О государственных пенсиях

Статья 15. Размеры страховых пенсий

1. Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК,

где СПст — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

2. Размер страховой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

СПинв = ИПК x СПК,

где СПинв — размер страховой пенсии по инвалидности;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности.

3. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи умершего кормильца определяется по формуле:

СПспк = ИПК x СПК,

где СПспк — размер страховой пенсии по случаю потери кормильца;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца.

4. При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому ребенку, указанному в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшему обоих родителей, индивидуальный пенсионный коэффициент определяется путем суммирования индивидуальных пенсионных коэффициентов обоих родителей.

5. При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому ребенку, указанному в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, умершей одинокой матери индивидуальный пенсионный коэффициент увеличивается в два раза.

6. В случае, если страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в связи со смертью лица, которому на день смерти была установлена страховая пенсия по старости или страховая пенсия по инвалидности, размер страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи по его выбору определяется либо в соответствии с частью 3 настоящей статьи, либо по формуле:

СПспк = ИПКу / КН x СПК,

где СПспк — размер страховой пенсии по случаю потери кормильца;

ИПКу — индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца, с учетом которого исчислен размер страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности по состоянию на день смерти кормильца;

КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца.

7. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому ребенку, указанному в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, которому установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца за одного родителя, в случае смерти другого родителя определяется по формуле:

,

где СПспк — размер страховой пенсии по случаю потери кормильца;

— размер страховой пенсии по случаю потери кормильца за одного родителя, установленный по состоянию на день, с которого страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается, как ребенку, потерявшему обоих родителей;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца (другого родителя) по состоянию на день его смерти;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается, как ребенку, потерявшему обоих родителей.

8. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца каждому ребенку, указанному в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, которому установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца за одного родителя, в случае смерти другого родителя, которому на день смерти была установлена страховая пенсия по старости или страховая пенсия по инвалидности, по его выбору определяется либо в соответствии с частью 7 настоящей статьи, либо по формуле:

,

где СПспк — размер страховой пенсии по случаю потери кормильца;

— размер страховой пенсии по случаю потери кормильца за одного родителя, установленный по состоянию на день, с которого страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается, как ребенку, потерявшему обоих родителей;

ИПКу — индивидуальный пенсионный коэффициент умершего кормильца (другого родителя), с учетом которого исчислен размер страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, по состоянию на день его смерти;

КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца (другого родителя) по состоянию на день, с которого страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи назначается, как ребенку, потерявшему обоих родителей;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается, как ребенку, потерявшему обоих родителей.

9. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,

где ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

ИПКс — индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн — индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

КвСП — коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.

10. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:

,

где ИПКс — индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

П — размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери ИПКс каждого умершего родителя или ИПКс умершей одинокой матери определяется исходя из размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера указанной пенсии), исчисленного по формуле, предусмотренной пунктом 1 или 4 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 — 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении , если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;

К — коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) — отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН — коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца — количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;

СПКк — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная 64 рублям 10 копейкам.

11. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, определяется по формуле:

,

где ИПКн — индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

— сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с 1 января 2015 года отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 настоящей статьи;

К — коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) — отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН — коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца — количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.

12. Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 — 8 и 10 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», составляет 1,8. Коэффициент за полный календарный год иного периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет:

1) 1,8 — в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

2) 3,6 — в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3) 5,4 — в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.

13. В случае, если периоды ухода, указанные в пунктах 1 — 3 части 12 настоящей статьи, совпадают по времени, коэффициент за полный календарный год указанных периодов (НПi) определяется как сумма коэффициентов, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 12 настоящей статьи соответственно.

14. В случае, если продолжительность иного периода (НПi) в соответствующем календарном году (в том числе иных периодов, предусмотренных пунктами 1 — 3 части 12 настоящей статьи, совпадающих по времени) составляет менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего иного периода. При этом один месяц иного периода составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день — 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

15. Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца применяется в случае:

1) назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе позднее возраста, предусмотренного приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону, и сроков ее назначения, предусмотренных приложением 7 к настоящему Федеральному закону;

2) отказа от получения установленной (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости и последующего восстановления выплаты указанной пенсии или назначения указанной пенсии вновь;

3) назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за назначением страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) после возникновения права на указанную пенсию, а также в случае отказа кормильца от получения установленной страховой пенсии по старости.

16. Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца не применяется в случае, если лицо является (являлось) получателем иной пенсии, за исключением накопительной пенсии, либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по случаю потери кормильца определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости (а в случае смерти застрахованного лица — до даты его смерти), и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления или назначения указанной пенсии вновь (в случае, если до даты смерти умерший кормилец после отказа от получения страховой пенсии по старости не обращался за ее восстановлением или назначением указанной пенсии вновь) по таблице согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

18. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по формуле:

ИПКi = (СВгод,i / НСВгод,i) x 10,

где ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

СВгод,i — сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных и уплаченных (для лиц, указанных в частях 3 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, уплаченных) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

НСВгод,i — нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год.

19. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента, определяемое за каждый календарный год, учитывается в размере:

1) не свыше 10 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

2) не свыше 6,25 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

20. Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно увеличивается и устанавливается:

1) на 1 февраля — исходя из роста потребительских цен за прошедший год;

2) на 1 апреля — в соответствии с формулой:

,

где СПКi — стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года;

ОбССi — объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий;

ТрФБ — трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчета СПКi;

— сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий, учитываемых для расчета СПКi.

21. Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за прошедший год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

22. Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период. При этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.

23. Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.

24. Размер страховой пенсии по старости застрахованного лица, являвшегося получателем страховой пенсии по инвалидности, при установлении в соответствии с частью 6 статьи 22 настоящего Федерального закона данному лицу страховой пенсии по старости по достижении возраста, предусмотренного частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 и размер страховой пенсии по старости застрахованного лица, являвшегося получателем страховой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не могут быть менее размера страховой пенсии по инвалидности, который был установлен данным лицам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной страховой пенсии по инвалидности.

25. При определении количества нетрудоспособных членов семьи, с учетом которых определяется размер страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с настоящей статьей, учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, в том числе лица, являющиеся получателями иной пенсии.

26. Величины индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых в соответствии с настоящей статьей, округляются до трех знаков после запятой. Если четвертый знак равен 5 и выше, то третий знак увеличивается на единицу.

Расчет пенсии: три закона для расчета пенсии по старости в 2018 году

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

1. Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

2. Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

3. Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Выводы

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

14 июля 2017 09:25

14 июля — годовщина очень важного для пенсионной системы события, которое определило ее развитие и сыграло особую роль в создании пенсионного права России. 61 год назад Верховным Советом Советского Союза был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября 1956 года.

До 1956 года нормативная правовая база, регулирующая пенсионные правоотношения в стране, носила сугубо разрозненный характер, существовало множество ведомственных пенсионных систем, предусматривающих различные условия и размеры пенсионного обеспечения для своих субъектов. Более чем наглядно о данном факте свидетельствует то обстоятельство, что в связи с введением в действие Закона 1956 года были признаны полностью или частично утратившими силу около тысячи ранее изданных актов по пенсионным вопросам.

Такая разрозненность пенсионной системы объясняется историческими событиями, происходившими в стране – это и революция, гражданская война, НЭП, коллективизация, индустриализация, а затем и Великая Отечественная война, не позволившие прежде всего по экономическим факторам выполнить продекларированный государством принцип всеобщего охвата трудящихся социальным обеспечением и страхованием.

Такая социальная поддержка оказывалась наиболее значимым с точки зрения становления и существования Советского государства категориям граждан: во время гражданской войны – красноармейцам, ставшим в связи с боевыми действиями нетрудоспособными, в целях индустриализации – рабочим и служащим определенных профессий, для борьбы с неграмотностью и развитием науки – учителям и ученым, в период Великой Отечественной войны — военнослужащим и членам их семей.

Кроме того, значительное развитие получил институт так называемых персональных пенсий, когда обеспечение предоставлялось в связи с особыми заслугами перед государством, своеобразная форма поощрения за верную службу. В этой связи к 1956 году назрела необходимость и, главное, появилась возможность осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения. Принятие и вступление в силу Закона 1956 года означало:

  • упорядочение норм пенсионного законодательства, внутреннее согласование между собой разрозненных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения;
  • систематизацию и унификацию условий и норм пенсионного обеспечения рабочих и служащих, их приведение к единому знаменателю с учетом необходимости соблюдения принципа разумной дифференциации, в первую очередь исходя из условий труда;
  • введение единых правил исчисления размера пенсий (исходя из требуемого стажа для назначения пенсии и среднемесячного заработка гражданина) и повышение уровня пенсионного обеспечения населения;
  • расширение круга лиц, имеющих право на государственную пенсию. Так, право на пенсию было предоставлено даже учащимся высших и средних специальных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров. Для ряда категорий граждан были снижены требования по возрасту и стажу, при соблюдении которых возникало право на пенсию по старости. К примеру, пенсионный возраст для женщин, работавших во вредных условиях труда и в горячих цехах, был снижен до 45 лет, а необходимый стаж – до 15 лет, не менее половины которых должны были приходиться на эти работы;
  • отмену срока давности для обращения за пенсией. Эта норма потом воспроизводилась во всех пенсионных законах, согласно которой лица могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком;
  • перерасчет размеров ранее назначенных пенсий в соответствии с принятыми решениями, в связи с чем пенсии повысились почти у 15 миллионов пенсионеров.

Можно сделать вывод, что принцип всеобщности пенсионного обеспечения, который в настоящее время является основным началом и требованием современного пенсионного права, а также другие положения пенсионного законодательства нашей страны, берут свое начало именно с принятого в 1956 году Закона СССР «О государственных пенсиях».

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 1 января 2015 года регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно положениям статьи 15 указанного закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 по нормам статьи 30 действовавшего ранее Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. При этом следует учитывать, что согласно нормам пункта 12 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ может применяться порядок подтверждения заработка, а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу указанного Федерального закона, т.е. применяются нормы действовавшего до 1 января 2002 г. Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон от 20.11.1990 № 340-1).

Статьей 100 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 предусмотрено, что в заработок для исчисления трудовой пенсии включаются все виды выплат (доходов), полученных в связи с выполнением работы (трудовой деятельности, служебных обязанностей), на которые начислены страховые взносы в ПФР. Кроме того, учитываются три вида выплат, на которые страховые взносы не начисляются:

— денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы;

— пособие по временной нетрудоспособности;

— стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 Закона).

В составе заработка для исчисления пенсии следует учитывать только те виды выплат, с которых производились отчисления взносов в Пенсионный фонд Российской федерации, а за период до 01.01.1991г. отчисления взносов на государственное социальное страхование.

Начисление страховых взносов на государственное социальное страхование, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, производилось с учетом утвержденных в соответствующие периоды Перечней выплат, на которые не начислялись страховые взносы на государственное социальное страхование и в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В составе заработка после 01.01.2001г. учитываются все виды выплат (дохода), включаемые в соответствии со ст. 237 Налогового кодекса в налоговую базу для исчисления единого социального налога.

Таким образом, в состав заработка включаются все виды выплат (доходов), на которые до 01.01.2002 начислялись взносы на государственное социальное страхование, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, единый социальный налог.

Управление Пенсионного фонда

Советский стаж по сей день представляет особую ценность для всех нынешних пенсионеров и тех, кто уже на подходе к этому почетному званию. В нем заключена не только теплая память о лучших днях молодости, но и большая практическая значимость: советский стаж делает весомый вклад в ту пенсию, которая нам сейчас назначается. Длительный советский стаж – это залог назначения пенсии, присвоения звания «ветеран труда», хорошего процента валоризации и стажевого коэффициента при расчете пенсии. Поэтому не стоит упускать ни малейшей возможности включить в свой советский стаж все периоды, которые только позволяет закон. А сделать это достаточно сложно, учитывая, что сменилось уже несколько пенсионных законов, а соответственно, и правил подсчета стажа. Предлагаем подробный обзор периодов, которые включаются в советский стаж, – в зависимости от времени его выработки и целевого назначения.

1. Что включается в стаж, который дает право на назначение страховой пенсии.

А) Периоды, выработанные до 1 января 1992 года (согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 3 августа 1972 г.):

— работа по трудовому договору, а также периоды работы в колхозах во время эвакуации рабочих в годы Великой Отечественной войны,
— работа на выборных должностях в комсомольских и партийных органах,
— работа председателем колхоза или его заместителем – в случае направления на работу от партийных органов,
— работа механизатором в составе машинно-тракторной станции колхоза (до зачисления в штат),
— служба в горноспасательных частях, военизированной охране, органах спецсвязи,
— ученичество и работа в составе промысловой артели,
— обучение в училищах, техникумах, на курсах повышения квалификации, а также в вузах, партийных школах, аспирантуре и докторантуре,
— служба в армии, а также в органах обеспечения правопорядка (системы внутренних дел и государственной безопасности),
— время ухода за инвалидом 1 группы, который утратил трудоспособность в результате воинской службы, профзаболевания или трудового увечья.

Б) Периоды, выработанные с 1992 по 2001 гг. включительно (согласно Закону о государственных пенсиях от 20 ноября 1990 г.):

— работа по трудовому договору, а также в качестве члена колхоза,
— служба в военизированной охране, в органах спецсвязи и горноспасательных отрядах,
— индивидуальная трудовая деятельность (в т.ч. сельскохозяйственная),
— занятость в творческой сфере (в качестве литератора, композитора, художника и т.д.),
— служба в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов,
— периоды обучения в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях,
— период нахождения на инвалидности 1 – 2 группы (без трудоустройства), если она наступила в результате трудовой деятельности,
— период осуществления ухода за нетрудоспособным (инвалидом 1 группы или престарелым),
— периоды ухода матери за детьми до 3 лет – не более 9 лет суммарно (если мать не была трудоустроена),
— периоды проживания жен военнослужащих в местностях, где они не имели возможности трудоустроиться, а также пребывания за границей супругов советских дипломатов и т.п. служащих (не свыше 10 лет).

2. Что включается в советский стаж, который учитывается при расчете пенсии.

Периоды, выработанные до 2001 года включительно (согласно Закону о трудовых пенсиях от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ):

— работа по трудовому договору, а также в составе колхоза, в т.ч. индивидуальная трудовая деятельность,
— служба в составе военизированной охраны, органов спецсвязи и горноспасательных частей,
— творческая деятельность,
— служба в армии и правоохранительных органах,
— период нахождения на инвалидности 1 – 2 группы без трудоустройства (если инвалидность связана с трудовым увечьем или профзаболеванием).

При расчете общего трудового стажа по п. 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях (без применения максимального соотношения заработков) в стаж дополнительно включаются следующие периоды:

— период обучения в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях,
— периоды ухода за нетрудоспособным, а также уход неработающей матери за детьми до 3 лет (максимум – 9 лет суммарно),
— периоды проживания супругов военнослужащих и зарубежных работников без возможности трудоустройства (до 10 лет).

Когда учебу выгодно включать в стаж для пенсии?

Вопросы о включении в пенсионный стаж периодов учебы неоднократно пересматривались законодателем, в связи с чем нередко возникает путаница: когда учеба все же включается, а когда – нет. Корень всех недоразумений кроется в том, что в законе принципиально разделяются два понятия стажа: страховой, который нужен для установления права на пенсию (не менее 9 лет в этом году, в частности), и стаж, который учитывается при расчете пенсии (общий трудовой стаж, выработанный до 1 января 2002 года).

С включением учебы в общий трудовой стаж для расчета пенсии все обстоит намного сложнее.

Дело в том, что для расчета пенсии по периодам работы до 2002 года предусмотрено два варианта ее исчисления по разным формулам, которые содержатся в Законе о трудовых пенсиях:

— пункт 3 статьи 30
— пункт 4 статьи 30

Включение учебы в стаж предусматривает только пункт 4, но с применением особой формулы.

Применить нормы советского законодательства к включению в общий трудовой стаж периодов учебы здесь невозможно, т.к. закон прямо указывает, что это допустимо лишь в части расчета стажа, необходимого для назначения пенсии (т.е. страхового стажа, о котором говорилось выше).

Поэтому при расчете общего трудовой стажа приходится выбирать из двух вариантов формул, а соответственно рассчитывать, выгодно ли включать учебу в стаж или нет.

Рассмотрим на наглядном примере, как это действует:

Гражданка, 1960 года рождения, обращается за назначением пенсии. Ее стаж по состоянию на 1 января 2002 года включает периоды:

— учеба в институте – 5 лет,
— работа в различных организациях – 20 лет.

Среднемесячный заработок за пять лет составил 200 рублей (1985 – 1989 гг.). Посчитаем ее пенсию по двум вариантам:

1. По пункту 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер пенсии рассчитывается так:

Стажевый коэффициент х Коэффициент по заработку х 1671
Учеба здесь в стаж не включается, поэтому берем общий трудовой стаж, равный 20 годам. Стажевый коэффициент составит: 0,55 (для женщин – при стаже от 20 лет).

Коэффициент по заработку составит: 200 / 223,18 (значение по стране за соответствующий период) = 0,896.

Получаем расчетный размер пенсии по п. 3 ст. 30: 0,55 х 0,896 х 1671 = 823,47 рубля.

2. По пункту 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер пенсии рассчитывается так:

Среднемесячный заработок х Стажевый коэффициент

В общий трудовой стаж по этому пункту включается учеба в высших учебных заведениях, поэтому общий трудовой стаж составит 25 лет. Стажевый коэффициент соответственно повысится: 0,55 + 0,05 (по 0,01 добавляется за каждый год сверх 20 лет стажа у женщин) и составит 0,60.

Коэффициент по заработку рассчитывается здесь с учетом коэффициентов «осовременивания» зарплаты по состоянию на 2002 год:

1985 год – 200 рублей х 12 мес х 2599,56 = 6 238 944
1986 год – 200 рублей х 12 мес х 2488,16 = 5 971 584
1987 год – 200 рублей х 12 мес х 2376,75 = 5 704 200
1988 год – 200 рублей х 12 мес х 2265,34 = 5 436 816
1989 год – 200 рублей х 12 мес х 2153,92 = 5 169 408

Итого получаем за 5 лет суммарно заработок 28 520 952 рубля, а среднемесячный – 475 349,20 рублей. Уменьшаем его в тысячу раз (деноминация) и получаем 475 рублей 34 копейки.

С учетом полученных значений расчетный размер пенсии составит: 475,34 х 0,60 = 285,20 рублей.

Дополнительно он повышается на 5% (за 5 лет стажа свыше 20 лет) и на сумму компенсации 100 рублей. Итого получаем 399 рублей 46 копеек.

Минимальный расчетный размер пенсии составляет 660 рублей, поэтому можно его довести до этого значения.

Но, как видно, даже без включения учебы в стаж расчет по пункту 3 статьи 30 выгоднее: расчетный размер пенсии по нему составил 823 рубля 47 копеек.

Поэтому в большинстве случаев включение учебы в общий трудовой стаж невыгодно пенсионеру, т.к. применяется формула пункта 4 статьи 30.

Этот вариант расчета выгоден только тем, у кого очень большой стаж до 2002 года и при этом невысокая средняя зарплата.

С каждым годом таких людей выходит на пенсию все меньше, т.к. стаж становится более современным в силу объективных причин.

Вообще, стаж в пенсионном законодательстве – дело очень тонкое. Пожалуй, сложно найти где-то еще столько же нюансов, как в правилах исчисления стажа для пенсии.

Одной из самых «больных» тем здесь всегда было и остается включение в стаж учебы. Рассмотрим, как теперь, по итогам нескольких пенсионных реформ, решается вопрос о включении в стаж различных периодов обучения.

Под словом «учеба» подразумевается только учеба в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (в ПТУ, техникумах, институтах, университетах, аспирантуре, докторантуре и т.д.), а равно любой другой вид профессионального обучения (курсы повышения квалификации и т.п.). Учеба в общеобразовательной школе в стаж никогда не включалась.

Следует учитывать, что стаж в пенсионном законодательстве понимается в нескольких значениях:

  1. стаж, который дает право на назначение страховой пенсии (страховой стаж),
  2. стаж, который имеет значение для расчета пенсии (общий трудовой стаж до 1 января 2002 г.),
  3. стаж, который дает право на досрочное назначение пенсии (т.н. льготный или специальный страховой стаж).

Соответственно, и вопрос о включении учебы в стаж решается по-разному, в зависимости от того, какой стаж имеется в виду.

В рамках данной статьи раскрывается вопрос о включении учебы в общий стаж (т.е. в страховой стаж для назначения пенсии и общий трудовой стаж для расчета пенсии).

1. Когда учеба входит в страховой стаж для назначения пенсии?

По состоянию на 2018 год для назначения страховой пенсии по старости требуется не менее 9-ти лет страхового стажа, а по инвалидности или по случаю потери кормильца – хотя бы один день стажа.

С 1 января 2002 г., когда вступил в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», учеба перестала включаться в стаж для назначения пенсии. С этой даты в стаж включаются только периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР, и ряд других прямо указанных в законе периодов (уход за инвалидом, за ребенком и т.д. – «нестраховые периоды»). Поэтому периоды учебы, проходившей после 1 января 2002 г., в требуемый 9-летний стаж для пенсии по старости не войдут, и бесполезно даже судиться по этому поводу.

Если же у вас есть периоды учебы до 1 января 2002 г., то можно претендовать на включение их в страховой стаж для назначения пенсии. При этом учеба в профессиональных и средне-специальных учебных заведениях включается безоговорочно, а вот обучение в учреждениях высшего образования – с условием:

– до 1 января 1992 г. требуется, чтобы периоду учебы в институте, университете и т.п. предшествовала либо работа по трудовому договору, либо служба в армии или иных приравненных к вооруженным силам подразделениях (в милиции, КГБ, НКВД и т.д.).

После 1 января 1992 г. указанное условие было отменено, соответственно, к учебе после этой даты оно не применяется.

Обращаем ваше внимание, что смысл требовать включить учебу в страховой стаж для назначения пенсии есть лишь тогда, когда вам не хватает минимально требуемого стажа (9 лет на 2018 год, в частности). Если он и так имеется, то бессмысленно тратить время на подтверждение периодов учебы для такого стажа – пенсия от этого все равно не прибавится.

2. Когда учеба входит в общий трудовой стаж для расчета пенсии?

Общий трудовой стаж определяется по состоянию на 1 января 2002 года и имеет огромное значение, поскольку напрямую влияет на размер вашей пенсии. Поэтому здесь учеба может иметь решающее значение именно для уровня вашего пенсионного обеспечения.

Условно пенсия сейчас складывается из двух частей – та, что была заработана до 1 января 2002 г., и после этой даты. После 1 января 2002 г. на размер пенсии влияет прежде всего сумма перечисленных за работника страховых взносов. А вот часть пенсии за периоды работы до 1 января 2002 г. рассчитывается с учетом двух основных показателей: стажа и величины заработка.

Для первой части пенсии (до 1 января 2002 г.) закон предусматривает несколько вариантов расчета:

  1. по п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: этот вариант предполагает расчет пенсии, исходя из соотношения заработка гражданина к средней зарплате по стране, умноженного на стажевый коэффициент и среднюю зарплату по стране за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. По этому варианту учеба в стаж не включается, поэтому он выгоден тем, у кого была высокая зарплата в советский период,
  2. по п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: пенсия рассчитывается из среднемесячного заработка, умноженного на стажевый коэффициент, с повышением на компенсационную выплату 100 рублей. Этот вариант позволяет включать в стаж периоды учебы, поэтому выгоден он для тех, у кого была низкая зарплата в советский период (позволяет компенсировать недостаток заработка за счет стажа).

Таким образом, для расчета пенсии учеба может включаться в общий трудовой стаж до 1 января 2002 г., если это позволяет в итоге получить гражданину более высокую пенсию.

Подтверждайте свой стаж по самому выгодному для себя варианту!

Важно!

Новый закон, принятый в рамках пенсионной реформы, вступит в действие уже с начала 2019 года. Помимо главного изменения – повышения пенсионного возраста – он принесет еще много дополнительных правил и условий, которые касаются назначения пенсии. И, разумеется, не остался в стороне вопросы о стаже и правилах его подсчета. Каких же новшеств следует ожидать в ближайшее время в этой сфере?

На сегодняшний день для страховой пенсии по старости имеют значение следующие виды стажа:

1) Страховой стаж, который нужен для подтверждения своего права на пенсию (в этом году минимальная продолжительность такого стажа составляет 9 лет, в следующем году она вырастет до 10 лет).

В стаж включается все время работы по трудовому договору, а после 2002 года действует дополнительное условие – начисление страховых взносов в ПФР за соответствующий период.

Помимо этого, в стаж можно включить также:

— «нестраховые» периоды ;

— периоды, которые засчитывались в пенсионный стаж по нормам ранее действовавшего законодательства;

2) Общий трудовой стаж, который учитывается непосредственно в пенсионной формуле, при расчете размера пенсии.

Он рассчитывается по состоянию на 1 января 2002 года, по нескольким вариантам – в зависимости от выбранной формулы расчета.

3) Специальный стаж, который дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Правила его подсчета также неоднократно менялись, на сегодняшний день он зависит от результатов специальной оценки условий труда в первую очередь.

В результате пенсионной реформы появятся дополнительные категории стажа:

А) Длительный стаж, который позволяет снизить пенсионный возраст на 2 года по сравнению с тем, что вводится (но не ниже прежнего возраста 60/55 лет).

Продолжительность этого стажа составляет:

— 42 года – для мужчин,
— 37 лет – для женщин.

Однако заработать этот стаж будет очень непросто: закон предусматривает особые правила его подсчета. В длительный стаж войдут только следующие периоды:

— работы и иной деятельности, за которую делались отчисления страховых взносов в ПФР,
— получения пособия по временной нетрудоспособности.

В длительный стаж не войдут:

— «нестраховые» периоды (за исключением больничного) – т.е. служба в армии, уход за ребенком, за нетрудоспособным гражданином и т.д.,
— периоды стажа по правилам советского законодательства.
Например, учеба в средне-специальных и профессиональных учебных заведениях до 2002 года включается в стаж для назначения пенсии, но это правило не применяется к новому виду стажа,

— периоды работы за границей.

Иными словами, для получения пенсии раньше на 2 года придется исключительно работать 42 и 37 лет соответственно, и в крайнем случае – находиться на больничном. Увеличить стаж за счет иных периодов, которые приравниваются к работе, не удастся. Поэтому выйти на пенсию раньше по этому основанию смогут далеко не многие.

Б) Сельский стаж, который дает право на доплату к страховой пенсии.

Новый закон вводит в действие норму, которая длительное время была приостановлена: лицам, проработавшим 30 и более лет в сельском хозяйстве, при выходе на пенсию устанавливается повышенная на 25% фиксированная выплата к пенсии – при условии, что они не работают и продолжают проживать в сельской местности.

К 2019 году будут утверждены правила подсчета сельского стажа. Предварительно, согласно проекту постановления, в стаж войдут периоды:

— работы в определенных сферах производства, по профессиям и должностям, которые перечислены в правительственном списке,
— нахождения в оплачиваемых отпусках, на больничном, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5-летнего возраста (но не более шести лет суммарно).

Таким образом, правил подсчета стажа по итогам пенсионной реформы станет еще больше.

О государственных пенсиях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *