Уважаемые коллеги!
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил» (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Указанным постановлением утвержден новый перечень стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) обязательных к применению, а также с 01.08.2020 признается утратившим силу действующий перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 (далее – перечень № 1521).
Новый перечень содержит в себе 78 нормативно-технических документов (тоже количество, что и в перечне № 1521), 29 из которых представляют собой актуализированные версии ранее действовавших в перечне 1521 документов, и, соответственно, 49 документов которые и ранее фигурировали в перечне № 1521.
Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985 вступает в силу с 01.08.2020.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985 установлено, что принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до вступления в силу данного постановления и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу, проверяются на соответствие требованиям, установленным в перечне № 1521.
Компания «КонсалтикаПлюс» » Вопрос эксперту » Часто задаваемые вопросы » Может ли учреждение, работающее по 223-ФЗ не проводить ни одной конкурентной закупки за весь год, если все закупки подпадают под перечисленные в положении о закупках случаи заключения договоров с единственным поставщиком?
Неконкурентные способы закупки, в том числе закупка у единственного поставщика, устанавливаются в положении о закупке. Для закупки у единственного поставщика в положении надо предусмотреть, в частности (ч. 2 ст. 2, ч. 2, 3.2 ст. 3, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ):
— порядок и условия применения такой закупки;
— исчерпывающий перечень случаев ее проведения;
— порядок подготовки и осуществления закупки;
— порядок заключения и исполнения договора, в том числе срок его заключения по итогам закупки. Законом N 223-ФЗ этот срок не установлен. Заказчик должен определить его самостоятельно в положении о закупке (Письмо Минфина России от 12.07.2018 N 24-04-09/48703).
Возможные последствия злоупотребления правом определять основания закупки
Если контролирующий орган выявит, что заказчик злоупотребляет этим правом, он, в частности, может:
— выдать предписание об изменении положения о закупке (см., например, Решение и Предписание Татарстанского УФАС России от 15.01.2016 по делу N Т04-11/2016);
— выдать предписание об отмене результатов закупки (если договор еще не заключен);
— оштрафовать заказчика.
Суд может признать условия положения о закупке незаконными, а договор с единственным поставщиком недействительным (по иску контролирующего органа или иного заинтересованного лица, в том числе поставщика закупаемой продукции).
Риск того, что основания для закупки у единственного поставщика будут признаны незаконными, высок в следующих случаях:
— установлены основания для закупки конкретных видов товаров (работ, услуг), которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) неограниченным количеством лиц (см., например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5430/15 по делу N А60-47219/2014);
— предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика на основании субъективного решения уполномоченного лица или органа заказчика (см., в частности, Решение Татарстанского УФАС России от 15.01.2016 по делу N Т04-11/2016);
— предусмотрены основания, позволяющие неограниченно осуществлять закупки у единственного поставщика (отсутствуют критерии, случаи) (п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)).
Таким образом, при составлении положения не рекомендуем отдавать приоритет закупкам у единственного поставщика по сравнению с конкурентными способами закупок. Этой позиции придерживается и Минэкономразвития России, указывая, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может привести к ограничению конкуренции. Использование конкурентных способов закупки наиболее полно отвечает целям правового регулирования закупок (см., например, Письма Минэкономразвития России от 03.03.2016 N Д28и-494, от 25.11.2015 N Д28и-3384, от 15.10.2015 N Д28и-3118).
1 августа 2020 года вступит в силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с информацией, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (regulation.gov.ru), основные цели подготовки постановления — актуализация и сокращение количества обязательных требований, предъявляемых к безопасности зданий и сооружений.
Структура перечня осталась прежней – в него включены отдельные пункты 74 сводов правил и 4 государственных стандарта (ГОСТ).
Кроме утверждения нового перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается выполнение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», постановлением признается утратившим силу в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521.
Однако согласно пункту 2 постановления принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до вступления в силу постановления от 4 июля 2020 года № 985 и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, будут проверяться на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в старый перечень, действующий до 1 августа 2020 года, который утверждался постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521.
Ознакомиться с документом можно .
В рубрику «Комплексные системы безопасности» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Содержание
- Недостаточная нормативная база как источник проблемы обеспечения безопасности зданий и сооружений
- Технические нормы строительной отрасли, применяемые в России и мире
- Здание или сооружение как сложная система
- Вопросы обеспечения безопасности зданий и сооружений
- Первоочередные стандарты
- Краткосрочная перспектива
- Среднесрочная перспектива
- Выводы
- Предложения
- Список источников
- Новые записи:
Недостаточная нормативная база как источник проблемы обеспечения безопасности зданий и сооружений
Здания и сооружения строят не по законам, а по стандартам и правилам, которых должно быть столько, сколько необходимо для проектирования, строительства и эксплуатации современных высококачественных безопасных зданий и сооружений. В строительной отрасли должна применяться вся необходимая номенклатура стандартов ИСО, МЭК и ИСО/МЭК
В.И. Щербина,
действительный член ВАНКБ
М.М. Любимов,
президент ВАНКБ
Технические нормы строительной отрасли, применяемые в России и мире
В строительной отрасли Российской Федерации применяется множество различных норм технического регулирования, которые в той или иной степени продолжают действовать до вступления в силу технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». К ним относятся:
- ГОСТ — межгосударственные стандарты;
- ГОСТ Р — национальные стандарты РФ;
- СНиП — строительные нормы и правила;
- ТСН — территориальные строительные нормы;
- ВСН — ведомственные строительные нормы;
- СП — своды правил;
- СН — указания;
- МДС — методические документы в строительстве;
- МДК — правила и др.
- В иностранных государствах видов норм технического регулирования значительно меньше, например:
- DIN — нормы Немецкого института стандартов (Германия);
- BS — британские стандарты (Великобритания).
- Примерами региональных технических норм служат стандарты Совета Европы (ЕС):
- еврокоды (eurocodes) — приблизительные аналоги СНиП;
- директивы ЕС — приблизительные аналоги технических регламентов.
К международным нормам относятся тексты международных (всемирных) организаций по стандартизации:
— Международной организации по стандартизации (ИСО):
— Международной электротехнической комиссии (МЭК):
— Совместного технического комитета ИСО и МЭК (СТК ИСО/МЭК) — документы, аналогичные вышеприведенным, обозначаемые ISO/IEC;
— Международного союза электросвязи (МСЭ) и его технических комитетов (ITU-R), (ITU-T) и (ITU-D):
- ITU-R (ITU-T, ITU-D) Recommendation -рекомендации МСЭ-Р (МСЭ-Т, МСЭ-Д);
- ITU (ITU-T, ITU-D) Report — технические отчеты МСЭ-Р (МСЭ-Т, МСЭ-Д).
В ИСО к строительным нормам отнесены стандарты, предстандарты, технические спецификации и технические отчеты, разработанные в 23 технических комитетах (ТК) (55 подкомитетах (ПК) ИСО. Российская Федерация принимает участие в 41 подкомитете (75% участия).
Общее число действующих в настоящее время норм, относимых ИСО к строительному сектору, составляет 738 . Распределение их по ТК ИСО показано на рис. 1. Тематика норм ИСО может быть отнесена к четырем крупным направлениям: общие вопросы строительства, строительные материалы, безопасность, строительная техника и мебель. На рис. 2 показано распределение числа подкомитетов ИСО по этим направлениям (слева) и разработанных этими подкомитетами норм (справа).
Наименования ТК, отнесенных ИСО к строительству, приведены на рис. 3.
Анализ содержания упомянутых норм ИСО наводит на мысль, что пирамиды в Древнем Египте, Пантеон в Древней Греции и здание Дворца съездов в Кремле построены по схожим нормам. Под зданием или сооружением (в соответствии с этими нормами) можно понимать систему конструкций, включающую в свой состав фундамент, несущие, ограждающие конструкции, перекрытия, кровлю со средствами поддержания климата, то есть «пустую коробку», в помещения которой внесли мебель. Объект, показанный на нижнем снимке рис. 3, отличается от других двух объектов новацией — в нем, кроме мебели, установлены лифты.
На самом деле для проектирования, строительства и эксплуатации современных зданий и сооружений требуется применение значительно большего числа норм, относящихся к другим секторам применения. В ИСО это нормы по акустике, в том числе архитектурной (ТК 43 ИСО), по эргономике (ТК 159 ИСО), промышленной автоматике (ТК 184 ИСО), системам менеджмента качества (ТК 176 ИСО). Без применения этих и целого ряда других норм здания и сооружения трудно отнести к объектам, действительно пригодным для комфортного проживания и осуществления деятельности людей в современных условиях.
Невозможно представить себе современный строительный объект (здание или сооружение), спроектированный, построенный и эксплуатируемый без учета норм МЭК по молниезащите (ТК МЭК 81), устройству электроустановок и защите от поражения электрическим током (ТК 64 МЭК), безопасности машин и механизмов (ТК 44 МЭК), надежности (ТК 56 МЭК), измерению, управлению и автоматизации в промышленных процессах (ТК 65 МЭК), электромагнитной совместимости (ТК 77 МЭК), автоматическому управлению бытовым и аналогичным оборудованием, например, для жилых и общественных зданий (ТК 72 МЭК). В современных условиях невозможно также представить себе функционирование объекта без применения норм по программному обеспечению (СТК 1/ПК 7 ИСО/МЭК) или, например, объединению оборудования информационных технологий (СТК 1 ПК 25 ИСО/МЭК) и многих других норм. Минимальный перечень технических комитетов международных организаций по стандартизации, нормы которых должны использоваться в строительстве, приведен на рис. 4.
В число данных норм входят: 738 стандартов, традиционно относимых ИСО к строительному сектору; 238 дополнительных стандартов и технических отчетов ИСО; 614 стандартов МЭК; 223 стандарта ИСО/МЭК (рис. 5). Общее число норм составляет 1813.
И эти нормы реально широко используются в мире при современном строительстве. Большинство из них в той или иной мере содержит и требования безопасности. Следует обратить внимание на то, что число стандартов, традиционно относимых ИСО к строительному сектору (сектор синего цвета, показанный на рис. 5), составляет менее половины необходимых для применения в строительстве норм. К сожалению, все необходимые для строительства нормы не входят ни в один отечественный перечень нормативной документации для строительства. И в Градостроительном кодексе Российской Федерации, и в отечественной нормативной документации для строительства здание и сооружение по-прежнему рассматривается как «пустая коробка» (см. выше).
После принятия технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» число норм добровольного применения, действующих в строительной отрасли, должно быть уменьшено (по мнению законодателя). В перечень норм, предлагаемых для обеспечения выполнения требований этого технического регламента и оценки соответствия и подлежащих утверждению Правительством РФ (по сведениям ЦНС), входит 192 документа, среди которых ГОСТ — 36, ГОСТ Р — 2, СНиП — 98, СанПиН — 12, СН -3, СП — 1, ГН — 1, НПБ — 8 (преобразованных в ГОСТ Р и своды правил), ПУЭ -1 (рис. 6).
Их число не превышает 9% от числа международных норм, необходимых и реально применяемых для проектирования, возведения и эксплуатации современных зданий и сооружений (рис. 7). Добавление к ним стандартов по строительным материалам и строительным изделиям не очень изменит удручающую картину ограничения номенклатуры отечественной нормативной базы.
В строительной отрасли должна применяться вся необходимая номенклатура стандартов ИСО, МЭК и ИСО/МЭК. Ограничение номенклатуры технических норм и правил для применения в строительстве влечет за собой:
- ограничение возможностей отечественных строителей;
- снижение качества проектных и строительных работ;
- снижение качества строительных объектов;
- повышение уровня опасности зданий и сооружений;
- увеличение стоимости объектов и расходов на их содержание;
- снижение конкурентоспособности строительной продукции и услуг;
- стагнацию строительной отрасли в условиях открытого рынка;
- упадок экономики страны.
Из приведенного анализа становится очевидной глубина заблуждения законодателей — апологетов первой редакции Федерального закона «О техническом регулировании», наивно полагавших, что с реализацией этого закона число необходимых норм в строительстве должно многократно сократиться.
Здания и сооружения строят не по законам, а по стандартам и правилам. Их должно быть столько, сколько необходимо для проектирования, строительства и эксплуатации современных высококачественных безопасных зданий и сооружений. Необходимое число норм должно определяться сообществом профессионалов-строителей, а не законодателем. Законами регулируются лишь отношения участников этих процессов с другими лицами и государством.
В то же время лица, ответственные за обновление нормативной документации, юридических норм и законодательных актов в строительной области, по-прежнему упорно не замечают ни экономических изменений в мире, ни международных достижений и изменений в строительстве и продолжают рассматривать строительные объекты как «пустые коробки».
Здание или сооружение как сложная система
Современное здание или сооружение (объект строительного производства) насыщено различными техническими системами, оборудование которых взаимосвязано и взаимодействует между собой, с конструкциями объекта и со средой, образуя единый «живой организм». Так же, как, например, океанский лайнер или воздушное судно насыщено техническими системами, без которых они не могут выполнять своих функций. Их корпус («пустая коробка») составляет необходимую, но недостаточную часть изделия.
Изделие промышленного производства может быть перемещено (в том числе через границу), применено, его функции могут быть выполнены, и оно может быть оценено на соответствие в любом предназначенном месте. Объекты строительного производства и все входящие в них составляющие системы (в отличие от изделия промышленного производства) могут быть применены, могут выполнять свои функции и могут быть оценены на соответствие только в том месте, где они построены и системы установлены.
«Ни безопасность, ни функциональная безопасность системы не могут быть определены без рассмотрения системы как единого целого и среды, с которой она взаимодействует» — это положение ИСО и МЭК является ключевым при рассмотрении всех аспектов безопасности .
Современное здание или сооружение представляет собой сложную систему, в состав которой, помимо строительных конструкций, входит множество инженерных систем жизнеобеспечения, реализации процессов, поддержания комфорта, энерго- и ресурсосбережения и обеспечения безопасности, которые взаимодействуют между собой и со средой в условиях воздействия внешних и внутренних опасных факторов природного, техногенного и антропогенного характера (рис. 8).
В состав систем, являющихся неотъемлемой частью здания или сооружения, входят системы, связанные с безопасностью зданий и сооружений системы (СБЗС-системы), которые выполняют функции безопасности и снижают риск причинения вреда людям, имуществу, окружающей среде (см. рис. 8).
Вопросы обеспечения безопасности зданий и сооружений
Безопасность зданий и сооружений может быть обеспечена лишь при выполнении целого комплекса мер, применяемых на всех стадиях жизненного цикла этих объектов и их составляющих, для снижения риска до приемлемого уровня. В частности, в руководстве ИСО/МЭК по аспектам безопасности (см. ) рекомендуется использовать следующие процедуры:
а) определить возможную группу(ы) пользователей объекта со всеми входящими в него системами и средствами (включая группы людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и любую известную контактирующую группу, например маленьких детей);
б) определить предназначенное использование и выявить возможное разумно предсказуемое неправильное использование объекта, его систем и средств;
в) выявить каждую опасность (включающую любую опасную ситуацию и вызывающее вред событие), возникающую на всех этапах и при всех условиях использования объекта: при его возведении, установке оборудования, эксплуатации, ремонте, ликвидации/утилизации;
г) оценить риск (рис. 9) для каждой определенной группы пользователей или контактирующей группы, возникающий вследствие определенной(ых) опасностей);
д) принять решение, является ли риск приемлемым (например, по сравнению с подобным объектом или подобной системой, оборудованием);
е) если риск является недопустимым, уменьшить его до приемлемого значения. Итеративный процесс анализа опасностей, риска, а также общей оценки и снижения риска должен осуществляться на всех стадиях жизненного цикла объекта и его составляющих (начиная со стадии инженерных изысканий и проектирования объекта и заканчивая стадией вывода объекта из эксплуатации и утилизацией его составляющих). Результаты всех утвержденных технических решений и существенная для безопасности информация о результатах действий, осуществленных на каждой стадии жизненного цикла (своеобразное досье), должна накапливаться и сохраняться в течение всего срока жизни объекта.
Безопасность объекта (приемлемый уровень риска) на стадии проектирования достигается путем: разработки безопасного в своей основе проекта (с применением действующих норм технического регулирования); применения СБЗС-систем и внешних средств уменьшения риска; предоставления информации по безопасности. При этом предполагается, что конечный пользователь объекта участвует в процедуре уменьшения риска, выполняя предписания, приведенные в информации, предоставляемой застройщиком (эксплуатационной документации на объект и всех входящих в него систем). Следует отметить, что предоставление информации не может служить основанием для снижения требований к проекту.
Риск, обусловленный поведением системы строительных конструкций и инженерных и технологических систем под влиянием внешних и внутренних воздействий природного, техногенного и антропогенного характера, снижается путем применения СБЗС-систем. Если снижение окажется недостаточным, применяют внешние средства уменьшения риска (рис. 10).
Первоочередные стандарты
Для восстановления национальной нормативной базы в области строительства и безопасности и приведения ее с соответствие с современными международными нормами требуется разработать, гармонизировать с международными стандартами и/или принять путем прямого применения много сотен стандартов (сводов правил). Выполнить эту задачу в одночасье невозможно. Возможно поэтапное ее выполнение.
Всемирная академия наук комплексной безопасности (ВАНКБ), Университет комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения по инициативе ТК 439 «Средства автоматизации и системы управления» разработали концепцию системы национальных стандартов по системам обеспечения безопасности зданий и сооружений и приступили к ее поэтапной реализации. Структура системы стандартов представлена на рис. 10.
Краткосрочная перспектива
В качестве первоочередных стандартов в краткосрочной перспективе Техническим комитетом 439 были выбраны:
- базовые стандарты по функциональной безопасности систем, связанных с безопасностью зданий и сооружений, которые могут быть применены ко всем системам;
- групповые стандарты, относящиеся к отдельным группам или стадиям жизненных циклов этих систем;
- отдельные стандарты на крупные системы.
Первоочередные стандарты были включены в Программу разработки проектов стандартов ПНС-2009 и ПНС-2010.
К базовым стандартам относится серия из семи частей ГОСТ Р 53195.1 — ГОСТ Р 53195.7 с общим наименованием «Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем». Первые три части этой серии стандартов — «Часть 1. Основные положения» (ГОСТ Р 53195.1-2008), «Часть 2. Общие требования» (ГОСТ Р 53195.2-2008), «Часть 3. Требования к системам» (ГОСТ Р 53195.3-2009) — разработаны и утверждены. По двум частям (ГОСТ Р 53195.4 «Часть 4. Требования к программному обеспечению» и ГОСТ Р 53195.5 «Часть 5. Меры по снижению риска, методы оценки») завершена стадия публичного обсуждения. Остальные две части этой серии (ГОСТ Р 53195.6 «Часть 6. Внешние системы уменьшения риска и системы мониторинга» и ГОСТ Р 53195.7 «Часть 7. Порядок применения требований к системам, примеры расчетов») находятся в разработке.
Завершено публичное обсуждение группового стандарта «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и ремонт». В разработке находятся стандарты по проектированию центров управления кризисными ситуациями объектов, проектированию автоматизированных рабочих мест и по принципам оценки соответствия центров управления кризисными ситуациями.
Среднесрочная перспектива
В среднесрочной перспективе планируется разработка серии стандартов на базе стандартов ИСО/МЭК (или их прямое применение) по так называемым «домашним электронным системам» — HES, в том числе стандарты по универсальным средствам Plug and Play, которые предназначены для управления системами жизнеобеспечения, поддержания комфорта, энерго- и ресурсосбережения, а также обеспечения безопасности в индивидуальных домах и жилых зданиях. В число стандартов этой серии входят:
Применение данных стандартов позволит внести существенный вклад в энерго- и ресурсосбережение страны (в первую очередь, электроэнергии, тепловой энергии, воды и бытового газа) при эксплуатации жилого фонда.
Другая группа стандартов, планируемых к разработке на базе стандартов МЭК (в том числе их прямом применении), относится к так называемым «полевым шинам» промышленного применения, используемым для объединения средств контроля и управления оборудованием инженерных систем здания или сооружения в локальные вычислительные сети и для интеграции систем. К этим стандартам относятся:
- МЭК 61158 «Промышленные телекоммуникационные шины. Спецификация полевых шин» — 61 стандарт;
- МЭК 61784 «Промышленные телекоммуникационные сети. Профили полевых шин, включая функционально безопасные полевые шины, дополнительные спецификации, требования к монтажу» -12 стандартов;
- МЭК 61326 «Требования к ЭМС полевого оборудования»;
- МЭК 62453 «Спецификация интерфейсов полевых инструментальных средств, интеграция профилей связи» — 8 стандартов.
Особенность данных стандартов состоит в том, что в них использованы открытые протоколы. Их применение избавит владельцев зданий и сооружений от ныне существующей зависимости от фирм — производителей первоначально устанавливаемого на объекте оборудования, облегчит процесс проектирования систем и благодаря конкуренции будет способствовать снижению рыночной стоимости этих систем и средств.
Выводы
1. Номенклатура и число международных норм, необходимых (и применяемых в мире) для проектирования, строительства и эксплуатации современных зданий и сооружений, значительно превышает число и номенклатуру норм, которые в ИСО и в нашей стране относят к строительным нормам.
2. При реализации реформы технического регулирования в Российской Федерации ориентация на сокращение числа стандартов, сводов правил и других технических норм, применяемых в строительстве и необходимых для автоматизации и обеспечения безопасности зданий и сооружений, представляется ошибочной.
3. Сокращение номенклатуры и числа применяемых в строительной отрасли норм приводит к «планированию» ограничения возможностей отечественных строителей, снижению качества проектных и строительных работ, снижению качества строительных объектов, повышению уровня опасности зданий и сооружений, увеличению стоимости объектов и расходов на их содержание, снижению конкурентоспособности строительной продукции и услуг, отставания и стагнации строительной отрасли в условиях открытого рынка, упадку экономики страны.
4. Одна из причин отставания строительной отрасли состоит в консервативном подходе к строительным объектам как к системам, состоящим в основном из строительных конструкций («пустым коробкам»), без учета взаимосвязи всех входящих в здание и сооружение систем, и в игнорировании тенденций развития современной техники и действующих международных стандартов и руководств.
5. Здание или сооружение является сложной системой, состоящей из системы конструкций и множества входящих в него и взаимодействующих с ним систем, и безопасность объекта не может быть определена без рассмотрения сложной комплексной системы как единого целого и среды, с которой она взаимодействует.
6. По инициативе ТК 439 «Средства автоматизации и системы управления» ВАНКБ и Университетом комплексных систем безопасности и инженерного обеспечения разрабатывается система стандартов, соответствующих международным требованиям, по системам обеспечения безопасности зданий и сооружений; планируется разработка серии стандартов на системы автоматизации зданий и сооружений, ориентированных на энерго- и ресурсосбережение, повышение комфорта и обеспечение безопасности объектов, а также на снижение затрат на их содержание при эксплуатации.
Предложения
1. Представителям органов законодательной и исполнительной власти, руководителям организаций, предприятий и объединений, вовлеченных в процесс реформирования системы технического регулирования, — проявить социальную ответственность:
- не игнорировать тенденции развития техники и международные нормы и руководства ИСО и МЭК, применяемые в современном строительстве, в том числе для обеспечения безопасности, реализации процессов энерго- и ресурсосбережения и поддержания комфорта;
- стремиться не к сокращению номенклатуры и числа национальных стандартов, необходимых для применения в строительстве, а наоборот- к их расширению на основе международных стандартов, определив очередность их разработки и принятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
- рассматривать здание или сооружение как сложную систему и учитывать для этих объектов все необходимые аспекты безопасности, рекомендованные ИСО и МЭК.
2. Министерству регионального развития, ответственному в настоящее время за состояние строительной отрасли, — дополнительно включить в перечень стандартов, передаваемый Правительству Российской Федерации для утверждения, принятые ГОСТ Р 53195.1, ГОСТ Р 53195.2, ГОСТ Р 53195.3 (необходимые для обеспечения выполнения требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений»).
3. Заинтересованным организациям и предприятиям — принять участие в разработке современных стандартов, отвечающих требованиям международных стандартов, по системам автоматизации для обеспечения безопасности, энерго- и ресурсосбережения зданий и сооружений и снижения затрат при их эксплуатации.
Список источников
1. www.iso.org (дата обращения 10.10.2009 г.).
2.www.iec.ch (дата обращения 10.10.2009 г.).
3. Руководство ИСО/МЭК 51:1990. Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты.
4. ГОСТ Р 53195.1-2008 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Основные положения.
5. ГОСТ Р 53195.2-2008 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Общие требования.
6. ГОСТ Р 53195.3-2009 Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Требования к системам.
Опубликовано: Каталог «Системы безопасности»-2010
Посещений: 13857
Автор
|
|||
Автор
|
|||
В рубрику «Комплексные системы безопасности» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций