Обмен налоговой информацией 2018

FAQs: Международный обмен информацией по финансовым счетам (MCAA CRS)

FAQ: CRS

1. Что такое CRS?

CRS – общий стандарт обмена (финансовой информацией) был разработан по запросу Большой Двадцатки и одобрен Советом ОЭСР 15 июля 2014 года. Подразумевает получение юрисдикциями информации от своих финансовых институтов и осуществление регулярного (ежегодного) обмена такой информацией на автоматической основе друг с другом. CRS устанавливает перечень финансовой информации, подлежащей обмену; определяет отчитывающиеся финансовые институты; дает систематизацию финансовых счетов и лиц, в отношении которых осуществляется обмен, а также устанавливает общие процедуры проверки финансовыми институтами своих клиентов (due diligence).

Обмен претворяется в жизнь посредством четырех ключевых элементов:

  • MСАА (Multilateral Competent Аuthority Аgreement) — многостороннего Соглашения Компетентных Органов, определяющего правовой режим обмена информацией в соответствии со стандартами;
  • непосредственно CRS (Common Reporting Standards) – общего стандарта обмена;
  • комментариев ОЭСР к CRS (Сommentaries);
  • пользовательского гайда XML CRS (User Guide and Schema).

2. На чем основан обмен?

Основа обмена в РФ: Страсбургская конвенция 1988 года о взаимной административной помощи по налоговым делам (в РФ вступила в силу с 1 июля 2015 года), статья 6 которой предполагает обмен информацией:

  • по индивидуальному запросу;
  • инициативный;

автоматический обмен информацией – реализован посредством CRS MCAA.

Альтернативно различные юрисдикции могут основывать обмен на двухсторонних соглашениях об обмене информацией, соглашениях об избежании двойного налогообложения (ст.26 модельной конвенции ОЭСР). В странах Евросоюза обмен может основываться на соответствующих директивах ЕС, соглашениях стран ЕС с третьими странами, двусторонних соглашениях, таких как UK-CDOT. Таким образом, MCAA – это не единственное основание для автоматического обмена (AEOI), но самое практичное, так как не требует заключения двухсторонних соглашений.

3. Международный обмен налоговой информацией осуществлялся и раньше, почему CRS MCAA изменит привычную картину мира?

Упрощенно, в России до введения автоматического обмена у налоговых органов сначала возникали подозрения в отношении конкретного налогоплательщика в ходе его проверки или предпроверочный мероприятий, а затем в отношении этого налогоплательщика у иностранных фискальных органов запрашивалась конкретная информация. Т.е. обмен носил выборочный характер в отношении конкретных лиц. Налогоплательщик мог не попасть в поле зрения фискалов. После начала автоматического обмена финансовой информацией налоговый орган сначала будет получать информацию в отношении всех своих резидентов, имеющих счета (в широком смысле слова) в стране-партнере по обмену, на основании анализа которой впоследствии будут (или не будут) предъявляться конкретные претензии. Т.е. проверка будет носить сплошной, а не выборочный характер.

4. Какова схема обмена финансовой информацией?

Схематично обмен финансовой информации можно изобразить следующим образом

5. Какие финансовые институты должны будут учувствовать в обмене?

При ответе на данный вопрос проще пойти от обратного и разобраться в том, какие финансовые институты освобождены от сбора и передачи информации (в целях обмена такие организации не признаются финансовыми институтами). Согласно CRS это:

  • Правительственные органы и их личные фонды
  • Международные организации
  • Центральные банки и некоторые пенсионные фонды
  • Квалифицированные эмитенты кредитных карт
  • Необлагаемые налогом формы осуществления коллективных инвестиций
  • Трастовые фонды, финансовая информация по которым подается управляющим
  • Иные финансовые институты с низким риском злоупотребления – устанавливаются полномочными органами страны-участницы. Судя по всему, Россия намеревается воспользоваться данной опцией. Согласно проекту ФЗ № 231414-7: «Правительство Российской Федерации вправе установить перечень организаций финансового рынка и (или) видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения настоящей главы в силу низкого риска совершения с использованием таких организаций действий (бездействий), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов)».

Любые финансовые институты, не включенные в приведенный перечень и не исключенные уполномоченным органом государства из перечня обменивающихся финансовых институтов, признаются обменивающимися финансовыми институтами (финансовыми институтами в целях обмена).

CRS прямо относит к финансовым институтам:

«Депозитные институты» – означает любую Организацию, которая принимает вклады как часть ее обычной банковской или иной деятельности;

«Кастодиальные институты» — означает любую организацию, которая осуществляет держание финансовых активов за счет иных лиц как существенную часть ее деятельности. Организация осуществляет держание финансовых активов за счет иных лиц как существенную часть ее деятельности, если валовой доход этой организации, связанный с держанием финансовых активов и связанными с этим финансовыми услугами, равен или превышает 20% валового дохода организации в течение наиболее короткого из следующих периодов: (i) трехлетнего периода, который оканчивается 31 декабря (или в последний день отчетного периода, иного, чем календарный год), предшествующего году, в котором производится определение; или (ii) периода существования организации;

«Указанные страховые компании» — означает любую организацию, являющуюся страховой компанией (или холдинговой компанией страховой компании), которая заключает контракт страхования стоимости средств или аннуитетный контракт, или является обязанной произвести выплаты по ним.

«Инвестиционные организации» – означает любую Организацию:

a) которая главным образом занимается как бизнесом одним или несколькими из следующих видами деятельности для клиентов или от их имени:

i) торговля инструментами денежного рынка (чеками, векселями, депозитными сертификатами, деривативами и т.д.); иностранной валютой; деривативными инструментами, основанными на валютном курсе, процентных ставках и индексах; обращаемыми ценными бумагами; товарными фьючерсами;

ii) индивидуальным или коллективным управлением портфелями; или

iii) иным образом инвестирует финансовые активы или денежные средства или управляет ими от имени иных лиц; или

b) валовой доход которой в основном связан с инвестированием, реинвестированием или торговлей финансовыми активами, если организация управляется иной организацией, которая является Депозитным институтом, Кастодиальным институтом, Указанной страховой компанией или Инвестиционной организацией, описанной в подпункте в данном пункте.

Организация рассматривается как главным образом занимающаяся как бизнесом одним или несколькими из видов деятельности, описанных в данном пункте, а валовой доход организации рассматривается как в основном связанный с инвестированием, реинвестированием или торговлей финансовыми активами для целей целей данного подпункта, если валовой доход организации, связанный с соответствующей деятельностью равен или превышает 50% валового дохода организации в течение наиболее короткого из следующих периодов: (i) трехлетнего периода, который оканчивается 31 декабря (или в последний день отчетного периода, иного, чем календарный год), предшествующего году, в котором производится определение; или (ii) периода существования организации.

Проектом Федерального закона (№ 231414-7) определены следующие финансовые институты:

  • Кредитные организации
  • Страховщики, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию жизни
  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность и (или) деятельность по управлению ценными бумагами и (или) депозитарную деятельность
  • Управляющие по договору доверительного управления имуществом
  • Негосударственные пенсионные фонды
  • Паевые инвестиционные фонды
  • Акционерные инвестиционные фонды
  • Управляющие компании инвестиционных фондов
  • Центральный контрагент (клиринг)
  • Управляющий товарищ инвестиционного товарищества
  • Иные организации или структуры без образования юридического лица, принимающие от клиентов денежные средства для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

6. По каким счетам будет осуществляться обмен?

  1. Счета, открытые в отчитывающихся финансовых организациях, принадлежащие физическим лицам – налоговым резидентам государства, с которым осуществляется обмен
  2. Счета, открытые в отчитывающихся финансовых организациях:
  • принадлежащие организациям – налоговым резидентам государства, с которым осуществляется обмен,

    или

  • принадлежащие организациям, но контролируемые физическими лицами – налоговыми резидентами государства, с которым осуществляется обмен.

    Обмен по счетам организаций осуществляется с учетом ограничений, установленных CRS.

    Для определения необходимости предоставления отчета Handbook CRS предлагает осуществлять финансовым организациям следующие тесты:

Счета физических лиц в свою очередь подразделяются на:

  1. Cуществующие счета (preexisting accounts), которые делятся на:
  • Счета физических лиц меньшей величины – до 1 млн. долларов США на 31.12.ХХХХ
  • Крупные счета – более 1 млн. долларов США на 31.12.XXXX

При этом финансовые институты должны вычислять «совокупный» остаток по всем счетам в своей организации и в связанных организациях.

2) Новые счета (new accounts)

И те и другие счета физических лиц подлежат передаче государствам-контрагентам по автоматическому обмену, различия только в процедурах должной осмотрительности.

7. Как будет устанавливаться налоговое резидентство физических лиц: в чем заключаются процедуры должной осмотрительности?

Процедуры должной осмотрительности в финансовой сфере реализованы уже давно: это KYC (know your customer) и AML (anti money laundering). В России такие процедуры реализованы посредством Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Установление налогового резидентства по существующим счетам физических лиц.

Установление налогового резидентства по существующим счетам физических лиц «меньшей величины» осуществляется посредством электронного поиска по документам, имеющимся в распоряжении финансового института. При этом отчитывающийся финансовый институт может не полагаться на заявленный адрес места жительства клиента. Финансовым институтом должна осуществляться проверка электронной базы на наличие следующих признаков резидентства клиента:

  • текущий почтовый адрес;
  • телефонные номера и отсутствие телефонных номеров в стране, задекларированной в качестве адреса места жительства;
  • Указания автоматического платежа;
  • действующая доверенность или право подписи, выданные лицу с адресом в обменивающейся юрисдикции;
  • адрес «до востребования» или адрес представителя.

    При этом физическое лицо само может представить финансовому институт заверение относительно своей налоговой юрисдикции. Так, отчитывающийся финансовый институт не обязан рассматривать владельца счета как резидента обменивающейся юрисдикции, если имеются:

  • заверение владельца счета о юрисдикции (юрисдикциях), налоговым резидентом которых он является;
  • документальные свидетельства, из которых следует, что о владельце счета сообщать не следует (удостоверяющий личность документ, в котором указаны данные физического лица).

Тем не менее, финансовый институт может и не полагаться на заверения и документальные свидетельства, если сочтет, что они являются неверными или ненадежными.

Установление налогового резидентства по крупным существующим счетам физических лиц осуществляется в вышеуказанном порядке, однако, прибавляется поиск по бумажным документам и обращение к персональному менеджеру с просьбой предоставить информацию о владельце счета. Обращение к персональному менеджеру является обязательной процедурой в случае, если такой менеджер назначен.

Установление налогового резидентства по новым счетам физических лиц.

При установлении налогового резидентства физического лица с целью открытия нового счета, финансовый институт обязан:

  • до момента открытия счета получить от клиента заверение, которое позволяет определить налоговое резидентство держателя счета;
  • подтвердить обоснованность заверения на основании информации, полученной при открытии счета в рамках процедур AML/KYC.

В случае если происходи изменение обстоятельств и такие обстоятельства позволяют предполагать что заверение неверно и такие обстоятельства становятся известны финансовому институту, финансовый институт обязан получить достоверное заверение.

8. Что будет делать финансовый институт, если информация по результатам поиска будет противоречива?

Ответ прост! Отчитывающийся финансовый институт должен идентифицировать клиента в качестве налогового резидента каждой из тех юрисдикций, в отношении которых соблюдаются вышеуказанные критерии.

9. Что будет происходить с финансовыми счетами организаций?

Финансовый институт обязан отчитываться о следующих счетах организаций:

  • Счета организаций, владельцами которых являются организация или организации, являющиеся резидентами государства-партнера по автообмену
  • Счета юридических лиц, владельцами которых являются пассивные нефинансовые организации (пассивные НФО), контролируемые налоговыми резидентами государства-партнера по автообмену.

    Пассивные НФО определяются через понятие активных НФО (через противопоставление). Признаки активной НФО установлены CRS (смотри вопрос 10).

    Кроме того, не требуется проверять, выявлять и отчитываться по счетам юридических лиц в случае соблюдения всех следующих критериев:

  • это ранее существовавший счет юридического лица;
  • совокупная сумма средств на нем или стоимость активов, учитываемых на таком счете, не превышает 250 000 долларов США на 31.12.ХХХХ.

Однако о таком счете не требуется отчитываться только до тех пор, пока сумма средств на счете не превысит указанный лимит.

Установление налогового резидентства организаций будет осуществляться на основании заявленного места инкорпорации или места нахождения, в отношении новых счетов также посредством самосертификации клиента. Контролирующие лица также должны будут пройти процедуру самосертификации.

10. Какие НФО являются пассивными?

Пассивными НФО являются организации, которые не отнесены к активным. К Активным НФО относятся:

  1. менее 50% валового дохода НФО за предыдущий календарный год или иной соответствующий отчетный период является пассивным доходом, и менее 50% активов НФО за предыдущий календарный год или иной соответствующий отчетный период являются активами, которые дают пассивный доход или которые приобретены для получения такого дохода;
  2. акции НФО регулярно обращаются на организованном рынке ценных бумаг или НФО является Взаимозависимой организацией Организации, акции которой регулярно обращаются на организованном рынке ценных бумаг;
  3. НФО является Государственным учреждением, Международной организацией, Центральным банком или Организацией, полностью принадлежащей одной или нескольким вышеуказанным организациям;
  4. вся существенная деятельность НФО заключается во владении (полностью или частично) акциями одной или нескольких дочерних организаций, которые занимаются любой деятельностью, кроме деятельности Финансового института, или предоставлении им финансирования и услуг. Однако Организация не соответствует этому статусу, если Организация действует (или представляет себя) как инвестиционный фонд, такой как фонд частного капитала, фонд венчурного капитал, фонд финансируемого выкупа или любая инвестиционная организация, целью которой является приобретение или финансирование компаний с последующим участием в этих компаниях в инвестиционных целях;
  5. НФО ещё не занимается никакой деятельностью и ранее не занималась ею, но инвестирует капитал в активы с целью заниматься любой деятельностью, кроме деятельности Финансового института. Однако Организация не соответствует этому исключению после даты, отстоящей на 24 месяца с даты первоначального создания НФО;
  6. НФО не была Финансовым институтом в течение пяти последних лет и находится в процессе ликвидации или реорганизации с целью продолжения деятельности, иной, чем деятельность Финансового института;
  7. НФО в основном занимается финансовыми и хеджинговыми сделками с Взаимозависимыми организациями или для них, и не предоставляет финансирование или услуги хеджирования какой-либо организации, не являющееся Взаимозависимой организацией, при условии, что группа таких Взаимозависимых организаций в основном занимается деятельностью иной, чем деятельность Финансового института; или
  8. НФО отвечает следующим требованиям:

i) она создана и действует в юрисдикции, в которой она является резидентом, исключительно для религиозных, благотворительных, научных, культурных, спортивных или образовательных целей; или она создана и действует в юрисдикции, в которой она является резидентом, являясь профессиональной организацией, отраслевой организацией, торговой палатой, трудовой организацией, сельскохозяйственной или растениеводческой организацией, общественной организацией или организацией, действующей исключительно в целях общественного блага;

ii) она освобождена от налога на доход в юрисдикции, в которой она является резидентом;

iii) она не имеет акционеров или членов, имеющих имущественные или бенефициарные интересы в отношении ее дохода или активов;

iv) применимые законы юрисдикции, в которой НФО является резидентом, и учредительные документы НФО не позволяют какое-либо распределение дохода или активов НФО или их использование в пользу частного лица или неблаготворительной Организации, иное чем в связи с благотворительной деятельностью НФО, или в качестве уплаты разумного вознаграждения за оказанные услуги, или в качестве уплаты рыночной цены за приобретаемое НФО имущество; и

v) применимые законы юрисдикции, в которой НФО является резидентом, или учредительные документы НФО требуют, чтобы при ликвидации НФО все ее активы передавались Государственному учреждению или другой некоммерческой организации, или государству юрисдикции НФО, или какому-либо его административно-территориальному подразделению.

11. Какая именно информация по счетам будет передаваться?

По всем счетам передается общая информация:

  1. Идентификационные данные: имя (название), адрес, юрисдикция резидентства, ИНН, дата и место рождения (для физических лиц);
  2. Номер счета (или его эквивалент);
  3. Название отчитывающейся финансовой организации (и идентификационный номер);
  4. Остаток по счету на конец календарного года(применимого отчетного периода) или на дату закрытия.

Дополнительно, по кастодиальным (брокерским) счетам будут передаваться:

  1. общий брутто-размер процентов, дивидендов, прочего дохода, возникающего в связи с активами, учитываемыми на счете, зачисленного на счет в течение календарного года (применимого отчетного периода);
  2. общий брутто-размер выручки от продажи или погашения финансовых активов, зачисленной на счет в течение календарного года (применимого отчетного периода), в отношении которого отчитывающийся финансовый институт действовал в качестве хранителя, брокера, номинала или иного агента владельца счета.

По депозитным счетам:

  1. общий брутто-размер процентов, зачисленных на счет в течение календарного года.

По иным счетам:

  1. общий брутто-размер средств, зачисленных в пользу держателя счета в течение календарного года (применимого отчетного периода), в отношении которых финансовый институт является должником, включая общий размер любых платежей в погашение обязательств, произведенных в пользу держателя счета

12. Как будет осуществляться имплементация CRS в законодательство РФ?

Согласно пояснительной записке к проекту Федерального Закона, интегрирующего автоматический обмен в российское законодательство, планируемый срок вступления законопроекта в силу — 2018 год, т.е. обмену будет подлежать информация по финансовым счетам за 2017 год. Однако, имплементация CRS, помимо подписания международного соглашения, требует принятия:

  1. Федерального Закона о внесении изменений в НК РФ. Соответствующий законопроект №231414-7 включен в программу осенней сессии Государственной Думы, комитет по бюджету и налогам дал положительное заключение, на 20/09/2017 законопроект прошел первое чтение.
  2. Приказа ФНС России, определяющего перечень иностранных государств и территорий, с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (перечень должен быть передан в ОЭСР)
  3. Постановлений Правительства, определяющих:
  • состав информации, а также условия, порядок и сроки ее направления организацией финансового рынка федеральному органу исполнительной власти
  • перечень организаций финансового рынка и (или) видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, которые исключаются из-под действия CRS
  • порядок получения организацией финансового рынка у клиента финансовой информации, обработки и анализа указанной информации, а также порядок принятия мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты предоставленной клиентом информации
  • порядок передачи финансовой информации компетентным органам иностранных государств и территорий, а также требования к защите передаваемой информации.

Подготовка данной нормативной базы может сдвинуть сроки на 2019 год (в отношении обмена информацией за 2018 год).

13. Между какими странами будет осуществляться обмен?

В настоящий момент участниками обмена являются 95 стран. Обмен будет осуществляться между теми странами, которые обоюдно уведомят ОЭСР о своем желании начать обмен информацией (существует опция по добровольной односторонней передаче информации). Вот некоторые из стран-участниц: Британские Виргинские острова, Кипр, Бермуды, Чехия, Швейцария, Гибралтар, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, Литва, Мальта, Нидерланды, Сейшельские острова, Сингапур, Великобритания, Ирландия, Словения, Сент-Китс и Невис. Полный список стран на 30 августа 2017 можно посмотреть здесь.

14. Какие страны уже изъявили желание осуществлять обмен с Россией в рамках CRS?

1. Швейцария

2. Кипр (предварительно)

3. Гонконг (предварительно)

15. Как отслеживать наличие договоренностей об обмене информацией?

можно узнать актуальную информацию. Например, сейчас напротив России стоит цифра 0.

Предмет обмена

С инициативой по обмену участками территорий выступило Правительство Польской Республики. Целью Польши было получение нефтепромыслов Нижне-Устрицкого района, в обмен на которые Советский Союз получал «удобное железнодорожное сообщение». Существует мнение, что неофициальным инициатором был Советский Союз, игравший ведущую роль в принятии большинства решений правительств социалистических стран, который в результате обмена получал перспективный Львовско-Волынский каменноугольный бассейн.

Договор основывался «на принципе взаимного обмена километр на километр», в результате которого Польша получала участок в Дрогобычской области общей площадью в 480 км², передавая Советскому Союзу равный по размеру участок в Люблинском воеводстве. Расположенная на этих территориях недвижимая собственность передавалась безвозмездно и в исправном состоянии, а её стоимость компенсации не подлежала. Каждая сторона могла вывозить своё движимое имущество, резервное и неустановленное оборудование. Предоставлялось право переноса своих пограничных сооружений и оборудования. Население, проживающее на передаваемых участках, должно было оставаться в границах собственного государства, которое самостоятельно решало вопрос о его переселении. Передача участков и отселение населения планировалось произвести в течение 6 месяцев после вступления договора в силу.

Для решения вопросов, связанных с передачей имущества, была создана смешанная польско-советская комиссия уполномоченных в составе:

  • Старшие уполномоченные по приёму и передаче имущества на обмениваемых участках:
    • от СССР — Тищенко М. И.
    • от Польши — Конопка В. А.
  • Уполномоченные по приёму и передаче имущества на участке, переданном СССР Польше:
    • от СССР — Теньковский М. Г.
    • от Польши — Новак С. И.
  • Уполномоченные по приёму и передаче имущества на участке, переданном Польшей СССР:
    • от СССР — Сирош И. Л.
    • от Польши — Поль Л. В.

Территория, перешедшая от СССР к Польше

Основная статья: Нижне-Устрицкий районУчасток, перешедший к Польше

Переданная Польше территория издавна относилась к этническим землям бойков. Одним из условий обмена было выселение местного населения. Депортации подверглись жители города Нижние-Устрики — административного центра района, сёл Чорне, Поляна, Панищев, Бандров, Скородне, Устяново, Береги, Шевченково (Лютовиска), Ривня, Телешница (Санная и Ошарова), Лодыно, Ясень, Гошив, Стервяжик, Гошивчик, Дашивка, Мочары, Лобозев, Смильник, Хревть, Рябе, Соколова Воля, Вильховец, Хмиль, Соколе, Кривка, Ялове, Желобок, Середне (Малое), Выдрине, Россолино, Росохате, Дверничек и нескольких хуторов Нижне-Устрицкого района, сёл Коростенко, Лискувате и Стебник Хыровского района, сёл Михновец, Липье и Быстре Стрелковского района. Также были депортированы жители сёл Журавин Нижне-Устрицкого района и Наново Хыровского, которые попадали в приграничную полосу.

Семьи колхозников перечисленных населённых пунктов были отправлены в колхозы Первомайского, Берёзовского, Цебриковского, Раздельнянского, Кривоозёрского, Троицкого и Врадиевского районов Одесской области, Андреевского, Тельмановского, Краснолиманского, Волновахского, Будёновского и Александровского районов Сталинской области, Нововоронцовского и Бериславского районов Херсонской области, Октябрьского, Варваровского, Снегирёвского и Баштанского районов Николаевской области.

Семьи рабочих и служащих, которые представляли незначительную часть населения, были переведены на другие предприятия, большей частью Дрогобычской области. Это были, в основном, работники нефтедобывающих отраслей, железнодорожники и служащие социальной сферы.

Из 48 тысяч гектаров территории 20,5 тысяч составляли пахотные земли, 15,5 — леса, 9 — сады и 1,7 — пастбища.

В числе недвижимости Польше были переданы:

  • нефтепромысел с дебитом в 85 тонн нефти в сутки;
  • недействующий нефтеперегонный завод, на территории которого работал деревообрабатывающий завод;
  • две электростанции (на 55 кВТ и 345 кВт);
  • механическая мастерская (с кузницей, сварочным и слесарным цехами);
  • лесопильный завод;
  • контора связи, телефонная станция и радиоузел в Нижних Устриках;
  • 42 школы, 15 клубов, дом культуры, кинотеатр;
  • 5 больниц;
  • 7667 административных, хозяйственных и жилых зданий;
  • железнодорожные станции Устрики Дольные и Кросценко (в Коростенко) и 17 км железных дорог широкой колеи;
  • 76 км шоссейных дорог.

Территория, перешедшая от Польши к СССР

Участок, перешедший к СССРМемориальная доска, установленная к 50-летию принудительного выселения поляков

СССР получил «участок территории в Люблинском воеводстве в треугольнике между реками Буг, Солокия и Хучва, к югу от Хрубешова и к востоку от Томашова Любленского». На территории участка находились населённые пункты Варяж, Белз, Кристинополь, Угнув, Безеёв, Боратын, Бояничи, Вербяж (Вербовое), Войславичи, Ворохта, Городловичи, Добрячин, Жабче-Муроване (Мурованое), Жужеляны, Заболотье, Забужье, Завишень, Конотопы, Корков, Корчев, Корчмин, Лешков, Любов (Лубновка), Мошков, Мяновице (Ниновичи), Опильско, Остров, Песочное, Поддубное, Пшемыслов (Перемысловцы), Русин, Савчин, Себечев, Стаевка, Теляж, Тудорковичи, Тушков, Угринов, Ульвовек, Хатовице, Хоробров, Цеблов, Шмитков.

На территориях четырёх гмин (Кристинополь (ныне — Червоноград), Белз, Хоробрув (Хоробров) и Ухнув), которые полностью перешли к СССР и трёх гмин (Варенж/Варяж, Долгобычев и Тарношин), которые перешли частично, проживало 14 тысяч человек. Население этой территории было выселено вглубь Польши, а также на территорию передаваемого Польше участка Дрогобычской области.

Из 48 тысяч гектаров территории 33 тысячи составляли пахотные земли, 9,5 тысяч — луга, 3,3 тысячи — леса и сады 21,2 га.

В числе недвижимости Советскому Союзу были переданы:

  • железнодорожные станции Угнев, Белз, Кристинополь и Сокаль, погрузочные пункты Корчев, Остров и Ульвувек и 65 км железнодорожного полотна;
  • электросеть высокого напряжения протяжённостью 44 км;
  • 10 действующих мелких предприятий, в числе которых:
    • спиртзавод в селе Лопаювка, производительностью 80 декалитров спирта в сутки;
    • элеватор на железнодорожной станции Сокаль
    • два действующих кирпичных завода (в селе Пшемыслов и в госхозе Жджаринки) производительностью до 1 млн штук кирпича в год каждый;
  • почтовое отделение в городе Белзе и мелкие коммутаторы в шести населённых пунктах;
  • 78 км шоссейных дорог с покрытием;
  • 18 школьных зданий, 18 читален и клуб в городе Белз;
  • одно больничное здание и одна амбулатория;
  • более 9 195 жилых, административных и хозяйственных строений, из которых 8 215 оставленных отселённым населением.

Последовательность событий

15 февраля 1951 года в Москве заключён «Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Польской Республикой от 15 февраля 1951 г. об обмене участками государственных территорий».

26 мая договор ратифицирован Сеймом Польской Республики, 28 мая — Президентом Польши Болеславом Берутом, 31 мая — Верховным Советом СССР.

5 июня в Варшаве произошёл обмен ратификационными грамотами.

В соответствии со ст.3 договора образована смешанная комиссия и начаты работы по демаркации границы.

23-25 июня на заседании Уполномоченных Советской и Польской стороной утверждены инструкции по передаче и приёму имущества на обмениваемых между Союзом ССР и Польской Республикой участках государственных территорий.

9 июля начаты работы по передаче и приёму имущества на обмениваемых участках территорий.

Работы по отселению населения c передаваемого участка Дрогобычской области закончены к 15 октября.

Работы по подготовке к передаче нефтепромысла закончены к 19 октября.

20 октября составлены акты по передаче недвижимого имущества, участки переданы и акты подписаны.

25 октября отвод погранвойск на новую границу.

К 26 октября с бывшей советской территории было отселено 7 167 семей из 32 066 человек: колхозников 5 995, рабочих и служащих 1 172. В южные области направлено 5 810 колхозных семей, в которых трудоспособных 14 648 человек.

Работа комиссии завершена к 10 ноября 1951 г.

16 ноября открыто железнодорожное пассажирское движение (после изменения ширины колеи) Львов — Рава-Русская — Угнев — Белз — Кристинополь — Сокаль. Автобусное сообщение Львов — Белз. Восстановлен мост через р. Солокия г. Белз. Закончено стр-во половины моста через р. Западный Буг у г. Сокаль, установлен проезд. Ведётся строительство второй половины моста. Установлена прямая телефонная и телеграфная связь со Львовом. Установлен временный радиоузел, действует радиовещание.

Работы выполнены досрочно. 17 ноября во Львове подписан заключительный договор.

> См. также

  • Западная Белоруссия
  • Западная Украина в составе Польши (1921—1939)
  • Операция «Висла»

Примечания

  1. Договор между СССР и Польской Республикой от 15 февраля 1951 г. об обмене участками государственных территорий.
  2. В официальном сообщении говорилось: «Правительство Польской Республики обратилось недавно к Правительству СССР с просьбой обменять небольшой пограничный участок территории Польши на равный пограничный участок территории СССР вследствие экономического тяготения этих участков к смежным районам СССР и Польши. Правительство СССР согласилось с предложением Правительства Польской Республики». /Известия,1951, 22 мая/
  3. 1 2 3 Речь вице-председателя Совета Министров Польши по случаю ратификации польско-советского договора от 15 февраля 1951 года про обмен участками государственных территорий 25 мая 1951 года
  4. В октябре 1948 года скважина № 117 на окраине села Бужанка обнаружила угольный пласт промышленной мощности. В 1950 году началось строительство будущего Нововолынска. В 1949—1950 годах были определены шахтные поля пяти будущих шахт, а запасы угля были оценены в 1,75 млрд.тонн. Данные геолого-разведки прогнозировали пролегание перспективного месторождения на юг, в направлении на Кристинополь.
  5. Нефтепромысел состоял из 97 действующих и 8 недействующих скважин в сёлах Чорна и Лодына Нижне-Устрикского района и сёлах Быстре и Липье Стрилковского района, а также 14 временно неэксплуатировавшихся скважин юго-западнее села Хревть в бывшей пограничной полосе.
  6. Если непосредственно по Бугу и Солокии проходила старая граница, то река Хучва указана как ориентир для нового участка границы (Хучва — второй по размеру левобережный приток Буга). От неё до новой границы расстояние около 20-25 км, в то время как «глубина» передаваемого участка в этом месте — всего 15 км. Лучше характеризует западную границу речка Варежанка, проходящая вдоль границы с юга на север (сначала западнее новой границы, а в районе Варяжа — восточнее) до впадения в Буг около 30 км.
  7. Докладная записка заместителя Председателя Совета Министров УССР (Л.Корниец) первому секретарю ЦК КП(б)У (Мельникову Л.Г.) про отселение жителей территории, передаваемой Польше. ЦДАГОУ, Фонд 1, опись 24, дело 868, стр.1-2.

С сентября 2018 года начался автоматический обмен информацией между российскими и зарубежными налоговыми органами

В соответствии с ранее заключенным Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (MCAA) от 29.10.2014 начался автоматический обмен информацией между российскими и зарубежными налоговыми органами. В рамках данного соглашения, российские налоговые органы будут в автоматическом режиме передавать информацию о счетах зарубежных пассивных компаний и их контролирующих лицах в страны их резидентства, а также — получать аналогичную информацию от зарубежных налоговых органов, подписавших соглашение.

Летом 2018 года к автоматическому обмену налоговой информацией присоединились 90 государств. Свою готовность передавать информацию в Россию на данный момент подтвердили 82 юрисдикции, в т.ч.:

· Лихтенштейн, Великобритания и Сингапур (должны направить информацию за 2017 отчетный год уже к осени 2018 года);

· Швейцария (информация за 2018 год будет направлена к осени 2019 года);

· Британские Виргинские о-ва, Бермуды, Джерси, Ирландия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды (юрисдикциями заявлено о готовности направления информации, конкретных сроков не указано).

По состоянию на июль Россия будет передавать информацию в 59 стран, первый обмен данными с ФНС РФ состоится уже в текущем месяце.

Какая информация подлежит передаче

В соответствии с соглашением об обмене, передаче подлежат следующие сведения:

· данные о счете (номер счета, наименование и данные банка, открывшего счет);

· финансовая информация по состоянию за отчетный год и конец отчетного года (баланс счета, общая сумма процентов, которые поступили на счет по вкладу, депозитарному счету; общая сумма дивидендов и купонного дохода по облигациям);

· для физических лиц – код страны, ИНН, ФИО, дата рождения и адрес проживания;

· для юридических лиц: код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес;

· данные о контролирующем лице пассивной компании. В случае, если контролирующее лицо является нерезидентом, необходимо предоставить код страны, ИНН, ФИО, дату рождения и адрес проживания;

· поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода.

Данный перечень является закрытым. Сведения об источнике происхождения денежных средств в нем отсутствуют и могут быть предоставлены только по дополнительному запросу.

В соответствии со стандартом по автоматическому обмену информацией (CRS) передаче подлежит информация о следующих счетах:

· о всех счетах физических лиц (независимо от суммы баланса счета);

· о существующих корпоративных счетах (счета компаний, партнерств, частных фондов и трастов), остаток по которым на 31 декабря соответствующего года составляет не менее 250 000 USD. В случае, если клиент и (или) его контролирующее лицо является налоговым резидентом иностранного государства, этот порог носит для банка рекомендательный характер (информацию можно передавать и по счетам с суммой менее 250 000 USD);

· обо всех новых корпоративных счетах (независимо от суммы).

Информация должна быть предоставлена до 31 мая года, который следует за отчетным годом.

До 31 июля 2018 года финансовым организациям было необходимо отчитаться в ФНС РФ по ранее заключенным договорам с физическими лицами на сумму, превышающую 1 000 000 USD и с юридическими лицами – по договорам на сумму, превышающую 250 000 USD.

Схема передачи информации такова: она будет передаваться организацией финансового рынка налоговому органу страны своего резидентства, а уже оттуда направляться в зарубежный налоговый орган. В соответствии со ст.142 НК РФ, к организациям финансового рынка относятся: кредитная организация, страховая компания, участник рынка ценных бумаг, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, а также управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.

Банкам необходимо провести процедуры Duediligence в отношении счетов своих клиентов (существующих и вновь открываемых), а также определить, является ли клиент подотчетным лицом (резидентом страны-участника соглашения) и определить налоговое резидентство держателя счета. Информация будет анализироваться на основе данных, которые были получены банком при анкетировании клиента.

Российские налоговые органы будут получать информацию как по личным зарубежным счетам российских налоговых резидентов, так и по счетам зарубежных пассивных компаний, контролирующими лицами которых являютсяроссийские бенефициары (физические лица — налоговые резиденты РФ).

Если физическое лицо (российский налоговый резидент) имеет в собственности зарубежную пассивную компанию (не менее 50% дохода которой генерируется от пассивных доходов — процентов, дивидендов, роялти, арендных платежей), например на Кипре, то вся идентифицирующая информация и информация по счету будет направляться в автоматическом режиме в ФНС России.

С 01.07.2015 в РФ вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам между государствами. На основании указанной Конвенции были разработаны:

— Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA),

— Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS).

Финансовая информация, которой планируют обмениваться страны, включает в себя сведения о счетах нерезидентов, суммах остатков и оборотов за отчетный год в отношении договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг.

Договор, предусматривающий оказание финансовой услуги:

— договор банковского счета (вклада),

— договор добровольного страхования жизни,

— договор о брокерском обслуживании,

— договор доверительного управления (в том числе договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом, присоединение к которому осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда),

— договор депозитарного обслуживания,

— пенсионный договор,

— договор с клиринговой организацией об оказании клиринговых услуг,

— договор инвестиционного товарищества

— или иной договор, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

В основном контролирующие органы интересуются информацией о физических лицах, являющихся конечными бенефициарами доходов, получаемых ими в иностранных государствах.

В настоящее время контролирующие органы государств уже обмениваются такой информацией, но на основании отдельных запросов. По новым правилам обмен информацией будет осуществляться на автоматической основе в унифицированном электронном формате ежегодно в течение 9 месяцев после окончания отчетного года.

Первый такой обмен финансовой информацией для России запланирован на сентябрь 2018 года.

Состав информации, подлежащей передаче в ФНС РФ:

1) Информация о клиенте / выгодоприобретателе / БВ, являющемся налоговым резидентом иностранного государства:

— ФИО / наименование,

— дата и место его рождения для ФЛ,

— адрес места фактического проживания / адрес в стране регистрации,

— государство налогового резидентства,

— иностранный ИНН.

2) Информация о договоре, предусматривающем оказание финансовой услуги:

— номер счета (или его аналог), номер и дату договора;

— сумма (остаток средств на счете или сумма договора);

3) информация о факте прекращения и о дате прекращения такого договора.

4) если размер суммы по счету ≤ 0 (в том числе в случае предоставления кредита (овердрафта) клиенту), то для целей предоставления информации соответствующая сумма признается = 0.

Само по себе участие в Конвенции не означает рассылку Россией информации о счетах нерезидентов государствам-оппонентам. Автоматический обмен осуществляется только между странами, заключившими двусторонние соглашения. В соглашении страны могут договориться таким образом, что одно государство представляет информацию полностью, а другое – в ограниченном виде, например, по определенным видам счетов. ФНС России пока не заключила двусторонние соглашения с контролирующими органами других стран.

Посмотрите данные сайта ОЭСР (октябрь 2017 года):

Вместе с тем для реализации требований Конвенции и MCAA Федеральным законом от 27.11.2017 № 340-ФЗ НК РФ дополнен новыми главами:

Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ (ТЕРРИТОРИЯМИ);

Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Новые обязанности финансовых организаций

Закон № 340-ФЗ, в частности, установил обязанность для организаций финансового рынка (банков, страховых компаний, брокеров и т.п.):

  • проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов;
  • определять статусы договоров / счетов (подлежит информация передачи / не подлежит);
  • ежегодно представлять сведения о счетах нерезидентов в ФНС России.

Положения НК РФ о составе финансовой информации соответствуют требованиям Единого стандарта отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS). Установление конкретной процедуры, сроков, состава информации и порядка ее представления в налоговое ведомство входит в компетенцию Правительства РФ. В настоящее время опубликован Проект Постановления Правительства РФ «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях» (по состоянию на 10.10.2017).

В отношении действующих договоров по состоянию на 01.01.2018 финансовые организации могут использовать имеющиеся в их распоряжении данные (данные программного обеспечения, договоры и т.п.). В течение 2 лет недостающую информацию нужно будет восполнить (в частности, ИНН в стране регистрации, место рождения). В отношении вновь заключаемых договоров (после 01.01.2018) финансовым организациям потребуется запрашивать у клиентов необходимые информацию и документы, подтверждающие налоговое резидентство.

В НК РФ нет оговорки о том, что представлять сведения в ФНС России нужно только о резидентах стран, с которыми подписаны двусторонние соглашения. Представлять сведения нужно по всем иностранцам (кроме указанных ниже ЮЛ), а так же по тем лицам, чье резидентство не установлено. Если нерезиденты финансовой организацией не выявлены, об этом она также обязана сообщить в ФНС России.

Передача информации в ФНС России не требуется:

— в отношении ЮЛ, осуществляющих активную деятельность. Информацию об активности организации можно оценить на основании СМИ (как указывает НК РФ: «из публично доступной информации можно разумно предположить…»);

Основные признаки активной организации:

  • менее 50% пассивных доходов;
  • акции обращаются на ОРЦБ.

— в отношении клиентов-ЮЛ, если величина остатка средств на счете на отчетную дату или суммы договора по существующим договорам составляет ≤ 250 тыс. долларов США;

— в отношении финансовых организаций из утвержденного перечня (освобожденные финансовые организации)

Освобожденные финансовые организации:

1) Центральный Банк Российской Федерации (Банк России),

2) ПФ РФ, ФОМС, ФСС,

3) акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»,

4) акционерное общество «Российская венчурная корпорация»,

5) Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов,

6) Государственная корпорация Фонд Содействия реформированию ЖКХ,

7) международные организации по перечню, утвержденному МИД РФ совместно с Минфином РФ.

Когда ФНС получит отчетность

Первая отчетность должна поступить в ФНС России от финансовых организаций до 31.07.2018 в отношении счетов клиентов, открытых до 2018 года. В дальнейшем отчетность будет направляться финансовыми организациями в ФНС России до 31 мая года, следующего за отчетным. В целях обеспечения новых положений НК РФ введены штрафные санкции:

Статья НК РФ

Нарушение

сумма штрафа, руб.

129.7 (п.1) Ненаправление в срок финансовой информации

500 000

129.7 (п.2) Невключение информации о клиенте, выгодоприобретателе и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих

50 000 за каждый факт

129.8 Нарушение порядка установления налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, путем непринятия установленных мер

50 000 в отношении каждого клиента, выгодоприобретателя либо лица, прямо или косвенно их контролирующего

За налоговые правонарушения, предусмотренные статьями 129.7 и 129.8 НК РФ, выявленные в 2017, 2018 и 2019 годах, налоговые санкции, предусмотренные указанными статьями, не применяются.

Аналогичные правила действуют и для счетов российских резидентов, открытых за рубежом в иностранных банках, фондах и т.п. Иностранные контролирующие органы будут получать информацию о счетах россиян от финансовых организаций своей юрисдикции и передавать в ФНС России.

В результате внедрения указанных изменений контролирующие органы государств планируют стереть границы между странами для усиления налогового контроля. Информация о счетах физических лиц, а также информация о конечных бенефициарах компаний, зарегистрированных за рубежом, и их доходах станет открытой для контролирующих органов.

Не смотря на то, что в настоящее время ФНС России не заключила двухсторонних соглашений с контролирующими органами других государств, налоговые органы РФ уже начнут аккумулировать сведения о нерезидентах, которые смогут использовать при проведении налоговых проверок, выявлении схем ухода от уплаты налогов, а также передавать иностранным контролирующим органам по их запросам (пока не в автоматическом режиме и не в унифицированном формате). Держателям счетов в иностранных Банках следует отслеживать заключения ФНС России двусторонних соглашений с другими государствами. Например, в настоящее время Швейцарией рассматривается возможность заключения такого соглашения с Россией, которое по прогнозу вступит в силу с 2019 года.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Обмен налоговой информацией 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *