Оформление результатов налоговой проверки

Порядок оформления результатов налоговых проверок

Результаты документальной проверки (ст. 100 НК РФ) оформляются должностными лицами налоговых инспекций в следующем по­рядке.

Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю).

После этого в течение двух месяцев со дня составления справки о проведении выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ). Справкас указанием наименования предприятия; даты проверки; переч­ня проверенных вопросов; периода, за который она проводи­лась; данных о соблюдении предприятием налогового законо­дательства, о правильности исчисления налогов, и т.д.

Если в результате проведения камеральной налоговой проверки выявляется факт совершения налогового правонарушения (иного нарушения законодательства о налогах и сборах), то должностные лица налогового органа, проводящие проверку, в течение 10 дней после окончания камеральной проверки обязаны составить акт налоговой проверки по установленной форме (ч. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки является итоговым документом любой выездной налоговой проверки, а также тех камеральных проверок, в результате которых выявлены нарушения налогового законодательства. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения акта налоговой проверки, факт уклонения отражается в акте, а сам акт направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. Причем датой вручения акта будет считаться шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, проверяемый вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Таким образом, у налогоплательщиков стало больше времени для обжалования акта налоговой проверки. Прежний срок для обжалования составлял две недели.

Протоколы об администра­тивных правонарушениях, исковое заявление о взыскании налоговой санкции (ст. 104 – 105 НК РФ) составляют в случаях выявлениянарушений налогового законодательства, порядка ведения учета доходов, расходов, денежных операций.

Акт должен составляться в двух экземпля­рах со всеми приложениями, а в отдельных случаях и с прото­колом изъятия документов. Акт, подписанный проверяющими, вручается под роспись руководителю и главному бухгалтеру предприятия. Первый экземпляр остается в налоговой инспек­ции, второй передается предприятию (ст. 21 НК РФ)

Материалы проверок (акты, протоколы об администра­тивных правонарушениях и др.) не позднее следующего дня после прибытия проверяющего в налоговый орган регистриру­ются в специальном журнале, который должен быть пронуме­рован, прошнурован и скреплен печатью налогового органа. Все материалы по документальной проверке предприятия хра­нятся в архиве государственной налоговой инспекции в тече­ние десяти лет.

Руководители налоговых органов в течение не более деся­ти дней со дня подписания актов проверок должны принять соответствующие решения, в том числе о применяемых к нало­гоплательщику санкциях. О принятом решении налоговые орга­ны извещают в письменном виде налогоплательщика не менее чем за три дня, не считая времени на пробег почты, до наступ­ления срока уплаты доначисленных сумм.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения акта налоговой проверки, факт уклонения отражается в акте, а сам акт направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. Причем датой вручения акта будет считаться шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Заключительный этап любой налоговой проверки – документальное оформление ее итогов. Датой окончания выездных контрольных мероприятий является день составления справки по результатам проверки, после чего инспекторам отводится некоторое время на составление акта. Рассмотрим, в каком порядке производится оформление результатов налоговой проверки.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Справка в тот же день вручается налогоплательщику либо его представителю, возможна также передача справки в электронном виде. Если налогоплательщик получать справку отказывается, документ будет направлен ему почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Когда справка составлена, налоговая выездная проверка считается законченной, а значит проверяющие больше не вправе запрашивать документы и даже находиться в офисе, или на иной территории налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Акт налоговой проверки

Далее, по результатам выездной налоговой проверки составляется акт. На его подготовку налоговикам отводится до 2-х месяцев, считая от даты составления справки (для консолидированной группы – 3 месяца). Причем, не имеет значения, каким образом справка была передана налогоплательщику – сразу на руки, или отправлена почтой. Исчисление двухмесячного срока начинается именно со дня составления, а не получения справки налогоплательщиком.

Форма и требования к акту проверки установлены ст. 100 НК РФ и приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (приложения 23, 24). Составление акта обязательно, даже если проверяющие не выявили нарушений законодательства по налогам. Порядок реализации результатов налоговой проверки установлен статьями 100 и 101 НК РФ.

Форма акта может быть бумажной или электронной, при этом на бумаге акт может заполняться на бланке вручную, или с помощью компьютера. Все листы акта и приложений нумеруются, прошиваются, приложения заверяются подписью руководителя ИФНС. В тексте документа нельзя допускать корректировки и исправления, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.

Акт, применяемый для оформления результатов налоговой проверки, состоит из 3-х частей:

Результат выездной налоговой проверки – это выявленные факты налоговых правонарушений. Все они должны быть обоснованы, по каждому указываются ссылки на нарушенные нормы налогового права, протоколы контрольных действий, первичные бухгалтерские документы и др.

  1. Вводная часть включает:
    • дату акта — это день подписания акта проверяющими,
    • название проверяемой организации, Ф.И.О. ИП, или физлица, адрес места нахождения,
    • реквизиты решения о выездной проверке,
    • список документов, которые налогоплательщик представил проверяющим при проверке,
    • перечень проверяемых налогов, сборов, взносов и периодов,
    • даты начала проверки и окончания,
    • проведенные при проверке контрольные мероприятия и т.п.
  2. Описательная часть содержит:
    • обнаруженные в ходе проверки, подтвержденные документами факты нарушения налогового законодательства,
    • если нарушений нет, делается запись об их отсутствии,
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.
  3. Итоговая часть включает:
    • выводы проверяющих и предложения по устранению нарушений, как результат налоговой проверки,
    • Ф.И.О. проверяющих и их должности,
    • количество листов приложений

Подписывается акт обеими сторонами, а при отказе налогоплательщика подписать, это фиксируется в акте. Один экземпляр остается налоговикам, а второй вручается налогоплательщику. На вручение отводится 5 дней. При отказе в получении, акт направляется заказным письмом по почте, при этом датой его вручения считают 6-й день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

59. Оформление результатов налоговых проверок и принятие решений по ним.

По результатам выездной налоговой проверки составляются:

1) справка о проведённой налоговой проверке;

2) акт выездной налоговой проверки;

3) решение.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть рассмотрены руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней.

По результатам рассмотрения руководитель (его заместитель) налогового органа выносит одно из следующих решений:

– о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

56. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так ифизические лица.. Это означает, что законом установлено четыре главных признака, при соблюдении которых деяние может квалифицироваться как налоговое правонарушение.

Это, во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы, установленной законодательством о налогах и сборах.

Второй признак — виновность правонарушителя, то есть наличие у него умысла либо же проявленная им неосторожность. Отсутствие вины исключает применение санкций.

Следующий обязательный признак правонарушения — наличие причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями.

Наконец, четвертое — это признак наказуемости деяния.

Налоговый кодекс устанавливает недопустимость повторного привлечение одного и того же лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно следует отметить, что в случае совершения одним лицом нескольких правонарушений, предусмотренных НК РФ, с этого лица взыскиваются в полном объеме санкции, установленные за совершение каждого из совершенных правонарушений без поглощения менее строгих санкций более строгими.

За совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности, если со следующего дня, после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение, истекли три года. За совершение всех остальных налоговых правонарушений лицо может быть привлечено к ответственности в течение трех лет со дня совершения соответствующего правонарушения. При этом санкции (штрафы) взыскиваются налоговыми органами исключительно через суд, обратиться в который с иском о взыскании санкций налоговый орган вправе не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

12.1. Налоговые проверки

Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика.

Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов:

– выездные,

– камеральные,

– встречные,

– дополнительные,

– повторные выездные налоговые проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК РФ.

Статья 87 НК РФ установила период в деятельности предприятия, который может стать предметом камеральных и выездных проверок. Этот период – три календарных года, предшествующих дате проверки.

Срок давности для ответственности за налоговое правонарушение определен четко (ст.113 НК РФ). Он составляет три года и исчисляется со следующего дня после совершения правонарушения. Если же было допущено и подтверждено грубое нарушение – неуплата или неполная уплата налога, игнорирование правил учета доходов и расходов (объектов налогообложения), – срок давности ответственности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение.

12.2. Выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа (его заместителя) не чаще одного раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренномст. 94 НК РФ, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.

Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

12.3. Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.

Суть камеральной проверки состоит в следующем: сначала инспектор изучает документы, подлежащие сдаче в налоговый орган в обычном порядке и только при наличии каких-либо вопросов может затребовать дополнительные сведения. Как правило, в ходе камеральной проверки выявляются арифметические ошибки в отчетности и сверяются сведения в документах.

Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Выездная проверка как наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны, т. е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной проверки налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (ст.93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки

Непосредственно после окончания выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Следовательно, окончания проверки является день составления справки налогового органа.

Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки.

Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

В акте выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой – вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям). Передача производится под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

– о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Оформление результатов выездной налоговой проверки и принятие решения по ней

По результатам выездной налоговой проверки составляются:

1) справка о проведённой налоговой проверке;

2) акт выездной налоговой проверки;

3) решение (если в ходе проверки были обнаружены нарушения налогового законодательства).

Пребывание проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика завершается составлением справки о проведённой выездной налоговой проверки, форма которой установлена в Приложении № 3 к Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г.

№ 60.

Составление такой справки предусмотрено ст. 89 НК РФ (последний абзац), но в данной статье ничего не говорится о том, что копия справки вручается налогоплательщику либо что налогоплательщик должен быть ознакомлен со справкой. После подписания справки доступ проверяющих на территорию налогоплательщика возможен только с его добровольного согласия, даже если не истёк срок проведения проверки.

Акт выездной налоговой проверки составляется не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведённой проверке. Акт, согласно Инструкции о «Порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах» от 10 апреля 2000 г. № 60 (далее Инструкция), должен содержать систематизированное изложение документально подтверждённых фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений. Нужно отметить, что это срок не является пресекательным, т.е. его нарушение не лишают инспекции права на санкции. В акте подлежат отражению все выявленные в процессе проверки факты нарушений налогового законодательства и связанные с этими нарушениями обстоятельства, которые имеют большое значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Есть общие требования к составлению акта (согласно Инструкции):

— составляется на бумажном носителе на русском языке;

— должен иметь сквозную нумерацию страниц;

— не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписавших акт;

— все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте с одновременным указанием их рублёвого эквивалента по курсу, установленному Банком России;

— при использовании в тексте сокращённых наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращённого наименования или аббревиатуры;

— составляется в двух экземплярах, один из которых остаётся на хранении в налоговом органе, а другой передаётся руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).

При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушения налогового законодательства, содержащие признаки преступления, акт составляется в трёх экземплярах. Третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы налоговой полиции (п.

3 ст. 32 НК РФ).

Сведения, содержащиеся в акте и относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы, за исключением предусмотренных законодательством случаев.

К содержанию акта также предъявляются определённые требования. Акт должен состоять из вводной, описательной и итоговой части.

Во вводной части указываются общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или представительстве (в случае проведения соответствующей проверки). В этой части акта должны содержаться такие данные, как:

— номер акта проверки (присваивается при его регистрации в налоговом органе);

— полное и сокращённое название проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя (при проверке филиала или представительства — их полное и сокращённое наименование);

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— наименование места проведения проверки (населённого пункта, на территории которого происходила проверка);

— дата составления акта (эта дата подписания акта лицами, проводившими проверку);

— фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности, с указанием наименования налогового органа, который они представляют, а также их классные чины (при их наличии; если в проверке участвовали сотрудники органов налоговой полиции, то во вводной части указываются фамилии, имена, отчества, должности, специальные звания этих лиц, а также наименование органа налоговой полиции, который они представляют);

— дата и номер решения о проведении выездной проверки (если это проверка в порядке контроля — то соответствующего постановления);

— указание на вопросы проверки: «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах» (если проверка проводится по всем видам налогов и сборов) или «проверка по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления (наименование нало-га(ов), сбора(ов))» (если проверка проводится по отдельным видам налогов или сборов).

— период, за который проведена проверка;

— дата предъявления налогоплательщику решения или постановления о проведении проверки и окончания проверки (составление справки о проведённой проверке);

— фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (её филиала или представительства) — руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. Если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собрания учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;

— адрес места нахождения организации (её филиала или представительства) или постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, а также место осуществления её (его) хозяйственной деятельности в случае несовпадения с вышеуказанным адресом;

— сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);

— сведения о фактически осуществляемых организацией видах деятельности, в том числе и о запрещённых законодательством или осуществляемых без лицензии;

— сведения о методе проведения проверки по степени охвата её первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на те разделы документации, которые были проверены сплошным, и те, которые были проверены выборочным методом (если по запросу проверяющего налогоплательщик представил неполный комплект документов необходимых для проверки, то приводится перечень непредставленных документов);

— сведения о встречных проверках, о производстве выемки документов или предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотре его территории и помещений и иных действий, произведённых в ходе проверки;

— иные необходимые сведения.

Описательная часть акта должна содержать систематизированное изложение документально подтверждённых фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых.

Содержание описательной части должно отвечать требованиям:

1. Объективность и обоснованность.

Отражаемые факты должны: являться результатом тщательно проведённой проверки, исключать физические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии действий (бездействия) налогоплательщику законодательству. По каждому факту должны быть изложены:

— вид налогового правонарушения, статья (часть, пункт статьи) НК РФ, предусматривающая данное правонарушение, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;

— оценка количественного и суммового расхождения между заявленными организацией (индивидуальным предпринимателем) в налоговых декларациях данными, связанными с исчислением и уплатой налогов и сборов, и фактическими данными, установленными в ходе проверки (соответствующие расчёты должны быть включены в акт проверки или приведены в составе приложений к нему);

— ссылка на первичные бухгалтерские документы (при необходимости указываются бухгалтерские проводки по счетам и порядок отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учёта) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

— квалификация совершённого правонарушения со ссылками на соответствующие нормы НК РФ и иных нарушенных нормативно-правовых актов о налогах и сборах;

— ссылка на заключения экспертов (если проводилась экспертиза), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий налогового контроля (если такие действия производились).

В акте не должно быть субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

2. Полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений.

Каждый факт правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение обстоятельств правонарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые имеют отношение к этому факту, а также на результатах проведения необходимых действий налогового контроля.

В акте должны отражаться все существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным правонарушениям, такие как: сведения о непредставленных налоговых декларациях, о правильности и полноте отражения операций в бухгалтерском учёте, об источниках оплаты производственных затрат, об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение правонарушения, и т.д.

Если налогоплательщик внёс в установленном порядке дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пени до того, как он узнал о назначении выездной проверки, то эти дополнения и изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта выездной проверки. При этом в акте следует указать дату представления заявления о дополнении и изменении налоговой декларации, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и сборов.

3. Чёткость, лаконичность и доступность изложения.

Формулировки, содержащиеся в акте, должны исключать возможность двоякого толкования, а изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным и по возможности доступным лицам, не имеющим специальных познаний в области бухгалтерского учёта.

4. Системность изложения.

Выявленные нарушения должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в зависимости от характера нарушений и видов налогов и сборов, на неуплату (неполную уплату) которых эти нарушения повлияли.

Однородные массовые нарушения могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В данном случае в тексте излагается сущность этих нарушений со ссылкой на конкретные нарушенные нормы НК или иных нормативно-правовых актов, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий нарушений и производится отсылка к соответствующему приложению акта. При этом приложения должны содержать полный перечень однородных правонарушений с указанием периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документов, по которым совершена соответствующая операция; сущность операции; количественное (суммовое) выражение последствий нарушения. Каждое приложение подписывается проверяющими, а также руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями.

Итоговая часть акта содержит:

— сведения об общих суммах выявленных при проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и сборов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия); о налогах и сборах, ис

численных в завышенных размерах, с разбивкой по видам и налоговым периодам, а также обобщённые сведения о других фактах налоговых и иных правонарушений;

— предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Эти предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на:

а) пресечение выявленных нарушений и полное возмещение ущерба, понесённого государством в результате их совершения (т.е. взыскание недоимки по налогам, пени за несвоевременную уплату налогов и сборов (с приложением расчёта пени));

б) приведение налогоплательщиком учёта своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии с установленным порядком и т.д.;

— выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика (его представителей) признаков налогового(ых) правонарушения(й). Эти выводы и предложения должны содержать указание на вид совершённых правонарушений со ссылкой на нормы НК РФ, которые предусматривают ответственность за данный вид правонарушений.

Акт не имеет никакой правовой силы без документального подтверждения описанных в нём фактов. Документы, составляющие доказательную базу выявленных нарушений, прилагаются к акту. В обязательном порядке к акту должны быть приложены:

— решение о проведении выездной проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику, прилагается копия указанного решения);

— копия требования о представлении необходимых для проверки документов;

— уточнённые расчёты по видам налогов, которые проверяющие составляют при выявлении налоговых правонарушений (кроме случаев, когда указанные расчёты приведены в тексте акта);

— акты инвентаризации имущества (если она была проведена);

— материалы встречных проверок (если были проведены);

— заключения экспертов (при проведении экспертизы);

— протоколы опроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения; протоколы, составленные при производстве иных действий налогового контроля, а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (если они имели место);

— справка о проведённой проверке, составленная проверяющими по её окончании.

К акту также могут прилагаться:

— копии (при выемке документов-подлинников) документов, подтверждающих нарушения налогового законодательства.

При изложении фактов нарушений в описательной части акта делается запись о приложении изъятых подлинных документов или их копий, которые подтверждают наличие соответствующих нарушений;

— справка о наличии расчётных, текущих и иных счетов в банках и других кредитных учреждениях, подписанная проверяющими и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями;

— справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования; составе учредителей с указанием долей участия;

— справка о месте нахождения обособленных подразделений (их адреса, ИНН, код причины постановки на учёт), производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации; наличии в собственности налогоплательщика земельного участка. Справка подписывается проверяющими и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем либо их представителями;

— иные материалы, которые могут подтвердить факты налоговых правонарушений и могут помочь при принятии решения по результатам проверки.

Акт подписывается проверяющими и руководителем проверяемой организации (проверяемым индивидуальным предпринимателем). Если они отказываются это сделать, то руководитель проверяющей группы (либо проверяющий) на последней странице акта делает соответствующая запись.

Подписанный акт вручается руководителю проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) или их представителям, о чём на последней страницы экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись: «Экземпляр акта с (количество приложений) приложениями на (количество) листах получил» за подписью лица, получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта. Если данные лица уклоняются от получения акта, то на последней его странице делается запись об этом.

Акт также может быть направлен налогоплательщику (его представителю) по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В таком случае документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта налогоплательщику, прилагаются к экземпляру акта, который остаётся на хранении в налоговом органе.

Акт налоговой проверки перед вручением налогоплательщику или его представителю регистрируется в налоговом органе в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, выводами и предложениями, изложенными проверяющими в акте проверки, то он в течение двух недель со дня получения акта должен представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом либо по отдельным его положениям. При этом налогоплательщик может приложить к письменному объяснению (возражению) или представить в этот же срок в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

Если акт был отправлен по почте, то в соответствии с п. 4. ст. 100 НК РФ датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. В этом случае срок для представления налогоплательщиком своих возражений по акту отсчитывается с этого дня.

Налоговое законодательство устанавливает определённый порядок вынесения решения по результатам проверки.

По истечении двухнедельного срока для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, руководитель (заместитель) налогового органа не более чем через 14 дней рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налого-

плательщиком (п. 6 ст. 100 НК РФ)35, и по результатам рассмотрения материалов проверки выносит решение.

Если налогоплательщик представляет письменные объяснения или возражения по акту, то материалы проверки должны рассматриваться в присутствии должностных лиц проверенной организации либо индивидуального предпринимателя или их представителей. Налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки заблаговременно36. Если налогоплательщик, извещённый в установленном порядке, не явился, то материалы проверки, а также представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматривают в его отсутствие.

По результатам рассмотрения руководитель (его заместитель) налогового органа выносит одно из следующих решений:

35 Согласно указанной нормы материалы и документы, представленные налогоплательщиком, а также акт проверки должны быть рассмотрены руководителем налогового органа в течение 28 дней с момента получения акта проверки налогоплательщиком, т. е. в течение как минимум 28 дней с момента составления акта (при непосредственном вручении налогоплательщику) и как максимум 34 дней (в случае пересылки акта почтой).

36 При отправлении по почте это будет 6 дней с даты отправки. После этого почтовое отправление считается полученным адресатом.

— о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в случае, если для принятия окончательного решения по результатам проверки требуется проведение конкретных действий по доказыванию налогового правонарушения с привлечением экспертов, специалистов, переводчиков, обладающих специальными знаниями и навыками.

Однако дополнительные мероприятия налогового контроля проводятся только теми документами, которые получены в ходе проверки, и только вне территории проверяемого налогоплательщика, кроме случаев проведения мероприятий на территории налогоплательщика с его добровольного согласия или добровольного представления дополнительных документов самим налогоплательщиком.

Истребование налоговым органом дополнительных документов после завершения выездной проверки (т. е. после составления справки о проведённой проверки) неправомерно.

Юрист налогового органа визирует проект любого из вышеперечисленных решений перед его принятием.

Если в ходе проверки не было обнаружено налоговых нарушений, то решение не выносится, кроме случаев вынесения руководителем (его заместителем) налогового органа решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Вводная часть должна содержать:

— номер решения и дату его вынесения;

— наименование налогового органа;

— наименование населённого пункта, на территории которого находится налоговый орган;

— должность, чин (при его наличии), фамилию, имя и отчество руководителя (его заместителя) налогового органа, которым вынесено решение;

— дату и номер акта проверки, по материалам которой выносится решение;

— полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого выносится решение;

— наименование филиала или представительства организации (если выносится решение по результатам проверки филиала или представительства), ИНН, код причины постановки на учёт.

В описательной части излагаются обстоятельства совершённого налогоплательщиком правонарушения, как они установлены проведённой проверкой, документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, а также обстоятельства, смягчающие ответственность, оценка представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

Резолютивная часть содержит:

— ссылку на ст. 101 НК РФ, предоставляющую право руководителю (его заместителю) налогового органа выносить решение о привлечении к ответственности;

— суммы налогов (сборов), подлежащих уплате в бюджет;

— суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов);

— суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов);

— указания на статьи НК РФ, предусматривающие меры ответственности за конкретные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности;

— предложения по устранению выявленных правонарушений и добровольной уплате сумм налоговых санкций в срок, указанный в требовании.

Если выносится решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, то в описательной части излагаются обстоятельства, содержащие признаки правонарушений, а также установленных в процессе производства по делу обстоятельства, исключающих привлечение к ответственности.

Обстоятельствами, исключающими привлечение к ответственности, являются (ст. 109 НК РФ):

— отсутствие события налогового правонарушения;

— отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

— совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения шестнадцатилетнего возраста;

— истечение сроков давности привлечения к ответственности. Обстоятельства, исключающие вину, перечислены в ст. 11 НК РФ,

а сроки давности привлечения к ответственности — в ст. 113 НК РФ.

В частности, лицо нельзя привлечь к ответственности, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение, истекли три года. Исчисление сроков давности со следующего дня после окончания налогового периода применяется при правонарушениях, предусмотренных ст. 120 и ст. 122 НК РФ (т.е. при грубых нарушениях правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неупла

та или неполная уплата сумм налога). В остальных случаях срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

В резолютивной части решения об отказе в привлечении к ответственности даются ссылки на соответствующие пункты ст. 109 НК РФ, которые являются основанием для принятия решения.

Налоговый орган в течение 10 дней с даты вынесения решения должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения и требование вручаются налогоплательщику или его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если этими способами вручение невозможно, то решение или требование отправляются по почте заказным письмом и считаются полученными по истечении 6 дней после отправки.

Если требование об уплате налога не исполняется в указанный срок, то выставляется инкассовое поручение на бесспорное взыскание недоимки со счетов налогоплательщика в банках. Однако взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога возникла из изменения налоговым органом (п. 1 ст. 45 НК РФ):

— юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами;

— юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Если обнаружены нарушения, за которые НК РФ предусматривает меры ответственности в виде штрафных санкций, то налогоплательщику предлагается добровольно уплатить суммы штрафов. Форма такого предложения может быть произвольной. Зачастую это предложение включается в требование об уплате налога и пени.

Если налогоплательщик отказывается добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропускает срок уплаты, то налоговый орган обращается с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции в суд.

Руководитель (его заместитель) налогового орган выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в том случае, если имеются обстоятельства, исключающие вынесение правильного и обоснованного решения о привлечении к ответственности на основании имеющихся материалов проверки. В таком случае, в описательной части решения излагаются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

Оформление результатов налоговой проверки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *