмом.

VIII. Категорирование объектов возможных террористических посягательств.

Объектами возможных террористических посягательств являются объекты, на которых в результате совершения или угрозы взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население создается опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями.

К таким объектам могут относиться любые объекты, как стратегически важные для Российской Федерации, так и места с массовым пребыванием граждан (200 и более человек), вплоть до многоэтажных жилых домов.

С учетом положений проекта «Основ государственной системы управления в сфере предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории Российской Федерации», исходя из функциональности объектов рекомендуется подразделять их на:

потенциально опасные объекты;

объекты науки;

объекты промышленности;

объекты энергетики;

объекты жизнеобеспечения;

социально-значимые объекты;

объекты с массовым пребыванием граждан.

К объектам науки относятся:

государственные научно-исследовательские институты;

крупные государственные учебные учреждения;

Объекты науки могут быть: радиационно-опасные, биологически опасные, химически опасные и пожаро- взрыво- опасные.

К социально — значимым объектам относятся:

высшие, средние учебные заведения;

учреждения начального профессионального образования;

общеобразовательные учебные заведения;

детские дошкольные учреждения;

учреждения дополнительного образования детей.

К объектам массового пребывания граждан (с одновременным их пребыванием численностью 200 и более человек) относятся:

спортивные учреждения.

IX. Рекомендации по разработке плана-схемы охраны образовательного учреждения при угрозе или совершении террористического акта.

Планировать свои действия в неопределенных экстремальных ситуациях в принципе невозможно. Это относится и к проявлениям диверсионно-террористического характера. Поэтому выбирают ограниченный перечень типовых ситуаций террористической атаки и заблаговременно планируют организационные, технические и иные меры для каждой из них.

Основная прикладная задача антитеррористического планирования — на основе заблаговременного анализа типовых ситуаций диверсионно-террористической атаки разработать и, затем, в режиме реального времени осуществить комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных событий.

Рекомендации по разработке плана-схемы охраны образовательного учреждения даны в п. 5 типового Паспорта безопасности.

X. Оценка эффективности систем антитеррористической защиты и разработка перспективного плана оборудования инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Оценка эффективности систем антитеррористической защиты.

Оценку эффективности (надежности) формируемых систем антитеррористической и противодиверсионной защиты образовательного учреждения следует проводить в повседневной обстановке, в условиях антитеррористических учений и при чрезвычайных обстоятельствах террористического характера.

В качестве основных критериев оценки являются:

наличие (отсутствие) четкости организации и непрерывность управления;

готовность руководства к действиям в условиях риска и нестандартных ситуаций;

тщательность заблаговременной отработки вариантов действий применительно к типичным ситуациям;

наличие, полнота и качество разработанной документации по организации охраны и защиты объекта;

наличие простых и понятных инструкций, памяток и методических рекомендаций;

формирование психологической готовности учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения к действиям в экстремальных условиях диверсионно-террористической атаки;

регулярность проведения специальных антитеррористических занятий с обучающимися, воспитанниками, сотрудниками образовательного учреждения;

проведение совместных учений с основными субъектами антитеррористической деятельности;

состояние инженерно — технической укрепленности образовательного учреждения;

наличие системы охранной и тревожной сигнализации (кнопка тревожной сигнализации) с выводом сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в ДЧ ОВД или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО;

наличие системы пожарной сигнализации;

наличие технических средств оповещения.

Итогом проводимых оценок должно быть выявление слабых элементов (звеньев) в работе образовательного учреждения в условиях совершения акта терроризма и при различных угрозах террористического нападения, а также изыскание наиболее эффективных путей и способов повышения надежности принятой системы антитеррористической и противодиверсионной защиты.

На основании выполненных оценок надежности системы антитеррористической защиты разрабатывается перспективный план оборудования инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Основными элементами плана должны стать мероприятия, направленные на ликвидацию выявленных недостатков. Как правило, это могут быть одно или несколько направлений.

Кроме того, при наличии финансовых ресурсов целесообразно планировать мероприятия, направленные на повышение:

уровня технической оснащенности образовательного учреждения спецтехникой за счет приобретения современных средств и оборудования для охраны, антитеррористической защиты и противодействия терроризму;

уровня инженерной укрепленности территории, зданий и сооружений образовательного учреждения за счет модернизации ограждения, ворот, применения замков и запирающих устройств с большей степенью защиты от взлома;

устойчивости работы и управления в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

XI. Рекомендации по обучению сотрудников образовательного учреждения действиям при возникновении террористических угроз и иных преступных посягательств.

Основные признаки возможной подготовки и осуществления террористической деятельности.

Следует учитывать, что, как правило, исполнители террористических акций свои преступные намерения предпочитают осуществлять на объектах, где они работают (работали), имеют на них знакомых или в окружении которых проживают. Это позволяет им более полно изучить характер и специфику производственной деятельности объекта, облегчает возможность тщательной подготовки террористической акции, применение соответствующих орудий и средств их совершения, выбора соучастников и пособников.

При организации антитеррористической защиты образовательного учреждения необходимо также учитывать возможность, при существующем уровне физической охраны и внутриобъектового режима, относительно свободного проникновения на них и к уязвимым участкам (зонам, оборудованию) посторонних лиц, что, в конечном счете, облегчает доставку террористических средств, а также вывод из строя аппаратуры контроля.

Дополнительный материал по теме «Охрана образовательных учреждений»

Рекомендации по обеспечению охраны образовательных учреждений

Безопасность в детском саду

Противотаранные барьеры для московских школ. Интервью с генеральным директором ЧОП «САРМАТ»

Рекомендации по охране школ. Интервью с генеральным директором ЧОП «САРМАТ»

Если при просмотре данного материала, у Вас возник собственный вопрос, то Вы можете воспользоваться сервисом консультаций по охране и задать его в одном из ниже предложенных разделов.

ТЕМЫ ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ОХРАНЕ:

  • Личная охрана
  • Охрана мероприятий
  • Охрана объектов
  • Технические средства

Тема 4: «Организация охраны образовательного учреждения». (2 часа).

Вопросы:

1. Общие рекомендации.

2. Общее положение об охранной деятельности.

3. Служба охраны, ее организация и технические средства.

4. Рекомендации по заключению договоров на охрану образовательного учреждения.

Под управлением безопасностью понимается процесс сознательного, целенаправленного и организованного воздействия на элементы ОУ и окружающей среды в целях защиты персонала, обучающихся, воспитанников, имущества и среды ОУ от неблагоприятных воздействий и обеспечения эффективного образовательного процесса.

Непосредственное управление безопасностью осуществляют: директор ОУ, его заместители (особенно заместитель по безопасности), специалисты (консультанты) по различным видам безопасности, руководители подразделений. Комиссия (группа) по безопасности создается приказом по ОУ и оперативно решает вопросы обеспечения безопасности ОУ при планировании образовательного процесса, возникших осложнениях и ЧС.

Руководителю ОУ в силу сложности и разнообразия решаемых проблем необходимо иметь консультантов или сотрудников, курирующих все элементы системы безопасности. Поэтому в ОУ, как правило, создается несколько структурных единиц и комиссий, управляющих электробезопасностью, пожарной, производственной, криминальной и антитеррористической безопасностью. Однако опыт показывает целесообразность объединения этих структур.

Каждый субъект управления безопасностью от министра образования и науки РФ до рядового педагога и воспитателя осуществляет на своем уровне и в своих условиях стандартные функции управления: учет, анализ и прогнозирование, планирование, принятие решений, организацию, координацию и регулирование, контроль, оценку, воспитание и стимулирование кадров (обучаемых, сотрудников), делопроизводство.

В соответствии с законодательством РФ государственное управление безопасностью и охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами образования (Минобрнауки России), охраны труда (Минздравсоцразвития России) и иными федеральными органами исполнительной власти (МЧС, МВД, ФСБ и др.), отвечающими за различные стороны обеспечения национальной безопасности.

Система управления всеми видами безопасности в нашей стране имеет четыре уровня управления: федеральный, уровень субъекта РФ, местный и объектовый (т. е. уровень конкретного ОУ).

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности в определенной сфере и в пределах своей компетенции, выполняет следующие функции:

— принимает постановления, дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в области безопасности;

— координирует работу отраслевых служб безопасности федеральных органов исполнительной власти;

— взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов федерации;

— осуществляет методическое руководство по пропаганде передового опыта, организует выполнение научно-исследовательских работ;

— организует учет потребностей в средствах коллективной и индивидуальной защиты;

— представляет в Правительство РФ ежегодный отчет о состоянии безопасности и проводимых мероприятиях по ее обеспечению.

Главной декларируемой целью всех многочисленных субъектов управления пожарной, криминальной, энергетической, транспортной, военной и иной безопасностью, охраной труда, санитарией, гражданской обороной, финансами и т. д., является совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности путем создания безопасных и безвредных условий труда, профилактического обслуживания работающих на курируемых объектах, в том числе и обучающихся в системе ОУ. Однако на деле обилие и разрозненность этих субъектов создают определенные сложности при попытках координации их деятельности, которая порой становится серьезным отвлекающим фактором для руководителей ОУ.

Для координации деятельности министерств и ведомств в области безопасности создаются межведомственные комиссии по отдельным видам (направлениям) безопасности, которую возглавляет соответствующий министр, руководитель федерального агентства или ведомства.

Например, для координации деятельности министерств и ведомств в области охраны труда создается межведомственная комиссия по безопасности, охране труда, которую возглавляет министр здравоохранения и социального развития. В ее задачи входит:

— разработка федеральной программы улучшения условий труда;

— анализ законодательных актов;

— разработка предложений по международному сотрудничеству.

Главная государственная экспертиза условий труда, которая входит в состав Минздравсоцразвития России, является органом, выполняющим следующие контрольные функции:

— контроль правильности назначения пенсий;

— контроль правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (списков № 1 и № 2);

— взаимодействие с органами социального обеспечения;

— контроль условий безопасности и охраны труда.

Федеральная инспекция труда осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о безопасных условиях и охране труда и выполняет следующие управленческие функции в данной сфере на федеральном уровне:

— обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;

— анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и разрабатывает мероприятия по их профилактике;

— осуществляет контроль соблюдения норм безопасности, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

— готовит и публикует ежегодные доклады о своей деятельности.

Аналогичным образом строится система управления безопасностью по всем ее направлениям и на уровне субъектов РФ, и на местном уровне. Это осуществляют как региональные (местные) подразделения МЧС, МВД, ФСБ, иных ведомств, так и межведомственные комиссии.

Комиссий по различным аспектам безопасности под управлением федеральных ведомств в настоящее время так много, что представляется целесообразным объединить их на низовом уровне системы образования в единую комиссию по безопасности ОУ, работающую по единому комплексному плану. При этом, однако, ее решения и протоколы придется подшивать одновременно в несколько папок (дел) по соответствующим направлениям обеспечения безопасности. При современной компьютерной и множительной технике это не должно быть проблемой.

Непосредственное управление в сфере безопасности и охраны труда осуществляют руководители ОУ, профсоюзные комитеты и трудовые коллективы ОУ.

Основными задачами всех четырех уровней структур и органов управления безопасностью применительно к ОУ являются:

— обеспечение безопасности образовательного и воспитательного процессов от всех видов социальных, природных и техногенных угроз;

— обеспечение безопасности зданий, сооружений и производственного оборудования;

— нормализация санитарно-гигиенических условий труда, учебы, питания, досуга;

— обучение работающих правилам и нормам всех видов безопасности и охраны труда, пропаганда вопросов безопасности;

— обеспечение работников и обучаемых средствами индивидуальной защиты памятками, инструкциями;

— обеспечение оптимальных условий труда и отдыха;

— организация ликвидации воздействия неблагоприятных факторов и опасных ситуаций, включая лечебно-профилактическое обслуживание работающих и обучаемых.

Важно, чтобы решение этих задач не мешало, а способствовало достижению главных учебно-воспитательных целей ОУ. Поэтому необходимо переводить их из формально-бюрократической плоскости в элементы повседневной учебно-воспитательной работы коллектива ОУ.

Охрана образовательных учреждений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *