О независимой оценке квалификации

Содержание

Затраты на независимую оценку квалификации работников можно будет учитывать в расходах

Независимая оценка квалификации работников или соискателей — это процедура подтверждения соответствия их квалификации положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций (ст. 2 Закона №238-ФЗ).

Напомним, что с 1 июля 2016 года начала действовать новая статья 195.3 ТК РФ, которая регулирует порядок применения профессиональных стандартов. Согласно этой норме, работодатели обязаны использовать профстандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами РФ. Например, законодательство предъявляет определенные требования к уровню образования и опыту работы главбуха акционерного общества (за исключением банков) или страховой организации. Также см. «Профессиональные стандарты: когда и как их должны применять работодатели»

Как уже было сказано выше, оценка квалификации работников и соискателей будет представлять собой профессиональный экзамен (порядок его проведения должно установить Правительство РФ). По итогам экзамена будет выдаваться свидетельство о квалификации.

Независимая оценка может проводиться как за счет средств работодателя, так и по инициативе соискателя за свой счет. Для того, чтобы стимулировать работодателей оплачивать оценку квалификации работников, законодатели внесли следующие изменения в Налоговый кодекс. Так, указанные затраты можно будет учитывать при исчислении:

В соответствии с пунктом 3 статьи 264 НК РФ, упомянутые расходы списываются при соблюдении следующих условий:

  • независимая оценка квалификации работников налогоплательщика осуществляется на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки в соответствии с законодательством РФ;
  • с работником, который прошел независимую оценку, заключен трудовой договор.

Кроме этого, суммы оплаты работодателем независимой оценки квалификации работника не будут облагаться НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

Если гражданин самостоятельно оплачивает оценку своей квалификации, то он сможет получить налоговый вычет по НДФЛ в сумме понесенных расходов (но не более 120 000 рублей в год в совокупности по четырем видам социальных вычетов, указанных в подп. 2-5 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Независимая оценка квалификаций

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.

Методологическими и институциональными рамками независимой оценки квалификации выступают единство принципов, информационная интеграция и прозрачность, возможность проверки (верификации), учет отраслевой специфики и самостоятельность профессиональных сообществ и объединений работодателей.

Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

Независимая оценка квалификации – это:

— Подтверждение соответствия квалификации соискателя профессиональному стандарту;

— Свидетельство о квалификации общероссийского образца;

— Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации, установленная законодательно;

— Прямой контроль объединений работодателей за проведением профессиональных экзаменов;

— Независимость оценки квалификаций от образовательных организаций, осуществляющих подготовку;

— Широкое применение информационных технологий.

Принципы независимой оценки:

— добровольность, доступность; открытость;

— компетентность оценки, подготовленные эксперты из реального сектора, единые процедуры, методики и оценочные средства;

— исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений;

— право соискателя на апелляцию, помощь в подготовке, конфиденциальность персональных данных;

— поддержка работодателей в оценке персонала.

Бенефициары независимой оценки:

Независимая оценка квалификации в отношении соискателя обеспечивает:

1) Возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения

2) Продвижение в профессии

3) Повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ

4) Расширение возможности трудоустройства

5) Целевой характер затрат времени и средств на профессиональное образование и обучение.

Независимая оценка квалификации в отношении работодателя обеспечивает:

1) Возможность подтвердить репутацию компании, доказав наличие квалифицированного персонала

2) Получение конкурентного преимущества в международных и российских торгах

3) Существенная экономия на подборе и обучении работников

4) Повышение эффективности внутренних процедур управления персоналом, трудовых отношений с работниками.

Независимая оценка квалификации в отношении органов государственной власти обеспечивает:

1) Обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров

2) Формирование программ развития экономических кластеров с опорой на реальные данные о качестве трудовых ресурсов

3) Аргументированность распределения бюджетных средств и проведения закупок

4) Повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом

5) База для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда

Независимая оценка квалификации в отношении образовательных организаций обеспечивает:

1) Подтверждение качества подготовки кадров по своим программам

2) Высокая репутация организации перед учредителями и контрольными органами

3) Обеспечение профессионально – общественной аккредитации своих программ

4) Рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов

Нормативные документы:

— Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций»

— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»»

— Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676)

— Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

— Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 758н «Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 701н «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

— Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 729н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

Участники системы независимой оценки квалификации:

Регуляторы:

— Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

— Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

— Национальное агентство развития квалификаций;

Исполнительные органы:

— Советы по профессиональным квалификациям;

— Центры оценки квалификаций;

Пользователи:

— Работодатели;

— Соискатели.

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям — консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

Совет по профессиональным квалификациям — орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности

Центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ деятельность по проведению независимой оценки квалификациии и наделенное советом по профессиональным квалификациям полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ

Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации:

— информационный ресурс для комплексной поддержки всех участников системы независимой оценки квалификаций;

— обеспечивает все процедуры оценки квалификаций;

— содержит всю необходимую информацию о квалификациях, центрах оценки, фактически выданных и действующих свидетельствах о квалификации;

— обеспечивает мониторинг и контроль за процессами оценки:

— дает возможность проверить подлинность документов о квалификации работодателям, службам подбора персонала и др.

С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

Вспомним о профстандартах

Несмотря на беспокойство работодателей госсектора, связанное с введением профессиональных стандартов, все оказалось не так страшно. Обязательны профстандарты пока (как и планировалось изначально) только в двух случаях:

  • наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ;
  • когда эти требования к квалификации работников установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Разъяснено, что под иными нормативными актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер.

В остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Кроме этого, для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ.

Минтруд все же рекомендовал работодателям государственных и муниципальных учреждений провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профстандартов, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Сегодня организации уже должны начать определенную работу по приведению в соответствие с профстандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов, если стандарты обязательны или работодатель решил взять их за основу квалификационных требований к работникам.

Независимая оценка на смену аттестации

Как ранее уже отметил Минтруд, уволить работника, квалификация которого не соответствует требованиям профстандартов, работодатель не может. Сначала он должен установить уровень квалификации, проверить профессиональные навыки, знания и умения работника путем аттестации.

Аттестация – это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

Требования проводить аттестацию для всех работодателей законодательством не установлено. Однако с принятием профстандартов необходимость ее провести может возникнуть у многих, для чего работодателям нужно будет разработать порядок ее проведения.

Обратите внимание

Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Однако законодатель предлагает другой выход из данной ситуации – вводится институт независимой оценки квалификации (далее – НОК). Разговор об этом шел еще с 2013 года. Предполагается, что данный способ оценки будет иметь значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Не придется подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.

Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от конкретной организации, что пригодится ему и при трудоустройстве.

Участники независимой оценки

Итак, Закон № 238‑ФЗ, который вступит в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.

В статье 2 Закона № 238‑ФЗ дается следующая формулировка: НОК – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Под соискателем понимается работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.

Однако действие Закона № 238‑ФЗ не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

В статье 3 Закона № 238‑ФЗ перечисляются все участники системы независимой оценки. Их состав и основные функции представим в виде схемы.

Органы и организации, занимающиеся независимой оценкой

Национальный совет Национальное агентство развития квалификаций Советы по профессиональным квалификациям Центры оценки квалификации Орган исполнительной власти

(Минтруд)

Консультативный орган. Координирует деятельность органов власти, работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций Автономная, некоммерческая организация. Обеспечивает деятельность по развитию квалификаций Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации Утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения его полномочиями по проведению независимой оценки

Отдельно отметим орган, который занимается независимой оценкой, – это не образовательная организация. Центр оценки квалификаций (далее – ЦОК) – юридическое лицо, занимающееся в соответствии с Законом № 238‑ФЗ деятельностью по НОК. Оценка осуществляется путем проведения профессионального экзамена, по итогам которого ЦОК выдает свидетельство о квалификации.

Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет), который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться НОК, и направляет сведения о таких на­именованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

Совет также контролирует деятельность ЦОК, проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК, принимает решение о выдаче ЦОК свидетельств о квалификации и направляет в Национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для внесения в реестр.

Таким образом, реестр, который формирует и ведет Национальное агентство развития квалификаций, включает в себя информацию:

о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

  • О советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
  • о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
  • о выданных свидетельствах о квалификации;
  • о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете;
  • иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

Сведения, содержащиеся в реестре, открыты, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

Порядок проведения оценки

Прежде всего следует сказать, что система НОК строится на добровольной основе. И обратиться в ЦОК может как работодатель, так и соискатель.

Основные моменты проведения оценки установлены ст. 4 Закона № 238‑ФЗ, в соответствии с которой НОК, как уже было отмечено, проводится ЦОК в форме профессионального экзамена. Утверждение порядка прохождения экзамена находится в ведении Правительства РФ.

К сведению

Пакет документов, в том числе образец заявления для проведения НОК (и в форме электронного документа), и порядок подачи такого заявления разрабатывает Минтруд.

Итак, если инициатором прохождения независимой оценки является соискатель, то она осуществляется за счет его средств либо за счет иных физических и (или) юридических лиц. Если же на прохождение независимой оценки направляет работодатель, она проводится за счет работодателя.

Для прохождения профессионального экзамена в ЦОК представляются:

  • письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием Интернета;
  • копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
  • иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

По итогам профессионального экзамена соискателю в 30‑дневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена – заключение о его прохождении, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока совет по профессиональным квалификациям осуществляет проверку, обработку и признание результатов НОК соискателя.

Решения, принятые ЦОК по итогам профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования участников о результатах прохождения экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, могут быть обжалованы в письменном виде.

Обратите внимание

Для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, порядок проведения оценки может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если для таких категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (ч. 3 ст. 3 Закона № 238‑ФЗ).

Одновременно с Законом № 238‑ФЗ были приняты и вступят в силу еще два закона, вносящие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы. Первый закон касается гарантий работникам, связанных с прохождением оценки квалификации, а второй с налогообложением затрат на оплату такой оценки.

Независимая оценка и Трудовой кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 239‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» были внесены изменения в ст. 187, 196 и 197 ТК РФ, в которых установлены права работников на подготовку и дополнительное образование, а также гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.

Прохождение работниками независимой оценки с 1 января 2017 года будет приравнено к получению ими дополнительного профессионального образования. То есть для работников вместе с правом на получение дополнительного профессионального образования будет установлено право на прохождение независимой оценки.

В свою очередь, согласно новой редакции ст. 196 ТК РФ работодателю придется:

  • внести дополнение в коллективный, трудовой договоры об условиях и порядке направления работников на прохождение независимой оценки;
  • локальный акт, устанавливающий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых для этого профессий и специальностей, дополнить перечнем профессий и специальностей для направления работников на прохождение НОК, учитывая при этом мнение представительного органа работников.

Обратите внимание

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение НОК для собственных нужд определяет работодатель.

Кроме этого, установлено, что направить работника на НОК можно только с его согласия. При этом работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно новой ст. 187 ТК РФ, если сотрудник проходит оценку квалификации с отрывом от работы, за ним должны быть сохранены место работы и средняя зарплата по основному месту работы. Если же прохождение НОК осуществляется в другой местности, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Ну и как уже было отмечено, по Закону № 238‑ФЗ при направлении работодателем работника на НОК оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

Независимая оценка и Налоговый кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 251‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации», принятым и вступающим в силу одновременно с Законом № 238‑ФЗ, внесены дополнения в ст. 217, 219 и 264 НК РФ.

В частности, среди не подлежащих налогообложению доходов физических лиц будут и суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой согласно законодательству РФ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

А для определения суммы налоговой базы физического лица в перечень социальных налоговых вычетов будут включены расходы в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность по законодательству РФ, – в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки с учетом ограничения максимального размера вычета 120 000 руб. в совокупности за налоговый период.

Налоговые льготы предоставляются и работодателю, направившему работника на независимую оценку. Так, согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки, как и расходы на обучение, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг, а работник, направленный на оценку, трудится на основании трудового договора.

* * *

Мы рассмотрели лишь основные моменты, связанные с НОК. До вступления в силу Закона № 238‑ФЗ работы законодателям хватит – чего стоит только корректировка образовательных стандартов и разработка механизма их внедрения в систему образования. До окончания процесса совершенствования процедуры оценки квалификации работников еще далеко.

Отметим, что при оценке особые требования будут предъявляться не к наличию конкретного образования, а к уровню знаний и умений, которыми владеет работник при выполнении своей трудовой функции (речь не о том, конечно, когда требования к образованию установлены законодательством). И именно такой подход работодателям рекомендуется применять сейчас, проводя оценку квалификации работников самостоятельно, до того, как ею займутся специализированные организации.

При этом снова напомним, что независимая оценка – дело добровольное. Если работник откажется от ее прохождения, заставить вы его не сможете, а для установления соответствия уровня его квалификации занимаемой должности придется провести все ту же аттестацию.

Независимая оценка квалификации работников: что нужно знать

В 2017 году был принят новый закон – Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Он освещает то, как будет проходить оценка квалификации. Обязательно или нет проведение независимой оценки квалификации? Как будет проходить процедура своего рода аттестации и какие последствия возможны при ее провале? Как проводить независимую оценку квалификации в 2018 году?Во всем этом поможет сориентироваться наш материал.

Понятие

Для оценки квалификации подчиненного предусмотрено создание специализированных центров. Именно они смогут подтверждать и выявлять несоответствие уровня его подготовки заявленным требованиям.

Что же понимается под независимой оценкой? Итак, независимая оценка профессиональных квалификаций – это особая процедура, в ходе которой навыки специалиста (соискателя) сравнивают с имеющимся стандартом, который урегулирован законодательно. Требования к работнику предъявляют согласно профессии, в которой он хочет подтвердить свою компетентность. Проводится такая оценка не работодателем и не внутри самого учреждения. Этим занимается специализированный центр оценки профессиональной квалификации.

Нововведения закона

Порядок независимой оценки квалификации сотрудников и претендентов на вакансию прописан в Федеральном законе от 3 июля 2016 № 238-ФЗ. Саму оценку проводят специальные организации, у которых есть на то разрешение – центры оценки квалификаций (ЦОКи). Делают они это в форме экзамена по правилам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Федеральный закон от 3 июля 2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» направлен на урегулирование того, как проводить квалификационную оценку навыков работников различных учреждений. Сразу заметим, что закон не распространяется на лиц, проходящих государственную службу.

Названный закон разъясняет:

  • как именно должна проводиться оценка, каков порядок и критерии;
  • на чем основано проведение оценки (речь идет не только о правовых, но и организационных моментах);
  • кто выступает участниками такой оценки, какими они наделены свободами, и что входит в их непосредственные обязанности.

Именно закон о независимой оценке квалификации работников (далее также – НОК) устанавливает и форму проведения такой проверки знаний и навыков сотрудников. Так, законодатели обязали работников сдавать специализированные экзамены, на основании результатов которых и будет вынесено решение об их профессиональной пригодности. Регламент еще предстоит утвердить Правительству РФ.

Зачем нужна и по чьей инициативе проводится

Статья 195.3 ТК РФ говорит о том, что согласно имеющимся требованиям закона работодатели обязаны применять профессиональные стандарты. Речь идет и о небольших фирмах, предприятиях, частных коммерсантах, на чей бизнес трудятся специалисты, для которых оценка уровня квалификации является обязательной. Уровень их навыков и знаний должен соответствовать имеющимся стандартам, закрепленным в нормативно-правовых актах. Такое требование означает, что именно сами работодатели больше всего заинтересованы в проведении НОК. Также см. «Профстандарт бухгалтера: как и зачем его применять».

ПРИМЕР
Допустим, предприятие имеет в своем штате одного или нескольких сотрудников, занимающихся управлением внедорожников. Оценку квалификации работников с такой специализацией нужно проводить обязательно. Для этой категории служащих разработан соответствующий приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015. Он содержит разработанный и имеющий законную силу профессиональный стандарт для водителей внедорожников.

Таким образом, если организация занимается перевозками или транспортировкой с применением внедорожных автомобилей, то обязательно нужно проводить оценку профессиональной квалификации. Профессиональный стандарт станет здесь главным мерилом. В противном случае будут не выполнены требования законодательства. А значит, руководитель организации понесет за это административную ответственность. Также см. «Профессиональные стандарты для кадровиков в 2016 году».

Находясь в поисках водителя внедорожника, такая организация должна убедиться в навыках всех соискателей. Есть несколько способов гарантировать эту уверенность:

  1. направить всех соискателей в центр оценки квалификации для прохождения испытаний в виде особого экзамена;
  2. провести аттестацию внутри предприятия, собрав собственную комиссию.

Полученные итоги позволят выявить, насколько претендент подходит на имеющуюся должность и удовлетворяет ли он требованиям, закрепленным в соответствующем профстандарте.

Имейте в виду: Закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» позволяет ответить на вопрос о том, обязательно или нет проведение независимой оценки квалификации. В 2018 году использование услуг независимых оценщиков не является обязательством работодателей. Это их право.

Если же на предприятии использовать стандарты относительно профессиональных навыков работников необязательно, то сам наниматель решает вопрос о том, необходима ли оценка квалификации персонала. Тогда применять стандарты можно по своему желанию. В этом случае полученные результаты приобщают к внутренней документации для решения кадровых вопросов. На основании оценки работодатель может:

  • давать сотруднику повышение;
  • совершать кадровые перестановки (назначать на более высокую или низкую должность);
  • определять размер премии.

Работодатель – не единственное лицо, имеющее право на проведение оценки квалификаций. Обратиться в специализированный центр может сам сотрудник и даже простой соискатель на определенную должность. Зачем это может понадобиться? Положительную оценку работники и соискатели используют для:

  1. получения желаемой работы;
  2. сохранения имеющейся должности;
  3. повышения на работе.

Но также – обращение в центр независимой оценки квалификации является правом, а не обязанностью сотрудника.

Экзамены в центрах НОК

Для получения независимой оценки специалист должен пройти специальный экзамен. Для этого нужно посетить центр НОК, чтобы привести в соответствие со стандартами работу на своем предприятии. На сегодня работает порядка двух десятков таких организаций по всей России. Также см. «Профессиональные стандарты: инструкция по применению».

Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка разместил на своем официальном сайте список организаций, рекомендованных в качестве ЦОКов (ЦОК – центр оценки квалификации).

Добавим, что оценка квалификации работников может проводиться одним из следующих способов:

  1. непосредственно в самом центре;
  2. дистанционно.

Координирует весь процесс особый национальный совет при главе государства. В ведении этого органа находится система независимой оценки квалификации.

В 2018 году, как и раньше, экзамены будут проводить в центрах НОК. Все их процедурные вопросы – строго регламентированы.За работой всех центров следят надзорные органы. Если во время проверок выяснится, что имеют место какие-либо нарушения или подтасовка итогов, организация будет лишена права проводить независимую оценку квалификации персонала.

Информация об НОК в документах

Сотрудник или соискатель представляет в центр оценки квалификаций:

  • письменное заявление с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профэкзамен, и согласие на обработку персональных данных. Образец заявления утвержден приказом Минтруда России от 2 декабря 2016 № 706н. Заявление он подает лично, через законного представителя или в электронном виде через Интернет;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • иные документы, необходимые для экзамена в зависимости от квалификации и профстандарта.
    Об этом говорится в пункте 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с работодателем дату, место и время профессионального экзамена, если его проводят по направлению работодателя. Если инициатор оценки квалификации – сам сотрудник или соискатель, ЦОК согласовывает с ним дату, место и время проведения экзамена. Это предусмотрено в пункте 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 № 1204.

Если на основе оценки квалификации специалист подтверждает свою профессиональную пригодность, он получает квалификационный сертификат.

Действовать работнику нужно в такой последовательности (см. таблицу).

Этап Пояснение
1 Письменное обращение в центр НОК Необходимо будет заполнить заявление по установленному образцу. К нему обязательно прикладывают копию документа, удостоверяющего личность (желательно паспорт). Потребуются и другие бумаги, список которых пока не известен.
2 Прохождение экзамена Регламент пока не принят
3 Получение свидетельства о квалификации Выдают не позднее чем через 30 дней после выявления результатов экзамена. Всю информацию о выдаваемых центрами документах будут заносить в единый реестр.

В случаях, когда работник не пройдет экзамен, будут выдавать заключение с рекомендациями.

Если сам аттестуемый с полученным решением будет не согласен, он сможет его обжаловать через апелляционную комиссию. Перед этим он составляет письменную жалобу. Подать ее нужно не позднее чем через 30 дней после получения заключения.

Новый налоговый вычет и льгота!

Закон о независимой оценке квалификации в 2018 году позволяет работодателям учитывать понесенные вследствие проведения НОК затраты. Фактически это позволит снизить размер облагаемой прибыли и, соответственно, налога.

Если же расходы по прохождению экзамена легли на самого работника, то он вправе претендовать на соответствующий новый социальный налоговый вычет. После того, как оценка профессиональной квалификации завершена, сотруднику достаточно обратиться в налоговую инспекцию, не забыв взять с собой подтверждающие расходы документы. Вот требование Налогового кодекса:

Кто оплачивает прохождение экзамена

«Инвестор» полной стоимости экзамена определяется исходя из того, кто именно был инициатором его прохождения. Напомним, возможны два варианта:

  1. работодатель направил сотрудника для прохождения экзамена;
  2. сам работник изъявил желание пройти аттестацию.

Сам инициатор и оплачивает прохождение оценки уровня квалификации. На практике это правило действует и сейчас, но в законную силу вступит только со следующего года (ст. 187 ТК РФ).

В следующем отчетном периоде работодатели смогут списать расходы по прохождению экзамена в центре НОК своими сотрудниками. Такая возможность появится у тех, кто работает на следующих системах налогообложения:

  • ОСНО;
  • УСН;
  • ЕСХН.

Но и тут есть исключения. Если экзамен проходит лишь соискатель на должность, а не действующий сотрудник, расходы в этой части учесть не получится. Закон распространяется исключительно на тех, кто уже официально трудоустроен в организации.

И напомним, что часть доходов в размере цены за прохождение экзамена освобождена от НДФЛ. Если работник самостоятельно оплатил независимую оценку квалификации, то он вправе получить социальный налоговый вычет.

Есть и еще один очень важный для трудящихся аспект. В 2018 годуг в соответствии со ст. 187 ТК РФ работник, направленный на прохождение экзамена, сохраняет за собой свое место в организации. Одновременно на работодателе лежит обязанность по уплате зарплаты (рассчитывают по среднему значению) и возмещению всех командировочных трат.

Отрицательное решение по экзамену

Если официально трудоустроенный работник не прошел экзамен, то работодателю не стоит спешить его увольнять. В ТК РФ подобное основание для увольнения не предусмотрено. Потребуются более веские причины (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Если работник выполняет все свои обязанности, то несданный экзамен не будет достаточной причиной для увольнения.

Когда экзамен завалил соискатель на должность, то принять его на работу организация не имеет права. В противном случае будет нарушен закон, ведь наниматель должен следовать требованиям профессиональных стандартов. Что должен сделать руководитель? Отказать кандидату в приеме на работу.

При нарушении своих обязанностей работодатель может быть привлечен к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ). Поэтому не стоит забывать, что система оценки квалификации наделяет участников не только правами, но и обременениями.

Пошаговые алгоритм прохождения независимой оценки квалификации в 2018 году

Далее приведем пошаговую инструкцию по направлению работников на независимую оценку квалификации в 2018 году.

Шаг Что делать
1 Закрепите в локальных актах условия и порядок профэкзамена. Для этого в трудовом (коллективном) договоре или дополнительном соглашении к нему пропишите условия и порядок проведения независимой оценки квалификации.
2 Решите, кого отправить на независимую оценку. В общем случае на независимую оценку квалификации можно направить любого сотрудника или соискателя на вакансию. Работодатель вправе решить сам. Например, локальным актом можно утвердить перечень должностей, профессий или специальностей работников, которых будут направлять на независимую оценку квалификации.
3 Получите от сотрудника или соискателя согласие. Направить сотрудника или соискателя на экзамен по оценке квалификации можно только с его письменного согласия. Оформите такое согласие в произвольном виде.
4 Выберите ЦОК и направьте сотрудника на экзамен Для этого: заключите договор с организацией – центром оценки квалификаций. Также нужно заключить договор о независимой оценке квалификации с самим сотрудником. И издать приказ о направлении на профэкзамен.
5 Поясните работнику или соискателю, какие документы ему взять на экзамен.
6 Сделайте копию документа об экзамене.
7 Подайте жалобу, если итог экзамена не устраивает
8 Проверьте свидетельство по реестру. Сведения из свидетельства о квалификации Национальное агентство развития квалификаций внесет в реестр.

Оценка квалификации: в чем польза для работодателя и работника

Зачем это нужно

Систему профессиональных квалификаций курирует Национальный совет при президенте РФ. Составной частью системы является независимая оценка квалификации. Разработку и внедрение принципов оценки регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ, он вступил в силу 1 января 2017 года.

Для нашей страны это не новшество, специалисты целого ряда отраслей регулярно проходят различные сертификации и экзамены. Однако раньше их проводили разные инстанции, и доверять объективности такой оценки можно было далеко не всегда. Чтобы унифицировать процесс и сделать оценку квалификации специалистов прозрачной и единообразной процедурой, способной охватить все отрасли экономики, государство разработало национальную систему квалификаций (НСК).

НСК направлена на переход от рынка дипломов, где ценность работника определяет диплом учебного заведения, к рынку квалификаций, где решающее значение имеет реальный, официально подтвержденный уровень подготовки специалиста.

Система дает каждому человеку понятные перспективы карьерного роста, объединяя ключевые звенья цепи: систему образования, специалиста, работодателя и заказчика. Сегодня главная цель вузов — подготовка готовых специалистов, востребованных на рынке труда. А ключевая суть системы — последовательное образование через всю жизнь.

Что такое рамка квалификаций и профстандарт

Основа системы профквалификаций — рамка квалификаций, системная и структурированная по уровням каждой из них. При этом каждое из направлений экономики имеет свою отраслевую рамку квалификаций, где прописаны широта полномочий и ответственность специалиста определенной профессии, сложность и наукоемкость деятельности.

Рамка квалификаций дает обобщенное описание квалификационных уровней. Другой не менее важный документ системы — профессиональный стандарт — прописывает требования к квалификации специалиста детально.

Профессиональный стандарт (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ) представляет собой подробное описание трудовых функций, требования к опыту и знаниям в соответствии с квалификацией и должностью сотрудника. Именно профессиональный стандарт является связующим звеном между высшим образованием и рынком труда. Для целого ряда отраслей требование применять профстандарты стало обязательным еще с 2016 года.

Что изменится в образовании

Высшее образование переходит к так называемому практикоориентированному подходу. Это значит, что выпускник должен обладать не только широкими теоретическими знаниями, но и конкретными профессиональными навыками, которые он может применить в определенной компании на конкретном рабочем месте.

Чтобы актуализировать образовательные программы, привести их в соответствие с новыми требованиями рынка, создана профессиональная общественная аккредитация. Эта процедура дает и студенту, и будущему работодателю уверенность, что вуз обеспечит выпускнику необходимые для практической работы знания, умения и навыки.

Как проходит аккредитация вуза

Процедура профессионально-общественной аккредитации выглядит так: вуз актуализирует учебную программу в соответствии с требованиями профессионального стандарта, обращается в аккредитационную комиссию профильного совета по профессиональным квалификациям (СПК), которая не только внимательно изучает документы, но и выезжает в вуз, проверяет, как это работает на практике. Специалисты посещают занятия, изучают дипломные работы выпускников и пр., а затем дают рекомендации по корректировке и совершенствованию программы.

Если содержание программы соответствует требованиям профстандарта, аккредитация проходит успешно. Кстати, ведущие вузы страны уже прошли эту процедуру. Их выпускники станут готовыми специалистами, как части пазла подходящими к потребностям работодателей.

Как выглядит процедура оценки квалификации

Независимая оценка — это профессиональный экзамен, который можно сдать в аккредитованном центре. Такие центры уже открыты во многих регионах России.

Для большинства профессий это добровольная процедура. Любой специалист может пройти ее самостоятельно. На экзамен работника может направить и работодатель, оплатив экзамен. Однако несдача экзамена не может привести к увольнению. Такой специалист получит заключение, в котором прописаны квалификации, которые ему не удалось подтвердить, и рекомендации специалистов СПК. На основании полученной информации соискатель сможет заполнить пробелы в знаниях, а спустя время пройти испытание повторно.

Подтверждение профессиональной квалификации необходимо, чтобы человек понимал свое место на рынке труда, мог рассчитывать на достойную зарплату и прогнозировать перспективы карьерного роста. Наличие у сотрудника свидетельства о квалификации уже очень скоро станет важным фактором для работодателя.

Но есть отрасли, где профессиональный экзамен несет еще более высокий статус, так как требования к оценке уровня квалификации специалистов прописаны в законе, а значит, являются обязательными. В таком случае специалист не может заниматься профессиональной деятельностью, не подтвердив уровень своей квалификации. Это касается, например, оценщиков, аудиторов и пр. Такие специалисты выполняют публично-правовые функции на финансовом рынке, и государство всегда предъявляет к ним повышенные требования. Обязательные экзамены для них проводят различные уполномоченные структуры. Однако с 2019 года оценка уровня квалификации будет проходить только в рамках национальной системы.

Храните личные данные сотрудника, сведения о его образовании и профессиональном развитии в программе Контур-Персонал.

Узнать больше

Сколько это стоит

Стоимость профессионального экзамена зависит от сложности профессии, ее редкости и необходимости технического оснащения профильных центров оценки квалификации, например, дорогостоящим оборудованием, если речь идет о рабочих профессиях. Кроме того, на стоимость влияет и уровень квалификации. Сумма может составлять от 5 000 до 150 000 рублей.

Стоимость экзамена устанавливает Совет по профессиональным квалификациям, и во всех аккредитованных по данной квалификации центрах оценки эта цифра будет одинаковой по всей России.

Расходы несет тот, кто заказывает экзамен — работник или работодатель. Причем здесь предусмотрен налоговый вычет. Если соискатель решил подтвердить свою квалификацию, часть средств ему компенсирует бюджет. Вернуть можно 13 % от выплаченной за экзамен суммы, но максимум до 120 000 рублей, то есть получить можно не более 15 600 рублей. Налоговый вычет предусмотрен и для работодателя, направившего на профэкзамен своих сотрудников.

Как устроен экзамен

Экзамен не просто дает возможность выявить теоретические знания соискателя, но, главное, показывает — может ли он применять эти знания в практической работе. Это возможно благодаря структуре экзамена — он состоит из теоретической и практической частей. Для некоторых профессий включено портфолио.

Сдача экзамена дает соискателю четкое понимание — в чем не хватает фактических знаний, умений и что требует внимания для успешной реализации этих знаний в практической работе.

Специалисты разных уровней квалификации выполняют разные по сложности трудовые функции, обладают разными компетенциями и опытом работы. Уровни квалификации, прописанные в профессиональном стандарте, упорядочивают эти характеристики и дают работодателю и специалисту четкое понимание, на какой уровень заработной платы может претендовать соискатель.

Как это работает на практике

Рассмотрим весь процесс на примере оценочной деятельности, где независимую оценку квалификации уже прошли многие специалисты. Отраслевой профессиональный стандарт описывает четыре уровня и 11 квалификаций. Разумеется, это не значит, что оценщикам придется сдавать 11 экзаменов. Специалисту достаточно внимательно изучить ключевые документы — отраслевую рамку квалификаций и профессиональный стандарт, определить, какие функции ему приходится выполнять в своей практической работе, и сопоставить свой стаж и уровень образования.

Квалификация напрямую связана со сложностью оцениваемых объектов. Так, для оценки недвижимости, автотранспорта, оборудования и бизнеса специалисту достаточно подтвердить шестой уровень квалификации; для оценки крупных предприятий добывающих отраслей, многопрофильных холдингов потребуется уже седьмой уровень квалификации, а для работы с памятниками архитектуры — объектами культурного наследия, кредитно-финансовыми институтами и транснациональными организациями специалист должен обладать максимальным для отрасли — восьмым уровнем квалификации. Это напрямую влияет на уровень сложности экзамена.

Что это за свидетельство о квалификации

Сдавшему профессиональный экзамен специалисту выдается документ, который подтверждает уровень квалификации, — свидетельство о квалификации. Но это не просто «бумажка». Государство создало Федеральный реестр квалифицированных специалистов, который содержит информацию обо всех, кто прошел независимую оценку квалификации. И работодатель, и заказчик могут проверить, подтвердил ли свою квалификацию тот или иной специалист, готов ли он к выполнению порученной работы и можно ли действительно доверять его профессионализму.

Где можно сдать экзамен

Профессиональный экзамен можно сдать в любом аккредитованном центре оценки квалификации (ЦОК). Они работают на базе советов по профессиональным квалификациям. Подробную информацию о центрах и советах содержит Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Там же на портале размещены сведения о квалификациях и примеры оценочных средств — экзаменационных заданий.

Для примера возьмем все тех же оценщиков. Все профессии, относящиеся к финансовому рынку, курирует СПКФР — Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. На сайте этого отраслевого совета опубликован перечень ЦОКов, аккредитованных в разных регионах России. Для подтверждения квалификации в Москве специалист может в перечне выбрать Центр оценки квалификации, который работает на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, и получить всю необходимую информацию о профессиональном экзамене: ознакомиться с нормативно-правовой базой, уточнить правила прохождения оценки квалификации, подать заявление на сдачу экзамена и после успешной сдачи получить свидетельство о квалификации.

Аналогичная ситуация и по другим сферам профессиональной деятельности. В реестре указано более 40 направлений: образование, здравоохранение, судостроение, сельское хозяйство, транспорт и пр.

Зачем все это работникам

Задача независимой оценки квалификации — стимулировать специалиста к профессиональному росту. При этом ее глобальная идея — убрать с рынка неквалифицированных специалистов, не желающих учиться и повышать свою конкурентоспособность и востребованность.

Система дает возможность соискателю, претендующему на новый уровень, пошагово планировать свое образование, стажироваться и повышать уровень подготовки. Таким образом, любой специалист в зависимости от поставленных карьерных ориентиров сможет регулярно проходить независимую оценку квалификации и увеличивать свою ценность для работодателей.

Зачем это нужно работодателю

В независимой оценке квалификации прежде всего заинтересованы работодатели, которые обязаны применять профессиональные стандарты в силу требований закона.

Однако НСК станет действенным инструментом и в тех отраслях, где профстандарты носят рекомендательный характер. Это необходимо работодателям, когда решается вопрос о назначении на новые должности. Экзамен или подтвердит уровень подготовки претендента, или укажет на необходимость пройти дополнительное обучение.

Кроме того, квалификационные требования к претендентам всегда есть в конкурсной документации к тендерам. Наличие у сотрудников свидетельства о квалификации уже в ближайшем будущем станет конкурентным преимуществом для заказчиков тех или иных видов работ и услуг.

Об авторе — Елена Петровская, член генерального совета «Деловой России», руководитель комиссии по профквалификациям в области оценочной деятельности СПК ФР.

Независимая оценка квалификации: с 1 июля только по-новому

Что такое независимая оценка квалификации работников

Кто проводит независимую оценку квалификации

Кто принимает решение о направлении работника на оценку квалификации

Кто оплачивает услугу независимой оценки квалификации

Обязан ли работник идти на экзамен, может ли он отказаться

Как оформить независимую оценку квалификации

Какие гарантии и компенсации предоставляются работнику в связи с проведением оценки его квалификации

Как учесть расходы на независимую оценку квалификации

Что такое независимая оценка квалификации работников

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия их квалификации положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным законами и иными НПА. По сути, это профессиональный экзамен. Правила его проведения прописаны в постановлении Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204.

Кто проводит независимую оценку квалификации

Это делают специальные центры оценки квалификации — ЦОКи. Реестр таких организаций вы найдете на сайте Совета по профессиональным квалификациям фондового рынка по .
Например, проэкзаменовать бухгалтера могут НП «Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов», ООО «Актион Группа Главбух» и др.

Кто принимает решение о направлении работника на оценку квалификации

Вообще, в квалифицированных кадрах заинтересован работодатель. Поэтому решать, нужны ли экзамены его действующим или потенциальным работникам, определять круг должностей, подлежащих оценке, и выдавать направление на экзамен будет именно он. Но специалист может пройти это испытание по собственной инициативе и принести работодателю готовый документ, подтверждающий его квалификацию. Например, это может быть выгодно тем, у кого нет профильного образования, но есть соответствующий стаж и навыки.

Кто оплачивает услугу независимой оценки квалификации

Все зависит от того, кто инициирует проведение оценки. Если работодатель, то стоимость экзамена оплачивает он, если работник, то он сам несет эти расходы.

Обязан ли работник идти на экзамен, может ли он отказаться

Независимая оценка квалификации — дело добровольное как для работодателя, так и для работника. Чтобы направить сотрудника на экзамен, работодатель должен получить его письменное согласие. Применять к работнику какие-либо дисциплинарные взыскания за отказ от проведения оценки нельзя. И кстати, уволить его, если он провалит экзамен, тоже.

Это подтверждает Минтруд.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В некоторых случаях наличие соответствующей квалификации и ее соответствие профстандарту является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Эти случаи предусмотрены специальными законами или НПА (подробнее см. ч. 4 ст. 196 ТК РФ). Для таких работников (аудиторы, педагоги, медики и др.) оценка обязательна.

Как оформить независимую оценку квалификации

Прежде всего, само решение оценивать работников нужно закрепить в ЛНА, коллективном или трудовом договоре. Также нужно очертить круг подлежащих оценке должностей и профессий (можно в том же ЛНА или отдельном распорядительном документе).
От самого работника, как мы уже сказали выше, необходимо получить письменное согласие на проведение экзамена. Составляется оно в произвольной форме.

С выбранным ЦОК нужно заключить письменный договор о проведении оценки.

Работник должен написать заявление для проведения независимой оценки и подписать прилагаемое к нему согласие на обработку персональных данных. Бланк — в приказе Минтруда от 02.12.2016 № 706н. Это заявление он подает в ЦОК вместе с копией паспорта и другими документами, которые требуются в зависимости от профстандарта.

Скачать бланк заявления

ЦОК рассмотрит документы в течение 10 дней и согласует с работодателем дату, место и время проведения экзамена. После этого можно издавать соответствующий приказ.

Оформляется такой приказ в свободной форме с указанием:

  • Ф. И. О. и должности сотрудника;
  • профстандарта, которому он должен соответствовать;
  • места, даты и времени проведения экзамена.

В этом же приказе дается распоряжение бухгалтерии об оплате услуги ЦОК и предоставлении работнику на время экзамена гарантий, предусмотренных ТК РФ (о них мы скажем ниже).

С приказом знакомят работника и ответственного бухгалтера.

По итогам экзамена работник получит:

  • свидетельство о квалификации, если экзамен сдан;
  • заключение о прохождении экзамена с рекомендациями, если нет.

Копию соответствующего документа нужно отправить в личное дело работника. Если экзамен не сдан, работник может подготовиться и попробовать еще раз. В случае несогласия с результатами экзамена их можно обжаловать.

Какие гарантии и компенсации предоставляются работнику в связи с проведением оценки его квалификации

Если экзамен проходит в рабочее время, за работником сохраняется место работы и выплачивается средний заработок.

Если работнику для этого нужно ехать в другую местность, выплачиваются командировочные.

Это следует из ст. 187, 196 ТК РФ.

Как учесть расходы на независимую оценку квалификации

Расходы на оценку квалификации работника можно учесть для налога на прибыль и для УСН с объектом «доходы минус расходы» (подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264, подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК). Главное — иметь пакет подтверждающих документов:

  • трудовой договор с сотрудником (оплату экзамена соискателя, с которым нет трудового договора, учесть не получится);
  • договор с ЦОК;
  • приказ о направлении на экзамен (он подтвердит экономическую обоснованность затрат);
  • документ об оказании услуги (это может быть акт с ЦОК);
  • копию свидетельства о квалификации или заключения о прохождении экзамена с рекомендациями (при отрицательном результате испытания).

Для упрощенки или при кассовом методе по налогу на прибыль потребуются также документы на оплату экзамена.

Если вы применяете ОСНО, а ЦОК является плательщиком НДС и дал вам счет-фактуру, налог можно принять к вычету.

НДФЛ и взносы платить не нужно, так как это ваши расходы на квалификацию работников, а не их доход (см. письмо Минфина от 30.01.2018 № 03-04-06/5184).

В бухучете траты на экзамен спишите на соответствующие затратные счета:

  • Дт 20, 25, 26, 44 Кт 76 — на сумму затрат;
  • Дт 19 Кт 76 — на сумму НДС.

Центр оценки квалификации

направления

Получить свидетельство о квалификации Обучение дистанционно (без отрыва от производства) или очно Получить удостоверение

Сегодня независимая оценка квалификации работников становится всё более актуальной и востребованной услугой. Создание и широкое внедрение данного инструмента обусловлено тем, что необходимо повышать квалификационный уровень специалистов разных сфер, что позволит в целом повысить экономику страны.

Чтобы решить данный вопрос, в настоящее время создают различные организации, которые получают от государства полномочия для осуществления независимой оценки и выдачи документального подтверждения квалификационного уровня работников. К таким организациям относятся центры оценки квалификации (ЦОК). Данные структуры были специально созданы, чтобы организовать рабочий процесс по проведению НОК специалистов на соответствие профстандарту в конкретной области экономической деятельности.

Перечень целей и задач ЦОК

Среди общих задач центров оценки профквалификации работников можно выделить:

  • повышение привлекательности лиц, которые успешно прошли НОК, для потенциальных работодателей при подборе рабочего персонала;
  • улучшение профессиональной мотивации специалистов;
  • обеспечение оптимальных условий, которые бы позволили сотрудникам предприятий непрерывно совершенствовать рабочие умения и знания с помощью специальных образовательных программ;
  • повышение значения определённых профсообществ для развития квалификационных навыков работников.

Деятельность ЦОК направлена на реализацию двух важных целей:

  1. Реализовать объективные, прозрачные и достоверные процедуры оценивания квалификации специалистов, признаваемые на рынке труда РФ, независимо от того, какими способами они были освоены.
  2. Гарантировать строгое соответствие подтверждённой квалификации специалистов каждому требованию, правилу, стандарту и общепринятой процедуре НОК.

В целом оценка квалификационного уровня работников призвана выполнять следующие функции:

  • предоставлять соискателям важную информацию о правилах НОК;
  • организовывать и проводить НОК на соответствие профстандартам, учитывая руководящую и методическую документацию отраслевых Советов по профквалификациям;
  • формировать сведения об итогах проведённого оценивания и передавать их в отраслевые Советы по профквалификациям, чтобы последние обрабатывали, анализировали и вносили соответствующие записи в госреестры;
  • оформлять и выдавать соискателям заключение экзаменационных комиссий при успешной сдаче НОК – свидетельства об уровне профквалификации.

Особенности НОК

3.07.2016 г. Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон №238 «О независимой оценке квалификации», а официально действовать данный закон начал только зимой 2017 г. ФЗ РФ №238 – это базовый документ, который регламентирует порядок формирования систем оценивания квалификаций по профстандартам, которые были приняты всеобщим объединением работодателей. Эти системы оценки основываются на полном доверии работодателей и работников к качеству проводимого оценивания.

НОК является специальной процедурой, которая подтверждает соответствие знаний и навыков конкретных специалистов определённым профстандартам или профессиональным требованиям, которые были установлены согласно законам и нормативно-правовым актам РФ. Данную процедуру проводят специальные центры при полном соблюдении ФЗ №238.

По результатам успешного прохождения НОК работникам выдаются соответствующие свидетельства – документы гособразца, которые подтверждают сдачу профессиональных экзаменов по ФЗ №238. Всю важную информацию о выдаваемых «корочках» обязательно вносят в реестр.

Как проводится независимая оценка квалификации?

Основываясь на конкретных профстандартах, работники выбирают определённые квалификационные уровни для НОК. Затем они направляют в ЦОК установленный перечень бумаг, в зависимости от требований, предъявляемых конкретной организацией к выбранным уровням квалификации. После того как соискатели сдали необходимые документы, сотрудники ЦОК проводят профессиональные экзамены, которые включают в себя теоретическую и практическую часть. Последний этап – оформление и выдача соответствующего свидетельства, которое подтверждает удовлетворительные знания и навыки специалиста в конкретной сфере деятельности.

Создание и введение системы профстандартов призвано повысить качество профессиональных возможностей, улучшить профессионализм работников, обеспечить высокую конкурентоспособность и экономическую стабильность страны. Создание профстандартов осуществляется при непосредственном участии работодателей, благодаря чему они полностью соответствуют актуальным требованиям к профессиональной подготовке работников.

Процедура прохождения независимой оценки квалификационного уровня специалистов предусматривает ряд налоговых льгот. В соответствии с Федеральным законом №251 от 3.07.2016 г., некоторые льготы могут предоставляться работникам, которые проходят НОК, а также работодателям, которые направляют соискателей в соответствующие ЦОК.

Денежные средства, которые тратятся на независимую оценку, не поддаются налогообложению по НДФЛ (в соответствии с пунктом 21.1 статьи 217 Налогового кодекса России). Физическим лицам предоставляются вычеты по налогу НДФЛ, а размер этого вычета приравнивается к сумме, которая была уплачена на прохождение НОК за текущий календарный год. Все расходы, которые несут работодатели, учитываются при определении трат для исчисления налогов на доходы предприятия. Но эти расходы учитываются только при условии, если оценивание квалификационного уровня работника было проведено по договорам НОК, при этом трудовые отношения работодателя и сотрудника, который направляется в центр оценки, должны быть оформлены официально в соответствии с законодательством.

Преимущества НОК работников в центре «Феникс»

Специалисты, проходящие НОК в центре «Феникс», получают такие выгоды:

  • документально подтверждается квалификация, профессиональные умения и знания;
  • получение шанса на продвижение по карьерной лестнице;
  • повышается рабочий имидж, конкурентоспособность сотрудника в конкретном профессиональном сообществе;
  • обеспечивается потребность государственных предприятий и частных работодателей в квалифицированном персонале;
  • специалисты обретают уверенность в своих способностях, получают психологический комфорт, доверие со стороны руководителей и уважение от коллег.

Работодатели также получают свои выгоды:

  • значительно экономится время на поиск, отбор, оценивание профессионализма соискателей на конкретную должность;
  • по вакансии принимаются только компетентные сотрудники, имеющие мотивацию для качественного выполнения своих рабочих обязанностей;
  • обеспечивается регулярная проверка компетенции работников по профстандартам, разрабатываемым конкретными ассоциациями работодателей.

Наши преимущества Имеем образовательную лицензию Используем инновационную систему дистанционного образования Предлагаем рассрочку платежа Предоставляем бесплатную информационную поддержку ДО и ПОСЛЕ обучения Работаем в сфере образовательных услуг уже более 5 лет Разработали и реализовали более 800 учебных программ Выдали более 10 000 удостоверений и сертификатов Работаем по всей территории РФ Напишите нам

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О независимой оценке квалификации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденных настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Правила
проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена
(утв. постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. № 1204)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации» — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

«реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации» — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации;

«совет по профессиональным квалификациям» — орган управления, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

«соискатель» — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, которые обратились, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» и настоящими Правилами;

«центр оценки квалификаций» — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

3. Профессиональный экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. В целях информирования граждан и организаций о проведении профессионального экзамена на официальных сайтах центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации размещаются следующие сведения и документы:

а) наименования квалификаций и требования к квалификации, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, на соответствие которым центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации;

б) сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;

в) перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям;

г) комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

д) почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса официальных сайтов центра оценки квалификаций и совета по профессиональным квалификациям в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

е) адреса мест проведения профессионального экзамена;

ж) образец заявления соискателя о проведении профессионального экзамена;

з) настоящие Правила.

5. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

6. Лицо, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (соискатель, работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг (далее — договор).

7. Для прохождения профессионального экзамена соискатель лично или через законного представителя представляет в центр оценки квалификаций на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя (далее — комплект документов соискателя):

а) заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой он хочет пройти профессиональный экзамен, при этом в заявлении соискателем дается согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;

б) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;

в) иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.

8. В целях обеспечения проведения профессионального экзамена центр оценки квалификаций осуществляет:

а) прием и регистрацию комплекта документов соискателя;

б) рассмотрение и информирование соискателя или законного представителя о результатах рассмотрения комплекта документов соискателя;

в) определение и согласование с соискателем или законным представителем даты, места и времени проведения профессионального экзамена;

г) проведение профессионального экзамена;

д) оформление результатов проведения профессионального экзамена;

е) оформление и выдачу соискателю или законному представителю свидетельства о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки по итогам прохождения профессионального экзамена оформление и выдачу соискателю или законному представителю заключения о прохождении соискателем профессионального экзамена, включающего рекомендации для соискателя).

9. Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов соискателя информирует соискателя или законного представителя способом, указанным в заявлении о проведении профессионального экзамена, о результатах рассмотрения заявления и комплекта документов соискателя и согласовывает с соискателем или законным представителем дату, место и время проведения профессионального экзамена, а также информирует соискателя или законного представителя о процедурах проведения профессионального экзамена.

В случае если профессиональный экзамен проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает с работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.

В случае если соискателем или законным представителем представлен неполный комплект документов соискателя, центр оценки квалификаций информирует об этом соискателя или законного представителя.

10. Соискатель допускается к прохождению профессионального экзамена на основании документа, удостоверяющего личность.

11. Проведение профессионального экзамена осуществляется в соответствии с оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

12. При проведении профессионального экзамена вправе присутствовать представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, совета по профессиональным квалификациям.

13. Соискатель, не явившийся на профессиональный экзамен, допускается к прохождению профессионального экзамена в случаях и на условиях, которые предусмотрены договором.

14. Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения независимой оценки квалификации.

15. Результаты профессионального экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии (далее — протокол).

Центр оценки квалификаций не позднее 7 календарных дней после завершения профессионального экзамена направляет протокол, копии комплектов документов соискателя и иные материалы профессионального экзамена в совет по профессиональным квалификациям.

16. Совет по профессиональным квалификациям на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото- и видеоматериалов и иных материалов профессионального экзамена не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена:

а) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации;

б) принимает решение о выдаче соискателю или законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена;

в) направляет в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации информацию о свидетельствах о квалификации и заключениях о прохождении профессионального экзамена.

17. Центр оценки квалификаций на основании решения совета по профессиональным квалификациям по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена не позднее 30 календарных дней после завершения профессионального экзамена оформляет и выдает соискателю или законному представителю свидетельство о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляет и выдает заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя) либо направляет свидетельство о квалификации (заключение о прохождении профессионального экзамена) по адресу соискателя, указанному в заявлении о проведении профессионального экзамена.

18. В случае если договором предусмотрено информирование лица, за счет средств которого проводился профессиональный экзамен (работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), о результатах профессионального экзамена, центр оценки квалификаций направляет такому лицу в электронном виде копию свидетельства о квалификации (в случае выдачи указанного свидетельства) или копию заключения о прохождении профессионального экзамена соискателем (в случае выдачи указанного заключения).

О независимой оценке квалификации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *