О квотировании рабочих мест

Кто должен резервировать места для инвалидов

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ»О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее – Закон № 181-ФЗ).

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше – нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ. На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п. Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования рабочих мест для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов закреплены в СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18.05.2009 № 30).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

Куда о рабочих местах для инвалидов отчитываться

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

  • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
  • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее – Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р ; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Можно ли выполнить квоту, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

Аренда рабочих мест. Этот способ представляется одним из наиболее эффективных методов защиты интересов инвалидов и соблюдения экономических интересов работодателя.

В компанию, которая использует труд инвалидов и, следовательно, имеет специально оборудованные рабочие места, может обратиться работодатель для их аренды с целью выполнения квоты.

Такая возможность есть у работодателей, например, на территории Амурской, Тюменской, Тульской и Орловской областей Это предусмотрено ст. 8 Закона Амурской области от 07.07.2004 № 343-ОЗ, п. 3 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Тюменской области (утв. постановлением Администрации Тюменской области от 28.10.2003 № 356), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Как правило, договоры аренды рабочих мест заключаются с общественными объединениями инвалидов или специализированными предприятиями, которые за счет такого сотрудничества расширяют сферу своей деятельности. В этом случае люди с ограниченными физическими возможностями могут эффективно осуществлять порученную им работу на оснащенных соответствующим образом рабочих местах и получать вознаграждение из средств организации-арендатора.

Создание совместных рабочих мест. Данный способ используется по договоренности между несколькими работодателями. Заключается он в том, что создается полноценный цех или участок, оборудованный под нужды работников-инвалидов нескольких организаций. Основание – п. 3.1 Порядка установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области (утв. постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2005 № 30/43), ст. 6 Закона Тульской области от 11.01.2006 № 679-ЗТО, ст. 6 Закона Белгородской области от 25.11.2008 № 244.

В таком случае сотрудничество нескольких предприятий снижает финансовую нагрузку на бюджет каждого конкретного работодателя. Также появляется возможность поручать инвалидам работу, которую они реально смогут выполнять.

Финансирование создания рабочего места. Это подразумевает, что работодатель вкладывает денежные средства в создание и оборудование рабочих мест в счет квоты в организациях, которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов.

В Республике Коми подобное финансирование в качестве альтернативы непосредственному заполнению вакансий инвалидами закреплено в ст. 5 Закона от 28.11.2013 № 111-РЗ. На территории Белгородской области работодатели могут финансировать создание рабочих мест в счет квоты на основании ст. 6 Закона от 25.11.2008 № 244, а в Тульской области — в силу ст. 6 Закона от 11.01.2006 № 679-ЗТО.

Размещение заказов на предприятиях общественных объединений инвалидов. Этот вариант также предусматривает фактическую занятость работников-инвалидов. В Орловской области работодатели могут выполнить квоту, используя этот прием на основании ст. 3 Закона от 06.12.2007 № 726-ОЗ.

Наличие указанных альтернатив позволяет работодателю выбрать наиболее благоприятный для его бизнеса способ выполнения квоты.

Возможность выбора между несколькими вариантами выполнения обязанности наилучшим образом стимулирует работодателя. Альтернативные механизмы позволяют реально достичь поставленной общественно значимой цели – обеспечить занятость слабо защищенной категории граждан.

Напомним, что еще в 2005 году законодатели на федеральном и региональном уровнях отказались от выполнения квоты путем внесения платы в бюджет вместо создания рабочих мест. Однако в г. Москве на уровне трехстороннего соглашения закреплено право работодателя ежемесячно вносить деньги за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалида. Это предусмотрено п. 2.34 Московского трехстороннего соглашения на 2013–2015 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (заключено 12.12.2012). Размер такого взноса составляет прожиточный минимум трудоспособного населения, установленный Правительством Москвы на день его уплаты.

В результате инвалиды остаются незанятыми, поскольку денежные средства не обязательно расходуются на цели, связанные с трудоустройством такой категории граждан, ведь платежи нецелевые.

Кроме того, добровольность платежей означает, что работодатели все равно не освобождены от выполнения требований законодательства о квотировании рабочих мест. Таким образом, компании в некоторых регионах имеют возможность выбрать удобный для них способ выполнения квоты.

Выполняется ли квота, если инвалид — дистанционный работник

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Искать ли работников-инвалидов, если они сами в фирму не идут

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12-17 . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. Подобная позиция также подтверждена определением Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5. Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Что чреват отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании рабочих мест предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность. Она возможна в следующих случаях:

  1. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  2. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ст. 5.42 КоАП РФ).
  3. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены ст. 25 Закона № 1032-1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность. К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. 192 и 193 ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании рабочих мест.

Уголовная ответственность. Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность. Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

А. Слепов,
старший юрист руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

События

До XIX века

  • 1317 — произошла Бортеневская битва.
  • 1603 — Ахмед I стал новым правителем Османской империи.
  • 1790 — Русские войска под командованием Александра Суворова взяли штурмом турецкую крепость Измаил.

XIX век

  • 1857 — выпущена первая почтовая марка в России.
  • 1885 — Ито Хиробуми становится первым премьер-министром Японии.
  • 1894 — начало Дела Дрейфуса.

XX век

  • 1917 — основан DIN (нем. Deutsches Institut für Normung) — немецкая организация по стандартизации и национальный орган ISO.
  • 1919 — из США на пароходе «Buford» в Советскую Россию высланы 249 человек, заподозренных в симпатиях большевикам.
  • 1920 — открытие 8-го Всероссийского съезда Советов в Москве (по 29 декабря). Утверждение плана ГОЭЛРО.
  • 1944 — образована Вьетнамская Народная Армия для сопротивления оккупации Японией Вьетнама.
  • 1973 — катастрофа SE-210 под Танжером (Марокко). Погибли 106 человек.
  • 1976 — первый пробный полёт самолёта Ил-86.
  • 1978 — Андрей Чикатило совершил своё первое убийство.
  • 1980 — разгерметизация саудовского Lockheed TriStar над Персидским заливом. Погибли 2 человека.
  • 1987 — Никки Сикс пережил клиническую смерть от передозировки героина, что вдохновило его на написание песни «Kickstart My Heart».
  • 1989
    • Берлинские Бранденбургские ворота спустя 28 лет вновь открываются, ознаменовав объединение ГДР и ФРГ.
    • После недельных демонстраций Ион Илиеску стал президентом Румынии, завершив правление Чаушеску.
  • 1990 — на станции Ельниково (Белгородская область) столкнулись три поезда (грузовой и два пассажирских). Погибли 11 человек (официально).
  • 1992 — катастрофа Boeing 727 под Триполи. Погибли 157 человек — крупнейшая авиакатастрофа в истории Ливии.
  • 1999 — катастрофа южнокорейского Boeing 747 под Лондоном. Погибли 4 человека.

XXI век

  • 2007 — французская ракета-носитель Ariane 5 вывела на орбиту первый в истории африканский спутник.
  • 2009 — Сербия подала заявку на вступление в Европейский союз.
  • 2015
    • Частная космическая компания SpaceX впервые в истории вертикально приземлила первую ступень ракеты-носителя Falcon 9.
    • В США опубликованы рассекреченные списки целей массированного ядерного удара США по СССР, странам Восточного блока и Китаю 1959 года.

Родились

См. также: Категория:Родившиеся 22 декабря

  • 1702 — Жан Этьен Лиотар (ум. 1789), швейцарский художник.
  • 1723 — Карл Фридрих Абель (ум. 1787), немецкий композитор и музыкант, виртуоз игры на виоле да гамба.
  • 1744 — Даниил Самойлович (ум. 1805), медик, основатель российской эпидемиологии.
  • 1755 — Жорж Кутон (казнён в 1794), деятель Великой французской революции.
  • 1765 — Иоганн Фридрих Пфафф (ум. 1825), немецкий математик.
  • 1792 — Павел Катенин (ум. 1853), русский писатель, участник Отечественной войны 1812 года, декабрист.
  • 1802 — Владимир Назимов (ум. 1874), российский государственный деятель, виленский, гродненский и ковенский генерал-губернатор.
  • 1819 — Франц Абт (ум. 1885), немецкий композитор.
  • 1823 — Жан Анри Фабр (ум. 1915), французский энтомолог, писатель.
  • 1833 — Марко Вовчок (ум. 1907), украинская писательница и поэтесса, переводчица.
  • 1836 — Фирс Журавлёв (ум. 1901), русский живописец.
  • 1838 — Владимир Марковников (ум. 1904), русский химик, основатель научной школы.
  • 1844 — Леонид Сабанеев (ум. 1898), русский зоолог, натуралист, популяризатор охоты и рыбалки.
  • 1856 — Фрэнк Биллингс Келлог (ум. 1937), 45-й Госсекретарь США, лауреат Нобелевской премии мира (1929).
  • 1858 — Джакомо Пуччини (ум. 1924), итальянский композитор.
  • 1869 — Эдвин Арлингтон Робинсон (ум. 1935), американский поэт, писатель, драматург, лауреат Пулитцеровской премии.
  • 1872 — Камиль Герен (ум. 1961), французский ветеринар, бактериолог и иммунолог, один из создателей противотуберкулёзной вакцины БЦЖ.
  • 1876 — Филиппо Томмазо Маринетти, (ум. 1944) итальянский писатель, поэт, основатель футуризма.
  • 1883 — Эдгар Варез (ум. 1965), французский и американский композитор, один из пионеров электронной и конкретной музыки.
  • 1887 — Сриниваса Рамануджан Айенгор (ум. 1920), индийский математик.
  • 1899 — Натан Альтман (ум. 1970), советский живописец-авангардист, скульптор, театральный художник.
  • 1890 — Ахмад-Заки Валиди (ум. 1970), лидер башкирского национально-освободительного движения, тюрколог, доктор философии.
  • 1898 — Владимир Фок (ум. 1974), физик-теоретик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда.
  • 1899 — Николай Горбань (ум. 1973), советский историк, архивист, писатель.

  • 1905
    • Пьер Брассёр (ум. 1972), французский актёр.
    • Стасис Англицкис (ум. 1999), литовский поэт.
  • 1908 — Макс Билл (ум. 1994), швейцарский скульптор, художник-абстракционист, архитектор, дизайнер.
  • 1911 — Гроут Ребер (ум. 2002), американский астроном-любитель, один из основоположников радиоастрономии.
  • 1912 — Леди Бёрд Джонсон (ум. 2007), первая леди США в 1963—1969, супруга Линдона Джонсона.
  • 1933 — Маргарита Эскина (ум. 2009), советский и российский театральный деятель.
  • 1936 — Гектор Элизондо, американский актёр.
  • 1937 — Эдуард Успенский (ум. 2018), советский и российский писатель, автор книг для детей, телеведущий.
  • 1939 — Лео Бокерия, кардиохирург, академик и член Президиума РАМН.
  • 1940 — Доку Завгаев, российский государственный и политический деятель, дипломат.
  • 1943 — Пол Вулфовиц, американский политик, в 2005—2007 президент Всемирного банка.
  • 1946 — Владимир Богин (ум. 2017), актёр театра и кино, народный артист России.
  • 1947 — Дэйв Кинг, тренер национальной хоккейной команды Канады.
  • 1948 — Николае Тимофти, молдавский политический деятель, президент Молдавии (2012—2016).
  • 1949
    • Морис Гибб (ум. 2003), британский музыкант, автор-исполнитель, участник группы «Bee Gees».
    • Робин Гибб (ум. 2012), британский певец, автор песен, участник группы «Bee Gees», брат-близнец Мориса.
  • 1961 — Юрий Маленченко, российский космонавт, Герой Российской Федерации.
  • 1962 — Рэйф Файнс, британский актёр, режиссёр, двукратный номинант премии «Оскар».
  • 1968 — Олег Погудин, исполнитель романсов, заслуженный артист России.
  • 1972 — Ванесса Паради, французская актриса, певица, модель.

Скончались

См. также: Категория:Умершие 22 декабря

  • 1554 — Алессандро Бонвичино (р. ок. 1498), итальянский художник.
  • 1603 — Мехмед III (р. 1568), турецкий султан (1595—1603).
  • 1666 — Гверчино (р. 1591), итальянский живописец.
  • 1748 — Иоганн Непомук Карл Лихтенштейн (р. 1724), 7-й князь Лихтенштейна (с 1732).
  • 1828 — Уильям Хайд Волластон (р. 1766), английский учёный, врач, физик и химик, член Лондонского королевского общества. Открыл палладий и родий.
  • 1839 — Пётр Фролов (р. 1775), русский горный инженер, изобретатель, государственный деятель.
  • 1867
    • Теодор Руссо (р. 1812), французский художник-пейзажист, глава барбизонской школы живописи.
    • Жан-Виктор Понселе (р. 1788), французский математик, механик, инженер, создатель проективной геометрии.
  • 1870 — Адольфо Густаво Беккер (р. 1836), крупнейший испанский писатель-романист.
  • 1875 — Николай Титов (р. 1800), русский композитор, автор популярных романсов.
  • 1880 — Джордж Элиот (настоящее имя Мэри Энн Эванс; р. 1819), английская писательница.
  • 1901 — Николай Иванович Наумов (р. 1838), русский писатель.
  • 1905 — Лев Лагорио (р. 1827), русский художник-маринист.
  • 1910 — Давид Гинцбург (р. 1857), российский востоковед, писатель, общественный деятель, редактор и спонсор издания первой в России «Еврейской энциклопедии».
  • 1917 — Франциска Кабрини (р. 1850), католическая монахиня, миссионерка итальянского происхождения, первая американская святая.
  • 1931 — Лидия Цераская (р. 1855), русский астроном, открывшая 219 переменных звёзд.
  • 1936 — Николай Островский (р. 1904), советский писатель.
  • 1937 — расстрелян Василий Ягодин (р. 1870), протоиерей Русской церкви, священномученик, причисленный к лику святых.
  • 1939 — Ма Рейни (р. 1886), американская певица, «мать блюза».
  • 1940 — погиб Натанаэл Уэст (р. 1903), американский писатель.
  • 1942 — казнёны:
    • Курт Шульце (р. 1894), немецкий антифашист, работавший на советскую разведку (сеть резидентур «Красная капелла»).
    • Ильза Штёбе (р. 1911), журналистка, участница немецкого движения Сопротивления, работавшая на советскую разведку.
  • 1943 — Беатрикс Поттер (р. 1866), английская детская писательница и художница.
  • 1944 — Харри Лэнгдон (р. 1884), американский актёр, продюсер, кинорежиссёр, сценарист.
  • 1969 — Джозеф Штернберг (р. 1894), американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист и композитор.
  • 1979 — Дэррил Фрэнсис Занук (р. 1902), американский кинопродюсер, режиссёр и актёр.
  • 1987 — Лидия Князева (р. 1925), актриса театра и кино, народная артистка СССР.
  • 1989 — Сэмюэл Беккет (р. 1906), ирландский писатель, поэт и драматург, лауреат Нобелевской премии (1969).
  • 1991 — Эрнст Кшенек (р. 1900), американский композитор, музыковед, педагог.
  • 1992 — Фредерик Уильям Френц (р. 1893), 4-й президент Общества Сторожевой башни.
  • 1995 — Джеймс Мид (р. 1907), английский экономист, лауреат Нобелевской премии (1977).

  • 2001
    • Жак Майоль (р. 1927), французский ныряльщик, первым в мире погрузившийся без акваланга на глубину 100 м.
    • Ромен Сова (р. 1938), украинский учёный-токсиколог, член-корреспондент АН СССР.
  • 2002 — Джо Страммер (р. 1952), лидер английской панк-группы «The Clash».
  • 2006 — Елена Мухина (р. 1960), советская гимнастка, заслуженный мастер спорта СССР, абсолютная чемпионка СССР по спортивной гимнастике (1979), чемпионка мира (1978).
  • 2008 — Лансан Конте, (р. 1934), третий президент Гвинеи (1984—2008).
  • 2010 — Михаил Туманишвили (р. 1935), советский и российский актёр и кинорежиссёр.
  • 2011 — Виктор Косых (р. 1950), советский и российский актёр театра и кино.
  • 2014 — Джо Кокер (р. 1944), английский рок- и блюз-исполнитель, обладатель уникального низкого хриплого баритона.

Закон г. Москвы от 15.01.2003 n 22 (ред. от 08.12.2004) «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы»

15 января 2003 года N 22
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76,
от 08.12.2004 N 83)
Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий
1. Граждане имеют право:
1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:
социального найма;
найма (коммерческого найма);
безвозмездного пользования;
2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:
используя безвозмездные субсидии;
с рассрочкой платежа;
используя ссуду на возвратной основе;
по другим законным основаниям.
2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее — законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.
Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.
3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.
Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ
ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
Статья 2. Норма постановки на учет
1. Норма постановки на учет — размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.
При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.
В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.
Определением Верховного суда РФ от 12.04.2006 N 5-Г06-27 решение Московского городского суда от 15.09.2005 оставлено без изменения.
Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным части 1 см. решение Московского городского суда от 15.09.2005.
2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.
Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.
Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.
3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.
Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Законом г. Москвы от 17.12.2003 N 76)
4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.
5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.
Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий
1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:
1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;
2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;
3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;
Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению подпункта 4 пункта 1 статьи 3 см. решение Московского городского суда от 16.02.2004 N 3-66/2004.
4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;
5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;
6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;
7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;
8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;
9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;
10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.
2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:
1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.
Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории «Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения» вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.
3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ
ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства
1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.
2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.
Определением Верховного суда РФ от 12.04.2006 N 5-Г06-27 решение Московского городского суда от 15.09.2005 оставлено без изменения.
Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным части 1 см. решение Московского городского суда от 15.09.2005.
3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.
Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.
4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.
5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.
6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.
(часть 6 в ред. Закона г. Москвы от 08.12.2004 N 83)
Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий
1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:
1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;
2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;
3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;
4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;
5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;
6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.
2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.
3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.
4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:
1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;
2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.
Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий
1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.
2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;
2) обмен жилого помещения;
3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;
5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;
(п. 5 в ред. Закона г. Москвы от 17.12.2003 N 76)
6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.
3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:
1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:
не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;
обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;
обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;
безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;
2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;
3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.
Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве
Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.
Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы
1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе

Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и инвалидов (Кузнецова В.А.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних и инвалидов (Кузнецова В.А.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Определенная категория работодателей должна соблюдать требования о квотировании рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних. Предприятия общественного питания не являются исключением. Несоблюдение данных правил приведет к ответственности в виде предупреждения или штрафа. Рассмотрим, кто должен выполнять установленные правила и чем грозит их невыполнение.
Федеральное законодательство
Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).
Для инвалидов. В силу ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Расчет квоты осуществляется без учета филиалов и представительств, расположенных на территориях других муниципальных образований (Определение ВАС РФ от 03.09.2012 N ВАС-11395/12 по делу N А32-13713/11).
Исходя из установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели согласно ст. 24 Федерального закона N 181-ФЗ обязаны:
— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Обратим внимание, что работодатель должен обеспечить рабочие места для инвалидов на полный рабочий день, а не по совместительству (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 N 09АП-36837/2013-АК по делу N А40-49248/13). При этом судьи отмечают, что допустимо принимать инвалидов на работу по совместительству в рамках законодательства о квотировании, но работодатель должен представить доказательства наличия у инвалидов основных рабочих мест.
Законодательство субъектов РФ
Так, например, на основании ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон г. Москвы N 90) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота устанавливается в размере 4%: 2% — для трудоустройства инвалидов и 2% — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 названного Закона. В данной норме поименованы:
— несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
— лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;
— выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Квота рассчитывается исходя из среднесписочной численности, определяемой по правилам статистики, и количество работников, трудоустроенных за счет квоты, округляется в сторону уменьшения до целого числа.
Если количество инвалидов, принятых на работу, составляет более 2%, количество квотируемых рабочих мест для несовершеннолетних уменьшается на соответствующую величину.
Согласно ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.
В силу ст. ст. 3, 4 Закона Нижегородской области от 26.12.2007 N 191-З «О квотировании рабочих мест» квота устанавливается работодателям, численность работников у которых составляет более 100 человек (в % к среднесписочной численности работников с учетом работающих в организации граждан, трудоустроенных ранее в соответствии с установленной квотой): для инвалидов — в размере 2%; для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, — в размере 1%.
При расчете количества рабочих мест для несовершеннолетних учитываются рабочие места с тяжелыми работами и работами с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Работодателям, численность работников у которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 1% среднесписочной численности работников, но не менее 1 рабочего места.
Сведения в службу занятости
Исходя из п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости населения) работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены порядок и свои сроки представления таких сведений. Например, согласно п. 4 ст. 4 Закона г. Москвы N 90, п. 2.9 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 N 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» работодатели, отвечающие требованиям по численности работников, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты по форме 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 29.08.2013 N 449.
Расходы в виде ежемесячной компенсации стоимости квотируемого рабочего места
В отношении инвалидов и несовершеннолетних выполнением квоты для приема на работу считается их трудоустройство, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы N 90). Для несовершеннолетних предусмотрена также альтернатива трудоустройству — уплата ежемесячно в бюджет Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в Москве на день ее уплаты.
Так, величина прожиточного минимума в Москве за IV квартал 2013 г. для трудоспособного населения Постановлением Правительства Москвы от 25.02.2014 N 81-ПП установлена в размере 12 452 руб.
Заметим, что при признании этих расходов при расчете налога на прибыль возможны споры с контролирующими органами. В отношении данных затрат позиция чиновников следующая: поскольку финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами (Письмо Минфина России от 07.04.2014 N 03-03-06/1/15504).
Обосновывается вывод тем, что на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель якобы добровольно уплачивает компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.
Судьи на этот счет придерживаются другой точки зрения. Например, в Постановлении ФАС МО от 25.01.2013 по делу N А40-134004/11-129-555 арбитры признали несостоятельной ссылку налогового органа на добровольность уплаты работодателем компенсации на основании трехсторонних соглашений, поскольку данные соглашения не отменяют норм Закона г. Москвы N 90 о квотировании, который имеет большую юридическую силу, и не переводит платежи из категории обязательных в добровольные. Кроме того, судьи отметили, что соглашение распространяется только на юридических лиц, которые входят в объединения работодателей, подписавших названное соглашение. В связи с этим затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места признаны экономически обоснованными, и, следовательно, общество правомерно учло их при определении налогооблагаемой прибыли согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ как другие обоснованные расходы.
Аналогичные выводы озвучены в Постановлении ФАС МО от 22.01.2013 по делу N А40-60377/12-91-338.
Ответственность
В силу ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.
Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, является одной из мер, принимаемой по результатам проведения проверок (пп. 3 п. 19 Приказа Минтруда России от 30.04.2013 N 181н).
Непредставление сведений, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения, грозит ответственностью в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: должностному лицу — в размере от 300 до 500 руб., юридическому лицу — в размере от 3000 до 5000 руб.
Кроме того, административная ответственность за нарушения норм квотирования рабочих мест может быть предусмотрена и на региональном уровне. Так, согласно ст. 5 Закона г. Москвы N 90 невыполнение работодателем установленных данным Законом обязанностей влечет ответственность по ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее — Закон г. Москвы N 45) в виде штрафа:
— должностным лицам — в размере от 3000 до 5000 руб.;
— юридическим лицам — от 30 000 до 50 000 руб.
Исходя из преамбулы к Закону г. Москвы N 45 этот документ устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению РФ, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в Москве.
Иначе говоря, в Москве за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов должностные лица будут нести ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, а за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних — по ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (Решение Московского городского суда от 20.06.2013 по делу N 7-1390).
* * *
Итак, чтобы не быть привлеченным к ответственности, необходимо соблюдать требования законодательства субъектов РФ, устанавливающие квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних лиц. Как правило, данная обязанность касается работодателя при наличии у него численности работников не менее 35 человек (в отдельных субъектах — более 100 человек). Квота устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников предприятия.
В установленные сроки также нужно отчитываться перед службой занятости о наличии рабочих мест, о выполнении требований по квотированию рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних лиц.
В некоторых субъектах вместо трудоустройства несовершеннолетних лиц работодателям предлагают уплатить компенсацию. Чиновники относятся отрицательно к признанию этих сумм в составе налоговой базы по налогу на прибыль, но судьи, как правило, принимают сторону работодателя, и при возникновении спора можно попытаться найти поддержку в суде.

О квотировании рабочих мест

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *