Оффшор в России

Есть ли оффшоры (оффшорные зоны) в России?

В новейшей истории России в СМИ достаточно часто встречается упоминание о наличии или возможности организации оффшорных зон на территории Российской Федерации. Однако как таковых оффшоров, под которыми подразумеваются юрисдикции, в которых отсутствует налогообложение для компаний, не ведущих деятельности на их территории, в России не существует. Как правило, под этим понятием подразумевают так называемые особые экономические зоны. Давайте разберемся, что же это такое.

Согласно российскому законодательству, особая экономическая зона (далее ОЭЗ) – это часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Эти зоны создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Иными словами, цель создания ОЭЗ направлена на экономическое развитие соответствующей территории, следовательно, организации, зарегистрированные в ОЭЗ, должны вести свою деятельность непосредственно на территории данной зоны.

Существует четыре вида ОЭЗ:

  1. Промышленно-производственные: Республика Татарстан, Липецкая область и другие.
  2. Технико-внедренческие: Санкт-Петербург, Подмосковье.
  3. Туристско-рекреационные: Алтай, Республика Бурятия, Иркутская область.
  4. Портовые: Ульяновская область, Хабаровский край.

В качестве примера ОЭЗ можно привести Калининградскую область. Ее функционирование регулируется отдельным Федеральным Законом № 16 от 2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». ОЭЗ в Калининграде – это территория, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны. Основной целью ее создания является привлечение инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В течение первых шести лет с момента внесения в реестр к резидентам ОЭЗ в Калининграде применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций: по ставке 0% – первые 6 лет и 50% от установленной ставки в Российской Федерации на соответствующий период – с 7 по 12 годы. Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Несмотря на существующие налоговые льготы в российских ОЭЗ, их никак нельзя сравнить с классическим понятием «оффшор» в его зарубежном воплощении. Работа в них осложнена рядом моментов, таких как: необходимость ежеквартально и ежегодно вести бухгалтерский учёт и представлять бухгалтерскую отчетность подобно компаниям в обычных регионах России, а также платить налоги непосредственно по месту регистрации. В связи с этим может возникнуть вопрос, насколько обоснованно применять льготный налоговый режим ОЭЗ, если организация будет вести коммерческую деятельность за пределами данной территории?

Для ведения деятельности в ОЭЗ предполагается открытие расчетных счетов в российских банках, что чаще всего не удовлетворяет потребностям современных бизнесменов, предпочитающих работать с иностранной валютой и осуществлять транзакции, используя счета в иностранных банках, где отсутствуют какие-либо требования валютного контроля. Кроме того, стоимость регистрации компании в ОЭЗ РФ значительно превышает стоимость открытия компании за рубежом (как в классических оффшорных юрисдикциях, так и в других государствах, предоставляющих значительные налоговые послабления).

Офшорные зоны в России

Следует отметить, что современные политические реалии вызвали необходимость создания «антисанкционного поля» для российских предпринимателей.

В июле 2018 года был принят пакет законов, которые ввели в российское законодательство новый механизм – так называемые русские офшоры на территории островов Русский (Приморский Край) и Октябрьский (Калининградская область).

Регулирование предусматривает возможность на определенных условиях редомицилировать (изменить юрисдикцию) иностранную компанию на острова Русский и Октябрьский с предоставлением налоговых льгот.

Что это за условия?

  1. Иностранная компания должна быть зарегистрирована до 01.01.2018 в государстве-члене ФАТФ или члене Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма (Манивэл).
  2. Необходимо инвестировать в РФ не менее 50 млн рублей в течение полугода с момента регистрации международной компании.
  3. Компания должна вести деятельность на территории нескольких государств.

Какие льготы дает специальный административный район?

  1. Доходы от продажи акций или долей участия в российских или иностранных организациях, которые получает международная холдинговая компания, будут облагаться налогом на прибыль по нулевой ставке.
  2. Доходы в виде прибыли, полученной контролируемыми иностранными компаниями в период до 1 января 2029 г., не подлежат учету при определении налогооблагаемой базы.
  3. Дивиденды, которые выплачены международной холдинговой компанией иностранным лицам, будут облагаться налогом на прибыль по ставке 5% и другие.

В условиях деофшоризации и усиления контроля со стороны налоговых органов России за иностранным бизнесом резидентов РФ, появление специальных административных районов может быть хорошей альтернативой классическим офшорам.

Существуют ли в России офшорные зоны?

Начнем с того, что официально офшоров на территории России нет, существуют они под названием свободные экономические зоны. Деятельность свободных экономических зон регламентирована ФЗ № 116 от 22.07.2005 (посл. изм. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в РФ». Согласно этому закону свободной экономической зоной называется территория, на которой установлен режим специального налогообложения.

По идее правительства установленные льготы позволят активнее развиваться территориям на которых они установлены. Таких зон в стране 25 они разделяются на четыре основных кластера:

Промышленные- Алабуга, Липецк, Тольятти, Титановая долина, Могилино

Инновационные- Дубна, Зеленоград, Томск, Санкт-Петербург, Иннополис

Туристические: Ворота Байкала, Куршская Коса и еще десять территорий

Портовые: Мурманск, Хабаровск, Ульяновск

Все льготные налоговые зоны России предусматривают следующие преференции для резидентов:

— понижение налога на прибыль

— низкий транспортный налог

— освобождение от налога на землю до десяти лет

— освобождение от налога на имущество

— ускоренная амортизация

-пониженные коэффициенты взносов в соцстрах

Так почему же, если все так радужно наши «офшоры» совсем не популярны у бизнесменов? Главный и самый серьезный минус, это то, что независимо от места своей деятельности наши офшоры платят налоги по месту регистрации.

Наши и настоящие, зарубежные офшоры просто нельзя сравнивать. Для компаний, зарегистрированных в свободных экономических зонах нет никакого послабления в подаче отчетности. Уровень обслуживания и степень конфиденциальности не идут ни в какое сравнение с зарубежными офшорными зонами. А про размеры налоговых льгот и говорить не приходится.

Подавать отчетность в одном месте, а вести диалог с фискальными службами по месту ведения деятельности, так это вообще история, страшнее которой и придумать нельзя!

Да, и еще, понижение налоговых выплат компенсируется ежегодными взносами в бюджет региона, где компания зарегистрирована. Наши «оффшоры» размещают деньги на счетах в наших банках, отчего средства не защищены от инфляции и внутриполитической нестабильности.

Зачастую стоимость регистрации внутреннего оффшора значительно выше, стоимости регистрации фирмы в любой заграничной юрисдикции.

На данном этапе Российским офшорам очень далеко до полноценных офшорных зон. Но хочется верить, что прогресс не стоит на месте и рано, или поздно нашим бизнесменам не придется регистрировать компании на тропических островах.

>
Антиофшорный закон

Закон про деоффшоризацию: основные моменты, история принятия

Офшорами называют страны или отдельные регионы, которые назначают налоговые и другие льготы для иностранных предприятий взамен на предоставление местному населению рабочих мест и привлечение международных капиталов. Офшоры стали очевидным фактом в середине ХХ века, но явление это не новое.

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении «антиофшорный» закон, один из способов борьбы с оттоком капитала. Владельцев офшоров заставят уведомлять о своих долях налоговикам, а в противном случае будут принудительно поставлены на учет.

Несмотря на то что проект по деофшоризации вносился представителями всех думских фракций, и его содержание соответствовало последней позиции Минфина, депутаты решили документ ужесточить.

Еще при обсуждении документа в первом чтении глава думского комитета по бюджету и налогам, отмечал, что «это закон-предложение и закон-предупреждение». «Вы знаете условия, какие обязанности на вас возлагаются, сделайте выбор, или ответственность будет неминуемой»,– говорил он.

В НК должен появиться термин «контролируемая иностранная компания» (КИК) и «контролирующее лицо». В список КИК попадут иностранные организации, не являющиеся резидентами РФ, но контролируемые россиянами, а также иностранные структуры без образования юрлица, принадлежащие российским налоговым резидентам.

Ко второму чтению депутаты ужесточили свои идеи, сократив на один год – до 2016-го – срок, в течение которого контролирующим лицом будет юридическое или физлицо, доля участия которого в организации составляет более 50 %. После этого планка участия в компании снизиться вдвое – до 25 %.

До этого депутаты были готовы ввести переходный период на два года.

В документе сохранилась и норма о том, что к числу контролируемых лиц могут попасть и те, кто имеет долю более 10 % (для физлиц доля определяется совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) в организации, если в ней суммарно принимают прямое или косвенное участие (50 %) налоговые резиденты РФ.

С 1 января 2015 года налогоплательщики будут обязаны сообщать в УФНС о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и о наличии контролируемых иностранных компаний.

Ответственность за сокрытие своих доходов в офшорах будет наступать лишь после 2017 года. За непредоставление налоговикам уведомления о КИК либо предоставление недостоверных сведений предусматривается штраф в 100 000 руб. по каждой компании.

За аналогичное нарушение из-за участия в иностранных организациях будет положен штраф в 50 000 руб. В отношении каждой организации. За неуплату или неполную уплату контролирующим лицом налога будет полагаться штраф в 20 % от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, но не менее 100 000 руб.

Еще при обсуждении документа в первом чтении глава думского комитета по бюджету и налогам, единоросс Андрей Макаров отмечал, что «это закон-предложение и закон-предупреждение». «Вы знаете условия, какие обязанности на вас возлагаются, сделайте выбор, или ответственность будет неминуемой»,– говорил он. Сегодня его коллеги проголосовали за принятие этого документа.

Россиянам пока никто не запрещает регистрировать фирмы в налоговых гаванях. К двойному налогообложению законопроект тоже не обязывает. Если некая налоговая опция в России составляет 10%, а в офшоре — 5%, пожалуйста, плати там. Но остальные 5% доплати в российскую казну

Законодательство РФ об оффшорах

Законодательство Российской Федерации неоднозначно относится к существованию оффшоров, к ведению бизнеса российскими резидентами с использованием компаний, зарегистрированных на территории оффшорных зон, а также к перемещению денежных потоков и финансовых операций из России в юрисдикции с безналоговым режимом.

Существуют также отдельные подзаконные акты, например приказ Минфина РФ «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)», в котором содержится список стран с льготными налоговыми условиями.
Помимо этого, Центральным Банком РФ издано указание «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)».

Тем не менее, в последнее время наблюдается тенденция ужесточения законодательства в сфере борьбы с офшорами как инструментом, используемым для уклонения от уплаты налогов и легализации доходов, полученных преступным путём. Так, в 2013 году Президент России В.В. Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Данным законом в статью закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» было введено новое понятие «бенефициарный владелец». Это физическое лицо, в конечном счёте прямо или косвенно (через третьих лиц) владеющее (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом, юридическим лицом, либо имеющее возможность контролировать действия клиента.

Наряду с этим в Государственную Думу был внесён законопроект, целью которого является принятие ограничений в правоспособности в отношении офшорных компаний и компаний с офшорной подконтрольностью. Законопроектом предложено ввести юридическое определение таких компаний:

«офшорная компания» — компания, учреждённая в одной из оффшорных зон, перечень которых утверждает Минфин России;
«компания с оффшорной подконтрольностью» — российское юридическое лицо, доли (акции) участия в котором принадлежат оффшорной компании: российское ОАО подконтрольно оффшорной компании, если ей принадлежит более 10 % акций ОАО; ЗАО и ООО подконтрольны оффшорной компании, если ей принадлежит более 30 % акций (долей) этих компаний.

Оффшорные компании и компании с оффшорной подконтрольностью, помимо всего прочего, не могут участвовать в приватизации государственного и муниципального имущества, участвовать в госзаказах и т.д. Планируется установить обязательный контроль в отношении операций с денежными средствами, если хотя бы одной из сторон является указанная компания.

Меры по усилению законодательства относительно офшоров принимаются и Следственным комитетом, который подготовил проект закона, предусматривающий усиление борьбы с выводом налогооблагаемого капитала в оффшоры.

Согласно мнениям экспертов в настоящее время широко распространены схемы структурирования бизнеса, при которых основные объекты налогообложения или взимания страховых взносов переносятся либо на фиктивные организации-резиденты, либо на подконтрольные компании, зарегистрированные в оффшорах. В результате бюджет страны недополучает значительные суммы налогов и иных платежей.

Путин подписал закон о «российских офшорах»

Авторами инициативы выступили депутаты и сенаторы от Приморья и Калининградской области. Речь идет о появлении на островах так называемых специальных административных районов. В пояснительных материалах к документу было указано, что законом предусмотрен «более гибкий правовой режим, в частности налогового и валютного регулирования».

Так, международной компанией, зарегистрированной в спецрайонах, смогут стать иностранные юридические лица, причем их офис или иные объекты должны располагаться на островах, и российские структуры, работающие в статусе ООО, публичных или непубличных акционерных обществ.

Кредитные и некредитные финансовые организации, а также операторы платежных систем под действие закона подпасть не смогут. Остальные же фирмы получат специальный статус вместе с госрегистрацией в ЕГРЮЛ, если они возьмут на себя официальные обязательства по осуществлению инвестиций на территории РФ. Минимальный их объем составляет 50 млн рублей за шесть месяцев с даты регистрации.

Заявки при этом нужно направить в управляющую компанию — данную структуру создадут сами субъекты РФ, власти которых и будут контролировать деятельность такой компании. На саму управляющую компанию будут возложены обязанности по обеспечению функционирования специальных административных районов. Она же имеет право отказывать заявителю.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОФФШОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Лысякова Т.С.,

студентка Уральского филиала Российского государственного университета правосудия

Оффшорный бизнес — явление международной экономики, которое представляет собой сложный комплексный процесс. Он применяется на территории оффшорной зоны (от англ, offshore — вне территории, берега), представляющей собой территорию государства или его части, которая специализируется на предоставлении специального (благоприятного) правового режима в отношении иностранных юридических лиц (нерезидентов), предоставляющей им ряд услуг сервиса, в т.ч. юридические услуги, налоговое обслуживание, удобные условия регистрации оффшоров, банковские услуги.

В наше время использование оффшоров для развития бизнеса сегодня востребовано. Раньше этот инструмент применялся для оптимизации налогообложения, сейчас оффшоры применяются российскими бизнесменами в первую очередь для сбережения активов — как предприятия в целом, так и недвижимости. Для российских бизнесменов оффшоры выступают как вспомогательные подразделения основной компании-резидента, берущие на себя часть оборота и аккумулирующие прибыль.

С середины 1990-х гг. на территории России существовала практика создания оффшорных зон, первыми из которых стали основанные в 1994 г. зоны экономического благоприятствования «Ингушетия» (далее — ЗЭБ «Ингушетия») и льготного налогообложения в Республике Калмыкии. Позже возникли внутренние оффшорные зоны в Алтайском крае, Республике Бурятии, городах Центральной России — Угличе, Курске, Шаховском районе Московской области, районах Новгородской и Калужской областей.

ЗЭБ «Ингушетия» была введена постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 740 «О зоне экономического благоприятствования на территории Республики Ингушетия», а ее статус закреплен в ФЗ от 30.01.1996 г. № 16-ФЗ «О Центре международного бизнеса «Ингушетия». По этим документам правительству Ингушетии выдавалась бюджетная ссуда в размере налогов, уплачиваемыми предприятиями, которые зарегистрировались на территории Ингушетии. Руководству Республики было разрешено по своему усмотрению взимать налоги с зарегистрированных в ЗЭБ «Ингушетия» предприятий, причем такая свобода распространялась на местные и федеральные налоги. Вначале существования ЗЭБ «Ингушетия» бюджет Ингушетии получил более 500 млрд. руб. дохода от зарегистрированных компаний за год работы. Однако деятельность оффшорного бизнеса в Ингушетии оказалась негативной из-за значительных финансовых потерь для федерального бюджета и региональных бюджетов, а также существенной криминализации финансового сектора региона.

Более удачным стал опыт функционирования оффшора в Республике Калмыкии, где режим льготной зоны также начал функционировать с 1994 г., со дня вступления в силу Закона Республики Калмыкии «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков». Однако в Республике Калмыкия не были предложены льготы по федеральным налогам, ставка была сделана на значительное снижение региональных и местных налогов, что является правомерным в рамках законодательства Республики. Несмотря на крайне большой регистрационный взнос, результатом финансовой политики стала ежегодная регистрация в офшоре Калмыкии тысячи новых компаний.

Еще один пример сравнительно успешного развития внутреннего оффшора в РФ — это существующий с 1997 г. экологоэкономический район «Алтай» (далее — ЭЭР «Алтай»), учрежденный распоряжением Правительства РФ от 21.10.1996 г. № 1256 «О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края». Руководство Алтайского края должно было подготовить предложения по созданию свободной экономической зоны (далее — СЭЗ) на территории края и предоставить их на рассмотрение Правительству РФ. ЭЭР «Алтай», учрежденный в соответствие с Законом Республики Алтай «О совершенствовании правовой и экономической основ функционирования эколого-экономического района «Алтай», отличала проработанная правовая база регулирования предпринимательства, наличие пакета корпоративных услуг, которые отвечали требованиям международных стандартов. Алтайский оффшор активно использовал опыт Калмыкии, но предлагаемые им условия были либеральнее.

ФЗ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» прекратил существование ранее созданных СЭЗ на территории РФ.Несмотря на это, опыт деятельности первых оффшоров показал, что в России идет процесс образования сложно структурированного и более дифференцируемого рыночного хозяйства, где отрабатываются многовариантные схемы деловой практики.

Использование оффшорами методов ухода от уплаты налогов является результатом слабой правовой базы и неустойчивости экономической системы. Правовой режим деятельности участников оффшорных компаний, регламентируется, в первую очередь, нормами гражданского права, потому что их деятельность связана с предпринимательством. Отсутствие полной законодательной базы и специального закона приводит к тому, что участники оффшорных компаний определяют свои правила, отыскивают разные схемы ухода от уплаты больших налогов, подкупают чиновников для предоставления им предпочтений, создавая тем самым благоприятную среду для коррупции. Эти отрицательные явления отражаются на здоровой конкуренции и развитии экономическом и правовом реформировании в российском обществе.

Первые попытки распространения нормативного регулирования на сферу деятельности оффшорных компаний были сделаны ЦБ РФ. На основании указания ЦБ РФ от 12.02.1999 г. № 500-У уполномоченные банки должны представлять в ЦБ РФ информацию о валютных операциях, если в договоре предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, где расположены оффшорные зоны. Список оффшорных зон содержал 46 пунктов.

На основании указания ЦБ РФ от 23.08.1999 г. № 629-У оффшоры обозначались в качестве «территорий, которые предоставляют льготный налоговый режим и (или) не предусматривают раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)». Это понятие было буквально воспроизведено в ряде нормативных актов разных уровней, включая законы. Так, в абз. 2 п. 1 ч. 3 ст. 284 НК РФ под оффшорными зонами подразумеваются государства и территории, которые предоставляют льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривают раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций.

Налоговое и банковское законодательство РФ периода становления новой экономики было схематичным, неполным и было позади от создаваемой практики ведения бизнеса в оффшорах. В частности, нормативные акты не включали норм, которые позволяли бы адекватно реагировать при занижении сумм налогов в результате ряда незаконных действий (схемы налогового мошенничества) либо при злоупотреблении правом (создание искусственных юридических конструкций для минимизации налогов). Правомерное налоговое планирование зачастую было наказуемым.

Только в 1999 г. после девальвации рубля и оживления ряда секторов экономики было принято законодательство, относящегося к антиоффшорному. Это относится к положениям ст. 20 и 40 ч. I НК РФ, которые препятствовали манипулированию контрактными ценами и направляли на борьбу с избеганием налогообложения.

Значимым преобразованием в борьбе с отмыванием незаконных доходов стало подписание 7.05.1999 г. РФ Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8.11.1990 г. и последующая ее ратификация 28.05.2001 г. Участие РФ в этой Конвенции раскрыло большие возможности для взаимодействия с европейскими странами в совместной борьбе против отмывания незаконных доходов.

Кроме того, для борьбы с незаконным финансовым капиталом российское налоговое законодательство освобождает от налогообложения только те средства, поступившие из-за границы и подпадающие под действие международного Соглашения (договора) об избегании двойного налогообложения. Если к 1990 г., по оценкам экспертов ЮНКТАД, во всем мире насчитывалось около 1300 таких соглашений, то к началу 2007 г. их число увеличилось вдвое. Большими темпами увеличивалось количество двусторонних соглашений: с 500 до 2500 за тот же период. РФ стала преемницей СССР по соглашениям (договорам) об избегании двойного налогообложения только с тремя оффшорами: Кипром, Люксембургом и Малайзией. В конце 2010 г. РФ имела 76 таких действующих соглашений.

Следуя политике, направленной на борьбу с оффшорами, ЦБ РФ в письме от 30.10.2007 г. № 170-Т дал рекомендации банкам потребовать у оффшорных компаний, которые желают открыть счет, дополнительные документы, что способствует сбавлению активности этих компаний, так как многие из них образованы для проведения незаконных операций.

В настоящее время деятельность оффшорных компаний в РФ регулируют и регламентируют три основных НПА: 1) Приказ Минфина РФ от 13.11.2007 г. №108н, определяющий перечень государств- оффшоров, где лучше не регистрировать свои компании во избежание проблем с налоговыми органами.

  • 2) Указание ЦБ РФ от 7.08.2003 г. № 1317 — У, в соответствии с которым уполномоченные банки могут устанавливать корреспондентские отношения (открывать счета лоро и ностро) с банками- нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах (перечень оффшорных зон приводится в приложении к указанию ЦБ), при соблюдении одного из следующих условий: а) Банк-нерезидент обладает размером собственных средств (капитала) не менее суммы, эквивалентной 100 млн. евро (при условии предоставления копии заключений аудитора о достоверности финансовой отчетности банка-нерезидента постоянного офиса в государстве — регистрации) Ь) Банки-нерезиденты обладают кредитными рейтингами ведущих мировых рейтинговых агентств — “Moody’s” — не ниже АаЗ, “Standard and Poor” — не ниже АА- и Fitch Ratings — не ниже АА- и включаются в перечень 1000 крупнейших банков мира по величине активов по данным справочника “Banking’s Almanacs”. Заявленные требования не выполнимы для значительного количества оффшорных банков, что исключает их из численности банков — респондентов для российских банков.
  • 3) ФЗ от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Ст.6 которого гласит, что операция с финансовыми средствами или другим имуществом контролируется со стороны государства, если она совершается на сумму, которая равна или больше 600000 рублей, и относится по своему характеру к одному из таких видов: зачисление или перевод денежных средств, предоставление кредита или его получение, операции с ценными бумагами при участии участием физических или юридических лиц, имеющих регистрацию, или место проживания в стране, не принимающей участия в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких оффшорных территорий определяется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В настоящее время список не утвержден, следовательно, в законе нет четкого указания кредитной организации отказывать оффшорным компаниям в открытии счетов или ограничивать банковские операции только из-за регистрации компании- заявителя в оффшорной юрисдикции.

Определенную роль в ограничении применения оффшорных схем сыграло бы законодательство, которое регулировало бы приход в РФ иностранных инвестиций, в первую очередь, в топливно-сырьевые и другие стратегические отрасли экономики. Попытки этого уже были предприняты путем изменения законодательства об иностранных инвестициях.

Реформирование в политике государства и законодательстве будет способствовать борьбе с незаконным вывозом капитала из РФ, а также с легальным уходом от уплаты налогов через оффшоры. От эффективности государственной политики зависит, станут ли оффшоры дополняющими элементами российского экономического пространства, которые способствуют повышению международной конкурентоспособности российских компаний, или останутся черными дырами для вывоза капиталов и отмывания доходов, полученных преступным путем.

Недостаточно применять только антиоффшорную политику, требуется широкий общеправовой подход, который направлен на совершенствование внутренней налоговой политики, снижение административных барьеров для развития бизнеса, сокращение теневого сектора экономики, борьбу с коррупцией и преступностью, решение серьезных социальных проблем, а также политическая воля власти.

РФ необходимо учитывать современные тенденции мирового финансового сектора, который активно использует в своих расчетах оффшорные юрисдикции.

В настоящий момент, следуя мировым тенденциям, РФ усиливает борьбу с внутренними оффшорами и фирмами-однодневками, которые являются инструментами для вывоза капитала в оффшоры и уклонения от уплаты налогов. При этом неоднократно принимались попытки вместо принятия отдельных локальных правовых актов, регулирующих деятельность конкретных оффшорных зон, перейти к единому законодательству, регламентирующему всю деятельности оффшорных компаний в РФ. Работа по приведению российской законодательной системы в соответствие с налоговыми системами стран — основных экономических партнеров РФ осуществляется по нескольким направлениям реформирования и рассчитана на среднесрочную перспективу.

Таким образом, решением проблемы ухода капитала может стать принятие федерального законодательства, которое регулировало бы оффшорную деятельность, ограничивало бы использование наиболее вредоносных для бюджета схем. Данное законодательство могло бы иметь равную силу для всех субъектов экономической деятельности независимо от формы собственности и других характеристик компаний.

  • Научный руководитель: Романова Ю. В., к.ю.н., доцент кафедры гражданскогоправа Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университетправосудия».

Правовое регулирование оффшорных зон по российскому законодательству

Главная — Статьи

Сегодня оффшоры зачастую рассматриваются как возможность «убежать» от юрисдикции государства. В действительности это понятие связано со свободой выбора места ведения предпринимательской деятельности, осуществляемой в условиях рыночной экономики. Правовое регулирование оффшоров в российском законодательстве соответствует именно такому пониманию современных условий осуществления предпринимательской деятельности, хотя оно и не лишено недостатков.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», рассматривая оффшорные зоны как форму предпринимательства, устанавливает контроль государства в лице антимонопольного органа, чтобы не допустить злоупотребление правом со стороны предпринимателя. Так, в соответствии со ст. 32 Закона лица, предоставляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок и иных действий, подлежащих государственному контролю, обязаны также предоставить документы и сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций (долей) заявителя их номинальными держателями. Это требование касается и юридических лиц, учрежденных в оффшорной зоне, т.е. в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие или предоставление информации о юридическом лице. Широкое понимание оффшорной зоны, вытекающее из приведенной статьи, относится ко всем иностранным юридическим лицам, которые учреждены в стране с более благоприятным инвестиционным климатом.
Появление понятия «оффшорная зона» связано с существованием собственно юридического лица как правовой конструкции или правового института и свойственного этой конструкции признака ограниченной (в пределах суммы уставного капитала) юридической ответственности.
Правовая форма организации бизнеса — частная компания по английскому праву или компания с ограниченной ответственностью (акционерное общество) по праву континентальной Европы — предоставляет участникам компании преимущество ограниченной ответственности (например, акционера) в случае несостоятельности компании: банкротство юридического лица не связано с банкротством физического лица, участвующего в нем.
оффшоры извлекают из этого преимущества материальную выгоду, позволяя физическим лицам оставаться в тени, т.е. сохранять анонимность. Анонимные владельцы оффшорных компаний приобретают имущество, совершают сделки, заявляют иски в устрашение контрагента и способны «исчезать», когда возникает угроза банкротства. Проблема оффшоров осложняется тем, что ни Мировой Банк, ни Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не являются сторонниками борьбы против корпоративного способа организации бизнеса. Поэтому на оффшорные компании следует распространить такой режим деятельности, который обеспечивал бы прозрачность их операций и ответственность лиц, их совершающих.
В настоящее время установление правовой связи между юридическим лицом и национальным правопорядком, в рамках которого создается юридическое лицо, осуществляется через критерий национальности юридического лица, под которым понимают привязанность юридического лица к определенному государству и его правопорядку. В одних странах национальность юридического лица определяется по критерию места учреждения компании, в других — по критерию его места нахождения, причем это не только место нахождения органов управления компании, но и место ее основной деятельности. Соответственно, контроль за должным поведением иностранного юридического лица устанавливается в государстве, где юридическое лицо либо учреждено, либо осуществляет свою деятельность.
В российском законодательстве национальность юридического лица определяется по месту его учреждения. Это позволяет предпринимателю выбирать юрисдикцию, в рамках которой условия деятельности являются более благоприятными, в том числе и с точки зрения осуществления контроля за его деятельностью.
Следует отметить, что в современной практике использование в различных странах разных подходов к определению национальности юридического лица приводит к возникновению проблем правового регулирования иностранных юридических лиц, связанных с их перемещением. Речь идет об установлении в отдельных государствах контроля за деятельностью иностранных юридических лиц, например путем введения требования регистрации филиалов юридических лиц. Требование минимального размера капитала в странах, где государственная принадлежность компании определяется по месту ее нахождения, стало рассматриваться как избыточное в странах, где государственная принадлежность юридического лица определяется по месту его регистрации.
Предприниматели выступали против такого требования, ссылаясь на нарушение принципа свободы учреждения, который закреплен в учредительных документах Европейского союза (ст. 48 Римского договора): нельзя препятствовать свободе выбора предпринимателем юрисдикции для осуществления своей деятельности. Свобода выбора юрисдикции другого государства позволяет предпринимателю пользоваться режимом, предусмотренным для иностранного юридического лица, включая определенные льготы и преимущества, предоставляемые в целях привлечения иностранных инвестиций.
Практика переноса места нахождения компании в Европе, получившая название «Синдром Делавера», заключается в поиске более благоприятной правовой среды для предпринимательской деятельности. оффшорные зоны — это не только территории, определяемые государственными органами для выполнения своих задач (Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н утвержден Перечень 42 оффшорных зон, в которых существует опасность уклонения от налогообложения), но и явление, связанное с выбором юрисдикций с благоприятным правовым регулированием инвестиций, с созданием комфортных, а значит, привлекательных условий для начала предпринимательской деятельности.

Примечание. «Синдром Делавера» в судебной практике представлен решениями ЕСПЧ по ряду дел, в том числе решением по делу «Centros» и «Ueberseeing». В деле «Centros» отказ в регистрации филиала иностранного юридического лица в Дании обосновывался тем, что компания, учрежденная в Англии датской супружеской парой, не предполагала ведение в Великобритании хозяйственной деятельности, а была создана лишь для открытия филиала в Дании, это позволяло избежать исполнения требования датского закона о минимальном размере уставного капитала.

«Синдром Делавера» свидетельствует также и о распространении мер, направленных на защиту национальных экономических интересов. Например, требование датского законодательства о регистрации филиала компании, учрежденной в Великобритании, было вызвано необходимостью проконтролировать наличие обязательного для предпринимательской деятельности уставного капитала и защитить интересы местного населения, где филиал предполагал вести основную деятельность. Требование минимального уставного капитала к иностранной компании, которая предполагает осуществлять основную деятельность этой компании в стране, может быть реализовано через установление аналогичного требования к филиалу этого юридического лица, учрежденного за границей.
Конкуренция юрисдикций в привлечении иностранного капитала приводит к тому, что в перечень коллизионных критериев, используемых при определении государственной принадлежности, или личного статута компании, вносятся уточнения. Нормы гражданских кодексов о правовом положении иностранных компаний пересматриваются в сторону расширения критериев, применяемых при определении личного статута иностранной компании и ее правового режима. С помощью коллизионных норм международного частного права получает реализацию политика государства, направленная на защиту прав граждан и юридических лиц, совершающих сделки с иностранной компанией.
В современных законах о международном частном праве, если при определении национальности компании применяется критерий инкорпорации (как правило, характерный для стран общего права), в части применения режима деятельности указывается также и критерий местонахождения компании, который распространен в странах континентального права. Так, согласно Закону Италии от 31 мая 1995 г. N 218 «Реформа итальянской системы международного частного права» общества, товарищества, ассоциации, фонды, а также любые другие правовые образования, даже если они не обладают характером юридического лица, регулируются правом страны, на территории которой был завершен процесс их учреждения. Однако в случае, когда орган управления таких образований находится в Италии или когда основная деятельность осуществляется на территории Италии, применению подлежит итальянское право.

Регламентировать деятельность иностранных компаний, в том числе и тех, которые находятся в оффшорных зонах, помогает критерий контроля при определении режима деятельности иностранной компании в той или иной стране. В результате его применения появляются так называемые псевдоиностранные компании, т.е. по форме национальные, но по существу, в силу присутствия иностранного контроля, иностранные.
В Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» сформулировано определение понятия «контроль»: возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции, участия в совете директоров и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким обществом договора об осуществлении в отношении его функций управляющего или подобного соглашения распоряжаться прямо или косвенно двадцатью пятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества.
Введение в законодательное регулирование иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, критерия контроля позволяет обеспечить прозрачность сделок, совершаемых этими компаниями на территории Российской Федерации. Сделки по установлению контроля признаются действительными при условии согласования их с антимонопольными органами.
Эффективными мерами в борьбе с негативными последствиями существования оффшоров следует признать распространение норм национального законодательства на иностранную компанию, что дает возможность получить необходимую информацию о действиях иностранной, в том числе оффшорной, компании. Этой же цели служит требование регистрации филиала в случае перемещения компании. В названном Законе Италии предусмотрено, что перенос зарегистрированного места нахождения правового образования в другое государство или слияние правовых образований, имеющих зарегистрированные места нахождения в различных государствах, возможны лишь при соблюдении законодательства указанных заинтересованных государств.
В США получила распространение практика экстерриториального действия отдельных законов. Таким свойством обладают американское антитрестовское законодательство, согласно которому допускается проведение расследований в отношении действий, совершенных американскими или иностранными компаниями за рубежом, если эти действия оказывают негативное влияние на рынок США (Antitrust Enforcement Guidelines for International Operations. US Department of Justice and Federal Trade Commission. April 1995), а также некоторые американские законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность. В Великобритании Закон о противодействии коррупции 2010 г. применяется в отношении физических и юридических лиц, которые имеют тесную связь с этим государством. Экстерриториальное действие национального законодательства позволяет вывести из тени участников оффшорных компаний.

В целях борьбы со злоупотреблениями компаниями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, правом выбирать своим местом учреждения оффшорную зону были сформулированы предложения о внесении ряда изменений в ГК РФ. Так, в п. 8 ст. 51 предлагается предусмотреть обязанность оффшорных компаний предоставлять достоверную информацию о своих учредителях, участниках и выгодоприобретателях; в п. 6 ст. 53.1 — установить солидарную ответственность лиц, выступающих от имени юридического лица, по обязательствам, возникшим с момента возникновения обязанности предоставлять такую информацию; в п. 4 ст. 1202 — закрепить правило о применимом праве: если учрежденное за границей юридическое лицо осуществляет деятельность преимущественно на территории Российской Федерации, то к требованиям об ответственности юридического лица, его учредителей, участников, других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого лица указания или иным образом определять его действия, применяется российское право либо, по выбору кредитора, личный закон такого юридического лица.

Указанная норма должна быть подкреплена требованиями, содержащимися в российском законодательстве, которые гарантировали бы защиту интересов российских граждан, в том числе требованиями относительно предоставления информации об учредителях, участниках и лицах, принимающих решения в предпринимательских организациях, минимального размера капитала.
Злоупотребления, совершаемые оффшорными компаниями, могут быть предотвращены путем совершенствования законодательства об инвестициях. Заинтересованность российского предпринимателя в оффшорной зоне вызвана в большинстве случаев тем, что он не получает надежную правовую защиту со стороны государства при осуществлении инвестиций. Россия до сих пор не является участником системы мер по защите частных инвестиций, созданной Мировым Банком. Подписанная Россией в 1992 г. Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств до сих пор не ратифицирована, хотя к ней отсылают двусторонние соглашения о защите инвестиций, заключенные Россией, и законодательство РФ (Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»). Участие России в международно-правовых средствах защиты прав инвестора уменьшило бы объем незаконных операций, осуществляемых через оффшорные зоны, позволило бы государству обращаться к процедурам международного инвестиционного арбитража (ИКСИД).

Оффшор в России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *