О чем свидетельствует наличие государственной аккредитации

Государственная аккредитация – это вид регламентации деятельности.

В сфере образования государственная регламентация деятельности включает в себя: лицензирование, государственную аккредитацию и государственный контроль (надзор). Правительство РФ обсуждает возможность объединения лицензирования и госаккредитации в одну процедуру.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Цель государственной аккредитации образовательной деятельности – подтверждение соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Проводит государственную аккредитацию образовательной деятельности аккредитационный орган. На федеральном уровне – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования – Рособрнадзор. На региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные РФ полномочия в сфере образования.

Заявление о государственной аккредитации образовательной деятельности и соответствующий комплект документов подается образовательной организацией в аккредитационный орган на бумажном носителе или в электронном виде.

Порядок проведения аккредитационной экспертизы изложен в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (с изменениями и дополнениями от 09 сентября 2015 г., 18 января 2018 г.). На сайте Рособрнадзора размещен реестр аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных и научных организаций, реестр аккредитованных экспертных организаций в области государственной аккредитации образовательной деятельности, реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, а также реквизиты счета для уплаты государственной пошлины.

Приказ о государственной аккредитации должен быть издан аккредитационным органом в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов.

В случае отказа образовательной организации в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации, организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе вновь подать заявление о проведении государственной аккредитации, но не ранее чем через 1 год.

Свидетельство о государственной аккредитации выдается аккредитационным органом. Наличие у образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации подтверждает соответствие её образовательной деятельности ФГОС. Срок действия свидетельства составляет:
1) 6 лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
2) 12 лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

Отсрочка от службы в армии по призыву гарантируется только тем студентам, которые обучаются по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию.

Дипломы установленного Минобрнауки РФ образца выдаются только тем выпускникам ссузов и вузов, которые окончили обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию. В случае приостановления действия госаккредитации или лишения образовательной организации госаккредитации, она может вести образовательную деятельность при наличии соответствующей лицензии, но выпускникам должна выдавать дипломы собственного образца.

Учредитель образовательной организации обязан обеспечить перевод обучающихся, с их письменного согласия, в другие образовательные организации на имеющие государственную аккредитацию программы по аналогичным направлениям подготовки с сохранением всех условий обучения (формы, курса, стоимости) при приостановке или аннулировании лицензии, а также приостановлении или лишении образовательной организации государственной аккредитации.

Государственная аккредитация имеет такую большую значимость только в России. В других странах гарантии качества образования обеспечиваются независимой оценкой.

Независимая оценка качества образования осуществляется общественными организациями, профессиональными ассоциациями, аккредитационными агентствами и другими структурами. Развитие системы независимой оценки качества образования является одним из приоритетов государственной образовательной политики.

О компетенции и ответственности образовательных учреждений

Статьей 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» определена компетенция образовательного учреждения, к которой относится:
1)материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процессе, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (в т.ч. санитарно-эпидемиологическое и противопожарное законодательство);
2)привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;
3)предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
12) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;
23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
25) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.
Исходя из определенной Законом компетенции, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение вышеуказанных функций.
Более того, ответственность образовательного учреждения как юридического лица наступает за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии с требованиями Закона образовательное учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся, несет ответственность за их жизнь и здоровье во время учебы. Если эти требования не выполняются, а обучающиеся получают телесные повреждения в стенах школы, то органы прокуратуры предъявляют иски к двум соответчикам: законным представителям учащегося, причинившего вред пострадавшему, и к администрации, не обеспечившей контроль за поведением учащихся.
Например, в Смышляевской средней школе на перемене малолетний Я. беспричинно избил сверстника Г., в результате чего ребенок с телесными повреждениями был госпитализирован, а затем вынужден был перейти в другую школу, наблюдаться у врача-невропатолога. В возбуждении уголовного дела в отношении Я. отказано в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Вместе с тем прокурор Волжского района в интересах пострадавшего ребенка направил в суд исковое заявление о компенсации морального вреда на сумму 5 тыс. руб. и возмещении материальных затрат на лечение. Помимо родителей Я. соответчиком была администрация школы. Суд удовлетворил иск прокурора.
Поскольку образовательное учреждение является юридическим лицом, к нему могут быть применены гражданско-правовая и административная виды ответственности.
Гражданско-правовая ответственность предполагает возмещение убытков лицам, которым был причинен вред.
Административная ответственность – это ответственность образовательного учреждения перед государством, которое, осуществляя надзор в сфере образования, тем самым гарантирует права и законные интересы своих граждан в этой области. К образовательному учреждению, допускающему существенные и систематические нарушения Закона и иных актов законодательства об образовании, могут быть применены следующие меры административного характера:
— приостановление действия лицензии;
— изменение аккредитационного статуса;
— аннулирование лицензии.
Ответственности за некачественное образование посвящена специальная норма -ст. 49 Закона, которая предусматривает право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в лице соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в случае некачественной подготовки выпускников государственным или муниципальным образовательным учреждением обращения с иском к данному образовательному учреждению по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.
Основанием для предъявления иска является приостановление действия государственной аккредитации образовательного учреждения или лишение его государственной аккредитации.

Статьей 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций осуществляют федеральные органы государственной власти в сфере образования. Согласно ст. 8 полномочия по созданию, реорганизации, ликвидации образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Подобными полномочиями в силу ст. 9 обладают и органы местного самоуправления.

Согласно ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации; муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом); частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Учредитель – орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе создать образовательную организацию, реализующую любые образовательные программы за исключением муниципальных районов, которые не вправе создавать образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования. В случае, если такие организации созданы ранее 31 декабря 2008 года, часть. 3 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года. Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования и запрет на учреждение городскими округами образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, в статье 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует.

В силу ст. 9.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрен вариант, при котором функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, могут осуществлять иные организации, не являющиеся органами государственной власти. При этом данные правомочия должны быть закреплены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Статьей 13 данного Федерального закона предусмотрена возможность создания образовательной организации или организации, осуществляющей обучение (как некоммерческой организации) в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации — для федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — для бюджетных или казенных учреждений субъектов Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования — для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» осуществление функций и полномочий учредителя федерального учреждения возлагается на федеральные органы исполнительной власти.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» специально названы отдельные права и обязанности лица, являющегося учредителем (учредителями) образовательной организации:

устанавливать максимальный размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся;

организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями;

ежегодно устанавливает квоту целевого приема для получения высшего образования по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки;

установление родительской платы и ее размера за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке;

оплата присмотра и ухода за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в определенных учредителем случаях;

установление платы за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке;

вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте, нежели установленный законом;

обеспечивает перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией и др.

Ранее использовался термин «негосударственная».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 08 декабря 1998 № 2027/98

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 08 июня 2006 по делу № А72-767/05-20/55

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 21 февраля 2006, 14 февраля 2006 № Ф03-А73/06-1/428 по делу № А73-6189/2004-31

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА от 11 июля 2005 № А14-13763/2004/515/17 «

» ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 07 июня 2005 № А72-10045/03-25/25 «

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА от 15 июля 2004 № А14-9389/03/1/8

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА от 22 июня 2004 № А14-4891-03/144/2

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА от 16 сентября 2002 № А68-70/5-01-116/4-02 «

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА от 13 мая 2002 № КГ-А40/2883-02 «

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 29 ноября 2001 № А29-4292/01-1э

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 27 ноября 2001 № А52/1037/2001/1 «

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 30 октября 2001 № А29-4964/01-1Э

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 10 октября 2001 № А29-4492/01-2Э

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 09 октября 2001 № Ф03-А73/01-1/1992

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 04 сентября 2001 № А28-629/01-7/8 «

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 04 сентября 2001 № А28-628/01-8/8

» ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 18 июля 2001 № А29-698/01-1Э «

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА от 23 апреля 2001 № А35-2860/2000-С8 «

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА от 23 апреля 2001 № А35-2860/2000-С8 «

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО — СИБИРСКОГО ОКРУГА от 03 апреля 2001 № Ф04/1015-258/А46-2001 по делу № 6-78

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО — СИБИРСКОГО ОКРУГА от 03 апреля 2001 № Ф04/1015-258/А46-2001 по делу № 6-78

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 13 марта 2001 № Ф03-А04/01-1/307

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ от 12 марта 2001 по делу № А40-36501/00-5-342 «

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 27 февраля 2001 № А29-2068/99

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 23 января 2001 № Ф03-А73/00-1/2484

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА от 20 декабря 2000 № А35-1917/00-С17 «

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 21 ноября 2000 № Ф03-А04/00-1/2135

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА от 04 октября 2000 № А14-2447/00/107/12 «

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ № 4013/00 от 26 сентября 2000 «

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА от 12 сентября 2000 № КГ-А40/4034-00

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 07 августа 2000 № 38/3 «

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА от 01 августа 2000 № А23-21/8-2000-Г «

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 29 июня 2000 № А29-5547/99 «

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 26 июля 2000 № А82-27/2000-Г/1 «

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ № 606/00 от 04 июля 2000 «

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 03 июля 2000 № А29-6182/99

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА от 11 апреля 2000 № Ф03-А73/00-1/443

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ № 6529/99 от 28 марта 2000 «

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 28 марта 2000 по делу № 1469/99 «

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 26 октября 1999 по делу № А29-281/99 «

Страницы: 1 2

О чем свидетельствует наличие государственной аккредитации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *