Обязанность сотрудников ОВД по проведению правовой пропаганды

УДК 34.09 ББК 67.404

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10076

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНО-ПОИСКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

W W _ _

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александр Евгеньевич ОГУРЦОВ, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России, кандидат юридических наук E-mail: a.ogurzov@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.12 — криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы пропаганды правовых знаний как важнейшего фактора повышения правовой культуры сотрудников оперативно-поисковых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: правовая культура, профессионально значимые качества, правовое информирование, правовое просвещение, пропаганда правовых знаний.

Государство, претендующее на звание правового, должно определять в качестве важнейшей задачи формирование высокого уровня правосознания, правовой культуры и социально-правовой активности граждан. Не подвергается сомнению довод, что любые профессионально значимые качества формируются в результате целенаправленной работы по профессиональной подготовке. Однако в процессе реформирования системы МВД России подход к ее организации был пересмотрен, и в настоящее время Министерством активно реализуется комплекс правовых и организационных мер по оптимизации системы ведомственного образования с целью повышения уровня правовой культуры сотрудников полиции.

Так, в п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 (далее — Закон о полиции) в качестве одной из основ-

ных обязанностей сотрудника полиции предусмотрено знание и соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел и обеспечение их исполнения. Контроль выполнения данной обязанности будет осуществляться посредством регулярных проверок юридической грамотности.

Однако полагаем, что процесс повышения уровня правовых знаний не может быть односторонним и заключаться лишь в безусловной обязанности сотрудника полиции обладать этими знаниями.

Президент Российской Федерации, утвердив Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, определил меры по обеспечению необходимого уровня юридических знаний, повышению правовой

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

культуры и вовлечению в правовое просвещение, в том числе и сотрудников правоохранительных органов . Основы, в частности, предусматривают апробацию новых форм участия сотрудников правоохранительных органов в пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике правонарушений и преступности.

Таким образом, важную роль в решении поставленных задач играет правовое информирование сотрудников полиции, одной из прогрессивных форм которого является правовая пропаганда или, как ее еще называют, — пропаганда правовых знаний, представляющая собой не просто обнародование, но и разъяснение действующего законодательства, практики его применения.

Данная позиция предусмотрена теперь и на законодательном уровне: п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции закрепляет участие в пропаганде правовых знаний как одну из обязанностей полиции. Ранее действовавший Закон «О милиции» (Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1) подобной нормы не содержал.

В результате в системе МВД России после ее реформирования и перехода в полицию вопросам пропаганды правовых знаний уделяется самое пристальное внимание.

Например, Решением коллегии МВД России от 10 февраля 2012 г. № 1 км «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России, ФМС России в 2011 году и задачах на 2012 год», утвержденным приказом МВД России, начальникам территориальных органов МВД России предписано, в частности, принять эффективные меры по ведению правовой пропаганды, повышению правовой культуры и правовых знаний сотрудников органов внутренних дел.

По определению, указанные выше предписания относятся и к оперативно-поисковым подразделениям (ОПП) органов внутренних дел Российской Федерации. Однако в связи со спецификой деятельности ОПП правовая пропаганда осуществляется на основании требований нормативных правовых актов с учетом зашифровки ведомственной принадлежности и конспирации; в связи с этим проведение определенных мероприятий данного вида деятельности не представляется возможным. Так, не осуществляется правовая пропаганда в виде издания и распространения печатной продукции, выступлений в средствах массовой информации. Отсут-

ствуют в сети Интернет страницы официальных сайтов подразделений ОПП.

С учетом этого полагаем, что в ОПП основные усилия по реализации данного вида деятельности в первую очередь должны быть направлены на внутреннюю пропаганду среди личного состава, с учетом условий и ограничений, указанных выше. При этом именно сотрудники правовых подразделений либо лица, на которых возложены функции по организации правовой работы в ОПП, должны стать теми интеллектуальными центрами, где право, формализованное в букву закона, доводится до правоприменителя. И здесь в основу всего ложится уровень профессиональной подготовки этих юристов, которые должны уметь доходчиво разъяснить своим коллегам особенности применения действующего законодательства, а также его новеллы.

В связи с этим руководителями ОПП и непосредственно сотрудниками правовых подразделений или лицами, на которых возложены функции по организации правовой работы в ОПП, должен реализоваться комплекс мер по распространению и разъяснению правовых норм и практики их применения в сфере внутренних дел, в том числе должны обеспечиваться условия для самостоятельного изучения сотрудниками ОПП нормативных правовых актов.

Первоочередные меры по организации пропаганды правовых знаний:

1. Информирование личного состава об имеющихся электронных возможностях и ресурсах получения правовой информации и обязательное использование в служебной деятельности ОПП АИПС МВД России СТРАС «Юрист».

Например, в целях реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ на официальном сайте МВД России в сети Интернет создан раздел «Часто задаваемые вопросы», представляющий собой разъяснения действующего законодательства. Также на сайте в разделе «Документы» размещены административные регламенты, приказы МВД России, определяющие полномочия структурных подразделений МВД России, нормативные правовые акты, регулирующие вопросы рассмотрения обращений граждан (физических лиц). В единой информационно-телекоммуникационной системе органов внутренних дел Российской Федерации действует Портал правового информирования МВД России.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Создание кабинетов правовых знаний, оснащенных автоматизированными рабочими местами с доступом к системам правового назначения. Они позволят сотрудникам самостоятельно изучать нормативные правовые акты и практику их применения, а также пользоваться специальной юридической литературой.

3. Организация проведения занятий в системе служебной подготовки с сотрудниками ОПП в целях повышения уровня правовой культуры и правовых знаний с последующим принятием зачетов у сотрудников.

4. Инициирование включения в повестку оперативных совещаний при руководителе ОПП отдельным пунктом обзора изменений законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел с последующим размещением данной информации на стендах правового информирования.

5. Обеспечение консультирования сотрудников ОПП по различным вопросам, связанным с деятельностью органов внутренних дел.

При проведении консультирования необходимо использовать АИПС «Юридические консультации», входящую в СТРАС «Юрист». Именно данная ведомственная правовая система позволяет, на наш взгляд, обеспечить:

■ оперативный доступ всех сотрудников системы МВД России к материалам консультационного характера и правоприменительной практики по интересующим их проблемам;

■ выработку согласованной позиции специалистов по наиболее сложным правовым вопросам;

■ комментирование законодательства и его изменений с участием ведущих специалистов в области права.

Это далеко не полный перечень тех мер по организации пропаганды правовых знаний среди сотрудников ОПП.

Таким образом, пропаганда правовых знаний как действенный инструмент формирования правового мировоззрения сотрудников ОПП должна в первую очередь обусловить их правомерное и правоосознанное поведение как на службе, так и вне ее пределов (в быту и т.п.).

В зависимости от уровня ее организации в подразделении ОПП пропаганда правовых знаний может быть представлена как просветительский метод, который будет играть важную роль в правовом воспитании, формировании правовой культуры и культуры речи сотрудников органов внутренних дел. Сотруднику правоохранительных органов важно уметь: снимать напряжение при помощи речевых средств (правильная реакция на проявление отрицательных эмоций — страха, гнева; спокойная, неторопливая, достаточно тихая речь, проявление интереса к собеседнику .

Одновременно хорошо организованная пропаганда правовых знаний будет способствовать укреплению законности среди сотрудников ОПП и обеспечению положительных результатов в их оперативно-служебной деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-Ф3 // СЗ РФ. 2011 № 7. Ст. 900.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 г. № Пр-1168) // Рос. газ. 2011. 14 июля.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2019

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 ноября 2012 г.

Регистрационный N 25808

В соответствии с частью 2 статьи 29 Федеративного закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 — приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1).

1.2. Примерную форму должностного регламента (должностной инструкции) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России2, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать разработку и утверждение должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.

Министр

генерал-лейтенант полиции

В. Колокольцев

1Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020.

2За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.

Приложение N 1

Порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

1. Порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации1 определяет процедуру разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации2.

2. Порядок не регламентирует процедуру разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) руководителей (начальников) подразделений центрального аппарата МВД России3, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации4 , и их структурных подразделений, права по замещаемой должности, служебные обязанности и ответственность которых устанавливаются положениями, уставами органов, организаций, подразделений системы МВД России и их структурных подразделений.

3. Должностные регламенты (должностные инструкции) разрабатываются индивидуально для каждого сотрудника, замещающего должность в органах, организациях, подразделениях системы МВД России, непосредственными руководителями (начальниками) сотрудников.

4. Непосредственными руководителями (начальниками) могут разрабатываться и утверждаться с учетом положений, содержащихся в пунктах 5 — 10 Порядка должностные регламенты (должностные инструкции) по одноименным должностям. Должностные регламенты (должностные инструкции) по одноименным должностям используются для ознакомления сотрудников при назначении на одноименные должности, а также для разработки индивидуальных должностных регламентов (должностных инструкций).

5. Разработка должностных регламентов (должностных инструкций) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»5 , иными законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативными правовыми актами МВД России с учетом полномочий органов, организаций, подразделений системы МВД России, их структурных подразделений. Должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников, которым присвоены специальные звания полиции, разрабатываются с учетом Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»6.

6. Должностной регламент (должностная инструкция) должен (должна) содержать следующие разделы:

6.1. Общие положения.

6.2. Права.

6.3. Обязанности.

6.4. Ответственность.

7. В разделе «Общие положения» следует предусматривать:

7.1. Перечень основных нормативных правовых актов, правовых актов органа, организации, подразделения системы МВД России, в соответствии с которыми определяются права по замещаемой должности, служебные обязанности и ответственность сотрудника.

7.2. Непосредственную и прямую подчиненность сотрудника при выполнении им служебных обязанностей.

7.3. Сведения об исполнении сотрудником обязанностей по иной должности в период временного отсутствия замещающего эту должность сотрудника.

7.4. Сведения об особенностях режима служебного времени сотрудника.

7.5. Иные сведения с учетом особенностей осуществления профессиональной деятельности сотрудника.

8. В разделе «Права» предусматриваются права сотрудника по замещаемой должности.

9. В разделе «Обязанности» предусматриваются служебные обязанности сотрудника по замещаемой должности.

10. В разделе «Ответственность» предусматривается ответственность сотрудника за несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также должностного регламента (должностной инструкции).

11. Должностные регламенты (должностные инструкции) утверждаются:

11.1. Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений системы МВД России.

11.2. Иными руководителями (начальниками), которым соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями (начальниками) органов, организаций, подразделений системы МВД России.

12. Должностной регламент (должностная инструкция) составляется в двух экземплярах, с каждым из которых сотрудник должен быть ознакомлен под расписку. Один экземпляр передается сотруднику, другой хранится в органе, организации, подразделении системы МВД России или в их структурных подразделениях.

1Далее — «Порядок».

2Далее — «сотрудник».

3За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.

4Далее — «органы, организации, подразделения системы МВД России».

5Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020.

На сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники) федеральными законами от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе), от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции), от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе) и от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Закон о контроле за соответствием расходов), Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377 (далее – Дисциплинарный устав), а также ведомственными нормативными правовыми актами налагаются обязанности, которые подразделяются на основные обязанности сотрудников и обязанности в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел, определяемые должностным регламентом (должностной инструкцией).

Основные обязанности сотрудников определены в указанных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Служебные обязанности установлены в должностных регламентах (должностных инструкциях). Служебные обязанности могут включать в себя в том числе выполнение обязанностей полиции, предусмотренных частью 1 статьи 12 Закона о полиции.

Основные обязанности сотрудников

Основные обязанности сотрудников (имеющих специальные звания полиции, юстиции и внутренней службы) установлены частью 1 статьи 12 Закона о службе и частью 1 статьи 27 Закона о полиции. Так, сотрудник обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере;

2) знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника);

4) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

5) соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, проходить в установленном порядке профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

9) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

10) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации в день подачи заявления;

11) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника;

13) сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

15) соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел;

16) проходить ежегодно профилактическое медицинское обследование, а также по направлению медицинского учреждения либо уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование (обследование);

17) рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций;

18) в порядке, установленном статьей 31 Закона о службе, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя временно исполнять обязанности, не предусмотренные должностным регламентом (должностной инструкцией) по замещаемой должности в органах внутренних дел, без освобождения от замещаемой должности;

19) выполнять по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя и в соответствии с Законом о службе обязанности, аналогичные обязанностям по замещаемой должности в органах внутренних дел, при перемещении сотрудника в том же подразделении и в той же местности;

20) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с федеральным законом;

21) знать и соблюдать требования охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

Иные основные обязанности в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона о службе могут возлагаться на сотрудника органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом частью 2 статьи 12 Закона о службе определено, что обязанности сотрудника, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Законом о полиции.

Основные обязанности, установленные Законом о полиции

Частью 2 статьи 27 Закона о полиции определено, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Основные обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции

Лица, замещающие должности, включенные в Перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, а также Перечень должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом МВД России от 31 августа 2009 г. № 680 (зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2009 года, регистрационный № 15114), в соответствии со статьями 8 и 8.1 Закона о противодействии коррупции обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Частью 1 статьи 9 Закона о противодействии коррупции предусмотрено, что государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Согласно части 2 статьи 12 Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 названной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

В соответствии с частью 1 статьи 12.3 Закона о противодействии коррупции в случае, если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Основные обязанности, установленные Законом о государственной гражданской службе

Согласно части 2 статьи 29 Закона о полиции на сотрудника полиции распространяются обязанности, установленные Законом о государственной гражданской службе, за исключением обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статьей 18 Закона о государственной гражданской службе определены требования к служебному поведению гражданского служащего:

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные Законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Статьей 20 Закона о государственной гражданской службе регламентирована обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Частью 1 статьи 20.1 Закона о государственной гражданской службе предусмотрено, что гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основные обязанности, установленные Дисциплинарным уставом

Обязанности сотрудников (имеющих специальные звания полиции, юстиции и внутренней службы) по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины установлены Дисциплинарным уставом. Согласно пункту 5 Дисциплинарного устава сотрудник обязан:

1) знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав;

2) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам;

3) соблюдать требования к служебному поведению;

4) соблюдать субординацию;

5) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы;

6) содействовать руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Законом о службе, Законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

В пункте 6 Дисциплинарного устава отдельно закреплено, что сотрудники, старшие по подчиненности, во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими служебной дисциплины, требований, предъявляемых к служебному поведению, правил ношения форменной одежды.

При этом обязанности руководителя (начальника) по поддержанию служебной дисциплины установлены пунктом 7 Дисциплинарного устава, которым определено, что в целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан:

1) обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины;

2) четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения;

3) соблюдать установленные порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, протекционизма, преследования сотрудников по мотивам личного характера;

4) принимать меры по противодействию коррупции;

5) знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками;

6) всесторонне изучать личные и деловые качества подчиненных;

7) создавать необходимые условия для службы, отдыха и повышения квалификации подчиненных, профессиональной служебной и физической подготовки;

8) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;

9) воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;

10) подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей;

11) принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.

Ответственность сотрудников

Виды ответственности сотрудников органов внутренних дел определены статьей 15 Закона о службе. За не исполнение обязанностей к сотрудникам могут быть применены следующие виды ответственности: 1) уголовная; 2) административная; 3) дисциплинарная; 4) материальная.

Частью 1 статьи 15 Закона о службе определено, что за совершение преступления сотрудник несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 15 Закона о службе за совершение административного правонарушения сотрудник несет дисциплинарную ответственность в соответствии с Законом о службе, Дисциплинарным уставом, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях сотрудники несут административную ответственность на общих основаниях за административные правонарушения, предусмотренные следующими статьями названного кодекса: 5.1 – 5.26, 5.45 –5.52, 5.56 (административные правонарушения, посягающие на права граждан), 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), 7.29 – 7.32 (административные правонарушения в области охраны собственности), главой 8 (административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования), статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12 (административные правонарушения в области дорожного движения), статьей 14.9 (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления), частью 3 статьи 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности), главами 15 (административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг) и 16 (административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил), статьями 17.3, 17.7 – 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15 (административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти), 18.1 – 18.4 (административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации), частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4, частью 5 статьи 19.8 (административные правонарушения против порядка управления) и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов).

Частью 3 статьи 15 Закона о службе предусмотрено, что за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 – 51 Закона о службе налагаются дисциплинарные взыскания.

Согласно статье 49 Закона о службе нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Неисполнение сотрудником полиции обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 27 Закона о полиции, является неисполнением возложенных на его обязанностей и может повлечь наложение мер ответственности, перечисленных в статье 15 Закона о службе.

В соответствии с часть 2 статьи 49 Закона о службе грубыми нарушениями служебной дисциплины являются:

а) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации (пункт 7);

б) непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 13);

в) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения (пункт 14).

За нарушение служебной дисциплины согласно части 1 статьи 50 Закона о службе на сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

Законом о службе предусмотрено достаточное количество оснований для увольнения со службы в органах внутренних дел в случае нарушения сотрудником служебной дисциплины. Так, сотрудник может быть уволен со службы:

а) в связи с грубым нарушением служебной дисциплины (пункт 6 части 2 статьи 82);

б) в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (пункт 7 части 2 статьи 82);

в) в связи с нарушением условий контракта сотрудником (пункт 15 части 2 статьи 82);

г) в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в органах внутренних дел подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в органах внутренних дел, если это не влечет за собой уголовную ответственность (пункт 5 части 3 статьи 82).

В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о службе за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

В настоящее время основой правового регулирования материальной ответственности является глава 39 Трудового кодекса Российской Федерации, которой, например, определена сущность материальной ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю (статья 238), установлены обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника (статья 239), пределы материальной ответственности работника (статья 241), а также определен порядок взыскания ущерба (статья 248).

Частью 5 статьи 15 Закона о службе определено, вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Так, статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Частью 5 статьи 15 Закона о службе также установлено, что в случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

Порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 25 сентября 2012 г. № 886 (зарегистрирован в Минюсте России 15 ноября 2012 года, регистрационный № 25808).

Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 (зарегистрирован в Минюсте России 3 августа 2012 года, регистрационный № 25094).

Представление сведений регламентировано Законом о государственной гражданской службе, Законом о противодействии коррупции и Законом о контроле за соответствием расходов, приказом МВД России от 19 марта 2010 г. № 205 «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» (зарегистрирован в Минюсте России 19 апреля 2010 года, регистрационный № 16918).

Порядок уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений утвержден приказом МВД России от 19 апреля 2010 г. № 293 (зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2010 года, регистрационный № 17676).

Проведение дактилоскопической регистрации регламентировано Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

Может ли сотрудник полиции, не выполняющий служебных обязанностей, пройти мимо совершаемого на его глазах правонарушения или человека в беспомощном состоянии?

Трудовое законодательство исходит из того, что работник, не привлеченный в установленном порядке к сверхурочной работе, по окончании рабочего дня (смены) и в другие периоды отдыха свободен от выполнения трудовых обязанностей.

Однако в отношении сотрудников полиции такое правило не может быть применено в полном объеме, поскольку иное угрожает охраняемым законом интересам. В подобной ситуации не только моральный долг не позволит сотруднику бездействовать, но и Закон обязывает его пресечь правонарушение и спасти пострадавшего.

Так, согласно части 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

При указанных обстоятельствах, в силу п. 1 ч. 3 ст. 68 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник считается выполняющим служебные обязанности: на него распространяются требования о соблюдении служебной дисциплины и страховые гарантии.

Судебная практика подтверждает приведенную позицию: апелляционным определением Челябинского областного суда от 16.04.2015 по делу № 11-4116/2015 признан неправомерным отказ сотрудника полиции от передачи в дежурную часть поступившего от гражданина сообщения об административном правонарушении по мотиву отсутствия полномочия; апелляционным определением Саратовского областного суда от 14.05.2015 по делу № 33-2618 неоказание сотрудником полиции первой помощи гражданину, пострадавшему от асфиксии, признано грубым нарушением служебной дисциплины.

Таким образом, гражданин, пострадавший от правонарушения, или очевидец вправе рассчитывать на содействие находящегося рядом сотрудника полиции, даже если он в данный момент свободен от исполнения служебных обязанностей.

Обязанность сотрудников ОВД по проведению правовой пропаганды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *