Об избежании двойного налогообложения

§ 1. Действие международных налоговых соглашений в Российской Федерации

В настоящее время во многих странах мира идут процессы преобразования их налоговых систем . Объем и качество преобразования отношений в сфере налогообложения таковы, что позволяют говорить о глобальной налоговой реформе .

Общими целями, преследуемыми в ходе мировой налоговой реформы, являются: повышение эффек-тивности национальных налоговых систем; обеспечение нейтраль-ности налогообложения с тем, чтобы налоги не искажали налоговые решения; осуществление принципа справедливости и равенства в налогообложении; упрощение налоговой системы и количества налогов; сокращение ставки налогов при одновременном расширении налоговой базы; сокращение налоговых льгот и изъятий .

Важную роль в глобальной налоговой реформе играет международное сотрудничество. Государства активно взаимодействуют друг с другом по налоговым вопросам: заключают соответствующие международные соглашения , унифицируют национальное налоговое законодательство, приводят его в соответствие с международными стандартами, оказывают правовую помощь в борьбе с налоговыми правонарушениями . В рамках международного экономического права сформировалась новая подотрасль — международное налоговое право . Нормы международного налогового права зафиксированы образом в договорах (Договор об

учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Типовое налоговое соглашение Британского Содружества наций 1964 г., Конвенция между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения 1996 г. и др.). Однако налоговые нормы закреплены и в иных источниках международного права, в частности, в актах органов международных организаций. Так, в 1996 г. Совет глав правительств при Межгосударственном совете Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России одобрил Основные принцицы взаимодействия налоговых служб государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. В 1997 г. Совет глав правительств СНГ принял Положение о лоряд- ке применения налога на добавленную стоимость и акцизов по поставкам товаров (услуг) по производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими государств —

участников СНГ.

В рамках ООН разработана Международная налоговая программа, целью которой является оказание содействия государствам в совершенствовании их налоговых систем. В 1993 г. были опубликованы разработанные в рамках указанной Программы «Основы мирового налогового кодекса». Основы включают проект Мирового налогового кодекса (МНК) и комментарии к нему. МНК направлен на унификацию национального законодательства, выработку единообразной терминологии. В МНК зафиксированы общие принципы налогообложения, регламентируется взимание наиболее важных налогов (подоходный налог, НДС, акцизы, налог на недвижимость), определяются принципы организации и деятельности национальных налоговых служб. МНК, таким образом, является ориентиром для государств в процессе кодификации и прогрессивного развития национального налого-вого права.

Основными направлениями современного международного сотрудничества в сфере налогообложения являются:

определение основных принципов налогообложения (Типовая конвенция ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами 1980 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле 2000 г. и др.);

избежание двойного налогообложения (Многосторонняя конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения 1979 г., Соглашение между Россией и Швейцарией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал 1995 г. и др.);

регулирование некоторых правил о так называемых налоговых убежищах и оффшорных зонах (Типовая конвенция Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 1977 г., Типовая конвенция ООН 1980 г.);

обмен информацией и сотрудничество в борьбе с налоговыми правонарушениями (Соглашение между правительствами России и Молдавии о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями финансового и налогового законода-тельства 1996 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам со-блюдения налогового законодательства 1998 г. и др.).

Россия активно участвует в создании и реализации норм международного налогового права: заключает соответствующие международные соглашения, гармонизирует налоговое законодательство с международными стандартами, сотрудничает с другими го-сударствами и международными организациями в борьбе с нало-говыми правонарушениями.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем законом, применяются правила международного договора.

Пункт 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. дополняет указанные правила: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».

Коллизионная норма закреплена и в ст. 7 НК РФ: «Если меж-дународным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».

Таким образом, в Российской Федерации международные налоговые нормы действуют в двух основных формах: а) через принятие в Российской Федерации актов налогового права, регулирующих те же вопросы, что и международные нормы; б) через непо-средственное применение международных норм в качестве регу-ляторов налоговых отношений.

1. Практика внесения изменений в российское налоговое право достаточно разнообразна. Выработаны следующие основные способы:

а) Определение порядка применения в РФ международного на-логового соглашения. Например, в 1996 г. Госналогслужба РФ направила налоговым инспекциям руководство по применению Соглашения между правительствами России и Таджикистана о сотрудничестве по вопросам соблюдения налогового законода-тельства. Российским налоговым инспекциям было поручено ор-ганизовать сбор и учет информации о коммерческой деятельности в России юридических и физических лиц Таджикистана относи-тельно регистрации предприятий, их филиалов и представи-тельств, включая сведения об их местонахождении, подчиненности, форме собственности и другие; открытия счетов в государственных и коммерческих банках физическими и юридическими лицами, а также наличия и движения денежных средств; всех видов доходов юридических и физических лиц, полученных на территории данной стороны Соглашения, уплаченных сумм налогов либо иной информации, связанной с налогообложением.

б) Издание во исполнение международного соглашения специальных нормативных актов, когда законодательство о налогах и сборах не регулирует определенные отношения вообще либо регулирует их иначе, чем договор. Так, в 1994 г. Госналогслужба РФ направила налоговым инспекциям письмо о порядке получения налоговыми органами информации в странах — членах Интерпола, которое восполняло соответствующие пробелы в налоговом праве.

в) Включение в налоговое законодательство отсылок к между-народным налоговым договорам. Соответствующие нормы зафик-сированы в ст. 7 НК РФ, ст. 11 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», других актах налогового права.

2. Прямое применение в РФ международных налоговых норм предусмотрено как общим налоговым законодательством (НК РФ), так и специальными актами, регламентирующими деятельность налоговых органов, и налогоплательщиками. Международные налоговые нормы имеют прямое действие в РФ вместе с нормами российского налогового законодательства либо вместо них. Так, ст. 149, 152, 157 НК РФ определяют специфику налогообложения доходов от отдельных видов деятельности с учетом международных налоговых норм. Статья 4 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» что органы ФСНП

РФ взаимодействуют с налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств РФ. Согласно п. 2 Положения о Федеральной службе налоговой полиции РФ 1999 г., эта служба в своей деятельности руководствуется помимо норм российского законодательства общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. На основании п. 8 Положения о Министерстве РФ по налогам и сборам 2000 г. Министерство имеет право осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на него задачами и функциями.

Рассмотрим подробнее отдельные группы международных налоговых соглашений.

Тесты гл. 5

Тесты №5

1. Не относится к целям международного сотрудничества в налоговой сфере:

а) гармонизация налоговых систем

б) устранение двойного налогообложения

в) ужесточение налогообложения налогоплательщиков-нерезидентов

г) предотвращение уклонения от налогообложения.

2. В РФ действует следующее соотношение международного и внутреннего законодательства:

а) закон, инкорпорировавший международный договор, вытеснит ранее принятые внутригосударственные законы

б) внутригосударственные законы имеют большую силу, чем принятый международный закон.

3. К договорам, в которых также затрагиваются налоговые проблемы, относятся:

а) соглашения об оказании административной помощи по налогообложению;

б) торговые договоры

в) соглашения по налогу на добавленную стоимость.

4. К собственно налоговым соглашениям относятся:

а) соглашения об основах взаимоотношений между двумя государствами

б) соглашения, определяющие взаимоотношения международных организаций со странами их местонахождения

в) налоговые соглашения, носящие рекомендательный характер.

5. О двойном налогообложении можно говорить в случае получения дохода:

а) резидентом в своем государстве

б) лицом в разных государствах

в) лицом только в одном государстве и уплатой там налогов.6. Метод устранения двойного налогообложения, когда налогооблагаемая база уменьшается на сумму налога, уплаченного за рубежом, называется:

а) налоговым кредитом

б) налоговой скидкой

в) распределительным методом.

7. Принцип освобождения в рамках международного налогового права

означает:

а) государство не облагает налогом доход, который может облагаться налогом в государстве-партнере по заключенному соглашению

б) налогом облагается часть полученного дохода в пропорции, определяемой международным договором

в) данный доход является льготируемым в государствах-участниках международного соглашения

г) доход, ввозимый из одной страны-партнера в другую, освобожден от уплаты налогов в стране, в которую он ввезен.

8. «Тест инкорпорации» показывает, что налоговым резидентом является юридическое лицо, при условии:

а) юридическое лицо зарегистрировано в данной стране

б) данная страна является местом осуществления центрального управления и контроля компанией (по местонахождению головного офиса)

в) данная страна является местом осуществления текущего управления компанией.

9. Оффшорные зоны предусматривают льготное налогообложение:

а) всех нерезидентов

б) нерезидентов, занимающихся определенным видом деятельности или имеющих определенную организационно-правовую форму

в) резидентов, занимающихся определенным видом деятельности или имеющих определенную организационно-правовую форму

г) всех лиц, занимающихся определенным видом деятельности или имеющих определенную организационно-правовую форму.

10. В схеме «оффшорная компания-подрядчик» предусмотрено снижение налога на прибыль:

а) за счет уменьшения выручки

б) за счет увеличения расходов.

Ответы: 1 в); 2 б); 3 б); 4 в); 5 б); 6 б); 7 а); 8 а); 9 б); 10 б)

Тесты гл. 6

Тест №6

1. Понятие «обход налогов» означает использование:

а) только законных способов ухода от налогообложения

б) только незаконных способов ухода от налогообложения

в) как законных, так и незаконных способов ухода от налогообложения.

2. Ведение бизнеса через оффшорные компании — это:

а) налоговое планирование

б) уклонение от уплаты налогов

в) обычная ситуация.

3. Возможность применения налогоплательщиком пробелов в законодательстве для сокращения своих обязательств перед бюджетом — это сущность:

а) налогового планирования

б) уклонения от уплаты налогов

в) налоговых оговорок.

4. Нельзя отнести к принципам налогового планирования:

а) полноценное использование налоговых льгот

б) уплату минимальной суммы положенных налогов

в) несвоевременную уплату налогов

г) уплату налогов в последний день установленного срока.

5. Учетная политика, налоговый календарь, льготные режимы налогообложения относятся:

а) к этапам налогового планирования

б) к элементам налогового планирования

в) к принципам налогового планирования.

6. К этапу налогового планирования до регистрации объекта относится:

а) анализ налоговых льгот, планируемых в деятельности предприятия

б) решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия

в) решение вопроса о рациональном размещении активов

г) анализ возможных налоговых рисков.

7. Этап формулирования целей и задач нового образования включает:

а) определение вида деятельности (торговля, сельское хозяйство, промышленность)

б) формирование налогового поля (налоговое досье)

в) анализ всевозможных форм сделок (договоров).

8. Этап выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности — это:

а) решение вопроса соотношения организационно-правовой формы деятельности с налоговым режимом

б) планирование возможных форм сделок с целью минимизации налогов

в) решение вопроса о рациональном размещении прибыли предприятия.

9. Нельзя отнести к законодательным ограничениям налогового планирования:

а) обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе

б) приостановление налоговыми органами операций по счетам налогоплательщика

в) установленные меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

10. К доктрине, применяемой судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства, относится:

а) доктрина «форма над существом»

б) доктрина «существо над формой»

в) доктрина «презумпция необлагаемости».

Ответы: 1 в); 2 а); 3 а); 4 в); 5 б); 6 б); 7 а); 08 а); 9 б); 10 б)

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения как составная
часть налогового законодательства

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства — получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением (статья «Налоги, на которые распространяется соглашение»);

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

— прибыль от коммерческой деятельности;

— дивиденды;

— проценты;

— роялти;

— доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму);

— доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары);

— других доходов;

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

В целях применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР), доходы подразделяются:

1) на доходы (прибыль) от коммерческой деятельности;

2) на особые виды доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, налоговые кредиты.

Прибылью от коммерческой деятельности в контексте соглашений об избежании двойного налогообложения признаются доходы иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации.

Для такого вида доходов нормами соглашений об избежании двойного налогообложения, а также нормами национального налогового законодательства ряда стран устанавливаются основной режим налогообложения и стандартные формы устранения двойного налогообложения.

К особым видам доходов, для которых предусматриваются специальные режимы налогообложения, освобождение от налогообложения, относятся:

а) доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты;

б) доходы от недвижимого имущества, от продажи недвижимого и движимого имущества, от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности);

в) доходы от работы по найму;

г) доходы от независимой личной деятельности (профессиональных услуг), гонорары директоров предприятий, вознаграждения или иные доходы от государственной службы, пенсии;

д) доходы работников искусств и спортсменов, преподавателей, ученых, студентов и практикантов;

е) другие доходы.

Различия подходов к налогообложению доходов от отдельных видов деятельности определяются спецификой этих доходов, условиями и характером деятельности, а также характерными особенностями деятельности отдельных категорий субъектов налогообложения.

Статья соглашений «Прибыль от коммерческой деятельности» затрагивает все виды доходов за исключением тех видов, порядок налогообложения которых определяется в специальных статьях.

В соответствующей статье соглашения определяется, в каком государстве будет облагаться налогом тот или иной доход или та или иная его часть. Сам порядок процедуры налогообложения, условия и обязательные требования всегда устанавливаются в соответствии с национальным законодательством того государства, которое осуществляет налогообложение.

В статье соглашения «Прибыль от коммерческой деятельности» стороны, заключившие соглашение, в качестве объекта налогообложения рассматривают прибыль, то есть разницу между полученными доходами и расходами, понесенными для извлечения этих доходов, а в статьях, относящихся к специальным видам деятельности, речь идет о доходах.

При наличии соглашения прибыль от коммерческой деятельности, извлекаемая в одном договаривающемся государстве лицом с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, может облагаться налогом в первом государстве только, если она получена через расположенное там его постоянное представительство (постоянное представительство иностранной организации) и только в той части, которая может быть отнесена к деятельности этого постоянного представительства. В таком подходе находит свое применение принцип территориальности, в соответствии с которым на территории одного государства налогом облагается лишь прибыль, полученная из источников, расположенных на территории этого государства. Применение данного принципа международных соглашений обычно конкретизируется следующим образом: «Если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве осуществляет коммерческую или иную хозяйственную деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом договаривающемся государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было отдельным и самостоятельным лицом, осуществляющим такую же или аналогичную деятельность при таких же или подобных условиях и действующим совершенно самостоятельно». Таким образом, с одной стороны, не относятся к прибыли представительства те виды прибыли, которые лицо получает из источников в данной стране независимо от деятельности указанного представительства, а с другой стороны, предотвращается возможное занижение объемов прибыли, получаемой лицом от деятельности своего постоянного представительства.

Как правило, в соглашениях дается общая характеристика порядка расчета прибыли постоянного представительства и указываются те виды расходов, которые разрешено вычитать из облагаемого дохода для определения объекта налогообложения – прибыли, полученной через постоянное представительство. В типовом Соглашении это сформулировано следующим образом: «При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей деятельности этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное перераспределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследование и развитие, проценты и плату за управление, консультации и техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте».

Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, должна определяться ежегодно одним и тем же методом, если только не будет веской и достаточной причины для его изменения.

Если прибыль включает в себя виды дохода, о которых отдельно упоминается в других статьях соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями статьи «Прибыль от коммерческой деятельности».

Российская Федерация заключила со многими государствами соглашения об избежании двойного налогообложения.

В настоящее время действует свыше 70 международных соглашений (конвенций, договоров). Наряду с соглашениями, заключенными Правительством Российской Федерации, продолжают действовать соглашения, заключенные правительством СССР.

Действующие международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской Народно-Демократической Республикой (от 11.06.88 года), Аргентинской Республикой (от 30.03.1979 года), Греческой Республикой (от 27.01.76 года), Иракской Республикой (от 26.09.74 года), Ирландией (от 17.12.1986 года), Французской Республикой (от 04.03.70 года).

Россия является членом Женевских дипломатических и консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 года).

В отношениях с отдельными странами в 1990-е годы продолжали действовать соглашения между странами Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц (заключены 27 мая 1977 года в отношении Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 19 мая 1978 года; продолжало действовать в отношении тех же стран).

Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской Федерации со странами – членами СНГ: Соглашение с Азербайджанской Республикой (от 03.07.97 года), Соглашение с Республикой Беларусь (от 21.04.95 года), Соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94 года; ратифицировано 24.04.95 года), с Украиной (от 08.02.95 года).

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Двойное налогообложение

Двойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано тем, что налоговый нерезидент (физическое и юридическое лицо, не проживающее постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от общемировой прибыли одновременно и по месту своего фактического нахождения и по месту своего гражданства. Для избегания подобных коллизий, страны подписывают соглашения об избежании двойного налогообложения.

Различают международное экономическое двойное налогообложение (два различных субъекта облагаются налогом в отношении одного и того же дохода) и международное юридическое двойное налогообложение (один и тот же доход одного и того же субъекта облагается более чем одним государством).

У каждого государства при конструировании системы налогов существует два принципиальных подхода: либо облагать налогами все мировые доходы своих резидентов (принцип резидентности), либо взимать налоги по месту осуществления экономических операций (принцип территориальности).

Если бы все страны мира договорились и стали использовать один из этих двух подходов, основываясь на одних и тех же критериях определения источников дохода и места деятельности, проблем бы не возникало. Но так как в разных странах различаются уровень развития и тяжесть налогообложения, большинство государств пользуется и тем и другим принципами одновременно. Это приводит к международному двойному налогообложению — взиманию сопоставимых налогов в двух государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за один и тот же период, возникающему вследствие коллизии налогового законодательства двух и более стран.

Проблема решается двумя путями. Первый — зачет в инициативном порядке своим резидентам налогов, уплаченных за рубежом. Второй — разработка правил, по которым будут разделены юрисдикции между страной, где компания является резидентом, и страной, откуда она этот доход получает.

Договор об устранении двойного налогообложения

Договоры об избежании двойного налогообложения представляют собой международные межправительственные соглашения, призванные не допустить неограниченное налогообложение одного и того же дохода в нескольких государствах. Договоры, как правило, заключаются в целях поощрения экономического сотрудничества между разными странами.

При этом надо понимать, что подобные договоры распространяются на ограниченный круг лиц (резидентов договаривающихся сторон) и действуют в отношении чётко определённых видов налогов. На компании, работающие в офшорном секторе или пользующиеся льготными налоговыми режимами, действие договоров об устранении двойного налогообложения обычно не распространяется. Таким образом, воспользоваться преимуществами договора об устранении двойного налогообложения могут только компании, зарегистрированные в офшорах (например, на Кипре, в Великобритании, Нидерландах и так далее), и только в отношении так называемых «прямых» налогов: на прибыль, на прирост капитала и на имущество. Правила обложения «косвенными» налогами, например НДС, договоры не регулируют.

Чтобы воспользоваться преимуществами договора об устранении двойного налогообложения, офшорная компания должна получить по месту своей регистрации свидетельство из налогового органа, подтверждающее, что она действительно считается налоговым резидентом этой страны.

Устранение двойного налогообложения в России

В России достаточно много собственников недвижимости, которые:

  • являются иностранными гражданами, постоянно проживающих за пределами России;
  • граждане России, которые уехали за рубеж на ПМЖ и постоянно проживают за границей;
  • являются иностранными гражданами (бывшие граждане России и сменившие фамилию).

Все эти лица по законам РФ являются налоговыми нерезидентами.

Налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) облагаются все доходы, полученные налоговыми нерезидентами от источников в РФ, в том числе от реализации недвижимого имущества. НДФЛ для налоговых резидентов составляет 13 %, в то время как для нерезидентов — 30 % (за исключением случаев получения дивидендов — 15 %, за работу по патенту или являясь высококвалифицированными специалистами, беженцами, моряками и пр. — 13 %).

При этом на налоговых нерезидентов не распространяются правила:

  • о налоговых льготах, предусмотренных пунктом 17 статьи 217 Налогового кодекса (правило об освобождении от уплаты НДФЛ с дохода, полученного от продажи недвижимости, которая находилась в собственности налогоплательщика — продавца три года (пять лет) и более);
  • об имущественных вычетах при продаже имущества и покупке жилой недвижимости, предусмотренных статьей 220 НК.

Надо учитывать и то, что доходы, полученные иностранцем (нерезидентом или резидентом) в России, являются также объектом налогообложения и в стране его проживания, т.е. налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз по законам РФ, во второй — по законам страны проживания иностранца (где, как правило, уплачивается налог на всемирный доход).

Для того чтобы не платить налоги дважды, государства заключают друг с другом международные соглашения об избежании двойного налогообложения, так как международные договоры и соглашения имеют приоритет над национальными нормами любой страны. Список стран, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, приведен на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ .

Правовое регулирование осуществляется в соответствии со статьёй 232 НК РФ: «Устранение двойного налогообложения».

В марте 2019 года Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс, которые дают новые возможности для урегулирования споров по международным сделкам. Согласно поправкам, если действия налоговиков за рубежом противоречат положениям договора об избежании двойного налогообложения, налогоплательщик вправе в течение трех лет подать заявление в Минфин.

Избежание двойного налогообложения на Украине

Резиденты Украины, имея дело с контрагентами из других стран, должны помнить о возможности оптимизации налоговой нагрузки с помощью механизма избежания двойного налогообложения. Для реализации этого механизма достаточно получить справку от компетентного органа, которую даже не во всех случаях необходимо легализировать. Аналогичная ситуация и с доходами нерезидентов, полученными из Украины.

Основным документом для реализации резидентами своего права на избежание уплаты двойного налогообложения является Приказ ГНА Украины № 173 от 12.04.2002 «О подтверждении статуса налогового резидента Украины».

К странам Европы с которыми действуют соглашения об избежании двойного налогообложения относятся: Австрия, Бельгия, Беларусь, Болгария, Великобритания, Греция, Дания, Эстония, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Сербия, Республика Черногория, Российская Федерация, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Венгрия, Финляндия, Франция, ФРГ, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция. Среди других стран мира следует выделить следующие: Азербайджан, Алжир, Бразилия, Вьетнам, Грузия, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иран, Казахстан, Канада, Китай, Республика Корея, Кувейт, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Сирия, Сингапур , США, Туркменистан, Япония и др.

Применения международного договора Украины в части освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога разрешается только при условии предоставления нерезидентом лицу (налоговому агенту) документа, который подтверждает статус налогового резидента. Основанием для освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины является предоставление нерезидентом лицу (налоговому агенту), которое выплачивает ему доходы, справки (или её нотариально заверенной копии), которая подтверждает, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, а также других документов, если это предусмотрено международным договором Украины.

> См. также

  • Двоеданство
  • Резидент

Двойное налогообложение в России

Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.

В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2016-2018 годы».

Условия получения налоговых льгот в международных сделках

Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

  • заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
  • документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.

Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».

Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.

На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

Еще больше информации о судебной практике по данному вопросу вы найдете в нашей статье «ВС РФ вновь не согласился с пенями за несвоевременное подтверждение местонахождения иностранного получателя дохода».

О порядке начисления штрафных санкций ИФНС за несвоевременное предоставление подтверждающих документов читайте в нашей статье «Вправе ли налоговый орган начислить пени налоговому агенту, не удержавшему налог с дохода иностранной организации, если справка о местопребывании иностранной организации была представлена налоговому агенту позже произведенных им выплат доходов иностранной».

И еще один случай о предоставлении документов позже срока выплаты доходов источником рассмотрен в нашей статье «Если налоговый агент получил подтверждение резидентства контрагента после выплаты ему дохода, начисление пеней неправомерно».

  1. О ежегодном предоставлении подтверждений.

В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.

  1. О проставлении апостиля.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

Договоры об избежании двойного налогообложения

Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

№ п/п

Иностранное государство — партнер по СДН

Вид документа

Дата подписания СДН

Дата вступления СДН в законную силу

Дата начала применения СДН в России

Дата начала применения СДН в стране-партнере

Австрийская Республика

Конвенция

Королевство Бельгия

Конвенция

Республика Болгария

Соглашение

Венгерская Республика

Конвенция

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Конвенция

01–06.04.1998

Греческая Республика

Конвенция

Республика Германия

Конвенция

29.05.1996 (в ред. от 15.10.2007)

Королевство Дания

Конвенция

Итальянская Республика

Конвенция

Ирландия

Соглашение

01–06.04.1996

Королевство Испания

Конвенция

Республика Кипр

Соглашение

05.12.1998 (в ред. от 07.10.2010)

Великое Герцогство Люксембург

Соглашение

28.06.1993 (в ред.от 21.11.2011)

Мальта

Конвенция

Королевство Нидерланды

Соглашение

Португальская Республика

Конвенция

Республика Польша

Соглашение

Румыния

Конвенция

Республика Словения

Конвенция

Словацкая Республика

Соглашение

Французская Республика

Конвенция

Финляндская Республика

Соглашение

04.05.1996 (в ред.от 14.04.2000)

Республика Хорватия

Соглашение

Чешская Республика

Конвенция

17.11.1995 (в ред.от 27.04.2007)

Королевство Швеция

Конвенция

Латвийская Республика

Соглашение

Литовская Республика

Соглашение

Королевство Норвегия

Конвенция

Швейцарская Конфедерация

Соглашение

15.11.1995 (в ред.от 24.09.2011)

Республика Албания

Конвенция

Республика Исландия

Конвенция

Республика Македония

Соглашение

Сербия и Черногория (бывшая Югославия)

Конвенция с Союзной Республикой Югославией

Республика Мали

Конвенция

Мексика

Соглашение

Республика Куба

Соглашение

Федеративная Республика Бразилия

Конвенция

В соответствии с письмом Минфина от 12.02.2014 № 03-08-06/5641 известно, что Конвенция не вступила в силу и не применяется

Аргентинская Республика

Конвенция

Республика Ботсвана

Конвенция

Боливарианская Республика Венесуэлла

Конвенция

Республика Чили

Конвенция

США

Договор

Канада

Соглашение

Катар

Соглашение

Исламская Республика Иран

Соглашение

Арабская Республика Египет

Соглашение

Государство Израиль

Конвенция

Алжирская Народная Демократическая Республика

Конвенция

Государство Кувейт

Соглашение

Ливанская Республика

Конвенция

Королевство Саудовская Аравия

Конвенция

Сирийская Арабская Республика

Соглашение

Турецкая Республика

Соглашение

Республика Индонезия

Соглашение

Республика Индия

Соглашение

Социалистическая Республика Вьетнам

Соглашение

Япония

Конвенция

Королевство Таиланд

Конвенция

Республика Филиппины

Конвенция

Монголия

Соглашение

Королевство Марокко

Соглашение

Китайская Народная Республика

Соглашение

13.10.2014 (в ред.от 08.05.2015)

Республика Корея

Конвенция

КНДР

Соглашение

Малайзия

Соглашение с СССР

Информация отсутствует

Республика Сингапур

Соглашение

09.09.2002 (в ред.от 17.11.2015)

ЮАР

Соглашение

Республика Намибия

Конвенция

Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

Соглашение

Австралия

Соглашение

Новая Зеландия

Соглашение

Республика Узбекистан

Соглашение

Республика Таджикистан

Соглашение

Туркменистан

Соглашение

Республика Молдова

Соглашение

Киргизская Республика

Соглашение

Республика Армения

Соглашение

28.12.1996 (в ред.от 24.10.2011)

Азербайджанская Республика

Соглашение

Украина

Соглашение

Республика Беларусь

Соглашение + Протокол

21.04.1995 (протокол — 24.01.2006)

Республика Казахстан

Конвенция

ОАЭ

Соглашение

Специальный административный район Гонконг КНР

Соглашение

Принципиальных отличий в том, как называется международный документ — конвенция, соглашение или договор, нет. Все эти названия указывают на установление сторонами определенных обязательств. По сути, это все синонимы.

Об избежании двойного налогообложения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *