Общая характеристика деятельности организации
Открытое акционерное общество «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» создано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» путем преобразования Федерального государственного унитарного предприятия «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 1184-р и приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.10.2006 №208.
Учредителем Общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Общество является юридическим лицом — коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права акционеров по отношению к Обществу.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном и третейском судах. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционеры не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам Общества, равно как и Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.
Уставный капитал Общества составляет 86 385 000 (восемьдесят шесть миллионов триста восемьдесят пять тысяч) рублей. Уставный капитал Общества состоит из 86 385 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1000 (Одна тысяча) рублей каждая.
Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости обыкновенных акций Общества, приобретенных акционерами (размещенные акции), и определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Размер уставного капитала может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций или путем размещения дополнительных акций.
Основное направление деятельности ОАО «ПИинии вт «Ленаэропроект» — проектирование в полном объеме комплексов аэропортов различного класса, включая взлетно-посадочные полосы, объекты технического обеспечения, здания и сооружения для обслуживания пассажиров и обработки грузов, ангары и авиаремонтные предприятия.
Современный «Ленаэропроект» — это комплексный научно-исследовательский и проектный институт, способный решать задачи любой сложности в области проектирования объектов воздушного транспорта и гражданского строительства. Предприятие динамично развивается, стремясь соответствовать всем техническим требованиям, сохраняя при этом наработки предыдущих лет, постоянно расширяя сферу своих интересов не только на территории РФ, но и за ее пределами.
Выполняются все виды предпроектных, изыскательских, проектных, исследовательских, нормативных и других работ для обеспечения капитального строительства (техническое перевооружение, реконструкция, расширение, новое строительство) и капитального ремонта зданий и сооружений аэропортов, авиаремонтных предприятий, летных и технических училищ, объектов строительных организаций, сооружений жилищно-бытового и социально-культурного назначения и других объектов, зданий и сооружений. Ниже приведен полный перечень видов деятельности ОАО «ПИинии вт «Ленаэропроект»:
Проектирование:
· аэродромов, вертодромов и посадочных площадок;
· оснований и покрытий взлетно-посадочных полос и других аэродромных сооружений аэропортов;
· объектов авиа-топливо обеспечения (складов и хранилищ нефтепродуктов; станций перекачки; сливо-наливных пунктов, технологических трубопроводов);
· автозаправочных станций;
· очистных сооружений и установок утилизации нефтепродуктов;
· всех видов инженерных сетей и систем;
· объектов теплоснабжения, энергосбережения, связи, водоснабжения, канализации;
· сооружений по очистке стоков;
· объектов управления воздушным движением;
· объектов радиотехнического, светосигнального и метеорологического обеспечения полетов воздушных судов;
· зданий и сооружений ремонта и технического обслуживания воздушных судов;
· цехов бортового питания и зданиям общественного питания в аэропортах;
· тренажерных комплексов гражданских самолетов;
· мусоросжигательных станций и других объектов утилизации отходов производственной деятельности авиапредприятий;
· объектов, необходимых для функционирования аэропортов, авиакомпаний, ремонтных и других авиапредприятий, а также зданий и сооружений предприятий другой ведомственной принадлежности, расположенных на территории аэропорта;
· автомобильных дорог любого назначения;
· подъездных железных дорог к сооружениям аэропортов;
· установок автоматического пожаротушения; установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; противодымной защиты и молниезащиты; систем противопожарного водоснабжения; систем оповещения людей о пожаре;
· разработка градостроительной документации, включая градостроительную планировочную документацию (генплан, ПДП, схемы районной планировки, транспортные схемы); схемы всех видов инженерного оборудования поселений и территорий; разработку территориальных схем охраны окружающей среды;
· осуществление архитектурной деятельности и архитектурного проектирования (генплан, жилые дома, общественные здания и сооружения, реставрация и восстановление зданий и сооружений);
· разработка специальных разделов проектов, включая разделы: охрана окружающей среды, организация и условия труда работников; управление производством и предприятием; инженерно-технические мероприятия гражданской обороны; мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; защита строительных конструкций от коррозии; системы и установки пожаротушения, пожарной сигнализации, охранной и охранно-пожарной сигнализаций и противодымной защиты; сметная документация, эффективность инвестиций;
· проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду проектируемых и действующих предприятий, в том числе разработка разделов «Оценка воздействия на окружающую среду» и «Охрана окружающей среды» в составе предпроектной и проектной документации, осуществление разработки экологических паспортов предприятий;
· выполнение функций генерального проектировщика.
Исследования и изыскания:
· выполнение всех видов инженерных изысканий и исследований для строительства, в том числе на территориях с особо сложными геолого-климатическими условиями;
· выполнение научно-исследовательских и других работ по заданиям федерального органа исполнительной власти, необходимых для формирования государственной политики, разработки концепций схем, программ и прогнозов развития гражданской авиации по направлениям своей деятельности;
· создание и внедрение в аэропортах прогрессивных технологий конструкций аэродромных покрытий;
· совершенствование технологических и объемно-планировочных решений зданий и сооружений обслуживания пассажиров, обработки грузов, технического обслуживания и ремонта авиационной техники, авиатопливообеспечения;
· внедрение результатов научных исследований и проектных проработок с осуществлением изготовления опытных и экспериментальных образцов техники, проведением строительно-монтажных и ремонтных работ для предприятий и организаций гражданской авиации.
Инжиниринговые и консалтинговые услуги. Сопровождение строительства:
· разработка и обоснование перспектив развития аэропортов, аэродромов и других объектов наземной инфраструктуры гражданской авиации, оценка их эксплуатационной пригодности и совершенствование технико-экономических показателей;
· разработка технико-экономических докладов, мастер-планов, обоснований инвестиций в строительство и технико-экономических расчетов, проведение обследования всех видов сооружений инфраструктуры воздушного транспорта и других отраслей, а также выполнение отдельных функций заказчика по его заданию;
· обеспечение проектного, технологического и строительного инжиниринга, включая разработку инвестиционных намерений и обоснований инвестиций в строительство, оформление разрешительной документации, техническое сопровождение проекта, технический надзор за строительно-монтажными работами, сдачей объекта в эксплуатацию, разработку тендерной документации и организацию проектных и подрядных торгов;
· обеспечение экспертно-консультационной деятельности, выполнение функций специализированного экспертного базового центра по отдельным видам строительной деятельности, проведение экспертизы проектной документации;
· обеспечение качественного проведения авторского надзора за строящимися объектами, участие в приемке их в эксплуатацию.
Разработка нормативной документации и программных средств:
· разработка в интересах гражданской авиации Федеральных авиационных правил, наставлений, инструкций, положений, руководств по эксплуатации аэродромов, зданий, сооружений, спецавтотранспорта и оборудования аэропортов;
· осуществление разработки и корректировки типовой проектной документации (типовых проектов, типовых проектных решений, чертежей типовых строительных конструкций, изделий, узлов) и обеспечение их распространения;
· разработка стандартов и нормативных документов по проектированию и строительству и пособий к ним, а также обеспечение консультационных услуг по применению этих документов;
· разработка и реализация программных и сетевых (многопользовательских) средств по проектированию, строительству и эксплуатации производственных комплексов, зданий и сооружений, осуществление методического обеспечения их внедрения, а также обеспечение соответствующего обучения персонала;
· разработка нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов, допустимых уровней воздействий на окружающую среду, обоснование лимитов природопользования;
· разработка методической и информационной литературы по специализации института и обеспечение размножения и распространения подобной литературы, в том числе выполненной другими организациями.
Прочие услуги:
· организация и проведение конференций и выставок, в том числе с привлечением зарубежных фирм и организаций;
· выполнение по заказам графических, расчетных и иных работ и услуг с использованием вычислительной техники;
· оказание организациям и третьим лицам услуг на возмездной основе по информационному обеспечению, переводам, фотографическим, множительным и художественно-оформительским работам, транспортных услуг и по сервисному обслуживанию;
· осуществление посреднических услуг на возмездной основе, разрешенных действующим законодательством, включая хранение и доработку техники, оборудования, реализацию товаров народного потребления.
С применением импортных материалов и оборудования осваиваются новые технологии строительства аэродромов. В разное время по проектным решениям «Ленаэропроекта» были построены комплексы аэропортов «Хатанга», «Тикси», «Анадырь», «Харьков», «Уфа», «Челябинск», «Кишинев», «Тюмень», «Братск», «Мурманск», «Уренгой», «Сургут», «Кольцово» (Екатеринбург), «Пермь», «Ханты-Мансийск», «Нижневартовск», «Красноярск», «Сыктывкар», «Омск».
Выполняются совместные проекты. Среди работ института аэропорты в Свердловске, Вильнюсе, Таллинне, Риге, Минске, а также вертолетные площадки, авиационные заводы, летные училища и другие сооружения. Активно развивается взаимодействие с американскими и западно-европейскими компаниями. При сотрудничестве с немецкими коллегами были реализованы проекты развития аэропортов «Пулково», «Иркутск» и «Храброво» (Калининград). Среди деловых партнеров ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» фирмы ФРГ, Италии, Франции, Австрии, США, Сербии и других государств. Ведущие проекты в настоящий момент:
· Развитие Санкт-Петербургского авиационного узла на базе аэропорта «Пулково». Реконструкция комплекса ИВПП.
· Реконструкция ИВПП-2 и перрона аэропорта «Сочи».
· Реконструкция и развитие аэропорта «Липецк».
· Реконструкция и развитие аэропорта «Майкоп».
· Реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта «Якутск».
· Вторая очередь реконструкции и развития аэропорта «Храброво» г. Калининград.
· Замена светосигнального оборудования в аэропорту «Бесовец», г. Петрозаводск.
· Разработка проектной документации на строительство аэропорта Бованенковского НГКМ.
· Реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта «Архангельск».
· Обустройство аэродрома «Кречевицы», для полетов гражданских воздушных судов и строительство на его основе аэропорта для города Великий Новгород.
ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» имеет многолетний опыт качественного выполнения заказов и делового сотрудничества с предприятиями России и зарубежными фирмами, работающими в области проектирования и разработки оборудования для аэропортов. Среди партнеров организации:
· Ассоциация «Аэропорты гражданской авиации».
· Международная Ассоциация руководителей авиапредприятий (МАРАП).
· ФГУП «ГТК» Россия».
· Санкт-Петербургский Государственный Университет гражданской авиации.
· Федеральное агентство воздушного транспорта.
· Комиссия по сертификации аэродромов и оборудования МАК.
· РУП «Белаэронавигация».
· ОАО «КД авиа».
· ЗАО «Аэролайт-Санкт-Петербург».
· ЗАО «Инжтрансстрой».
· ФГУ «Ространсмодернизация».
· ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой».
· ООО «Авиапредприятие Газпромавиа».
· ООО «Базовый элемент».
· Transport Consulting GmbH.
· Airport consulting Vienna.
· ГУДП «Аэронавигация Северо-Запада».
· ЗАО «НИИИТ-РТС».
· ОАО «Радар-ГА».
· ЗАО «Авиационное радиотехническое оборудование».
· ЗАО «Эскорт-Центр СПб».
· ООО «Сибаэропроект».
· ОАО «Дальаэропроект».
· ЗАО «РАСТЕХ».
Процесс выпуска проектной продукции улучшается и обеспечивается всеми необходимыми ресурсами. С марта 2004 года в «Ленаэропроекте» функционирует система менеджмента качества. Институт имеет сертификаты соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000) в системе сертификаций ГОСТ Р и Международной сети IQNet. В результате сертификационного аудита в феврале 2008 года и положительного заключения о функционировании системы менеджмента качества и соответствия документов системы требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, институту продлены сроки действия сертификатов до 22.03.2010 года.
Парк программных и технических средств, применяемых в ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект», постоянно пополняется и обновляется. Институт широко использует представленные на отечественном рынке лицензированные программные продукты, обеспечивающие качественное и своевременное выполнение проектных задач. Среди них системы для проектирования AUTOCAD; Autodesk Architectural Desktop; CREDO MIX; CAD-CREDO; ЭКОЛОГ + и другие программные средства.
Постоянный обмен опытом и многолетнее сотрудничество с зарубежными фирмами, работающими в области проектирования и разработки оборудования для аэропортов позволяет использовать ведущие мировые технологии, применяемые в этой отрасли.
На базе научного отдела института аккредитован и успешно работает Санкт-Петербургский Центр по сертификации аэропортовой деятельности, который также проводит сертификацию новых материалов для эксплуатационного содержания аэродромов и их восстановительного ремонта.
Возрастающий объем работ требует принятия мер по повышению производительности труда и частично увеличению численности сотрудников с систематической работой по повышению квалификации (табл. 2)
Таблица 2.
Численность сотрудников ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект»
Период |
2002 г. |
2003 г. |
2005 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Штатное расписание |
||||||
Фактическая численность |
Коллектив ежегодно пополняется новыми кадрами. В результате целенаправленных действий руководства наметился приток молодых специалистов. Техническая грамотность, знание современной нормативной документации, способность и готовность мобильно мыслить и принимать правильные решения в экстремально короткие сроки — вот далеко не полный перечень качеств, отличающих специалистов ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект».
Для поддержания высокого профессионального уровня, в институте созданы все условия. За последние три года было принято более 40 молодых инженеров. Старшее поколение охотно передает им накопленный годами опыт. Кроме того, все сотрудники постоянно повышают свой запас знаний, участвуя в семинарах, конференциях, выставках, посещая курсы повышения квалификации.
Институт имеет в своем составе одиннадцать профильных структурных подразделений, занимающихся выпуском готовой продукции, к которым относятся: сантехнический, электротехнический, архитектурно-строительный, аэродромный и научный отделы; подразделения, решающие вопросы эксплуатации авиационной техники, аварийно-спасательных работ, светосигнального оборудования, отдел управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и средств связи. Основных специалистов этих подразделений отличают высокий профессионализм, многолетний опыт работы в гражданской авиации, налаженные контакты с производителями оборудования и материалов, применяемых при строительстве авиа объектов.
Коллектив ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» многопрофильный и включает следующих специалистов: строителей, конструкторов, архитекторов, связистов, электриков, специалистов по управлению воздушным движением, автоматике, по проектированию и исследованию аэродромов и автодорог, экономистов, геодезистов и топографов, геологов, технологов и сметчиков.
В начале 90-х годов «Ленаэропроект», как и многие другие проектные организации, столкнулся с проблемой обновления кадров. В эти годы инженерные специальности не были популярны. Вся производственная нагрузка легла на плечи старшего поколения специалистов. В дальнейшем ситуация стала меняться в лучшую сторону. Представители нашего института, по согласованию с администрацией вузов, присутствовали на защитах дипломов и тем самым имели непосредственный контакт с будущими инженерами. Это помогло уже к 2003 году принять на работу свыше 40 человек. В настоящее время ежегодно 5-7 выпускников включаются в штат нашей организации. Молодежь снова начала проявлять интерес к техническим специальностям.
Труд проектировщика — это высокоинтеллектуальный труд, требующий разносторонних знаний. Проект должен выполняться таким образом, чтобы принятые решения обеспечивали безаварийное и безопасное функционирование объектов, а разработанные технологии были актуальны на несколько лет вперед.
Согласно плану повышения квалификации за первую половину 2007 года повысило свою профессиональную квалификацию 13 человек из 18 запланированных. На эти цели было затрачено 153 тысячи рублей с учетом аттестации и тестирования рабочих мест.
В 2008 году планируется выделить на эти цели 266 тыс.руб. (табл. 3)
Таблица 3.
План затрат на повышение квалификации персонала в 2008 г.
Рассмотрим основные показатели деятельности ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» (табл. 4)
Таблица 4.
Показатели экономической эффективности деятельности ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» за 2007 год (тыс.руб.)
№ п/п |
Наименование показателя |
2007 год |
|
год (план) |
год (факт) |
||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и других обязательных платежей) |
|||
Чистая прибыль (убыток) |
|||
Чистые активы |
29089,3 |
||
Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет |
506,8 |
Из Таблицы 4 видно, что за исследуемый период фактические показатели деятельности организации значительно превысили планируемые. Так, фактическая выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг превысила планируемую в 3,10 раза. Чистая прибыль ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» в 2007 г. превысила планируемую в 9 раз. Чистые активы организации превысили планируемое значение в 2,9 раза. Такие впечатляющие показатели стали возможны благодаря сложившейся в тот период благоприятной финансово-экономической конъюнктуре в России и увеличением инвестиций в проекты ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» федеральным и региональными бюджетами, а также отечественными и зарубежными компаниями.
Дополнительные показатели деятельности ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» представлены в табл. 5.
Таблица 5.
Дополнительные показатели экономической эффективности деятельности ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» за 2007 год (тыс.руб)
№ п/п |
Наименование показателя |
2007 год |
|
год (план) |
год (факт) |
||
Объем производства в натуральном выражении по основным видам деятельности |
|||
Среднемесячная заработная плата (руб.) |
|||
Затраты на социальное обеспечение и здравоохранение |
144 (мат. помощь) |
За исследуемый период фактическое значение объема производства в натуральном выражении по основным видам деятельности превысило планируемое значение в 2,55 раза. Фактическая среднемесячная заработная плата превысила планируемую на 57%, что подтверждает общее повышение показателей экономической эффективности деятельности ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» в 2007 г. и вместе с увеличением фактических затрат на социальное обеспечение и здравоохранение в 2,4 раза характеризует кадровую политику организации как социально-ориентированную.
Среднесрочная программа финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» на период 2009-2012 гг. содержит ряд основных направлений работ, повышающих его экономические показатели и план инвестиций, используемый для развития Общества.
Основные направления работ ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» на среднесрочную перспективу определяются Концепцией развития аэродромной сети Российской Федерации, Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы), Федеральной целевой программой по развитию транспортной системы России на период 2010-2015 гг., другими программами отрасли, уставом Общества и включают в себя:
· Выполнение предпроектных, изыскательских, проектных, исследовательских, нормативных и других работ, необходимых для обеспечения проектно-сметной документацией капитального строительства (техническое перевооружение, реконструкция, расширение, новое строительство) и капитального ремонта зданий и сооружений аэропортов, авиаремонтных предприятий, летных и технических училищ, объектов строительных организаций, сооружений жилищно-бытового и социально-культурного назначения и других объектов, зданий и сооружений.
· Выполнение научно-исследовательских и других работ по заданиям федерального органа исполнительной власти, необходимых для формирования государственной политики, разработка концепций схем, программ и прогнозов развития гражданской авиации по направлениям своей деятельности. Создание и внедрение в аэропортах прогрессивных технологий, конструкций аэродромных покрытий.
· Выполнение необходимого объема работ по обеспечению сертификации деятельности гражданской авиации. Осуществление функций Центра сертификации аэропортов.
· Участие в возрождении региональной малой авиации, как самостоятельного сегмента гражданской авиации.
· Оценка наземной инфраструктуры воздушного транспорта с разработкой мероприятий по развитию малой авиации в Северо-западном регионе РФ.
· Участие в создании опорной сети вертодромов и вертолетных станций общего назначения на транспортных объектах и на территории муниципальных образований для осуществления регулярных пассажирских, грузовых и почтовых перевозок.
· Разработка нормативных документов по проектированию вертодромов и вертолетных площадок с применением новых материалов и технологий.
· Разработка систем мониторинга за состоянием искусственных покрытий аэродромов, расположенных в сложных климатических условиях.
Все работы, проводимые ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» в 2008 г. являлись перспективными, экономически оправданными, отвечали основным видам деятельности согласно Уставу, из чего следует, что основные направления работ целесообразно продолжить в 2009-2012 гг., правда с учётом экономического кризиса.
Финансовый план на среднесрочную перспективу учитывает произошедшие резкие изменения в условиях ведения финансово-хозяйственной деятельности в конце 2008г. (кризис) и его последствия на ближайшую перспективу (табл. 6).
Из чистой прибыли, полученной по результатам финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» за период 2009-2012.гг. планирует выплатить дивиденды единственному акционеру — Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Таблица 6
Финансовый план ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» на 2009-2012гг.
Наименование показателя |
Значение показателя, тыс. руб. |
||||
2008г. Факт |
2009 План |
2010 План |
2011 План |
2012 План |
|
Объем продаж, без НДС, в том числе |
|||||
Собственные силы |
|||||
Себестоимость |
|||||
Управленческие расходы |
|||||
Валовая прибыль |
|||||
Прочие доходы |
|||||
Прочие расходы |
|||||
Прибыль до налогообложения |
|||||
Налог на прибыль |
|||||
Чистая прибыль |
|||||
Стоимость чистых активов |
|||||
Общая рентабельность |
Инвестиционная программа ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» содержит план мероприятий по развитию организации в снабженческо-сбытовой, производственной и финансово-инвестиционной сфере деятельности.
В сбытовой сфере планируется расширение рынков сбыта и привлечения новых заказчиков (потребителей), в том числе путем открытия представительства в Республики Беларусь.
В производственной сфере планируется:
-развитие (обновление) материально-технической базы ОАО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект», в том числе приобретение новейшей вычислительно техники и лицензионного SOFT;
— повышение квалификации кадров;
— развитие (обновление) системы управления производством, внедрение IТ технологий.
Планируются инвестиции в объекты основных средств, а именно зданий, принадлежащих организации на праве собственности.