О валютном регулировании

11. Общая характеристика Закона рф «о валютном регулировании и валютном контроле»

  • •1. Особенности международных расчетов. Основные формы расчетов в практике международной торговли.
  • •2. Инкассовые формы международных расчетов. Инкассо-импорт (схема и проводки).
  • •3. Инкассовые формы международных расчетов. Инкассо-экспорт (схема и проводки).
  • •4. Банковский перевод как одна из форм международных расчетов. Расчеты банковским переводом по экспортным операциям (схема и проводки).
  • •5. Банковский перевод как одна из форм международных расчетов. Расчеты банковским переводом по импортным операциям (схема и проводки).
  • •6. Документарные аккредитивы. Аккредитивы по импортным операциям.
  • •7. Документарные аккредитивы. Аккредитивы по экспортным операциям.
  • •8. Организация работы обменного пункта
  • •Глава 2. Порядок организации работы обменного пункта (оп)
  • •9. Порядок открытия обменных пунктов
  • •Глава 1. Порядок открытия (закрытия) обменных пунктов
  • •10. Порядок осуществления операций с наличной валютой и чеками в обменном пункте
  • •Глава 3. Операции с наличной валютой и чеками
  • •Глава 4. Порядок осуществления операций с наличной валютой и чеками
  • •11. Общая характеристика Закона рф «о валютном регулировании и валютном контроле»
  • •12. Валютное регулирование (согласно главе 2 Закона рф «о валютном регулировании и валютном контроле»)
  • •13. Валютные операции между резидентами (согласно Закону рф «о валютном регулировании и валютном контроле»)
  • •Глава 2 валютное регулирование
  • •14. Валютные операции между резидентами и нерезидентами (согласно Закону рф «о валютном регулировании и валютном контроле»)
  • •Глава 2 валютное регулирование
  • •15. Субъекты валютных отношений (резиденты и нерезиденты)
  • •16. Принципы валютного регулирования и валютного контроля, валютное законодательство рф.
  • •17. Валютный контроль (согласно главе 4 Закона рф «о валютном регулировании и валютном контроле»).
  • •18. Понятия: «валюта рф», «внутренние и внешние ценные бумаги», «иностранная валюта», «валютные ценности».
  • •1) Валюта Российской Федерации:
  • •2) Иностранная валюта:
  • •3) Внутренние ценные бумаги:
  • •19. Основные операции банка со средствами физических лиц и типы валютных счетов физических лиц.
  • •20. Классификация валют по виду валютной операции.
  • •21. Ведение счетов физических лиц-резидентов в иностранной валюте.
  • •22. Бухгалтерское оформление операций по вкладам физических лиц.
  • •23. Бухгалтерское оформление операций в иностранной валюте по вкладам физических лиц-нерезидентов.
  • •24. Особенности представления резидентом документов и информации, связанных с осуществлением валютных операций между резидентами и нерезидентами при предоставлении и получении кредитов и займов.
  • •25. Ведение счетов физических лиц-нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.
  • •26. Валютные операции между резидентами и уполномоченными банками.
  • •27. Порядок установления и изменения курса покупки/продажи иностранной валюты в обменном пункте.
  • •28. Бухгалтерское оформление операций в иностранной валюте по вкладам физических лиц-резидентов.
  • •29. Классификация валют по различным признакам.
  • •30. Операции с дорожными чеками и банковскими картами.
  • •31. Виды лицензий, выдаваемых уполномоченному банку на совершение операций в иностранной валюте.
  • •32. О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций ( по материалам инструкции цб рф от 15 июня 2004г. № 117-и).
  • •33. Порядок оформления паспортов сделок (по материалам инструкции цб рф от 15 июня 2004 г. № 117-и).
  • •34. Бухгалтерское оформление операций в обменном пункте.
  • •35. Права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютного контроля.
  • •36. Основные счета бухгалтерского учета, используемые для оформления валютных операций.
  • •37. Общая характеристика счетов, открываемых в уполномоченных банках резидентам и нерезидентам (юр. И физ.Лицам).
  • •38. Транзитный и текущий валютные счета юр.Лиц-резов. Их назначение и режимы. (111-и «Об обязат.Продажи части валют.Выручки на внутр.Вал.Рынке рф).
  • •39. Операции физ.Лиц-резов, осуществляемые без открытия банковских счетов. (я так поняла, что вал.Операции, если нет.. То простите)
  • •42. Понятия: «иностранная валюта», «валютные операции», «валютные биржи». Иностранная валюта:
  • •45. Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей, валюты рф и внутренних ценных бумаг.
  • •46. Ведение счетов юридических лиц-нерезидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках рф.
  • •47. Порядок открытия и ведения счетов юридических лиц-нерезидентов в валюте рф.
  • •Глава 8. Закрытие банковского счета
  • •49. Понятия: «валютные операции», «уполномоченные банки», «валютные биржи».
  • •50. Валютные кредиты.
  • •51. Установление корреспондентских отношений с иностранными банками.
  • •52. Корреспондентские счета «лоро» и «ностро».
  • •53. Документы и информация, содержащиеся на стенде обменного пункта.
  • •54. Валютная позиция.

Валютный контроль — контроль Правительства РФ над соблюдением законодательства «О валютах» при осуществлении ряда операций с валютными денежными средствами.

Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» рассматривает следующие вопросы:

  • Важность обеспечения необходимыми экономическими условиями в государственной политике;
  • Невозможность вмешиваться в валютные операции Правительству РФ без обоснованных причин;
  • Обеспечение единства внешней и внутренней политики на финансовом рынке РФ;
  • Объединение системы контроля;
  • Обеспечение защиты прав и интересов участников при осуществлении финансовых операций.

Из-за строгого ведения рынка часто возникает черная сторона торговли. Контролируемая валюта выгодно обменивается на черном рынке. Государственный курс сильно отличается от реального. В результате появляется отдельная экономическая область теневого рынка обмена денежных средств. Поэтому Правительство стремится создать более эффективный контроль.

Читайте также ФЗ 311 о таможенном регулировании в РФ.

Описание ФЗ-173

Настоящий Федеральный закон «О валютных операциях РФ» определяет принципы валютного контроля и устанавливает правовые основы. Также перечисляет полномочия органов финансового рынка, определяются обязанности и права резидентов в отношении пользования, владения и распоряжения денежными средствами в РФ и внутренними ценными бумагами за пределами государства.

Валютное законодательство РФ состоит из основ настоящего Федерального закона и других нормативно правовых актов контроля. Специальные законодательные органы издают соответствующие правовые акты в области контроля.

Международные договоры РФ применяются к отношениям, которые описаны в статье 2 настоящего ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в последней редакции». Но существуют и исключения. Например в ситуации, когда необходимо применить издание внутригосударственного акта законодательства РФ.

Закон был принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года, а одобрен Советом Федерации спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года.

Краткое содержание Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Определяет виды регулирования денежных средств;
  • Глава 3 — Описывает методы по повышению эффективности работы валютного рынка;
  • Глава 4 — Определяет виды контроля;
  • Глава 5 — Содержит заключительные приложения.

Настоящий Федеральный закон описывает общие положения, определяет виды регулирования денежных средств и повышает эффективность работы валютного рынка.

Основное в законе о валютных операциях

В настоящем Федеральном законе определяются органы валютного контроля в Российской Федерации. Таковыми являются:

  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации.

Порядок проведения транзакций и использования счетов может быть не установлен органами валютного контроля. В таком случае открываются счета, по которым проводятся финансовые операции без ограничений. Если устанавливаются условия по использованию определенных счетов, участник не сможет дополнительно ввести ограничения, если они не предусматриваются настоящим Федеральным законом.

Центральный банк РФ самостоятельно устанавливает одинаковые формы контроля, учета и отчетности по транзакциям. Также определяется срок и порядок их предоставления. Кроме того, банковская организация самостоятельно подготавливает и публикует статистические данные, которые связаны с валютными операциями.

Основная цель настоящего Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»- организация единой государственной политики. Сюда относится и устойчивость валюты РФ, и стабильность внутреннего валютного рынка РФ. Эти факторы влияют на развитие национальной экономики и международное экономическое сотрудничество.

Чтобы проанализировать законодательные положения и ознакомиться с внесенными изменениями, скачайте закон по ссылке.

Последние изменения 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Как уже говорилось выше, последние изменения были осуществлены 3 июля 2016 года. Изменения были внесены в статьях 20, 22 и 23.

Статья 20

В части 6 настоящего закона слово «и агентам» было удалено. Часть гласит, что банки передают оформленные документы сделок только в электронном виде и в том порядке, который предусматривается Центральным банком РФ. Срок подачи подобных документов не может быть больше трех рабочих дней после дня, когда был оформлен документ сделки уполномоченным банком.

Статья 22

В части 3 статьи 22 настоящего закона были удалены следующие слова «таможенные органы и налоговые органы». Уполномоченные банки — это агенты контроля. Также в роли агента выступает участник рынка ценных бумаг.

В части 4 настоящей статьи закона было добавлено несколько организаций, осуществляющих контроль валютных операций. Сюда относятся некредитные финансовые организации, осуществляющих работу согласно ФЗ-86.

В части 5 также были добавлены «некредитные финансовые организации». То есть контроль за резидентами и не резидентами осуществляется только в том случае, если они не относятся к некредитным финансовым организациям или стандартным кредитным организациям.

В части 6 закона было удалено слово «и агентами». Суть подпункта — правительство координирует работу в сфере контроля. Дополнительно взаимодействует с Центральным банком РФ. Уполномоченные банки в виде агентов рынка передают информацию в установленном Центральным банком объеме в федеральные органы исполнительной власти.

Статья 23

Часть 5 статьи 23 действующего закона гласит о том, что агенты и органы валютного рынка могут требовать предоставить документы, которые относятся к осуществленной транзакции. В день предоставления документов они должны быть действительными. Поэтому необходимо провести тщательный контроль. При необходимости, официальные бумаги переводятся на русский язык. Если документы относятся к иностранным государствам, которые подтверждают статус юридических лиц, они должны быть зарегистрированы (узаконены) в установленном порядке. Иностранные документы могут быть представлены без предварительной регистрации, если это действие предусматривается международным договором РФ.

Часть 8.2 настоящей статьи закона была изменена. В ней описывается предоставление и передача документов. Документы отправляются налоговым и таможенным органом контроля. Порядок предоставления информации определен в частях 13-16 настоящей статьи.

Ниже описаны важные статьи, которые не содержат внесенных изменений при последней редакции.

Статья 9

В ст 9 настоящего закона описываются методы контроля, способствующие ограничению валютных операций между резидентами. Но существуют исключения, предусмотренные настоящим Федеральным законом:

  • Операции, которые предусматриваются подпунктами «ж» и «з»;
  • Операции, связанные с расчетами в магазинах при беспошлинной торговли;
  • Операции между комитетами и комиссионерами;
  • Операции по контрактам транспортной экспедиции;
  • Другие случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 19

Ст 19 ФЗ-173 «О валюте» описывает возвращение денежных средств резидентами в Российскую Федерацию. Иногда резидентами осуществляется внешнеторговая деятельность. В этом случае нерезиденты должны перечислить на банковские счета уполномоченных банках оплату за выполненную работу или оказываемые услуги. Также денежные средства, которые были выделены на покупку товаров заграницей, должны быть возвращены в установленные сроки в Российскую Федерацию.

Чтобы ознакомиться с последней редакцией закона, внесенными изменениями и дополнениями, скачайте документ по ссылке.

Валютное регулирование в РФ осуществляется с учетом экономически выгодных задач страны. Правительство придерживается либеральной политики в сфере регулирования отношений, связанных с денежными средствами.

Для регулирования валютных операций был создан Федеральный закон №173 «О валютном регулировании и валютном контроле».

Какие были внесены изменения?

Как было сказано в статье, последние поправки в ФЗ №173 были внесены 29 декабря 2017 года. Изменения коснулись следующих статей:

Ст 7 ФЗ 173

Статья 7 была дополнена. В ней идет речь о положениях ФЗ и других нормативных актах, которые применяются к государственному объединению под названием «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». Положения статьи применяются только в том случае, если корпорация осуществляет функцию, которая предусматривается настоящим законом.

Ч 1 ст 11

В ходе последних изменений, поправки были внесены в часть 1 статьи 11. При приобретении иностранной валюты в виде чеков, гражданин должен осуществить данную операцию через банк.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые не были внесены изменения при последней редакции:

Ст 9

В статье 9 описываются денежные операции между резидентами. Закон гласит, что денежные операции между резидентами запрещены. Исключением являются следующие случаи:

  • При расчете беспошлинной торговли;
  • Операциями между комиссионерами;
  • Транзакций по договорам транспортной организации;
  • С внешними ценными бумагами;
  • В случае осуществления обязательных платежей;
  • С выплатами относительно внешних ценных бумаг;
  • Транзакций, которые связаны с переводами и расчетами валюты из-за рубежа;
  • Переводов между физическими лицами, если один из них является резидентом иностранного государства;
  • Операций по оплате и возмещению расходов;
  • Действия, которые связаны с возвратом и внесением коллективного, индивидуального или иного обеспечения;
  • Другие случаи.

Валютные операции осуществляются без ограничений с лицами, с которыми связаны расчетные счета в иностранной валюте в рамках заключенных контрактов.

Ст 19 ФЗ 173

В статье 19 описывается репатриация резидентами иностранной или местной валюты.

Если осуществляются внешнеторговые операции, то резиденты обязаны в указанные в договоре сроки обеспечить:

  • Получение в иностранной валюте денежных средств от резидентов на собственные банковские счета;
  • Вернуть денежные средства обратно в РФ за не ввезенные товары, не оказанные услуги или невыполненные работы.

Скачать действующую редакцию 173 ФЗ

Положения закона устанавливают принципы и правовые основы, необходимые для регулирования оборота местной и заграничной валюты на территории РФ. Дополнительно обозначаются права и обязанности органов валютного регулирования и сфера допустимых действий. Чтобы подробнее ознакомиться с Федеральным законом № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле», следует скачать его по ссылке.

Валютный контроль и валютные ограничения

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 21

Для эффективности валютного регулирования большое значение имеет состояние национального валютного контроля и спектр тех валютных ограничений, которые определяются исходя из режима валютного курса и валютной политики.

Меры по валютному контролю направлены как против нелегального вывоза капита­лов, так и против задержки платежей импортеров и на своевременный возврат экспорт­ной выручки, полученной вполне легально.

Точно так же, как валютное регулирование, меры валютного контроля и сущест­вующие в странах валютные ограничения являются составными частями механизма реализации валютной политики, проводимой в интересах структурных изменений в экономике для достижения устойчивого экономического роста и укрепления позиций страны в международных экономических отношениях.

Система валютного контроля представляет собой совокупность мер по реализации порядка перемещения различных форм валютных ценностей между странами, опреде­ленного их законодательством. В рамках валютного контроля осуществляется комплекс мер в виде запрета, лимитирования, регламентации, задержки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими, которые принимают форму валютных ограничений. В той степени, в какой меры валютного контроля и валютных ограниче­ний заставляют участников валютного рынка поступить так, как предписано регули­рующими органами, и изменить направление движения валютных и финансовых пото­ков, на внутреннем и на мировом валютных рынках, валютный контроль носит регули­рующий характер.

В качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно вы­делить следующие:

— обеспечение экономической безопасности;

— стимулирование развития внешнеэкономических связей;

— формирование валютных резервов стран;

— выполнение международных обязательств стран.

Для выполнения таких мер создается механизм валютного контроля за внешнеэко­номической деятельностью, который определяет формы и методы контрольной дея­тельности, а также специальные органы, участвующие в процессе валютного контроля, которые меняются в связи с направлениями валютной политики. К органам валютного контроля, как правило, относятся центральные банки стран с уполномоченными ими кредитными учреждениями, как, например, в Австрии, Германии, где выделен специ­альный круг банков, через которые проводятся валютные операции. В России основ- органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, полномочия которого в этой области определяются валютным законодательством, а к органам валютного контроля относится наряду с Центральным банком РФ и Правительство РФ. В качестве агентов валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля.

Однако полномочия центральных банков зависят от степени их независимости от правительства стран. В странах, где центральный банк находится в определенном подчинении Министерству финансов, он реализует ту валютную политику, которую разра­ботало правительство, как, например, Национальный банк Венгрии. Осуществление валютного регулирования и валютного контроля является прерогативой Министерства финансов Венгрии, которое осуществляет эти функции через венгерский Националь­ный банк. В некоторых странах существуют специализированные регулирующие орга­ны, как, например, в Испании, где валютный контроль, так же как и валютное регули­рование, осуществляют Генеральный директорат внешних операций Министерства экономики и финансов и Банк Испании.

В соответствии с определенными внешнеэкономической политикой страны направ­лениями внешнеторговой деятельности в форме международного обмена товарами, работами и различного вида услугами основным требованием валютного контроля явля­ется соблюдение валютного законодательства, которое, как правило, предусматривает комплекс мероприятий по контролю за выполнением текущих операций и операций, связанных с движением капитала (в соответствии со структурой статей платежного баланса).

Так, в США и Японии сняты почти все валютные ограничения и не осуществляется валютный контроль за проведением текущих операций, а регулирование внешнеторго­вой деятельности осуществляется на основе частичного лицензирования экспортно-импортных операций и таможенного регулирования.

Однако отмена ограничений и контроля за перемещением валютных ценностей про­исходила постепенно. В период фиксированных валютных курсов использование жест­кого валютного контроля позволяло странам избегать валютных кризисов, вызванных валютной спекуляцией после второй мировой войны. Преждевременная попытка Вели­кобритании в 1947 г. под нажимом США отменить валютные ограничения и перейти к обратимости фунта стерлингов привела к необходимости возобновить всеобъемлющие меры по валютному контролю. Только после того как были созданы экономические предпосылки введения конвертируемости валюты в конце 50-х годов, Великобритания смогла ее восстановить.

Уже в начале -60-х годов валютные ограничения по всем видам международных опе­раций начали ослабевать, при этом одновременно в США происходило ужесточение контроля по таким текущим сделкам, как фрахт, туризм, по операциям движения капи­тала, которые проводились в рамках стабилизационных программ 1961-1965 гг., а в 1968 г. были лимитированы все операции, связанные с экспортом капитала, особенно частного.

Переход к плавающим валютным курсам означал отмену валютного контроля и ва­лютных ограничений только по текущим операциям и введение всевозможных мер по использованию развитыми странами валютных рестрикций по движению капиталов. Причиной стало снижение курса доллара и массированное перемещение спекулятивных краткосрочных капиталов из США в Западную Европу. В начале 70-х годов были вве­дены ограничения на доступ капиталов нерезидентов на рынки Австрии, ФРГ, Дании, Швейцарии.

С либерализацией внешнеэкономической деятельности России масштабы утечки ка­питала резко возросли. Особенно стремительный их рост пришелся на 1992-1994 гг. По некоторым оценкам, за рубежом за этот период осело 50-80 млрд. долл., из них более 10 млрд. долл. в виде сокрытой экспортной выручки.

Эти явления потребовали принятия мер для пресечения бегства капитала. В октябре 1993 г. была утверждена совместная Инструкция ЦБ РФ № 19 и Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ № 01-20/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров». В связи с этой Инструкцией осуществляется двойной контроль за проведением экспортных опе­раций российскими предприятиями.

Инструкция вступила в действие с 1 января 1994 г. относительно товаров стратеги­ческого экспорта (сырьевых товаров, определенных в перечне Совета Министров — Правительства РФ) и с 1 марта 1994 г. — для всех других экспортируемых товаров и сыграла важную роль в борьбе с утечкой капитала.

Более радикальные меры, предъявляемые к российским импортерам, были изложены в Письме ЦБ РФ «О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 15 ноября 1995 г. № 208 и в совместной Инструкции Банка России № 30 и ГТК РФ № 01-20/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 г. (с изме­нениями от 14 января 1998 г.), которая была введена в действие с 1 января 1996 г. Она была направлена на ограничение перевода средств за рубеж в оплату фиктивных импортных контрактов.

Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импор­тируемые товары, так же как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль Банка России.

После августовского кризиса 1998 г. власти стали уделять особое внима­ние операциям по покупке резидентами иностранной валюты под импортные контрак­ты, поскольку в условиях сильного колебания курса рубля к доллару многие россий­ские импортеры начали страховать свои валютные риски путем покупки иностранной валюты задолго до срока осуществления ими платежей по заключенным с нерезидента­ми импортным контрактам, а зачастую и просто под фиктивные импортные контрак­ты. Такое поведение хозяйствующих субъектов приводило к искусственному завыше­нию спроса на иностранную валюту и оказывало дополнительное давление на внутрен­ний валютный рынок. В результате с 1 ноября 1998 г. был введен в действие Указ Бан­ка России «О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций по­купки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ» № 383-У. Этот документ носил, прежде всего, регулирующий характер по отношению к валют­ному рынку России. По мнению Банка России, этот документ в дополнение к принятым мерам должен был помочь сделать более прогнозируемым курсообразование и оказать стабилизирующее влияние на валютный рынок России.

Валютное законодательство РФ

Валютное законодательство России представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок осуществления международных расчетов, операций с валютными ценностями и контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство России состоит из трех блоков.

Первый блок– к нему относятся документы нормативного и законодательного характера, которые направлены на регулирование и контроль валютных операций. Основным актом, который представляет валютное законодательство есть Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью создания Закона было стабилизация валютного рынка внутри страны, установление единой валютной политики на уровне государства, для дальнейшего развития экономического состояния страны и мировой торговли.

Второй блок– это законодательная и нормативная база по регулированию внешнеэкономической деятельности, деятельности организаций с функциями валютного регулирования и контроля, и организаций проводящих сделки с использованием валютных ценностей. (Закон «О биржах», «О банках и банковской деятельности» и т.д.)

Третий блок– блок общих законов (Конституция, Кодексы).

Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года

8.1 Валютное регулирование

Осуществление валютных операций регулируется Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.

В законе «О валютном регулировании и валютном контроле» определе­ны принципы осуществления валютных операций в Российской Федера­ции, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютно­го контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отно­шении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

Субъекты валютных отношений подразделяются согласно указанному Закону на две категории: резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся:

• физические лица, имеющие постоянное местожительство в Россий­ской Федерации;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

• предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федера­ции, с местонахождением в Российской Федерации;

• дипломатические и иные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами;

• находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и пред­ставительства резидентов.

к нерезидентам относятся:

• физические лица, имеющие постоянное местожительство за предела­ми Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Рос­сийской Федерации;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Россий­ской Федерации;

• предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных госу­дарств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

• находящиеся в Российской Федерации дипломатические и иные офи­циальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

• находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.

Объектом валютного регулирования являются операции, осуществ­ляемые с валютными ценностями.

К валютным ценностям относятся:

• иностранная валюта;

• ценные бумаги в иностранной валюте;

• драгоценные металлы, за исключением ювелирных изделий;

• природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, за ис­ключением ювелирных изделий.

Валютные ценности могут находиться в распоряжении резидентов и нерезидентов. Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений. Расчеты между резидентами в иностранной валюте могут проводиться в случаях, разрешенных ЦБ РФ. Реализация гражданам товаров за наличную валюту запрещена. Право реализации гражданам товаров за иностранную валюту с получением платежей в безналичном порядке или за наличную иностранную валюту предоставляется ЦБ РФ на основе выдачи соответствующей лицензии.

Иностранная валюта, полученная резидентами, подлежит обязатель­ному зачислению на их счета в уполномоченных банках. Для открытия счетов заграницей и зачисления на них иностранной валюты резиденты должны получить лицензию ЦБ РФ.

Резиденты могут покупать иностранную валюту на внутреннем ва­лютном рынке для проведения текущих валютных операций.

Нерезиденты могут без ограничения переводить, ввозить и пересылать в Российскую Федерацию валютные ценности с соблюдением таможен­ных правил, а также распоряжаться этими ценностями внутри страны или переводить, вывозить их за границу с соблюдением таможенных правил.

Контроль за соблюдением валютного законодательства и норм валют­ного регулирования осуществляется органами валютного регулирования, к которым относятся, Центральный банк РФ и Правительство РФ, а также агентами валютного контроля, т.е. уполномоченными банками.

Уполномоченный банк — банк, получивший лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций.

Согласно законодательству операции с валютными ценностями под­разделяются на два вида:

1) текущие валютные операции и операции;

2) связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

• переводы в Россию и из нее иностранной валюты для осуществления расчетов без рассрочки платежа по экспорту и импорту товаров, ра­бот и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с креди­тованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

• переводы в Россию и из нее процентов, дивидендов и других доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

• переводы неторгового характера в Россию и из нее, включая перево­ды сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:

• портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

• переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, а также иных прав на недвижимость;

• предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг.

Банки могут совершать следующие операции с иностранной валютой:

• продажу и покупку наличной иностранной валюты на внутреннем ва­лютном рынке;

• ведение валютных счетов клиентуры;

• неторговые операции;

• установление корреспондентских отношений с иностранными банка­ми;

• международные расчеты, связанные с экспортными и импортными операциями;

• кредитные операции на внутреннем и международном рынках.

Для проведения операций в иностранной валюте банк должен полу­чить лицензию Банка России на совершение валютных операций.

Бухгалтерский учет валютных операций ведется в соответствии с По­ложением № 385-П и Планом счетов кредитных организаций.

Контроль за выполнением коммерческими банками операций, указан­ных в валютной лицензии, осуществляет Банк России.

Валютная позиция

Валютная позиция — остатки средств в иностранных валютах, кото­рые формируют активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в соответствующих валютах и создают в связи с этим риск получения дополнительных расходов при изменении обменных курсов валют. Открытая валютная позиция имеет второе название — позиция валютного риска банка.

Ведение открытой валютной позиции кредитными организациями рег­ламентируется инструкцией ЦБ РФ.

В соответствии с Инструкцией лимиты открытых позиций — это устанавливаемые Банком России количественные ограничения соотно­шений открытых позиций в отдельных валютах и драгоценных металлах, включая балансирующую позицию в российских рублях, и собственных средств (капитала) уполномоченных банков.

Кредитные организации осуществляют операции по купле-продаже иностранной валюты как по поручению клиентов, так и за свой счет и от своего имени. При совершении банком самостоятельных операций по ку­пле-продаже иностранной валюты нарушается соотношение требований и обязательств банка в иностранной валюте, т.е. его позиция становится от­крытой. Открытая валютная позиция называется короткой, если обяза­тельства банка в данной валюте превышают требования, и длинной — ес­ли требования превышают обязательства.

Открытая валютная позиция означает для банка возникновение ва­лютного риска, связанного с изменением курсов валют, что может при­вести как к получению дополнительного дохода, так и к убыткам. Стре­мясь избежать валютного риска, банки используют разные типы валют­ных сделок для закрытия своей валютной позиции. Кроме того, для сни­жения валютного риска банки устанавливают лимиты открытой валютной позиции для отдельных дилеров, а также в целом для банка.

С целью ограничения риска операций коммерческих банков на валют­ном рынке ЦБ РФ устанавливает для каждого банка лимиты открытых валютных позиций в зависимости от размера собственных средств банка.

На конец операционного дня суммарная величина всех длинных (ко­ротких) валютных позиций не должна превышать 20% собственных средств (капитала) уполномоченного банка.

На конец каждого операционного дня длинные (короткие) валютные позиции по отдельным иностранным валютам и российским рублям не должны превышать 10% собственных средств (капитала) уполномоченно­го банка.

Для определения суммарной величины открытых валютных позиций открытая валютная позиция определяется по каждой отдельной ино­странной валюте. Для этого валютные позиции уполномоченного банка (по каждой валюте отдельно) переводятся в рублевый эквивалент по дей­ствующим на отчетную дату официальным обменным курсам рубля, ко­торые устанавливаются ЦБ РФ. Пассивное сальдо указывается со знаком «минус», обозначая короткую открытую валютную позицию; активное сальдо — со знаком «плюс», обозначая длинную открытую валютную по­зицию. Если уставный капитал уполномоченного банка сформирован в иностранной валюте, то при расчете открытой валютной позиции по дан­ной иностранной валюте величина пассивного сальдо увеличивается на соответствующую сумму.

На изменение открытой валютной позиции оказывают влияние:

• начисление процентных и получение операционных доходов в ино­странной валюте;

• начисление процентных и оплата операционных расходов, а также расходов на приобретение собственных средств в иностранных валю­тах;

• конверсионные операции с немедленной поставкой средств и постав­кой их на срок, включая операции с наличной иностранной валютой;

• срочные операции (форвардные и фьючерсные сделки, сделки своп и др.), по которым возникают требования и обязательства в ино­странной валюте;

• другие операции в иностранной валюте и сделки с прочими валют­ными ценностями, кроме драгоценных металлов, включая производ­ные финансовые инструменты валютного рынка (в том числе бирже­вого), если по условиям этих сделок предусматривается обмен (кон­версия) иностранных валют или других валютных ценностей.

Валютная позиция возникает на дату заключения сделки на покупку или продажу иностранной валюты или других валютных ценностей, а также на дату начисления процентных доходов (расходов) и зачисления на счет (списания со счета) других доходов (расходов) в иностранной ва­люте.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;

  • международные соглашения РФ;

  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

  • приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

  • приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

  • приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

  • ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

  • перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

  • перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

  • перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Классификация валютных операций

Исходя из положений действующего валютного закона классификация валютных операций может быть проведена по различным критериям.

По объекту можно выделить операции с российской валютой, иностранной валютой, российскими и иностранными ценными бумагами.

По субъекту операций их можно разделить на операции между:

  • валютными резидентами,

  • нерезидентами,

  • валютными резидентами и нерезидентами.

Также валютные операции можно классифицировать:

  • По срокам выполнения. Валютные операции можно разделить на капитальные валютные операции, текущие и кассовые валютные операции.

  • В зависимости от субъектов, принимающих участие в валютных операциях. Валютные операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.

  • Валютные операции могут иметь различное назначение и быть направлены на достижение разных целей. К примеру, валютные операции могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.

  • В соответствии с особенностями ведения бухгалтерского учета и характером валютных операций валютные операции можно разделить на активные операции и пассивные операции.

Также валютные операции могут быть классифицированы по характеру сделки.

В этом случае можно выделить:

  • операции с валютой по банковскому валютному счету клиента банка;

  • осуществление экспортно-импортных операций;

  • торговлю иностранной валютой;

  • приобретение инвалюты страной;

  • операции по кредитованию на международном уровне.

Также можно выделить конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов, например торговля Forex.

О валютном регулировании

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *