Обращение с отходами

Что такое «обращение с отходами»

Основным законодательным актом, посвященным регулированию обращения отходов, является Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления». Кроме того, нормы, посвященные обращению с отходами, содержатся в Федеральном законе № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (ст. 48, 51, 65), еще в свыше 10 законах и бесчисленных подзаконных актах.

За нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрено привлечение к административной ответственности по ст. 8.2, 8.5, 8.6, 14.26 и другим КоАП РФ, или к уголовной ответственности по ст. 247 УК РФ.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с абзацем четвертым ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. в редакции, действовавшей до 30.06.2009 г., «обращение с отходами — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов» (курсивом выделены цитаты из законов).

Федеральным законом № 309-ФЗ от 30.12.2008 г. «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. внесены изменения и дополнения, касающиеся, в частности, самого определения «обращение с отходами» и видов такой деятельности, согласно которым под «обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению (в т.ч. хранению и захоронению) отходов».

С 30.06.2009 г. в Федеральном законе № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. образование отходов как стадия обращения с отходами отсутствует.

Следовательно, осуществление деятельности, в процессе которой образуются отходы, с 30.06.2009 г. не является обращением с отходами.

Логический анализ норм ст. 1, раскрывающий значение терминов «сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение, хранение и захоронение отходов», позволяет сделать вывод, что указанные действия являются последовательными этапами профессиональной деятельности по обращению с отходами. Например, «сбор отходов — прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов», а «накопление» не может следовать до «сбора», в т.ч. и потому, что это «временное складирование отходов… в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования», а не сбора.

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. содержит:

  • общие требования в отношении отходов (ст.ст. 4, 10);
  • требования в отношении «образования отходов» (ст.ст. 13.1, 14, 18);
  • обязанности при «обращении с отходами», чему посвящены практически все остальные нормы закона.

Из указанных норм следует, что на субъекта, не осуществляющего профессиональную деятельность по обращению с отходами, практически не распространяется действие Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. и ряда других.

В тоже время, обязанности в области охраны окружающей среды возлагаются на субъектов и вне связи с обращением с отходами, например, ст.ст. 14, 22, 25, 30 и другие Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха».

Следует заметить, что Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. непоследователен в применяемой терминологии, что отчасти связано с недостаточной юридической техникой при внесении в него изменений:

  • в наименовании статей 14, 18 говорится об «обращении с отходами», хотя сами статьи посвящены исключительно регулированию деятельности при их образовании;
  • ст. 19, регулирующая деятельность в области обращении с отходами, обязывает субъектов вести учет образования отходов, в т.ч. «полученных от других лиц»;
  • «накопление», являясь одним из этапов обращения с отходами, не подпадает под перечень лицензируемых видов деятельности в ст. 9. Сам же перечень пересмотрен Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», по которому лицензируется исключительно «обезвреживание и размещение отходов», поэтому является неактуальным.

Указанная позиция нашла отражение в некоторых судебных актах, в т.ч. в Постановлении Президиума ВАС РФ № 14561/08 от 17.03.2009 г., Определении ВАС РФ № ВАС-18098/13 от 16.01.2014 г. и Постановлении 14 Арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 г. по делу № А66-6150/2013.

К сожалению, до настоящего времени Росприроднадзор не воспринял указанной судебной практики и продолжает незаконно привлекать юридические лица и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Кроме указанных казусов, незаконная практика Росприроднадзора включает:

  • рассмотрение административных дел при не подведомственности;
  • определение класса опасности отходов;
  • привлечение к ответственности за отсутствие/недостоверные сведения в расчете платы;
  • привлечение к ответственности юридических лиц

и другие, планируемые к публикации.

Основные изменения в 2018 — 2019 годах в работе с отходами:

Лицензирование обращения с опасными отходами в 2018 — 2019 годах.

С 05 января 2019 года начали действовать положения, внесённые ФЗ от 25 декабря 2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Главные тезисы нормативно-правого акта:

  • До 01 января 2022 года Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не применять положения о региональном операторе;
  • Если конкурс на выбор регионального оператора не состоялся, а орган исполнительной власти не реализовал право на выбор регионального оператора без конкурса, то субъект РФ вправе до 01 января 2020 года не применять положения законодательства о региональном операторе;
  • До 01 января 2023 г. объекты размещения отходов, введенные в эксплуатацию до 01 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством РФ, могут быть использованы для размещения отходов (с включением органом исполнительной власти субъекта РФ в специальный перечень). Лицензия для таких полигонов не требуется. Размещать отходы можно, даже если полигон не внесен в ГРОРО.

Так же в 2018 году были внесены следующие изменения:

  • С 1 января заработали новые нормы порядка обращения с отходами производства, потребления и твердыми коммунальными отходами (ТКО);
  • Изменен порядок расчета экологического сбора;
  • Введены новые нормы расчета и внесения ПНВОС (платы за негативное воздействие на ОС);
  • ПНВОС при размещении ТКО в 2016 — 2017 г. не будет исчисляться и взиматься.
  • Производители, не исполняющие нормативы утилизации товаров или упаковки, заплатят экологический сбор. Средства пойдут на организацию перерабатывающих мощностей. Это коснется и упаковки, ввезенной из стран ЕАЭС.

Мы ценим время своих клиентов, ваше участие сведено к минимуму!

Позвонить специалисту:

8 (499) 649-16-55, доб. 29-503

+7 (916) 363-99-55

info@lawsphere.ru

Проконсультируйтесь не отрываясь от дел
Переписка через WhatsApp / Viber:

Лицензирование обращения с опасными отходами в 2019 году.

  1. Изменено определение сбора отходов, что повлекло необходимость переоформления лицензий ряду предприятий.
  2. Возможность получить лицензию на группу отходов, а не на отдельный тип отходов.
  3. В каждом субъекте РФ теперь можно выбрать сразу несколько операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Срок работы с каждым оператором не может превышать 10 лет.

На какие виды деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности выдают лицензии в 2019 году

Обращаем ваше внимание, что «01» января 2018 году вступили в силу поправки в ФЗ № 89, внёсшие новые определения некоторых понятий, что существенно повлияло на состав видов работ, выполняемых при включении каждого пункта в бланк лицензии Росприроднадзора. По этой причине мы приводим не только перечень видов лицензируемой деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности, но и их законные определения.

  1. Сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Данное определение ограничило число лиц, имеющих право на его включение в лицензию.
  2. Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
  3. Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации. Данный пункт включает сортировку, разборку и очистку.
  4. Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  5. Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. При это если процесс сжигания происходит для выработки тепла, то деятельность не относится в категории обезвреживания отходов.
  6. Размещение отходов — хранение и захоронение отходов. Захоронение отходов возможно на срок не превышающий 11 месяцев.

Лицензия на обращение с отходами (I-IV класс опасности) | Получение и переоформление

На данный момент наша компания не оказывает данную услугу. Приносим извинения.

Лицензия деятельность по обращению с отходами – документ выдаваемый Росприроднадзором, разрешающий сбор, использование, обезвреживание и размещение опасных отходов I-IV классов опасности, действующий на всей территории РФ. Срок действия лицензии на обращение с отходами — бессрочно.

Срок разработки: от 30 дней

Срок согласования: от 30 дней

Стоимость: индивидуально

Срок действия: бессрочно

Опасные отходы — вещества обладающие опасными свойствами или содержащие возбудители инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Согласно ФЗ-99 от 04.05.2011г. «О лицензируемых видах деятельности», лицензию необходимо получать на осуществлении следующих действий с отходами I – IV классов опасности: сбор, использование, обезвреживание, размещение, утилизация, транспортирование. Для оценки опасности отходов Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 511 от 15.06.2001 г. установлены методы расчета опасности и 5 классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высоко опасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — мало опасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.

Какие лицензии на обращении с опасными отходами можно получить:

Оформление лицензии на обращение с опасными отходами осуществляется на 6 основных видах деятельности I-IV (на V класс опасности лицензия не требуется) :

Было

Стало

(с 1 июля 2015)

Переоформить
Не требовалась лицензия Сбор отходов (I-IV)

Требуется лицензия

Сбор отходов (I-IV) до 1 июля 2016 года
(по старым требованиям: до 1 января 2016 года )
Транспортирование отходов (I-IV) Транспортирование отходов (I-IV)
Обработка отходов (I-IV) Обработка отходов (I-IV)
Утилизация отходов (I-IV) Утилизация отходов (I-IV)
Требовалась лицензия Обезвреживание отходов (I-IV) Обезвреживание отходов (I-IV) до 1 января 2019 года
Размещение отходов (I-IV) Размещение отходов (I-IV)
Не требовалась лицензия Накоплению отходов I-IV класса опасности Не требуется лицензия Накоплению отходов I-IV класса опасности
Деятельность по обращению с отходами V класса опасности Деятельность по обращению с отходами V класса опасности

В соответствии с законодательство все данные лицензии являются бессрочными при соблюдении определенных требований. При не соблюдении установленных требований, а также в случае изменения законодательства, лицензию необходимо переоформлять.

ВАЖНО: 9 августа 2016 года вступил в силу Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утв. Приказом Минприроды РФ № 379 от 01.07.2016.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор).

Не требуется лицензия на обращение с опасными отходами на следующие виды деятельности:

  • Деятельность по накоплению отходов I-IV класса опасности;
  • Деятельность по обращению с отходами V класса опасности.

Выступая на совещании, заместитель Председателя Правительства Александр Геннадиевич Хлопонин подчеркнул, что, создавая отрасль по обращению с отходами, органы власти не должны разрабатывать регламенты, которые отталкивают участников рынка или загоняют их в бюрократический тупик. По словам вице-премьера, в Правительство за последние месяцы поступили многочисленные письма от представителей бизнеса и отраслевых союзов, в которых они обращали внимание на сложности в процедуре лицензирования, её недостаточную урегулированность. В частности, затянуто по времени включение новых видов отходов в федеральный классификационный каталог.

Основные изменения с 1 июля 2015 года

Пунктами «а»и «б» ч.2 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 203-ФЗ предусматривается, что лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), имеющие данные лицензии, вправе до этой этой даты переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

ЮЛ и ИП, осуществляющие сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на осуществление этих видов деятельности до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности без новой лицензии не допускается.

Предыстория: ранее п. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458 предусматривал, что лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до вступления в силу поправок от 29.06.2015, действуют до 30 июля 2015 года. Но в связи с тем, что ФЗ от 29.06.2015 N 203 вступил в силу с момента официального опубликования, которое состоялось 30 июня 2015, огромное количество природопользователей смогло избежать ситуации, когда все действующие ранее лицензии «попросту» стали недействительны.

Стоит отметить, что ФЗ от 29.06.2015 N 203 имеет более гибкий подход к лицензированию деятельности по обращению с отходами, чем изначальный ФЗ от 29.12.2014 N 458. Но даже более гибкий подход не сможет помочь решить все сложности с переоформлением лицензии, в особенности, нехватку времени. А это значит, что будут продлевать сроки, но не стоит «расслабляться».

ВАЖНО: 16.10.2015 Росприроднадзор разъяснил некоторые вопросы по получению лицензии на деятельность по обращению с отходами. <Письмо> Росприроднадзора № АС-03-03-36/18448 от 16.10.2015 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».

Помимо изменений в лицензировании ФЗ от 29.06.2015 N 203 содержит и иные поправки к ФЗ от 29.12.2014 N 458, а именно:

1. Было устранено противоречие между ФЗ N 458 и Федеральным законом от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» в отношении горных выработок.

При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок. Соответствующие виды отходов не включаются в лимиты на размещение отходов.

Применительно к обращению отходами требования в отношении их захоронения заменяется требоавниями к размещению, то есть определенные требования распространяются и на хранение отходов.

2. Были уточнены некоторые положения в ФЗ от 23.11.1995 N 174 «Об экологической экспертизе», а именно:

а) наименование государственного экологического надзора;
б) объекты государственной экологической экспертизы.

Перечень необходимой документации

Список необходимых документов и информации для каждого вида деятельности может отличаться. В данном перечне представлены основные документы:

  1. Устав организации
  2. Свидетельство о государственной регистрации
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции ИНН
  4. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
  5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО
  6. Документы на право владения (аренды) землей, помещения (договоры, свидетельства)
  7. Договоры на теплоснабжение
  8. Договоры на энергоснабжение
  9. Договоры на водоснабжение
  10. Договоры на обращение с отходами
  11. Договор на проведение дератизации помещений
  12. Приказ о назначении ответственного лица по обращению с отходами
  13. Свидетельства о профподготовке допущенных к обращению с отходами лиц
  14. Программа образовательного учреждения, подготовившего специалистов по обращению с отходами. Номер лицензии образовательного учреждения
  15. Проект по отходам (ПНООЛР), Лимиты на размещение отходов, Паспорта опасных отходов
  16. Форма 2-ТП и расчет платы за негативное воздействие
  17. Санэпид-заключение по допустимым выбросам (ПДВ), разрешение на выброс в воздух
  18. Санэпид-заключение по нормативам предельно допустимых сбросов (НДС), разрешение на сброс загрязняющих веществ в воду
  19. Программа производственного контроля по отходам
  20. Ситуационный план расположения площадки
  21. Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов (МВН)
  22. Информация о арендаторах (количество, виды деятельности)
  23. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)
  24. Перечень отходов к лицензированию

Наши специалисты окажут профессиональную поддержку в получении лицензии на деятельность по обращению с отходами. Позвоните!

Глава 5. ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Общие понятия об отходах

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления (далее – отходы) принято считать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Размещение отходов – хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.

Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).

Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

Отходы могут быть твердые, жидкие, газообразные. Кроме того, отходы подразделяются:

— на отходы производственного потребления (списанные машины оборудование, инструмент и т.д.);

— отходы промышленного производства (остатки сырья, полуфабрикатов, материалов, продукты очистных сооружений и т.п.). Эти отходы могут быть возвратными и безвозвратными;

– сельскохозяйственные (шелуха, навоз, органика, средства химизации, отходы мясомолочной промышленности и т.д.);

– строительные отходы (бетон, блоки, кирпич, мусор и т.д.);

– бытовые отходы.

В настоящее время в РФ разрабатывается единая классификация отходов. Существующая система в данной области использует основные принципы разделения отходов:

— по отраслевому принципу (источнику образования);

— агрегатному состоянию (твердые, жидкие, газообразные);

— производственным циклам;

— направлению использования;

— токсичности (по классам опасности);

— месту возникновения (бытовые, промышленные, медицинские, муниципальные).

Особая классификация отходов в горнодобывающей, горноперерабатывающей промышленности, металлургии, в некоторых других отраслях.

В числе важнейших проблем, которые приходится решать каждому промышленному предприятию, – организация системы экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления. Причем к этому его подталкивает необходимость как исполнения требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, так и сокращения экономических издержек при обращении с отходами.

Практика хозяйствования на крупных промышленных предприятиях показывает, что инвестирование в новые малоотходные технологии и технологии переработки образующихся отходов дает со временем экономический эффект, покрывающий расходы на внедрение этих технологий. Поэтому все чаще предприятия не ограничиваются формальным исполнением экологических требований, а ориентируются на формирование системы управления отходами, позволяющей оптимизировать их потоки.

Процесс формирования системы управления отходами является многостадийным. На первой стадии (организационной, административной) предприятие ориентируется на исполнение требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Эти требования включают: организацию и ведение первичного учета отходов на предприятии; установление свойств отходов и их классов опасности для окружающей природной среды; паспортизацию опасных отходов; профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; получение всех необходимых разрешительных документов на обращение с отходами (лицензии, лимиты и т.п.); представление ежегодной статистической отчетности об управлении отходами, а также организацию текущего производственного контроля образования отходов и обращения с ними. Эта стадия является фундаментом для разработки будущей системы управления отходами на предприятии как части системы управления окружающей средой.

Рис. 12. Основные требования законодательства по обращению
с опасными отходами на предприятии

Рассмотрим более подробно особенности организации обращения с отходами, в частности, исполнение следующих основных требований законодательства:

• установления класса опасности отходов для окружающей среды и подтверждения отнесения отхода к данному классу опасности;

• паспортизации опасных отходов;

• ведения первичного учета отходов на предприятии и ежегодного представления формы статистического наблюдения № 2-ТП (отходы);

• лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами;

• разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и получения разрешительного документа (лимита) на размещение отходов;

• внесения платы за размещение отходов.

Рис. 13. Действующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы
организации экологически безопасного обращения с отходами

Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 697;

Обращение с отходами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *