Обеспечение по страхованию

Виды обеспечения по страхованию:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) единовременная страховая выплата;

3) ежемесячная страховая выплата;

4) оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Федерального закона №125-ФЗ.

Единовременная страховая выплата

Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (в 2019 году максимальная сумма составляет 100 512,29 рублей, без учета районного коэффициента).

В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты, назначаемой застрахованному в зависимости от степени утраты им профессиональной трудоспособности, определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 миллион рублей. Выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей), а также иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 7 Федерального закона №125-ФЗ, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.

Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

Единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованному не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного — лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.

Ежемесячная страховая выплата

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.

Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. Среднемесячный заработок исчисляется путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты. Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

В 2019 году проиндексированные ежемесячные страховые выплаты не могут превышать максимального размера 77 283,86 рублей (без учета районного коэффициента).

Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованному в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного -лицам, имеющим право на их получение, в периоды, установленные пунктом 3 статьи 7 Федерального закона №125-ФЗ. Ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены.

Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая

Реабилитация включает в себя такие мероприятия как:

— лечение застрахованного, осуществляемое непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

— приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

— посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за пострадавшим, в том числе осуществляемый членами его семьи;

— санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска, установленного законодательством Российской Федерации, на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно, проезд пострадавшего, а в необходимых случаях — также сопровождающего его лица к месту санаторно-курортного лечения и обратно, его проживание и питание;

— протезирование и обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, а также их ремонт;

— обеспечение специальными транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт, приобретение горюче-смазочных материалов;

— профессиональное обучение (переобучение).

Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона №125-ФЗ, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.

Если застрахованный одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию.

Виды обеспечения по страхованию:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) единовременная страховая выплата;

3) ежемесячная страховая выплата;

4) оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, установленный в соответствии с пунктом 12 статьи 12 Федерального закона №125-ФЗ.

Единовременная страховая выплата

Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (в 2016 году максимальная сумма составляет 90401,9 рубля).

В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты, назначаемой застрахованному в зависимости от степени утраты им профессиональной трудоспособности, определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 миллион рублей. Выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей), а также иным лицам, указанным в пункте 2 статьи 7 Федерального закона №125-ФЗ, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты.

Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.

Единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованному не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного — лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.

Ежемесячная страховая выплата

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.

Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. Среднемесячный заработок исчисляется путем деления общей суммы его заработка за 12 месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты. Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

В 2016 году проиндексированные ежемесячные страховые выплаты не могут превышать максимального размера 68270 рублей, установленного пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2014г. № 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются застрахованному в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае смерти застрахованного — лицам, имеющим право на их получение, в периоды, установленные пунктом 3 статьи 7 Федерального закона №125-ФЗ. Ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены.

Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая

Реабилитация включает в себя такие мероприятия как:

— лечение застрахованного, осуществляемое непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

— приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

— посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за пострадавшим, в том числе осуществляемый членами его семьи;

— санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска, установленного законодательством Российской Федерации, на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно, проезд пострадавшего, а в необходимых случаях — также сопровождающего его лица к месту санаторно-курортного лечения и обратно, его проживание и питание;

— протезирование и обеспечение приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, а также их ремонт;

— обеспечение специальными транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт, приобретение горюче-смазочных материалов;

— профессиональное обучение (переобучение).

Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона №125-ФЗ, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.

Если застрахованный одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию.

Размер ежемесячной страховой выплаты

Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

При расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются все виды оплаты его труда как по месту его основной работы, так и по совместительству, на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров учитываются, если с них предусматривалась уплата страховых взносов страховщику. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия.

Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

Если повлекшая повреждение здоровья работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев.

В случаях, если период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного Календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного, месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Ежемесячные страховые выплаты застрахованному, не достигшему на момент назначения обеспечения по страхованию возраста 18 лет, исчисляются из его среднего заработка, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

При невозможности получения документа о размере заработка застрахованного сумма ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами.

После представления документа о размере заработка сумма ежемесячной страховой выплаты пересчитывается с месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены соответствующие документы.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднею месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат.

Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты.

В связи с повышением стоимости жизни суммы заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличиваются в порядке, который устанавливается законодательством Российской Федерации.

Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных па эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.

При назначении страховых выплат застрахованному по нескольким страховым случаям ограничение максимальным размером применяется к общей сумме страховой выплаты.

УДК 368

С.В. ЧЕРЕПАНОВ,

аспирант

Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия

СТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ В СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Цель: определение и обоснование путей совершенствования социальной защиты работников в системе корпоративной социальной ответственности.

Методы: применены общенаучные подходы и методы научного познания.

Результаты: На основе анализа основных направлений использования страхования в целях социальной защиты работающего населения доказана необходимость изменений в этой сфере, предложены основные подходы и инициативы по совершенствованию системы социального страхования.

Научная новизна: Предложено построение системы социальной защиты работников в системе корпоративной социальной ответственности в России на принципах страхования. Выделены страховые аспекты в системе корпоративной социальной ответственности.

Практическая значимость: Реализация предложенных мер позволит значительно повысить эффективность и прозрачность системы социального страхования в России, оптимизировать затраты на социальную защиту.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность; социальная защита; социальное страхование; пенсионное страхование; медицинское страхование.

Введение

Уровень включенности бизнеса в решение социальных проблем российского общества в последние годы заметно растет. К числу наиболее выраженных направлений социальной активности бизнеса в России относятся: содержание и развитие социальной инфраструктуры как внутри компании, так и за ее пределами; развитие образования; предоставление медицинских и рекреационных услуг своим работникам; поддержка социально незащищенных слоев населения, ветеранов, пенсионеров, инвалидов; поддержка развития детей и молодежи; программы противодействия распространению наркомании и алкоголизма; спонсирование культурных и спортивных мероприятий и пр.

Однако эффективность проектов в области корпоративной социальной ответственности может быть выше при снижении количества ограничений, вызванных несовершенством законодательства, а часто и отсутствием законодательных норм. Именно поэтому сегодня государство становится приоритетным партнером бизнеса, который рассчитывает на поддержку своих инициатив и достойную оценку своего вклада в общественное развитие страны.

Основываясь на практике корпоративной социальной ответственности и признавая добровольный характер участия компаний в решении социальных проблем общества, следует отметить, что сегодня бизнес-сообществу необходимо содействие государства в разработке современных законодательных и регулирующих механизмов и инструментов, развивающих ряд направлений корпоративной социальной ответственности (социальная защита, охрана труда, экологическая безопасность и др.).

В настоящее время система социального страхования в России находится в стадии реформирования. Работодатели и работники считают ее дорогостоящей и малоэффективной, а также несправедливой из-за низких размеров социальных выплат. Значительные суммы страховых взносов тяжелым бременем ложатся на фонд оплаты труда. В 2011 г. совокупная ставка страховых взносов составила 34%. Из них 26% составили выплаты работодателей в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% — в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% — в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно .

Сегмент корпоративного страхования сотрудников в России активно развивается, во многом за счет возросшей роли страхования как части социального пакета, что доказывают российские и зарубежные исследования.

Создавшаяся ситуация в сфере социальной защиты населения предъявляет дополнительные требования, с одной стороны, к работодателям — по развитию программ компаний в сфере социального и медицинского страхования, корпоративных пенсионных систем; с другой стороны, к государству -в связи с необходимостью совершенствования системы социальной защиты населения Российской Федерации, нацеленной на повышение уровня и доступности такой защиты, а также долгосрочную финансовую устойчивость системы и повышение эффективности использования ее средств.

Результаты исследования

Социальное страхование

Для многих компаний корпоративная социальная ответственность зачастую начинается с разработки новых и повышения эффективности имеющихся программ социального страхования, в результате чего ряд компаний накопил значительный опыт по изучению и внедрению современных подходов в области социального страхования. Именно поэтому актуальной представляется активная совместная деятельность бизнеса и государства по совершенствованию системы обязательного социального страхования на основе современных подходов к решению проблем социального страхования.

Главным направлением совершенствования социального страхования видится достижение соответствия между размерами взносов на социальное страхование и конечными результатами их использования. В связи с этим бизнес готов поддерживать меры, направленные на повышение прозрачности системы: мониторинг социальных рисков и совершенствование методов актуарной оценки современных финансовых обязательств социального страхования .

Кроме того, следует отметить, что финансовая сфера социального страхования нуждается в определении четкого круга застрахованных и получателей выплат.

В целях использования потенциала негосударственных частных компаний предлагается рассмо-

треть возможные механизмы включения частных компаний в систему обязательного страхования, в том числе расширить возможности участия негосударственных страховых компаний в обязательном социальном страховании. Также необходимо стимулировать участие работников и работодателей в добровольном социальном страховании работников. Такое стимулирование может осуществляться через софинансирование государством взносов добровольного социального страхования, как это предлагается делать при формировании взносов на добровольное пенсионное страхование.

Пенсионное страхование

В современной пенсионной системе практически не используется потенциал негосударственных страховых компаний и пенсионных фондов. Правовые условия и механизмы для их привлечения к участию в системе до конца не сформированы.

Уровень финансовой грамотности и информированности граждан о пенсионной реформе невысок, что во многом является причиной недостаточной заинтересованности граждан в инвестировании пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Пенсионная система пока не смогла предложить эффективных стимулов для формирования активной позиции граждан в обеспечении размера будущей пенсии.

В настоящее время российские компании все больше осознают необходимость дополнительного пенсионного обеспечения и страхования. В создавшихся условиях они разрабатывают собственные корпоративные пенсионные программы и создают стимулы участия в них работников, иногда даже несмотря на значительные затраты и отсутствие регулирующих финансовых инструментов. Действия бизнес-сообщества в пенсионной сфере являются важным элементом национальной пенсионной системы и содействуют преодолению негативных процессов, с которыми в настоящее время сталкивается пенсионная реформа в России.

Для широкого внедрения и развития корпоративных пенсионных программ как эффективного инструмента социальной и кадровой политики компаний требуется разработка системы правовых инструментов и механизмов. Так, вводимая с 2013 г. «патентная система налогообложения» как замена ЕНВД и УСН не предусматривает уменьшение налога на сумму страховых взносов. Изменение режима налогообложения по договорам

с негосударственными страховыми институтами должно быть направлено на развитие добровольного участия в корпоративных пенсионных программах. Это создаст условия для повышения вклада негосударственных институтов в решение проблем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения страны в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что Федеральным законом № 243-ФЗ от 03.12.2012 внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования, в том числе предоставление с 2014 г. выбора варианта пенсионного обеспечения для лиц моложе 1967 г. рождения (в случае выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг предусматривается возможность направления средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере 6% либо 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса). Только в условиях совершенствования механизмов и расширения инструментов инвестирования средств пенсионных накоплений эти средства могут стать весомым источником финансирования национальных инвестиционных проектов.

Ряд коммерческих банков, понимая преимущества использования института накопительной части трудовой пенсии, начали создавать НПФ под своим брендом (ВТБ Пенсионный фонд, НПФ Сбербанка, Газфонд и т.д.). Таким образом, банки получают возможность аккумулировать часть доходов персонала в пенсионных фондах. Например, ВТБ (среднесписочная численность работников которого составила в 2011 г. — 13 132 человек) в рамках социальных выплат на пенсионное обеспечение ежеквартально переводит значительные суммы в НПФ .

Сейчас за счет корпоративных пенсионных программ некоторые пенсионеры получают дополнительные пенсии, способные существенно повысить коэффициент замещения их утраченного заработка. Так, на 1 января 2011 г. более 88 тыс. граждан получают негосударственную пенсию НПФ «Газфонд», средний размер которой составляет 6 425 руб. в месяц. По итогам 2010 г. фонд начислил на пенсионные счета застрахованных лиц, заключивших договоры об обязательном пенсионном страховании, 9,24% годовых, что превышает доходность ГУК за тот же период (7,62%). Доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений, аккумулиро-

ванных фондом за период 2005-2010 гг., в среднем за год составила 11%, накопленные доходы за тот же период выросли на 87%.

Исследования показывают, что граждане плохо информированы о реализации своих пенсионных прав. Проведенный ВЦИОМ опрос показал, что большинство застрахованных (73%) считают, что заботиться о пенсии должно государство, 8% предпочитают в этой роли видеть работодателей, меньшинство (1% от числа опрошенных) — профсоюзы .

Медицинское страхование

Российская система обязательного медицинского страхования, которая первоначально ориентировалась на опыт западных систем медицинского страхования, сегодня представляет собой вариант бюджетного финансирования государственных лечебных учреждений, а страховые компании в системе ОМС выполняют функции операторов денежных потоков. В настоящее время система ОМС не обеспечивает в полной мере объем гарантированной государством медицинской помощи. В частности, ОМС реально не покрывает стоимость лечения наиболее серьезных заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистые и некоторые другие), от которых часто зависит не только работоспособность, но и жизнь человека. В результате эти медицинские услуги реально оказываются недоступными значительным группам населения. Бизнес-сообщество же исходит из понимания, что этот социальный стандарт должен быть адресован всем категориям населения.

Нет сомнения, что различные схемы добровольного медицинского страхования необходимо поддерживать и развивать, однако эти схемы могут и должны рассматриваться не в качестве альтернативы, а в качестве дополнения к государственной системе ОМС.

Мировой опыт подтверждает необходимость широкого участия частных страховых компаний в ОМС. Для создания механизмов привлечения частных страховых компаний в систему ОМС необходима открытая дискуссия между органами власти, бизнесом, работодателями, работниками, частными страховыми компаниями.

Необходимо разработать целостную и системную концепцию обязательного медицинского страхования, построенную на экономических принципах взаимодействия государственных структур,

предпринимателей (работодателей), частных страховых компаний, медицинских учреждений и других заинтересованных сторон. Такая концепция должна базироваться на международных нормах и стандартах оказания медицинской помощи.

Необходимо обеспечить прозрачность и доступность понимания системы обязательного медицинского страхования для пользователей на основе расширения перечня медицинских услуг и четкого выделения тех, которые предоставляются в рамках системы ОМС.

Значимость медицинского страхования в системе корпоративной социальной ответственности подтверждается тем, что по состоянию на 2011 г. 83% рынка добровольного медицинского страхования занимает корпоративное страхование. В структуре сборов ДМС доля физических лиц незначительна и по экспертным оценкам составляет около 5% . По данным опроса, проведенного Исследовательским центром рекру-тингового портала superjob.ru в 2011 г. среди 1000 представителей отечественных предприятий и организаций, 66% компаний численностью более 5000 человек либо уже предоставляют своим сотрудникам ДМС, либо имеют такое намерение .

Выводы

Таким образом, корпоративная социальная ответственность в системе современных социально-трудовых и социально-экономических отношений представлена в виде одного из основных элементов механизма социальной защиты занятого населения. Полагаем, общая направленность социальной защиты в России должна носить страховой характер. Эффективная социальная защита может быть построена только на основе взаимодействия обязательного и добровольного страхования как единой системы, благодаря которой достигается приемлемый уровень социальной защищенности. Корпоративное страхование позволяет работодателю современными методами решить такие задачи, как привлечение на работу квалифицированных сотрудников и закрепление на предприятии наиболее ценных кадров, создать систему материального поощрения сотрудников. Происходит оптимизация затрат на социальную защиту работников и повышается заинтересованность работников в росте результатов своего труда и успешном развитии предприятия в целом.

Следует отметить, что страхование жизни и дополнительной пенсии сотрудников предприятии обеспечено налоговыми льготами:

— страховые взносы, уплаченные организацией, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (ст. 255 НК РФ);

— суммы страховых взносов не облагаются НДФЛ (ст. 213 НК РФ).

Современная концепция социального страхования предполагает, что взносы на социальное страхование соответствуют степени защиты, необходимой человеку в соответствии с существующими в обществе стандартами уровня и качества жизни; социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов; обязанность по уплате взносов несут солидарно государство, работодатели и работник. В этом смысле можно утверждать, что при трехстороннем формировании финансовых ресурсов контроль за их целевым использованием должен быть также трехсторонним.

Современные подходы к социальной защите формируют и новые требования к личной ответственности граждан в сфере их социальной защиты, в том числе их участия в социальном страховании с целью повышения степени собственной социальной защиты.

Список литературы

2. Кричевский Н.А. Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. — М.: Дашков и Ко, 2007. — 217 с.

5. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. — М.: Проспект, 2012. — 309 с.

6. Андрющенко Г.И. Современные тенденции эволюции систем социального страхования // Бизнес в законе. — 2011. -№ 3. — С. 161-164.

7. Savitz A., Weber K. Talent, Transformation and the Triple Bottom Line. Jossey Bass: 2013, p. 68-69.

В редакцию материал поступил 04.12.12 © Черепанов С.В., 2013

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как цитировать статью: Черепанов С.В. Страхование как инструмент социальной защиты работников в системе корпоративной социальной ответственности // Актуальные проблемы экономики и права. — 2013. — № 2(26). — С. 147-151.

S.V. CHEREPANOV,

Methods: general scientific approaches and scientific cognition methods are applied.

Key words: corporate social responsibility; social protection; social insurance; pensioninsurance; medical insurance.

7. Savitz A., Weber K. Talent, Transformation and the Triple Bottom Line, Jossey Bass: 2013, p. 68-69.

Information about the author

Обеспечение по страхованию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *