О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию

О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2006 года N 573
О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны

(с изменениями на 21 мая 2020 года)

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и в целях предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

2. Федеральным органам государственной власти устанавливать в подведомственных им организациях размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее — надбавки) в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Финансирование расходов на указанные цели осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на соответствующий год.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать начиная с 2007 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства на выплату надбавок в размерах, установленных Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

4. Установить, что гражданам, работающим в организациях, не имеющих ведомственной принадлежности и осуществляющих в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, надбавки выплачиваются за счет средств, получаемых от основной деятельности этих организаций, в порядке, предусмотренном настоящим постановлением.

4_1. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением.
(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2008 года N 440; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 года N 257.

5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года N 1161 «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст.2718);
пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст.1486);
пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 года N 416 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст.2371);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 209 «О признании утратившим силу абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года N 1161» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст.1309).

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 сентября 2006 года N 573

(с изменениями на 21 мая 2020 года)

1. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы и органов принудительного исполнения Российской Федерации&nbsp), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 марта 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60; в редакции, введенной в действие с 3 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 723, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50-75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно», — 30-50 процентов, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, — 10-15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, — 5-10 процентов.
При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.
Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 марта 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60.
____________________________________________________________________
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 не распространяется на сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и частях 2 и 3 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяется с 1 января 2013 года.
— См. пункты 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60.
____________________________________________________________________

2. В случае если размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке), предусмотренной пунктом 1 настоящих Правил, оказывается ниже размера ранее установленной надбавки, получаемой гражданами, допущенными к государственной тайне на постоянной основе, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, им сохраняется ранее установленная надбавка до истечения срока договора (контракта), которым она предусмотрена.

3. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке), предусмотренной пунктом 1 настоящих Правил, выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет — 15 процентов, от 10 лет и выше — 20 процентов.
В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Тресков А.П.

Право граждан на информацию как фундаментальный принцип существования гражданского общества

Право на информацию является одним из приоритетных субъективных политических прав человека и гражданина. Базовые условия для его реализации устанавливает Конституция РФ 1993 г. в п. 4 ст. 29: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Соблюдение и реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного и равного доступа к сведениям, имеющим общественное значение, информационная открытость органов власти являются существенными обстоятельствами и критериями функционирования правового государства и гражданского общества, что обеспечивает подлинное, а не только формальное участие граждан в жизни государства, а значит, и содействует развитию гражданского общества.

Одним из инструментов реализации права граждан на получение информации о деятельности власти являются средства массовой информации. Не случайно положения ст. 38 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» устанавливают право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В редакциях ст. 39 и 40 данного Закона СМИ предоставляется право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, должностных лиц . Отказ в предоставлении информации возможен только в том случае, если она содержит государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Однако в нашей стране построению гражданского общества препятствует почти полный контроль СМИ государством. Ни одна газета, телепрограмма не выпускаются в эфир без тщательной фильтрации на предмет корректности с точки зрения государственных структур. «Независимые» СМИ откровенно служат тем, кто их содержит. Статьи публикуются за плату с той же лег-костью, что и реклама. Тенденции в сторону концентрации капитала в средствах массовой информации усиливаются в результате «дерегулирования» в этой сфере деятельности .

В 1993 году был издан Указ Президента РФ № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», провозгласивший принцип информационной открытости деятельности государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц. Он представляет собой, с одной стороны, характерный рецидив указного права, а с другой -декларацию, не предусматривающую конкретные механизмы реализации и ответственность. Кроме того, указ не распространяет декларируемый им принцип информационной открытости на органы местного самоуправления. Наконец, вызывает сомнения соответствие его содержания названию, поскольку речь в нем идет о возложении на средства массовой информации обязанности освещать деятельность органов государственной власти .

Новый Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении поиска, передачи, производства и распространения информации . Документ содержит такие понятия, как «электронное сообщение», «оператор информационной системы», «информационные технологии», кроме того, дается определение понятию «обладатель информации». Установлены требования к распространению, предоставлению и защите информации, определяется ответственность за правонарушения в сфере информации и информационных технологий.

Анализ российского законодательства показывает, что система нормативного обеспечения права на информацию у нас недостаточно разработана. Отдельные положения, в той или иной мере регулирующие право на информацию, рассредоточены в самых разных федеральных законах, законах субъектов Федерации, подзаконных актах, ведомственных инструкциях. При этом большинство указанных положений либо декларативны, либо носят отсылочный характер, а самое главное — не содержат конкретного механизма реализации и ответственности.

Таким образом, необходимо законодательно урегулировать ряд принципиально важных вопросов, определив:

— состав информации, подлежащей обязательному обнародованию органами государственной власти и органами местного самоуправления;

— основания, порядок и ограничения для отнесения тех или иных сведений к информации для служебного пользования;

— порядок и способы предоставления органами государственной власти и органами местного самоуправления информации, вызывающей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

— закрепление обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять информацию по обращениям граждан;

— четкие правила и процедуры предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям граждан;

— ответственность должностных лиц за непредоставление, неполное предоставление информации, дезинформацию, которые повлекли нарушения прав граждан.

Кроме того, необходимо разработать концепцию системы нормативно-правового регулирования права граждан на информацию и обеспечения информационной открытости власти.

Представляется, что системообразующим должен стать рамочный федеральный закон о праве на информацию, содержащий гарантии прав граждан на информацию, общие требования к порядку и условиям ее поиска, получения, предоставления, передачи, производства и распространения, общие ограничения, меры ответственности, общественный контроль. Принятие такого закона позволило бы сократить объем подзаконного правового регулирования, утвердить приоритет актов высшей юридической силы — законов в данной сфере правового регулирования. Кроме того, способствовало бы интеграции России в международно-правовое пространство, поскольку членство в Совете Европы влечет за собой выполнение Российской Федерацией обязательств по реализации норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Для законодательного обеспечения права граждан на информацию и информационной открытости власти необходимо принять федеральные законы, осуществляющие регулирование доступа граждан к персональным данным о себе и устанавливающие порядок отнесения сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к служебной тайне. Одновременно необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, устанавливающие административную ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за неправомерное утаивание и искажение общественно значимой информации .

В настоящее время в российском законодательстве уже наблюдаются некоторые трансформации, расширяющие право граждан на доступ к информации. Так, Указом Президента РФ от 31.12.1993 № 2334 (ред. от 01.09.2000) «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» были закреплены положения о создании комиссий по разработке проекта закона Российской Федерации «О праве на информацию». В частности, данным Указом преследуются цели расширить возможности граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления и др. Информационная открытость проявляется в возможности контроля граждан за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов людей. Однако контроль со стороны общественности за деятельностью этих органов и, более того, влияние граждан на принимаемые ими решения на практике затруднительны. Например, при принятии Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» не был проведен референдум, т.е. гражданам не предоставили право на их прямое волеизъявление .

Ключевым нормативно-правовым актом в сфере доступа пользователей к информации о деятельности органов государственной власти призван стать Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 26 настоящего Закона данный документ должен обеспечить открытость и доступность информации о деятельности судов, ее достоверность и своевременность, при этом должны соблюдаться права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов.

По словам Д. Медведева, данный Федеральный закон «распространится на все суды. И даст людям возможность получать достоверные сведения о функционировании судебной системы. Кроме того, он впервые и достаточно детально закрепит различные формы их обнародования, в том числе через Интернет» .

В свою очередь в Законодательном собрании Ростовской области планируется рассмотреть проект областного закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Ростовской области». Данный областной закон будет принят в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской

Федерации». Анализ этих двух нормативно-правововых актов позволяет сделать вывод о схожести в структуре и последовательности изложения норм областного закона с федеральным. Областной закон будет устанавливать особенности обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей в части, не урегулированной указанным Федеральным законом.

Кроме того, показательным примером информационной открытости судебной системы является созданное и приступившее к работе в сентябре 2009 г. Российское агентство правовой и судебной информации — РАПСИ. Среди его учредителей выступили Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также Федеральное государственное унитарное предприятие «РИА Новости». Его сотрудниками являются ведущие журналисты, специализирующиеся на освещении информации в сфере права, а также привлекаются для работы известные юристы и правоведы. РАПСИ имеет своей целью способствовать правовому просвещению граждан, снижать уровень правового нигилизма, своевременно, объективно и квалифицированно информировать людей о деятельности судебной системы РФ и непосредственно участвовать в реализации Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ.

Следующим нормативно-правовым актом, призванным обеспечить гласность деятельности органов государственной власти, является Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Анализ данного нормативно-правового акта выявляет схожесть в структуре и последовательности изложения с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ закрепляет те же положения о принципах, порядке доступа, формах и способах предоставления информации с поправкой на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления .

В главе 4 того же Федерального закона, устанавливающей формы контроля и надзора за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, говорится лишь о государственных органах, органах местного самоуправления, а формы общественного контроля не прописаны. Интересно подчеркнуть, что в Федеральном законе от 4.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» в качестве ее задачи названа необходимость привлечения общественных объединений, граждан и СМИ к обсуждению вопросов, затрагивающих соблюдение права на свободу слова в СМИ, осуществление права граждан на распространение информации законным способом, предоставление гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработку по данным вопросам рекомендаций, но ничего не сказано об осуществлении права на доступ к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.

Итак, на данный момент контроль и надзор за исполнением публичной обязанности возлагаются на органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим необходимо на законодательном уровне закрепить формы и процедуры участия институтов гражданского общества в надзоре за соблюдением и реализацией права граждан на доступ к информации как фундаментального принципа существования гражданского общества.

Литература

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 09.02.2009) // Российская газета. 1992. 8 февраля.

2. Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Афанасьева О. Право граждан на информацию и его гарантии // Отечественные записки. 2004. №

3 (17).

6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (одобрен СФ ФС РФ

26.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 1.

8. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ

21.01.2009) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *