Элементы налога
-
Субъект налогообложения (налогоплательщик).
-
Предмет и объект налогообложения.
-
Масштаб налога и единица налога.
-
Налоговая база.
-
Налоговый период.
-
Налоговая ставка и метод налогообложения.
-
Налоговые льготы.
-
Порядок и способы исчисления налога.
-
Порядок и способы уплаты налога.
-
Сроки уплаты налога.
Субъект налогообложения (налогоплательщик) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы субъекта налогообложения.
По российскому законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. К иным категориям налогоплательщиков относятся обособленные подразделения организаций (филиалы, представительства), самостоятельно реализующие товары и услуги, а также постоянные представительства иностранных юридических лиц.
Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода. Поэтому следует отличать налогоплательщика от носителя налога. Носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налогообложения. Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге. Именно за счет носителя налога налоговый платеж уплачивается в бюджет.
В налоговых правоотношениях также следует отличать налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов. Налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя (представительство по закону) или уполномоченного представителя (представительство по доверенности). Примером первого может служить обязанность родителей уплатить подоходный налог с доходов, полученных ребенком. В качестве второго вида представительства выступает юридическое или физическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы во всех взаимоотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Например, налогоплательщик может поручить третьему лицу уплатить налог в бюджет в счет погашения долга.
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты.
Резиденты имеют постоянное местопребывание в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность). Необходимое условие – проживание гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в календарном году, а с 1 января 2007 г. – не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).
Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.
Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия. Когда временного критерия недостаточно, для определения места налогообложения лица используются дополнительные признаки: место расположения привычного местожительства, центр жизненных интересов, место обычного проживания, гражданство, а также по договоренности налоговых органов.
Для определения налогового статуса юридических лиц используют тесты инкорпорации, юридического адреса, места центрального управления компанией и др., а также их комбинации. Например, в соответствии с тестом инкорпорации, лицо признается резидентом в стране, если оно в ней зарегистрировано.
В целях стабильности экономической и налоговой политики государства юридические лица различаются не только по принципу резидентства, но и по другим основаниям. С позиций налогоплательщика важное значение имеют такие основания, как организационно-правовая форма, численность работающих, вид хозяйственной деятельности, подчиненность предприятия.
Предмет налогообложения – это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и т. п.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.
Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. К ним относятся совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.
Следовательно, объект и предмет налогообложения – понятия не тождественные. Предмет налогового обложения обозначает признаки фактического (не юридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий, объектом же налога является право собственности на землю.
Необходимость четкого разделения этих понятий вызвана, в частности, потребностью вычленить среди сходных предметов тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия. Например, совокупным доходом физических лиц можно считать не только получение денег и материальных благ, но и различных льгот и привилегий как особых предметов налогообложения. Поэтому неоднозначные трактовки понятия дохода могут привести к ущемлению прав налогоплательщика или к использованию различных лазеек для уклонения от уплаты налога.
Объект налогообложения также необходимо отличать от источника налога. Источник налога – это резерв, используемый для уплаты налога. Существует два источника – доход и капитал налогоплательщика.
В общетеоретическом аспекте объекты налогообложения можно подразделить на виды: 1) права имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности); 2) действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территорию страны); 3) результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).
Согласно ст. 38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Это – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Из приведенного списка явствуют те правовые ограничения, которые заложены в отношении объектов налогообложения. Достаточно «общий» характер имеют поименованные объекты налогообложения: имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ и оказанных услуг). Например, имущество может превратиться в довольно большой перечень объектов, поскольку он согласно ГК РФ является неограниченным.
Для того чтобы исчислить налог, предмет налога необходимо каким-то образом измерить и произвести его оценку для отражения в бухгалтерском учете. Любая оценка чего-либо требует выбора соответствующего масштаба.
Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым, определяя масштаб налога.
Масштаб налога – установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.
Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении транспортного налога – мощность двигателя, массу автомобиля или объем двигателя.
Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении земель в этом качестве выступают гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости – рубль; при исчислении транспортного налога – лошадиная сила.
В Кратком курсе финансовой науки (1929 г.) Д. Боголепов отметил, что «разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица измерения берется как принцип (в промысловом налоге, например, сбор со станка, а не с рабочего, не с дохода, не с капитала и т. д.), единица обложения берется как мера (с каждого станка столько-то)».
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Примерами налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими показателями – объем добытого сырья.
Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
Налоговая база в ряде случаев является частью предмета налогообложения (например, налогооблагаемая прибыль), в других случаях не входит в состав предмета налогообложения (например, при сборе за использование местной символики наличие соответствующих слов и графических символов выступает в качестве объекта налога, а базой является полученная налогоплательщиком выручка от реализации).
Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода:
1. кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и другое название – метод присвоения;
2. накопительный метод – доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.
В российском налоговом законодательстве кассовый метод используется, например, при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, а также доходов физических лиц. В некоторых случаях налогоплательщик может самостоятельно выбирать метод признания доходов и расходов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций).
В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения базы налога. К ним относятся:
1. прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль;
2. косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. Иными словами, при отсутствии сведений о доходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;
3. условный способ (презумптивный), который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (например, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);
4. паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога (но не дохода). Например, за рубежом иногда взимается налог с пенсионеров, равный 12% суммы их расходов на проживание.
1. Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками:
1.1. от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь, – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса (далее – налоговые резиденты Республики Беларусь);
1.2. от источников в Республике Беларусь, – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.
2. Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы, полученные плательщиками:
2.1. от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами по заключенным между ними трудовым договорам, договорам купли-продажи и (или) иным гражданско-правовым договорам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
2.2. в размере оплаты организациями или индивидуальными предпринимателями расходов на проведение презентаций, юбилеев, банкетов, совещаний, семинаров, конкурсов профессионального мастерства, культурных, представительских мероприятий, связанных с осуществляемой ими деятельностью;
2.3. в виде материального обеспечения, в размере оплаты или возмещения организациями и индивидуальными предпринимателями расходов на проведение спортивных или спортивно-массовых мероприятий (за исключением доходов в виде призов, вознаграждений тренерам, судьям по спорту, а также иным физическим лицам, привлекаемым для проведения таких мероприятий по гражданско-правовым договорам);
2.4. в размере стоимости приобретенной организациями или индивидуальными предпринимателями бутилированной воды, в размере стоимости подаренных живых цветов, а также средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, выданных плательщику, или компенсации в размере стоимости таких средств, приобретенных плательщиком за свой счет, в размере стоимости спортивной формы, униформы, фирменной одежды, выдаваемых во временное пользование, специального снаряжения, в том числе выдаваемого в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь работникам инкассации;
2.5. в размере залоговой стоимости сдаваемой тары, за исключением случаев, когда сбор (заготовка) и последующая сдача тары производятся в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;
2.6. причинившими вред, в размере возмещения такого вреда другими лицами, обязанными его возместить в соответствии с законодательством, если иное не установлено настоящей главой;
2.7. в размере оплаты стоимости медицинских услуг или возмещения расходов на оплату таких услуг в случае получения плательщиком увечья или иного повреждения здоровья по вине других лиц, в том числе в результате противоправных действий, чрезвычайного и (или) дорожно-транспортного происшествий;
2.8. в размере оплаты стоимости транспортных услуг по перевозке к месту работы (службы, учебы) и обратно, а также при исполнении плательщиками трудовых обязанностей, произведенной за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся для плательщиков местом основной работы (службы, учебы);
2.9. в размере превышения размеров платы за оказываемые учреждением образования услуги в сфере образования над фактически внесенной суммой платы за соответствующие услуги в этом учреждении образования;
2.10. в размере стоимости обязательных или внеочередных медицинских осмотров работников, проводимых в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, оплаченной или возмещенной за счет средств организации или индивидуального предпринимателя;
2.11. в размере стоимости медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения или иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством, и содержащимися за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся для такого плательщика местом основной работы (службы, учебы);
2.12. в размере стоимости услуг по приглашению на работу, проживанию и регистрации, оплаченных за счет средств организации или индивидуального предпринимателя, если на организацию или индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством возложена обязанность по несению таких расходов;
2.13. в размере стоимости обучения, в том числе переподготовки, профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки, связанного с деятельностью, осуществляемой плательщиком в организации или у индивидуального предпринимателя, являющихся для него местом основной работы (службы, учебы), и оплаченного за счет средств такой организации, индивидуального предпринимателя или за счет средств бюджета;
2.14. в размере оплаты организацией стоимости обучения, в том числе профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки, члена органа управления организации, члена профсоюзной организации, связанного соответственно с деятельностью органа управления организации, деятельностью профсоюзной организации;
2.15. в виде выплат, производимых организацией или индивидуальным предпринимателем и компенсируемых в соответствии с законодательством за счет средств республиканского бюджета, предназначенных для возмещения расходов по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2.16. в виде превышения размеров платы за пользование жилыми помещениями и за жилищно-коммунальные услуги, устанавливаемых для населения, проживающего в жилых домах государственного и частного жилищных фондов, над фактически вносимой суммой такой платы с учетом льгот, установленных законодательством;
2.17. в размере платы, производимой за счет средств местных бюджетов, за пользование предоставленным на период прохождения альтернативной службы помещением и за жилищно-коммунальные услуги;
2.18. в размере оплаты или возмещения нанимателем (поднанимателем), арендатором (субарендатором) жилого и (или) нежилого помещений стоимости жилищно-коммунальных и (или) иных услуг, если обязанность по оплате или возмещению таких услуг возложена на нанимателя (поднанимателя), арендатора (субарендатора) соответствующим договором найма (поднайма), аренды (субаренды) жилого и (или) нежилого помещений;
2.19. в размере стоимости товаров (работ, услуг), розданных (выполненных, оказанных) в рамках проведения рекламы и рекламных акций, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (работ, услуг);
2.20. в размере сумм, полученных под залог имущества в организациях, в том числе ломбардах, и не возвращенных в сроки, установленные договором залога;
2.21. в денежной или натуральной форме от другого лица для исполнения его поручения по осуществлению каких-либо расчетов, оплаты в его пользу или в пользу третьих лиц за товары (работы, услуги) либо по передаче третьим лицам полученных средств и исполнению обязательств, в том числе налоговых;
2.22. в денежной или натуральной форме в погашение обязательств по договору займа без учета процентов, предусмотренных таким договором (далее – погашение обязательств в части основной суммы долга). При предоставлении плательщиком по договору займа денежных средств в иностранной валюте и погашении обязательств в части основной суммы долга в белорусских рублях (иной валюте) размер дохода, не признаваемого объектом налогообложения, определяется путем пересчета суммы переданных или полученных по договору займа денежных средств в иностранной валюте в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату погашения обязательств;
2.23. в размере стоимости общедоступных социальных услуг, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета, а также за счет средств социального страхования;
2.24. в размере расходов, оплаченных или возмещенных принимающей стороной, в том числе суточных, питания, проживания, проезда, при:
направлении в служебную командировку;
исполнении функций члена органа управления организации;
привлечении для участия в проведении весенних полевых работ, уборке урожая и заготовке кормов;
2.25. в виде бесплатно предоставляемых жилых помещений на условиях и в порядке, установленных законодательными актами;
2.26. участниками договора простого товарищества при возврате их вкладов в общее дело, а также при распределении прибыли простого товарищества после ее налогообложения;
2.27. в виде сумм, получаемых от сдачи внаем (поднаем) жилых помещений, собственниками (нанимателями) которых являются лица, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, по договорам найма (поднайма), заключаемым местными исполнительными и распорядительными органами, и перечисляемых в порядке и на условиях, определяемых законодательством, на погашение указанными лицами расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
2.28. в размере государственной адресной социальной помощи, государственных социальных льгот и социальной поддержки, предоставляемых в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
2.29. военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – органы финансовых расследований), органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее в настоящей главе – военнослужащие), за исключением военнослужащих срочной военной службы, курсантов учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, и членами их семей в размере оплаты за счет средств Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (далее в настоящей главе – государственные органы, в которых предусмотрена военная служба) проезда и перевозки собственного имущества весом до 10 тонн при переводе либо увольнении с военной службы, службы в Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах внутренних дел, финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям (далее в настоящей главе – военная служба) в запас (отставку) в случаях, связанных с переездом в другую местность;
2.30. военнослужащими, занимающими должности в органах межгосударственных образований и в международных организациях, находящихся на территории иностранных государств, и членами их семей, а также курсантами и слушателями, магистрантами, адъюнктами, докторантами, ординаторами, соискателями (далее – слушатели), проходящими обучение, не связанное со служебной командировкой за границу, в организациях иностранных государств по направлению государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, в виде возмещения один раз в год за счет средств данных государственных органов расходов на проезд железнодорожным (кроме спальных вагонов), воздушным и автомобильным транспортом к месту обучения, а также в отпуск к месту жительства на территории Республики Беларусь и обратно;
2.31. отдельными категориями военнослужащих, прокурорских работников, определяемыми руководителями соответствующих государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, и органов прокуратуры в размере стоимости проездных документов (билетов) на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме автомобилей-такси) в пределах Республики Беларусь, необходимых для исполнения служебных обязанностей и приобретенных за счет средств данных государственных органов;
2.32. военнослужащими, получившими ранение (травму, контузию), увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, в период их амбулаторного лечения в связи с этим ранением (травмой, контузией), увечьем или заболеванием в размере стоимости лекарственного обеспечения, осуществляемого за счет средств соответствующих государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, в пределах перечня основных лекарственных средств, утверждаемого Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
2.33. от осуществления видов деятельности, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом применяются особые режимы налогообложения;
2.34. в виде стоимости неиспользуемого государственного имущества, находившегося в республиканской или коммунальной собственности, безвозмездно полученного индивидуальным предпринимателем в собственность в соответствии с законодательством;
2.35. в размере компенсации или возмещения в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств судебных расходов, морального вреда, возмещения вреда в натуре или возмещения причиненных убытков в пределах реального ущерба, в том числе проиндексированных;
2.36. в виде сумм денежных средств, возмещаемых банками в результате совершения операций, не санкционированных держателями банковских платежных карточек;
2.37. в виде стоимости улучшения имущества, находившегося в пользовании других лиц и возвращенного его собственнику, в случаях, когда улучшение явилось следствием ремонта, проведение которого было обусловлено чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие и иные аналогичные обстоятельства, в том числе форс-мажорные), – при наличии документов, подтверждающих факт свершения указанных событий, сопоставимости их последствий и произведенных улучшений;
2.38. в размере, не превышающем:
сумму вклада в уставный фонд организации или сумму фактически произведенных расходов на приобретение доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации, – учредителем (участником) организации, за исключением акционерного общества, при ее ликвидации, выходе (исключении) участника из состава участников организации, отчуждении участником доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации;
сумму фактически произведенных расходов на приобретение акций акционерного общества, – участником акционерного общества при ликвидации такого общества;
сумму вклада в уставный фонд унитарного предприятия или сумму фактически произведенных расходов на приобретение предприятия как имущественного комплекса, – собственником имущества унитарного предприятия при отчуждении предприятия как имущественного комплекса;
сумму денежных средств и (или) стоимость имущества (доли в праве собственности на имущество), переданных унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, – собственником имущества этого унитарного предприятия при изъятии им у такого предприятия денежных средств и (или) имущества (доли в праве собственности на имущество).
При этом сумма вклада учредителя (участника) в уставный фонд организации, фактически произведенные им в белорусских рублях расходы на приобретение доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации, на приобретение акций акционерного общества, на приобретение предприятия как имущественного комплекса, а также денежные средства или стоимость имущества, переданные собственником имущества унитарного предприятия в хозяйственное ведение или оперативное управление такой организации (далее в настоящей статье – расходы), подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату:
внесения вклада в уставный фонд организации;
передачи денежных средств или имущества собственником имущества унитарного предприятия в хозяйственное ведение или оперативное управление такому предприятию;
фактического осуществления расходов.
Определенные в долларах США расходы пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения дохода.
Если курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату внесения взноса (вклада) в уставный фонд организации, передачи денежных средств или имущества собственником имущества унитарного предприятия в хозяйственное ведение или оперативное управление такому предприятию или на дату фактического осуществления иных расходов, больше курса белорусского рубля по отношению к доллару США, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения учредителем (участником) организации, собственником имущества унитарного предприятия дохода, то пересчет, указанный в частях второй и третьей настоящего подпункта, не производится.
Расходы, произведенные учредителем (участником) организации, собственником имущества унитарного предприятия в иностранной валюте, подлежат пересчету в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения им дохода.
И.Н. Олейникова
Налоговая система РФ
Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 93с.
Предыдущая
1.3. Основные субъекты и элементы налогообложения
Субъектами налоговых отношений являются:
— организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками;
— организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами (на них возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов);
— Министерство налогов и сборов РФ и его территориальные подразделения;
— Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
— государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие взимание налогов и сборов;
— Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов федерации.
Права и обязанности перечисленных субъектов предусмотрены в налоговом законодательстве.
Элементами налогообложения являются определяемые законодательными актами государства принципы построения и организация взимания налогов. К элементам налогообложения относятся: объект налога, ставка налога, единица обложения, налоговая база, источник налоговых платежей, налоговые льготы.
Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Основополагающие определения объектов налогообложения представлены в табл. 5.
Таблица 5
№ п/п |
Объект налогообложения |
Определение |
Имущество |
Объекты гражданских прав, в том числе: вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права |
|
Товар |
Любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации |
|
Работа |
Деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц |
|
Услуга |
Деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности |
|
Реализация |
Передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу |
|
Доход |
Экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки |
К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.
Единица обложения — единица измерения налоговой базы (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.
Источником уплаты налога являются различные элементы стоимости реализованной продукции предприятий (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан.
Налоговые льготы — предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
Варианты предоставляемых налоговых льгот:
— введение необлагаемого минимума объекта (наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемая от налогообложения);
— изъятие определенного вида объекта из налогообложения;
— освобождение от уплаты отдельных лиц или категорий плательщиков;
— применение пониженных налоговых ставок;
— вычет из налогового платежа;
— целевые налоговые льготы.
Предыдущая
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
2. Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.
4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Комментарий к статье 38
1. Руководствуясь п. 1 ст. 38, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 5 Закона N 147-ФЗ до введения в действие части второй НК содержащиеся в ст. 38 ссылки на положения НК приравниваются к ссылкам на Основы и законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
В п. 1 ст. 38 легально определяется объект налогообложения, исходя из этого:
а) к объектам налогообложения прежде всего относятся:
операции по реализации товаров (работ, услуг). См. коммент. к ст. 39 НК;
имущество (см. подп. «б» п. 2 настоящего комментария);
прибыль, т.е. разница между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) и затратами на их производство и реализацию, а также суммы, полученные от реализации основных фондов, иного имущества и доходов, внереализационных операций (уменьшенных на сумму расходов от этих операций);
доход, т.е. экономическая выгода (в денежной или натуральной форме), учитываемая в той мере, в какой ее можно оценить (см. коммент. к ст. 41, 42 НК);
стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (см. коммент. к ст. 39 НК, а также к п. 2 — 4 настоящей статьи);
б) объектом налогообложения признается также любой иной объект (например, доход в виде процентов от вкладов, дисконт и др., см. коммент. к ст. 43 НК), имеющий:
стоимостную характеристику (т.е. денежную оценку, способность иметь определенную цену, о принципах определения цены см. коммент. к ст. 40 НК);
количественную характеристику (возможность быть измеренным);
физическую характеристику (параметры в виде объема, цвета, веса, площади, этажности, глубины, технических характеристик);
в) имущество, прибыль, доход и иные объекты, упомянутые в п. 1 ст. 38, признаются объектами налогообложения, если:
они имеются в наличии у налогоплательщика, распространять правила п. 1 ст. 38 на иных лиц (например, налоговых агентов) оснований нет;
законодательство о «Н и С» связывает с ними возникновение обязанности по уплате налога. Так, получение физическими лицами дохода, не превышающего, скажем, один МРОТ, не приводит к возникновению у него обязанности платить подоходный налог;
г) об объекте налогообложения можно судить только с учетом положений закона о конкретном виде налога (ясно, например, что объект НДС существенно отличается от объекта подоходного налога с физических лиц).
2. Характеризуя правила п. 2 ст. 38, нужно обратить внимание на ряд их особенностей:
а) они имеют бланкетный характер, прямо предписывая руководствоваться нормами действующего ГК;
б) к видам объектов гражданских прав (упомянутым в п. 2 ст. 38) и являющихся имуществом, действующий ГК относит:
вещи, т.е. объекты реального мира, в т.ч. движимые и недвижимые, индивидуально определенные и родовые (зерно, плитки шоколада и т.д.), сложные и простые, делимые и неделимые, главные и принадлежности, оборотоспособные и изъятые из оборота и т.д. (ст. 128 — 137 ГК);
деньги, в т.ч. российскую валюту (рубли) и иностранную валюту (ст. 140 ГК);
ценные бумаги (т.е. государственные облигации, векселя, облигации, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, акции и т.д. (ст. 142 — 149 ГК).
Однако для целей налогообложения имущественные права не относятся к имуществу, т.е. необходимо исходить (в этой части) не из правил ст. 128 ГК, а из норм ст. 38 НК.
3. В п. 3 ст. 38 дается легальное определение товара. Анализ этого определения показывает, что:
а) товаром — для целей налогообложения — признается любое имущество, которое:
реализуется, т.е. происходит передача права собственности на имущество другому лицу на возмездной (например, при купле — продаже) или безвозмездной (например, при дарении) основе;
предназначено для реализации. Так, если ИП изготавливает дамские сапоги для продажи, то эти сапоги суть товар по смыслу ст. 38 НК. О месте и моменте реализации, а также о цене товара см. коммент. к ст. 39, 40 НК. О том, что не признается реализацией, см. п. 3 ст. 39 НК;
б) при взимании таможенных платежей товаром признается:
имущество, относимое к товару для целей налогообложения (за исключением, разумеется, земли и других объектов недвижимости);
любое движимое имущество (за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок, включая контейнеры и другое транспортное оборудование), перемещаемое через таможенную границу РФ (см. коммент. к ст. 34, 35 НК).
4. В п. 4 ст. 38 дается легальное определение работы (для целей налогообложения). Анализ этого определения показывает, что работой признается систематическая деятельность (в отличие от разового выполнения работ), результаты которой:
имеют материальное выражение. Иначе говоря, в итоге выполнения работ возникает какой-то предмет реального мира: здание, велосипед, телевизор и т.д. С точки зрения норм гражданского законодательства проведение работ обычно оформляется договором подряда и его разновидностями (ст. 702 — 778 ГК);
могут быть реализованы. То есть само по себе выполнение работы недостаточно. Необходимо также, чтобы результат работы мог быть реализован для удовлетворения нужд физических лиц, производственных нужд ИП и организации и т.п. Тот факт, что результаты работы еще фактически не реализованы, для целей налогообложения роли не играет. О том, что не признается реализацией работы, см. п. 3 ст. 39 НК.
5. В п. 5 ст. 38 дается легальное определение услуги.
Для целей налогообложения услугой признается:
а) систематическая деятельность (т.е. неоднократное оказание услуг), результаты которой не имеют материального выражения (чем они отличаются от результатов выполненной работы). Иначе говоря, не создается вещи, объекта материального мира. Итогом услуги является объект интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК), информация, иные нематериальные блага (ст. 139, 152 ГК), а также определенное состояние лица (излечимость больного, достигнутый уровень образования учащегося и т.д.);
б) деятельность, результаты которой потребляются и реализуются в процессе ее осуществления. Очевидно, например, что деятельность по оказанию образовательных услуг приводит к тому, что ее результаты усваиваются в процессе обучения: одновременно в ходе этого происходит также реализация самой услуги. О том, что не признается реализацией услуг, см. также коммент. к ст. 39 НК. См. о судебной практике по вопросу Вестник ВАС РФ, 1998, N 10, с. 31.
Предмет налогообложения — это реальная вещь ( земля автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет налогового обложения обозначает признаки фактического (не юридического) характера. Предметом является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий; объект же налога — право собственности на землю.
Объект налогообложения— это юридический факт (действие событие, состояние), который обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.).
Масштаб и единица налога.
Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара – денежные единицы, для исчисления акцизов – крепость напитков, при исчислении транспортного налога – мощность двигателя.
Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. При налогообложении земель, в этом качестве выступают гектар, квадратный метр, при налогообложении НДС – рубль, при исчислении транспортного налога – лошадиная сила.
Налоговая база и налоговая ставка. Налоговый оклад.
Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК). Например: сумма дохода, объем реализованных услуг, объем добытого сырья.
Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
Существует два основных метода формирования налоговой базы:
1. кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы.
2. накопительный метод – доходами признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.
В НК РФ кассовый метод используется при налогообложении физических лиц (НДФЛ), в других случаях налогоплательщик сам определяет метод признания доходов и расходов (НДС, налог на прибыль организаций).
В теории и практике налогообложения используют различные способы определения налоговой базы:
1. Прямой способ на основании данных бухгалтерского и налогового учета;
2. Косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы, на основании данных бухгалтерского и налогового учета аналогичных предприятий;
3. Условный способ(презумптивный) – основан на определении условной суммы дохода с помощью вторичных признаков (единый налог на вмененный доход);
4. Паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога. Например, за рубежом взимается налог с пенсионеров, равный 12% суммы их расходов на проживание.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК). Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливается соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК.
В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:
1. равные ставки – для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;
2. твердые ставки – на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога;
3. процентные ставки.
В зависимости от степени изменяемости ставок различают:
- общие ставки – 13% (НДФЛ)4
- повышенные ставки – 30 и 35%4
- пониженные ставки – 0 и 9% (НДС при общей ставке 18%).
В зависимости от содержания различают ставки:
1. Маргинальные – представляют налоговый оклад по данному налогу. (Например, 200 000 х 13% : 100% = 26 000 руб.);
2. Фактическая – маргинальная ставка делится на облагаемый доход (26 000 : 200 000 х 100% = 13%);
3. Экономическая – определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу (26 000: 268 000 х 100% = 9,7%, где 68 000 – налоговые вычеты).
Налоговый оклад – сумма, вносимая плательщиком в бюджет по данному налогу. Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру.
Порядок исчисления единого налога (расчет налогового оклада) разрешено устанавливать нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с нормами Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148 – ФЗ
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
-
Реферат
Предмет и объект налога.
От 250 руб
-
Контрольная работа
Предмет и объект налога.
От 250 руб
-
Курсовая работа
Предмет и объект налога.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость