Образование среднее профессиональное это какое

ССУЗы России в рамках нового закона «Об образовании»

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона «Об образовании», которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе.

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона «Об образовании», которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе. Критики опасаются, что эта норма полностью уничтожит систему подготовки рабочих кадров. А авторы закона уверены, что ничто не помешает реализовывать программы подготовки рабочих кадров на базе техникумов, предприятий и даже общеобразовательных школ.

Кто из них прав, и как повлияет на

ССУЗы России новый закон «Об образовании»? Именно в данном вопросе мы и постараемся разобраться в рамках этой статьи. Но для начала давайте определимся, что же скрывается за понятием начальное профессиональное образование.

НПО — со школьной скамьи в ряды рабочих

Согласно закону России «Об образовании» от 1992 года под начальным профессиональным образованием подразумевается процесс подготовки квалифицированных рабочих как на базе 9-ти классов, так и после окончания средней школы. Образовательные программы НПО обеспечивают приобретение учащимися определенной профессии соответствующего уровня без получения или с получением полного среднего образования. Получить начальный уровень профобразования можно в ПТУ (на сегодняшний день многие российские ПТУ переименованы в колледжи и профессионально-технические лицеи).

Другими словами, ПТУ специализируется на подготовке квалифицированных рабочих, при этом рабочему совсем не обязательно изучать общеобразовательную программу (то есть, получать полное среднее образование), и, как следствие, иметь возможность в ближайшем будущем продолжить свое образование в техникуме или ВУЗе. Необходимо отметить, что начальное профобразование в России характеризуется очень низкой привлекательностью среди выпускников школ (каждого из нас, наверное, учителя в школе «пугали» ПТУ). Специалисты связывают этот факт не столько с устаревшим содержимым образовательных программ, сколько с низким качеством обучения. Одновременно с этим российский бизнес на данный момент испытывает острый дефицит в квалифицированных рабочих, что заставляет правительство страны активно работать над повышением популярности рабочих специальностей среди молодежи.

Закон «Об образовании» — попытка восстановить систему подготовки рабочего класса

Казалось бы, 10 статья закона «Об образовании», из которой становится ясно, что начального профобразования как такового в России больше не будет, «добила» и без того слабую систему подготовки рабочих. Однако так может показаться только неискушенному обывателю и только на первый взгляд, поскольку если внимательно прочитать этот закон становится ясно, что этой нормой дан старт построению новой, более качественной системы.

Ведь отказ от НПО совсем не означает, что негде будет получить профессию рабочего. Исчезнет только ПТУ как самостоятельная форма образовательного учреждения. Функции ПТУ на себя возьмут техникумы, которые теперь смогут предоставлять студентам более широкие возможности: в них можно будет не только получить рабочую профессию, но и стать специалистом среднего звена. Причем, как и прежде,

поступить в техникум можно будет и после 9 класса и одновременно с изучением предметов из программы средней школы не только освоить навыки заранее выбранной профессии, но и в более короткие сроки получить среднее профобразование по сокращенной образовательной программе.

Кроме того, на смену ПТУ придут многопрофильные учебные центры, на базе которых можно будет получить профессиональную квалификацию высокого уровня или освоить еще одну специальность. Благодаря тому, что специализированные учебные центры будут оснащены самым современным производственным оборудованием, они смогут осуществлять подготовку специалистов в соответствии с самыми современными технологиями производства и требованиями рынка труда.

Вместо заключения

Как можно понять из всего вышеизложенного, для граждан России новый закон «Об образовании» не несет никаких принципиально важных изменений, кроме одного — поступить в ССУЗ теперь намного легче.

Основная цель отказа от НПО — это повышение качества подготовки квалифицированных рабочих. А вот выбирать уровень подготовки, как и раньше, будут сами учащиеся. Если после техникума учащийся посчитает, что ему достаточно иметь на руках документ о получении профессии начального уровня, то он может отказаться от дальнейшего обучения. Однако если он захочет получить более высокий уровень подготовки, то он сможет это сделать намного качественнее и быстрее, чем раньше.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Среднее специальное учебное заведение — WiKi

Среднее специальное учебное заведение (ссуз) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища: медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования

и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.

Основой массового появления системы ссузов в нашей стране явилась образовательная революционная реформа наркома Луначарского с мая 1923 по 1930-е гг., считавшего тогда насущным и необходимым массовое создание в молодой советской республике учебных заведений нового тогда типа — техникумов, промежуточного звена между средней школой и вузом. Первым образцовым техникумом новой революционной реформы образования, по решению Луначарского, стал с 24 мая 1923 года Томский практический политехнический институт, преобразуемый в образцовый Первый Сибирский политехнический техникум имени товарища Тимирязева.

В 1920-е гг. техникумам, как инструменту массовой подготовки техников и первичного (низового) управленческого персонала для заводов, фабрик и сельского хозяйства, придавалось исключительное значение, в техникумы спешно реорганизовывались технические институты (вузы) в губернских и областных центрах РСФСР. С 1930-го года в условиях индустриализации СССР начался бум создания техникумов практически во всех городах страны. Параллельно развивалась система начального профтехобразования в виде фабрично-заводских школ и училищ (по реформе 1970-х они будут называться профтехучилищами, СПТУ) подготовки рабочих с неполным или полным средним образованием.

В ссузах срок обучения составляет, как правило, 2-4 года в зависимости от специализации и начального уровня подготовки абитуриента (на базе среднего образования или неполной средней школы).

Система ссузов состоит из:

  • СПО — учреждений среднего профессионального образования: медицинское и ряд др. гуманитарно-культурных училищ (кроме СПТУ), технических лицеев (кроме лицеев на правах СПТУ), техникумов, колледжей.

Поступив на обучение, в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы (низший управленческий персонал — бригадиры, десятники, техники и даже мастера участков в цехе, — производственных и сельскохозяйственных предприятий). Это принципиально отличает выпускника ссуза от выпускника системы начального профтехобразования (ПТО, СПТУ), где даются только законченное среднее образование (в объёмах классической средней школы) и рабочая профессия, навыки работника, трудового персонала. Также обучающиеся в ссузе являются студентами, в отличие от учащихся в системе ПТО.

Студентам, обучающимся по востребованным специальностям для предприятия, иногда предоставляется дополнительная стипендия от предприятия, бесплатные обеды, а также возможна оплата прохождения производственной практики. Выпускники профильных техникумов/колледжей приходят на уже знакомые места работы, где они ранее проходили практику и в XXI веке являются или высококомпетентными рабочими, или управленцами-техниками.

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — это… Что такое СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ?

 СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ в Российской Федерации — готовят специалистов средней квалификации для работ в отраслях экономики, здравоохранения, культуры: техникумы (промышленные, горные, строительные, сельскохозяйственные и т. п.), училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, различные профессиональные колледжи и др.). Срок обучения на дневных отделениях для выпускников неполной средней школы 3-4 года (профессиональная подготовка сочетается с получением полного среднего образования), для окончивших среднюю школу — 1 1/2 — 3 года; на вечерних и заочных отделениях — на 1 год больше. В нач. 90-х гг. насчитывалось ок. 2,6 тыс. средних специальных учебных заведений с 2,27 млн. учащихся.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  • СРЕДНИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
  • СРЕДНИЙ ВОСТОК

Смотреть что такое «СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ» в других словарях:

  • Средние специальные учебные заведения

    — (см. Народное образование) раздел Среднее специальное образование. Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • средние специальные учебные заведения — средние специальные учебные заведения, см. раздел Среднее специальное образование в статье Народное образование … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • средние специальные учебные заведения — в Российской Федерации, готовят специалистов средней квалификации для работы в отраслях экономики, здравоохранения, культуры; техникумы (промышленные, горные, строительные, сельскохозяйственные и т. п.), училища (педагогические, медицинские,… … Энциклопедический словарь

  • Средние специальные учебные заведения — СССР, готовят кадры со средним специальным образованием (См. Среднее специальное образование) для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, различных отраслей культуры, здравоохранения организаторов труда… … Большая советская энциклопедия

  • Средние специальные учебные заведения — см. Средние профессиональные учебные заведения … Педагогический терминологический словарь

  • Средние специальные учебные заведения — (техникумы, уч ща, колледжи) готовят специалистов со ср. специальным образованием для разл. отраслей нар. х ва, здравоохранения, культуры, просвещения. С 1920 все С.С.У.З. стали называться техникумами. С 1937 в техникумах готовили… … Уральская историческая энциклопедия

  • СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — уч ща, техникумы, колледжи. Готовят специалистов со ср. спец. образованием для разл. отраслей нар. х ва, просвещения, здравоохранения, к ры и т.д. В Екат. формирование ССУЗ началось в сер. XIX в. В 1853 мин во финансов, в чьем ведении находились… … Екатеринбург (энциклопедия)

  • Средние специальные учебные заведения Екатеринбурга — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Екатеринбург В статье представлены действующие и закрытые учебные заведения среднего профессионального образования в Екатеринбурге. В список ССУЗов также вк … Википедия

  • Средние специальные учебные заведения Казани — Систему профессионального образования Казани составляют ряд учреждений среднего профессионального образования: 28 профессионально технических училищ, 15 техникумов и 10 средних специальных училищ. Казанская банковская школа колледж ЦБ РФ… … Википедия

  • Средние специальные учебные заведения Йошкар-Олы — Основная статья: Йошкар Ола Систему профессионального образования Йошкар Олы составляют ряд средних специальных учебных заведений (ССУЗ): 14 учреждений среднего профессионального образования (СПО) и 1 учреждение начального профессионального… … Википедия

среднее учебное заведение — это… Что такое среднее учебное заведение?

 среднее учебное заведение high school

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • среднее ухо
  • среднее число

Смотреть что такое «среднее учебное заведение» в других словарях:

  • Учебное заведение — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее образовательный процесс … Википедия

  • Среднее специальное учебное заведение — ССУЗ Среднее Специальное Учебное Заведение. Состоит из: НПО учреждений Начального профессионального образования СПО учреждений Среднего профессионального образования Поступив на обучение в среднее специальное учебное заведение,… … Википедия

  • среднее специальное учебное заведение (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) — – учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум предприятие (учреждение). Средние… … Словарь терминов по социальной статистике

  • среднее специальное учебное заведение (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) — – учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум предприятие (учреждение). Средние… … Социальная статистика. Словарь

  • Лицей (учебное заведение) — Лицей (др. греч. Λύκειον) учебное заведение. История лицеев В в XVIII XIX веках (до 1917) вид среднего и высшего учебного заведения, В конце XX XXI веке среднее учебное заведение, главная задача которого специализированная подготовка… … Википедия

  • Школа (учебное заведение) — Школьник в школьной форме (Пакистан) Медресе в Серекунде (Гамбия) Файл:Iran s school.jpg Иранская школа Школа (от греч … Википедия

  • Высшее учебное заведение — образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего… … Административное право. Словарь-справочник

  • общеобразовательное учебное заведение (какое) — ▲ учебное заведение для (чего), обучение, основа, знания школа общеобразовательное среднее учебное заведение. начальная школа. средняя школа. семилетка. десятилетка. колледж. коллеж. пансион. интернат. гимназия. прогимназия. корпус (кадетский… … Идеографический словарь русского языка

  • специализированное учебное заведение (какое) — ▲ учебное заведение для (чего), обучение, профессия училище специализированное среднее учебное заведение. техникум. политехникум. семинария уч. заведение для подготовки служителей религ. культа (духовная #). бурса. медресе. мектеб. хедер. курсы … Идеографический словарь русского языка

  • Среднее профессиональное образование — (СПО) средний уровень профессионального образования. Содержание 1 Среднее профессиональное образование в России … Википедия

  • ЗАВЕДЕНИЕ — ЗАВЕДЕНИЕ, я, ср. (устар.). Предприятие, учреждение. Торговое, промышленное з. • Учебное заведение учреждение, занимающееся обучением и воспитанием, дающее образование. Высшее, среднее, специальное учебное заведение. Такое заведение (здесь, у… … Толковый словарь Ожегова

уч-ща, техникумы, колледжи. Готовят специалистов со ср. спец. образованием для разл. отраслей нар. х-ва, просвещения, здравоохранения, к-ры и т.д. В Екат. формирование ССУЗ началось в сер. XIX в. В 1853 мин-во финансов, в чьем ведении находились з-ды, открыло 4-годичное Урал. горн. уч-ще, которое выделялось среди др. горн. уч-щ России высоким уровнем теоретической подготовки и до 1917 выпустило более 800 квалифицированных специалистов для з-дов, рудников, приисков. В нач. XX в. в г. открылось еще четыре ССУЗ: в 1902 — художественно-пром. шк. для подготовки худ.-рисовальщиков, гранильщиков, ювелиров; в 1912 — Екат. учительский ин-т для подготовки учителей высш. нач. уч-щ; в том же г. проведен набор в 1-й кл. Екат. духовной семинарии, которая начала действовать в полном составе с 1917; в 1916 на базе муз. кл. открылось муз. уч-ще. В эти ССУЗ, за исключением художественно-пром. шк. и муз. уч-ща, принимались только юноши, в учительский ин-т девушек допустили лишь в 1917. Ч. уч-ся обучалась платно. На 1910 действовала частная фельдшерская шк. 1 разряда Р.Н.Кленовой.

После Окт. рев-ции семинарию закрыли. В период Гражд. войны число ССУЗ и кол-во обучающихся в них сократилось. До кон. 1920-х ср. спец. образование в г. развивалось на базе дорев. учреждений. С 1920 все ССУЗ стали называться техникумами, с целью улучшения качества подготовки специалистов в 1921 нек-рые техникумы получили статус практ. ин-тов (просуществовали до 1924). В 1923 действовало семь ССУЗ: индустриально-техн., проф.-техн., пед., фельдшерское, акушерское, фармацевтическое, муз. (в 1928 после объединения — шесть). Форсированная индустриализация привела к быстрому росту ССУЗ, быстрее др. росла сеть индустриальных техникумов. В 1920-1930-х открылся строит. техникум, техникум ж/д трансп., трансп. стр-ва, экон.-технол., энергетический и др. Создаются новые -мед., пед. (в т.ч. для подготовки нац. кадров — татаро-башк.), художеств.-культ. уч-ща. Мн. ССУЗ неск. раз меняли профиль и назв. (см., например, Екат. художеств. уч-ще им. И.Д.Шадра). На становление содержания и методов обучения в техникумах оказала влияние конкретно-ист. обстановка в стране. Содержание и методы обучения находились под жестким парт.-гос. контролем. 19 сент. 1932 принимается спец. пост. ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высш. школе и техникумах». Обеспечение идеологического контроля над уч-ся шло через преподавание обществ.-полит. дисциплин. В уч. планах закреплялась обязательная производственная практика. В 1920-1930-е утвержден класс. принцип набора: приоритет получили дети раб.-крест. происхождения. Шла борьба за пролетаризацию техникумов: чистки по соц. признаку; наборы через рабфаки, курсы, по парт., комсомольской, профс. разнарядке; снижение требований к уч-ся из раб.-крест. среды, особенно к парт.; оказание мат. помощи. Хотя к кон. 1920 раб.-крест. прослойка среди уч-ся составляла уже 67,1 %, категория лиц, лишенных права получать высш. и ср.-спец. образование, расширялась за счет «классово чуждых элементов», раскулаченных, детей «врагов народа». В 1932 командировки-мобилизации на учебу были отменены, но политика регулирования соц. состава уч-ся сохранялась вплоть до нач. 1990-х. В предвоен. гг. проведена реорг-ция сети ССУЗ: вузы, не имевшие достаточной мат. базы, закрыты или преобр. в техникумы, число однопрофильных техникумов сокращено за счет их объединения, открыты новые. С 1937 специалистов нар. х-ва для здравоохранения, просвещения, к-ры готовили в техникумах и в уч-щах. В целом сеть ССУЗ стала в осн. соответствовать технико-экон. и культ. потребностям региона. За гг. войны кол-во техникумов и число уч-ся в них сократилось незначительно. Вместо закрываемых открывались новые с учетом потребностей воен. времени. В 1942 начал работу Урал. политехникум. Ч. уч. заведений передана под госпитали, эвакуированные учреждения. Уч-ся работали на оборонных пр-тиях, убирали урожай, дежурили в госпиталях, проходили воен. всеобуч. Сроки обучения были сокращены, уплотнена раб. нед., сокращены каникулы и сессии, пересмотрены уч. планы. В 1946 в г. работало 21 ССУЗ, семь спец. уч-щ и семь спец. шк. В 1950-1960-е создаются ССУЗ нового профиля для подготовки специалистов в обл. хим. промышленности, торговли, права, бытового обслуживания и т.д., особенно быстро развиваются формы вечернего и заочного обучения. Открыт радиотехникум им. А.С.Попова (1951), техникум хим. маш-ния, обл. уч-ще к-ры (1957), уч-ща, готовящие закройщиков, парикмахеров-модельеров и т.д. В 1970-1980-е работало 32 ССУЗ, в 1990 — 33 (открыто пед. уч-ще). В 1960-1980-е созд. совр. мат.-техн. база ССУЗ: построены новые и расширены старые уч. корпуса, общежития, спорт. комплексы, базы отдыха, жилье для пед. Уровень проф. подготовки улучшался за счет связи уч. процесса с производством, увеличения числа дипломных проектов, внедренных в производство, творческой работы пед. и повышения их квалификации (в 1986 при УрГУ открыт ф-т повышения квалификации преподавателей ССУЗ). Полит. и экон. изменения в СССР и России во второй пол. 1980-х — нач. 1990-х противоречиво отразились на системе ср. спец. образования: повсеместное закрытие вечерних отд-ний и сокращение заочных, сокращение специальностей на дневных отд-ниях и производственной практики, передача в аренду или продажа уч.-производственных помещений и общежитий. В 1990-е при сокращающемся числе обучающихся число ССУЗ начинает возрастать за счет открытия новых уч. заведений, ф-тов при вузах, негос. уч. заведений. С 1991 техникумы и уч-ща стали преобразовываться в колледжи, открыты новые специальности с учетом потребностей региона, слияния однопрофильных уч. заведений (муз.-пед. уч-ще и пед. уч-ще 2). В 1998 в г. работало 36 ССУЗ (в т.ч. 15 колледжей, одно вечернее, два негос.), в к-рых обучалось 36 956 уч-ся (в т.ч. на дневном отд-нии — 22 885, вечернем — 2705, заочном — 11 366) по 129 специальностям.

Л.Я. Баранова, А.М. Сафронова

Сузы — это… Что такое Сузы?

Координаты: 32° с. ш. 48° в. д. / 32.18922° с. ш. 48.257785° в. д. (G) (O)32.18922, 48.257785

Эламское государство (выделено красным) и соседние территории

Сузы, вид с французской крепости Гришмана на гробницу пророка Даниила Нинхурзаг и дерево жизни, Сузы

Су́зы (перс. شوش‎ — Šuš, ивр. שושן‎ Шушан) — один из самых древних городов мира, основанный по оценкам около 4000 г. до н. э., первые следы обитания датируются 7000 г. до н. э. Расположен на территории современной провинции Хузестан в Иране. Керамика с рисунками, найденная при раскопках, датируется 5000 г. до н. э. В V веке до н. э. — богатая столица Сузианы, резиденция первоначально эламских, затем персидских царей (Ахеменидов).

Древний дворец эламских царей был построен на искусственном холме. Дарий I нашёл его слишком тесным для себя и перестроил по своему вкусу; при Артаксерксе I он сгорел, а лет сто спустя, при Артаксерксе II, отстроен заново. Сузы лежали в долине между притоками Тигра Хоаспом и Эвлеем и получили своё название на эламском (Сусан или Шушун) от множества лилий, которыми изобиловала эта местность.

История

Элам

Колонна из Суз

В истории Сузы получили известность как столица государства Элам. Город упоминается в ранних шумерских документах. В сочинении Энмеркар и Правитель Аратты говорится, что город посвящён божеству Инанна, покровительнице Урука.

Сузы неоднократно упоминается в Ветхом Завете, преимущественно в разделе Ктувим (Писания), а также в книгах Есфирь, Неемии и Книге пророка Даниила. Пророки Даниил и Неемия жили в Сузах во время Вавилонского пленения в VI веке до н. э.. В Сузах Есфирь стала царицей и смогла спасти евреев от геноцида. В местности под названием Шуш-Даниэль находится могила пророка Даниила, отмеченная необычным камнем, который не добывается в данной местности.

Позднее Сузы упоминатся в Книге Юбилеев (8:21 & 9:2) как место, где царил Шем и его старший сын Элам, Сусан упоминается в 8:1 как сын (или дочь) Элама.

Царь Аккада Саргон Аккадский включил Сузы (Шушан) в Аккадскую Империю — по оценкам, это произошло в 2330 году до н. э. В 2240 году до н. э. город был провинциальной столицей в Аккаде, пока правитель Элама Кутик-Иншушинак (Пузур-Иншушинак) не поднял восстания, освободив Сузы.

В новошумерскую эпоху Сузы были снова заняты третьей династией Ура, в 2004 году до н. э. эламский царь Киндатту разгромил Ур и сделал Сузы своей столицей.

В 1175 году до н. э. эламиты во главе с царём Шутрук-Наххунте доставили в Сузы трофейную вавилонскую стелу с законами царя Хаммурапи, которая была найдена в 1901 году. Вавилонский царь Навуходоносор I через 50 лет в отместку разграбил Сузы.

Ассирия

В 668 году до н. э. состоялась Битва при Сузах, в которой царь Ашурбанипал победил эламитов. Город был полностью разграблен и сожжён. Сохранились надписи и стелы Ашурбанипала, в которых он похваляется победам и опустошениям. Государство Элам через 10 лет прекратило своё существование.

Кир Великий занял город в 538 году до н. э. Сын Кира Камбиз II перенёс свою столицу в Сузы.

В 331 году до н. э. Александр Македонский ликвидировал Персидскую Империю, город потерял своё значение.

Парфия и Сасаниды

Парфяне, получив через сотню лет независимость от Селевкидов, сделали Сузы своей столицей (второй столицей был Ктесифон). Римляне пять раз занимали Ктесифон, тогда резиденция парфянских и сасанидских царей перемещалась в Сузы. Обычно Сузы были зимней столицей, а летом столица перемещалась в Ктесифон.

В 116 году римский император Траян занял Сузы, но не смог удержать город по причине беспорядков в самой римской империи.

Исламская эпоха

Второй раз город был разрушен мусульманами в 638 году. Третий раз в 1218 году город полностью разрушили монголы. После этого старый город был практически покинут.

Современный период

Археологическая зона пострадала от нелегальных раскопок и хозяйственной деятельности местных властей

Сузы (Шуш) сейчас — город с населением около 65 тыс. человек (на 2005 год), в котором живут мусульмане-шииты и персидские евреи — община пророка Даниила.

Примечания

  1. «По окончании сих дней, сделал царь для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского. Белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, на серебряных кольцах и мраморных столбах. Золотые и серебряные ложа на помосте, устланном камнями зелёного цвета и мрамором, и перламутром, и камнями чёрного цвета. Напитки подаваемы в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя» (Книга Есфирь 1:5-8).
  2. Ancientworlds.net news

Что такое незаконченное и неполное высшее образование?

Незаконченным или неполным высшим образованием считается уровень образования, при котором студент не завершил программу обучения в вузе.

Список документов, подтверждающих факт незавершения обучения, зависит от года его завершения. В настоящее время студенту, не завершившему обучение, вуз выдаст справку.

1. Документы, выдаваемые при незаконченном и неполном высшем образовании до 24.10.2007

Согласно ранее действовавшему законодательству о высшем и послевузовском профессиональном образовании лица, которые не завершили образование по основной образовательной программе высшего профессионального образования до 24.10.2007, могли получить один из следующих документов:

— диплом о неполном высшем образовании. Его выдавали лицам, успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения);

— академическую справку о незаконченном высшем профессиональном образовании. Ее выдавали лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования.

В академической справке указывались: период обучения, сведения о сданных зачетах, промежуточных и итоговых экзаменах, о пройденной практике (Приложение N 6 к Постановлению Госкомвуза России от 30.11.1994 N 9).

Для получения этих документов необходимо было обратиться в учебное учреждение, в котором проводилось обучение.

При предъявлении работником диплома о неполном высшем образовании работодатель вносил в сведения о работнике, указываемые на первой странице трудовой книжки, запись о неполном высшем образовании, так как обучение не продолжалось, а было прервано (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Работнику с академической справкой работодатель делал в трудовой книжке отметку о незаконченном высшем образовании, поскольку гражданин был вправе продолжать обучение в образовательном учреждении (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

2. Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 27.10.2007 до 01.09.2013

В октябре 2007 г. понятия незаконченного и неполного высшего образования были упразднены.

Все лица независимо от срока обучения и количества сданных промежуточных аттестаций, не завершившие освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, с 27.10.2007 до 01.09.2013 могли получить только академическую справку.

В период с 27.10.2007 до 01.09.2013 до получения диплома о высшем образовании при поступлении на работу в трудовой книжке работника делалась запись о незаконченном высшем профессиональном образовании (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

3. Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 01.09.2013

С 01.09.2013 высшие образовательные учреждения вместо академических справок выдают справки об обучении или о периоде обучения следующим лицам (ч. 12 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

— не прошедшим итоговую аттестацию;

— получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты;

— освоившим часть образовательной программы;

— отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Эти справки выдаются по образцу, который устанавливает организация, ведущая образовательную деятельность (ч. 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 30.01.2020

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Поделиться:

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.
См. также сравнительный анализ старого и нового законов об образовании, подготовленный экспертами компании «Гарант».

Дата актуализации раздела — 05 марта 2014 г.

К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено законом.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Виды специальных учебных заведений:

  • техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
  • колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджета является общедоступным, за исключением следующих случаев:

  • при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания;
  • если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству РФ, Порядку приема, утвержденному Минобрнауки, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе образовательного учреждения. Правила приема иностранных граждан включаются самостоятельным разделом в ежегодные правила приема.

До начала приема документов приемная комиссия образовательного учреждения среднего профессионального образования определяет и объявляет информацию для поступающих.

Не позднее 1 марта объявляются:

  • правила приема в образовательную организацию;
  • порядок приема в образовательную организацию для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • перечень специальностей, по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности с выделением форм получения образования — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат;
  • требования к уровню образования, которое необходимо для поступления — основное общее или среднее (полное) общее образование;
  • перечень вступительных испытаний;
  • информацию о формах проведения вступительных испытаний;
  • информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов в электронно-цифровой форме;
  • особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Не позднее 1 июня:

  • общее количество мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество мест по каждой специальности по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
  • информацию о наличии общежития и количестве мест в общежитиях для иногородних поступающих;
  • образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

Не позднее 20 июня начинается прием документов на первый курс.

По результатам вступительного испытания на следующий день после объявления оценки поступающий имеет право подать письменное апелляционное заявление о нарушении установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его результатами (далее — апелляция). Апелляция подается поступающим лично на следующий день после объявления оценки по вступительному испытанию. При этом поступающий имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой в порядке, установленном образовательным учреждением.

Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных испытаний приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования создается апелляционная комиссия. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать на рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей). При подаче апелляции, а также в случае присутствия при рассмотрении апелляции поступающий должен иметь документ, удостоверяющий его личность.

После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке результата сдачи вступительного испытания. В случае необходимости изменения оценки составляется протокол решения апелляционной комиссии, в соответствии с которым вносится изменение оценки в экзаменационную работу поступающего, его экзаменационный лист и экзаменационную ведомость. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления с этим решением удостоверяется подписью поступающего. Выписка из протокола решения апелляционной комиссии хранится в личном деле поступающего.

Среднее специальное учебное заведение вправе, в пределах численности обучающихся, установленной лицензией, осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством РФ о труде и образовании.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Итоговая государственная аттестация выпускников средних специальных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Лицу, отчисленному из среднего специального учебного заведения либо не прошедшему государственную (итоговую) аттестацию или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка, отражающая объем и содержание полученного образования.

Используемые сокращения:

Федеральный закон № 273-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Порядок № 464 — Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 (зарегистрирован Минюстом России 30 июля 2013 г., регистрационный № 29200), с изменениями, внесенным приказами Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 31 (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2014 г., регистрационный № 31539) и от 15 декабря 2014 г. № 1580 (зарегистрирован Минюстом России 15 января 2015 г., регистрационный № 35545);

Порядок приема — Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. № 36;

СПО — среднее профессиональное образование;

ОП — образовательные программы.

1. Возможно ли осуществить прием поступающего, имеющего среднее общее образование, на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования за счет средств бюджета? Не возникнет ли в данном случае ситуации получения среднего общего образования во второй раз?

Согласно статье 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих.

Согласно части 2 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению ОП СПО допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Прием обучающихся осуществляется на обучение по соответствующей ОП СПО, отдельно программа среднего общего образования в данном случае не реализуется (часть 3 статьи 68 Федерального закона № 273-Ф3), поэтому нельзя говорить, что лицо получает образование соответствующего уровня повторно и есть основание для отказа в приеме на обучение в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ.

Таким образом, законодательство об образовании не содержит ограничений по приему на обучение по ОП СПО на базе основного общего образования для лиц, имеющих среднее общее образование. Данные лица поступают на общих основаниях и, в случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет соответствующих бюджетов, прием на обучение осуществляется на основе результатов освоения поступающим именно ОП основного общего образования, указанных в аттестате об основном общем образовании.

Впоследствии студенту в соответствии с пунктами 3 и 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ могут быть зачтены результаты освоения учебных предметов, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО, на основании его аттестата о среднем общем образовании, а также установлен индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение ОП СПО на основе индивидуализации содержания исходя из полученного обучающимся среднего общего образования.

2. Возможно ли принять выпускника 11 класса общеобразовательной организации, получившего аттестат о среднем общем образовании, на второй курс колледжа, на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена, прием на которую осуществлялся на базе основного общего образования?

Согласно статье 55 Федерального закона № 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих. Прием проводится для освоения всей ОП в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, в части требований к сроку освоения ОП.

Прием на обучение по ОП СПО осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закона № 27Э-ФЗ и Порядком приема. В соответствии с пунктом 20 Порядка приема предусматривается прием документов на поступление только на первый курс, прием на второй и последующие курсы законодательством об образовании не предусмотрен.

Таким образом, законодательство об образовании не предусматривает возможность осуществления приема на второй и последующие курсы для обучения по ОП СПО. Прием осуществляется на первый курс, однако впоследствии обучающемуся в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-Ф3 может быть установлен индивидуальный учебный план,предусматривающий ускоренное обучение, в пределах осваиваемой ОП СПО в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

3. Применяются ли льготы при приеме на обучения по ОП СПО на основе результатов освоения поступающими программы основного общего или среднего общего образования?

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона № 273-Ф3 в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами СПО, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, за исключением приема на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств (часть 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ).

В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании (часть 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ).

Каких-либо специальных льгот при приеме на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования Федеральный закон № 273-Ф3 и Правила приема не предусматривают, следовательно, все категории обучающихся принимаются на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в общем порядке.

4. Возможен ли прием на обучение за счет бюджета по программе среднего профессионального образования (программе подготовки специалистов среднего звена) поступающего, который уже имеет среднее профессиональное образования, но полученное ранее за плату?

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 273-Ф3 в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность СПО в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Законодательство не связывает право на бесплатное получение образования с тем фактом, что первое образование данного уровня должно в обязательном порядке быть получено за счет бюджетных средств (т.е. бесплатно для обучающегося).

Следует отметить, что аналогичная норма, имевшаяся в ранее действовавшем Законе Российской Федерации «Об образовании», была предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В своем определении от 5 октября 2001 г. № 187-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что норма о том, что бесплатно образование соответствующего уровня (в данном определении речь шла о высшем образовании) может быть получено только впервые, независимо от того, на какой основе (платно или бесплатно) было получено образование данного уровня в первый раз, не может рассматриваться как ограничение конституционных прав граждан на образование.

Таким образом, профессиональная образовательная организация не вправе принять на бесплатное обучение за счет средств соответствующего бюджета лицо, уже имеющее СПО вне зависимости от того, получено ли оно за плату или бесплатно.

5. На специальность среднего профессионального образования подано больше заявлений, чем профессиональной образовательной организации установлено контрольных цифр приема. Возможно ли осуществлять прием сверх контрольных цифр приема на основании договора оказания платных образовательных услуг?

Согласно частью 1 статьи 100 Федерального закона № 27Э-ФЗ число обучающихся по ОП СПО за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по соответствующим профессиям, специальностям, которые распределяются по результатам публичного конкурса.

Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательной организацией при приеме на обучение по ОП СПО учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании. Лица, результаты получения общего образования которых оказались хуже, чем у других абитуриентов, и которые оказались за пределами установленных контрольных цифр приема, могут либо выбирать иные образовательные организации, профессии или специальности, либо поступить на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц по договору оказания платных образовательных услуг, если такие платные образовательные услуги оказывает соответствующая образовательная организация.

Право образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях прямо предусматривается частью 3 статьи 101 Федерального закона № 273-ФЗ.

Таким образом, образовательные организации вправе осуществлять прием на обучение по ОП СПО сверх установленных контрольных цифр приема на основании договора оказания платных образовательных услуг.

6. Возможно ли осуществлять прием на программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования по заочной форме?

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 27Э-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (части 3 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ).

7. В профессиональной образовательной организации сформирована группа студентов по ОП СПО в количестве 25 человек в соответствии с контрольными цифрами приема, однако поступающих было больше. Возможно ли добавить в эту группу 5-6 человек, желающих обучаться платно?

В соответствии с пунктом 29 Порядка № 464, численность обучающихся в учебной группе составляет не более 25 человек.

Таким образом, формирование группы численностью более 25 человек противоречит законодательству об образовании.

8. Можно ли зачислить в порядке перевода на первый курс профессиональной образовательной организации для обучения по программе подготовки специалистов среднего звена студента первого курса вуза по программе бакалавриата?

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона № 273-Ф3 среднее профессиональное образование и высшее образование — бакалавриат являются разными уровнями профессионального образования.

Законодательство об образовании не предусматривает перевода студентов с ОП одного уровня на ОП другого уровня образования. Таким образом, перевод студента первого курса образовательной организации высшего образования по программе бакалавриата на первый курс профессиональной образовательной организации по ОП СПО невозможен. Поступление для обучения по ОП СПО лиц, ранее обучавшихся по программам высшего образования, но не завершивших обучение, осуществляется в общем порядке, с учетом результатов освоения образовательной программы среднего общего образования, если численность поступающих превышает количество контрольных цифр приема за счет средств бюджетных ассигнований.

9. Каким образом осуществляется прием на обучение по ОП СПО на основе вступительных испытаний? Означает ли проведение вступительных испытаний прием на конкурсной основе по результатам прохождения указанных испытаний?

Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ при приеме на обучение по ОП СПО по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания. Перечень специальностей СПО, по которым могут проводиться вступительные испытания при приеме на обучение, установлены пунктом 29 Порядка приема.

Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема — локальном нормативном акте профессиональной образовательной организации. Вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.

Законодательство об образовании не предусматривает оценивание результатов вступительных испытаний в баллах или в иной дифференцированной форме. Результатом проведения вступительных испытаний может быть только их прохождение либо непрохождение.

При этом, если численность поступающих, прошедших вступительные испытания, превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета, образовательная организация учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

10. Учитываются ли при переходе с платного обучения на бесплатное обучение бюджетные места, которые заняты студентами, находящимися в академическом отпуске?

Согласно пункту 3 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 443, количество вакантных бюджетных мест определяется образовательной организацией как разница между контрольными цифрами соответствующего года приема (количество мест приема на первый год обучения) и фактическим количеством обучающихся в образовательной организации по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе не менее двух раз в год (по окончании семестра).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на академический отпуск в соответствии с Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2013 г. № 455 (далее — Порядок № 455). Согласно пункту 6 Порядка № 455 обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.

Однако в период нахождения в академическом отпуске лицо не утрачивает своего статуса обучающегося. В соответствии с абзацем 14 подраздела 2.1.2 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № СПО-1, утвержденных приказом Приказ Росстата от 21 августа 2014г. № 529

«Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций», студенты, находящиеся в академическом отпуске, учитываются по тому курсу, на котором они числятся приказом по образовательной организации.

Следовательно, находясь в академическом отпуске, гражданин является обучающимся и за ним сохраняется то бюджетное место, которое было за ним закреплено при поступлении и (или) дальнейшем обучении в образовательной организации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Порядка № 455 академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Иными словами, обучающийся может в любой момент до окончания периода предоставления академического отпуска его прервать и продолжить освоение образовательной программы.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, бюджетное место, закрепленное за обучающимся, находящимся в академическом отпуске, не является вакантным и не может учитываться в целях реализации права лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, на переход с платного обучения на бесплатное.

11. Является ли отчисление из профессиональной образовательной организации за академическую неуспеваемость видом дисциплинарного взыскания? Нужно ли применять порядок, предусмотренный для дисциплинарных взысканий?

Академическая задолженность возникает при неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или при непрохождении промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (часть 2 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в порядке, предусмотренном Федеральным законом и локальными нормативными актами образовательной организации.

Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (часть 11 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана рассматривается согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона № 273-ФЗ как самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, наряду с применением к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания. Последнее основание применяется согласно части 4 статьи 43 Федерального закона № 273-Ф3 за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Таким образом, наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Отчисление по такому основанию не требует соблюдения процедуры применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания, предусмотренной статьей 43 Федерального закона № 273-Ф3 и Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. №185.

12. Каким образом производится отчисление несовершеннолетних студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, следует ли привлекать комиссию по делам несовершеннолетних?

Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1) в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания,

2) случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана,

3) в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.

За неоднократное неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся, согласно частям 4 и 8 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ, может быть применена такая мера дисциплинарного взыскания как отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Если обучающийся является несовершеннолетним, то его отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав необходимо при отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования. Таким образом, при отчислении студента, получавшего среднее профессиональное образование, согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не требуется (студент по ОП СПО в любом случае уже имеет основное общее образование).

Образовательная организация незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

Невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана как основание для прекращения образовательных отношений с обучающимся предусмотрено частью 11 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ. Согласно данной норме обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

При этом, следует подчеркнуть, что несмотря на тот факт, что студент получал СПО с одновременным получением среднего общего образования, он является обучающимся только по основной профессиональной образовательной программе, поскольку среднее общее образование он получал в пределах соответствующей ОП СПО, и не может рассматриваться как обучающийся по ОП среднего общего образования.

Исключение из общих правил составляет отчисление из образовательной организации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не получили общего образования, в том числе, не имеющих среднего общего образования. Согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» такое отчисление возможно только с согласия органов опеки и попечительства.

Вопрос: Поясните, пожалуйста, отличия среднего профессионального образования, которое направлено на подготовку рабочих и служащих на базе имеющегося образования не ниже основного общего или среднего общего образования, от профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. (Светлана Иванова)

Ответ:
Согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование – это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку 1) квалифицированных рабочих и служащих 2) специалистов среднего звена. Для этого предусмотрены (ст. 12) два вида образовательных программ среднего профессионального образования –1) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;2) программы подготовки специалистов среднего звена.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение предполагает приобретение необходимой компетенции, но не сопровождается изменением уровня образования.
Программы профессионального обучения разрабатываются на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов). В настоящее время приказами Минтруда России утверждено более 180 профессиональных стандартов.
Согласно ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лица, осваивающие программы среднего профессионального образования, являются студентами, а лица, осваивающие программы профессионального обучения – слушатели.
Разница в правовом статусе среднего профессионального образования и профессионального обучения проявляется также в том, что согласно ст. 60
получение среднего профессионального образования подтверждается документом об образовании — дипломом о среднем профессиональном образовании, в то время как по итогам освоения программ профессионального обучения выдается документ о квалификации, который подтверждаетприсвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Тем самым профессиональное обучение по своим юридическим характеристикам ближе к дополнительному профессиональному образованию, поскольку не сопровождается изменением уровня образования.Более того, профессиональное обучение осуществляется по следующим программам: 1) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, 2) программы переподготовки рабочих, служащих, 3) программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Профессиональное обучение может осуществляться лишь по тем профессиям рабочих и должностей служащих, которые указаны в приказеМинобрнауки России от 02.07.2013 N 513″Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
Таким образом, среднее профессиональное образование – это уровень профессионального образования, а профессиональное обучение – самостоятельный вид образования, не относящийся ни к профессиональному образованию, ни к дополнительному образованию.

Образование среднее профессиональное это какое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *