Обязательное страхование автогражданской ответственности

Примерная форма договора ОСАГО (страхователь — юридическое лицо)

Договор обязательного страхования гражданской ответственности

владельцев транспортных средств

(страхователь — юридическое лицо)

г. __________________ «__» _______ 20__ г.

_____________, именуемое в дальнейшем «Страховщик», в лице _____________,

(наименование) (Ф.И.О., должность)

действующего на основании __________________________, с одной стороны и

(Устава, Положения, Доверенности)

_____________, именуемое в дальнейшем «Страхователь», в лице ___________,

(наименование) (Ф.И.О., должность)

действующего на основании __________________________, с другой стороны,

(Устава, Положения, Доверенности)

а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о

нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. По настоящему Договору Страховщик обязуется за

установленную Договором плату (страховую премию) при наступлении

предусмотренного в Договоре события (страхового случая) возместить

потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью

или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной

Договором страховой суммы.

1.2. Объектом страхования по настоящему Договору являются

имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности

Страховщика по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда

жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного

средства на территории Российской Федерации.

2. Транспортное средство

2.1. Собственник ТС ______________________________________________.

(полное наименование юридического лица или

Ф.И.О. гражданина)

2.2. Марка, модель ТС ____________________________________________.

2.3. Идентификационный номер ТС __________________________________.

2.4. Паспорт ТС ________________ _______________.

(серия) (номер)

2.5. Государственный регистрационный знак ________________________.

3. Страховой случай

3.1. Страховым случаем по настоящему Договору признается

наступление гражданской ответственности Страхователя за причинение вреда

жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании указанного

в настоящем Договоре транспортного средства.

3.2. Не возмещается вред, причиненный вследствие:

— непреодолимой силы либо умысла потерпевшего;

— воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного

заражения;

— военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

— гражданской войны, народных волнений или забастовок.

3.3. Не возмещается вред, причиненный имуществу, принадлежащему

лицу, ответственному за причиненный вред.

3.4. Не относится к страховым случаям наступление гражданской

ответственности Страховщика вследствие:

— причинения вреда при использовании иного транспортного средства,

чем то, которое указано в настоящем Договоре;

— причинения морального вреда или возникновения обязанности

по возмещению упущенной выгоды;

— причинения вреда при использовании транспортного средства в ходе

соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для

этого местах;

— загрязнения окружающей природной среды;

— причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза,

если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию

в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного

страхования;

— причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими

трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии

с законом о соответствующем виде обязательного страхования

или обязательного социального страхования;

— возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков,

вызванных причинением вреда работнику;

— причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству

и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них

оборудованию;

— причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство

или его разгрузке;

— причинения вреда при движении транспортного средства

по внутренней территории организации;

— повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных

предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение,

изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней,

наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного культа, а также

произведений науки, литературы и искусства, других объектов

интеллектуальной собственности;

— возникновения обязанности владельца транспортного средства

возместить вред в части, превышающей размер ответственности,

предусмотренный главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации

(в случае если более высокий размер ответственности установлен

федеральным законом или договором).

4. Страховая сумма

4.1. Страховая сумма, в пределах которой Страховщик обязуется

при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа

в течение срока действия настоящего Договора) возместить потерпевшим

причиненный вред, составляет 400000 (четыреста тысяч) рублей, из них:

4.1.1. 240 (двести сорок тысяч) рублей в части возмещения вреда,

причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, и не более 160

(ста шестидесяти тысяч) рублей при причинении вреда жизни или здоровью

одного потерпевшего.

4.1.2. 160 (сто шестьдесят тысяч) рублей в части возмещения вреда,

причиненного имуществу нескольких потерпевших, и не более 120 (ста

двадцати тысяч) рублей при причинении вреда имуществу одного

потерпевшего.

5. Страховая премия

5.1. Страховая премия по настоящему Договору определяется

в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством РФ

и составляет _________ рублей.

5.2. Изменение Правительством РФ страховых тарифов в течение срока

действия настоящего Договора не влечет за собой изменение страховой

премии, оплаченной Страхователем по действовавшим на момент уплаты

страховым тарифам.

5.3. Расчет страховой премии осуществляется Страховщиком исходя

из сведений, сообщенных Страхователем в заявлении о заключении настоящего

Договора.

5.4. При изменении условий настоящего Договора в течение срока его

действия страховая премия может быть скорректирована после начала

действия Договора в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости

от изменившихся сведений, сообщенных Страхователем Страховщику.

5.5. При продлении срока действия настоящего Договора страховая

премия уплачивается в соответствии с действующими на момент ее уплаты

страховыми тарифами.

5.6. Страховая премия уплачивается Страхователем Страховщику

наличными деньгами или по безналичному расчету при заключении настоящего

Договора.

5.7. В случае досрочного прекращения действия настоящего Договора

в связи с ликвидацией Страхователя или в связи с выявлением ложных

или неполных сведений, представленных Страхователем при заключении

настоящего Договора, имеющих существенное значение для определения

степени страхового риска, страховая премия Страхователю

не возвращается. В остальных случаях Страховщик возвращает Страхователю

часть страховой премии за неистекший срок действия Договора.

6. Права и обязанности Сторон

6.1. При наступлении дорожно-транспортного происшествия

Страхователь обязан сообщать:

6.1.1. Другим участникам указанного происшествия по их требованию

сведения о настоящем Договоре.

6.1.2. Страховщику в письменной форме обо всех случаях причинения

вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за

собой гражданскую ответственность Страхователя в течение

______________________ с момента происшествия.

(срок)

6.1.3. В период действия настоящего Договора Страхователь обязан

незамедлительно сообщать в письменной форме Страховщику об изменении

сведений, указанных в заявлении о заключении настоящего Договора.

6.2. При заключении настоящего Договора Страхователь обязан

предоставить Страховщику:

6.2.1. Сведения о количестве и характере наступивших страховых

случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, сроке

страхования, рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших,

касающихся страховых выплат, и иные сведения о страховании в период

действия договора обязательного страхования, представленные Страховщиком,

с которым был заключен последний договор обязательного страхования,

по форме установленного образца.

6.2.2. Сведения о страховании в отношении собственника

транспортного средства.

6.3. Страхователь вправе потребовать от Страховщика письменный

расчет страховой премии, подлежащей уплате.

6.4. При заключении настоящего Договора Страховщик обязан выдать

Страхователю страховой полис и специальный знак государственного образца.

6.5. При досрочном прекращении или по окончании действия настоящего

Договора Страховщик обязан предоставить Страхователю сведения

о страховании по форме установленного образца.

6.6. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование

к Страхователю в размере произведенной им страховой выплаты и требование

о возмещении расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая,

если:

— вследствие умысла работника Страхователя был причинен вред жизни

или здоровью потерпевшего;

— вред был причинен работником Страхователя при управлении

транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного,

наркотического или иного);

— работник Страхователя не имел права на управление транспортным

средством, при использовании которого им был причинен вред;

— работник Страхователя скрылся с места дорожно-транспортного

происшествия;

6.7. При заключении настоящего Договора Страховщик вправе провести

осмотр транспортного средства по месту нахождения Страхователя.

6.8. При получении от Страхователя заявления об изменении сведений,

указанных в заявлении о заключении настоящего Договора

и (или) представленных при заключении Договора, Страховщик вправе

потребовать от Страхователя уплаты при необходимости дополнительной

страховой премии соразмерно увеличению степени риска и переоформить

страховой полис обязательного страхования исходя из страховых тарифов

по обязательному страхованию.

6.9. Страховщик по требованию Страхователя обязан представить ему

письменный расчет страховой премии в течение трех рабочих дней со дня

получения запроса.

7. Срок действия, порядок заключения, изменения и прекращения Договора

7.1. Настоящий Договор заключается сроком на один год.

7.2. Срок страхования по настоящему Договору устанавливается

с __ часов __ минут «__» ______ 20 __ г. до 24 часов 00 минут

«__» _______ 20__ г.

7.3. Срок действия настоящего Договора продлевается на следующий

год, если Страхователь не позднее чем за 2 месяца до истечения срока

действия Договора не представил Страховщику письменное заявление

об отказе от продления срока действия Договора.

7.4. В случае просрочки Страхователем уплаты страховой премии

по продленному Договору не более чем на 30 календарных дней и наступления

в этот период страхового случая Страховщик не освобождается от

обязанности произвести страховую выплату.

7.5. В случае просрочки Страхователем уплаты страховой премии более

чем на 30 календарных дней действие настоящего Договора прекращается.

7.6. Действие настоящего Договора может быть досрочно прекращено

также в случае:

— ликвидации Страхователя;

— ликвидации Страховщика;

— гибели (утраты) транспортного средства, указанного в настоящем

Договоре.

7.7. Страхователь вправе досрочно расторгнуть настоящий Договор

в случае:

— отзыва лицензии Страховщика;

— замены собственника транспортного средства;

7.8. Страховщик вправе досрочно расторгнуть настоящий Договор

в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных

Страхователем при заключении настоящего Договора, имеющих существенное

значение для определения степени страхового риска.

7.9. Настоящий Договор может быть признан судом недействительным

с момента его заключения в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

8. Ответственность Сторон

8.1. Страхователь несет ответственность за полноту и достоверность

сведений и документов, представляемых Страховщику.

8.2. Досрочное прекращение действия настоящего Договора не влечет

за собой освобождение Страховщика от обязанности по осуществлению

страховых выплат по произошедшим в течение срока действия Договора

страховым случаям.

9. Заключительные положения

9.1. Договор заключается без ограничения лиц, допущенных

к управлению транспортным средством.

9.2. Страхование по настоящему Договору осуществляется

в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев

транспортных средств» и Правилами обязательного страхования гражданской

ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных

постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. N 263.

9.3. Настоящий Договор вступает в силу в момент уплаты страховой

премии.

9.4. Страхование, обусловленное настоящим Договором,

распространяется на страховые случаи, произошедшие после вступления

Договора в силу.

9.5. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую

юридическую силу, — по одному для каждой из Сторон.

10. Реквизиты и подписи Сторон

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности) — вид страхования ответственности, возникший в США в 20-х годах XX века и получивший очень широкое распространение в 40—50-хх годах в Европе (а позже — и в остальном мире) , при котором объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства. ОСАГО вводилось во всех странах как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба, причинённого владельцами транспортных средств и как финансовый инструмент повышения безопасности дорожного движения. Подобное страхование действует во многих странах мира, а также в рамках транснациональных соглашений — например, «зелёная карта».

В СССР идея введения этого закона обсуждалась в 60-хх годах XX века, но тогда от внедрения такого страхования было решено воздержаться. Вернулись к разработке этого закона в 1993—1994 годах, когда в Государственную Думу стали поступать различные версии соответствующего законопроекта. Финальный этап разработки закона пришелся на 2000—2002 годы. В 2000 году законопроект в первом чтении был рассмотрен Государственной думой. Окончательно ОСАГО пришло в Россию 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

С 1 июля 2015 года автовладельцы смогут оформить полис ОСАГО через интернет и распечатать его на принтере. Данное постановление было подписано Дмитрием Медведевым, текст документа размещен в «Российской газете».

Субъекты ОСАГО

  • Страховщики — страховые организации, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На март 2017 года таких страховщиков в России оставалось 70, все они являются страховыми компаниями. Еще 150 компаний в разное время были исключены из системы ОСАГО (исключены из РСА, добровольно сдали лицензию на ОСАГО или их лицензии были отозваны).
  • Страхователи — лица, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования. Так как контроль за наличием страхового полиса и его действительностью предусмотрен на многих стадиях использования автотранспорта, охват страхового поля здесь приближается к 100 %. Исключения могут составлять лица, не успевшие перезаключить договор страхования и нарушители, подделывающие страховые полисы.
  • Выгодоприобретатели — третьи лица, которым был причинён ущерб в автомобильной аварии.
  • Страховые посредники — агенты и брокеры.
  • Профессиональное объединение страховщиков — Российский Союз Автостраховщиков (РСА), аккумулирующий средства резервов гарантий и текущих компенсационных выплат и осуществляющий компенсационные выплаты.

Государственное регулирование ОСАГО осуществляет Правительство России, Министерство финансов Российской Федерации и Банк России, являющийся с 1 сентября 2013 года органом страхового надзора. С 4 марта 2011 года государственный страховой надзор осуществляла ФСФР, с 9 марта 2004 года — ФССН, еще ранее — Департамент страхового надзора Минфина РФ. Часть контрольных функций передана РСА как профессиональному объединению субъектов страхового дела страховщиков ОСАГО. Также заявлена функция РСА по защите прав страхователей, выполнение которой зачастую вызывает нарекания.

Тарифы

Страховые тарифы по ОСАГО регулируются Банком России (до 2015 года устанавливались Правительством Российской Федерации). Впервые они были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года № 264. Впоследствии их несколько раз корректировали, однако абсолютная величина базового страхового тарифа для большинства транспортных средств оставалась неизменной. В марте 2009 года были изменены повышающие коэффициенты, в июле 2011 года принято Постановление Правительства от № 574, что привело к росту тарифов для ряда автовладельцев. Еще один пакет изменений в тарифах был введен Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У после принятия Федерального закона от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ

При расчёте страхового тарифа базовая ставка умножается на некоторый набор поправочных коэффициентов. На итоговый размер страховой премии влияют мощность двигателя автомобиля, регион, в котором проживает (зарегистрирован) его собственник, количество водителей, их возраст, стаж, страховая история (наличие или отсутствие страховых случаев в прошлые годы) . Повышающие коэффициенты, установленные для водителей в возрасте до 22 лет, или со стажем вождения до 3 лет, увеличивают размер страховой премии до 80 %. Проверить правильность расчёта тарифов можно с помощью калькулятора на сайте РСА.

Полный набор коэффициентов применяется не всегда. Например, при страховании на период следования к месту регистрации и для временного использования в России транспортных средств, зарегистрированных за рубежом, применяется сокращённый набор коэффициентов.

Финансы

Брутто-премия по ОСАГО распределяется в следующих долях:

  • нетто-премия (77 %),
  • отчисления в резерв гарантий (2 %),
  • отчисления в резерв компенсационных выплат (1 %),
  • расходы на осуществление страхования (20 %), в которые включается агентская комиссия.

ОСАГО является важным видом страхования. По нему в 2004 году собиралось 13,1 % от всех страховых премий (кроме обязательного медицинского страхования и государственного социального страхования), в 2009 году — 16,7 %, а в 2014 году — 15,3 % . В тех регионах, где страховой бизнес развит мало, доля ОСАГО существенно выше среднероссийских значений (например, в Магаданской области, в 2014 году это 31,3 %).

В резервах Российского союза автостраховщиков на 1 января 2006 года находилось 3632 миллиона рублей, а на 1 января 2007 года находилось 5343 миллиона рублей.

Показатель, по данным РСА 2003 (июль-декабрь) 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Премии, млн. руб. 25 349 49 428 54 169 63 805 72 409 80 444 85 888 92 726 106 943 121 266 135 190 150 372 220 200
Выплаты, млн. руб. 1192 18 522 26 409 31 694 39 297 45 683 48 602 54 392 57 059 62 166 78 193 89 079 121 998
Коэффициент выплат 4,7 % 37,5 % 48,8 % 49,6% 54,3 % 56,8 % 56,6 % 58,7 % 53,4 % 51,3 % 57,8 % 59,2 % 55,4 %
Средняя премия, руб. 1953 1882 1882 2048
Средняя выплата, руб. 20 806 20 792 23 153 22 406
Число заявленных страховых случаев, тыс. 95 1025 1205 1483
Число урегулированных страховых случаев (выплат), тыс. 57 891 1141 1415
Доля урегулированных случаев в заявленных 60 % 87 % 95 % 95 %

Коэффициент выплат (отношение оплаченных убытков к собранным страховым премиям) по ОСАГО по данным ФССН колеблется от 50 до 75 % (эти данные не учитывают компенсационные выплаты РСА, с их учётом коэффициент выплат доходил до 90 %). Заметное снижение этого показателя произошло в 2011 году после введения новых страховых лимитов и тарифов.

Порядок осуществления страхового возмещения и контроль за его соблюдением

Изначально закон об ОСАГО предусматривал только один способ организации выплат: потерпевшая сторона обращалась к страховщику лица, причинившего вред. Такая организация выплат возможна ввиду того, что страховщики ОСАГО должны иметь свои офисы либо представителей во всех регионах страны.

Однако, согласно поправкам в закон об ОСАГО от 1 декабря 2007 года, с 1 марта 2009 года начало действовать прямое возмещение убытков. При такой организации выплат, застрахованный потерпевший может обращаться за выплатами к своему страховщику, если вред нанесён только имуществу и если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО.

11 июня 2008 года Госдумой был принят закон «О внесении изменений в ст. 3 федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“» и ст. 2 федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РФ „Об организации страхового дела в РФ“» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ», согласно которому прямое возмещение убытков перенесено на март 2009 года.

В октябре 2009 года президиум Российского союза автостраховщиков принял новую редакцию «Соглашения о прямом возмещении убытков», согласно которому с 1 ноября 2009 года правило прямого возмещения убытков действует применительно ко всем полисам ОСАГО, когда бы они ни были выданы (до этого правило действовало лишь в отношении полисов, купленных после 1 марта 2009 года). Однако правило не распространяется на ДТП, произошедшие до 1 марта 2009 года.

Ещё на этапе обсуждения возможности прямого возмещения убытков были выявлены проблемы такой организации выплат:

  • налогообложение выплат страховщиком потерпевшего и признание их страховыми
  • организация расчётов между страховщиками при их немалом числе.

В марте 2017 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, установившие приоритет натуральной формы возмещения вреда, причинённого транспортному средству потерпевшего. Натуральная форма возмещения вреда (возмещение причинённого вреда в натуре) предполагает организацию страховщиком ОСАГО восстановительного ремонта транспортного средства. Федеральным законом определяются требования к организации восстановительного ремонта, к которым в том числе отнесены: срок проведения ремонта повреждённого транспортного средства (не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на станцию технического обслуживания); критерии доступности для потерпевшего места проведения ремонта повреждённого транспортного средства; требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства. При этом при проведении ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего. Согласно Федеральному закону восстановительный ремонт транспортного средства производится на станциях технического обслуживания, с которыми у страховщика заключены договоры на проведение восстановительного ремонта и которые соответствуют установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. Если ни одна из станций технического обслуживания не соответствует указанным требованиям, страховщик вправе выдать потерпевшему (с его согласия) направление на одну из таких станций, а в случае отсутствия согласия — произвести возмещение вреда потерпевшему в форме страховой выплаты. При наличии согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. Изменение объёма работ по восстановительному ремонту повреждённого транспортного средства, срока и условий его проведения должно быть согласовано станцией технического обслуживания со страховщиком и потерпевшим. За нарушение предельного срока осуществления восстановительного ремонта транспортного средства страховщик (помимо возможного применения к нему Банком России иных санкций) за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 % от определённой в соответствии с Федеральным законом суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения. Устранение недостатков восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства по письменному соглашению между страховщиком и потерпевшим может осуществляться как в натуральной, так и в денежной форме. Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несёт страховщик. Федеральным законом устанавливается исчерпывающий перечень случаев, когда страховщик осуществляет страховую выплату (в частности: полная гибель транспортного средства; смерть потерпевшего; наличие соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим о такой форме страхового возмещения; наличие у потерпевшего инвалидности; стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства превышает установленную Федеральным законом страховую сумму или максимальный размер возмещения, установленный для случаев оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции). С 25 сентября 2017 года схема прямого возмещения убытков (при которой потерпевший может обратиться за выплатой не к страховщику ОСАГО виновника ДТП, а к своему страховщику, с которым у него есть действующий договор страхования ОСАГО) будет действовать при ДТП с двумя и более участниками. Согласно статье 12 закона об ОСАГО контроль за соблюдением страховщиками порядка осуществления страхового возмещения осуществляет Банк России.

Размеры выплат

Согласно закону об ОСАГО, страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязан возместить потерпевшим причинённый вред, составляет:

  1. в части возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 500 тысяч рублей (до введения Федерального закона № 306-ФЗ от 01.12.2007, эта величина ограничивалась 240 тысячами рублей на нескольких потерпевших);
  2. в части возмещения вреда, причинённого имуществу нескольких потерпевших, не более 400 тысяч рублей;
  3. в части возмещения вреда, причинённого имуществу одного потерпевшего, не более 400 тысяч рублей.

При этом размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

  1. 135 тысяч рублей — лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);
  2. не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение — лицам, понёсшим эти расходы.

В иных случаях размер страховой выплаты рассчитывается как в других видах страхования.

Начиная с 1 октября 2014 года максимальная выплата по ДТП, оформляемым без участия сотрудников полиции («европротокол») увеличена до 400 тыс.руб. для четырёх регионов:

  • г. Москва;
  • г. Санкт-Петербург;
  • Московская область;
  • Ленинградская область.

В остальных регионах РФ лимит выплат по «европротоколу» поднимется до 400 тыс.руб. до 2019 года.

Закон об ОСАГО редакция 2018 года

1 июня 2018 года вступили в силу новые поправки к закону от ОСАГО.

Ключевыми изменениями, внесенным в закон об ОСАГО в 2017-2018 годах стали:

  • корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля;
  • запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон;
  • увеличение с пяти до десяти дней сроков рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям;
  • увеличение минимального срока действия договора ОСАГО до одного года;
  • разрешение страховщикам устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% ниже или выше базового тарифа (с 1 сентября 2019 года по 1 сентября 2020 года);
  • разрешение страховщикам устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 40 % ниже или выше базовых тарифов ЦБ (с 1 сентября 2020 года);
  • увеличение лимита страховых выплат по ОСАГО по «европротоколу» до 100 тыс. рублей;
  • введение натурального возмещения по ОСАГО .

Выплата возмещения в денежной форме производится в следующих случаях:

  • счёт СТО превышает лимит в 400 тыс. рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана;
  • при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней);
  • в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства;
  • при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Социальная напряженность, вызванная введением ОСАГО

Обязательность этого вида страхования вызвала массу противоречий в обществе. Самым ярким информационным поводом, привлёкшим внимание к несогласию с этим законом, было дело о проверке конституционности Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской Областной Думы, группы депутатов Государственной Думы Российской Федерации и жалобой гражданина С. Н. Шевцова. Основными доводами заявителей было непозволительное ограничение свобод собственности и договора, а также то, что «плата за обязательное страхование…, обладающая всеми признаками налога, не учитывает прожиточный минимум в Российской Федерации и потому является несоразмерным финансовым обременением для большинства граждан — владельцев транспортных средств». Конституционный Суд Российской Федерации признал закон не противоречащим Конституции в целом, однако было и особое мнение против такого постановления.

Примечания

  1. Моржаретто, Игорь. Автострахование: Дас ист ОСАГО. «За рулем» (24 января 2014). — В 1925 году в штате Массачусетс приняли первый закон об обязательном страховании ответственности владельцев машин. Спустя несколько лет автострахование стало обязательным на всей территории Америки, в Германии такая обязанность прописана с 1933 года. А к концу 1940-х почти во всех европейских странах действовали законы об ОСАГО. Дата обращения 30 апреля 2014.
  2. Васин, В.П. §3.2. История введения Закона об ОСАГО // Страхование транспорта (КАСКО) и автогражданской ответственности (ОСАГО). — Новосибирск: СибАГС, 2008. — 171 с.
  3. Кругляк, Владимир. Государственный надзор снижает риск клиентов. «Финансовые Известия» (12 мая 1994). — Идет 7-й год демонополизации страхования в стране. Принят Закон «О страховании», создан Страховой надзор, зарегистрирован и работает Страховой союз России, действуют около 3000 страховых компаний, очередь желающих получить лицензию не заканчивается. Дата обращения 1 мая 2014.
  4. Гриценко, Игорь. Жизни пешеходов будут страховаться за счет водителей. «Известия» (20 мая 1994). — Специалистами Департамента транспорта России и Росстрахнадзора по поручению правительства готовится проект закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Дата обращения 1 мая 2014.
  5. Обсуждает палата. «Думское обозрение (Бюллетень ГосДумы Федерального собрания РФ)» (6 марта 2000). — Заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев представил в первом чтении законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев механических транспортных средств», который вводит важный механизм защиты прав граждан, жизни, здоровья, имущества, которым был причинен ущерб в результате ДТП. Дата обращения 1 мая 2014.
  6. С 1 июля получить полис ОСАГО можно будет через интернет
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 529 г. Москва «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005…
  8. Действительные члены РСА
  9. Компании, вышедшие и исключенные из РСА (недоступная ссылка). Дата обращения 13 мая 2014. Архивировано 13 мая 2014 года.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 225 г. «О внесении изменений в страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии»
  11. О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИХ СТРУКТУРУ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ
  12. Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Фед»ерации
  13. Калькулятор ОСАГО
  14. Годовой отчёт РСА за 2015 год, стр.28 Страховые премии и выплаты по ОСАГО, 2003–2015 гг.
  15. ОСАГО — сборы и выплаты по кварталам
  16. Внесены изменения в закон об ОСАГО (рус.), Президент России. Дата обращения 15 июля 2017.
  17. Банк России. Натуральное возмещение для автовладельцев по ОСАГО (24 августа 2017). Дата обращения 25 августа 2017.
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». «Российская газета» (25 июля 2014). Дата обращения 29 июля 2014.
  19. Внесены изменения в закон об ОСАГО
  20. Обзор изменений Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  21. 1 2 ОСАГО подорожает сильнее, чем ожидалось. vedomosti.ru.
  22. 1 2 Минфин предложил исключить из стоимости ОСАГО два коэффициента. ria.ru.
  23. Покорение полиса, Коммерсант

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 77-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.07.2005 N 103-ФЗ, от 25.11.2006 N 192-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.02.2009 N 30-ФЗ, от 27.12.2009 N 344-ФЗ, от 27.12.2009 N 362-ФЗ, от 01.02.2010 N 3-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 28.12.2010 N 392-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. 30.11.2011), от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 28.07.2012 N 130-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 28.11.2015 N 349-ФЗ, от 23.05.2016 N 146-ФЗ, от 23.06.2016 N 214-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 26.07.2017 N 197-ФЗ, от 29.12.2017 N 448-ФЗ, от 18.12.2018 N 473-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П, Федеральным законом от 16.05.2008 N 73-ФЗ, от 25.12.2012 N 267-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования). (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
  • Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
    • Статья 5. Правила обязательного страхования
    • Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
    • Статья 7. Страховая сумма
    • Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
    • Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
    • Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
    • Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
    • Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
    • Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
    • Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    • Статья 13. Утратила силу
    • Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
    • Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
    • Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
    • Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
    • Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава III. Компенсационные выплаты
    • Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
    • Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
    • Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава IV. Страховщики
    • Статья 21. Страховщики
    • Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
    • Статья 23. Утратила силу
  • Глава V. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
    • Статья 26. Правила профессиональной деятельности
    • Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
    • Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
    • Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
    • Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава VI. Заключительные положения
    • Статья 30. Информационное взаимодействие
    • Статья 31. Международные системы страхования
    • Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
    • Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Обязательное страхование автогражданской ответственности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *