Об основах гос регулирования

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

3. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:

1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) аналогичный товар — товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара;

2) взаимность — предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;

3) внешнеторговая бартерная сделка — сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;

4) внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

5) внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

6) внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

7) внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров между частью территории Российской Федерации и другой частью территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию Российской Федерации с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, или перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не является внешней торговлей товарами; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

8) внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

9) зона свободной торговли — таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом участники зоны свободной торговли не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

10) импорт товара — ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

11) иностранное лицо — физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;

12) иностранный заказчик услуг — иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

13) иностранный исполнитель услуг — иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

14) коммерческое присутствие — любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом;

15) международный транзит — перемещение через территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами территории Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

16) непосредственно конкурирующий товар — товар, который сопоставим с другим товаром по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить им другой товар в процессе потребления;

17) нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

18) орган предотгрузочной инспекции — российское или иностранное юридическое лицо, определенное Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона;

19) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

20) предотгрузочная инспекция — проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в Российскую Федерацию;

21) российский заказчик услуг — российское лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

22) российский исполнитель услуг — российское лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

23) российское лицо — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;

25) таможенный союз — единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

26) товар — являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара;

27) участники внешнеторговой деятельности — российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью;

28) экспорт товара — вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Статья 5. Торговая политика Российской Федерации

1. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

2. Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

3. Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных в статье 12 настоящего Федерального закона.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;

2) защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, в случаях, предусмотренных федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

4) установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

5) определение в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови и (или) ее компонентов, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду; (В редакции Федеральных законов от 06.12.2011 № 409-ФЗ; от 28.07.2012 № 137-ФЗ)

6) определение в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза особенностей порядка ввоза в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней; (В редакции Федеральных законов от 08.12.2010 № 336-ФЗ; от 06.12.2011 № 409-ФЗ)

7) координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;

8) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

9) заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

10) учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

11) участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

12) определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

13) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

14) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности. (Пункт введен — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 61. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области внешнеторговой деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Сегодня правовое регулирование такого вида деятельности, как торговля, осуществляется не только в соответствии с общими нормативно-правовыми актами, но и в соответствии со специальным законом о торговле, в котором изложены основы государственного регулирования торговой деятельности.

О правовом регулировании торговли, в том числе в сфере продовольственных товаров и пойдет речь в настоящей статье.

Как известно, государство не запрещает гражданам и организациям заниматься торговым бизнесом, причем право указанных лиц на свободную торговлю закреплено пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 г. N 65 «О свободе торговле». Торговля, как вид деятельности, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ N 2300-1), а также другими федеральными и региональными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Кроме того, правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Федеральным законом от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон N 381-ФЗ).

Для справки: до 01.01.2017 г. условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом N 381-ФЗ и заключенных до дня вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 г. N 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», то есть до 15.07.2016 г., должны быть приведены в соответствие с Законом N 381-ФЗ (в редакции Закона N 273-ФЗ).
Условия договоров, противоречащие Закону N 381-ФЗ (в редакции Закона N 273-ФЗ), с 01.01.2017 г. признаются утратившими силу.

Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 381-ФЗ целями Закона N 381-ФЗ являются:
— обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
— развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
— обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
— разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то, что сфера применения Закона N 381-ФЗ является ограниченной – на основании статьи 1 положения указанного закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:
— внешнеторговой деятельности;
— деятельности по проведению организованных торгов;
— деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
— купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.
Кроме того, пунктом 5 статьи 1 Закона N 381-ФЗ прямо предусмотрено, что отношения, возникающие при продаже товаров, ограниченных в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Обратите внимание! Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 381-ФЗ отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Статьей 4 Закона N 381-ФЗ определены меры государственного регулирования торговой деятельности. Так, согласно пункту 1 указанной статьи Закона N 381-ФЗ регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
— установления требований к ее организации и осуществлению;
— антимонопольного регулирования в этой области;
— информационного обеспечения торговой деятельности;
— государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.
Причем с точки зрения Закона N 381-ФЗ перечень методов государственного регулирования является исчерпывающим. На это указывает пункт 2 статьи 4 Закона N 381-ФЗ, из которого прямо вытекает, что применение иных методов государственного регулирования торговой деятельности возможно, только в случае, если это прямо предусмотрено федеральными законами.
В статьях 5 и 6 Закона N 381-ФЗ установлены и разграничены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области государственного регулирования торговой деятельности.
Так, сегодня законодательно закреплено, что к компетенции Правительства Российской Федерации относится:
обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;
утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах городов федерального значения, муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определение доли объема всех реализованных продовольственных товаров сетевиком (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.

Для справки: Методика расчета минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. N 291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 754». В свою очередь постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 г. N 305 утверждена Методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год;

— иные предусмотренные Законом N 381-ФЗ, другими федеральными законами полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности.

Обратите внимание! При неуклонном росте розничных цен на социально значимые товары, Правительство Российской Федерации наделено правом введения предельно допустимых цен на такие товары, на что указывает пункт 5 статьи 8 Закона N 381-ФЗ.
Однако «заморозить» цену социально значимого товара Правительство Российской Федерации может лишь на срок, не превышающий 90 календарных дней, и при условии, что рост розничной цены на товар в течение тридцати календарных дней превысит 30%.
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения».

Обратите внимание! В письме ФАС России от 17.04.2015 г. N ИА/18706/15 «Об установлении предельных размеров торговых надбавок в субъектах Российской Федерации» сказано, что сами субъекты не вправе регулировать цены на отдельные виды товаров. По мнению чиновников, принятие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, которыми вводится государственное регулирование торговых надбавок к ценам на отдельные виды товаров (в том числе установление их предельных уровней), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, противоречит федеральному законодательству.

К полномочиям федерального органа исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) Закон N 381-ФЗ относит:
— утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли (Приказ Минпромторга России от 28.07.2010 г. N 637);
— утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о продавцах и поставщиках продовольственных товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации, порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре (Приказ Минпромторга России от 16.07.2010 г. N 602);
— участие совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров);
— иные предусмотренные Законом N 381-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
К компетенции регионов в силу пункта 1 статьи 6 Закона N 381-ФЗ относится:
— реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
— в соответствии с Законом N 381-ФЗ разработка и принятие региональных законов, иных нормативных правовых актов субъектов в области государственного регулирования торговой деятельности;
— установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;
— информационно-аналитическое наблюдение за состоянием регионального рынка определенного товара и осуществление торговли на территории соответствующего субъекта;
— разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности в регионе;
— иные предусмотренные Законом N 381-ФЗ полномочия.
В свою очередь органы местного самоуправления пунктом 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ наделены полномочиями по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. При этом такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов России.

Для справки: до 01.01.2017 г. полномочие органов местного самоуправления на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с законом Республики Крым.

Обратите внимание! Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности, установленные Законом N 381-ФЗ, могут быть перераспределены между ним.

Как сказано в пункте 3 статьи 17 Закона N 381-ФЗ, органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:
1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;
4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Помимо всего прочего, Законом N 381-ФЗ определена специфика заключения договоров поставки продовольственных товаров и особенности их исполнения. Так, для сторон договора поставки продовольственных товаров (сетевых продавцов и поставщиков продовольствия) статьей 9 Закона N 381-ФЗ установлена взаимная обязанность по информированию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и существенных условиях планируемого соглашения. Предоставлять указанную информацию сетевые продавцы и поставщики продовольствия могут путем ее размещения на своих сайтах в Интернете.
Обращаем Ваше внимание на то, что непредставление соответствующей информации, запрашиваемой контрагентом, может обернуться для сетевого продавца или поставщика продовольствия, административным штрафом. Согласно статье 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) такое административное правонарушение грозит должностным лицам штрафом от двадцати до сорока тысяч рублей. Если же соответствующие сведения не предоставлены юридическим лицом, то организации придется заплатить штраф, размер которого варьируется от 300 000 до 500 000 рублей.

Обратите внимание! Поставщик продовольствия помимо информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и его существенных условиях обязан информировать потенциальных партнеров еще и о качестве и безопасности поставляемых им продовольственных товаров.
Напомним, что в общем случае законодательство не запрещает субъектам торговой деятельности включать в цену договора поставки вознаграждение, выплачиваемое покупателю за выполнение каких-либо договорных условий. В отношении же договоров поставки продовольственных товаров Законом N 381-ФЗ установлено специальное правило. Выплата вознаграждения покупателю (сетевому продавцу) возможна, но только за определенный объем закупаемого товара и в размере, не превышающем 5% от цены приобретаемых товаров.
При этом выплата указанного вознаграждения возможна не по всем видам продовольственных товаров! Пунктом 5 статьи 9 Закона N 381-ФЗ установлен запрет на выплату такого вознаграждения в отношении товаров, включенных в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров. Так, выплата данного вознаграждения невозможна в части поставки таких социально значимых товаров, как:
– мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней
— молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней
— хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней.

Обратите внимание! Запрет на выплату указанного вознаграждения распространяется исключительно на товары, прямо названные в Перечне отдельных социально значимых товаров, на что обращено внимание в письме ФАС России от 04.06.2013 г. N ИА/21733/13.

Вознаграждение включается в цену договора, но не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Иными словами, у поставщика, выплачивающего вознаграждение покупателю, оно рассматривается как отдельный вид внереализационного расхода, не связанного с выручкой от продажи продовольственных товаров.
При расчете размера вознаграждения не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая поставщиком продовольственных товаров, к оплате сетевому продавцу, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законом Российской Федерации о налогах и сборах.
Еще раз отметим, что вознаграждение за объем приобретаемых продовольственных товаров является единственным видом вознаграждения, которое Закон N 381-ФЗ допускает в пользу торговых сетей. Как следует из пунктов 11-12 статьи 9 Закона N 381-ФЗ услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги могут оказываться только на основании отдельных договоров возмездного оказания услуг, заключаемых сторонами.
Поэтому при заключении соглашения стороны должны учитывать данное ограничение, тем более что любое иное вознаграждение, выплата которого предусмотрена самим договором поставки, поставщик вряд ли сможет учесть для целей налогообложения, на что указывают письма Минфина России от 30.07.2010 г. N 03-03-06/1/500, N 03-03-06/1/499.
Имейте в виду, что Законом N 381-ФЗ установлены предельно возможные сроки оплаты поставленных продовольственных товаров! Согласно пункту 7 статьи 9 Закона N 381-ФЗ срок оплаты поставленных продовольственных товаров определяется по следующим правилам:
— продовольственные товары со сроком годности менее 10 дней, подлежат оплате в течение 8 рабочих дней со дня их фактического получения сетевым продавцом;
— продовольственные товары со сроком годности от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в течение 25 календарных дней со дня их фактического получения;
— продовольственные товары со сроком годности более месяца и российская алкогольная продукция, подлежат оплате в течение 40 календарных дней со дня их фактического получения.
Очень важным моментом, закрепленным в статье 14 Закона N 381-ФЗ, выступает ограничение приобретения или аренды дополнительных торговых площадей для сетевых продавцов доминирующих на рынке товаров. Причем порог доминирования, при котором сетевой продавец не вправе приобретать дополнительные торговые площади составляет 25% от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах региона, городов федерального значения, муниципального района, городского округа.
Кстати, отметим, что помимо антимонопольных требований, предъявляемых к поставщикам и сетевым продавцам продовольственных товаров, Закон N 381-ФЗ установил антимонопольные требования и к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, на что указывает статья 15 Закона N 381-ФЗ. В частности, представителям соответствующих органов запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Заметим, что государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13-15 Закона N 381-ФЗ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В.В. Семенихин

Метки: проба, торговля

Эволюция законодательства, регулирующего торговые отношения в России, характеризуется переходом от регулирования специфики торгового оборота в общих нормативных правовых актах к обособлению торгового права от иных правовых норм. Между тем этот процесс так и остался незавершенным, поскольку торговый кодекс в России принят не был.

Первостепенное значение в законодательном регулировании торговой деятельности принадлежит Конституции РФ. Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Таким образом, нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться федеральными органами власти.

В Конституции РФ содержатся установления, призванные непосредственно урегулировать торговую деятельность: положения о едином экономическом пространстве на территории РФ, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободной экономической деятельности, равной защите частной, государственной и иных форм собственности.

Особое место в регулировании торговой деятельности принадлежит ГК РФ, который устанавливает равенство участников торговой деятельности, неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, судебную защиту нарушенных прав. Значимыми для регулирования торговой деятельности являются нормы, определяющие правовой статус индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, коммерческих представителей, посвященные обязательствам, опосредующим торговую деятельность, особой ответственности субъекта предпринимательской деятельности и др.

Торговая деятельность, как и всякая предпринимательская деятельность, выходит за рамки частноправового регулирования. За пределами гражданского законодательства остаются положения о государственном регулировании торговой деятельности. Между тем в России длительное время отсутствовала комплексная регламентация правоотношений между субъектами торговой деятельности и органами государственной власти и местного самоуправления. Решение названной проблемы требовало установления единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности; создания механизма обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечения прав и законных интересов населения; разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Обеспечить единообразное и системное государственное регулирование торговой деятельности на всей территории страны, упорядочить отношения в области осуществления торговой деятельности призван Закон о регулировании торговой деятельности.

Правоотношения в сфере осуществления торговой деятельности регулируются также Законами РФ «О товарной бирже и биржевой торговле», «О защите прав потребителей», Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О техническом регулировании», «О рекламе» и др.

Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.

Правовое регулирование торговой деятельности осуществляется в том числе посредством подзаконных актов: указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти. Среди них: постановления Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, от 4 марта 2010 г. № 121 «Об утверждении положения о лицензировании товарных бирж на территории Российской

Федерации», приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 16 июля 2010 г. № 602 «Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре» и др.

На уровне субъектов РФ используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными и субфедеральными нормативными правовыми актами.

Регулирование торговой деятельности осуществляется не только законами и подзаконными актами, но и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, например Венской конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., Соглашением стран СНГ от 15 апреля 1994 г. «О создании зоны свободной торговли», Соглашением от 8 октября 1999 г. «О порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами – участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли».

Большое значение в регулировании торговой деятельности принадлежит обычаям делового оборота, понятие которых сформулировано в п. 1 ст. 5 ГК РФ как сложившихся и широко применяемых в какой-либо области предпринимательской деятельности правил поведения, не предусмотренных в законодательстве, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Обычай делового оборота наиболее часто применяется во внешней торговле. Международная торговая палата регулярно систематизирует и публикует обычаи для субсидиарного применения хозяйствующими субъектами (Инкотермс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и др.). Национальные торгово-промышленные палаты изучают и систематизируют существующие обычаи делового оборота. Согласно ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» торгово-промышленная палата свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, и дает заключения по этому вопросу.

  • Федеральные законы от 9 декабря 2010 г. № 349-Φ3 «Об обращении лекарственных средств», от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Об основах гос регулирования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *