ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ
УЧИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
1. На участие в работе органов управления школы в порядке, предусмотренном Уставом школы.
2. На уважение своих профессиональных и личных качеств чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей.
3. На защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.
4. Самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся, учебники и учебные материалы, методы оценки знаний учащихся.
5. На получение любой информации от администрации школы, органов управления.
6. На свободное выражение своего мнения.
7. На участие в работе методических объединений, творческих групп и других профессиональных объединений.
8. На моральное и материальное поощрение своего труда.
9. На бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний.
10. На создание моральной рабочей обстановки на уроке.
11. На свободное и безопасное пребывание в стенах школы
12. На неприкосновенность личной собственности.
13. На участие в работе общественных организаций.
14. На охрану здоровья и медицинское обслуживание, на улучшение условий своего труда.
15. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и устава школы может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме
УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН:
1. Выполнять Устав школы, правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, «Правила школьной жизни».
2. Быть примером достойного поведения в школе и общественных местах.
3. Заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений.
4. Уважать права родителей или заменяющих их лиц.
5. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.
6. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися.
7. Выполнять обязанности дежурного учителя. В случае невозможности дежурным учителем выполнять свои обязанности, он должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной его замены.
8. Аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся.
9. Своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.
10. Обязан отпускать учащихся на перемену вовремя.
11. Учитель может впускать учащихся в класс на перемене (по своему усмотрению).
12. Учитель обязан оценивать в журнале ответ ученика, а не его поведение.
13. Не превышать объём домашнего задания более чем на 50 % объёма аудиторной нагрузки. Учитель обязан защищать ученика от перегрузок.
14. Учителю запрещается удалять ученика с урока во время учебных занятий. Если учащийся дезорганизует работу всего класса, вызвать дежурного администратора и передать ему нарушителя дисциплины.
15. Учитель несёт ответственность за здоровье ученика на уроке.
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:
1. Получать регулярно информацию о состоянии психофизического здоровья детей.
2. Выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса.
3. Разрабатывать (совместно с социально-психологической службой, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями.
4. Получать своевременную помощь от руководства учреждения, от объединений, работающих в нём.
5. Приглашать родителей (лиц их заменяющих) в учебное заведение.
6. Определять форму плана воспитательной работы с классом (с учётом принципов общешкольного планирования).
7. Отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений.
8. Защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в данном классном коллективе.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НЕ ИМЕЕТ ПРАВО:
1. Унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом и действием.
2. Использовать оценку (шкальный балл) для наказания ученика.
3. Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение.
4. Намеренно использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
5. Обсуждать за глазами своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН:
1. Систематически анализировать состояние успеваемости и динамику общего развития своих воспитанников.
2. Контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса.
3. Контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи.
4. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классных и школьных коллективов.
5. Изучать детей, условие их жизнедеятельности в школе и в семье.
6. Фиксировать отклонение в развитии и поведении учащихся, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию.
7. Оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем.
8. Вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в классе, родителей учащихся.
9. Информировать родителей (лиц их заменяющих) об успехах или неудачах учащихся, собирать плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские собрания, заседания родительского комитета.
10. Вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся), и документацию, требуемую администрацией учреждения (например, справки отчёты, планы, карты изучения личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.).
11. Организовывать охрану здоровья, укреплять здоровье школьников, вовлекать учеников в физкультурную, спортивную работу.
12. Организовывать дежурство по классу, школе, столовой.
13. Осуществлять строгий контроль за посещаемостью учащихся.
14. Выявлять и вести учёт детей из неблагополучных и социально незащищённых семей.
15. Осуществлять наблюдение за поведением «трудных подростков», детей, «группы риска».
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий.
2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы законных распоряжений директора школы иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством;
3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, классный руководитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РБ.
4. Обязан выявлять семьи, находящиеся в социально- опасном положении.
Дисциплина труда – это обязательное подчинение всех работников нормам поведения, установленными нормативно-правовыми актами трудового законодательства. Работодатель поощряет работников, которые добросовестно выполняют свои обязанности. Существуют разные виды поощрений: объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, почетной грамотой и т.д. Применение таких мер, безусловно стимулирует работников на достижение еще больших результатов в труде. Однако существует и обратная сторона, когда работник не надлежаще исполняет свои должностные обязанности, что является нарушением дисциплины труда и влечет возложение дисциплинарной ответственности . Дисциплинарная ответственность в РФ устанавливается за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, среди которых:
- Добросовестное исполнение должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором;
- Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
- Выполнение установленных норм труда;
- Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности;
- Бережное отношение к имуществу работодателя .
Должностные обязанности закрепляются в трудовом договоре, а также локальными актами, например должностной инструкцией. Среди мер ответственности за дисциплинарные проступки предусматриваются следующие виды наказаний:
- Замечание – является самой лояльной мерой наказания, обычно осуществляется в письменной форме;
- Выговор – довольно строгая мера наказания, т.к. может послужить основанием для увольнения сотрудника;
- Увольнение по соответствующим основаниям — самая строгая мера дисциплинарного взыскания.
Правовая ответственность педагогических работников является важнейшим элементом их правового статуса, а также гарантией добросовестного исполнения должностных обязанностей. Так, частью 4, ст.48 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (далее ФЗ) установлено, что педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей . При этом, законодатель в самом ФЗ не устанавливает санкции, а отсылает нас к другому законодательству. В трудовом законодательстве педагогические кадры выделены в особую категорию работников. По-моему мнению, это сделано, в первую очередь, ввиду того, что педагог играет первостепенную роль в развитие человеческой личности, в частности и общества, в целом. Так, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию, имеющие опасные заболевания и т.д. Имеются особенности и в расторжении трудового договора с педагогическими работниками: помимо общих для всех категорий работников оснований, прекращению трудового договора с педагогическим работником будут способствовать следующие условия:
- Повторное в течение одного года, грубое нарушение Устава образовательной организации;
- Применение (в том числе одноразовое), методов воспитания, связанных с физическим либо моральным насилием над личностью обучающегося;
- Достижение предельного возраста для занимаемой должности.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, а также обстоятельства, при которых он был совершен . Не допускается применение дисциплинарных взысканий, которые не предусмотрены законодательством, например штраф за опоздание работника. Дисциплинарное взыскание, в случае несогласия работника, может быть обжаловано в трудовую инспекцию или в суд.
А теперь рассмотрим пример обжалования дисциплинарного взыскания в суде. Так, определением Судебной коллегии по гражданским делам N 33-2831, установлено, что К. обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, ссылаясь на то, что работал в БОУ ДОД педагогом дополнительного образования. Приказом от 30 декабря 2015 года он был уволен по ст. 336 п. 2 ТК РФ. Поводом к увольнению послужило нарушение прав учащихся, рукоприкладство, но дисциплинарных проступков он не совершал. В судебном заседании К. иск поддержал, пояснив, что 24 декабря 2015 года он услышал удар по двери кабинета. Когда вышел в коридор, увидел П., у которого в руках была теннисная ракетка. Он сделал ему замечание и сказал, чтобы тот отдал ракетку, что П. и сделал. Происходящее видели Ч. и М. На следующий день М. потребовала от него объяснение по данному факту, но забрала его, не дав написать объяснение до конца. С приказом об увольнении он был ознакомлен. Представитель истца З. требования доверителя поддержал, указав, что факт применения насилия к П. не подтвержден, кроме того, был нарушен порядок увольнения: не было истребовано объяснение, истца своевременно не ознакомили с приказом, не был составлен акт об отказе от дачи объяснения и от росписи в приказе. Представитель ответчика директор БОУ ДОД М. иск не признала, пояснив, что 24 декабря 2015 года Ч. сообщила ей, что К. ударил рукой по лицу П. Она видела, что щека у мальчика была красная, он был в истерике, плакал, кричал, чтобы К. вернул ракетку. Последний стал угрожать ему. Объяснение истец передал ей недописанным до конца, без подписи, от подписи об ознакомлении с приказом об увольнении истец отказался. Истец обжаловал приказ, вышестоящие органы признали его законным.
Подводя итог, стоит отметить, что особый статус педагогических работников как субъектов трудовых правоотношений накладывает свой отпечаток на расширение условий, при которых возможно увольнение педагогического работника, как применение меры дисциплинарного взыскания.
Приведенный образец должностной инструкции учителя – лекало, которое поможет вам создать свой уникальный документ. Дополните должностные обязанности учителя (с учетом специфики работы вашего учреждения), уточните требования к кандидатам на должность и т.д . Главное, чтобы получившаяся должностная инструкция учителя была рабочим документом, а не лишней бумагой в архиве.
К списку должностных инструкций
Должностная инструкция учителя
1. Общие положения
1.1. Учитель относится к категории специалистов.
1.2. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя учреждения.
1.3. Учитель подчиняется непосредственно руководителю учреждения.
1.4. На время отсутствия учителя его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность учителя назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы от года.
1.6. Учитель должен знать:
— законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по вопросам образования;
— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
— педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
— методику преподавания предмета и воспитательной работы;
— средства обучения и их дидактические возможности.
1.7. Учитель руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.
2. Должностные обязанности учителя
Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета.
2.2. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ.
2.3. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
2.4. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся (воспитанников), направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учетом специфики преподаваемого предмета.
2.5. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.6. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
3. Права учителя
Учитель имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность учителя
Учитель несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
К списку должностных инструкций
Школа несёт ответственность за учеников и после завершения учебного дня: пока дети находятся на территории образовательного учреждения педагоги обязаны осуществлять за ними надзор, отмечает Верховный суд РФ.
Он указывает, что законодательство исходит из презумпции виновности образовательного, медицинского, спортивного или культурно-досугового учреждения в причинении вреда несовершеннолетним во время нахождения его под надзором данной организации.
Суть дела
Высшая инстанция разбирала дело о компенсации морального вреда с родителей школьника, который упал на одноклассника, чем причинил ему тяжкий вред здоровью. Происшествие произошло в школьном дворе.
Пострадавший подросток долгое время находился на лечении, перенёс тяжелую операцию и длительное восстановительное лечение, также ему понадобилась помощь психолога.
Мать ребёнка потребовала в судебном порядке взыскать с родителей ученика, причинившего травму ее сыну, моральную компенсацию, а те заявили встречные требования, в частности, о взыскании вреда с образовательного учреждения.
Супруги посчитали, что поскольку несчастный случай произошел на территории школы, то ответственность за причиненный ребенку вред должно нести образовательное учреждение. Они указали, что происшествие стало возможным из-за отсутствия контроля за детьми со стороны администрации школы, значит она и является надлежащим ответчиком.
Районный суд в удовлетворении этих требований отказал, обязав родителей выплатить ущерб пострадавшему ученику, апелляционная инстанция поддержала это решение.
Позиция ВС
«По требованиям о возмещении вреда, заявленным в соответствии со статьей 1073 ГК РФ родителями несовершеннолетнего, суд обязан привлечь к участию в деле в качестве соответчика образовательное учреждение, в стенах или на территории которого несовершеннолетний находился в момент причинения им вреда», – отмечает ВС.
Если ребёнок или подросток причинил вред во время, когда он находился под надзором образовательной, медицинской или иной организации, то именно это учреждение отвечает за причиненный вред, если не докажет, что ущерб возник не по их вине (пункт 3 статьи 1073 ГК РФ), напоминает ВС.
«Указанной правовой нормой устанавливается презумпция виновности образовательного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения», – поясняет высшая инстанция.
Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания учеников, присмотра и ухода за ними, обеспечивать жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения (пункт 2 часть 6 статьи 28 закона от 29 декабря 2012 года №273).
Ответственность за жизнь и здоровье учеников и работников образовательной организации несёт образовательная организация (часть 7 статьи 28 этого же закона).
В специальном постановлении Пленума ВС также разъяснял, что в случае причинения вреда малолетним – в том числе и самому себе – в период его временного нахождения в детском саду, школе, гимназии или лицее, эти организации обязаны возместить причиненный ребенком вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора (абзац 3 пункт 14 постановления Пленума ВС РФ от 26 января 2010 года №1).
При этом в пункте 16 этого постановления указано, что за вред, причинённый ребёнком или подростком, отвечают родители опекуны или попечители, если с их стороны имело место безответственное отношение к воспитанию детей: попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.
Образовательные же организации отвечают только за неосуществление должного надзора за малолетним в момент причинения им вреда, объясняет ВС.
«Суды должны учитывать, что пределы ответственности родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, а также образовательных, медицинских и иных организаций либо лица, осуществляющего над малолетним надзор, различны.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума следует, что образовательная организация, где несовершеннолетний временно находился, отвечает за вред, причиненный несовершеннолетним, если она не осуществляла должный надзор за ним в момент причинения вреда. Обязанность по надлежащему надзору за несовершеннолетними должна осуществляться образовательной организацией не только во время пребывания малолетнего в стенах образовательного учреждения, но и на его территории, закрепленной за этим учреждением в установленном порядке», – подчёркивает ВС.
Значит в этом деле школа должна доказать отсутствие своей вины в причинении вреда ученику, который находился на ее территории непосредственно после окончания занятий (не позднее 20 минут).
Однако суды первой и апелляционной инстанций неправильно истолковали и применили к спорным отношениям нормы материального права, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что дети выбыли из-под контроля образовательного учреждения, в связи с чем школа не может нести гражданско-правовую ответственность за совершенные учеником действия.
Суды исходили из того, что школьник получил травму после окончания уроков, при этом каких-либо школьных мероприятий на территории образовательного учреждения не проводилось. К тому же администрация учебного заведения не принимала обязательства по сопровождению школьников до дома после окончания учебы или контроля за их поведением по окончании учебного процесса либо иные обязательства по передаче учащихся их родителям.
Между тем образовательные организации отвечают за неосуществление должного надзора за малолетним, а такой надзор должен вестись в течение всего периода нахождения ребёнка в образовательном учреждении, в том числе и на закрепленной за образовательным учреждением территории.
14.6. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Скорбич Юлия Олеговна, адъюнкт кафедры уголовного права Место учебы: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Аннотация
Цель. Постановка проблемы необоснованного привлечения к уголовной ответственности педагогического работника одновременно затрагивает механизмы функционирования правоприменительной практики, в части исключения ошибок при квалификации преступлений и непосредственно касается регулирования отраслевого законодательства в области развития науки и образования. В связи с тем, что в правоприменительной практике, имеют место значительное количество юридических ошибок при квалификациях деяний, совершенных педагогическими работниками, возникла необходимость рассмотрения полноты содержания должностных инструкций педагогических работников в соотношении с наступлением общественно — опасных последствий, возникших при неисполнении или ненадлежащем исполнении профессиональных обязанностей педагога.
Методология: диалектика, анализ, логико-юридический (догматический) метод научного исследования.
Выводы. Полнота содержания должностных инструкций педагогических работников напрямую зависит не только от задач, которые ставит общество и государство перед широкой аудиторий педагогов, обуславливая их значимость в образовании и воспитании подрастающего поколения, но и является важнейшей необходимой предпосылкой для правовой защиты педагога от необоснованного уголовного преследования. Комплексный подход к содержанию и анализу юридических норм, регулирующих уголовные правоотношения и отраслевое законодательство в сфере образования позволит избежать юридических ошибок при квалификации деяний, совершаемых педагогическими работниками.
Научная и практическая значимость. На основе теоретических положений статьи, с учетом выявленных проблем и недостатков действующего и реформируемого отечественного уголовного законодательства и практики его применения формулируются оптимальные рекомендации для правоприменителей, обосновывающие взаимодействие уголовного и отраслевого законодательства, а так же устанавливаются признаки элементов состава преступлений при причинении смерти и тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения педагогом своих профессиональных обязанностей, позволяющих исключить юридические ошибки при квалификации таких преступлений.
Ключевые слова: должностные инструкции, юридическая ошибка, педагогический работник, уголовная ответственность, неосторожная форма вины, охрана жизни и здоровья.
CRIMINAL LIABILITY OF TEACHERS FOR IMPROPER PERFORMANCE OF PROFESSIONAL DUTIES
Skorbich Yuliya O., adjunct
Study place: Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot
Methods: dialectics, analysis, logico-legal (dogmatic) method of scientific research.
Скорбич Ю. О.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации», педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности1. Права, обязанности и ответственность педагогического работника определены должностными инструкциями, регламентом и иными нормативными актами, предусмотренными организацией, оказывающей образовательные услуги. Профессиональная деятельность педагога обусловлена многогранностью, предъявляемых к нему требований, среди которых: обучение подрастающего поколения в соответствии с современными образовательными программами, воспитание обучающихся, обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса, иное. Указанные требования вполне объективно отражают профессиональные обязанности педагогического работника. Однако, такое требование как охрана жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса, представляется достаточно сложным и многоаспектным. Судебной практике известны немало случаев, когда учащимся, как правило, на уроке физической культуры, причиняется тяжкий вред здоровью либо наступает смерть, такие случаи квалифи-цируютсяна практике по ч. 2 ст. 118 и ч. 2 ст. 109 УК РФ соответственно.Так, воспитатель пришкольного детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» Б.Е.В. в отсутствие инструктора по физической культуре (физрука) возложила на себя ответственность за жизнь и здоровье детей при проведении физкультурно-оздоровительного мероприятия и привела группу малолетних воспитанников своего отряда на футбольное поле, где они стали играть в футбол. Однако воспитанник К.Н.Е. в силу своего возраста не смог адаптироваться в коллективе более старших ребят, вследствие чего устранился от групповой игры в мяч и стал один бегать по полю. Проявляя свойственную ему активность и подвижность, К.Н.Е. подбежал к незадействованным в игре футбольным воротам, забрался на них и стал раскачиваться на верхней поперечной перекладине, в результате чего неустойчивая металлическая конструкция ворот опрокинулась на ребенка, получившего черепно-мозговую травму не совместимую с жизнью.Таким образом, Б.Е.В. пренебрегла правилами предосторожности по отношению к жизни и здоровью вверенного ей ребенка и, имея реальную возможность предотвратить совершение им действий, повлекших получение несовместимой с жизнью травмы, не сделала этого вследствие невнимательного отношения к выполнению своих профессиональных обязанностей. Суд первой инстанции установил, что между совершенным подсудимой деянием и наступившими последствиями в виде смерти малолетнего К.Н.Е. имеется прямая причинно-следственная связь. Совершенное Б.Е.В. преступление является оконченным. На основании вышеизложенного, суд приговорил Б.Е.В. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ, и назначить ей наказание в виде 1 (одного) года 6 (шести) месяцев ограничения сво-
боды2. В приведенном примере, с очевидностью усматривается судебная ошибка, суть которой заключается в игнорировании юридического анализа содержания при-чиненно-следственной связи, как обязательного признака объективной стороны данного состава преступления. Подобные факты не являются единичными, что подтверждается анализом содержания уголовных дел.
Судебной коллегией при Верховном суде РФ, при рассмотрении подобной категории уголовных дел (ч.2 ст. 109 УК РФ), обращается внимание на то, что причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей не может влечь уголовной ответственности, если между действиями (бездействием) лица и наступившими последствиями отсутствует причинно-следственная связь. По смыслу ч. 2 ст. 109 УК РФ под ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей виновным понимается поведение лица, полностью или частично не соответствующее официальным требованиям или предписаниям, предъявляемым к лицу, в результате чего наступает смерть потерпевшего3. Обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности является установление правовых предписаний, регламентирующих поведение лица в той или иной профессиональной сфере, которые дополнительно, в их совокупности характеризуют не только поведение виновного, но и содержание полномочий их носителя. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности педагога, которая не указана в должностной инструкции (регламенте), по контролю за поведением обучаемых, не может рассматриваться причиной общественно опасных последствий, поскольку наступление таковых связано с иными причинами, устранить которые педагог был не в состоянии, поскольку в его обязанности не входит контроль за техническим состоянием сооружения.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» декларируется общая обязанность неограниченному кругу педагогических работников по охране жизни и здоровья детей в период образовательного процесса. С позиции Закона, такая обязанность содержит общие правила, которые требуют детальной конкретизации с учетом, занимаемой педагогом должности, поскольку определенная часть данной категории лиц, напрямую связана с реализацией воспитательной функции образовательными организациями, составной частью которой является непосредственная охрана жизни и здоровья обучаемых. К таким педагогам, в частности, относятся: преподаватели школы подводного плавания, преподаватели, обучающие профессии сварщика, или, к примеру, педагоги, занимающиеся подготовкой сапёров. В должностных инструкциях указанной категории лиц, с очевидностью усматриваются обязанности по непосредственной охране жизни и здоровья обучающихся во время учебных занятий. При этом должностные обязанности сформулированы с учётом специфики преподавания конкретной дисциплины. Неисполнение же таких обязанностей неизбежно влечёт увечья либо смерть обучаемых. Из изложенного следует, что охраной жизни и здоровья обу-
чающихся обязана заниматься только та категория педагогических работников, на которую такая обязанность возложена спецификой преподаваемой дисциплины и чётко прописана в должностной инструкции.
При этом содержание должностных инструкций, должно предусматривать наличие таких полномочий их носителя, которые будут соответствовать нормам федерального и отраслевого законодательства. Содержание таких полномочий должно включать права, обязанности и ответственность педагогического работника за ненадлежащее исполнение возложенных на него, конкретных обязанностей.
Вопросы квалификации преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением своих профессиональных обязанностей педагогическими работниками, осложняются очевидной бланкетностью норм, предусматривающих ответственность за нарушение профессиональных функций. В конечном счёте мы имеем дело с исключительно отраслевым регулированием норм в сфере образовательной деятельности, где, безусловно, встречается несоответствие федеральному законодательству. Отсюда следует искажение содержания полномочий педагогического работника. Требования к педагогу должны быть сформулированы не только с учётом занимаемой педагогом должности, но и с учётом опыта работы, профиля подготовки образовательного учреждения, аудитории на которую направлена образовательная деятельность и т.д. Формирование обязанностей с учётом таких требований позволит внести конкретные правила и нормы, которые лягут в основу должностного регламента. Это, безусловно, положительно скажется и на практике применения норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей. В частности, позволит безошибочно установить один из обязательных признаков объективной стороны, такой как причинно -следственная связь.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Рассматривая вопрос уголовной ответственности педагогических работников, следует отметить, что мы ведем речь о широком, даже в некотором смысле, неограниченном круге субъектов, деятельность которых полностью регулируется отраслевым законодательством. В этой связи, считаем необходимым, внести некоторые корректировки в части, касающейся конкретизации функций и обязанностей педагога. При этом такие корректировки должны быть внесены на законодательном уровне и найти своё отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который безусловно коррелирует с должностными инструкциями всех педагогических работников. Помимо прочего, в правоприменительной практике следует учесть, что обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности за преступления, связанные с ненадлежащим исполнением своих профессиональных обязанностей, является установление правовых предписаний, регламентирующих поведение лица в той или иной профессиональной сфере, которые дополнительно, в их совокупности характеризуют не только поведение виновного, но и содержание полномочий их носителя. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности педагога, которая не указана в должностной инструкции (регламенте), по контролю за поведением обучаемых, не может рассматриваться причиной общественно опасных последствий, поскольку наступление таковых связано с иными причинами, устранить которые педагог, зачастую, не в состоянии.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,24%.
Список литературы:
(дата обращения: 12.03.2018).
3. Букалерова Л.А., (2013), о необходимости введения уголовной ответственности за получение незаконного вознаграждения работником, не являющимся должностным лицом// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 2: 57-61.
4. Лебедев М.В., (2016), проблемы квалификации преступлений по признаку субъективной стороны (на примере отдельных преступлений против жизни)// Пробелы в российском законодательстве, 7: 171-175.
РЕЦЕНЗИЯ
Тема, научной статьи, представленной адъюнктом Скорбич Ю.О., является актуальной не только для уголовно-правовой науки, но и для правоприменительной практики. В статье справедливо подчеркнута необходимость научного анализа вопросов, не нашедших полного разрешения в теории уголовного права, но имеющих первостепенное практическое значение. В этом отношении, немаловажная роль принадлежит научному анализу оснований и содержания уголовной ответственности за совершение преступлений по неосторожности, связанных с недобросовестным выполнением профессиональных обязанностей, довольно значительным кругом педагогических работников.
Автор справедливо обращает внимание на то, что для привлечения к уголовной ответственности работника образовательного учреждения, должно быть установлено неразрывное единство между содержанием его прав и обязанностей (полномочия), за нарушение которых, неизбежна ответственность. Отмечено наличие чрезмерной правовой регламентации служебных полномочий данной категории лиц, противоречивыми ведомственными инструкциями, многочисленными приказами. Справедливо подчеркнуто преобладание общих законодательных положений федерального уровня, носящих декларативных характер и не имеющих конкретной направленности. Все указанное, не способствует правильному определению содержания прав и обязанностей субъекта, имеющих важное значение, для установления оснований уголовной ответственности лиц, различной ведомственной принадлежности, выполняющих педагогические функции.
Анализируя пример из судебной практики, автор обращает внимание на наличие сложностей при квалификации деяний, совершаемых педагогическим работниками, в качестве основных причин указывает на правовые ошибки, пораждаемые необходимостью соблюдения принципа субъективного вменения. Нередки случаи прямого игнорирования причинно-следственной связи между деянием (действие, бездействие), без своевременного установления которой, невозможно сделать правильный вывод о взаимосвязи между нарушением выполняемых функций по занимаемой должности и наступившими преступными последствиями.
В процессе работы над содержанием статьи Скорбич Ю. О. проявила самостоятельность в изучении значительного объема научной литературы по избранной теме. Подобное стремление подтверждается предложенной ею научной полемикой о содержании объективных и субъективных признаков совершаемых преступлений, в том числе сформулированными автором конкретными предложениями, направленными на совершенствование уголовного законодательства в этой сфере. Содержание выводов автора не лишено научного, практического смысла.
Вывод: научная статья «Уголовная ответственность педагогических работников за ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей», представленная Скорбич Ю.О., рекомендуется к публикации в научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования РФ.
Научный руководитель
профессор кафедры уголовного права
доктор юридических наук, профессор
Динека В.И.