Вопрос:
В Ростехнадзор поступил вопрос о необходимости получения энергопаспорта для предприятия, производящего теплоэнергоресурсы (о проведении энергетического обследования), если совокупные затраты предприятия на энергоресурсы не превышают 10 млн. рублей в год.
Ответ: Специалисты Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора ответили на данный вопрос.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для организаций, осуществляющих производство тепловой энергии, проведение энергетического обследования является обязательным. Факт использования тепловой энергии для собственных нужд не освобождает организацию от выполнения требований данной статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона организации, которые предусмотрены п. 4 ч. 1 настоящей статьи, потребляющие энергетические ресурсы в стоимостном выражении для определения совокупных затрат на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, менее 50 млн. руб., вместо последующего энергетического обследования могут предоставлять информацию в Минэнерго России.
Вместе с тем ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона не освобождает указанные организации от проведения первичного энергетического обследования.
Вопрос от 14.02.2017:
Фирма имеет небольшую котельную, отапливающую свои помещения, а также помещения соседней организации. Обязана ли фирма иметь энергопаспорт, если затраты на потребление газа, электроэнергии и т.д. меньше 50 млн. рублей в год?
Ответ подготовлен специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) для организаций, осуществляющих производство тепловой энергии, проведение энергетического обследования является обязательным. Факт использования тепловой энергии для собственных нужд не освобождает организацию от выполнения требований данной статьи.
Согласно части 1.1 статьи 16 Федерального закона организации, указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи, потребляющие энергетические ресурсы в стоимостном выражении для определения совокупных затрат на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, менее 50 млн. руб., вместо последующего энергетического обследования могут предоставлять информацию в Минэнерго России.
Вместе с тем часть 1.1 статьи 16 Федерального закона не освобождает указанные организации от проведения первичного энергетического обследования.
Уважаемые члены Партнерства!
Заполнение энергетического паспорта производится в программе «E-Pass» (версия «Энергоаудитор»).
По вопросам приобретения лицензии обращаться в ООО «Октоника» (epass.octonica.ru)
тел.: +7 (343) 237-27-25
email: support@octonica.ru (техподдержка).
Стоимость лицензии:
- 1 месяц — 4000 рублей
- 3 месяца — 8000 рублей
- 6 месяцев — 14000 рублей
- 12 месяцев — 24000 рублей.
Количество рабочих мест для установки E-Pass не ограничено.
1. Заполнить Заявление на проведение экспертизы энергопаспорта.
2. Заключить договор с экспертной организацией на экспертизу энергопаспорта (После прохождения экспертизы экспертная организация передает результаты экспертизы в СРО НП «Энергоаудит»).
3. Оплатить экспертизу (стоимость экспертизы энергетического паспорта составляет 5% стоимости договора на проведение энергетического обследования).
4. Направить на проверку энергетический паспорт посредством программы E-Pass (статус паспорта в программе должен быть изменен с «разработка» на «экспертиза»).
5. При положительном результате проверки аудитор получает экспертное заключение, и далее эксперт перенаправляет паспорт в СРО для его регистрации в Министерстве Энергетики РФ (для паспортов, составленных по результатам обязательного энергетического обследования).
Отправка энергетических паспортов в Министерство Энергетики РФ осуществляется не позднее 3-х месяцев с момента составления энергетического паспорта. Срок регистрации энергетического паспорта в Министерстве Энергетики РФ составляет 30 календарных дней, по истечении которых Министерство Энергетики РФ направляет в СРО письмо-уведомление о регистрации направленных энергетических паспортов.
ВНИМАНИЕ! СРО не предоставляет письмо-оригинал о регистрации энергетических паспортов аудиторам. Результаты регистрации направляются аудитору электронно (на электронную почту). При необходимости может быть предоставлена копия письма.
* Энергопаспорт и Технический отчет предоставляет в электронном виде.
Заполнить заявку на прохождение экспертизы энергопаспорта
В 2019 году энергетическое обследование или энергоаудит является обязательным для организаций у которых расходы за 2018 год на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива превысили 50 млн. рублей.
Если организация имеет действующий энергетический паспорт (выданный в период с 2011 по 2018 год) по результатам проведенного первого энергетического обследования, то его срок действия составляет 5 лет. Организация обязана в течение последнего года до истечения срока действия энергетического паспорта, провести последующее обязательное энергетическое обследование.
Пример. Организация провела энергоаудит в декабре 2014 года, энергетический паспорт действует до декабря 2019 года. Соответственно, провести обязательное энергетическое обследование нужно в 2019 году.
Если у организации объем затрат на потребление энергоресурсов за 2018 год меньше 50 млн. руб., то такие организации вместо проведения обязательного энергетического обследования вправе представить в Минэнерго специальную энергетическую декларацию (в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования).
Пример (продолжение). Однако, расходы Организации за 2018 год на потребление энергетических ресурсов в стоимостном выражении составили менее 50 млн. руб. Соответственно руководство вправе принять решение: провести энергетическое обследование или представить энергетическую декларацию.
Содержание
Позвоните +7 (926) 384-12-02 и мы Вас проконсультируем!
Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
- организации с участием государства или муниципального образования;
- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
- организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
- организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 50 млн. руб. за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования (согласно Постановлению Правительства РФ от 16.08.2014 N 818 «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований»);
- организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Основными целями энергетического обследования являются:
- получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
- определение показателей энергетической эффективности;
- определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
По результатам проведенного энергетического обследования составляется энергетический паспорт, копия которого направляется в Министерство энергетики.
От энергопаспортов к энергодекларациям: Изменения в ФЗ №261
Поправки в ФЗ №261 вступили в силу в конце 2014 года, но многие так и не смогли разобраться, что такое энергодекларация, какие организации обязаны их делать и как часто.
Поэтому, давайте посмотрим
- какие организации обязаны подготовить энергодекларацию
- что такое энергодекларация
- в чем разница между энергодекларацией и энергопаспортом
Какие организации обязаны подготовить энергодекларацию
Для того, чтобы понять какие организации обязаны оформлять энергодекларацию, давайте обратимся к №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», статья 16.
В статье 16 указан список организаций, которые обязаны провести энергетическое обследование и подготовить энергопаспорт.
В части 1.1 статьи 16 указано исключение, которое гласит, что у государственных и муниципальных организаций есть выбор между проведением обязательного энергетического обследования и подготовкой энергодекларации.
Статья 16 часть 1:
Обязательное энергетическое обследование
1. Проведение энергетического обследования является обязательным, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в части 2 настоящей статьи;
Статья 16 часть 1.1:
1.1. В случае, если совокупные затраты лиц, указанных в пунктах 1 – 4 и 6 части 1 настоящей статьи, на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, не превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации, за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, указанные лица вместо проведения обязательного энергетического обследования вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…
ФЗ №261 простым языком
Если простым языком, то статья 16 часть 1.1 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» гласит, что государственные организации, энергопотребление которых не превышает 50 миллионов рублей в год, имеют право выбора – оформлять энергодекларацию или проводить энергетическое обследование и оформлять энергопаспорт.
Сумма годового энергопотребления в 50 миллионов указана в Постановлении Правительства № 818.
Скачать и прочить постановление можно здесь:
Скачать последнюю редакцию ФЗ №261 от 2016 года можно здесь:
Вот наши комментарии к ФЗ №261.
По этой ссылке можно.
В части 1.1 статьи 16 указаны также срок и периодичность оформления энергодекларации:
- Оформлять энергодекларацию необходимо после истечения срока действия энергопаспорта.
- Энергодекларацию необходимо оформлять ежегодно.
Разработка Энергодекларации и Энергопаспорта
Что такое энергодекларация
Энергодекларация это документ, в котором необходимо декларировать энергопотребление и энергосбережение организации за предыдущий год.
Форма и порядок заполнения энергодекларации для государственных организаций и регулируемых организаций существенно отличаются.
Порядок и форма оформления энергодекларации указаны в Приказе Минэнерго №401.
Скачать приказ №401 можно здесь:
В энергодекларации для государственных и муниципальных организаций необходимо указывать следующие данные:
- Общие сведения об организации
- Энергопотребление за предыдущий год в целом по организации
- Энергопотребление за предыдущий год в разбивке по каждому зданию
- Детальная характеристика каждого здания
- Энергопотребление на производство продукции
Энергодекларация для регулируемой организации это полноценный энергетический паспорт, который регулируемая организация обязана подготовить самостоятельно.
Что такое энергодекларация. Как оформлять энергодекларацию.
Основные разделы энергодекларации для регулируемой организации:
- Общие сведения об организации
- Энергопотребление за предыдущий год в целом по организации
- Сведения об оснащенности счетчиками
- Сведения о потреблении электрической энергии, тепловой энергии, котельно-печного и моторного топлива
- Сведения о системах освещения
- Характеристика зданий, строений и сооружений
- Сведения о программе энергосбережения
- Расчеты показателей энергетической эффективности
- Сведения о выполненных энергоресурсосберегающих мероприятиях
- Сведения о линиях передачи энергетических ресурсов
- Сведения о протяженности воздушных и кабельных линий передачи электроэнергии
- Сведения о количестве трансформаторов
- Сведения о количестве и мощности устройств компенсации реактивной мощности
- Сведения о должностных лицах, ответственных за обеспечение мероприятий по энергосбережению
- Сведения о квалификации персонала, обеспечивающего реализацию мероприятий по энергосбережению
Государственные и регулируемые организации обязаны ежегодно оформлять энергодекларацию и сдавать ее в Минэнерго через портал ГИС.
Энергодекларация • Энергопаспорт • Консультация • 8(499)490-60-60
В чем разница между энергодекларацией и энергопаспортом
В таблице, которая следует, представлены основные отличия между энергодекларацией и энергопаспортом.
Энергодекларация |
Энергопаспорт |
|
Приказ Минэнерго |
№401 |
№400 |
Периодичность оформления |
Ежегодно |
Один раз в 5 лет |
Стоимость оформления с нашей помощью |
10 тыс. руб. |
19 тыс. руб. |
Кто отвечает за оформление |
самостоятельно |
энергоаудитор |
Кто сдает в Минэнерго |
самостоятельно |
энергоаудитор (СРО) |
Главное преимущество энергодекларации над энергопаспортом – энергодекларацию можно оформить самостоятельно и бесплатно.
Но, в то же время, это и ее главный недостаток.
Персоналу организации необходимо самостоятельно разобраться с оформлением и расчетом данных для энергодекларации.
Методика, описывающая как заполнять энергодекларацию, занимает более 100 страниц.
Форма энергодекларации для государственных организаций и учреждений состоит из 10 страниц.
Форма энергодекларации для регулируемых организаций состоит из более чем 25 страниц.
Каждой организации необходимо внести данные о потреблении энергоресурсов и воды как всей организации в целом, так и по каждому отдельно стоящему зданию.
Все эти данные необходимо перевести в тонны условного топлива в год на рубль произведенной продукции.
Кроме того, энергодекларация содержит информацию
- об оснащенности организации счетчиками,
- о строительных характеристиках зданий и сооружение,
- описание инженерных систем (отопления, электропотребления, водоснабжения, вентиляции),
- описание используемого оборудования.
Если ваша организация обладает необходимым количеством специалистов, способных выполнить такую работу, тогда вам следует самостоятельно оформить энергодекларацию.
Если вы не готовы самостоятельно оформлять энергодекларацию, тогда вам следует остановится на энергопаспорте.
Главные преимущества энергопаспорта:
- Энергопаспорт необходимо оформлять один раз в пять лет.
- Оформление и регистрация энергопаспорта в СРО и Минэнерго – задача компании-энергоаудитора.
- Стоимость оформления энергетического паспорта 19 000 рублей.
По вопросам оформления энергопаспорта обращайтесь в ООО «2К Инжиниринг” по телефону 8(499)490-60-60.
Мы также можем вам помочь, если вы решили оформить энергодекларацию, но вам нужна помощь.
Стоимость оформления и регистрации энергодекларации в Минэнерго – 10 000 рублей.
Консультация • Вопросы • Помощь • 8(499)490-60-60
Дальше по теме энергодекларация и энергопаспорт:
- Оформление энергопаспорта
- Разработка программы энергосбережения
- Программа энергосбережения регулируемой организации