НКО статистика

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, перечисленные в п.31.1 ФЗ №7.

Давайте проверим, является ли Ваша организация социально ориентированной. Для этого надо ответить на 3 вопроса.

1. Соответствует ли ее организационно-правовая форма одной из ниже перечисленных?

  • религиозная организация (объединение),
  • община коренных малочисленных народов России,
  • казачье общество,
  • некоммерческое партнерство,
  • учреждение,
  • автономная некоммерческая организация,
  • социальный, благотворительный и иной фонд,
  • ассоциация, союз
  • общественные организации (объединения): общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности
  • другая форма НКО, предусмотренная федеральными законами (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, политических партий).

2. Указан ли в Уставе организации хотя бы один вид деятельности из ниже перечисленных:

  1. Социальная поддержка и защита граждан;
  2. Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  4. Охрана окружающей среды и защита животных;
  5. Охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  6. Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  7. Профилактика социально опасных форм поведения граждан;
  8. Благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  9. Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
  10. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  11. Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

3. Осуществляет ли фактически сегодня Ваша организация деятельность, являющуюся социально ориентированной?

Если на все три вопроса Вы ответили положительно – Ваша организация фактически и в соответствии с законодательством Российской Федерации является социально ориентированной некоммерческой организацией (СО НКО) и может претендовать на получение поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления в приоритетном порядке.

В Самарской области в соответствии с региональным законом № 127-ГД «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области», принятым в декабре 2012 года, любая такая организация, вне зависимости от продолжительности деятельности с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, может рассчитывать на информационную и консультационную поддержку. А вот поддержка финансовая, имущественная, в виде подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев предоставляется только тем организациям, которые осуществляют социально ориентированную деятельность на территории области не менее 3-х лет с момента государственной регистрации.

Этот же закон устанавливает и дополнительные виды деятельности, которые признаются социально ориентированными на территории Самарской области в дополнение к перечисленным в федеральном законе:

  1. Защита семьи, материнства, детства и отцовства (в Самарской области)
  2. Развитие детского и молодежного общественного движения, поддержка детских, молодежных общественных объединений и общественных объединений, работающих с детьми;
  3. Развитие институтов гражданского общества (в Самарской области)
  4. Укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактика экстремизма и ксенофобии (в Самарской области)
  5. Содействие охране правопорядка (в Самарской области)
  6. Деятельность в области патриотического воспитания (в Самарской области)
  7. Обеспечение безопасности отдыха граждан на водных объектах (в Самарской области)
  8. Содействие социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в Самарской области).

РЕЕСТР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Действующее законодательство Российской Федерации и Самарской области не содержит определения «социально значимые НКО» и не предусматривает ведения списков таких организаций.

Реестр социально ориентированных НКО ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие им поддержку. Только после того, как Ваша организация получила какую-либо поддержку на одном из этих уровней, в Реестр включаются следующие сведения:

  1. Полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);
  2. Идентификационный номер налогоплательщика;
  3. Форма и размер предоставленной поддержки;
  4. Срок оказания поддержки;
  5. Наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;
  6. Дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;
  7. Информация о видах деятельности, осуществляемых социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку;
  8. Информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Более подробно о видах государственной поддержки СО НКО в Самарской области можно прочитать в региональном законе:

Закон Самарской области о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организациях в Самарской области

19 мая 2020 года состоялся вебинар на тему «Оценка вклада некоммерческих организаций в экономическое развитие». Мероприятие прошло с участием почетного профессора университета Джонса Хопкинса, директора Центра социальных исследований университета Джонса Хопкинса доктора Лестера М. Саламона из США.

Мероприятие было организовано Представительством Дортмундского международного образовательного центра в партнерстве с Офисом Постоянного Координатора ООН в Беларуси и НИЭИ Министерства экономики.

Заявленная тема является достаточно новой для Беларуси. Ранее о вкладе некоммерческого сектора в развитие страны говорилось и писалось очень мало. В первую очередь это связано со сложностью измерения такой величины и бытующего мнения о том, что данный вклад не настолько существенный для того, чтобы серьёзно относиться к нему.

Тем не менее, как показали исследования профессора Саламона (Lester M. Salamon) и его коллег, сектор некоммерческих организаций вносит существенный как социальный, так и экономический вклад в благосостояние населения.

В рамках вебинара доктор Саламон рассказал об удивительной статистической революции, которая произошла по всему миру. Всё началось ещё в 70-х годах прошлого века, когда в обществе господствовало мнение о том, что общественный сектор хоть и делает хорошее дело, но не имеет существенного значения с точки зрения экономики. Случившаяся активизация гражданского общества в США и европейских странах заставило учёных по-новому посмотреть на общественную активность и начать изучать третий сектор методами экономического анализа. Доктор Саламон являлся одним из пионеров масштабного исследования некоммерческого сектора в мире.

Изучение некоммерческого сектора доктор Саламон начал в 1991 году в рамках проекта «Сравнение некоммерческих секторов» Центра социальных исследований университета Джонса Хопкинса (США). Перед исследователями была поставлена задача сравнительного анализа некоммерческого сектора различных стран мира. Первоначально планировалось изучить всего 8 стран, но исследование вызвало большой интерес и за неполные 30 лет проект распространился на 43 страны (смотрите рисунок ниже).

Результаты исследования показали, что некоммерческий сектор представляет собой значительный экономический ресурс. В целом было установлено, что совокупный вклад некоммерческого сектора в ВВП (в млрд. долларов США) можно условно представить, как пятую по размерам экономику мира – смотрите рисунок ниже.

Таким образом, можно сделать вывод, что некоммерческий сектор является очень мощной силой, способной не только решать проблемы в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере, но и существенно влиять на экономическое развитие общества.

Кроме того, результаты показали и важную роль НПО на рынке труда (смотрите рисунок ниже).

Например, в Нидерландах в некоммерческом секторе заняты 15,9% от экономически активного населения. При этом значительная доля таких работников (в среднем 44% из них) не получают оплаты, то есть являются волонтёрами.

Результаты исследования были опубликованы в книге «Глобальное гражданское общество, измерения некоммерческого сектора. Том 2». Одним из результатов данного исследования стала разработка методологии ООН по оценке НКО, отражённая в руководстве ООН «Некоммерческие организации в системе национальных счетов» опубликованном в 2003 году. Данное пособие произвело подлинную революцию в статистике, так как позволило увидеть ранее скрытых участников экономических отношений.

Кроме того, результаты исследования также были использованы при подготовке пособия «Руководство по оценке волонтерской деятельности» изданного Международной организацией труда в 2011 году. Дальнейшее изучение социальной экономики показало, что кроме некоммерческого сектора есть ряд других субъектов, значение которых в экономике не оценивается либо оценивается недостаточно, например, социальные предприятия и кооперативы, а, кроме того, не оценивается волонтёрство, не связанное с НКО. В результате, для улучшения ситуации было подготовлено руководство ООН по третьему социально-экономическому сектору, опубликованное в 2018 году.

В настоящее время профессор Саламон и его команда ведут большую работу во многих странах мира по внедрению учёта некоммерческого сектора в системы национальных счетов отдельных стран. По словам доктора Саламона, его исследование позволило продемонстрировать важное значение некоммерческого сектора для развития общества и достижения Целей устойчивого развития. Несмотря на то, что многие правительства сегодня активно взаимодействуют с некоммерческими организациями, данный сектор всё ещё плохо виден, особенно в тех странах, где статистика не выделяет его роль и значение в системе национальных счетов.

В Беларуси работа по изучению роли общественного сектора сегодня только начинается. О проводимой НИЭИ Минэкономики научно-исследовательской работе по изучению состояния и влияния некоммерческого сектора на экономический рост Беларуси рассказала заведующая отделом государственного управления и регулирования отношений собственности НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь Жанна Гриневич. Она отметила, что подобного рода исследования ранее в Беларуси не проводились. Особенностью данного исследования является оценка некоммерческого сектора в качестве субъекта экономических отношений, в частности, оценка его вклада в экономику, то есть прямого и косвенного влияния на экономический рост. Жанна Гриневич отметила, что сегодня влияние некоммерческого сектора на экономику недооценено.

Опыт зарубежных стран по применению инструментов и механизмов по повышению роли некоммерческого сектора в социально-экономическом развитии представил Председатель правления МПОО «АКТ» Валерий Жураковский. На примере таких стран как Канада, Эстония, США и других Валерий показал потенциал для развития третьего сектора, который может быть использован в нашей стране благодаря эффективной системе поддержки некоммерческих организаций. В частности, такая поддержка может включать в себя развитие системы государственных грантов, более широкое применение государственных закупок товаров и услуг у НКО, развитие социальных предприятий, улучшение системы налоговых льгот для НКО, создание возможности формирования целевого капитала и пр. Развитие существующих общественных организаций и появление новых могло бы значительно увеличить их вклад в решение социальных проблем, а также и оказать влияние на экономическое развитие страны.

Подвести итог прошедшему мероприятию хочется словами Генерального Секретаря ООН, сказанными в декабре 2014 года: «Для осуществления Повестки дня 2030 необходимо, чтобы гражданское общество стало участником, распорядителем и движущей силой перемен и преобразований.” Возможно, именно в этом и лежит потенциал развития Беларуси в будущем.

Презентации вебинара можно найти по ссылкам:

Нанесение третьего сектора на экономическую карту мира: Революция в статистике (Лестер М. Саламон)

Опыт зарубежных стран по применению инструментов и механизмов повышения роли некоммерческого сектора в социально-экономическом развитии (Валерий Жураковский)

Видео прошедшего вебинара доступно на Youtube канале ППБ

Данную статью я хотел бы посвятить очень распространенному, и, достаточно молодому виду некоммерческих организаций существующих на территории России – Автономной некоммерческой организации (АНО). Не смотря на популярность данной формы, информации в законе и в юридической литературе о ней очень мало (я обошел десятки книжных магазинов и просмотрел столько же Интернет сайтов, к моему удивлению литературы посвященной АНО (и в целом некоммерческим организациям) практически нет!).
Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10, п. 1 абз. 1 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Автономные некоммерческие организации основывают свою деятельность по принципу отсутствия членства и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера. В отличие от финансируемых собственником учреждений такие организации обладают правом собственности на переданное им учредителями имущество. Учредитель же (учредителем может быть как одно, так и несколько лиц достигшие 18 лет) не сохраняет прав на имущество, переданное в собственность организации в отличии от некоммерческих партнерств, где при выходе из организации или при ее ликвидации члены могут получить свою собственность или стоимость этой собственности. Конструкцию АНО можно с успехом использовать для ведения бизнеса, особенно в сфере оказания платных услуг. Например, в такой форме могут создаваться частные школы, детские сады, вузы, больницы, различного рода консультации и т.п. Условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц. Учредители не отвечают по долгам автономной некоммерческой организации, как и сама организация не отвечает по обязательствам учредителей. Организация несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, на которое по законодательству России может быть обращено взыскание.
Правовая природа Автономной некоммерческой организации имеет много общего с фондом, т.к. учредители АНО не обладают ни вещными, ни обязательственными правами в отношении ее имущества, в том числе переданного ими в качестве вклада в собственность данной организации. Учредители АНО обязаны осуществлять надзор за деятельностью организации, в порядке, предусмотренном ее уставом. В соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» Учредители АНО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав. Однако если организация создается двумя или более лицами, то учредителям предоставляется возможность заключить между собой учредительный договор, в котором нужно предусмотреть все условия их участия в создании и деятельности данного юридического лица. Именно учредительный договор, вступивший в силу с момента заключения и действующий все время существования организации, свяжет учредителей друг с другом и с самой организацией обязательственными отношениями, что даст возможность в случае возникновения непредвиденной ситуации легко найти выход из затруднения. В Уставе обязательно должны определяться наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества организации, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации. Устав АНО может содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
Руководство Организацией осуществляет коллегиальный высший орган управления, имеющий исключительную компетенцию (таким органом может быть, например Правление). В данный орган могут входить как учредители, так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа Текущее управление осуществляется единоличным исполнительным органом организации (таким органом может быть, например Директор). Данный орган решает вопросы не включенные в исключительную компетенцию высшего органа управления. Его полномочия перечисляются в уставе организации.
Как и некоторые другие некоммерческие организации, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана организация. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании лицензии.
Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании принимается высшим органом управления организации в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в порядке, предусмотренном уставом организации. АНО ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По смыслу п. 1 ст. 65 ГК она не может быть объявлена банкротом. Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренным Законом.

Вице-премьер Ольга Голодец дала поручение минэкономразвития, минфину и еще нескольким ведомствам разработать порядок и механизм предоставления преференций социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе при выполнении общественно полезных услуг. Сделать это нужно до 30 мая.

Как пояснил «РГ» член межведомственной рабочей группы по реализации «дорожной карты» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» Александр Спивак, сейчас социально ориентированные некоммерческие организации поставлены в неравные условия не только с госучреждениями социальной направленности (хотя часто дублируют или берут на себя их функции), но и с предприятиями малого бизнеса. Например, последние предоставляют органам власти упрощенную статистическую отчетность. Для них в регионах существуют центры поддержки, в которых они могут получить консультативную помощь, как юридическую, так и по развитию бизнеса, где организаторы или сотрудники малых предприятий могут пройти обучение — бесплатно или по низкой цене, либо получить кредиты на очень выгодных условиях. Для некоммерческих организаций ничего такого не предусмотрено. Хотя они тоже, порой, нуждаются и в поддержке, и в дешевых кредитах, за счет которых могли бы закупать материалы или оборудование. Также им нужна информационная поддержка, например, размещение на сайтах госорганов информации об услугах НКО.

Еще одна проблема — сложности получения госфинансирования при оказании соцуслуг населению. Законодательство позволяет передавать часть соцработы от госучреждений НКО и финансировать это из бюджета. Но в большинстве регионов власти делают все возможное, чтобы сохранить госмонополию на оказание соцуслуг. И в качестве «заслонки» чаще всего используют механизм установления заниженных тарифов для НКО за выполнение социальной работы. Например, есть реальные случаи, когда региональные власти устанавливают сумму оплаты услуги по уходу за престарелыми или по оказанию помощи инвалидам в размере 63 копейки, или одного рубля, или 20 рублей. В некоторых регионах, когда объявляется конкурс, то для выходящих для них государственных и муниципальных соцучреждений предлагаются тарифы в два раза больше. НКО отказываются участвовать в таких «тендерах».

Частным организациям предлагают помогать больным за 63 копейки

Ольга Голодец поручила минтруду разработать рекомендации для регионов по установлению экономически обоснованных тарифов для НКО. По словам члена Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елены Солдуновой, нужна единая для всех регионов методика формирования тарифов, и надо следить, чтобы регионы четко ей следовали.

НКО статистика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *