Объекты коммунальной инфраструктуры

О толковании понятия «инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса» при применении пункта 6 статьи 381 Налогового кодекса

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2006 года N 03-06-01-02/18

В Министерство финансов Российской Федерации поступило письмо Администрации ЗАТО г.Радужный от 12.04.2006 N 01-09-1074 с просьбой оказать содействие в разрешении ситуации, связанной с неоднозначным толкованием понятия «инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса» при применении пункта 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и о правомерности принятого Межрайонной ИФНС России N 10 по Владимирской области решения от 05.04.2006 N 18 в отношении МУП «Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный».
Министерство финансов Российской Федерации письмом от 20.10.2004 N 03-06-01/65 направило в Федеральную налоговую службу разъяснения по применению пункта 6 статьи 381 Кодекса, в соответствии с которыми под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса понимаются находящиеся на балансе налогоплательщика здания, сооружения, а также иные объекты недвижимого имущества и входящее в их состав инженерное оборудование, предназначенные для функционирования жилищно-коммунального комплекса, в том числе головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры — водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
Кроме того, при рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к «недвижимому имуществу» относятся, в частности, здания, сооружения, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в связи с чем под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается имущество, как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Одновременно обращаем внимание, что пунктом 6 статьи 381 Кодекса предусмотрено предоставление налоговой льготы в отношении находящихся на балансе организации объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса вне зависимости от оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере или иным организациям, в связи с чем при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно которому сведения об указанных объектах должны быть включены в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (до 1 января 2006 года — в градостроительный кадастр), а также иными нормативными документами, указанными в вышеназванном письме Минфина России.

В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. При этом по правилам ведения бухгалтерского учета единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым признается:
— объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
— отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенный самостоятельный функций;
— обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. При этом комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В то же время, в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (пункта 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России 13.10.2003 N 91н).
Учитывая изложенное, полагаем, что основными условиями для предоставления налоговой льготы по пункту 6 статьи 381 являются:
— признание основного средства объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в соответствии с названными выше документами (вне зависимости от раздельного учета в бухгалтерском учете отдельных его частей);
— использование данного объекта для функционирования жилищно-коммунального комплекса (вне зависимости от оказания балансодержателем услуг сторонним организациям);
— получение средств на содержание данного объекта из республиканского или местного бюджета.
По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, по объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, находящимся на балансе МУП «Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный» (указаны в приложении N 1* в разделе «Объекты инженерной инфраструктуры), финансирование на содержание которых осуществляется из городского бюджета, унитарное предприятие вправе использовать налоговую льготу по пункту 6 статьи 381 Кодекса.
________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».

В то же время, направляя на рассмотрение с учетом фактических обстоятельств дела письмо Администрации ЗАТО г.Радужный от 12.04.2006 N 01-09-1074 о правомерности решения Межрайонной ИФНС России N 10 по Владимирской области от 05.04.2006 N 18, просим сообщить о результатах рассмотрения и принятом решении в отношении налогообложения имущества МУП «Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный» Администрации ЗАТО г.Радужный, налогоплательщику и Департаменту.

Директора Департамента
М.А.Моторин

Письмо Администрации ЗАТО г.Радужный от 12.04.2006 N 01-09-1074

Администрация ЗАТО г.Радужный Владимирской области обращается к вам с просьбой оказать содействие в разрешении ситуации, связанной с неоднозначным толкованием понятия «инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса» и возможностью применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ (в редакции от 22.07.2005).
5 апреля 2006 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 10 по Владимирской области (далее — налоговый орган) было вынесено решение N 18 о привлечении Муниципального учреждения «Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный Владимирской области» (далее — МУ «ГКМХ») к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данное решение было вынесено на основании акта выездной налоговой проверки N 14 от 09.03.2003, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу о неправильном применении МУ «ГКМХ» в 2004 году и в первом полугодии 2005 года льготы по налогу на имущество, предусмотренной п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ (в редакции от 22.07.2005).
В соответствии с п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ (в реакции от 22.07.2005) освобождаются от уплаты налога на имущество организации — в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
По мнению налогового органа, МУ «ГКМХ» неправомочно применило льготу в отношении: нежилых помещений в жилых домах, автомобиля ВАЗ 21100, ряда объектов инженерной инфраструктуры (перечень этих объектов указан в приложении N 1*), здания городской бани.
________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».

22.03.2006 МУ «ГКМХ» (были представлены в налоговый орган возражения на акт выездной налоговой проверки N 14 от 09.03.2006. В своих возражениях МУ «ГКМХ» согласилось с выводами налогового органа о необоснованном включении в перечень льготируемого имущества нежилых помещении и автомобиля ВАЗ 21100. При этом было заявлено о несогласии с выводами налогового органа в части признания им неправомерным включения в перечень льготируемого имущества объектов инженерной инфраструктуры и здания городской бани.
Однако возражения МУ «ГКМХ» налоговым орган приняты не были. В результате было вынесено (решение от 05.04.2006 о привлечении МУ «ГКМХ» к налоговой ответственности.

Считаем указанное решение необоснованным и незаконным по следующим основаниям.

1.1. Налоговый кодекс РФ не содержит такого понятия как «объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса».
Следовательно, при определении указанного понятия необходимо руководствоваться законодательством других отраслей законодательства.
На необходимость такого подхода указало Министерство финансов РФ в своем письме от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27.

30.08.2005 Федеральная налоговая служба РФ в своем письме N ГВ-6-21/718@ указала нижестоящим налоговым органам на необходимость руководства данным письмом Министерства финансов РФ при решении вопроса о применении п.6 ст.381 Налогового кодекса РФ.
В письме Министерства финансов РФ от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27 разъясняется, что при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса следует руководствоваться положениями Градостроительного кодекса России, другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Классификатором работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов», утвержденным постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ (Федеральный закон от 07.05.98 N 73-ФЗ), действовавшего до 29.12.2004, «инженерная транспортная и социальная инфраструктуры — комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий».
В статьях 14 и 23 Кодекса было установлено, что виды систем инженерной инфраструктуры определяются градостроительной документацией и разрабатываемыми на ее основе специальными схемами и проектами развития инженерной инфраструктуры, утверждение которых находится в ведении органов местного cамоуправления.

При этом пунктом 13 раздела 3.1.5 «Генеральные планы» Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утверждена приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150) определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры — водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.
Кроме того, в письме Министерства финансов РФ указано, что перечень объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса содержится в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». К ним отнесены трубопроводы, линии электропередачи и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенные для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Согласно письму Министерства финансов РФ, в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235) относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цеха, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).
В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, в названном письме Министерства финансов РФ указано на возможность использования Классификатора работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов», утвержденный постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.

В соответствии с указанным постановлением в Перечень работ и услуг, подлежащих включению в ОКДП для раскрытия состава работ и услуг по лицензируемым видам деятельности — эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов, в частности, включены: посадка деревьев и кустарников; озеленение; разбивка газонов и цветников; работы по эксплуатации централизованных систем отвода поверхностных сточных вод; работы по эксплуатации централизованных систем сточных вод; работы по диагностике технического состояния централизованных систем отвода поверхностных сточных вод; работы по техническому обслуживанию централизованных систем отвода поверхностных сточных вод; сбор и перемещение различных видов отходов; услуги по ремонту дорожного покрытия; услуги по текущему ремонту автомобильных дорог; услуги по аварийному ремонту автомобильных дорог; услуги по капитальному ремонту автомобильных дорог; услуги по ремонту мостов; услуги по ремонту прочих сооружений; работы по эксплуатации систем водоснабжения, входящих в инфраструктуру городов и других населенных пунктов; работы по диагностике технического состояния систем водоснабжения; работы по техническому обслуживанию систем водоснабжения.
Указанную позицию Министерство финансов РФ изложило также в другом письме от 13.02.2006 N 03-06-02-02/14.
Таким образом, разъяснения Министерства финансов РФ и нормативно-правовые акты, которыми следует руководствоваться при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, указывают на необходимость отнесения к данному составу достаточно широкого перечня объектов.
Объекты, перечисленное в приложении N 1*, полностью соответствуют по своим родовым признакам и техническим характеристикам тем объектам, которые согласно письму Министерства финансов РФ от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27 относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
_________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».

1.2. Делая вывод о том, что объекты, перечисленные в приложении N 1*, не относятся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговый орган исходил из своего мнения о том, что они не используются при оказании услуг жилищному фонду.
_________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».
Тем самым налоговый орган, по сути, поставил возможность отнесения того или иного объекта к объектам инженерной инфраструктур жилищно-коммунального комплекса в зависимость от его использования при оказании услуг жилищному фонду.

Между тем вышеприведенный анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и разъяснения Минфина РФ не содержат никаких указаний на возможность руководства таким мнением и установления подобного рода зависимости.
Напротив, из вышеприведенного анализа следует, что под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса следует понимать объекты, которые обеспечивают развитие и функционирование не только жилищного фонда, но и всего муниципального образования и целом.
Кроме того, все объекты, перечисленные в приложении N 1*, входят в единую систему жилищно-коммунального комплекса ЗАТО г.Радужный и предназначены для нужд потребителей ЗАТО г.Радужный и обеспечения устойчивого развития и функционирования всего муниципального образования. При этом надлежащее функционирование данных объектов с технической точки зрения возможно только в неразрывной взаимной связи. Обособленное функционирование какого-либо из содержащихся в приложении N 1* объектов технически невозможно.
_________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».
Более того, осуществление любого ремонта или локализации аварии на объектах, указанных в приложении N 1*, влияет на работу всей инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Так, проведение ремонта на данных объектах сопровождается приостановкой подачи тех или иных коммунальных услуг другим объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в том числе стоящим на соответствующей ветке многоквартирным жилым домам.
_________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».
Следовательно, объект, указанные в приложении N 1*, существенным образом влияют на качество и систематичность услуг, оказываемых жилищному фонду. В связи с этим, полагаем, что мнение налогового органа о том, что объекты, указанные в приложении N 1*, не используются при оказании услуг жилищному фонду, необоснованно и является следствием незнания им процесса технического функционирования единой инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса ЗАТО г.Радужный.
_________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».

1.3. При решении вопроса о возможности отнесения объектов, указанных в приложении N 1*, к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса налоговым органом не была учтена имеющаяся по данному вопросу судебная практика.
_________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».
Так, не было учтено постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.07.2005 по делу N А79-465/2005. В названном постановлении суд указал на обоснованность отнесения к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса таких объектов, как: берегоукрепительные сооружения, дюкеры, дороги вдоль каналов, насосная станция.

В постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.02.2006 по делу N А79-7862/2005 признано обоснованным отнесение к инженерной инфрастуктуре жилищно-коммунального комплекса межпоселковых автомобильных дорог.
Объекты, перечисленные в вышеуказанных судебных постановлениях, непосредственно не связаные с жилищным фондом. Однако по своим родовым признакам и особенностям технического функционирования они являются ни чем иным, как объектами единой инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Аналогия между данными объектами и объектами, указанными в приложении N 1*, на наш взгляд более чем очевидна.
_________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».
О наличии названных судебных постановлений налоговый орган не мог не знать. Тем не менее пренебрег ими и принял решение, вступающее в явное противоречие с существующей судебной практикой.
Таким образом, исключение налоговым органом объектов, указанных в приложении N 1*, из состава льготируемого имущества не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, разъяснениям Министерства финансов РФ и вступает в противоречие с имеющейся судебной практикой.
_________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. — Примечание «КОДЕКС».

2. Вывод налогового органа о неправомерном включении МУ «ГКМХ» в состав имущества, не облагаемого налогом, является не обоснованным.
Как было сказано выше в письме Министерства финансов РФ от 16.08.2005 N 3-06-01-02/27, указано на необходимость руководства при уточнении конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, утвержденным постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51 Классификатором работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по виду деятельности «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов». В утвержденный указанным постановлением Перечень работ и услуг, подлежащих включению в ОКПД для раскрытия состава работ и услуг лицензируемым видам деятельности — эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов, кроме всего прочего, включены: услуги, связанные с эксплуатацией зданий и сооружений, услуги по управлению эксплуатацией зданий для предприятий торгов и, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Услуги бань относятся к бытовым услугам. Однако управление эксплуатацией зданием бани в проверяемый период осуществлялось МУ «ГКМХ», которое имело договор на обслуживание и техническую эксплуатацию здания бани, заключенный с МУП «ЖКХ». В рамках данного договора МУ «ГКМХ» осуществляло контроль за правильностью технической эксплуатации данного здания, давало указания, обязательные для исполнителя (МУП «ЖКХ»), т.е. выполняло именно функции управления эксплуатацией здания бани.

Кроме того, необходимо учитывать, что городская баня выполняет большую социальную функцию в ЗАТО г.Радужный.
Так, в общежитиях ЗАТО г.Радужный имеется значительное количество комнат, которые не оборудованы полным комплектом сантехнических приборов (ванны, душевые кабины). Граждане, проживающие в таких комнатах, могут должным образом совершить весь необходимый комплекс гигиенических процедур только в городской бане.
Не менее значима роль городской бани в периоды отключения водоснабжения в жилых домах в связи с ремонтом сетей водоснабжения или их плановой профилактики. Причем продолжительность таких периодов может достигать от месяца до двух. Очевидно, что в течение данных периодов единственным местом, где каждый житель города может совершить необходимый комплекс гигиенических процедур, является городская баня.
Социальная значимость городской бани учитывается в установлении цен на ее посещение. В проверяемый налоговым органом период стоимость двух часового сеанса в городской бане, составляла 40 рублей. Такая стоимость обеспечивала доступность посещения бани для всех слоев населения.
Таким образом, городская баня является достаточно важным звеном в системе жилищно-коммунального хозяйства города.
В связи с этим считаем что данное здание было обосновано отнесено МУ «ГКМХ» к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и исключено из перечня имущества, подлежащего обложению налогом.

3. При вынесении решения о привлечении МУ «ГКМХ» к налоговой ответственности налоговым органом не было учтено правило, закрепленное в п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ.
Согласно данной норме сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
Отсутствие в НК РФ определения понятия «инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса» является ничем иным как неясностью законодательства о налогах и сборах. Однако, в нарушение п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ данная неясность была истолкована не в пользу налогоплательщика, а против него.

4. Решение налогового органа существенным образом подрывает интересы бюджета.
МУ «ГКМХ» является: учреждением, которое полностью финансируется за счет средств бюджета. Своих собственных средств у данного учреждения нет. В связи с этим фактическим плательщиком любых налогов, в т.ч. и налоговых санкций, по данному учреждению является бюджет города.
Решение налогового органа предполагает необходимость взыскания с МУ «ГКМХ» денежных средств на общую сумму свыше трех миллионов рублей.
Таким образом, оставление решения налогового органа в прежнем виде неизбежно приведет к существенному сокращению средств городского бюджета и невозможности решения ЗАТО г.Радужный целого ряда социальных задач.
На основании изложенного и в целях единства государственной финансовой и бюджетной политики, а также соблюдения интересов бюджетов всех уровней, убедительно просим вас:
— провести; анализ описанной нами ситуации и довести до нас свое мнение о правомерности решения Межрайонной инспекцией ФНС России N 10 по Владимирской области от 05.04.2006 N 18 о привлечении Муниципального учреждения «Городской комитет муниципального хозяйства ЗАТО г.Радужный Владимирской области» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
— в случае признания вами факта необоснованности вышеуказанного решения довести свои соответствующие разъяснения до Федеральной налоговой службы России.
Текст документа сверен по:
рассылка

Для пилотной апробации проекта модернизации объектов коммунальной инфраструктуры со степенью износа свыше 60 процентов отобрано несколько регионов. После детальной проработки документации и прохождения процедур согласования с Минстроем России, региональные команды защищают проекты и берут на себя обязательства по их реализации в установленные сроки и по заявленным параметрам эффективности.
«На регионах лежит большая ответственность по реализации одобренных проектов, поскольку важно показать на конкретном примере высокую эффективность программы. От того, как будут реализованы мероприятия в пилотных регионах, зависит дальнейшее финансирование аналогичных проектов в остальных субъектах», — отметил глава Минстроя России Владимир Якушев.
Так, первыми одобрены мероприятия по комплексной модернизации коммунальных сетей в г. Орске Оренбургской области. Износ более половины тепловых сетей в городе составляет свыше 70 процентов, состояние теплообменного оборудования в многоквартирных домах за годы эксплуатации пришло в неудовлетворительное состояние и нуждается в замене. Кроме того, в изношенном состоянии находится одна из крупнейших водных магистралей, которая поставляет воду в дома горожанам. На сетях водоснабжения происходит до 20 порывов в год, на устранение нештатных ситуаций уходит до двух суток, в это время без воды остаются жители. Для решения этих проблем оренбургскими специалистами разработан проект по модернизации объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в Орске.
В течение двух лет в городе будут проведены мероприятия по обновлению системы теплоснабжения, замене чугунного водовода на новый стальной большего диаметра, а также реконструированы две линии илопровода с переходом через реку Урал. Общий бюджет проекта составляет почти 400 млн рублей, из которых 349 млн рублей – средства федерального бюджета. Остальную часть финансирования составят инвестиционные вложения.
Проект в Орске станет первым в стране, который будет реализован в рамках программы Минстроя России по модернизации коммунальной инфраструктуры с износом более 60 процентов.
Владимир Якушев поддержал проект, подчеркнув, что в нем большое внимание уделено техническим решениям, что позволит привести объекты ЖКХ в нормативное состояние.
Глава ведомства также отметил, что реализация мероприятий по приведению в нормативное состояние коммунальных объектов города позволит улучшить качество коммунальных услуг и послужит плацдармом для тиражирования практик по модернизации ЖКХ на территории всей страны.
Справочно:
О готовности предложений по модернизации коммунальной инфраструктуры со степенью износа более 60 процентов Владимир Якушев сообщил на первом рабочем совещании, которое провел в министерстве 22 января вице-премьер Марат Хуснуллин. Министерством были разработаны Правила предоставления субсидий на реализацию мероприятий по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с износом более 60 процентов. Предполагается, что субсидия будет предоставляться как на капитальные вложения по проектам модернизации инфраструктуры, так и на компенсацию процентной ставки по кредиту, полученному для реконструкции и модернизации таких объектов, компенсацию затрат концессионера или в виде льготы по налогу на имущество в отношении объектов налогообложения, введенных в эксплуатацию по результатам реконструкции или модернизации коммунальных объектов с высоким износом.
Дополнительное финансирование мероприятий по созданию и модернизации коммунальной инфраструктуры будет способствовать достижению показателей национального проекта «Жилье и городская среда» по увеличению объемов ввода многоквартирного жилья.

Из данного в Законе определения организации коммунального комплекса можно выделить три признака, одновременное наличие которых свидетельствует об относимости организации к коммунальному комплексу.
Во-первых, организация коммунального комплекса должна иметь статус юридического лица. Индивидуальный предприниматель, действующий без образования юридического лица, либо простое товарищество не могут относиться к организациям коммунального комплекса, что выводит их из-под правового регулирования данного Закона, но не запрещает заниматься аналогичными видами деятельности. Объективных причин для такого исключения индивидуальных предпринимателей из коммунального комплекса нет. Подобное положение вещей в ближайшее время потребует устранения пробела в законодательстве путем внесения изменений (дополнений).
Во-вторых, организация коммунального комплекса должна непосредственно осуществлять эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры либо иных объектов.
В-третьих, эксплуатация системы (систем) коммунальной инфраструктуры должна осуществляться для производства товаров и услуг в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а эксплуатация иных объектов должна осуществляться для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Под системами коммунальной инфраструктуры законодатель понимает совокупность производственных и имущественных объектов. При этом в такую совокупность могут быть включены практически любые объекты гражданских прав, любое используемое в гражданском обороте имущество, обладающее двумя указанными в Законе признаками. Такими признаками являются сфера использования указанного имущества (функциональный признак) и местонахождение имущества (территориальный признак).
Функциональный признак систем коммунальной инфраструктуры подразумевает использование имущества исключительно для целей электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Наличие этого признака позволяет исключать из состава тарифов затраты на содержание имущества, не используемого при осуществлении указанных видов деятельности, а также более эффективно проводить анализ инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Территориальный признак систем коммунальной инфраструктуры подразумевает их расположение (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенность для нужд потребителей этих муниципальных образований. Данный признак является значимым для установления надбавок к тарифам организаций коммунального комплекса, используемых на реализацию инвестиционных программ, так как полномочия по установлению указанных надбавок принадлежат органам местного самоуправления, осуществляющим свои властные полномочия в границах одного муниципального образования. Подобного значения для процедуры установления тарифов территориальный признак не имеет.
В отличие от систем коммунальной инфраструктуры, объектом которых является некоторая совокупность имущества, необходимая при осуществлении данного вида деятельности, объектами, используемыми для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, признаются только те единичные объекты (вещи), которые непосредственно используются для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Кроме того, территориальное месторасположение этих объектов не имеет значения. Вероятно, это связано с тем, что при осуществлении данного вида деятельности имеет значение место изъятия твердых бытовых отходов, а не место их утилизации (захоронения). Традиционно места утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов находятся за пределами населенных пунктов и используются одновременно потребителями нескольких муниципальных образований.
Производственная программа организации коммунального комплекса является одной из составных частей бизнес-плана организации, содержащей не только перечисление видов продукции (услуг), которые планируется выпускать (предоставлять) в ходе эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры или иных объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (осуществления деятельности), с указанием объемов производства и обоснованием ценовых показателей, но также и план мероприятий по реконструкции указанных систем. Без плана реконструкции указанных систем производственная программа не может быть признана производственной программой организации коммунального комплекса.
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования (далее — программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры), несмотря на свое название, представляет собой программу строительства и (или) модернизации не только систем коммунальной инфраструктуры, но и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Назначением программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры является обеспечение соответствия возможностей указанных систем изменяющимся потребностям жилищного и промышленного строительства (потребителей). При этом органы местного самоуправления, утверждающие программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры, планируют (прогнозируют) темпы и объемы данного строительства в целях создания условий для гармоничного развития территорий.
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, согласно данному в Законе определению, представляет собой программу финансирования строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов (вероятно, имеются в виду твердые бытовые отходы), в целях реализации программы комплексного развития. Таким образом, из сопоставления легальных определений инвестиционной программы организации коммунального комплекса и программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования становится очевидно, что в данном Федеральном законе роль инвестора или, иными словами, собственника систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, отводится муниципалитетам в лице органов местного самоуправления. Подтверждение этому можно найти в ст. 11 данного Закона, регулирующей порядок реализации инвестиционных программ. Данное обстоятельство влечет за собой необходимость внесения изменений как в легальные определения понятий систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, так и в определение предмета регулирования настоящего Закона, поскольку в существующем виде они являются неточными и не соответствуют общему смыслу Закона.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, по смыслу настоящего Закона, представляют собой ценовые ставки, по которым осуществляются непосредственные расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары и услуги. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат включению (включаются) в состав цен (тарифов) для потребителей. Надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не включаются в состав тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Цены (тарифы) для потребителей представляют собой ценовые ставки, которые включают в себя тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, или, иными словами, являются их суммой, обеспечивающей производство товаров и услуг (необходимую валовую выручку) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Примером такой суммы может являться стоимость водоснабжения (цена (тариф) для потребителя), которая складывается из нескольких тарифов на товары (услуги) для организаций коммунального комплекса, в частности тарифов на добычу воды, очистку воды, транспортировку воды.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что понятие цены (тарифа) для потребителей, данное в настоящем Федеральном законе, не распространяется на электро- и теплоснабжение. Надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, подобно надбавкам к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, не включаются в состав цен (тарифов) для потребителей.
Согласно данному в Законе определению, тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) представляет собой ценовую ставку, формирующую плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов). Данная ценовая ставка устанавливается за определенную единицу потребляемой нагрузки, измеряемую в физических величинах.
Под тарифом организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры понимается ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса. Используется указанная ценовая ставка исключительно в целях финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения является платой, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Размер этой платы определяется как произведение тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) и количества единиц потребляемой нагрузки, измеряемой в физических величинах.
Надбавка к цене (тарифу) для потребителей устанавливается органами местного самоуправления в целях финансирования инвестиционных программ коммунального комплекса и, подобно цене (тарифу) для потребителей, является суммой надбавок к тарифам на товары и услуги тех организаций коммунального комплекса, которые реализуют утвержденные органами местного самоуправления инвестиционные программы.
Надбавка к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет собой ценовую ставку, используемую для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса. Данная надбавка является составной частью надбавки к цене (тарифу) для потребителей.
Согласно данному в Законе определению, под совместным употреблением слов «тарифы» и «надбавки» следует понимать собирательный образ предмета регулирования как вида деятельности, осуществляемого соответствующими регулирующими органами на основе Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также правил, утверждаемых Правительством РФ во исполнение указанного Закона.
Мониторинг выполнения производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса представляет собой периодический сбор информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы коммунального комплекса, а также о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с выполнением последующего анализа указанной информации. Осуществляют такой мониторинг органы государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также органы местного самоуправления. При этом настоящий Федеральный закон наделяет органы местного самоуправления компетенцией по мониторингу как производственной программы, так и инвестиционной программы, в то время как органы государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, наделяются полномочиями по мониторингу только производственной программы. Методику проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок Правительством РФ.
Понятие доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, приведенное в Законе, представляется неточным и неоднозначным. Так, например, согласно тексту Закона, под доступностью для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса понимается доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. При этом остается неясным, что понимается непосредственно под доступностью. Естественно, что под доступностью в данном случае не может пониматься прямое соотношение уровня дохода потребителя и цен (тарифов) для потребителей на товары (услуги) организаций коммунального комплекса. В данном случае, вероятно, можно говорить о доступности как о соотношении определенной части дохода потребителя, остающейся после приобретения им товаров и услуг, входящих в состав так называемой минимальной потребительской корзины.
В силу того что настоящий Федеральный закон относит к категории потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса не только граждан, но и иных лиц, участвующих в гражданских правоотношениях, т.е. юридических лиц, а также органы государственной и муниципальной власти, то под доступностью в таких случаях можно понимать соотношение части дохода потребителей, оставшейся после совершения ими обязательных платежей, обеспечивающих их нормальное функционирование. Опять не ясно, с чем соотносится «часть дохода потребителя». Можно закончить предложение так же, если это верно: «…функционирование, и цен (тарифов) для потребителей на товары (услуги) организаций коммунального комплекса».
Комментируемый Федеральный закон под потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов понимает любых лиц, приобретающих по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее — потребители). Потребителем может выступать как гражданин, так и юридическое лицо либо государственный или муниципальный орган. При этом определяющим в данном понятии является наличие договора купли-продажи электрической и тепловой энергии, а также воды либо договора о возмездном оказании услуг водоотведения или утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Никакие иные гражданско-правовые договоры не могут служить основанием для отнесения к группе потребителей в смысле, придаваемом этому понятию настоящим Федеральным законом.
Кроме того, следует отметить, что Закон делит потребителей на две группы: потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе и иные потребители. При этом потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе делятся еще на две группы: потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в многоквартирных домах и потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилом доме.
Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилом доме являются собственники этого дома или уполномоченные ими лица, предоставляющее коммунальные услуги.
Недостатком определения этой группы потребителей является то, что в данном Законе не дается легальных определений понятий «жилой дом» и «коммунальные услуги». Если в случае с понятием «жилой дом», исходя из содержания предшествующего подпункта комментируемой статьи, можно сделать вывод о том, что под ним понимается строение, используемое для проживания людей и не являющееся при этом многоквартирным, то в случае с понятием «коммунальной услуги» придется либо пытаться вывести его из перечисления видов экономической деятельности, приведенного в ст. 1 настоящего Закона, либо, что более вероятно, обращаться к иным нормативным актам.
Особо следует обратить внимание на то, что по смыслу данного Закона не являются потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса собственники жилых помещений в многоквартирных домах, за исключением случаев непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Под финансовыми потребностями организации коммунального комплекса в данном Законе понимаются расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, который необходим для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры. Данное понятие по своему смыслу идентично используемому в иных нормативных актах понятию «необходимая валовая выручка».
Под объективным изменением условий деятельности организаций коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ими товаров (оказываемых услуг), в данном Федеральном законе понимается довольно широкий перечень событий. В теории, помимо изменения законодательства Российской Федерации, роста инфляции, превышающего учтенный в расчетах при утверждении тарифов, и изменения тарифов на топливно-энергетические ресурсы, превышающего размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, практически любое изменение условий осуществления деятельности, отражающееся на экономических показателях организации коммунального комплекса, может быть признано объективным изменением условий деятельности организаций коммунального комплекса, влияющим на стоимость производимых ими товаров (оказываемых услуг). Для этого необходимо, чтобы такие условия были определены Правительством РФ.

Разъяснения ФНС для юридических лиц

О применении коэффициентов при жилищном строительстве и порядке заполнения декларации по земельному налогу
Вопрос:
в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическим лицам на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится:

— с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;

— с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства.

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@, не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Разъяснения:

Переданным на государственную регистрацию в Минюст России приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@» предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.

О налогообложении участков под ИЖС в собственности юридических лица

Вопрос:

Организация по договору купли-продажи приобрела в собственность земельный участок у физического лица. Какую налоговую ставку надо применять в отношении земельного участка, находящегося в собственности юридического лица, с разрешенным использованием «Для индивидуальной жилой застройки»?

Разъяснения (рекомендации):

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ.

Используемое в Градостроительном кодексе РФ понятие «объект индивидуального жилищного строительства» не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физическим лицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство. Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам — физическим или юридическим лицам.

О налогообложении земельных участков, занятых зданиями трансформаторных подстанций и распределительных пунктов

Вопрос:

По какой налоговой ставке следует облагать земельные участки, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, занятые зданиями трансформаторных подстанций и распределительных пунктов? Относятся ли данные участки к участкам, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса?

Разъяснения (рекомендации):

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. В силу положения ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях.

Согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.

О применении повышенной налоговой ставки в отношении неиспользуемой с/х земли при смене собственника

Вопрос:

Правомерно ли применять повышенную налоговую ставку в отношении земельного участка из состава земель сельхозназначения, указанного в постановлении органа госземнадзора о назначении административного наказания, подтверждающего неиспользование земельного участка для сельхозпроизводства, в случае смены собственника земельного участка при отсутствии устранения выявленного нарушения земельного законодательства?

Разъяснения (рекомендации):

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК РФ, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

Объекты коммунальной инфраструктуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *