Обязательное страхование военнослужащих

Содержание

Закон о страховании

Одной из главных особенностей российского менталитета считается легкомысленное отношение к собственному здоровью и жизни. Вместо возможности застраховать риски за сравнительно небольшую плату наши соотечественники традиционно надеются на русский авось. Уверенность характерна только для сегментов обязательного страхования, наподобие ОСАГО, а ситуация с добровольными видами страхования оставляет желать лучшего.

Нежелание тратить деньги, пока ничего не произошло, свидетельствует о низком уровне финансовой грамотности населения и неумении планировать собственную жизнь в долгосрочной перспективе.

С 22 января 2014 года в профессиональной деятельности страховых компаний из РФ произошли существенные изменения. Операторов рынка страховых услуг обязали хранить деньги в специальном депозитарии, публиковать на собственных сайтах списки страховых агентов, брокеров и других контрагентов, сформировать службу внутреннего контроля предприятия. После вступления в силу изменений актуарная оценка деятельности компании стала обязательной, а структура надзора и его органы претерпели определенные изменения.

Закон об обязательном страховании от несчастных случаев

Страхование от несчастных случаев распространяется на страхователя, заключившего договор, а также на третьих лиц. По рассматриваемому виду страхования предусмотрены страховые несколько основных страховых случаев:

  1. Временная потеря трудоспособности и травмы.
  2. Хирургические операции и госпитализация.
  3. Полная потеря трудоспособности.
  4. Смерть, которая наступила по причине несчастного случая.

Возможности страхового полиса могут быть и более широкими. Часто страхование распространяется на заболевания, диагностированные впервые, а также на такие серьезные проблемы со здоровьем как инфаркт, инсульт, инфаркт миокарда, рак и другие.

Совет от Сравни.ру: Развитие страхования в нашей стране пока еще отстает от уровня Европы и США, но все основные направления работают давно и достаточно активно. Через некоторое время страхование жизни, имущества, здоровья и некоторых других вещей станет для россиянина таким же обычным явлением, как приобретение электронного ОСАГО. Законодательство РФ в сфере страхования активно реформируется, но изучать основные права и обязанности страховщика, прописанные в законодательных актах, рекомендуется уже сейчас, в ближайшем будущем эти знания гарантированно пригодятся.

Законодательная база

Страховые выплаты – особая категория начислений, а назначение их военнослужащим при травме сопровождается множеством нюансов. При регулировании этого вопроса нужно обратиться к следующим законопроектам:

  1. ФЗ № 52 – «Страховые начисления военнослужащим», что от 28 марта 1998 г.
  2. ФЗ № 76 от 27 мая 1998 г., который определяет статус претендента на службе.
  3. ПП № 855, в редакции от 22 июля 2017 г.

Общие положения

Закон дает определение военной травмы. Это понятие определяет заболевание организма, которое получено в период несения службы, выполнения должностных обязательств. И так как военные подлежат обязательному страхованию, то в случае травматизма, могут рассчитывать на некие компенсационные выплаты.

К числу военных относят:

  • сотрудников МВД структуры;
  • призывники после прибытия на сборы;
  • служащие пенитенциарных служб;
  • пограничники;
  • представители ФС структуры;
  • пожарные.

ФЗ № 165, что от 02.07.2013 года определяет необходимость заключения страховых договоров между страховщиком и Министерством обороны.

Получатели страховки при повреждениях и травмах

При средне тяжкой травме, тяжелых повреждениях военнослужащего полагается страховое возмещение. Претендовать на него могут такие группы лиц, среди которых:

  • сами пострадавшие при выполнении боевых задач офицеры и сержанты, прапорщики и полковники;
  • супруги военных;
  • несовершеннолетние отпрыски и до 23 студенты очники;
  • дети с инвалидностью, получившие статус до момента травматизма родителя;
  • близкие кровные родственники.

Внимание! Список получателей расширяется претендентами, что фигурируют в договоре.

Перечень случаев, в которых полагается выплата страховки военнослужащим в 2019-м

Не при каждой травме пострадавший может оформить выплату. Условием ее начисления является наличие страхового случая. Если ситуацию признают таковой, руководство застрахованного лица отправляет уведомление самому пострадавшему, его родственникам.

К числу страховых случаев относят такие ситуации:

  1. Гибель, наступившая при выполнении служебного долга. Полагается одноразовая компенсационная выплата, размер которой 2 млн. руб.
  2. Кончина, что имела место в течение года с момента увольнения со службы. Размер разовой выплаты будет 2 миллиона. Смерть должна наступить от травмы, что была получена на работе.
  3. Инвалидность 1 группы на службе/за год после увольнения. Размер страховой компенсации в этом случае составит 1,5 млн. руб. Травматизм, ставший причиной потери работоспособности должен наступить при выполнении служебного долга.
    2, 3 группа инвалидности. Сумма возмещения составляет 500 тыс. или 1 млн. руб. Первый порог установлен для рядовых служащих, а второй показатель – для сержантов и офицеров.
  4. Травмы, контузии, переломы, вывихи, ранения средней и тяжелой степени при несении службы. Самому военнослужащему назначают за них в 2019 году 200 000 рублей.

На заметку! Полный перечень травм и контузий, которые есть основанием для получения страховки военным лицом, оговорен законом.

В страховом договоре могут предусматриваться и дополнительные основания, среди которых:

  • болезни, повлекшие тяжкие и средние последствия;
  • самоубийство, независимо от выслуги и должности.

При легком уроне здоровья, не повлекшем утрату работоспособности, пособие не выплачивается.

Что нового тянет за собой военная травма выплаты в 2019 году

На 2019 год никаких инноваций в сфере страховых выплат военнослужащим при травматизме не предусмотрено. В этом периоде планируют сохранить показатели 2018 года. Перечень документов, что нужно собрать для страховой фирмы в будущем году, остается прежним. Порядок оформления остается неизменным.

Как оформляются военные выплаты в 2019 году

Прежде всего, поговорим о том, куда нужно обратиться пострадавшему лицу для получения компенсации. Идти нужно по месту нахождения личного дела. Это воинские части в военкоматы.

На заметку! В случае реформирования части, подразделения претендент должен отправить документы непосредственно в страховую фирму через организации правопреемников. Второй вариант – обращение в военкомат по месту прописки.

Выплата не назначается автоматически. Для ее назначения выгодоприобретатель должен подать заявление, образец которого можно будет посмотреть на нашем сайте. Помимо ходатайства нужно собрать пакет бумаг, среди которых:

  • паспорт и копии страниц с записями;
  • справка-подтверждение страхового случая с реквизитами воинского подразделения;
  • справка инвалида (при наличии).

образец заявления о выплате страховой

Список документов видоизменяется, в случае кончины военного. В этом случае с заявлением родственнику нужно предоставить такие бумаги:

  • о смерти документ (свидетельство, справка);
  • выписка медицинской комиссии, которая гарантирует причинную связь между смертью и
  • полученными ранее травмами;
  • рапорт командования об исключении пострадавшего с числа личного состава;
  • документы о родстве выгодоприобретателя с военным (свидетельства, справки).

Важно! Если лицо, наделенное правом на компенсацию по случаю смерти военного родственника умирает, то его наследник должен подтвердить свое родство со вторым выгодоприобретателем.

Все полученные бумаги руководители военных частей, военкоматов заверят печатью, подписями и направляют страховщику.

Сроки назначения помощи

15 дней законом отводится страховой компании на обработку заявки. Отсчет начинается со дня получения пакета бумаг. Стоит заметить, что каждый день просрочки обернется для фирмы пеней в размер 1 процента от суммы.

Порядок оформления 2019 года

Компенсация назначается исключительно на территории России. Способ и форма ее выплаты зависит от условий договора. Это может быть одноразовое компенсационное пособие, что платится одной суммой или по частям. Предусмотрены также регулярные типы начислений с ежегодным или ежемесячным погашением. Может быть расчет наличными или безналичным способом.

Итак, после того как пакет бумаг находится в военной части, командование составляет рапорт. Этот документ прикрепляется к заявлению и другим бумагам, после отправляется страховщику. После проверки, в случае отсутствия несоответствий, назначается выплата.

Если ошибки, недостоверности присутствуют, компания отправляет весь пакет бумаг на доработку. В сопроводительном письме излагаются причины возврата. Если недочеты устраняются своевременно, выгодоприобретатель получает компенсационную выплату.

Внимание! После принятия положительного решения страховщиком уходит несколько дней на зачисление средств. В случае просрочки будет пеня 1 % от суммы.

Как реагировать на отказ в выплате, с чем он связан

Случается, что при травматизме пострадавший не может оформить компенсацию. Рассмотрим ситуации, в которых возможет отказ страховщика в выплате:

  • пакет бумаг для оформления не полный;
  • ситуация не квалифицируется страховым случаем;
  • травматизм связан с противоправным деянием выгодоприобретателя;
  • в момент получения ущерба здоровью пострадавший был в алкогольном, наркотическом, токсическом опьянении;
  • инвалидность, контузия и другие травмы, что были запланированным и умышленным действием.

Отказ страховой фирмы составляется в письменном виде, должен быть аргументированным и ссылаться на нормы законодательных актов. Предусматриваются в бланке также возможности устранения причины отказа и обжалования.

Порядок обжалования

Отказ в возмещении всегда может быть оспорен в суде. Процедура это долгосрочная и трудоемкая, сопровождающаяся массой нюансов. Мы расскажем о процессе вкратце. Если же у вас, дорогой читатель, возникнет необходимость обращения в судебную инстанцию, вы можете бесплатно получить консультацию нашего юриста.

Споры со страховщиками проходят в общеустановленном порядке. Первый шаг – применение мер по мирному урегулированию ситуации. Для этого отправляется письмо с требованием погашения страховой суммы. Только в том случае, когда реакции от компании не последовало, был повторный отказ, выгодоприобретателю целесообразно идти в суд.

Пишется иск по форме. К нему прилагаются такие бумаги:

  • копии паспортных страниц;
  • копия досудебного обращения;
  • копия постановления, в которой дан отказ;
  • документальные доказательства, заявленных в ходатайстве требований;
  • доверенность на представителя, если, к примеру, в суде истца представляет юрист.

Важно! Истец может запросить в иске компенсацию всех судебных издержек и выплату суммы с учетом штрафной санкции.

Актуальные вопросы и ответы

  • Вопрос: С какой страховой компанией взаимодействует МВД?

    Ответ: В 2019 году ответственной за выплаты по травматизму является ЗАО «МАКС».

  • Вопрос: Сколько в 2019 году составляет ежемесячная компенсация за вред здоровью?

    Ответ: Размер зависит от группы инвалидности. При первой группе назначают 14 000 руб., при второй – 7 000 руб., при третьей – 2 800 рублей.

  • Вопрос: Заключения военной комиссии могут быть оспорены?

    Ответ: Случаи, когда военно-врачебными комиссиями выносятся преждевременные, необоснованных заключений в части степени тяжести полученных травм, увечий – нередкое явление. Если пострадавший уверен, что степень тяжести ранения или контузии установлена неверно, то он вправе обжаловать решение. Обратиться стоит в вышестоящую ВКК, суд. Это право гарантировано пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе.

  • Вопрос: В каком законопроекте предложен список травм, при получении которых будет засчитан страховой случай?

    Ответ: Обратиться нужно к правительственному постановлению № 855 (29.07.1998 г.). В нем приложен список увечий и ранений, травм и контузий, которые квалифицируются как тяжелые или легкие. Список этих проблем есть основанием для признания страхового случая.

Автор статьи: Ирина Алексеева Здравствуйте! Меня зовут Белова Ольга Борисовна. Осуществляю деятельность в сфере юриспруденции с 2013 года. Специализируюсь преимущественно на гражданском праве. Училась в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Факультет: Юриспруденция (Юрист).

Государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих

Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховой защитой людей и их дела от различного рода опасностей.

Страхование (страховое дело) в широком смысле — включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, предусмотрена гарантия каждому в социальном обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, а так же поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Кроме того, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. В том числе и для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской. Должностные лица органов власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с Федеральными Законами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Именно это одна из основных причин по которой военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (далее Федеральный закон от 28 марта 1998 года №52-ФЗ), осуществляется обязательное государственное страхование жизни и здоровья лиц, перечисленных в этом законе.

Страховщиками по обязательному государственному страхованию могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования. Причем, к деятельности по обязательному государственному страхованию допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован без участия иностранных инвестиций, имеющие практический опыт работы в области личного страхования не менее одного года и показатели финансовой надежности, гарантирующие финансовую обеспеченность взятых на ответственность страховых обязательств. Страховщики выбираются на конкурсной основе.

Страхователями являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, военные сборы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном страховании лиц. Страхование этих лиц осуществляется со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы, службы, военных сборов.

Если жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, за исключением оснований, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ, подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, то указанным военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лицам или членам их семей страховые суммы выплачиваются по их выбору только по одному основанию.

Договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица — застрахованного лица (выгодоприобретателя) в письменной форме на один календарный год. При заключении договора оговаривается возможность его пролонгации.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию, помимо застрахованных лиц, в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются:

а) супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;

б) родители (усыновители) застрахованного лица;

в) дедушка и бабушка застрахованного лица — при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет;

г) отчим и мачеха застрахованного лица — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет;

д) дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет;

е) подопечные застрахованного лица.

Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются:

а) гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

б) установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

в) получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);

г) досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе или не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы, то военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания службы.

Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба, военные сборы.

Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительством Российской Федерации.

Если страхователь не осуществил страхование или заключил договор с условиями, ухудшающими положение застрахованного лица, то при наступлении страхового случая страховая сумма выплачивается на тех же условиях, что и при надлежащем страховании.

Предусмотрены случаи, при которых страховщик освобождается от выплаты страховой суммы:

а) если страховой случай наступил вследствие умышленных действий застрахованного либо общественно-опасного деяния, признанных таковыми судом;

б) если застрахованный находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то страховщик освобождается от выплаты страховой суммы. Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть застрахованного наступила вследствие самоубийства и к этому времени это лицо находилось на военной службе, службе не менее шести месяцев или если его смерть является результатом доказанного судом доведения до самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе.

Мотивированное решение об отказе сообщается застрахованному или выгодоприобретателю в письменной форме в срок, установленный для выплаты страховой суммы.

Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая и необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы. Перечень необходимых документов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года №855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

Выплата производится застрахованным лицам, а в случае их гибели выгодоприобретателям на территории Российской Федерации путем перечисления страховой суммы в рублях способом, определенным договором страхования, в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае задержки выплаты страховой суммы страховщик из собственных средств выплачивает застрахованному либо выгодоприобретателю штраф в размере 1% от страховой суммы за каждый день просрочки.

Следует отметить, что получить страховые выплаты в случае гибели (смерти) военнослужащего не всегда просто, нередко страховая компания попросту отказывает родственникам (выгодоприобретателям) в производстве выплат. Причины могут быть различными:

Причиной отказа в выплате единовременного пособия может стать гибель (смерть) военнослужащего (п. 2 статьи 37 Закона о воинской обязанности и воинской службы) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:

самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением отдельных случаев, предусмотренных ст. 37 Закона о воинской обязанности и военной службе;

добровольного приведения себя в состояние алкогольного опьянения;

совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

При отсутствии явных признаков вышеперечисленных случаев, как правило, находятся неявные, которые страховая компания, являющаяся коммерческой организацией, естественно, будет интерпретировать в свою пользу, с последующим отказом выгодоприобретателям в производстве выплат.

Страховая компания старается избегать страховых выплат любого рода. Экономически выгоднее отказать страховщику в выплате, так как:

а) в силу юридической безграмотности большинства граждан, военнослужащих в том числе не каждый выгодоприобретатель сможет увидеть в данном случае необоснованный отказ;

б) не многие, получившие отказ, решатся обратиться в суд (уровень гражданского самосознания и доверия к судебным органам также невысок);

На примере ниже приведенной судебной практики видно, что наличие алкогольного опьянения не всегда может явиться причиной отказа от страховых выплат, так как во всех случаях должна быть установлена причинно-следственная связь между опьянением и смертью.

Летом 2008 г. в позднее вечернее время капитан П. был вызван на службу, в связи с чем был вынужден покинуть компанию, в которой отдыхал. За время отдыха капитан П. употребил некоторое количество спиртного. В часть капитан П. так и не прибыл, так как во время следования к месту службы он умер, от обширного кровоизлияния в головной мозг.

При рассмотрении данной ситуации с правовой точки зрения важны три юридических факта: алкогольное опьянение, следование к месту службы и смерть. С 1 января 2008 г. в связи с принятием нового Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (УВС ВС РФ) алкогольное опьянение не является основанием считать военнослужащего не исполняющим обязанности военной службы. Тем самым устранена существовавшая ранее несогласованность между нормами УВС ВС РФ и ст. 37 Закона о воинской обязанности и военной службе, которую ранее отмечал С.В. Корнишин. И в данном случае военнослужащий, следующий в алкогольном опьянении к месту службы, находится при исполнении обязанностей военной службы. В итоге камнем преткновения является причина наступления смерти. Если причиной смерти является алкогольное опьянение — военнослужащий не будет признан исполняющим обязанности военной службы и родственники не получат единовременное пособие; если смерть наступила по иной причине — родственникам необходимо отстаивать свое право.

В своем отказе страховая компания сообщала следующее.

По предъявленным материалам на умершего произвести выплату единовременного пособия членам семьи военнослужащего не представляется возможным, поскольку согласно материалам расследования (материалы ОВД) П. на момент смерти находился в состоянии алкогольного опьянения, что подтверждено постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Закона о воинской обязанности и военной службе военнослужащий не признается погибшим (умершим) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние опьянения.

Учитывая изложенное, основания для выплаты единовременного пособия членам семьи военнослужащего отсутствуют.

Наличие алкогольного опьянения в данном случае не может явиться причиной отказа, так как не установлена причинно-следственная связь между опьянением и смертью.

Родственниками П. было подготовлено исковое заявление с требованием обязать ответчика произвести выплату единовременного пособия по случаю гибели (смерти) капитана П. в полном объеме, в том числе с учетом его несовершеннолетней дочери, а также возместить судебные расходы.

В основу доказательной базы были положены материалы полиции, а также административного расследования по факту смерти капитана П., проведенного специалистами войсковой части, в которой он проходил службу. Последнее оказало немаловажное значение при определении статуса военнослужащего в момент смерти. В материалах содержались объяснения должностных лиц, вызвавших военнослужащего на службу, на основании чего был сделан вывод о наступлении смерти при исполнении служебных обязанностей.

Задачей заявителей было доказать, что военнослужащий исполнял обязанности военной службы (следовал к месту службы) и что причина наступления смерти не освобождает ответчика от выплаты единовременного пособия, и убедить в этом суд.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит несостоятельными выводы представителя ответчика о том, что смерть застрахованного лица П. находится в прямой причинной связи с алкогольным опьянением, поскольку никаких допустимых доказательств в обоснование указанных доводов не представлено, а судом таковых не добыто.

Таким образом, анализ установленных по делу обстоятельств в совокупности с собранными по делу доказательствами позволили суду сделать вывод о том, что смерть военнослужащего П. не является следствием добровольного приведения себя в состояние алкогольного опьянения.

При таких обстоятельствах обязательство по выплате единовременного пособия истцам у ОАО «Росгосстрах» возникает.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости:

активного участия родственников (выгодопроиобретателей) во взаимодействии с должностными лицами воинской части в процессе оформления документов, а также в отстаивании своих прав (в претензионном и судебном порядке);

оказания должностными лицами воинской части помощи родственникам в получении выплат, в том числе по решению командира воинской части представительства интересов указанных лиц в суде;

совершенствования государственного регулирования взаимоотношений в сфере обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и производства единовременных выплат в счет возмещения вреда. В первую очередь это относится к созданию четкой, лаконичной и прозрачной нормативной правовой базы, регулирующей данные отношения. Во многом противоречия возникают в связи с неясностью отдельных норм права, а также наличием правовых пробелов.

По нашему мнению текст пп.б. п.2. ст. 37 Закона о воинской обязанности и военной службе «добровольного приведения себя в состояние алкогольного опьянения» следует изменить на текст «если, полученная военная травма, является следствием добровольного приведения себя в состояние алкогольного опьянения».

социальный защита пенсионный военнослужащий

Система социальной поддержки военнослужащих, гарантии и льготы, включая страхование, существуют в деятельности любой страны с собственными вооруженными силами.

Необходимость социального обеспечения государства для данной категории связана с характерными особенностями структуры:

  • отличающейся высокой степенью риска кончины военнослужащего или причинения разной степени вреда его здоровью;
  • устанавливающей ряд конституционных и экономических ограничений, касающихся самих служащих и ближайших родственников (членов семьи).

Участники страхового соглашения

С момента поступления военнослужащего на службу (сборы) вступает в действие обязательное государственное страхование военнослужащих исключительно по письменному соглашению, продолжительностью не меньше 12 месяцев.

Отбор структуры, выполняющей процедуру страхования, происходит по результатам специального конкурса (тендера), проводимого на ежегодной основе.

Действие договоренности продолжается 12 месяцев после завершения службы и относится только к последствиям несчастного случая или травмирования, имевших место при выполнении служебных обязанностей. Под действие законодательства не подпадают занятые по контракту, функционирование которых приостановлено с учетом закона РФ.

По документальному соглашению организацией-страхователем, выполняющей страхование военнослужащего, касающееся его здоровья, жизни, определено министерство обороны России. Застрахованным выступает лицо, в чью пользу заключена договоренность и начисляются компенсации в ситуации возникновения предусмотренного случая (назначении инвалидности, кончины, травмирования).

Выгодоприобретателем признается лицо, которое вправе получить платеж по компенсации при оговоренной ситуации – застрахованный или близкородственные члены семьи. Выгодоприобретателями при кончине застрахованного признаются некоторые категории граждан:

  • его супруг (супруга) (при наличии официального брака);
  • родители или усыновители, если таковые отсутствуют, то бабушка (дедушка), не меньше 3 лет занимавшиеся его воспитанием;
  • мачеха и отчим, на протяжении не меньше 5 лет воспитывавшие застрахованного;
  • его признанные дети, получающие обучение (в общеобразовательных учреждениях) или имеющие инвалидность (не достигшие 23 лет, не завершившие учебу);
  • иные лица, находящиеся на попечении военнослужащего.

В случае смерти выгодоприобретателя истребовать полагающиеся суммы могут его законные наследники.

Определение страховой суммы

Страховая сумма – это обязательство со стороны страховщика по предусмотренной выплате в отношении гражданина, обладающего законным правом на получение средств, выраженное в денежной форме. В соглашении указанное значение может фиксироваться по каждому отдельно принятому на страхование риску или по каждому отдельному случаю. Фиксированное значение показателя по категориям обязательного страхования обеспечивает закон об обязательном страховании военнослужащих.

Рассчитывается значение суммы с учетом величины довольствия военнослужащего — ежемесячного денежного оклада, суммируемого из двух величин — содержаний по званию и занимаемой должности.

Законодательно определены показатели страховых сумм:

  • в случае тяжелого травмирования или получения увечья застрахованным лицом на службе количество назначаемых к уплате окладов равно 10, при легкой степени травмы – 5;
  • при получении инвалидности во время несения службы или после нее в ходе 12 месяцев из-за болезни или травмирования, случившегося в период службы, выплачивается 75 окладов, 50 окладов или 25 окладов соответственно при 1-й, при 2-й и при 3-й группе (инвалидности);
  • выплата при досрочном завершении службы (сборов) военнослужащего, определенного пригодным к военной службе в усеченном варианте из-за нанесенного в период службы (сборов) ущерба здоровью, составит 5 окладов;
  • в случае кончины (гибели) застрахованного во время службы или в течение 1 года спустя из-за травмы или болезни, случившейся во время занятости на службе, количество окладов, выплачиваемых выгодоприобретателю, равно 25.

Отказ в уплате возмещения

Страховая организация, с которой подписан документ о страховании жизни военнослужащих, вправе отказать в компенсационной выплате, имея на то законные основания. Письменное уведомление от компании должно включать указание мотивов подобного отказа и высылаться заинтересованным сторонам (застрахованному, выгодоприобретателям) в 15-дневный срок.

Причины для отказа могут быть следующие:

  • Доказанная законодательно осознанная умышленность нанесения застрахованным ущерба собственному здоровью.
  • Признание в законодательном порядке опасности (общественной) поступка, совершенного самим застрахованным и приведшего к страховому случаю.
  • Приведшее к страховой ситуации состояние отравления (токсическое, алкогольное, наркотическое) военнослужащего.

При суициде застрахованного (лишении себя жизни) страховщик производит уплату возмещения ущерба.

Разбираемся в вопросах страхования жизни при оформлении ипотеки в банках Российской Федерации.

Необходимость полиса ДМС для работников описана в статье https://www.insurance-liability.ru/polis-dms-dlya-rabotnikov.html.

Порядок получения выплаты

Страховая организация выплачивает страховку при получении подлежащих предоставлению сведений и документов, требуемых для изучения вопроса и вынесения решения о выплате, в срок до 15 дней.

При задержке или несвоевременном перечислении средств за 1 день просрочки компании-страховщику начисляются штрафы (1 % от подлежащей уплате суммы).

Государственное страхование, в том числе страхование от профзаболеваний, для получения денежного возмещения в оговоренной ситуации предусматривает передачу в СК подтверждающей информации (документов).

Застрахованное лицо по завершении прохождения лечебного процесса подает заявление (рапорт) руководству части с просьбой представить документы на получение страховой суммы. Командир (начальник) готовит справку с описанием обстоятельств, приведших к страховой ситуации. Вместе с иными документами подготовленный пакет передается в СК.

Если военнослужащий выведен из штата (уволен) в связи с непригодностью к несению службы или частичной годности из-за болезни или травмирования при прохождении службы (сборов), необходимы:

  • заявление страхователя;
  • документ, касающийся причин, приведших к страховой ситуации;
  • медицинская справка о пригодности к службе (пригоден, пригоден с ограничением, не годен);
  • документ (приказ) о выводе из состава структурного подразделения.

Данный перечень и справка-подтверждение об инвалидности требуется также при установлении инвалидности после увольнения (на протяжении 12 месяцев) в связи с травмированием в предыдущий период нахождения в штате.

При контузии, ранении или получении иного рода травмы представляются указанные документы, кроме подтверждения вывода из штатного состава.

Если застрахованное лицо скончалось, требуются:

  • заявление выгодоприобретателя;
  • документ о смерти;
  • подтверждение обстоятельств, приведших к травмированию (увечью);
  • приказ об исключении из штатного состава подразделения;
  • документальное подтверждение близкородственных отношений военнослужащего с выгодоприобретателем;
  • подтверждение отсутствия родителей или воспитания застрахованного выгодоприобретателями;
  • документы, подтверждающие права опеки военнослужащего над подопечными гражданами;
  • подтверждение учебы в общеобразовательном заведении выгодоприобретателя (до 23 лет);
  • медицинское подтверждение инвалидности ребенка (до 18 лет).

Если застрахованный скончался в ходе 12 месяцев после выхода из штата части (окончания учений) от болезни или увечья, полученного при нахождении в армии, необходимо к перечисленному списку документов добавить медицинское заключение о взаимосвязи травмы или болезни с наступившей впоследствии кончиной.

За отказ без достаточных оснований или задержку в выдаче требуемых для назначения выплат документов руководство воинского подразделения несет законодательно предусмотренную ответственность.

При спорной ситуации военнослужащий имеет право на подачу в суд искового заявления.

Категории граждан, имеющих право на пенсионное довольствие

К военнослужащим причисляются лица, находящиеся на различных должностях младшего и старшего офицерского состава ВС РФ на регулярной или контрактной основе. Для начисления пенсии учитывают годы прохождения службы в различных государственных ведомствах и структурах. К ним относятся Вооруженные силы и различные силовые ведомства СССР, СНГ и России. При определении пенсии учитывается период нахождения на регулярной службе:

  • Мичманов, прапорщиков и офицеров или контрактников, находящихся в рядах ВС РФ в звании рядовых, сержантов и старшин:
    1. пограничных, железнодорожных и внутренних войск;
    2. ФСБ, СВР и контрразведки;
    3. войск гражданской обороны;
    4. органов государственной охраны;
    5. Национальной гвардии;
    6. органов правительственной и федеральной связи.
  • Лиц рядового и командного состава:
    1. МВД и наркоконтроля;
    2. УИС;
    3. ГПС и прочих военизированных структур.

Также согласно закону РФ от 12.02.1993 №4468-I при установлении пенсии берется в расчет служба:

  • в партизанских соединениях и отрядах в период ВОВ;
  • в органах государственной власти и управления, гражданских организациях, ведомствах и министерствах (при условии отставки из армии и прочих вышеперечисленных военизированных структур).

Во внимание принимается и период удержания в неволе у противника (в том случае, если это было принудительно и нет доказанных фактов нарушения воинской присяги), нахождение под арестом и отбытие назначенного судом наказания военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или осужденных и позже восстановленных в правах.

Право на получение данного вида пенсии распространяется и на сотрудников прокуратуры, которым выплаты назначаются согласно статье 44 Федерального закона «О прокуратуре» от 17.01.1992 №2202-I, и на работников таможни согласно статье 50 закона «О службе в таможенных органах» от 21.07.1997 №114-ФЗ.

Условия назначения

Согласно статье 13 закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 получить пенсионное довольствие имеют право военнослужащие и лица приравненные к ним, которые:

  • имеют на момент увольнения профессиональный стаж 20 и более лет;
  • отправлены в отставку по причине невозможности нести службу из-за состояния здоровья;
  • уволены вследствие наступления пенсионного возраста или по итогам реорганизационных мероприятий.

Законодательно утверждено, что размер пенсии может зависеть от звания, должности и стажа военнослужащего. Также к пенсии могут применяться повышения и специальные надбавки.

При повторном зачислении в ряды вооруженных сил, органы МВД, ОБНОН, ГПС или на службу в УИС, пенсионные выплаты приостанавливаются и возобновляются только после отставки и соответствующего заявления о восстановлении денежного обеспечения.

В соответствии с нормативно-правовой базой, регламентирующей назначение и выплаты пенсионного довольствия, на получение таких средств имеют право уволенные или ушедшие в отставку военнослужащие из рядового, офицерского или начальствующего состава, граждане, участвовавшие в Великой Отечественной войне в числе партизанских отрядов, а также прокурорские и таможенные работники.

Советуем почитать: Военная пенсия за выслугу лет и условия ее назначения 0/5 (0 голосов)

Военнослужащие и приравненные к ним категории граждан в системе пенсионного обеспечения России

История развития законодательства свидетельствует о том, что со времени укрепления централизованного российского государства военная служба стала рассматриваться как особый вид государственной службы. Ее особенности заключались в том, что, выполняя обязанности по защите Отечества, военнослужащие рискуют своей жизнью; их деятельность, уклад жизни и быта детально регламентированы; на них возлагается повышенная юридическая ответственность за несение воинских обязанностей; ограничены в политических, социально-экономических и других правах.

В связи с этим Российское государство разрабатывало и проводило политику социальной защиты «воинов», «служивых людей». Среди государственных мер поддержки военных были законодательно закрепленные возможности продвижения по службе за выслугу лет и отличия, государственное страхование жизни и здоровья, гарантированное пенсионное обеспечение по ранению, болезни, старости1Мельников В.П.. Холстова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М.. 2004. С. 222. 223..

Современное российское законодательство продолжает эти традиции, предоставляя повышенную социальную защищенность лицам, проходящим военную службу.

Военнослужащие — это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов или военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ или Объединенных Вооруженных силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности, пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ и других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с российским законодательством.

К военнослужащим законодательство относит лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Условия пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей определяются Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Этот Закон предусматривает три вида пенсионного обеспечения для военнослужащих и членов их семей: пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца.

Эти правовые нормы распространяются на:

  • сотрудников таможенных органов и членов их семей в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
  • прокуроров и следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины, и членов их семей в соответствии со ст. 44 Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, регламентировано Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который предусматривает для призывников и членов их семей два вида пенсий — по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Обязательное страхование военнослужащих

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *