Охрана образовательных организаций

Обращаясь в Центр комплексной безопасности «РУСИЧ», вы получаете профессионально организованную охрану образовательных учреждений типа школ, детских садов, вузов, лицеев, колледжей. Охрана образовательных учреждений предъявляет специфические требования к профессиональным качествам сотрудников службы безопасности, поскольку арсенал используемых ими в работе средств имеет жесткие ограничения. Это особенно показательно в случаях, когда нарушителями общественного порядка выступают сами учащиеся. Использовать «взрослые» способы профилактики и борьбы с такими правонарушителями не всегда представляется возможным. В связи с чем от охранников требуется определенное чувство такта и умения правильно объясняться с несовершеннолетними учащимися, не прибегая к запугиванию или физическому насилию.

Как осуществляется организация охраны образовательных учреждений

Если кто-то считает, что для охранных услуг образовательного учреждения достаточно поставить пару охранников на входе и выходе и действовать по одному типовому сценарию, то он глубоко ошибается. Организация охраны образовательных учреждений осложняется не только возрастом подопечных. Опасности, существующие в учебных заведениях, можно условно поделить на следующие категории :

  • Имеющие внутреннее происхождение — драки между учениками, случаи воровства, порчи имущества школы, хулиганство, вымогательство, распитие спиртных напитков и потребление психоактивных веществ
  • Имеющие случайное происхождение – затопления, обрушения, пожары (иногда вследствие поджогов), взрывы
  • Специфические современные происшествия в виде случаев похищения, захвата заложников, диверсий, акций устрашения.

Все вышеперечисленные источники угрозы могут нейтрализовать только подготовленные профессионалы, умеющие обращаться и с оружием, и с людьми разного возраста. Нередко источником угрозы становятся эмоционально нестабильные родители, которые, как им кажется, защищают своих детей от большой опасности. Охранникам приходится действовать в ситуациях, когда применяемые ими средства и способы ограничены возрастом охраняемых, их большим количеством, особенностями психического развития и состояния. Кроме того, необходимо учитывать особенности протекания учебного процесса, режим работы образовательного учреждения, расположение учебных кабинетов и мест скопления учащихся и обучающего персонала, месторасположение учреждения. У многих учреждений имеется собственная система традиций и норм поведения, которые нужно брать в расчет при организации охранных мероприятий.

Например, охрана школ затрудняется за счет разновозрастного контингента. Если ученики начальных классов беспрекословно слушаются и доверяю своему классному руководителю, то обращение к нему за помощью в организации эвакуации учащихся станет хорошим подспорьем. Старшеклассники отличаются критичностью в отношении взрослых, поэтому требуется приложить определенные усилия, чтобы завоевать их доверие.

Охрана детских садов требует от сотрудников большого терпения и умения быстро переключать внимание детей с одной ситуации на другую, чтобы даже процесс эвакуации превратить в некое подобие игры и вывести малышей в безопасное место.

Охрана колледжей имеет дело уже с достаточно взрослыми людьми, у которых формируется сознательная профессиональная мотивация. Студенты не любят, когда по отношению к ним используют «детские» методы общения и игнорируют сообщения, подносимые им в таком стиле. Такие же особенности имеет охрана лицеев. Впрочем, независимо от ранга заведения и численности учащихся, требуется поддерживать соблюдение общественного порядка на всей территории учреждения.

Стоимость услуг по охране образовательных учреждений

Полноценные меры по обеспечению безопасности образовательных учреждений требуют внимания к организации пропускного режима (иногда – круглосуточного), защите жизни и здоровья учащихся и педагогического состава, имущества и документации. Охранники также следят за соблюдением требований дресс-кода, чтобы все учащиеся и преподаватели были одеты надлежащим образом. Не говоря уже о том, что в их задачи входит предотвращение любых опасностей для присутствующих на объекте людей. Наши профессионалы способны создать надежную защиту от разных источников угроз, благодаря своей подготовке и готовности действовать. Мы отбираем сотрудников, основываясь на их предыдущем профессиональном опыте, мотивации, уровню физической и психологической подготовки. Все это дает гарантию того, что любой из наших специалистов прекрасно покажет себя в деле.

Более подробную информацию о тарифах на услуги охраны читайте в разделе сайта Услуги охраны и стоимость охранных услуг

Услуги по физической охране объектов сегодня являются незаменимой составной частью, обеспечивающую безопасность жизни, движимого и недвижимого имущества. ЧОП «РУСИЧ» оказывает комплексные услуги охраны по таким направлениям, как охрана офисов; магазинов, включая ювелирные магазины; предприятий и производства; складов и складских помещений; строительных объектов; ТСЖ и жилых комплексов; коттеджных поселков, загородных домов и СНТ; ресторанов, баров, кафе и клубов; гостиниц, отелей и общежитий; медицинских учреждений; мест отдыха и территории; образовательных учреждений. Отдельно хочется отметить, что возможности ЧОП «РУСИЧ» позволяют обеспечивать, как невооруженную, так и вооруженную охрану объектов. В своей работе наши специалисты демонстрируют высокий профессионализм, надежность и ответственность!

За последние два года в России произошло несколько нападений подростков на учебные заведения, в результате которых пострадали как ученики, так и учителя. После каждого из них представители различных министерств и депутаты предлагали новые ограничения и правила, однако единого стандарта охраны образовательных учреждений в стране до сих пор нет. О том, кто и как охраняет сейчас российские школы и влияет ли охрана на внутреннее насилие в учебных заведениях,— в материале корреспондента «Ъ” Ксении Мироновой.

Кто охраняет и кто контролирует охрану

За обеспечение безопасности образовательного учреждения персональную ответственность несет его руководитель. Только директор школы может нанять для охраны специализированную стороннюю организацию, и именно он отвечает за безопасность функционирования учебного заведения в целом. За соблюдение мер безопасности во время занятий отвечают учителя.

Охранять учебные заведения могут сотрудники частных охранных предприятий (ЧОП), сторожа, а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД. Если охрана осуществляется силами штатных сотрудников, их должностные инструкции и перечень охраняемого имущества закрепляются в должностных обязанностях. Сторожами нанимают в основном граждан пенсионного возраста, и такая охрана стоит дешевле, чем услуги ЧОПа.

Если договор на охрану заключается с отделом вневедомственной охраны при ОВД, его работа регулируется законом РФ «О полиции». Требования к качеству и объему охранных услуг фиксируются в договоре. Как правило, в нем не прописывается конкретный перечень имущества заказчика, которое необходимо охранять, а сотрудник полиции в случае обнаружения признаков правонарушения вызывает группу немедленного реагирования.

Если же речь идет о заключении возмездного договора с частным охранным предприятием, то, согласно действующему законодательству, ЧОП должен иметь лицензию на оказание охранных услуг. Лицензию выдает МВД, контроль за деятельностью осуществляют органы лицензионно-разрешительной работы.

При охране школ их делят на категории, как объекты, в отношении которых существуют требования об обязательной антитеррористической защищенности. Это закреплено в постановлении правительства РФ №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки…» (утверждено 7 октября 2017 года). Постановление предписывает разделить учреждения на три категории опасности.

  • К первой относятся объекты, в результате совершения теракта на которых могут пострадать более 500 человек, а прогнозируемый материальный ущерб составляет более 50 млн руб.
  • Ко второй — организации, где может пострадать от 100 до 500 человек, а ущерб составит от 5 млн до 50 млн руб.
  • К третьей категории относятся объекты с меньшими показателями ущерба.

Это же постановление устанавливает требования к мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности. Так, для всех объектов должны быть разработаны комплексы мер по выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на территорию, организации и контролю пропускного режима, пресечению действий лиц, направленных на совершение террористического акта, проведению учений и созданию «резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта».

Три основных способа охраны школы

  1. Привлечение сторожей, находящихся в штате школы Если охрана осуществляется силами штатных сотрудников, их должностные инструкции и перечень охраняемого имущества прописываются в должностных обязанностях. На должности сторожей принимают в основном граждан пенсионного возраста, и такая охрана стоит дешевле, чем оплата услуг ЧОПа.
  2. Привлечение на договорной основе милицейской охраны (отдела вневедомственной охраны при Росгвардии) Если договор на охрану заключается с отделом вневедомственной охраны при Росгвардии, его работа регулируется законом РФ «О полиции». Требования же к качеству и объему охранных услуг устанавливаются договаривающимися сторонами. Как правило, в таком договоре отсутствуют конкретные обязанности милицейской охраны по сохранности какого-либо имущества заказчика, а сотрудник полиции, в случае обнаружения признаков правонарушения, вызывает группу немедленного реагирования.
  3. Заключение договора с ЧОПом Если же речь идет о заключении возмездного договора с частным охранным предприятием, согласно действующему законодательству, ЧОП должен получить лицензию на оказание охранных услуг. Лицензию выдает МВД. Контроль за деятельностью осуществляют органы лицензионно-разрешительной работы. Заключать договор с ЧОПом имеет право только официальный руководитель общеобразовательного учреждения. Родительский комитет или попечительский совет школы могут выступать только в качестве благотворителя или инвестора.
  4. Внеплановые проверки антитеррористической защищенности объектов, согласно постановлению, могут проводиться на основании «приказов руководителей органов, являющихся правообладателями объектов или вышестоящих органов» в случае поступления от граждан жалоб на несоблюдение требований к антитеррористической защищенности объектов. Так, после ряда нападений на школы в 2018 году, в ряде регионов такие проверки инициировала Генпрокуратура, а в Министерстве просвещения «Ъ” рассказали, что осуществлять контроль могут также территориальные представители МЧС и Росгвардии. Кроме того, наличие у охранной организации служебного огнестрельного оружия гарантирует, что в организацию не реже двух раз в год приезжает инспектор Росгвардии для проверки мест его хранения.

ЧОП в гимназии, сторож в сельской школе

фото: РИА Новости

Самыми незащищенными, как правило, оказываются небольшие школы в регионах. Так, в профсоюзе «Учитель» отмечают, что договоры с ЧОПами обычно заключают учебные заведения, расположенные в крупных городах, а остальные охраняются вахтерами и сторожами. По словам преподавателя из Удмуртии Анны Инютиной, «в маленьких школах на входе сидит вахтер, работают камеры видеонаблюдения», в то время как «в больших городских школах на входе у турникетов дежурят сотрудники частных охранных предприятий».

Несмотря на то что почти в каждой школе есть видеокамеры, денег на охрану не выделяют, поэтому «охрана учебных заведений осуществляется за счет «добровольных пожертвований” родителей»,— считает Анна Инютина.

Преподаватель из Санкт-Петербурга, сопредседатель профсоюза «Учитель» Марина Балуева отмечает, что в городе сейчас все школы охраняют сотрудники Росгвардии и если раньше вахтеры могли хотя бы обеспечивать контроль пропускного режима, так как «знали всех в лицо», то передача охраны школ Росгвардии, качество охраны не улучшило: «Такие же женщины, только в форме. А своих пришлось уволить»,— рассказывает госпожа Балуева.

Преподаватель муниципальной средней общеобразовательной школы №2 города Реж Марина Шарова рассказывает, что в Свердловской области используется несколько вариантов обеспечения безопасности: «Состоятельные гимназии и лицеи, как правило, заключают договоры с ЧОПами. Иногда родители на совете школы решают вопрос о сборе средств и по гражданско-правовому договору нанимают охрану — мужчин, которые в некоторых случаях не имеют лицензии. Но чаще всего в штатном расписании у каждой школы есть ставка вахтера, именно она и используется»,— говорит госпожа Шарова. По ее словам, школы постепенно пытаются вводить пропускную автоматизированную электронную систему с вахтером и сигнальную кнопку, и «даже в сельских школах устанавливают видеонаблюдение». При этом преподаватель отмечает, что в некоторых школах, которые хотели нанять ЧОПы, родители писали в прокуратуру жалобы на сбор с них денег.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Помимо единых стандартов обеспечения безопасности, нет в России и единой системы финансирования охраны школ. В результате самыми незащищенными, по мнению экспертов, оказываются небогатые школы в не очень крупных городах.

Если в селах «все друг друга знают» и для обеспечения безопасности хватает тревожной кнопки, камер и минимального пропускного режима, а в больших городах у школ есть деньги на квалифицированную охрану, то в «средних» школах при относительно большом количестве учащихся штатных сотрудников охраны не хватает.

При этом даже в Москве, где власти полностью берут на себя финансирование охраны (согласно данным портала госзакупок, двухлетний контракт на охрану всех столичных школ обошелся городскому бюджету более чем в 14 млрд руб., большие заказы получили частная охранная организация «Евро-Альянс» и ЧОП «Щит») и где ситуация, по мнению экспертов, лучше, чем в других регионах, предлагаемые на сегодняшний день цены не позволяют привлечь к охране образовательных учреждений ведущие охранные организации страны или выделять дополнительные средства на обучение сотрудников.

Так, в Москве установлена максимальная цена на месяц охраны для школы в 124 тыс. руб., а стоимость услуг вневедомственной охраны Росгвардии, как сообщал РБК, составляет больше 300 тыс. руб. в месяц.

Если бюджет города не в состоянии финансировать платные охранные предприятия, этим занимается родительский комитет. Сумма обычно взимается из денежных средств фонда класса. Там же, где охрану оплачивают из бюджета, заключение контрактов на охрану производится по итогам конкурсов, организуемых в соответствии с федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. По мнению экспертов, положения закона создают преимущества для участника конкурса, предложившего саму низкую цену, а не лучшее качество.

Президент ФКЦ РОС, Председатель Ассоциации «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур» (КЦ РОСС), член Общественной палаты РФ Александр Козлов:

Несмотря на то что постановление правительства РФ №1235 прямо требует от администрации школ, категорированных как объекты первой и второй категории опасности, заключить договоры на обеспечение безопасности с частными охранными организациями, по факту, по оценкам экспертов, такие договоры на сегодняшний день имеют не более 20% школ и дошкольных образовательных организаций.

Как правило, договоры с частными охранными организациями имеют школы, расположенные в крупных городах-миллионниках регионов-доноров. Оставшиеся 80% за отсутствием бюджетного финансирования охраняются в лучшем случае вахтерами и сторожами, находящимися в штате самих образовательных организаций.

В Москве при организации охраны школ используются системы внутренних стандартов и контроля качества, которые были разработаны на базе саморегулируемой организации «Ассоциация «Школа без опасности”». Указанная система внутренних стандартов позволяет предъявлять к охранным организациям, претендующим на участие в охране образовательных организаций, дополнительные профильные требования. В частности, школьные охранники проходят дополнительное обучение, где им преподают основы детской психологии, учат профайлингу — выявлению потенциальных нарушителей по элементам поведения, рассказывают об особенностях охраняемых объектов с точки зрения потенциальных угроз.

Проблема, на мой взгляд, не в недостаточности требований, а в том, что предлагаемые на сегодняшний день цены не позволяют привлечь к охране образовательных учреждений ведущие охранные организации страны. Если предлагаемая цена позволяет только едва-едва заплатить зарплату охраннику в размере не выше регионального МРОТ, значит, в охранной организации не будет конкурса на вакансию и, соответственно, надлежащего подбора персонала. Не будет также и средств на дополнительное обучение охранников, организацию эффективной контрольной службы, системы стимулирования.

Поэтому без решения проблемы установления обоснованных цен контрактов на охрану образовательных организаций проблему качества не решить. Выходом могло бы стать применение для формирования начальных (максимальных) цен контрактов затратного метода формирования («средние издержки плюс прибыль».— «Ъ”) цен на услуги по охране объектов, финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджетов.

В пресс-службе Министерства просвещения РФ ответили на вопросы «Ъ” о том, как регламентируется и финансируется охрана школ:

В рамках формирования единой системы антитеррористической защищенности объектов и территорий в соответствии с федеральным законом «О противодействии терроризму» правительством Российской Федерации утверждены в октябре 2017 года требования к антитеррористической защищенности объектов образования (постановление правительства Российской Федерации №1235 от 7 октября 2017 года).

Говоря о безопасности образовательных объектов, отметим, что у всех зданий образовательных учреждений есть паспорта безопасности, закрепляющие широкий ряд мер, отдельные уровни категорирования, отдельные требования по охране территорий, организацию пропускного режима, средства наблюдения за территорией. На ежегодной основе проводится мониторинг комплексной безопасности всех объектов образования в стране. Паспорта в том числе согласовываются с территориальными представителями МЧС России и Росгвардии.

Подчеркнем, что обеспечение образовательных организаций специальным оборудованием и квалифицированной охраной не является единственным фактором защищенности и эффективности работы по реализации требований к комплексной безопасности образовательных организаций.

Принимаются меры по развитию психологической службы в системе образования. Приоритетность деятельности психологической службы определяется с учетом актуальной социальной ситуации, обеспечивая методическое сопровождение специалистов и акцентируя их внимание на проблемах и вызовах, требующих немедленного и системного ответа. В общеобразовательных организациях Российской Федерации работает свыше 25 тыс. педагогов-психологов.

Безопасность за турникетом

Марина Шарова из режской школы №2 считает, что проблема психологической помощи и внутренней безопасности в школах сейчас зачастую важнее, чем безопасность внешняя: «Полиция на кнопку быстрого реагирования очень хорошо реагирует. Проблема внутренней безопасности — буллинг, моббинг — это актуальнее. Кроме того, зачастую отсутствует медицинский работник, даже на большую школу, где более 800 обучающихся, вот это проблема»,— рассказывает она.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В марте 2019 года, комментируя драку в московской школе, эксперты отмечали, что агрессия в школах — это «проблема, выходящая далеко за пределы образовательных организаций». Так, педагог-психолог России-2018 Ольга Юрчук в интервью «Ъ” осенью прошлого года говорила, что «психолог должен выходить на общие собрания к родителям и учителям и объяснять, на какие особенности поведения нужно обратить внимание», однако «если в классе происходит травля, педагог (профильный или классный руководитель.— «Ъ”) всегда это видит». Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Рудой также отмечал, что агрессия в учебных заведениях — это «не тенденция последних лет», а «проблема, возникающая в том числе по причине недофинансирования образования и загруженности учителей отчетностью».

В феврале 2019 года ученые из Института образования ВШЭ представили результаты анализа более 80 исследований подросткового буллинга за рубежом и в России. Они пришли к выводу, что по всему миру с травлей сталкиваются примерно 35% учеников, а в России таких школьников 27,5%.

Жертвами агрессии чаще всего становятся дети, которых дома чрезмерно контролируют, не оказывая при этом эмоциональной поддержки. Для российских учащихся характерно замалчивание проблемы перед родителями и учителями, а число школьников, над которыми издеваются одноклассники, в пять раз больше, чем кажется учителям. Тогда же результаты межрегионального мониторинга эффективности школы представил РАНХиГС. Согласно полученным данным, около 70% учителей подвергались агрессии со стороны учеников.

Однако в вопросе о том, помогает ли охрана предотвратить агрессию или буллинг и решить внутренние проблемы учебного заведения, мнения расходятся. По словам экспертов, чувствуют ли себя дети безопаснее в присутствии вооруженных людей, зависит от возраста школьников. «С одной стороны, на психоэмоциональном уровне, с точки зрения физической целостности дети будут понимать, что в школу не проникнет посторонний. С другой стороны, если речь идет, к примеру, о подростках, особенно с отклонениями в поведении, то их будет скорее раздражать, что их не выпускают и мешают курить за школой»,— считает доцент кафедры общей и социальной психологии ННГУ Наталья Дунаева.

По ее словам, квалифицированная охрана сможет повлиять на внутреннюю безопасность:

Если в школе есть буллинг, обученные люди могут определить зачинщиков. Конечно, то, что сторонние люди, не вовлеченные непосредственно в учебный процесс, будут вмешиваться во «внутренние” дела, будет раздражать агрессора, но зато поможет избежать ситуаций, когда детей избивают в школах».

По мнению кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной и дифференциальной психологии РУДН Ирины Новиковой, в школе «никто не воспринимает охрану как символ безопасности». «Основываясь на опыте общения с коллегами — школьными психологами, могу сказать, что для детей охранник зачастую — это тот, кто является «препятствием” для входа в школу (например, если ребенок забыл карточку) и особенно для выхода из школы — охранник не имеет права выпустить ученика из школы до окончания урока. Кроме того, сотрудники иногда не владеют навыками вежливой коммуникации, их редко готовят к работе с детьми»,— считает госпожа Новикова.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Дискуссия вокруг буллинга и внутренней безопасности школ возобновилась после ряда нападений в учебных заведениях. После каждого из них часть представителей власти и экспертов заявляла о необходимости увеличения количества школьных психологов и центров психологической помощи (об этом, в частности, говорили министр просвещения Ольга Васильева и уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова). Другие эксперты заговорили также о полной передаче полномочий по охране школ Росгвардии. Тем не менее единых для всей страны стандартов обеспечения безопасности школ до сих пор нет.

Коммерсантъ

Рубрика: Физическая охрана

Каждое образовательное учреждение систему охраны строит в зависимости от возможностей: материальных и финансовых.

Под охраной образовательных организаций подразумевается:

  • физическая охрана объекта (то есть образовательного учреждения);
  • пропускной режим в здание и на территорию объекта;
  • инженерно-техническое оснащение;

Физическая охрана может иметь несколько уровней. Однако большинство образовательных учреждений в состоянии организовать только собственно физическую охрану, то есть сторожевую охрану.

В штатных расписаниях многих образовательных учреждений количество сторожей часто не соответствует необходимой численности. Например, по штату 2 сторожа. Однако, для организации полноценной и действенной круглосуточной сторожевой охраны требуется 4 сторожа.

В этом случае приходится крутиться руководителю образовательного учреждения и добиваться введения необходимого количество сторожей.

Основными задачами физической охраны являются:

  • осуществление пропускного и внутриобъектового режимов;
  • охрана здания и территории образовательного учреждения;
  • охрана материальных ценностей.

Заключение договоров с частными охранными предприятиями также не является выходом из положения при организации физической охраны.

На практике чаще всего доблестный сотрудник ЧОПа охраняет только стул, на котором он сидит. А все остальное ему до фонаря.

В последнее время во всех образовательных учреждениях требуют установки кнопки тревожной сигнализации (КТС), сигнал от которой выведен в структурные подразделения вневедомственной охраны. Реже сигнал КТС выводится в подразделения ЧОП.

ДОКУМЕНТЫ N102

К сожалению, в настоящее время надежная охрана в образовательных учреждениях, особенно в городах, становится жизненной необходимостью. Это вызвано тем, что в связи с ожесточением общей криминогенной обстановки, а также активизации террористов коллективы школ самостоятельно, без помощи профессионалов, не могут обеспечить безопасность школьного пространства для обучаемых, а также сохранность имущества школ.
Непосредственное руководство деятельностью образовательного учреждения, включая хозяйственную деятельность и обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья обучающихся, а следовательно, и все бремя ответственности, Законом РФ «Об образовании” (ст. 32, 39, 44, 51) возложены в первую очередь на его руководителя.
Варианты организации охранной работы в учреждении
Существует четыре возможных варианта организации работы по охране в образовательном учреждении:
1. Создание собственной службы безопасности
В соответствии с действующим Законом РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” предприятия независимо от их организационно-правовых форм вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранной деятельности в интересах собственной безопасности (далее – службы безопасности). Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить лицензии и действовать на основании собственных уставов. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия. Создание службы безопасности в бюджетном общеобразовательном учреждении, на наш взгляд, абсолютно нереально, т.к. при этом потребуются большие организационные и материальные затраты.
2. Содержание штатного работника охраны
Собственный работник охраны, а попросту сторож, работающий в школе по трудовому договору в штате учреждения, – самый дешевый, но малоэффективный способ решения данной проблемы. Штатному работнику нельзя предоставить правомочия, достаточные для эффективного выполнения охранных функций: согласно законодательству он не имеет права на задержание, применение физической силы, специальных средств и оружия; ему запрещено выполнение целого ряда связанных с охранной деятельностью услуг. В соответствии со ст.3 Закона РФ от 11.03.92 № 24871 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги по:
1) защите жизни и здоровья граждан;
2) охране имущества собственником, в том числе при его транспортировке;
3) проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации;
4) консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий.
3. Договор с подразделением вневедомственной охраны органов внутренних дел
Организация охраны в образовательном учреждении путем заключения договора с подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел (милицией) – один из вариантов решения вопроса. Однако множество ведомственных нормативных актов (инструкций, наставлений и т.п.), подробно регламентирующих и заключение договора, и работу охранников, затрудняет применение этого варианта охраны. Кроме того, этот вариант относительно дорог для подавляющего большинства школ.
4. Заключение договора с охранным предприятием
Самым оптимальным способом обеспечения охраны установленного в учреждении образования режима и сохранности имущества, по нашему мнению, состоит в заключении гражданско-правового договора возмездного оказания услуг с предприятиями, специально учреждаемыми для выполнения охранных функций.
Однако в бюджетах подавляющего большинства муниципальных и государственных общеобразовательных школ нет и в ближайшие годы не предвидится возможности финансирования такой работы.
Поэтому финансирование охранных мероприятий приходится производить из внебюджетных источников. К этому с пониманием относятся и родители обучающихся (воспитанников), которые часто по собственной инициативе и за свой счет оплачивают работу охранных предприятий.
Одна из наиболее тяжелых проблем по организации охраны состоит в определении, во-первых, источников, а во-вторых, порядка и процедуры финансирования услуг охраны. Ведь в случае их оплаты с внебюджетного счета школы эти текущие расходы должны заранее планироваться при формировании бюджета школы, а сами финансовые средства поступать сначала на внебюджетный счет в казначействе. Кроме того, этот путь чреват уменьшением на данную сумму бюджетного финансирования школы.
Самым эффективным и наименее затратным способом финансирования данных договоров является их оплата не школой, а неким третьим лицом, возможно, попечительским советом, либо иным физическим, либо юридическим лицом, которое заключит данный договор в пользу образовательного учреждения (статья 430 Гражданского кодекса РФ). То есть выгодоприобретателем по указанному договору будет являться школа, исполнителем услуг – частное охранное предприятие, а финансирующей организацией – третье лицо. В данном случае указанный спонсор должен заключить со школой ко всему прочему договор пожертвования. В таком случае договор на оказание охранных услуг может быть трехсторонним.
Охранное предприятие обязано иметь лицензию, выдаваемую органом внутренних дел. Без лицензии охранная деятельность не допускается. В тексте договора желательно предусмотреть обязательство исполнителя предупреждать заказчика о начале процедуры аннулирования лицензии, а также определить последствия в случае прекращения лицензии до срока окончания оказания услуги по договору. В правоприменительной практике бывали порочные случаи, когда образовательные учреждения целых городов охранялись не имеющими лицензию частными фирмами. По данному факту, например, было возбуждено уголовное дело в г. Невинномысске Ставропольского края. Кроме того, опрометчивое заключение договоров с такими предприятиями может повлечь обоснованные обвинения в адрес руководителей школы в нецелевом и неэффективном расходовании средств.
Руководитель и персонал служб безопасности обязаны иметь также персональные лицензии, руководствоваться требованиями закона и действовать на основании собственных уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего нахождения, и должностных инструкций.
Образовательному учреждению рекомендуется в форме Приложений к договору или путем внесения изменений (принятия) в локальные акты учреждения подробно детализировать деятельность по охране учреждения, а именно: определить численность, систему организации охраны, размещения охранников, конкретизировать их права и обязанности, время начала и окончания работы; определить конкретные действия, которые должны быть совершены сотрудниками Исполнителя (осмотр помещений, проверка целостности ворот, дверей, окон, запоров и замков, первичных средств пожаротушения, исправности охранно-пожарной сигнализации, средств связи, внимательный осмотр охраняемых объектов, наблюдение за сигналами охранно-пожарной сигнализации, обходы здания и территории, проверка правомочности допуска отдельных лиц в здание учреждения). Должны быть установлены время совершения и порядок проведения этих действий, порядок извещения администрации учреждения о выявленных нарушениях.
Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия Исполнителем
Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством РФ в Перечне видов вооружения охранников, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14.08.92 № 587.
При осуществлении охранной деятельности разрешается применять специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, и в пределах предоставленных лицензией прав. Применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении несовершеннолетних не допускается.
Законодательством (ст. 16, 17, 18 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”) предусмотрены условия применения охранником специальных средств и огнестрельного оружия. В частности, охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан:
– предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
– стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
– обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;
– немедленно уведомить прокурора о всех смертельных случаях при причинении телесных повреждений.
Охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях: для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью; для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью охранника или охраняемой собственности.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
Но школа сама по себе является практически местом для перманентного массового мероприятия, основными участниками которого являются несовершеннолетние дети. Таким образом, никакое оружие или спецсредства у охраны школы быть не должно, за исключением периодов несения службы в ночной период во время отсутствия там детей.
Кроме того, наличие любой охраны носит скорее профилактический, превентивный характер. Эффективность охраны состоит не в ее огневой мощи, а в самом факте ее наличия, точнее, осознании данного факта потенциальными правонарушителями.
В связи с чем не стоит пренебрегать при организации охраны такими внешними атрибутами, как хорошая и помпезная, внушающая опасения форма на охранниках, наличие красочного и броского стенда с инструкциями, имитация сигнализации даже в случае ее отсутствия. Возможно, как один из вариантов антуража, сделать несколько хорошо заметных с разных сторон табличек: «Объект охраняется вневедомственной охраной”.
И в принципе не стоит слишком переоценивать возможности охранных предприятий. Основным залогом безопасности жизни и здоровья детей остается хорошая внутренняя дисциплина в школьных коллективах. Охрана все равно играет лишь вспомогательную роль.

Примерная форма договора о возмездном оказании услуг по охране учреждения образования

гор. ___________ » ” _____________2004 г.
Муниципальная общеобразовательная школа № ______ (в дальнейшем именуемая Заказчик), в лице директора ____________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и охранное предприятие __________, лицензия № _______, выданная _________ (в дальнейшем именуемое Исполнитель), в лице директора _____________, действующего на основании Устава, с другой стороны,
руководствуясь ст.ст.779–783 Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ”, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать охранные услуги в соответствии с условиями договора, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги на условиях, изложенных в разделах 3 и 4 договора, и выполнить иные предусмотренные договором обязанности.
1.2. Система охраны определяется соглашением сторон.
1.3. Исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги по охране объектов, осуществляемые в дни и часы, указываемые в прилагаемом к договору перечне.
1.4. Система охраны, дислокация постов, пропускной режим на охраняемых объектах устанавливаются Заказчиком, а обеспечиваются Исполнителем.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Заказчик передает, а исполнитель принимает под охрану:
– объекты, перечисленные в прилагаемом к договору перечне;
– товаро-материальные ценности в служебных и подсобных помещениях, принятых под охрану;
– трудовой коллектив Заказчика в период осуществления им своих служебных обязанностей и пребывания на охраняемых объектах;
– обучаемых и воспитанников в период нахождения их на территории охраняемых объектов.
Исполнитель обязан принимать меры по обеспечению:
2.1.1. защиты жизни и здоровья граждан, находящихся в помещениях и на территории Заказчика;
2.1.2. сохранности имущества Заказчика, его работников, обучающихся и воспитанников, а также лиц, правомерно находящихся в помещениях Заказчика;
2.1.3. соблюдения пропускного режима на входе в учреждение, порядка ввоза, вывоза (выноса) имущества;
2.1.4. соблюдения установленного законодательством и локальными актами Заказчика режима на территории учреждения, охраны порядка, порядка перемещения по территории учреждения;
2.1.5. проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания средств охранно-пожарной сигнализации;
2.1.6. консультирования и подготовки рекомендаций Заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
2.1.7. соблюдения порядка при проведении массовых мероприятий;
2.1.8. выполнения указаний представителей администрации Заказчика в пределах договорных обязательств;
2.1.9. следить за соблюдением правил противопожарной безопасности на охраняемых объектах и прилегающей к ним территории;
2.1.10. по решению руководителей Заказчика принимать от них или назначенных ими лиц под охрану отдельные опечатанные (опломбированные) помещения (элементы объекта), а также ключи от них;
2.1.11. следить за обстановкой вокруг охраняемого объекта и своевременно информировать Заказчика о возникших подозрениях и внештатных ситуациях.
2.2. При оказании услуг запрещается:
– собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
– осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных лиц;
– прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
– совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
– разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам заказчика; совершать иные противоправные действия.
2.3. Исполнитель имеет право:
2.3.1. Применять задержание правонарушителей с последующим доставлением их в органы внутренних дел.
2.3.2. Использовать технические и иные средства, средства оперативной радио- и телефонной связи, необходимые для выполнения своих обязательств.
2.4. Заказчик обязан:
2.4.1. Оказывать содействие Исполнителю при выполнении договорных обязательств.
Объекты, передаваемые под охрану, должны соответствовать следующим требованиям:
– должны быть оборудованы техническими средствами, приборами охранно-пожарной сигнализации в соответствии с актами обследования, надежными замками и запорами;
– иметь надежное ограждение и ворота, оборудованные запорами и замками;
– иметь необходимые по действующим нормам средства пожаротушения;
– освещение территории объектов в темное время суток должно обеспечивать возможность наблюдения за территорией объекта;
– на охраняемых объектах и в их обособленных помещениях должен быть обеспечен круглосуточный доступ охране к приборам охранно-пожарной сигнализации и средствам пожаротушения.
2.4.2. Бесплатно предоставлять Исполнителю необходимую информацию, документацию, помещения и оборудование, телефонную связь, отопление, освещение, водоснабжение, уборку, дезинфекцию на рабочем месте, обеспечивать другие, соответствующие установленным нормам условия труда.
2.4.3. Своевременно принимать письменный отчет Исполнителя за оказанные им услуги по акту, оплачивать принятые услуги в полном объеме и в установленные для оплаты сроки.
При неисполнении Заказчиком перечисленных в п. 2.3 обязанностей Исполнитель вправе требовать возмещения причиненных убытков (дополнительных расходов), в т.ч. путем увеличения цены услуги.
2.4.4. Создавать необходимые условия для обеспечения сохранности товаро-материальных ценностей. Осуществлять мероприятия по внедрению и совершенствованию технических средств охраны.
2.4.5. Предоставлять охранникам на безвозмездной основе помещение, оборудование, инвентарь, средства связи, необходимые для исполнения ими своих обязанностей, обеспечить бытовые условия пребывания охраны на объектах.
2.4.6. Своевременно ставить в известность руководителей Исполнителя о всех недостатках в охране объекта и нарушениях инструкций охранниками.
2.4.7. Закрывать на замки и опечатывать (опломбировать) двери помещений, сдаваемых под охрану.
По окончании рабочего дня отключать от электросети все электроприборы, за исключением работающих в непрерывном режиме.
2.4.8. Своевременно ставить в известность Исполнителя о переоборудованиях охраняемого объекта и проведении иных мероприятий, вследствие которых может потребоваться изменение характера охраны, численности охранников или дислокация постов.
2.5. Заказчик имеет право:
2.5.1. Во всякое время проверять ход и качество услуг, оказываемых Исполнителем, без вмешательства в его деятельность.
Контроль за деятельностью Исполнителя осуществляет Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения.
2.5.2. Отказаться от услуг Исполнителя в любое время до подписания акта, уплатив Исполнителю часть установленной цены пропорционально части оказанных услуг, выполненных до получения Исполнителем письменного извещения Заказчика об отказе.
(Примечание: Отказ предусмотрен законодательством (ст. 782 Гражданского кодекса РФ), даже если он не связан с нарушением сторонами обязательств по договору.
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Таким образом, подлежат возмещению убытки не в полном объеме, а только реальный ущерб в определенной части. Отказ может последовать как до начала оказания услуги, так и в процессе ее оказания. При отказе до начала оказания услуги Заказчик обязан возместить Исполнителю его фактические расходы, понесенные в целях исполнения договора до момента отказа. В случае отказа от исполнения договора в процессе оказания услуги Заказчик возмещает Исполнителю его фактические расходы, которые он понес до этого момента в целях исполнения той части договора, от которой Заказчик отказался. Та же часть услуги, которой Заказчик воспользовался, должна оплачиваться исходя из цены услуги пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе от исполнения договора.
Отказ Исполнителя от исполнения договора возмездного оказания услуг допускается при условии полного возмещения Заказчику понесенных убытков.)
3. Порядок принятия услуг
3.1. Услуги считаются оказанными Исполнителем и принятыми Заказчиком при условии представления Исполнителем письменного отчета о выполненных услугах по согласованной сторонами форме и подписания сторонами акта приема-сдачи услуг.
3.2. Отчет и подписание акта приема-сдачи производятся за календарный месяц не позднее чем в течение 3 дней после окончания отчетного периода.
(Примечание:
По завершении этапа или срока оказания услуг Заказчик должен оценить полученный Исполнителем результат. При обнаружении отступлений от договора или иных недостатков Заказчик должен немедленно заявить об этом Исполнителю в письменной форме. Конкретный срок такого Заявления может быть указан в договоре. Если Заказчик не сделал такого Заявления, то он лишается права ссылаться на недостатки исполнения, которые могли быть обнаружены при обычном пользовании результатами услуги. При обнаружении недостатков, которые не могли быть установлены при обычном пользовании (в том числе умышленно скрытых Исполнителем), после окончания оказания услуги Заказчик должен известить об этом Исполнителя в разумный срок.
При возникновении спора по поводу качества услуги по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет Исполнитель, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений Исполнителем договора или причинной связи между его действиями и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.
В случае некачественного оказания услуг Заказчик вправе по своему выбору потребовать от Исполнителя соразмерного уменьшения цены, установленной за оказание услуги, либо безвозмездного оказания услуги заново.
Если во время оказания услуги станет очевидным, что деятельность Исполнителя не будет осуществлена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Исполнителю разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении в назначенный срок этого требования отказаться от договора.
В актах приема-сдачи работ фиксируют период оказания услуг, объем услуг, оказанных за этот период, их стоимость.
Оформленные акты передаются в бухгалтерию и являются основанием для отражения соответствующих операций на счетах бухгалтерского учета, первичным учетным документом.)
4. Цена договора и порядок расчетов
4.1. Цена договора составляет __________ руб. в месяц.
4.2. Уплата Заказчиком Исполнителю цены договора осуществляется путем перечисления средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в договоре, в срок не более ___________ со дня принятия услуг.
Цена включает компенсацию издержек Исполнителя и причитающееся ему вознаграждение. В цену договора включается стоимость приобретения специальной формы охранников по согласованию с Заказчиком.
Вместо фиксированной суммы в договоре можно установить способы определения цены. При отсутствии указания цены или способа ее определения в договоре исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.
5. Срок действия договора
5.1. Срок выполнения услуг устанавливается сторонами с «____” _______2004 г. до «____” _______200___ г.
5.2. По истечении срока договор каждый раз будет продлеваться автоматически на один год со дня истечения срока, если ни одна из сторон не уведомит в письменной форме другую сторону о прекращении договора не менее чем за 3 дня до окончания текущего срока действия договора.
6. Ответственность сторон
6.1. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств определяется в соответствии с нормами Гражданского законодательства РФ, регламентирующими возмездное оказание услуг.
При невозможности исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые отвечает Исполнитель, последний не вправе требовать оплаты услуги, а если она уже оплачена Заказчиком, обязан возвратить полученную от него денежную сумму и возместить иные убытки.
6.2. Исполнитель несет материальную ответственность за ущерб, причиненный Заказчику по вине работников, осуществляющих охрану объекта, в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим Законодательством РФ:
– за ущерб, причиненный кражами товарно-материальных ценностей, совершенных посредством взлома на объекте запоров, замков, дверей, окон, ограждений либо иными способами в результате ненадлежащей охраны;
– за ущерб, нанесенный уничтожением или повреждением имущества (в том числе путем поджога) посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект в результате ненадлежащего выполнения Исполнителем принятых по договору обязательств;
– за ущерб, причиненный пожаром или в силу других причин, происшедших по вине работников, осуществляющих охрану.
6.3. При наличии заявления Заказчика о причиненном ущербе ответственные представители Исполнителя обязаны участвовать в определении размера этого ущерба. Размер ущерба должен быть подтвержден соответствующими документами, материалами следственных органов и суда, расчетом стоимости поврежденных, уничтоженных или похищенных материальных ценностей, составленным с участием Исполнителя.
6.4. Факты хищения, уничтожения или повреждения имущества посторонними лицами, проникшими на охраняемый объект, либо вследствие пожара или в силу других причин, происшедших по вине работников, осуществляющих охрану объекта, устанавливаются в порядке, определяемом действующим законодательством.
Возмещение причиненного ущерба производится Исполнителем по представлению Заказчиком постановления органов дознания, следствия или приговора суда, установивших вину работников, осуществляющих охрану объекта.
6.5. Сумма финансовой ответственности Исполнителя по возмещению Заказчику документально подтвержденного ущерба не может превышать сумму годовой стоимости настоящего договора.
6.6. Исполнитель не несет ответственности:
– за имущественный ущерб, возникший вследствие неисполнения Заказчиком обязательств, принятых на себя в соответствии с условиями настоящего договора;
– за имущественный ущерб, причиненный стихийными бедствиями и авариями в сетях коммунальных служб;
– за ущерб, причиненный хищением денежных и товарно-материальных ценностей или их повреждением, если будет установлено, что они совершены в связи с несдачей или несоблюдением установленного порядка сдачи их под охрану либо несообщением Исполнителю об обнаружившихся неисправностях технических средств, обеспечивающих охрану объекта.
Стороны освобождаются от ответственности и от полного или частичного исполнения своих обязательств по настоящему договору в случае возникновения общепринятых обстоятельств непреодолимой силы, а также других событий, находящихся вне разумного контроля сторон и препятствующих выполнению сторонами своих обязательств.
7. Порядок разрешения споров
7.1. Споры сторон, которые могут возникнуть при исполнении договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров, которые проводятся по письменному уведомлению любой из сторон в трехдневный срок и оформляются протоколом. Стороны не вправе уклоняться от переговоров.
7.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров в течение одного месяца стороны вправе обратиться в арбитражный суд.
8. Особые условия и заключительные положения
8.1. В случае начала процедуры аннулирования лицензии на охранную деятельность Исполнитель обязуется незамедлительно уведомить об этом Заказчика.
8.2. Договор составлен в двух экземплярах, по одному из которых находится у каждой из сторон.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

«Первое сентября»

Трагическое происшествие в Амурском колледже строительства и коммунального хозяйства г. Благовещенска 14 ноября очередной раз подняло уже много раз обсуждавшуюся всеми проблему – кто виноват и что делать? От различных специалистов и экспертов звучат заявления об усилении контроля за ЧОПами, необходимости передачи охрану школ под подразделения Росгвардии, разработке стандартов и инструкций, а также о недопустимо низкой оплате охранных услуг. Свое мнение по данному вопросу высказал в интервью Директор НИЦ «Безопасность» Олег Владимирович Климочкин.

— Хотелось бы услышать Ваше мнение, как руководителя отраслевого центра, отвечающего за научный подход в обеспечении деятельности негосударственных охранных структур.

Предлагаю без эмоций разобрать причины низкого качества охраны объектов образования по их значимости.

Конечно же первая из них – отсутствие должного финансирования охраны. Об этом уже много говорилось экспертами на всех уровнях. Не может быть высокое качество охраны за деньги, не позволяющие выплачивать охраннику даже установленный в регионах размер МРОТ. Мы уже более двух лет пытаемся донести озабоченность охранного сообщества в данной части до руководителей всех уровней – нас просто не слышат, а некоторые и не хотят слышать.

Например, в день трагедии в Благовещенске, 14 ноября т.г., мы в очередной раз на площадке РСПП (Комиссия по безопасности предпринимательской деятельности и Региональное объединение работодателей в сфере охраны и безопасности) обсуждали проблему формирования начальной цены на охранные услуги за счет государственного заказа в городе Москве с приглашением представителей ответственных департаментов города. Финансовый блок принял участие в обсуждении в полном составе, а представители основного профильного подразделения – Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции — просто проигнорировали это мероприятие.

В соседней Московской области вопросы охраны вообще решаются на уровне районных администраций. Однако районы имеют разные финансовые возможности. Если в Рузском районе приемлема цена в 120 тыс. руб. в месяц за круглосуточный пост, то в соседнем районе охрану 20 детских садов имеется возможность осуществлять только ночью или днем по цене 50 тыс. за пост в месяц. При этом, если охранной организации привозить квалифицированный персонал, то только на дорогу придется потратить стоимость оплаты трех-четырех объектов. Это только примеры столичного региона, а в других федеральных округах в дотационных областях ситуация еще печальнее.

А ведь данный вопрос законодательство позволяет решать на уровне руководства субъектов Российской Федерации без вмешательства высших инстанций. Почему все ждут «нагоняя» от Президента или председателя Правительства страны – для нас непонятно.

Поэтому для экспертов в нашей сфере деятельности не новость, что охранник Амурского колледжа не имел соответствующей квалификации и не был трудоустроен в соответствии с требованиями законодательства.

Проводимые совместные мероприятия в рамках комиссий Координационного совета по вопросам частной охранной деятельности при Росгвардии с привлечением сотрудников Налоговой инспекции и Роструда выявляют такие факты повсеместно и в больших масштабах. В данной части привлечение охранника и директора охранного предприятия к ответственности просто необходимо, хотя и является запоздавшей реакцией на происходящее в отрасли.

Вторая причина исходит из первой – отсутствие желания брать на себя ответственность за обеспечение безопасности ввиду невозможности должным образом финансировать эти процессы, отсюда и нежелание вникать в этот вопрос. Зачастую это связано с отсутствием профессионализма и некомпетентностью отдельных исполнителей в органах власти.

Я не удивлюсь, если в очередной раз будет предлагаться передать охрану школ под вневедомственную охрану Росгвардии или ФГУП «Охрана». Также можно предположить, что инициатором будет Министерство просвещения и связанные с ним отдельные депутаты Государственной Думы. Ведь если охранять данную категорию объектов будет государственный орган, то и спрашивать за различные происшествия будут с него, а региональные органы управления в сфере образования и директора школ останутся в стороне.

Попытки реализации подобных инициатив уже имелись в городе Москве в 2007-2008 годах. По ходу проводимой работы выяснилось, что обеспечить все школы Москвы сотрудниками вневедомственной охраны на практике не представляется возможным. Кадровые службы вневедомственной охраны в спешном порядке искали женщин от 20 до 40 чуть ли не на улицах города, предлагая им льготные условия работы, одевая в форменную одежду и отправляя в учебные центры на 6 месяцев. Но набрать 10 тысяч новых сотрудников (развернутая дивизия) так и не удалось. Поэтому данная программа была свернута, а вместо этого в школах ввели участковых инспекторов по делам несовершеннолетних.

Примерно по таким же нормативам (более 6 человек на пост) работает и ФГУП «Охрана» Росгвардии, только цена поста в 2 раза выше, чем у частной охранной организации. Более того, на сегодняшний день данная организация в сжатые сроки в принципе не сможет набрать нужное количество квалифицированного персонала и обеспечить необходимое качество охраны на объектах образования, так как в данной части не решены проблемы даже в зонах своей ответственности. Это вызвано статусом фактического монополиста в определенной сфере охранных услуг, и, соответственно, отсутствием возможности со стороны заказчика как-либо повлиять на качество работы (типовые договора, качественно составленные грамотными юристами, не позволяют не то что расторгнуть договор, но и применять какие-либо штрафные санкции к организации даже если охранник покинет пост, либо просто будет на нем спать). Дисциплинарные меры для охранника ФГУП не действенны, так как на сегодня охранник – одна из самых востребованных профессий на рынке труда, и не только в столичном регионе.

Третья причина исходит из второй – отсутствие необходимого режима контроля за качественным исполнением охранниками своих обязанностей на постах именно со стороны администрации образовательной организации.

Правильная организация контроля выполнением охранных функций на постах охраны всегда способствует повышению качества охранных услуг и должному уровню безопасности объектов, фактически это основа охраны. Охранник, знающий, что его могут проверить в любой момент, в том числе, с негативными последствиями лично для него в виде штрафа, априори не допускает каких-либо нарушений и более ответственно подходит к выполнению своих обязанностей. Практически — это азы организации охранной службы, в том числе и в государственных силовых структурах.

Контроль за охранниками осуществляется, как правило, в форме проверок, самые эффективные из которых — внеплановые (внезапные), в том числе, проводимые скрыто. Также на практике используются как средства видеонаблюдения за действиями работников охраны, так и иные носимые технические устройства, позволяющие в режиме реального времени отслеживать местонахождения охранника на объекте, а группы быстрого реагирования — на маршруте.

Только последние трагические события в Благовещенске, Нарьян-Маре и Перми показали, что осуществление более тщательного контроля за действиями работников охраны образовательных организаций вполне вероятно могло бы предупредить произошедшее. Ведь ни администрация колледжа, ни представители регионального органа управления в сфере образования даже не поинтересовались, кто их охраняет, и есть ли у этого человека хотя бы удостоверение частного охранника, которое он в соответствии с законом должен иметь при себе на посту.

Руководство охранной организации это проблему решить не могло, так как само нарушало закон и хорошо знало, кто охраняет колледж. Поэтому очень важно осуществлять контроль именно со стороны ответственных лиц заказчика, в данной части, руководства образовательной организации, которое, в свою очередь, персонально отвечает за обеспечение антитеррористической защищенности вверенного ему учреждения, основным элементом которой является физическая охрана самого объекта образования. В данной части есть много положительных примеров организации работы. Например при Департаменте образования города Москвы создан координационный совет из специалистов в области охранной деятельности, а члены родительских комитетов вместе с представителями данного совета также осуществляют проверки несения службы в школах, в дополнение к достаточно серьезной организации контроля за несение службы охранниками в СРО «Школа без опасности» и входящих в него охранных организациях.

Кроме того, в типовом государственном контракте по оказанию охранных услуг по охране объектов и имущества, утвержденном для объектов города Москвы, предусмотрено, что основные ответственные лица Заказчика обязаны проводить плановые и внеплановые скрытые проверки соответствия объема качества и сроков оказываемых услуг на охраняемых объектах, в том числе мобильными группами, а также проводить проверку полноты состава наблюдательного дела и правильности ведения служебной документации.

Следует отметить, что массовые нарушения законодательства со стороны руководителей охранных организаций невольно спровоцированы и проводимой Минэкономразвития России политикой всеобщего снижения контроля за бизнесом без учета специфики охранной деятельности. Эта причина также связана с непрофессиональным подходом и игнорированием мнения профессионалов в данной сфере деятельности. Отдельные специалисты данного министерства до сих пор не понимают разницы между оказанием охранных услуг и иными видами предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, при любом государственном строе правом легитимного насилия в отношении граждан в целях поддержания законных требований и правопорядка наделяются только государственные силовые структуры (армия, полиция и другие уполномоченные органы власти). Государство фактически наделяет частные охранные предприятия такими властными полномочиями государственных силовых структур, в том числе, наделяет их правом использовать при этом служебное оружие. При этом какая составляющая в охранной деятельности — правоохранительная или коммерческая является главной — очень дискуссионный вопрос. Соответственно и государственный контроль за деятельностью частных охранных структур должен быть на несколько порядков строже.

Упомянутые выше случаи еще раз подчеркивают, что упрощенный режим контроля, фактически приведший к массовым проявлениям фальсификации охранных услуг, проводит к не прогнозируемому росту теневых экономических отношений и даже к трагическим последствиям. Только недавний вывод сферы охранной деятельности из-под действия общего законодательства о государственном контроле позволил начать эффективную работу по самоочищению охранной отрасли от различных «дельцов от охраны».

— Вы уже несколько раз ссылаетесь на положительный опыт города Москвы. Возможно его обобщить и распространить на другие регионы? Это уже предлагалось отдельными экспертами в том числе на уровне депутатов Государственной Думы.

Когда я назвал вторую причину низкого качества охраны объектов образования, я совместил вопросы некомпетентности и нежелания брать на себя ответственность. Практически в этом и состоит суть ответа на этот вопрос.

В ходе реализации комплекса мер, намеченных Аппаратом Совета безопасности Российской Федерации в марте 2019 г., в том числе, по подготовке единых требований к организации охраны и безопасности объектов образования, в первую очередь, общеобразовательных и дошкольных учреждений, кроме утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 новых требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения, приказом Росстандарта № 482-с от 9 августа т.г. утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования».

Данные документы взаимоувязаны и подготовлены в кратчайшие сроки, но к сожалению, к процессу реализации данных документов со стороны специалистов Министерства просвещения имеются многочисленные вопросы. При этом Постановление Правительства обязательно для всех, а ГОСТ является добровольным для его применения, но может стать обязательным для использования решением заказчика услуг.

Однако зачастую и введенные указанным правительственным постановлением требования по обязательной установке кнопок тревожных сигнализаций с выводом на подразделения вневедомственной охраны в отдельных регионах тоже являются проблемой. Так, в двух районах Свердловской области вообще нет подразделений вневедомственной охраны Росгвардии, но областное руководство дает обязательные указания о заключении соответствующих договоров на установку и реагирование. Зачем нужна такая профанация, при этом сопровождаемая тратой бюджетных средств? Наверное только для отчетов перед вышестоящими инстанциями.

Отдельно хотелось бы прокомментировать положительные моменты, введенные вышеуказанным ГОСТом. Обязательным требованием, установленным стандартом, является наличие у охранников ЧОПа дополнительной специальной подготовки и соответствующей квалификации, установленной профессиональным стандартом к работникам по охране образовательных организаций. Такой профессиональный стандарт уже существует и успешно применяется охранными организациями столичного региона и ряда других областей. Это один из примеров создаваемой в стране взаимосвязанной системы национальных стандартов и требований к профессиональной квалификации работников. Данное требование является дополнительным элементов в системе контроля за персоналом охранной организации и, соответственно, за качеством предоставления охранных услуг, руководство которых зачастую использует неквалифицированных работников.

Также важным нововведением являются прописанные в ГОСТе требования к организации взаимодействия Администрации образовательного учреждения с руководством и персоналом охранной организации на различных уровнях (генеральный директор либо начальник охраны объекта ЧОПа с руководством школы, а охранник с дежурным администратором). Установлена периодичность такого взаимодействия – еженедельно и в повседневном режиме соответственно.

Иными словами, «кто есть кто» из учеников охраннику должны рассказывать ответственные лица образовательной организации. Для этого имеются классные руководители и заведующие по воспитательной работе. Именно они должны обращать внимание охраны на проблемных подростков, которых на дню можно и нужно и по десять раз досмотреть, я уже не говорю о каких-либо имеющихся проблемных инцидентах внутри школьных коллективов и имеющихся угрозах насильственных актов.

В данном случае не будет возникать необходимость повально досматривать всех учащихся металлодетектором и устраивать при входе вместо школы аэропорт Домодедово в отпускной сезон. Кроме этого, ГОСТом вводится процедура обязательного совместного обследования объекта после заключения договора на охрану и перед началом учебного года, при которой руководство школы совместно с руководством охранной организации будут детально обследовать уязвимые места зданий и территории образовательного учреждения, состояние технических средств охраны, оснащенность входов и выходов необходимыми устройствами, проверять соответствие принимаемых охранных мероприятий положениям Технического задания на охрану и реальной потребности. По итогам обязательно составляется Акт обследования, где все замечания и предложения будут зафиксированы в этом акте.

Учитывая, что физическая охрана объектов остаётся главной формой профилактического воздействия на большинство угроз, а пропускной и внутриобъектовый режимы являются основополагающим инструментом для профилактики и пресечения угроз криминального характера, в данный ГОСТ включены в качестве рекомендуемых приложений включены:

  • Типовое положение о пропускном и внутриобъектовом режимах;
  • Типовая должностная инструкция охранника образовательной организации.

При этом ГОСТ Р 58485-2019 вводит единообразные требования к действиям во многих ситуациях, возникающих в повседневной деятельности. Данные положения ГОСТа чрезвычайно важны как для вопросов обеспечения безопасности персонала и учащихся, так и для самих работников охраны.

Например, все слышали о резонансном судебном процессе в Перми в отношении охранницы школы № 127, в которой 15 января 2018 года двое подростков устроили резню. В результате данного нападения пострадали ученики четвертого класса и педагог. Охранницу Яну Галкину, которая пустила юношей в школу, обвинили в уголовном преступлении — оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью. Ей назначен срок – 2 года ограничения свободы (на момент публикации интервью уже известно, что Яна Галкина оправдана — прим.ред.).

Судебное разбирательство показало наличие многих спорных моментов в действиях охранницы и администрации школы: были ли какие-то устные указания охраннику, должна ли она была их исполнять, можно ли было допускать в школу подростка без пропуска – эти и другие моменты сейчас рассматриваются правосудием. Конечно, вводимые требования к обязательному взаимодействию администрации образовательной организации с охраной могут привести при подобных трагедиях и к ответственности руководителей органов образования и самих образовательных учреждений, что возможно в отдельных случаях будет достаточно справедливым.

Например, трагедия в Благовещенске напоминает мне ситуацию, когда одно столичное охранное предприятие в 2002 году взяло под охрану совместное предприятие фирмы Дженерал-моторс в Тольятти (выпускало модели Шевроле-Нива и Шевроле-Вива). Объект был расположен в одном из цехов на территории АО «АвтоВАЗ». Охранная организация охраняла только периметр цеха и прилегающую территорию, осуществляя пропускной режим.

Анализ производственных процессов и имеющейся системы экономической безопасности показал, что на самом совместном предприятии на производстве полностью отсутствовал какой-либо складской и производственный учет комплектующих деталей, так как американские менеджеры экономили на должностях кладовщиков и учетчиков, и искренне считали, что у всех работников должна быть внутренняя корпоративная культура и ответственность за имущество предприятия на котором работаешь. Один раз в полгода они проводили ревизию, в результате которой постоянно недосчитывались деталей на десятки миллионов рублей. Итогом ревизии была смена одного охранного предприятия на другое. И так продолжалось очень долго, вплоть до закрытия данного проекта.

Поэтому искать причины случившего только в охране внешнего периметра для любого здравомыслящего человека (который не из числа американских автомобилестроителей) является абсурдом – поиском «крайнего». И мы в последнее время замечаем, что охранник фактически начинает выступать в роли «стрелочника».

Вместе с тем, не отвлекаясь на эмоции, можно констатировать, что обеспечение охраны школ по единым правилам приведет к положительному результату и поможет свести к минимуму трагические происшествия. В настоящее время, ГОСТ Р 58485-2019 уже принят к руководству всеми членами Саморегулируемой организации Ассоциация «Школа без опасности», которая обеспечивает охрану школ города Москвы и является основным разработчиком ГОСТа. 19 сентября т.г. руководство Ассоциации уведомило об этом руководство Департамента образования и науки города Москвы и ходатайствовало о принятии данного стандарта к исполнению всеми образовательными учреждениями столицы.

Здесь следует понимать, что никакая охрана не сможет гарантировать прекращение различных инцидентов, но организовать элементарно необходимую систему мер по их предотвращению возможно уже сейчас, необходимо только желание руководителей соответствующих органов, отвечающих за данное направление деятельности и привлечение к данной работе представителей профессионального сообщества.

При этом обязательным условием является четкое распределение ответственности за происходящее между всеми участниками, а не делать из охранника «стрелочника», является ли он работником частного охранного предприятия или подразделения государственной охраны, а также помнить, что его функции ограничены должностной инструкцией, которую должен составлять его руководитель и обязательно согласовывать ее положения с заказчиком.

Справочно

В настоящее время в Российской Федерации функционирует свыше 20 тысяч частных охранных структур, в которых работает более 658 тыс. охранников, имеющих соответствующую квалификацию. Силами охранных организаций охраняется примерно 1239 тысяч объектов, при этом для оказания охранных услуг используется около 75 тыс. единиц огнестрельного оружия.

НИЦ «Безопасность»

Охрана образовательных организаций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *