О создании фонда

Любое хирургическое исправление пороков сердца – это сложнейшая операция, во время которой нужно вскрыть пациенту грудную клетку, остановить биение сердца, подключить его к аппарату искусственного кровообращения и произвести все эти манипуляции под общим наркозом. Такая операция сопряжена с немалым риском, требует длительного восстановления и, в целом, довольно травматична.

В современной кардиохирургии существует более деликатный способ решения этой проблемы – окклюдеры. Это маленькое устройство, которое доставляется в сердце ребенка по сосудам, закрывает собой отверстие в сердце и ребенок здоров уже на следующий день. Малыш обходится без длительного пребывания в реанимации, разлуки с родителями, сопутствующих осложнений и шрама на груди.

В нашей стране существует система квотирования, но квоты покрывают лишь определенную небольшую сумму, которой недостаточно для оплаты окклюдера. Поэтому расходы ложатся на плечи родителей, которые часто не могут себе позволить такие расходы. В таких случаях обращение в профильный фонд — единственная возможность помочь больному ребенку. Порядка 60-70% от общего числа операций, оплаченных фондом приходится на лечение с помощью окклюдера.

Помочь нашим подопечным можно отправив СМС на номер 7195 или сделав пожертвование банковской картой

Давайте не будем равнодушными! Маленькие дети не должны умирать от излечимых болезней! Маленькие дети не должны умирать от безденежья взрослых! Спасибо, что вы с нами!

Фонды (в том числе благотворительные, общественные) считаются некоммерческими организациями. Отличительной особенностью здесь является отсутствие членства их участников. Для оформления в первую очередь необходимо решение о создании фонда. К тому же, следует заранее определиться с целью существования такой организации, поскольку создаются они для решения каких-то общественно значимых задач. Учредителем фонда может стать один человек или юрлицо. Кроме того, требуется еще на предварительном этапе подготовить необходимые документы.

Содержание

Важные моменты

Еще до подачи документов требуется определить направление деятельности, выбрав соответствующий код из общероссийского классификатора ВЭД. Если вы сомневаетесь в правильности своего выбора или затрудняетесь это сделать – обратитесь к специалистам, которые обязательно подскажут нужный вам код.

Дальнейший этап – сбор необходимой документации для подачи в регистрирующий орган. Так, полный пакет документов на регистрацию фонда включает:

  • заявление для регистрации соответствующей формы. Так, к примеру, благотворительные фонды имеют заявительную форму № РН0001. Она заполняется в 2-х экземплярах, один из которых заверяется нотариально,
  • решение о намерении создать организацию, составленный устав. Такая документация подается в 3-х экземплярах,
  • квитанция, свидетельствующая об уплате государственной пошлины,
  • документация, содержащая достаточные данные о юридических и фактических адресах организации,
  • арендный договор либо документация, подтверждающая приобретение в собственность недвижимости, в помещении которого будет размещаться организация.

Алгоритм регистрации фонда в Минюсте

Следующий ключевой вопрос: где регистрируется общественный фонд? Ответ очевиден: в Министерстве юстиции.

Не менее важен и алгоритм процедуры: поэтому вопрос «как регистрировать фонд» столь же актуален. Для этого в Минюст подаются все вышеперечисленные документы. Пошлина при этом уплачивается заранее в размере 4 тысяч рублей.

После подачи документов остается только ждать положительного ответа. Решение относительно регистрации общественного фонда принимается в Минюсте в течение 14 дней. Если с вашими бумагами все в порядке, то по истечении указанного периода можно явиться в министерство и получить все полагающиеся документы для юридического функционирования организации.

После регистрации в Минюсте общественный фонд следует зарегистрировать также и в других государственных структурах. А именно: в ФНС, ФОС, Росстате. Для чего в эти организации направляется письменное уведомление об учреждении организации с ее полными реквизитами.

Общественные фонды (в зависимости от территориального распространения их деятельности) могут быть местного, регионального, межрегионального, общероссийского и международного значения. В последнем случае предполагается, что фонд взаимодействует с другими международными организациями и субъектами зарубежного права.

Расскажу, как готовил документы, с какими сложностями столкнулся в процессе их рассмотрения в Минюсте. Надеюсь, данная информация будет для вас полезна и поможет без головной боли с первого раза пройти регистрацию благотворительного фонда.

Буду очень признателен за обратную связь в комментариях. Поделитесь своим опытом по созданию благотворительного фонда. Совместными усилиями мы сможем создать еще более полное и актуальное пошаговое руководство.

Ниже указал краткое содержание. Кликните на интересующий раздел для быстрого перехода.

Что такое благотворительный фонд. Основы основ

Немного важной теории.

В соответствии со ст. 123.17. Гражданского кодекса РФ фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

В данном контексте благотворительный фонд отличается от обычного фонда своей основной целью создания – осуществлением благотворительной деятельности.

В свою очередь благотворительной деятельностью согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» признается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Таким образом, суть деятельности любого благотворительного фонда сводится к аккумулированию всеми законными средствами имущества, денежных средств и иных ресурсов (в том числе за счет собственных средств учредителей), и безвозмездному их распределение для оказания помощи нуждающимся гражданам и организациям.

Закон определяет следующие возможные цели осуществления благотворительной деятельности, кому может оказываться помощь и в каких случаях (ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»)

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
  • охрана окружающей среды и защиты животных;
  • охрана и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Вышеизложенные выдержки из законов приведены мной не просто так. Фактически это ядро юридического статуса любого благотворительного фонда. От данных положений необходимо отталкиваться при определении концепции, целей создания и деятельности данной организации, а также при проработке его учредительных документов.

Свои первые ошибки при регистрации благотворительного фонда многие учредители и юристы допускают уже на том, что некорректно (не так как это установлено в законодательстве) формулируют в уставе его определение и цели деятельности (подробнее об этом в моей статье: «Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2020»).

Отличия благотворительного фонда от прочих видов некоммерческих организаций. Плюсы и минусы

Благотворительные фонды по своему юридическому статусу существенно отличаются от прочих видов некоммерческих организаций.

Регистрировать их, по моему субъективному мнению, тяжелее, чем автономные некоммерческие организации или общественные организации, но это не останавливает большинство учредителей.

Их детальность строже контролируется надзорными органами и подпадает под большее количество юридических ограничений в работе.

При этом, как известно, благотворительной деятельностью могут заниматься не только благотворительные фонды, но иные виды юридических лиц. Более того – такой деятельностью в силу прямого указания закона можно заниматься вообще без образования юридического лица и чьего-либо предварительного разрешения.

Осуществлять пожертвования или оказывать кому-либо благотворительную помощь – это неотъемлемое конституционное право любого лица. Никто не может запретить эту деятельность.

1. Граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

2. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.

3. Никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим Федеральным законом целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления.

(ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»)

Тогда, зачем же регистрируют благотворительные фонды?

На мой взгляд, основной стимул большинства учредителей при регистрации благотворительного фонда, как юридической формы организации благотворительной деятельности – это солидность и статус. Благотворительный фонд в массовом сознании пользуется большим доверием. Звучит гораздо серьезнее.

В свою очередь спонсору и жертвователю проще доверить свои средства именно юридическому лицу — фонду, зная о том, что государство обеспечивает дополнительный контроль над его деятельностью и расходованием средств.

Кроме того, из всех видов юридических лиц организационно-правовая конструкция фонда по своей природе более всего отвечает задачам осуществления благотворительной деятельности, так как обеспечивает хоть какие-то базовые юридические гарантии сохранения собранных денежных средств и их целевое расходование, а также защиту от злоупотреблений со стороны управленческого персонала.

Это обеспечивается за счет:

  • установления обязанности по ежегодному опубликованию отчета об использовании имущества фонда (не считая обязанности по подготовке и сдаче отчетов о персональном составе органов управления и некоторых иных обязательных форм);
  • обязательного создания в структуре органов управления попечительского совета, как главного надзорного органа;
  • установления осложненного судебного порядка закрытия (ликвидации) фонда;
  • установления возможных лимитов расходования собранных за счет пожертвований денежных средств на финансирование своей деятельности.

В последнем пункте имеются ввиду положения ст. 16. Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Так, благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Количество учредителей для регистрации фонда

К плюсам регистрации в качестве благотворительной организации именно фонда также можно отнести возможность его создания всего одним учредителем – физическим или юридическим лицом.

Однако это не отменяет обязанности по формированию органов управления фонда, для чего никак не хватит одного лица. Чтобы выполнить все требования закона по формированию органов управления потребуется еще как минимум 2 (а лучше 3) человека.

К минусам регистрации благотворительного фонда я отношу:

  • усложненный порядок ликвидации, требующий обязательной судебной санкции, а также
  • расширенную систему органов управления, которую весьма не просто с первого раза без ошибок корректно расписать в уставе.

Особенности ликвидации фонда

В соответствии со ст. 123.20. Гражданского кодекса РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

  • имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  • цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  • фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;
  • в других случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, от созданного фонда просто так не избавиться.

Для его закрытия сначала придется обратиться в суд, где еще нужно доказать, что дальнейшее продолжение его деятельности объективно невозможно. Нет никакой гарантии, что сделать это получится (знаю, о чем говорю, поскольку мне лично довелось участвовать в подобном процессе).

Особенности системы органов управления в фонде

В благотворительном фонде должны обязательно быть сформированы к моменту регистрации:

  • Высший КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ орган управления
  • Попечительский совет
  • Единоличный исполнительный орган

Кроме того, в фонде могут быть также предусмотрены:

  • Должность ревизора или ревизионная комиссия
  • Различные комитеты по направлениям деятельности
  • Прочие органы.

Закон предъявляет различные требования к кандидатурам в тот или иной орган таким образом, что 1 человек никак не сможет войти в них все.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 10. Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе на безвозмездной основе. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

В соответствии со ст. 123.19. Гражданского кодекса РФ Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Установлением подобных правил государство пытается насильно стимулировать подотчетность и добросовестность высшего менеджмента фонда и защитить жертвователей от растрат их средств и иных злоупотреблений.

От себя замечу, что в попечительский совет на практике часто включают различных спонсоров и крупных жертвователей, либо каких-нибудь публичных известных персон.

Регистрировать самостоятельно или обратиться за помощью к юристу

Тут выбор за вами. При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда это потребует от вас определенных усилий и времени. Ниже я постараюсь подробно расписать процедуру создания благотворительного фонда, с какими сложностями можно столкнуться.

Буду рад, если в комментариях вы поделитесь и своим опытом.

Но, перед тем как начну, хочу, чтобы вы обратили внимание на следующее.

Не думайте, что создать благотворительный фонд также легко, как ООО, и для этого достаточно бездумно скачать формы документов из интернета, например устав другого фонда, заполнить и сдать в Минюст.

Даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к проработке документов, особенно устава. Они должны быть идеально выверены с точки зрения законодательства, учитывать в том числе правовые позиции Минюста вашего региона.

Помните – ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО!

Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию фонда вы можете почитать в моих статьях:

— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации. 2020

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО) – 2020

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации. Советы юриста. 2020

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО). Личный опыт. 2020

Если все, что я написал до этого момента Вас еще не окончательно отпугнуло от самостоятельной регистрации благотворительного фонда — дерзайте :). Ниже — мои советы по процедуре.

Пошаговая инструкция по регистрации благотворительного фонда в Минюсте

Шаг 1: определить наименование благотворительного фонда

В части наименования благотворительного фонда применяются те же требования законодательства, что и к ООО или иному юридическому лицу.

Так, полное наименование благотворительного фонда обязательно должно включать в себя фразу «благотворительный фонд».

Вы вправе предусмотреть также сокращенное наименование.

А теперь очень Важный нюанс:

в полном наименовании благотворительного фонда обязательно должна раскрываться суть его деятельности. Это значит, что для любого постороннего человека должно уже по названию быть понятно в целом чем занимается фонд, кому помогает, какая у него специализация и цель.

Данное правило следует из норм Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

(п. 1 ст. 4) «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».

Приведу наглядный пример.

Так недостаточно назвать фонд

Благотворительный фонд «Альфа».

Требованиям закона такое наименование соответствовать не будет. Документы Минюст скорее всего забракует, т.к. наименование не раскрывает характер деятельности, не отвечает на вопрос, о чем фонд и для чего он создан.

А если добавить:

Благотворительный фонд помощи детям «Альфа»

проблема решается. Для чего фонд создается и кому он будет помогать из наименования в целом понятно.

Какие есть еще требования к наименованию фонда вы можете почитать подробнее в моей статье:

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО) – 2020

Шаг 2: определить адрес благотворительного фонда

В части выбора юридического адреса фонда применяются те же правила, что по ООО или любому другому юридическому лицу.

Зарегистрировать фонд можно в капитальном строении:

  • офисе;
  • производственном помещении;
  • либо в жилом помещении (квартире, жилом доме), но при условии, что в нем прописан по месту жительства кто-нибудь из учредителей или директор фонда, либо жилое помещение принадлежит данному лицу.

Помещение, используемое для юридического адреса, может быть в собственности учредителей либо директора фонда, или может использоваться с письменного разрешения собственника. Такое письменное разрешение следует приложить к документам на регистрацию.

Это не обязательное требование, но оно поможет избежать многих проблем при рассмотрении документов в Минюсте и налоговой.

Не рекомендую указывать в качестве адреса жилое помещение, занимаемое учредителем или директором по договору социального найма или какую-либо иную недвижимость, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Письменное согласие на использование вы едва ли получите, а без него могут возникнуть проблемы.

С другой стороны, в моей практике были успешные случаи регистрации фондов в муниципальных помещениях, само собой, с приложенным к документам письменным согласием собственника.

Шаг 3: определить коды ОКВЭД, цель и предмет деятельности

Основным кодом ОКВЭД при регистрации благотворительного фонда рекомендую указывать в заявлении:

64.99 Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных
в другие группировки

и не сильно мудрить с добавлением второстепенных.

Шаг 4: уплата государственной пошлины за регистрацию благотворительного фонда.

Пошлина за регистрацию фонда составляет 4000 рублей.

Реквизиты я рекомендую взять на сайте управления Минюста по вашему региону (раздел «регистрация некоммерческих организаций») либо непосредственно в управлении (обычно их размещают на специальных стендах).

Шаг 5: подготовка пакета документов для создания благотворительного фонда

Стандартный пакет документов, который нужно представить в Минюст для регистрации фонда:

  • Расписка о сдаче документов на регистрацию в 2-х экземплярах (Один экземпляр с отметкой о принятии останется у вас);
  • Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) (КНД 1111501) в 2-х экземплярах;
  • Протокол / решение об учреждении фонда в 2-х экземплярах;
  • Устав фонда в 3-х экземплярах (один экземпляр вы получите на руки после регистрации);
  • Документ об уплате государственной пошлины (4 000 руб.) в 2-х экземплярах;
  • *(необязательно) документы по адресу (копия свидетельства о собственности на недвижимое имущество, выписка ЕГРН, гарантийное письмо, согласие собственника).

Это минимально необходимый пакет. В разных ситуациях может потребоваться и что-то еще (например, если учредители — юридические лица, иностранцы и тд.).

Что тут нужно учесть:

Правила заполнения заявления о государственной регистрации при создании фонда аналогичны ООО за тем исключением, что не нужно заполнять разделы об уставном капитале и долях учредителей (в фондах, как и в других некоммерческих организациях уставного капитала и долей быть не может).

С протоколом — полная аналогия с ООО. Можно взять протокол по регистрации ООО и довести его до ума. Но и тут есть нюансы.

В отличие от регистрации фонда при регистрации ООО налоговая не проверяет юридическую корректность содержания устава и протокола. Проверяется только наличие всех реквизитов. А вот в Минюсте ваши документы прочитают очень внимательно. Если вы возьмете произвольно шаблон протокола в интернете и заполните его как попало — скорее всего вас попросят его переделывать.

По моим наблюдениям, шаблоны из интернета вообще очень некачественные и без вдумчивой доработки их лучше не использовать.

Все это справедливо в еще большей степени для устава фонда.

Вообще корректно составить устав, да так, чтобы по нему не возникло ни одного замечания при проверке в Минюсте — почти невыполнимая задача. Разные специалисты Минюста могут найти разные ошибки даже, если шаблон устава уже успешно проходил регистрацию.

Подробнее о типичных ошибках учредителей при подготовке устава фонда Вы можете почитать в моей статье:

— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации. 2020

В заключение дам общий совет — максимально скрупулёзно отнеситесь к проработке устава. Приведите его в полное соответствие с действующим законодательством. Бездумно содранный из интернета устав может привести к отказу в регистрации и потере оплаченной пошлины!

Шаг 6: Подача документов в регистрирующий орган

Подготовленный пакет документов сдается в Управление Минюста по субъекту, в котором расположен юридический адрес, создаваемого фонда.

Но сперва настоятельно рекомендую сшить все многостраничные документы (заявления, протоколы, уставы).

По поводу сшивки вообще сложилась парадоксальная ситуация. Юридически она отменена, далеко не во всех регионах её требуют. Однако некоторые региональные отделы Минюста категорически отказываются принимать непрошитые документы из-за коллизии между старым (не отмененным) приказом Минюста и новыми правилами подготовки документов. Более подробно об этом вы можете почитать в моей статье:

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО). Личный опыт. 2020

Никакой двухсторонней печати! Все сдаваемые документы должны быть распечатаны только с одной стороны.

Правила подписания заявления о государственной регистрации фонда.

Как и по любому иному юридическому лицу, при регистрации фонда действуют особые правила заверения подписи учредителей на заявлении о государственной регистрации.

Если учредители могут лично подать документы в Минюст — подписи в заявлении на регистрацию нотариально заверять не обязательно. В таком случае подписывать заявление следует при специалисте Минюста непосредственно при подаче.

Если документы отправляются на регистрацию иным способом, например, почтой или через представителя по доверенности — подписи в заявлении сперва нужно нотариально заверить. При сдаче документов в Минюст через представителя по доверенности — такая доверенность тоже подлежит нотариальному заверению.

Шаг 7: Контроль за рассмотрением документов по фонду в Минюсте

Срок регистрации фонда займет примерно 30 дней.

Чтобы защитить себя от отказа, рекомендую контролировать их рассмотрение, периодически звонить в Минюст и интересоваться есть ли ошибки.

Если правовая экспертиза представленных на регистрацию документов по фонду пройдет благополучно, документы уйдут автоматом (без вашего участия) в налоговую, где их проверят еще раз по формальным признакам: посмотрят статусы учредителей и директора, адрес. Если все в порядке, физические лица не дисквалифицированы, указанная в заявлении информация корректна, адрес не массовый — сведения о фонде будут официально добавлены в Единый государственный реестр юридических лиц. Дата добавления таких сведений — по сути — день рождения нового благотворительного фонда. С этого момента фонд официально приобретает статус юридического лица.

Если вы указывали телефон в заявлении на регистрацию (а я настоятельно рекомендую его указать, во многих регионах это обязательное негласное требование), скорее всего вы узнаете об успешном завершении процедуры от назойливых менеджеров банков, звонящих с рекламными предложениями. Если начали звонить — можно расслабиться, фонд зарегистрирован.

Однако бежать в Минюст за готовыми документами еще рано. Налоговая документы о регистрации отправит обратно в Минюст. Получить полный комплект учредительных документов можно будет через пару дней в Минюсте (там же, куда вы их сдавали). Обычно специалисты звонят по готовности.

Что нужно обязательно сделать после регистрации фонда

— Изготовление печати.

Тут нет специфики, все как по ООО.

— Выбор системы налогообложения.

По умолчанию после регистрации фонда, он будет находится на общей системе налогообложения. Вы вправе перейти на УСН (доходы 6% / доходы-расходы 15%) подав заявление в налоговую в течение 1 месяца с момента создания (внесения сведений об общественной организации в ЕГРЮЛ). Иных специальных режимов налогообложения для фонда не предусмотрено.

— Сдача в налоговую сведений о среднесписочной численности работников.

Это нужно обязательно сделать не позже 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором фонд был зарегистрирован.

— Открытие расчетного счета.

Тут все так же, как по ООО или ИП. Ну почти. Некоторые маленькие банки предпочитают не связываться с некоммерческими организациями.

Для открытия счета помимо документов, которые вы получите в Минюсте, вам потребуется подготовить приказ о вступлении в должность директора (в некоторых банках еще и приказ на главного бухгалтера).

Если у вас остались вопросы или вы ищете специалиста по регистрации благотворительного фонда— я к вашим услугам! Список зарегистрированных с моей помощью некоммерческих организаций можно посмотреть в данном разделе. Не забудьте сохранить страницу в закладках или в социальных сетях, чтобы не потерять, а также подписаться на обновления блога.

Автор — Дмитрий Соколовский, юрист по некоммерческим организациям.

Иван Иванов

Фонд представляет собой одну из форм унитарной НКО, деятельность которой направлена не на получение прибыли, а на достижение определенных общественно или социально значимых целей. Учреждение фонда может производиться как физическими, так и юридическими лицами, на основании добровольных имущественных взносов.

В качестве юридических лиц могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие российские или иностранные предприятия.

Фонд имеет право:

  • открывать представительства на всей территории России;
  • иметь фирменную символику (бланки, эмблему и пр.);
  • иметь счета в банках;
  • участвовать в деятельности других НКО со схожими целями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения указанных в уставе фонда целей.

Фонд в обязательном порядке должен:

  • вести собственную смету и баланс;
  • иметь уставную печать с полным наименованием;
  • вести полный учет доходов и расходов, а также имущества, полученного или приобретенного в период существования фонда;
  • предоставлять актуальную информацию о деятельности организации учредителям и налоговым органам.

Разница между фондом и другими некоммерческими организациями

Для фонда характерно:

  • отсутствие членства;
  • отсутствие уставного капитала;
  • добровольные имущественные взносы;
  • ежегодное предоставление отчетов об использовании своего имущества;
  • осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей прописанным в уставе целям;
  • отсутствие возможности реорганизации (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 4 ст. 123.17 ГК РФ).

Еще одна важная особенность устройства фонда заключается в отсутствии возможности увеличения количества учредителей по завершению регистрации. Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.

В зависимости от целей создания фонды могут быть следующих направленностей:

  • культурной;
  • социальной;
  • благотворительной;
  • образовательной.

В целях достижения поставленных задач фонды вправе осуществлять коммерческую деятельность, но только в случае учреждения собственных или участия в уже созданных хозяйственных обществах.

Виды и особенности

Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации.

Под благотворительным фондом подразумевается НКО, созданная посредством соединения добровольных имущественных взносов и направляющая эти средства на осуществление той или иной благотворительной деятельности.

Денежные средства на благотворительность фонды изыскивают одним из следующих методов:

  1. Ищут спонсора или назначают учредителем благотворителя, в роли которого может быть как физическое лицо, так и организация или государство.
  2. Самостоятельно зарабатывают средства на осуществление уставной деятельности.
  3. Получают гранты или финансирование от других некоммерческих организаций.
  4. Инвестируют средства фонда в ценные бумаги и др.

Устав фонда должен отражать, что он создан непосредственно для реализации социально значимых целей посредством осуществления благотворительной деятельности. К таким действиям нельзя отнести помощь и поддержку политическим партиям и коммерческим организациями.

Кроме того, устав определяет процедуру распределения имущества, если в отношении фонда будет запущена процедура ликвидации. Если данная процедура не отражена в уставе, решение о порядке использования имущества остается за ликвидационной комиссией.

Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество. Важно также отметить следующие пункты, касающиеся финансов благотворительной организации:

  • запрещено тратить более 20% всех расходуемых за год средств на зарплату административно-управленческому персоналу фонда (ограничение не касается зарплаты сотрудников, непосредственно реализующих благотворительные программы);
  • от 80% пожертвований фонда подлежат распределению на благотворительные цели в течение периода, не превышающего срок в один год, с момента поступления денежных средств на счет фонда.

Возможность учреждения фонда есть как у граждан, так и у юридических лиц, поскольку Гражданским кодексом не регламентированы какие-либо специальные требования. Единственное ограничение заключается в том, что участниками благотворительных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.

Документы для скачивания (бесплатно)

Процесс регистрации благотворительного фонда целиком осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России, на основании следующих поданных документов:

  1. Заявления по форме №РН0001.
  2. Учредительных документов, в частности, устава (в трех экземплярах), протокола об учреждении и учредительного договора.
  3. Квитанции об оплате государственной пошлины в размере 4000 тыс. руб.

Общественный фонд, в отличие от благотворительного, является добровольной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, созданной для реализации закрепленных в уставе целей и задач.

Другие характерные особенности:

  • не менее трех учредителей в составе, причем это могут быть и физические, и юридические лица (преимущественно общественные объединения);
  • участниками и учредителями общественных организаций и фондов не могут являться органы власти и муниципальные предприятия.
  • возможность приступить к осуществлению своей уставной деятельности с момента принятия учредителями решения об основании фонда, утверждения устава и определения руководящих органов (при этом он не будет являться юридическим лицом);
  • юридическая правоспособность возникает по завершении процесса государственной регистрации (который несколько отличается от процесса регистрации юридического лица).

Типы фондов по территориальному признаку:

  • международного уровня (в иностранных государствах должно быть создано и должно функционировать как минимум один филиал или подразделение);
  • общероссийского уровня (при создании филиалов или подразделений на большей территории регионов Российской Федерации);
  • межрегионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории некоторых регионов Российской Федерации);
  • регионального уровня (при создании филиалов или подразделений на территории одного региона Российской Федерации);
  • местного уровня (при создании филиалов или подразделений на территории органа местного самоуправления).

Порядок регистрации общественного фонда происходит практически таким же образом, как и регистрация благотворительного фонда.

Процесс осуществляется территориальными органами Министерства Юстиции России на основании нотариально заверенного заявления РН0001, а также пакета обязательных документов, включающих решение об основании организации, учредительные документы, сведения о видах осуществляемой деятельности, сведения о юридическом адресе и квитанцию об оплате госпошлины.

Автономный некоммерческий фонд учреждается группой лиц, действующих на основании объединения добровольных имущественных взносов, целью которых является предоставление культурных, образовательных, медицинских, спортивных или иных услуг.

Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.

Учредительные документы фонда:

  • устав;
  • учредительный договор.

Допустимо осуществление предпринимательской деятельности автономным некоммерческим фондом в случае, если данная деятельность соответствует целям его создания. При его ликвидации оставшееся имущество распределяется между участниками организации; при этом действуют те же правила, что и в отношении выхода из фонда.

Порядок регистрации и необходимые документы

Пошаговая инструкция регистрации фонда состоит из следующих шагов:

  1. Подготовка, заполнение и подписание требуемых документов.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Нотариальная заверка заявления о регистрации.
  4. Подача пакета документов в местный уполномоченный орган Министерства юстиции.
  5. Принятие решения органом регистрации.
  6. Выдача документов, являющихся официальным подтверждением о государственной регистрации.

Длительность процедуры в среднем составляет один месяц. Сумма пошлины, взимаемой за регистрацию, составляет 4000 руб.

Пакет документов, требуемых для регистрации фонда:

  1. Заявление РН0001 с подписью, ФИО, адресом постоянного места жительства и номером телефона заявителя (два экземпляра). Один экземпляр должен быть заверен нотариально, второй необходимо прошить и заверить у учредителя. Поскольку основной вид деятельности фонда заключается в получении и направлении денежных средств на уставные цели, код ОКВЭД в заявлении указывается 65.23.
  2. Учредительная документация фонда (устав) в трех экземплярах. Устав регистрируемого фонда, помимо основных сведений, должен включать название (непосредственно с использованием слова «фонд»), цели создания организации, информацию об управляющих органах фонда, отражающую порядок назначения на управляющие должности и порядок освобождения от них, о местонахождении регистрируемого фонда. о распределении имущества в случае, если будет запущена процедура ликвидации, Протокол об основании организации (два экземпляра): при наличии двух и более учредителей необходимо оформить как протокол собрания учредителей, при одном учредителе необходимо оформить как решение единственного учредителя.
  3. Адрес организации (два экземпляра) – в форме договора аренды с приложением копий свидетельства о праве собственности или гарантийного письма.
  4. Данные об учредителях организации (два экземпляра), включая следующую информацию для физического лица — ФИО, адрес регистрации и телефон, для юридического лица — ОГРН, ИНН, полное наименование, адрес местонахождения и телефон.
  5. Оригинал и копия квитанции об оплате пошлины.

Всю документацию, подаваемую в Министерство на регистрацию, нужно прошить, пронумеровать и подписать на прошивке заявителем. Подача документов может осуществляться как лично заявителем, так и через доверенное лицо (по оформленной в соответствии с действующим законодательством доверенности).

Процесс регистрации фонда занимает около 30 дней. По истечении этого периода, соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, выдается свидетельство и фонд официально считается зарегистрированным.

Дальнейшие шаги заключаются в постановке на учет во внебюджетных фондах, решении вопросов с открытием счетов, получением печати и статистических кодов и осуществлением других организационных мероприятий.

Сложности

Зарегистрировать фонд — процесс сложный и долгий, и не каждый сможет успешно выполнить эту задачу. Основная сложность заключается в том, что регистрацию НКО осуществляет Министерство Юстиции, которое регулярно меняет регламент. По статистике, большинство отказов происходят из-за несоответствия подаваемых документом установленным нормативам или ошибок, допущенных при оформлении документов.

Кроме того, повышенные требования предъявляются и к юридическому адресу регистрируемого фонда, а этому не всегда уделяется должное внимание. Несмотря на все сложности, ежегодно в нашей стране регистрируется большое количество фондов и некоммерческих организаций, и единственная возможность избежать отказа — тщательно проверять документы на соответствие установленным Министерством Юстиции нормативам.

Дополнительную информацию по регистрации фонда можно узнать в данном видео.

О создании фонда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *