Обособленная организация

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

Кроме подачи заявления о постановке на учет, организация обязана во всех случаях в течение месяца со дня создания обособленного подразделения сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. О закрытии обособленного подразделения также необходимо сообщить в налоговый орган в течение месяца (подп.3 п.2 ст.23 НК РФ). Сообщение представляется в налоговый орган по форме N С-09-3, утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ (п.7 ст.23 НК РФ).

Если же организация создала обособленное подразделение на территории муниципального образования, на котором находится сама организация, то вставать повторно на учет не нужно (п.1 ст.83 НК РФ). В этом случае необходимо будет лишь подать сообщение об открытии обособленного подразделения в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

Чтобы сделать это, организации необходимо письменно сообщить, какой налоговый орган она выбрала для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Причем сообщить нужно в тот налоговый орган, который организация выбрала для постановки на учет. Сделать это можно, используя разработанную ФНС России рекомендуемую форму сообщения (КНД N 1111051) (приложение к приказу ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Рекомендации по разработке муниципальных нормативных правовых актов об установлении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции

Рекомендации

по разработке муниципальных нормативных правовых актов

об установлении границ прилегающих к некоторым организациям и

объектам территорий, на которых не допускается

розничная продажа алкогольной продукции

Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря
2012 года № 000 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» и в целях единообразного их применения на территории Оренбургской области сообщает следующее.

1. Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 01.01.01 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон от 01.01.01 года ) установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, в том числе определены места, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

На основании пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 01.01.01 года органы местного самоуправления устанавливают границы прилегающих территорий к указанным в пункте 2 данной статьи зданиям, строениям, сооружениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2012 года № 000 (далее – Правила), опубликованы в Российской газете 11 января 2013 года и вступили в силу 19 января
2013 года.

В связи с этим ранее принятые и действующие муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с Правилами.

В настоящее время при определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до утверждения актов, принятых в соответствии с Правилами, необходимо применять акты органов местного самоуправления, положения которых не противоречат положениям постановления от 01.01.01 года № 000.

Таким образом, требования пунктов 7, 8, 9 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2012 года «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции и установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Оренбургской области» не подлежат применению.

2. В соответствии с пунктами 10, 20 части 1 статьи 14, пунктами 15, 26 статьи 16 Федерального закона от 01.01.01 года
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений и городских округов отнесено создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа услугами торговли, а также утверждение генеральных планов поселения, городского округа.

Таким образом, граница прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее – прилегающие территории), определяется органами местного самоуправления поселений и городских округов Оренбургской области.

Одновременно сообщаем, что органы местного самоуправления, определившие границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должны отслеживать открытие новых объектов, указанных в пункте 2 Правил, и направлять в лицензирующий орган обновленную информацию.

3. Федеральный закон от 01.01.01 года и Правила не содержат указания на то, какой орган местного самоуправления должен принимать решение об установлении прилегающих территорий – представительный орган муниципального образования или администрация муниципального образования.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 44 Федерального закона
от 01.01.01 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия выборных и иных органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

В случае если уставом муниципального образования не разрешен вопрос об органе местного самоуправления, уполномоченном на установление границ прилегающих территорий в целях ограничения розничной продажи алкогольной продукции, то соответствующий нормативный правовой акт может быть принят как представительным органом муниципального образования, так и администрацией муниципального образования.

Вместе с тем, учитывая необходимость установления прилегающих территорий, подготовку схем границ прилегающих территорий, министерство рекомендует принимать соответствующие правовые акты в форме постановления администрации муниципального образования.

4. Федеральным законом от 01.01.01 года , Правилами установлен исчерпывающий перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым запрещается розничная продажа алкогольной продукции.

Органы местного самоуправления не наделены правом расширять или сужать установленный перечень.

В соответствии с пунктом 2 Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих:

а) к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта;

б) к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) к объектам военного назначения.

Таким образом, перечень состоит из 11 видов объектов (организаций).

Органы местного самоуправления для определения отдельных понятий должны руководствоваться:

4.1. В соответствии с Правилами детские организации — организации, осуществляющие деятельность по дошкольному и начальному общему образованию (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности код 80.1, кроме кода 80.10.3 – дополнительное образование детей).

4.2. Образовательные организации — организации, определенные
в соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.01 года
№ 000-1 «Об образовании» и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности.

4.3. Правила не содержат понятия медицинской организации, объектов спорта.

Понятие «медицинской организации» закреплено в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона
от 01.01.01 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация — юридическое лицо
независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

При этом к медицинским организациям не относятся фармацевтические организации. Таким образом, не требуется установление прилегающих территорий к аптечным пунктам, киоскам, магазинам.

4.4. С целью определения понятия «объекты спорта» следует руководствоваться дефиницией, данной в Федеральном законе от 4 декабря 2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

4.5. Понятие «розничного рынка» дано в Федеральном законе от 01.01.01 года «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Для использования в работе необходимо пользоваться реестром розничных рынков, который размещен на официальном сайте министерства www. *****.

В отношении оптовых рынков сообщаем, что на территории Оренбургской области такие объекты не зарегистрированы.

4.6. В соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года
, Правилами Правительством Оренбургской области будут утверждены:

места массового скопления граждан, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, — территории, расположенные за пределами зданий (строений, сооружений), определенные как места проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии
с Федеральным законом от 01.01.01 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», с заявленной численностью участников не менее 100 человек;

места нахождения источников повышенной опасности — опасные производственные объекты, определенные в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», для которого предусмотрена обязательная разработка декларации промышленной безопасности.

Письмом министерства /466 сообщалось, что до принятия Правительством области соответствующих постановлений органы местного самоуправления при определении прилегающей территории к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности должны руководствоваться:

— постановлением Правительства Оренбургской области от 01.01.2001 года «Об утверждении перечня специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера»;

— постановлением Правительства Оренбургской области от 01.01.2001 года «Об утверждении перечней объектов повышенной опасности, жизнеобеспечения, культуры, спорта и торговли, расположенных на территории Оренбургской области».

5. Необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 01.01.01 года на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, объектам спорта, объектам военного назначения распространяется полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции в торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

На территориях, прилегающих к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам, иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемая организациями, и розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляемая индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничная продажа алкогольной продукции, осуществляемая магазинами беспошлинной торговли.

6. В соответствии с Правилами размер прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, устанавливается в отношении каждой организации и (или) объекта (через схему границ прилегающих территорий) и может быть как единым, так и дифференцированным.

Если орган местного самоуправления сочтет целесообразным установить различные метражи при определении границ прилегающих территорий в рамках одного типа организаций (например, к детским организациям), тогда необходимо руководствоваться пунктом 6 Правил.

Максимальное значение расстояния от организации и (или) объектов, указанных в п.2 Правил, — это метраж, определенный органами местного самоуправления по своему усмотрению с учетом Правил.

Пунктом 6 Правил установлены критерии для установления границ прилегающих территорий для каждой категории организаций и объектов, указанных в пункте 2 Правил.

Например, абзацем первым пункта 6 Правил установлено, что максимальное значение расстояния от детских организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.

Аналогичные критерии установлены для каждой категории организаций и объектов.

Указанная норма не допустит закрепления значительно отличающихся по метражу прилегающих территорий в рамках одного типа организаций на территории одного муниципального образования (пример подробного расчета см. пункт 8 настоящих рекомендаций).

7. Пунктом 8 Правил определено, что границы прилегающих территорий определяются в решениях органов местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 Правил.

Следовательно, в каждом поселении, городском округе Оренбургской области должно быть утверждено минимальное значение расстояния от организации и (или) объекта до границы прилегающей территории для каждой категории организаций или объектов, которые в последующем должны учитываться при определении конкретных границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта.

При этом установленное минимальное расстояние должно измеряться от входа для посетителей в организацию и (или) объект, указанные в пункте 2 Правил.

Таким образом, должны быть установлены:

минимальное значение расстояния от детских организаций до границ прилегающих территорий;

минимальное значение расстояния от образовательных организаций до границ прилегающих территорий;

минимальное значение расстояния от медицинских организаций
до границ прилегающих территорий;

минимальное значение расстояния от объектов спорта до границ прилегающих территорий;

минимальное значение расстояния от оптовых и розничных рынков до границ прилегающих территорий;

минимальное значение расстояния от вокзалов и аэропортов
до границ прилегающих территорий;

минимальное значение расстояния от мест массового скопления граждан, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, до границ прилегающих территорий;

минимальное значение расстояния от мест нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, до границ прилегающих территорий;

минимальное значение расстояния от объектов военного назначения до границ прилегающих территорий.

При установлении минимальных расстояний необходимо исходить из необходимости сохранения сформировавшейся сети организаций торговли и общественного питания

8. Для определения прилегающих территорий Правила вводят следующие понятия:

обособленная территория — территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая
к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил;

прилегающая территория – территория которая включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил (далее – дополнительная территория).

При этом дополнительная территория определяется:

а) при наличии обособленной территории — от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей
в стационарный торговый объект;

б) при отсутствии обособленной территории — от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил,
до входа для посетителей в стационарный торговый объект.

При реализации Правил необходимо учитывать, что от органов местного самоуправления не требуется установления размеров дополнительной территории, которая является вспомогательной величиной для определения границ прилегающих территорий.

При установлении конкретных границ прилегающих территорий для организации и (или) объекта необходимо руководствоваться минимальным значением расстояния от организации и (или) объекта до границ прилегающей территории для каждой категории организаций и (или) объектов и максимально возможным превышением соответствующего минимального значения на 30 процентов.

Например, в муниципальном образовании «N» установлено минимальное значение расстояния от детских организаций до границ прилегающих территорий – 50 метров.

При этом в муниципальном образовании «N» имеется несколько детских организаций, для которых могут быть установлены различные прилегающие территории с учетом конкретных особенностей местности и застройки, но не более максимального значения расстояния от детских организаций до границ прилегающих территорий, которое в данном случае будет составлять 65 метров (50 метров + 30 %).

Таким образом, границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в данном случае могут быть определены в диапазоне от 50 до 65 метров от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположена организация.

Данное положение позволит органам местного самоуправления определять унифицированное расстояние для каждого типа организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 Правил.

Аналогичное правило действует и в случае определения расстояния от указанных организаций и (или) объектов до пунктов общественного питания. При этом размеры прилегающих территорий от организации и (или) объектов до пункта общественного питания и от организации и (или) объектов до магазина могут отличаться (пример см. п.11 настоящих рекомендаций).

Органы местного самоуправления могут установить только минимальное значение расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий и руководствоваться им при утверждении схем границ прилегающих территорий.

9. В соответствии с пунктом 7 Правил способ расчета расстояния
от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.

Для определения соответствующих расстояний возможно применение, как минимум, двух способов:

1) определение расстояния по прямой линии от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект;

Министерство рекомендует применять способ расчета указанного расстояния с использованием карты или плана населенного пункта по кратчайшему маршруту движения пешехода. При пересечении пешеходной зоны с проезжей частью расстояние рекомендуется измерять по ближайшему пешеходному переходу.

При этом способ определения расстояния должен быть закреплен в муниципальном нормативном правовом акте для обеспечения единства последующего правоприменения в муниципальном образовании, в том числе при привлечении к административной ответственности.

10. В Правилах употребляется такой термин как «вход для посетителей» в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил, в стационарный торговый объект.

При этом измерение соответствующих расстояний должно осуществлять согласно Правилам «от входа для посетителей до входа для посетителей».

10.1. Вместе с тем организации и (или) объекты могут иметь несколько входов, в том числе пожарных, запасных и т. д., которые не используются для входа посетителей. По смыслу Правил такие входы в здания, которые не используются для входа посетителей, не должны учитываться при определении прилегающих территорий.

10.2. На практике возможны также ситуации, когда здания (строения, сооружения) и (или) стационарные торговые объекты имеют более одного входа для посетителей.

Полагаем, что в данном случае с учетом пунктов 4, 5 Правил, в соответствии с которыми прилегающие территории определяются от входа для посетителей в организацию до входа для посетителей в стационарный торговый объект, прилегающая территория должна определяться от каждого входа для посетителей в организацию.

10.3. Стационарный торговый объект может также представлять собой часть здания или часть строения, то есть находится внутри торгового центра (торгового комплекса). Учитывая, что в соответствии с пунктами 4, 5 Правил граница прилегающей территории определяется до входа в стационарный торговый объект, то при определении прилегающей территории должно дополнительно учитываться расстояние, проходящее внутри торгового центра (торгового комплекса), здания, строения, непосредственно до входа для посетителей в стационарный торговый объект.

10.4. Правовые основания для определения границ прилегающих территорий в случаях, если организация и (или) объект, перечисленные в пункте 2 Правил, и стационарный торговый объект находятся в одном здании, строении, сооружении отсутствуют.

11. В соответствии с абзацем десятым пункта 6 Правил органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Таким образом, органы местного самоуправления при установлении минимальных значений расстояний от организаций и (или) объектов
до границ прилегающих территорий для каждой категории организаций или объектов вправе (но не обязаны) установить указанные значения отдельно для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции
в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Например, в муниципальном образовании может быть одновременно установлено:

минимальное значение расстояния от детских организаций до границ прилегающих территорий в целях установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах –
50 метров;

минимальное значение расстояния от детских организаций до границ прилегающих территорий в целях установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – 60 метров.

12. В соответствии с пунктом 8 Правил к решениям органов местного самоуправления об определении границ прилегающих территорий должны прилагаться схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта.

При оформлении схем границ прилегающих территорий рекомендуем руководствоваться пунктом 3.3 Правил оформления кадастрового плана земельного участка. ГЗК-1-Т. О, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 10 апреля 2001 года.

При этом в схеме границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должна быть отмечена организация или объект, указанный в пункте 2 Правил, а также зона, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Считаем, что с целью недопущения возникновения коррупциогенных факторов схема должна быть соотнесена с местностью (на ней необходимо указывать наименования улиц и номера домов, примыкающих к организации и (или) объекту).

Одновременно сообщаем, что орган местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия решения об определении границ прилегающих территорий направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции – министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области.

13. Поскольку Правилами не закреплены сроки определения границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа, органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают сроки реализации своих функций в данной части.

Вместе с тем, отмечаем необходимость принятия решений по определению границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в возможно короткий срок.

Для принятия решений о выдаче (продлении, переоформлении) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции министерство должно руководствоваться схемами границ прилегающих территорий, утвержденных органами местного самоуправления. В этой связи, министерством по каждому случаю подачи заявления о выдаче (продлении, переоформлении) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции будут направлять запросы в муниципальные образования.

Из изложенного выше следует, что органы местного самоуправления:

— утверждают перечень мест нахождения организаций и (или) объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции;

— определяют минимальное значение расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции;

— определяют способ расчета расстояния от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил;

— утверждают схемы границ прилегающих территорий, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, для каждой организации и (или) объекта, указанного в пункте 2 Правил.

Обособленное подразделение в НК РФ

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ обособленным подразделением организации признается

«…любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца…».

Исходя из определения, приведенного в Налоговом кодексе РФ, с учетом требований пункта 4 статьи 83 кодекса можно выделить существенные признаки обособленного подразделения:

  • территориальная обособленность имущества, принадлежащего организации на праве владения, от самой организации вне зависимости от факта документального оформления создания соответствующего подразделения;
  • наличие рабочих мест (причем законодатель указывает на множественное количество последних), созданных на срок не менее одного месяца (в соответствии с положениями статьи 6.1 НК РФ под месяцем понимается календарный месяц);
  • ведение организацией деятельности через соответствующее подразделение.

В первоочередном порядке при решении вопроса о создании обособленного подразделения необходимо установить истинный смысл обособленности и ее сущностные признаки.

Место нахождения организации и ее подразделения

В соответствии с положениями НК РФ понятие места нахождения организации не раскрывается, вследствие чего с учетом норм статьи 11 НК РФ в полной мере может быть задействован понятийный аппарат гражданского законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Поскольку соответствующие нормы ГК РФ, а также Постановление Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» используют отсылочную норму к положениям законодательного акта, регулирующего вопросы государственной регистрации юридических лиц, обратимся к тексту последнего. Исходя из смысла подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» под местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица понимается его адрес. Дополнительная информация в отношении понятия «адрес» содержится в подпункте «д» пункта 2 этой же статьи, в котором под адресом понимается совокупность реквизитов, определяющих местонахождение объекта в пространстве:

  • наименование субъекта Российской Федерации;
  • наименование района, города, иного населенного пункта;
  • наименование улицы;
  • номер дома и квартиры.

Таким образом, создание обособленного подразделения как юридический факт можно констатировать, когда последнее (то есть стационарные рабочие места) создается по иному адресу, нежели адрес государственного регистрации (и, следовательно, места нахождения) организации.

Обособленное подразделение, филиал или представительство?

Понятие обособленного подразделения необходимо четко отграничивать от схожих по содержанию гражданско-правовых понятий «филиал» и «представительство». К последним в соответствии со статьей 55 ГК РФ относится обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (представительство) или осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (филиал). В силу прямого указания ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. При отсутствии такого указания представительство или филиал не могут считаться созданными.

Данная проблема, в частности, проявилась при применении положений главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Именно подобная формулировка стала в отдельных случаях поводом для воспрепятствования в применении налогоплательщиками УСН.

Создание обособленного подразделения

Создание обособленного подразделения порождает для налогоплательщика ряд последствий, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации — постановка на учет в налоговых органах, а также исчисление и уплата налогов и сборов не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Обязанность извещения налогового органа о создании обособленного подразделения предусмотрена пунктом 2 статьи 23 НК РФ, обязанность же постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена пунктами 1 и 4 статьи 83 НК РФ. За несоблюдение приведенных требований статьей 116 НК РФ и 15.3 КоАП РФ предусмотрены налоговая и административная ответственность (до 10 000 рублей и до 30 МРОТ соответственно). При этом необходимо учитывать, что если налогоплательщик уже состоит на учете в налоговом органе, то обязанность по постановке на учет в этом же налоговом органе, но по иному основанию (в том числе в случае создания обособленного подразделения) отсутствует (п. 39 постановления Пленума ВАС России от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Сроки подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения приведены и в статье 23, и в статье 83 НК РФ:

  • в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ — в течение одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ — в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (необходимо обратить внимание, что данная норма НК РФ связывает обязанность по направлению заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с фактом осуществления организацией деятельности через указанное обособленное подразделение).

В соответствии со статьей 9 НК РФ под налоговыми органами при применении положений НК РФ понимаются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Поскольку законодатель при решении вопроса о постановке на налоговый учет налогоплательщика при создании обособленного подразделения делает акцент на месте образования такового, можно сделать вывод, что налогоплательщик должен подать соответствующее заявление именно в налоговый орган с соблюдением территориальной юрисдикции, не принимая во внимание специфику учета отдельных групп налогоплательщиков в специализированных налоговых органах (налоговые органы отраслевой или субъектной направленности — строительная, автотранспортная, банковская и т. п.). Данный вывод подтверждается также и тем, что необходимость постановки на учет в налоговых органах по месту создания обособленных подразделений обусловлена положениями НК РФ, предусматривающими обязанность по распределению налоговых обязательств налогоплательщика, в том числе по месту нахождения указанных обособленных подразделений. Поскольку часть налоговых обязательств налогоплательщика подлежит распределению в бюджеты иных территорий, логично предположить механизм, при котором уплату налогов, приходящихся на указанные территории, контролировали бы территориальные органы по месту нахождения обособленного подразделения. При этом нельзя не признать справедливость доводов о том, что под обособленными подразделением в рамках налоговых правоотношений следует понимать такое подразделение, которое приводит к возникновению у налогоплательщика обязанности по уплате налогов в различные бюджеты субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В противном случае обособленность такого подразделения приводит лишь к территориальной обособленности, ни коим образом не влияя на размер налоговых обязательств налогоплательщика. Однако подобная аргументация при всей ее логичности не получила оценки судебными инстанциями.

Стационарные рабочие места

Необходимым признаком создания обособленного подразделения является наличие стационарных рабочих мест, то есть созданных на срок не менее одного месяца. В соответствии со статьей 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Между организацией и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, что существенно влияет на установление факта наличия рабочих мест. Поскольку понятие рабочего места является элементом системы трудовых отношений (регулируются ТК РФ), следует признать, что рабочие места в принципе могут возникать только в том случае, если с физическим лицом заключен трудовой договор. Заключение любых иных договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения. Данный подход был полностью поддержан Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа при вынесении постановления от 14.02.2001 № Ф03-А59/01-2/96. Применительно к вопросу о количестве стационарных рабочих мест необходимо обратить внимание налогоплательщиков на отдельные арбитражные дела, разрешение которых состоялось не в пользу последних — суд констатировал возможность создания обособленного подразделения и при наличии одного стационарного рабочего места (постановление ФАС МО от 23.01.2003 № КА-А41/9052-02, постановление ФАС ВСО от 09.01.2001 № А33-8564/00-С3-Ф02-2926/00-С1).

Таким образом, можно констатировать, что обязанности налогоплательщика, вытекающие из факта образования обособленного подразделения, возникают с момента оборудования стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, при условии ведения деятельности через указанное обособленное подразделение.

Данная позиция нашла подтверждение во многих судебных актах.

Дело №

«…существенным обстоятельством для установления факта налогового правонарушения является факт и момент создания обособленного подразделения Обществом, так как срок подачи заявления о постановке на налоговый учет исчисляется именно с момента создания обособленного подразделения. Считать моментом создания обособленного подразделения день принятия собранием акционеров решения об открытии филиала у суда нет оснований. Доказательств оборудования стационарных рабочих мест по месту создания обособленного подразделения налоговая инспекция не представила…».

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 27.10.2003 № А05-3113/03-172/12

«…как установлено судом и подтверждается материалами дела, с момента назначения на должность, то есть с 07.06.2002 года директор магазина осуществлял только представительские функции, организовывал ремонт помещений, арендуемых для размещения магазина, вел подготовительную работу для получения предприятием товаров для реализации в магазине.

Ремонт помещений закончен 02.09.2002 года.

Стационарные рабочие места оборудованы к 16.09.2002 года, персонал магазина приступил к выполнению своих обязанностей также с 16.09.2002 года.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что налоговой инспекцией не доказаны факт создания стационарных рабочих мест и факт начала финансово-хозяйственной деятельности ранее 16.09.2002…».

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 18.08.2003 № А21-2902/03-С1

«…налоговое законодательство не ставит решение вопроса об отнесении структурного подразделения организации к обособленному в зависимость от вида осуществляемой им деятельности (основной или неосновной)…»

Постановление Президиума ВАС России от 08.07.2003 № 2235/03

«…моментом создания обособленного подразделения следует считать, при соблюдении всех условий, предусмотренных статьей 11 НК РФ, начало деятельности обособленного подразделения по осуществлению всех функций юридического лица или их части, в том числе функции представительства, вне места государственной регистрации юридического лица. Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие начало деятельности представительства, следовательно, не доказано совершение ответчиком налогового правонарушения…».

Постановление ФАС Поволжского округа
от 04.07.2002 № А65-18107/2002-СА1-23

Обязанности по уплате налогов

Возникновение у налогоплательщика обособленного подразделения в силу положений статьи 19 НК РФ и специальных норм части второй НК РФ порождает дополнительные обязанности, связанные с определением надлежащего места уплаты соответствующих налогов.

Налог на доходы физических лиц (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 статьи 226 НК РФ, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

Единый социальный налог (п. 8 ст. 243 НК РФ).

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

Страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Налог на имущество организаций (ст. 384 НК РФ).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Налог на прибыль организаций (ст. 288 НК РФ).

Налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Эта доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного названной статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Обособленная организация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *