Российскую систему образования не ругает и не критикует разве что ленивый. Действительно, в нашей школе проблем немало. Одна из них — нехватка учителей. Опытные, заслуженные учителя уходят на пенсию, молодёжь не стремится идти в школу, а если и приходит, то надолго не задерживается. Так почему же увольняются молодые учителя? Своим мнением делится Анастасия Морозова.
Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Самым распространённым ответом будет — маленькая зарплата. Это не так. Когда молодой учитель приходит в школу, от него никто не скрывает, что зарабатывать он будет мало. Золотых гор точно никто не обещает. Поэтому молодые педагоги прекрасно знают, на что идут. Большинство учителей после студенческой скамьи просто любят детей и хотят с ними работать. Молодой педагог приходит в надежде на интересную работу.
Ему кажется, что всего себя он сможет посвятить детям и своему предмету: будет готовить интересные уроки, игры, общаться с учениками, развиваться, читая дополнительную литературу, смотря познавательные передачи, фильмы. Но как только новый учитель переступает порог школы, его сразу ждёт сюрприз — классное руководство.
Для не знающих объясню, что это такое. Классное руководство — это круглосуточная работа без праздников и выходных. Заполнение многочисленной документации, индивидуальная работа с детьми: разобраться, кто кого ударил, оскорбил, почему опоздал на урок, нагрубил учителю, сам ударился, сгладить острые углы в отношениях с учителями-предметниками, выслушать ребёнка по любому волнующему его вопросу и так далее.
Ещё организация праздников, субботников, поездок, классных часов, проведение родительских собраний, индивидуальные беседы с родителями по телефону стабильно несколько раз в неделю, а иногда и каждый день (в классе обычно от 25 до30 человек, но не все родители это понимают), дежурство по школе и многое, очень многое другое.
Хороший список? И как вы думаете, когда всё это делать? Правильно — в своё свободное время. Да, эта работа оплачивается: целых 1000 рублей в месяц (сумма в разных регионах может отличаться). Поэтому, товарищи педагоги, будьте добры находить по несколько часов в день, чтобы заниматься этой работой. Не хотите? Увольняйтесь! Да, именно так.
Официально классное руководство у нас добровольное. Но на самом деле никто тебе не позволит работать в школе без него, особенно молодым учителям
Их сразу берут на работу с условием — взять классное руководство. Если заслуженному учителю, у которого уже годы опыта, разработаны все уроки по предмету, могут позволить не взять класс, то вчерашнему студенту, которому каждый день после уроков нужно ещё три-пять часов на подготовку к следующему рабочему дню, никто не позволит отказаться от этой нагрузки. Она же, как правило, отнимает не меньше времени, чем проведение обычных уроков, а сил и нервов требует раз в сто больше.
Вот и получается, приходит молодой педагог, которого в вузе никто не научил, что делать, если ученик послал тебя матом. Что делать, если родитель говорит, что он не справляется со своим ребёнком и поэтому воспитать его должен учитель, который ещё сам недавно был на месте этого трудного подростка. Что делать, если один ученик ударил другого, но никто не признаёт свою вину, а администрация требует разобраться.
И такие «если» каждый день. Этим вещам в вузах не учат, это приходит с опытом. Когда этот опыт сразу негативный, то чаще всего молодой учитель, которому никто не помог справиться с трудностями, не объяснил особенностей совсем непростой профессии, просто увольняется и больше никогда в систему образования не возвращается.
Я считаю, что если бы каждому молодому педагогу давали три-четыре года поработать без классного руководства, то увольнений из школы было бы гораздо меньше
Про увеличение оплаты труда классного руководителя я и вовсе молчу.
Я работаю в школе с 2008 года. У меня до февраля 2018 года не было классного руководства, если не считать один год, когда я только устроилась в школу. Сейчас я классный руководитель. Меня любят дети, уважают родители, администрация не имеет ко мне претензий. Я взяла класс на четыре месяца, чтобы он не остался беспризорным, так как их прежняя классная ушла в декретный отпуск.
В сентябре она возвращается. Я же в начале следующего учебного года классное руководство не беру (это моё условие администрации, иначе я уволюсь), хотя очень люблю свою работу, а она отвечает мне взаимностью. Поверьте, я не одна такая. Вот и спрашивается: почему увольняются учителя?
на заседании педагогического совета школы Приказ № 327/1 &3
протокол № 6 от 05.11.2010 г. от 08.11 2010 г.
Положение
о классном руководителе
муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 87
(новая редакция)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования» от 06.10.2009 N 373″, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Письмом Министерства образования Российской Федерации от 21.06.2001г. № 48030-16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях», Уставом школы.
1.2. Классный руководитель — профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого обучающегося и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.
Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
1.3. Классный руководитель назначается с согласия педагога директором из числа педагогических работников. В своей деятельности классный руководитель руководствуется настоящим Положением.
2. Основные задачи и функции классного руководителя
2.1. Основными задачами классного руководителя являются:
— формирование и развитие коллектива класса;
— создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
— формирование здорового образа жизни;
— организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
— защита прав и интересов обучающихся;
— организация системной работы с обучающимися в классе;
— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
— организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
2.2. К основным функциям классного руководителя относятся:
а) аналитическая:
— изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
— изучение и анализ развития классного коллектива;
— анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;
— анализ и оценка уровня воспитанности обучающихся и всего классного коллектива
б) организационно-педагогическая:
- организация и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся;
- организация питания обучающихся;
— установление связи школы и семей обучающихся;
— организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;
в) коммуникативная:
— регулирование межличностных отношений между обучающимися;
— установление оптимальных взаимоотношений «учитель — ученик»;
— создание общего благоприятного психологического климата в коллективе;
— оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
г) организационно-координирующая:
— защита прав обучающихся;
— создание условий для безопасности жизни и здоровья детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий;
— организация индивидуальной работы с обучающимися;
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
— организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
— организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
— ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, журнал учета занятости обучающихся во внеурочной деятельности).
д) контрольная:
— контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
— контроль за посещаемостью учебных и внеурочных занятий обучающимися.
3. Формы работы классного руководителя с обучающимися
Выбор конкретных форм работы с классным коллективом является прерогативой классного руководителя. Классный руководитель определяет формы работы в зависимости от видов и направлений внеурочной деятельности обучающихся, отраженных в соответствующей программе с учетом принципов организации образовательного процесса, возможностей, интересов и потребностей обучающихся, внешних условий.
4. Обязанности классного руководителя
4.1. Классный руководитель:
— ведет документацию класса, предоставляя администрации школы статистическую информацию и сведения об успеваемости и посещаемости обучающихся;
— организует деятельность обучающихся по соблюдению положений Устава и локальных актов школы;
— ведет совместную деятельность с педагогами-предметниками, родителями (законными представителями) обучающихся, специалистами служб сопровождения, организациями и учреждениями в целях обеспечения эффективности образовательного процесса, оптимального функционирования и развития классного коллектива;
— согласовывает единство предъявляемых к обучающимся требований;
— обращается к куратору параллели по вопросам организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса;
— разрабатывает программу внеурочной деятельности обучающихся с учетом общешкольных программы духовно-нравственного развития и воспитания и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
— в необходимых случаях способствует разрешению конфликтных или неблагоприятных ситуаций и обеспечению нормального функционирования ученического коллектива.
4.2. В обязанности классного руководителя по организации деятельности классного коллектива входит:
— организация деятельности классного коллектива, каждого обучающегося в соответствии с программой внеурочной деятельности;
— работа с активом класса;
- забота о заболевших детях, пропустивших много уроков (организация помощи в учебе, обеспечение внимательного отношения к ним со стороны одноклассников);
- организация питания учащихся;
- организация дежурства по классу;
- организация дежурства класса по школе.
4.3 Классный руководитель контролирует:
- посещаемость учебных и внеурочных занятий обучающимися;
- успеваемость обучающихся;
- соблюдение обучающимися правил пользования учебными кабинетами;
- ведение дневников обучающихся;
4.4. руководитель проводит работу с родителями (законными представителями) по поводу успеваемости и посещаемости обучающихся, их поведения и взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
5. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
- координировать работу учителей-предметников, работающих с обучающимися данного класса;
- выносить на рассмотрение администрации согласованные с классным коллективом предложения;
- приглашать родителей (законных представителей) обучающихся в школу для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учеников класса;
- вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам воспитательной деятельности.
6. Документация классного руководителя
- Анализ за прошлый учебный год и рабочая образовательная программа классного руководителя;
- дневник классного руководителя,
- протоколы заседаний родительского комитета и родительских собраний, материалы для их подготовки;
- журнал учета посещаемости внеурочных занятий обучающихся
6.1. Анализ воспитательной работы за прошлый учебный год классный руководитель проводит в соответствии с утвержденным мониторингом.
6.2. Примерная структура рабочей образовательной программы классного руководителя
1. Титульный лист должен содержать:
— Наименование образовательного учреждения.
— Название программы.
— Указание класса (возраста детей).
— Продолжительность реализации образовательной программы.
-ФИО учителя.
— Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения).
— Год составления программы.
2. Пояснительная записка.
В тексте пояснительной записки следует указать:
- какие нормативные документы используются при разработке программы;
- основные цели и задачи программы;
- актуальность и новизна программы;
- отличительные особенности данной программы;
- направления работы и виды деятельности по направлениям;
- ожидаемые результаты;
- формы подведения итогов реализации образовательной программы.
3. Календарно-тематический план включает в себя основное содержание всех разделов/тем, занятий с указанием времени на их изучение.
4. Основное содержание всех тем: краткое описание изучаемого материала.
5. Работа с родителями.
6. Работа с документацией (журналом, дневниками и т.п.)
7.Методическое обеспечение:
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
9. Список литературы.
10. Приложения:
Мониторинг образовательных результатов.
Диагностические методики.
Техническое оснащение занятий.
Взаимодействие с социальными партнерами и т.п.
6.3. Примерное содержание дневника классного руководителя
- Список учащихся класса с адресами и фамилиями, телефонами.
- Движение обучающихся.
- Сведения о здоровье обучающихся.
- Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время.
- Социальная активность обучающихся.
- Структура класса, характеристика взаимоотношений.
- Социальная активность классного коллектива.
- Характеристика уровня воспитанности обучающихся.
- Сведения о питании детей.
- Сведения о родителях.
- Взаимодействие классного руководителя с родителями.
- Ведомости успеваемости обучающихся за четверть, полугодие.
- Карты развития личности.
- Результаты наблюдений классного руководителя.
7. Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
7.1. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
7.2.Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Доклад на педагогическом совете – уровень ОУ
Педагогический совет от 201 г.
Тема: «Ошибки классного руководителя».
Соавтор доклада: Белова Надежда Юрьевна.
Должность докладчика: классный руководитель 7 «а» класса, учитель русского языка и литературы.
Ведущая педагогического совета сообщает цели и задачи, объявляет порядок работы.
Цель педагогического совета: повышение эффективности работы классного руководителя в свете нового ФГОС.
Задачи педагогического совета:
- определить функциональные обязанности классного руководителя;
- поделиться практическими способами решения проблем классного коллектива;
- выявить причины ошибок классного руководителя и способы их минимизации;
- побудить участников образовательного процесса к самосовершенствованию в области классного руководства.
СЛАЙД 1.
Работа классного руководителя, несомненно, трудна и необходима. Но отношение к ней далеко не однозначно даже с позиции самого классного руководителя. Во-первых, объём качественной работы действительно несоизмерим с оплатой труда. Во-вторых, классный руководитель – это необходимое связывающее звено между детским коллективом, учителями, и родителями. В-третьих, аспект проведения внеклассной воспитательной работы практически неуловим и зачастую вызывает массу споров и сопротивления со стороны любого звена воспитательного процесса.
Всё это приводит к тому, что классный руководитель делает только то, что вменяется ему в обязанность. Во многом отношение к классному руководству зависит от сложившейся у педагога интуитивной позиции и умения ладить с детьми.
В современном педагогическом пространстве выделяется 4 типа классных руководителей :
- «Я – прежде всего учитель»;
- «Классная мама»;
- «Так называемый классный»;
- «Наш классный».
Первая позиция определяется записью квалификации в дипломе. Эти классные руководители часто повторяют, что заниматься воспитательной работой должны заниматься специально обученные люди. Обязанности эта группа выполняет функционально грамотно, но без особого усердия и энтузиазма. Обычно многие из таких классных руководителей не скрывают от детей своего отношения к классному руководству. В этом случае активную позицию занимают сами учащиеся, а педагог лишь помогает советом. Если классный руководитель является интересным учителем, дети гордятся им и в случае необходимости привлекают его к своей внеклассной деятельности. Если же учитель не обладает особым авторитетом, то его место может занять неформальный лидер класса, иногда этот лидер оказывает негативное воздействие на весь классный коллектив, и тогда конфликты в классе неизбежны.
Вторая позиция – «классная мама» — отличается тем, что педагог выводит работу с детским коллективом на первый план. Такие классные руководители активно вместе с классом участвуют во всех мероприятиях, при этом сам учитель берет на себя функцию организатора и попечителя. Он часто напоминает детям, что правильно, а что нет; как надо себя вести, а как нет и.т.д. Конечно, детям комфортно и уютно под «маминым крылом» : они все охвачены работой, а класс находится на хорошем счету. Такая позиция характерна для начальной школы, и соответствует возрастным особенностям учащихся, но совершенно не подходит подросткам, стремящимся к самоутверждению и самостоятельности, поэтому многие учащиеся среднего возраста чувствуют себя некомфортно, а учащиеся старшего возраста могут активно противостоять такой «заботе».
Третья позиция – «так называемый классный» — я бы отметила как «имитационную». Педагоги этой группы воспринимают классное руководство как функциональную и неотъемлемую часть своей педагогической деятельности в школе. Для них это работа не сопряжена с особыми трудностями, контакт с детьми строится по принципу «долен – обязан — необходимо». Внеклассные мероприятия проводятся строго в соответствии с намеченным планом и по подготовленному сценарию. Такие отношения не нравятся никому: ни детям, ни родителям, и потому дети отвечают равнодушием и нежеланием участвовать в «спектакле», где главная роль отводится их классной маме.
Четвертая позиция, как показывает статистика, встречается гораздо реже, чем обозначенные выше. Классный руководитель строит отношения сотворчества, обсуждая любые точки зрения и мнения, он стремится познать своих учеников и воспитанников, развивает у них умение анализировать свое поведение, вырабатывает культуру отношений, строящихся на договоренности и компромиссе. Нормы и правила в таком коллективе вырабатываются совместными усилиями.
Именно такое отношение к классному руководству отражено в Федеральном государственном стандарте второго поколения.
СЛАЙД 2.
В соответствии с ним человек рассматривается как субъект инновационного развития, непрерывно продвигающийся к «национальному воспитательному идеалу – высоконравственному, творческому, компетентному гражданину России, принимающему судьбу Отечества как свою личную, осознающему ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененному в духовных и культурных традициях многонационального народа Россиской Федерации» .
Компетентный человек способен сам решить свои проблемы, наметить программу действий, адаптироваться к любой жизненной ситуации, опираясь на свое мировоззрение и систему нравственных ценностей.
Задача педагога – оказать поддержку ученику в становлении его как компетентной личности, при этом сам учитель проявляет себя как компетентный субъект профессионально – педагогической деятельности.
Профессионально – педагогическая компетентность определяется как «готовность и способность человека профессионально выполняющего педагогические функции в соответствии с принятыми в обществе на настоящий момент образовательными нормативами и стандартами» .
СЛАЙД 3.
В структуре компетентности современного классного руководителя выделяются следующие аспекты:
- Герменевтический (смысловой);
- Деонтологический (этико – нормативный);
- Аналитико – диагностический;
- Проектировочный;
- Организационный;
- Коммуникативный;
- Эвристический.
Каждый из этих компонентов играет огромную роль в деятельности классного руководителя, а недостаточная сформированность одного из этих компонентов может вызывать ошибки в работе, т.е. в решении педагогических задач. Рассмотрим каждый из компонентов на примерах.
СЛАЙД 4 (переход по гиперссылке — триггер).
Герменевтический или смысловой компонент, точнее его несформированность, может стать причиной ложного обоснования смысла педагогической деятельности. К примеру, педагог считает, что обладает всемогуществом классного руководителя, он стремится к высоким результатам своей педагогической деятельности, ведущим мотивом здесь является обязательное достижение задуманного. Такой своеобразный «педагогический оптимизм» отражается, по мнению Тюнникова и Мазниченко, в специфических высказываниях: «нет ничего невозможного», «что на стоит дом построить», и т.д. (на экране). Такой класс добивается успехов, становясь «самым-самым», но ценой становится перегрузка учащихся, их усталость, страх. В таком классе существует определенная напряженность, психологические тесты выявляют уровень повышенной тревожности. Сам педагог отличается высокой потребностью в самореализации в профессиональной деятельности. Как правило, такие классы отличаются «гиперактивностью», стремлением педагога показать свой класс «во всей красе». В случае возникновения в классе «педагогической ситуации» классный руководитель отличается эмоциональной неустойчивостью и неумением решить возникшую задачу.
СЛАЙД 3 (гиперссылка) – СЛАЙД 5.
Несформированность деонтологического компонента приводит к сужению/расширению существования признака педагогического явления в педагогической ситуации, личностное проявление обучающегося может быть неверно интерпретировано, что приводит к преуменьшению/преувеличению значения, роли и ценности педагогического явления в конкретной ситуации. Это может выражаться в распределении обязанностей, в проявлении отношения к самостоятельной деятельности воспитанника. Зачастую классный руководитель необъективен, он наделяет своих воспитанников достоинствами или недостатками, которые реально отсутствуют в личности ученика. Иногда приписывание несуществующих достоинств дает положительный педагогический эффект. А вот проецитрование негативных проявлений вызывает «пророческий» эффект: «Если человеку десять раз сказать, что он свинья, на одиннадцатый он хрюкнет».
СЛАЙД 3 (гиперссылка) – СЛАЙД 6.
Отсутствие или нарушение педагогической диагностики, ошибки в аналитической деятельности, ошибки в целеполагании и проектировании приводят к ложному сотрудничеству с воспитанниками. Например, фиксация в формулировке воспитательной цели на том, чего еще нет, приводит к тому, что это обязательно появится: задача по решению проблемы неуспеваемости учащегося не конкретизируется, а позиционируется как результат. Вряд ли можно рассчитывать, что проблема в таком случае «рассосется» сама по себе.
СЛАЙД 3 (гиперссылка) – СЛАЙД 7.
Аксиологический компонент компетентности проявляется в том, что классный руководитель знает содержание базовых национальных ценностей, руководствуется ими как приоритетными установками, знает, как осуществить, и успешно осуществляет педагогическую поддержку воспитанников в их духовно – нравственном развитии.
СЛАЙД 8.
Все вышеперечисленные компоненты компетентной деятельности отражаются в трех уровнях организации педагогической деятельности: тактической, операционной и стратегической. На стратегическом уровне приоритетными являются аксиологический и деонтологический компоненты.
На тактическом – гермневтический, на операциональном – аналитико – диагностический, проектировчный, организационный, коммуникативный и эвристический.
СЛАЙД 9.
Для успешности воспитательного процесса необходимо понимать и принимать, что ошибки в деятельности неминуемы, но классный руководитель способен минимизировать риски их возникновения на всех трех уровнях своей деятельности. Для этого, в первую очередь, необходимо понимать, что педагогическая ситуация рождается из жизненной. Задача воспитателя преобразовать жизненную ситуацию в педагогическую, определить задачи, выбрать способы и формы ее решения, осуществить их на практике.
СЛАЙД 9.
Итак, компетентный классный руководитель обладает способностью занять исследовательскую позицию по отношению к своей практической деятельности и к самому себе. Воспитание – процесс многосторонний, воспитывая себя, мы воспитываем своих учеников.