Обзор изменений гражданского законодательства 2018

В настоящем обзоре мы собрали основные изменения законодательства, которые вступили в силу в начале 2019 года либо были недавно приняты и вступят в силу в этом году. В частности, отныне плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства будут проводиться только в определенных случаях, остальные проверки будут признаны недействительными. Сотрудники ЦБ РФ будут под видом клиентов проверять, не нарушают ли банки и нефинансовые организации требования законодательства и права клиентов. Изменены условия обеспечения для контрактов, которые заключаются в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Созданы типовые уставы для обществ с ограниченной ответственностью – теперь регистрировать ООО будет легче. Изменения не обошли стороной и акционерные общества: теперь голосовать на общих собраниях акционеров можно с помощью электронных бюллетеней. Лицам, чьи объекты деятельности воздействуют на окружающую среду, полезно будет узнать о новых экологических нормах. Мы также расскажем о новой арбитражной реформе и об увеличении ставки по НДС.

Увеличение налоговой ставки по НДС с 18% до 20%

Название: Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

О чем: с 01 января 2019 года увеличена основная налоговая ставка по НДС с 18% до 20%, а соответственно, и расчетная ставка с 18/118 (15,25%) до 20/120 (16,67%). Закон не устанавливает специальных переходных положений в отношении исчисления и предъявления НДС по ранее заключенным договорам.

Из общих правил исчисления НДС следует, что новая налоговая ставка применяется к реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществленной в 2019 году вне зависимости от даты заключения договора и суммы НДС, указанной в договоре. Между тем по таким договорам в законодательстве остались неурегулированными следующие вопросы: На кого ложится дополнительное бремя: на покупателя или продавца? Как рассчитывается налог: «цена без НДС» × 20% или «цена с НДС» × 20/120 и иные варианты? Может ли покупатель принять НДС к вычету в полном размере, если им фактически оплачена цена с учетом НДС 18%, а не 20% и т.д. На текущий момент на большинство вопросов есть ответы с учетом концептуальных подходов судебной практики по вопросам исчисления НДС, взыскания убытков, неосновательного обогащения, а также с учетом разъяснений Минфина России.

Вместе с тем, учитывая изменчивость судебной практики, в частности по вопросу распределения бремени уплаты НДС, а также рекомендательный характер разъяснений Минфина России и направленность данных разъяснений на регулирование публично-правовых отношений, можно ожидать нового ряда как налоговых, так и хозяйственных споров, связанных с увеличением налоговой ставки по НДС.

Кому интересно: всем покупателям и всем налогоплательщикам НДС.

Вступил в силу: 01 января 2019 года.

Реформа законодательства об арбитраже

Название: Федеральный закон от 27.12.2018 № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе».

О чём: закон призван устранить пробелы законодательного регулирования третейского разбирательства, выявленные в ходе правоприменения.

Основные изменения, вносимые законом:

  • лицам, не получившим право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, запрещается администрировать арбитраж ad hoc, а также рекламировать (в том числе в сети Интернет) и публично предлагать выполнение функций по осуществлению арбитража, включая функции по осуществлению арбитража ad hoc.

Цель данных изменений – закрыть лазейку в законе, позволяющую недобросовестным третейским судам, не получившим право на осуществление функций постоянно действующих арбитражных учреждений, продолжать осуществлять деятельность в рамках арбитража ad hoc;

  • отношения, связанные с деятельностью постоянно действующего арбитражного учреждения по администрированию арбитража, исключены из предмета антимонопольного регулирования;

  • споры, возникающие из договоров, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», являются арбитрабельными, если они администрируются постоянно действующим арбитражным учреждением, а местом арбитража является Россия;

  • споры, вытекающие из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, могут рассматриваться в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением при отсутствии правил арбитража корпоративных споров;

  • арбитражное соглашение для рассмотрения третейским судом споров, вытекающих из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, а также споров по искам участников юридического лица о признании недействительными совершенных им сделок, может быть заключено только между сторонами соответствующего соглашения или сделки, а не между всеми участниками и самим юридическим лицом, как требуется в настоящее время;

  • право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения теперь будет предоставляться актом Министерства юстиции Российской Федерации, а не Правительства Российской Федерации. При этом в законе закрепляется исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены некоммерческой организацией вместе с заявлением о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Представляется, что указанные изменения позволят сделать процедуру предоставления некоммерческим организациям права на осуществление функций постоянно действующих арбитражных учреждений более прозрачной, расширят круг арбитрабельных споров и воспрепятствуют рассмотрению недобросовестными третейскими судами споров в рамках арбитража ad hoc.

Кому интересно: физическим и юридическим лицам, участвующим в третейских разбирательствах и заключающим арбитражные соглашения.

Вступит в силу: 29 марта 2019 года.

Отложенные вопросы экологического нормирования решены

Название: Федеральный закон от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

О чём: данный федеральный закон призван устранить ряд пробелов в реформе экологического нормирования 2019 года, которые давно прослеживались при анализе проектируемых изменений, однако не устранялись законодателем до последнего момента.

Федеральным законом № 496-ФЗ было установлено, что лица, осуществляющие эксплуатацию объектов I категории, а также объектов, относящихся к области применения наилучших доступных технологий, до получения комплексных экологических разрешений (КЭР) вправе получить или переоформить ранее существующие разрешения и лимиты на выбросы/сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (разрешения и документы).

Такие разрешения и документы будут действовать:

  • в отношении полученных до 1 января 2019 года – до истечения срока действия либо дня оформления КЭР или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов;

  • для вновь полученных и переоформленных – до дня оформления КЭР.

Также был установлен момент подачи первой декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории – не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из ранее полученных разрешений и документов.

Кроме того, в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, исключено требование о необходимости проведения государственной экологической экспертизы в случае, если:

  • такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до 1 января 2019 года;

  • проектная документация таких объектов представлена на экспертизу проектной документации или на указанную проектную документацию получено заключение такой экспертизы до 1 января 2019 года;

  • подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством о недрах до 1 января 2019 года проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.

Кому интересно: юридическим лицам, осуществляющим деятельность на объектах I и II категории воздействия на окружающую среду.

Вступил в силу: 25 декабря 2018 года (подпункты «б» и «в» пункта 3 статьи 2 – 1 января 2019 года).

Новые правила проведения общих собраний акционеров АО

О чём: положение принято взамен аналогичного документа Федеральной службы по финансовым рынкам 2012 года, который объективно нуждался в актуализации.

Новые правила предоставляют эмитентам новые возможности при организации и проведении общих собраний акционеров, среди которых в первую очередь можно отметить использование электронной формы бюллетеней для голосования при проведении общих собраний акционеров. Возможность реализовать право акционера на участие в собрании акционеров в электронной форме давно обсуждалось членами профессионального сообщества, является удобным инструментом и отвечает современным реалиям корпоративного управления.

Кроме того, положением установлен порядок осуществления права на участие в общем собрании акционеров лицами, права которых на ценные бумаги учитываются номинальным держателем, иностранным номинальным держателем, иностранной организацией, а также порядок внесения предложений в повестку дня общего собрания несколькими акционерами, действующими совместно.

Документ также определяет перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к его проведению.

Кому интересно: владельцам акций, профессиональным регистраторам, нотариусам, юристам.

Вступил в силу: 25 января 2019 года.

Утверждены итоговые версии типовых уставов для ООО

Название: Приказ Минэкономразвития России от 1 августа 2018 № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» (зарегистрировано в Минюсте России 21 сентября 2018 года № 52201).

О чем: с 2015 года Гражданский кодекс Российской Федерации позволяет обществам с ограниченной ответственностью (далее – ООО) действовать на основании типового устава. Однако приказ с окончательными версиями типовых уставов был опубликован только в конце 2018 года.

Приказ облегчает создание ООО, а также расширяет возможности участников ООО при принятии решения в дальнейшем действовать на основании типового устава. Согласно приказу будет утверждено 36 вариантов типовых уставов ООО.

Типовые уставы различаются сочетанием условий в следующих аспектах:

  • допускается ли выход участника из общества;

  • требуется ли получение согласия участника ООО на отчуждение доли третьим лицам;

  • установлено ли преимущественное право покупки доли;

  • возможно ли отчуждение доли другим участникам без согласия остальных;

  • удостоверяет ли нотариус решение общего собрания общества и состав участников, присутствовавших при его принятии.

Кому интересно: всем физическим и юридическим лицам.

Вступает в силу: 24 июня 2019 года.

Изменены требования к обеспечению исполнения контрактов в сфере закупок

Название: Федеральный закон от 27.12.2018 № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

О чём: закон вносит изменения в требования к обеспечению исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ:

  • уточняются требования к порядку уменьшения размера обеспечения исполнения контракта. Устанавливается, что обязательными условиями для уменьшения размера обеспечения будут являться (а) отсутствие у поставщика неисполненных требований об оплате неустоек, предъявленных заказчиком, а также (б) приемка заказчиком товаров (работ, услуг) в объеме выплаченного аванса;

  • прямо предусмотрена возможность уменьшения размера обеспечения для контрактов с этапным исполнением;

  • установлен порядок уменьшения обеспечения: в случае исполнения части обязательств по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), завершения выполнения этапа контракта заказчик направляет информацию об этом в реестр контрактов и размер обеспечения уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств. В случае если обеспечение было предоставлено в виде денежных средств, то сумма уменьшения возвращается на счет поставщика. Если же поставщиком была предоставлена банковская гарантия, то уменьшение обеспечения осуществляется путем отказа заказчика от части прав по гарантии. Датой такого отказа будет считаться дата включения информации о частичном исполнении в реестр контрактов. После этого заказчик будет вправе предъявлять требования по банковской гарантии в размере, не превышающем общего размера гарантии за вычетом суммы уменьшения;

  • предусмотрено, что в случае отзыва лицензии у банка предоставившего банковскую гарантию исполнения контракта поставщик обязан предоставить новое обеспечение не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления его заказчиком о необходимости предоставления такого обеспечения. За каждый день просрочки предоставления нового обеспечения начисляется пеня.

Кому интересно: субъектам Закона № 44-ФЗ, а также юридическим и физическим лицам, участвующим в закупках.

Опубликован/вступает в силу: Основная часть поправок вступает в силу с 1 июля 2019 года. Отдельные изменения вступили в силу 27 декабря 2018 года.

«Контрольная закупка» Центробанка: новый вид проверок

Название: Федеральный закон от 29.07.2018 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

О чем: введен новый вид проверок ЦБ РФ – контрольное мероприятие, аналог «контрольной закупки» продукции. Сотрудники ЦБ РФ будут без предварительного уведомления взаимодействовать с кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями (НФО) под видом клиентов (непосредственно или дистанционно) в следующих случаях:

  • появилось обоснованное предположение о возможности нанесения ущерба компанией своим кредиторам, вкладчикам или клиентам либо о создании угрозы их законным интересам; или

  • были выявлены признаки нарушения требований законодательства и нормативных актов ЦБ РФ, прав клиентов.

Мероприятие будет проводиться на основании решения председателя ЦБ РФ или его заместителя в присутствии двух свидетелей. По итогам мероприятия будет составлен акт, копия которого будет направлена в адрес проверенной компании в срок до 10 рабочих дней либо непосредственно после его составления в случае выявления каких-либо нарушений.

Более детальное регулирование будет установлено ЦБ РФ.

Кому интересно: кредитным организациям и НФО.

Вступил в силу: рассмотренные положения – 1 января 2019 года.

Ограничены основания для плановых проверок

Название: Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

О чем: в 2019–2020 годах плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства будут проводиться только в пяти случаях:

  • если плановая проверка проводится в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения компаний и предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска (классу (категории) опасности);

  • если плановая проверка проводится в отношении лиц, которые осуществляют виды деятельности, установленные Правительством России;

  • если плановая проверка проводится в отношении лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубые нарушения;

  • если плановая проверка проводится по лицензируемым видам деятельности; или

  • если плановая проверка проводится в рамках специально предусмотренных законом видов контроля (надзора), например пробирного надзора, надзора в области использования атомной энергии и др.

Проведение плановой проверки с нарушением указанных требований является грубым нарушением и, соответственно, влечет недействительность результатов проверки.

Кому интересно: субъектам малого предпринимательства.

Вступил в силу: 05 января 2019 года.

Гражданский кодекс

В 2019 г. ГК РФ, к счастью, не подвергался кардинальным изменениям, и гражданское законодательство оставалось достаточно стабильным.

Связано это с фактическим окончанием реформы ГК РФ, начавшейся еще в 2008 г. Напомню, что в 2017 г. был принят (а с 1 июля 2018 г. вступил в силу) очередной «лоскут» в рамках реформы гражданского законодательства, связанный с финансовыми сделками, – Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Формально это предпоследняя часть изменений в ГК РФ в рамках реформы, а в реальности – возможно, последняя, поскольку до сих пор неясно, будет ли вообще принят новый раздел Кодекса о вещных правах.

Тем не менее в 2019 г. в ГК РФ были внесены правила о «цифровых правах» (Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ, вступивший в силу с 1 октября 2019 г.). Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам (ст. 141.1 ГК РФ).

Попутно законодатель существенно смягчил правила заключения договора, предусмотрев, что договор в письменной форме может быть заключен путем как составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, так и обмена электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ (п. 2 ст. 434 Кодекса). При этом письменная форма сделки считается соблюденной также в случае ее совершения с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, а требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

С 2020 г. в России предоставляется правовая охрана географическому указанию, каковым признается «обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара)» (п. 1 ст. 1516 ГК РФ). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ, вступит в силу 27 июля 2020 г.).

Географическое указание нужно отличать от наименования места происхождения товара (далее – НМПТ) – обозначения, представляющего собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающего такое наименование или производное от него, ставшее известным в результате использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Таким образом, ключевые отличия географических указаний от НМПТ состоят в отсутствии требования к уникальности товара, обоснованной местом его происхождения, и требования о необходимости выполнения всех этапов производства в определенной местности. Зарегистрировать географическое указание можно, если хотя бы один из этапов производства осуществляется на территории соответствующего географического объекта.

Под конец года был принят Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», вступающий в силу 1 января 2020 г. Закон преследует цель усиления защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости и, как предполагается, должен положить конец вольному толкованию судами добросовестности приобретателей, особенно по искам муниципалитетов или прокуратуры об истребовании жилых помещений.

Чтобы российские суды перестали, наконец, удовлетворять иски публичных собственников и госорганов об истребовании недвижимости через 10 и более лет, ГК РФ был дополнен новым п. 6 ст. 8.1 о том, что приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся при его приобретении на данные ЕГРН, признается добросовестным (ст. 234 и 302), пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение этого имущества у лица, от которого ему перешли права на него.

Кроме того, ст. 302 ГК РФ дополнена императивным указанием о том, что суд отказывает в удовлетворении требования публичного собственника об истребовании жилого помещения у добросовестного приобретателя во всех случаях, если после его выбытия из владения истца истекли три года со дня внесения в госреестр записи о праве собственности первого добросовестного приобретателя. При этом бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности приобретателя, возлагается на истца (муниципалитет и прокуратуру).

Процессуальные кодексы

В отличие от материального права, российский гражданский процесс в 2019 г. претерпел существенные изменения как в сфере судоустройства, так и в части процедуры разрешения гражданских дел.

Так, с 1 сентября введена обязательная аудиозапись судебных заседаний в суде общей юрисдикции (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи (аудиопротоколирование) и составляется протокол в письменной форме (ст. 228 ГПК РФ).

«Абсолютным» основанием отмены судебного постановления является теперь не просто отсутствие протокола в материалах дела, но «отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами ˂…˃ в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания» (п. 6 ч. 4 ст. 330, п. 6 ч. 4 ст. 379.7 ГПК РФ; п. 6 ч. 4 ст. 270, п. 6 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).

С 1 октября ГПК РФ дополнен гл. 22.3 «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц» (Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 191-ФЗ).

Условиями рассмотрения судом дел по правилам данной главы являются: общий по отношению к каждому члену группы лиц ответчик; являющиеся предметом спора общие либо однородные права и законные интересы членов группы; в основании прав членов группы лиц и обязанностей ответчика лежат схожие фактические обстоятельства; все члены группы используют одинаковый способ защиты своих прав (ч. 1 ст. 244.20 ГПК РФ).

Следует обратить внимание, что к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц должно присоединиться не менее 20 членов (ч. 5 ст. 244.20 ГПК РФ) – в этой части ГПК РФ совпадает с правилами КАС РФ.

Отмечу, что институт групповых исков (Class Action) заимствован Россией у стран Запада (зародились они в английских судах справедливости в XVI в. В 90-х гг. ХХ в. коллективные иски стали также применяться в Нидерландах, Португалии, с 2001 г. – в Испании, с 2002 г. – в ФРГ).

Декларируемая законодателем цель введения института «групповых исков» – упрощение доступа к правосудию: предполагается, что он поможет гражданам защищать их права в потребительской сфере, трудовых спорах, делах в области ЖКХ, а также связанных с пенсионным и социальным обеспечением. Ожидается, что к групповым искам будут присоединяться лица, которые раньше не шли в суд, опасаясь лишних трат и хлопот. «Групповой иск», по мнению разработчиков законопроекта, – удобная возможность отстаивать права, не имеющие «большой цены», которые может быть невыгодно отстаивать в одиночку.

На мой взгляд, российский институт «групповых исков», в отличие от США, не имеет указанных перспектив, поскольку экономические стимулы предъявления «групповых исков» для юристов минимальны или отсутствуют. Во-первых, в законодательстве РФ не предусмотрена возможность взыскания в пользу истцов «штрафных убытков» в значительных суммах. Во-вторых, отечественные суды в целом не считают допустимым «гонорар успеха», а российское процессуальное законодательство не предусматривает возможности получения вознаграждения юристов из присужденных сумм.

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» российский процесс обогащен подробной регламентацией примирительных процедур, в том числе с участием судебного примирителя (судебное примирение) (ст. 153.6 ГПК РФ). Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе смогут также судьи в отставке.

При этом часть норм, на мой взгляд, носит декларативный характер – например, неочевидна необходимость включения в Кодекс правила о том, что «переговоры осуществляются на условиях, определяемых сторонами» (ч. 2 ст. 153.4 ГПК РФ).

Также необходимо отметить, что «нотариально удостоверенные медиативные соглашения» становятся исполнительным документом, соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Названные новеллы вступили в силу 25 октября.

Подчеркну, что ни законодатель, ни суды не стимулируют досудебное урегулирование спора экономически. Нарушителю по-прежнему выгоднее довести дело до суда (который взыщет с него проценты по ст. 395 ГК РФ по ключевой ставке Банка России, которая в два–три раза ниже рыночных процентов по кредиту), чем договориться. Пока это не изменится, медиация и прочие примирительные процедуры, несмотря на большое количество монографий и конференций, посвященных этим темам, будут оставаться редко применяемыми и фактически декларативными институтами.

Наиболее существенные изменения в российском процессе связаны, безусловно, с Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ. Некоторые СМИ даже окрестили их «процессуальной революцией», что, на мой взгляд, явно преувеличено.

С 1 октября в российских судах введена «профессиональная монополия» на судебное представительство – представителем по делу может быть только лицо, имеющее высшее юридическое образование (либо имеющее статус адвоката). Не требуется высшее юридическое образование законному представителю, а также патентному поверенному (по спорам, связанным с интеллектуальной собственностью) и арбитражному управляющему (по делу о банкротстве).

Декларируемая цель реформы – необходимость исполнения ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей гражданам получение квалифицированной юридической помощи. Предполагается, что такая мера должна защитить участников спора от неквалифицированных представителей.

В то же время из сферы действия «профессиональной монополии» исключено судебное представительство у мировых судей и в районных судах – представителем в этих судах вправе быть любое лицо, в том числе не имеющее высшего юридического образования. С учетом того что районные суды и мировые судьи рассматривают в России подавляющее большинство гражданских дел, декларируемая цель реформы, на мой взгляд, явно расходится с фактическим правовым регулированием.

Тем не менее российские юристы теперь обязаны носить с собой и предъявлять суду дипломы о высшем профильном образовании.

Верховный Суд РФ в п. 4 Постановления Пленума от 9 июля 2019 г. № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» разъяснил, что «лицо, которое до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ начало участвовать в деле в качестве представителя, в том числе путем подачи искового заявления, заявления, заявления о выдаче судебного приказа, после вступления в силу указанного федерального закона сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности (статья 49 ГПК РФ, статья 59 АПК РФ)».

Но все проблемы, на мой взгляд, это не решает, тем более что при введении «профессиональной монополии» на судебное представительство не обошлось без накладок. Во-первых, законодатель «забыл» о ст. 36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: представителями в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по такому делу могут быть любые лица, имеющие доверенность; при этом юридическое образование им не требуется.

Во-вторых, неясно, как с 1 октября участвовать в процессе представителям лиц, участие которых очевидно необходимо, но они не имеют высшего юридического образования (например, главный бухгалтер налогоплательщика – в налоговом споре, аналогичная проблема у ФНС с налоговыми инспекторами). В соответствующем законопроекте для решения данного вопроса предполагалось ввести нового участника процесса – «поверенного», но в закон эта норма не вошла.

Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ в российский гражданский и арбитражный процесс внесено множество небольших изменений, которые тем не менее повлияют на рассмотрение дел в судах.

В частности, увеличен лимит суммы иска по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства в арбитражном процессе: для индивидуальных предпринимателей – 400 тыс. руб., для юрлиц – 800 тыс. руб. (по публично-правовым категориям дел размер штрафа в 100 тыс. руб. сохранен).

Унифицирован лимит сумм по приказному производству в АПК РФ и ГПК РФ: установлен единый размер требований в 500 тыс. руб.

Много вопросов вызвало введение дополнительных требований к идентификации должника в исковом заявлении (и заявлении о выдаче судебного приказа). Так, истцом должны быть указаны дополнительные реквизиты в отношении ответчика-гражданина, если известен хотя бы один из них (СНИЛС, ИНН, ОГРНИП, серия и номер паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства – ч. 3 ст. 125 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ). С 28 октября 2019 г. срок введения в действие норм ГПК РФ, предусматривающих указанные требования, сдвинут на 180 дней (Федеральный закон от 17 октября 2019 г. № 343-ФЗ) – до 30 марта 2020 г. Однако соответствующие правила АПК РФ остались без изменений и действуют с 1 октября 2019 г.

Установлены правила о взыскании в арбитражном и гражданском процессе судебных издержек третьих лиц и с третьих лиц (ст. 110 АПК РФ дополнена ч. 5.1 и 5.2; ст. 98 ГПК РФ – ч. 4 и 5). Кроме того, в гражданском процессе установлен срок на разрешение вопроса о судебных издержках – три месяца. Соответствующий срок для взыскания судебных расходов в арбитражном процессе сокращен с 6 до трех месяцев.

Изменились также последствия подачи в арбитражный суд искового заявления (апелляционной и кассационной жалобы), которые не подписаны или подписаны неуполномоченным лицом (п. 6 ч. 1 ст. 129 АПК РФ). Теперь такие процессуальные документы возвращаются судом (а не оставляются без движения).

Расширен перечень преюдициальных судебных актов в арбитражном процессе – за счет «иных постановлений суда по уголовному делу» (ч. 4 ст. 69 АПК РФ).

Много споров на этапе принятия законопроекта вызвало предложение исключить из российского процесса понятие подведомственности. Однако фактически реформа свелась к тому, что «подведомственность» заменили «компетенцией». Какого-либо реального влияния на рассмотрение дел в российских судах это изменение не оказало.

При этом предполагается, что исключение термина «подведомственность» позволило установить в ГПК РФ и АПК РФ механизм передачи дел из суда общей юрисдикции в арбитражный, и наоборот (ч. 4, 5 ст. 39 АПК РФ, ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ). Необходимо отметить, что речь в данном случае идет только о делах, принятых судом (арбитражным судом) к производству. Если факт подачи иска в ненадлежащий суд выясняется до его принятия к производству, такое заявление по-прежнему возвращается.

К новеллам, имеющим негативный характер, следует, на мой взгляд, отнести новые правила об отводах в АПК РФ, заимствованные из ГПК РФ. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается тем же судьей (ч. 2 ст. 25 АПК РФ). Тем самым в арбитражном процессе перенят откровенно неудачный, но, думается, удобный суду подход ГПК РФ, в соответствии с которым «вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, разрешается тем же судьей». Еще древние римляне говорили, что «нельзя быть судьей в своем деле», но в России в XXI в. вопрос об отводе судьи будет рассматривать сам этот судья.

Отмечу, что законопроект, подготовленный ВС РФ еще в ноябре 2017 г., не обошелся без «ляпов». Например, в гражданском процессе, как и в арбитражном, с 1 октября 2019 г. копии искового заявления и документов теперь направляются истцом ответчику и третьим лицам самостоятельно – к исковому заявлению прилагаются только доказательства их направления (п. 6 ч. 1 ст. 132 ГПК РФ). Но обязанность истца приложить к иску «копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют», законодатель убрать «забыл» (не исключив п. 4 ч. 1 ст. 132 ГПК РФ). Исправлять эту ошибку законодателю пришлось отдельно, Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 13 декабря). При этом соответственно изменить ст. 114 ГПК РФ законодатель снова «забыл», и суд вместе с повесткой по-прежнему направляет ответчику «копию искового заявления» (которую истец прилагать к иску уже не обязан) (ч. 3 ст. 114 ГПК РФ).

Единственное изменение, которое, на мой взгляд, действительно можно называть «революционным», – создание кассационных судов общей юрисдикции, разрешающих кассационные жалобы в ординарном порядке (не по усмотрению судьи соответствующего суда), – так называемая «сплошная кассация».

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции начали работу с 1 октября, их создание было предусмотрено Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации” и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

СЕГОДНЯ ВЫ ПОЗНАКОМИТЕСЬ:

  • с содержанием раздела Бизнес-справки
  • с возможностями сервисного блока ПРАЙМ
  • с работой службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Начало года — это время, когда вступает в силу ряд важнейших изменений законодательства. С 1 января 2009 года начнут действие поправки, которые затронут практически все области права. Налоги и сборы, страхование и транспорт, социальная сфера и трудовые отношения — чтобы все это проанализировать, потребуется немало времени. Как изменятся правовые нормы, что необходимо учесть в работе именно вам, как не пропустить важные изменения и заранее подготовиться к их применению на практике? Ответы на эти и многие другие вопросы поможет найти система информационно-правового обеспечения ГАРАНТ.

Полный информационный банк предоставляет актуальные редакции документов. А специально созданная бизнес-справка позволяет оперативно знакомиться с основными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2009 года. Мониторинги законодательства и индивидуальная новостная лента ПРАЙМ дадут возможность не пропустить важное в период перемен. А ответы экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ помогут принять правильное решение и быстро найти выход из сложной ситуации.

Для закрепления знаний, полученных в ходе занятия, попробуйте самостоятельно выполнить несколько практических заданий.

Узнаем об изменениях

Чтобы составить общую картину всех поправок и нововведений, вступающих в силу с начала нового года, можно обратиться к специально подготовленной юристами «Гаранта» бизнес-справке Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2009 г. Для этого нужно выбрать раздел Другие бизнес-справки / Федеральные бизнес-справки Основного меню.

При изучении нормативных актов, например, из раздела Документы, вступающие в силу с 1 января 2009 г., хорошим подспорьем может стать аннотация к документу. Это краткое изложение сути изучаемого материала, позволяющее за считанные минуты ознакомиться с его содержанием. Достаточно в открытом документе обратиться к вкладке Аннотация в нижней части основного окна.


Увеличить


Увеличить

Не пропускаем главное

Эффективным инструментом для анализа изменений интересующей области права является ПРАЙМ. Моя новостная лента. Заполнив со специалистом по обслуживанию индивидуальную анкету, вы сможете регулярно получать на указанный электронный адрес краткие тематические обзоры наиболее важных новых документов и судебных решений с учетом ваших профессиональных интересов. Для перехода к списку всех выпусков лент нужно обратиться к разделу ПРАЙМ. Моя новостная лента Основного меню системы ГАРАНТ.

Если вам необходимо восстановить картину изменений права с учетом интересующей тематики, даты и иных реквизитов, постройте Обзор изменений законодательства. Для этого в Основном меню выберите раздел ПРАЙМ. Обзор изменений законодательства, а затем заполните необходимые поля.


Увеличить

Получаем консультации

Зачастую, своевременно узнав об изменении нормы права, необходимо дополнительно провести детальный анализ и понять, как та или иная поправка повлияет на работу конкретной организации. В таких случаях помогут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ, которые быстро окажут профессиональную помощь в поиске ответа на вопрос. Для получения консультации нажмите кнопку и заполните необходимые поля.


Увеличить

ПРИМЕРЫ РАБОТЫ

ПРИМЕР 1
ВАМ НЕОБХОДИМО ОТСЛЕДИТЬ ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

  1. В Основном меню выберите раздел ПРАЙМ. Обзор изменений законодательства.
  2. В поле Раздел/Тема укажите налог доб стоим и выберите интересующую тематику.
  3. В поле Дата принятия укажите период, например три последних месяца, включая текущий: 01.11.08 и 31.01.09 в полях С: и По: соответственно.

В результате вы получите список аннотаций, отобранных с учетом всех заданных вами реквизитов. Его изучение поможет быстро ознакомиться с изменениями, происходившими в законодательстве по налогообложению за последнее время.

Увеличить

ПРИМЕР 2
ВЫ ХОТИТЕ ОЗНАКОМИТЬСЯ С СУТЬЮ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. N 121-ФЗ В СТАТЬЮ 218 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. В поле Базового поиска введите 121 изменения нк и нажмите кнопку .
  2. Откройте искомый документ и выберите вкладку Аннотация в нижней части основного окна.

В результате с помощью аннотации к документу вы быстро получите общее представление об изменениях, вносимых федеральным законом в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Увеличить

Обратите внимание на то, что помимо аннотации вы можете обратиться к комментарию юристов «Гаранта» О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, содержащему ссылку на специальный обзор. С его помощью можно изучить суть вносимых изменений, а также сравнить предыдущий и новый варианты текста кодекса.

Увеличить

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. С помощью Базового поиска найдите приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету». Ознакомьтесь с аннотацией к документу.
  2. Постройте обзор изменений законодательства за последние три месяца по вопросам заключения трудового договора.
  3. С помощью раздела Бизнес-справки Основного меню перейдите к подборке документов, в которые внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 года.

ЗНАТОКАМ ГАРАНТА

  1. Перейдите к последнему мониторингу федерального законодательства.
  2. Составьте подборку консультаций экспертов Правового консалтинга ГАРАНТ по вопросам начисления амортизации.
  3. Из полученного ранее списка сохраните в папке Мои документы системы ГАРАНТ первые четыре консультации.

Обзор изменений гражданского законодательства 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *