Об охране здоровья граждан в республике Казахстан

(СТАРАЯ РЕДАКЦИЯ) КОДЕКС РК ОТ 18.09.2009 № 193-IV

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2014 г.)

Данная редакция действовала до внесения изменений от 29 сентября 2014 года

См.: перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации Кодекса, утвержденный распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 ноября 2009 года № 162-р, приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 октября 2009 года № 495

Раздел 5. Охрана здоровья граждан

Глава 16. Права и обязанности в области здравоохранения и гарантии их обеспечения

Статья 87. Гарантии обеспечения прав в области здравоохранения

Статья 88. Права граждан

Статья 89. Права детей

Статья 90. Обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Статья 91. Права пациентов

Статья 92. Обязанности пациентов

Статья 93. Право на отказ от медицинской помощи

Статья 94. Оказание медицинской помощи без согласия граждан

Статья 95. Врачебная тайна

Раздел 5. Охрана здоровья граждан

Глава 16

Права и обязанности в области здравоохранения и гарантии их обеспечения

Статья 88. Права граждан

5. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи при острых заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Закон Республики Казахстан от 29 сентября 2014 года № 239-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» (с изменениями от 27.04.2015 г.)

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам разграничения полномочий между уровнями
государственного управления

(с изменениями от 27.04.2015 г.)

См. перечень нормативных правовых актов и правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации настоящего Закона.

36) в статье 88:

подпункт 5) пункта 1 изложить в следующей редакции:

«5) получение медицинской помощи за рубежом за счет бюджетных средств при наличии показаний в порядке, определяемом уполномоченным органом;»;

пункты 3, 4 и 5 изложить в следующей редакции:

«3. Лица с расстройствами половой идентификации, кроме лиц с психическими расстройствами (заболеваниями), имеют право на смену пола.

Правила медицинского освидетельствования и проведения смены пола для лиц с расстройствами половой идентификации устанавливаются уполномоченным органом.

4. Гражданам, свобода которых ограничена, а также отбывающим наказание по приговору суда в местах лишения свободы, помещенным в специальные учреждения, медицинская помощь оказывается в порядке, определяемом органами уголовно-исполнительной системы по согласованию с уполномоченным органом. Указанные лица пользуются всеми вышеприведенными правами граждан Республики Казахстан при получении медицинской помощи.

5. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи при острых заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, в соответствии с перечнем, определяемым уполномоченным органом, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.»

Все граждане Российской Федерации имеют определенные права в области охраны здоровья1. Большинство этих прав закреплено в законодательном акте «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее мы будем называть этот акт «Основами законодательства об охране здоровья»). К сожалению, многие права закреплены в общей и декларативной форме, а механизм их реализации никакими нормативно-правовыми актами не регулируется. Тем не менее сам факт того, что закон предоставляет вам определенные права, достаточен для того, чтобы требовать их соблюдения, в том числе всеми чиновниками и медработниками.

Отметим, что список прав, которые предоставляют «Основы законодательства об охране здоровья», отнюдь не исчерпывающий. Есть также права, закрепленные в других законодательных актах Российской Федерации, многие из которых будут рассмотрены ниже.
Права детей, не достигших 18-летнего возраста, осуществляются их законными представителями – родителями, усыновителями или опекунами. Некоторые права дети, достигшие 14-летнего возраста, могут осуществлять самостоятельно. Ниже приведен перечень основных прав в области охраны здоровья, после чего некоторые права рассматриваются более детально.

Обратите внимание, что в случае нарушения ваших прав вы имеете право обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ребенку оказывается медицинская помощь, в правоохранительные органы (милицию, прокуратуру) либо в суд (см. раздел «Ответственные органы»).

Перечень основных прав граждан в области охраны здоровья

Основные права пациента закреплены в статье 30 «Основ законодательства об охране здоровья». Любой пациент имеет право:

  1. на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  2. на выбор врача, лечащего врача (с учетом его согласия), выбор лечебно-профилактического учреждения (с учетом договора обязательного и добровольного медицинского страхования);
  3. на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  4. на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  5. на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  6. на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении («врачебная тайна»);
  7. на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  8. на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи;
  9. на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  10. на допуск к нему священнослужителя.

Право граждан на информацию о состоянии здоровья

Это право закреплено в статье 31 «Основ законодательства об охране здоровья». Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц.

В отношении несовершеннолетних информация о состоянии здоровья предоставляется родителям или иным законным представителям.

Право на информирование о медицинском вмешательстве

В соответствии со статьей 32 «Основ законодательства об охране здоровья» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина, который был соответствующим образом информирован, то есть получил сведения о состоянии своего здоровья, включая информацию о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет могут самостоятельно давать информированное согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него. Согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних младше 15 лет дают их законные представители. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.

Право на отказ от медицинского вмешательства

По общему правилу гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, что закреплено в статье 33 «Основ законодательства об охране здоровья». При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Право требовать сохранения врачебной тайны

Основным положением, регулирующим вопросы врачебной тайны, является статья 61 «Основ законодательства об охране здоровья». Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна гарантироваться конфиденциальность передаваемых им сведений. Для передачи сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента и в иных целях, требуется согласие гражданина или его законного представителя.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме следующих случаев:

  • в целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю;
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему для информирования его родителей или законных представителей;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
  • в целях проведения военно-врачебной экспертизы в установленном порядке. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Право на бесплатную медицинскую помощь

Право на бесплатную медицинскую помощь закреплено в статье 20 «Основ законодательства об охране здоровья». Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Объем бесплатной медицинской помощи определяется «Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», которая ежегодно утверждается постановлением правительства (на 2010 год Постановлением № 811 от 02 октября 2009 г.).
В рамках данной программы бесплатно предоставляются:

  • первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;
  • скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

В целом законодательство предусматривает следующие виды медицинской помощи:

  • Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, а также медицинскую профилактику (например, прививки, профилактические осмотры, диспансерное наблюдение здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями), а также проведение других мероприятий;
  • Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи;
  • Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий;
  • Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях – травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения;
  • Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям, например при острых заболеваниях или обострениях хронических болезней.
    Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями. При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Право находиться с ребенком

В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается». Требования о внесении какой-либо платы, а также установление иных условий для реализации данного права являются незаконными.

При осуществлении ухода за больным ребенком может выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности (см. раздел «Больничный лист: сроки и порядок выдачи»).

Несмотря на то что в законе закреплено право находиться с ребенком, на практике это право часто ограничивается правилами или просто устоявшейся практикой больниц. Формальным основанием для таких ограничений может служить оговорка в законе, что право находиться с ребенком предоставляется в интересах лечения ребенка. Ограничения могут быть вполне разумными и устанавливаться с целью защиты здоровья пациентов (например, ограничения по нахождению в стерильном помещении). Тем не менее давно и достаточно активно ведется дискуссия о том, какие ограничения действительно необходимы для защиты здоровья пациента, а какие установлены просто для удобства медработников. Так как вопрос не урегулирован законодательством и согласия по нему нет даже среди самих медработников, мы не можем судить об обоснованности таких требований, тем более с медицинской точки зрения. Если вы считаете, что для здоровья и жизни вашего ребенка нужно, чтобы вы были рядом, отстаивайте свое право находиться с ребенком, ссылаясь на статью 51, приведенную выше.

Как можно обжаловать действия врача или медсестры?

С жалобой на действия медицинских работников можно обратиться как к их непосредственному начальству, так и в специальные надзорные органы. В крайних случаях гражданин также может обратиться в правоохранительные органы (полицию и прокуратуру) и в суд для защиты своих прав.
В зависимости от ситуации вы можете обратиться в следующие органы и к следующим лицам:

  • главный врач лечебно-профилактического заведения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Обратиться туда можно с письмом, лично записавшись на прием или отправив сообщение на сайте службы;
  • органы здравоохранения исполнительных органов власти субъекта Федерации, где находится лечебно-профилактическое учреждение (например, в Москве это будет Департамент здравоохранения города Москвы);
  • органы здравоохранения органов местного самоуправления – с жалобами на деятельность муниципальных учреждений;
  • полиция – в экстренной ситуации можно набрать 02;
  • прокуратура (прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека).

Для вашего удобства мы указали контактную информацию этих и других государственных органов, куда можно обратиться при нарушении ваших прав, в Приложении 1.

Мы рекомендуем обращаться во все органы в письменном виде и оставлять себе копии ваших обращений с отметкой соответствующего органа о получении (если вы обращаетесь по почте, сохраните почтовые документы об отправлении). Это важно, так как большинство органов обязаны ответить на ваш запрос в течение определенного срока.

При нарушении ваших прав вы можете обратиться сразу в несколько органов, в зависимости от ситуации. В случаях серьезных нарушений не стоит пренебрегать помощью правоохранительных органов, так как их вмешательство может оказаться наиболее действенным.

  1. Об особенностях, связанных со статусом ребенка-инвалида или с отсутствием у ребенка российского гражданства, см. соответствующие разделы. ↩

В соответствии со ст. 41, Главой 2. «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее закон 323-ФЗ) в статье 18 закрепляется право на охрану здоровья граждан (ч.1 ст. 18). Согласно части 2 ст. 18 право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В статье 19 закона 323-ФЗ закреплены права граждан на медицинскую помощь (ч.1 ст. 19). В соответствии с частью 2 ст. 19 каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Часть 3 статьи 19 гарантирует право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.19).

Часть 5 статьи 19 Закона 323-ФЗ устанавливает право пациента на:

  1. Выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  2. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  3. Получение консультаций врачей-специалистов;
  4. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
  5. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  6. Получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
  7. Защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
  8. Отказ от медицинского вмешательства;
  9. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
  10. Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
  11. Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», а также сопутствующий Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения», сообщается на сайте Акорды.

Проект кодекса на стадии рассмотрения в Парламенте вызвал широкий резонанс и критику общественности. Особенно чувствительными были вопросы вакцинации и донорства. В связи с этим Мажилис и Сенат внесли в документ свои поправки и дополнения.

Кодексом предлагается оставить в Уголовном кодексе наказание за врачебные ошибки при условии, если они повлекли тяжкие последствия либо совершены должностным лицом.

Как вызвать врача на дом через соцсети. Пошаговая инструкция

Согласно Кодексу о здоровье, вывоз изъятых у умерших граждан РК органов и тканей за рубеж будет осуществляться исключительно при необходимости оказания медицинской помощи гражданину РК. В случае отсутствия прижизненного волеизъявления человека право заявить о несогласии (согласии) на изъятие его органов имеют супруг (супруга), а при его (её) отсутствии – один из близких родственников.

Профилактические прививки разделены на обязательные и добровольные. Также предусмотрено, что допуск в детские дошкольные учреждения детей, не получивших плановые профилактические прививки, осуществляется только при достижении порогового уровня коллективного иммунитета в детском дошкольном учреждении. При этом сенаторы внесли поправку, подтверждающую право родителей на самостоятельное и осознанное принятие решения по вакцинации детей.

Кодексом также предусматривается:

  • усиление полномочий главных государственных санитарных врачей по введению ограничительных мероприятий и карантина;
  • меры по социальной защите должностных лиц государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (надбавка к должностным окладам);
  • наделение Министерства здравоохранения компетенцией по определению порядка организации оказания медицинской помощи на период введения чрезвычайного положения.

Кодекс также предусматривает ограничение потребления новых систем курения табака, таких как Iqos, Glo, запрет на ввоз, производство и распространение снюсов и других некурительных табачных изделий, а также введение административной ответственности за продажу табачных изделий лицам, не достигшим 21 года.

Об охране здоровья граждан в республике Казахстан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *