Содержание
- Ст. 254 НК РФ (2017): вопросы и ответы
- Ст. 254 НК РФ: официальный текст
- Ст. 254 НК РФ (2017): вопросы и ответы
- Как учитывается в расходах приобретение малоценного имущества?
- Как списывают затраты по ремонту основных средств?
- Каким образом учитывают материалы, потраченные в процессе производственной деятельности?
- Возможно ли учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на улучшение арендуемого имущества?
- В каких случаях можно учесть расходы на рекультивацию земель согласно статье 254 НК РФ?
- Что может быть учтено при оценке материальных активов?
- 1.3.5.4. Нормы естественной убыли
- Бухучет инфо
- Статья 254 НК РФ. Материальные расходы
- Комментарий к Статье 254 НК РФ
- Комментарий к Ст. 254 НК РФ
- Материальные расходы
- Новые записи:
Ст. 254 НК РФ (2017): вопросы и ответы
Ст. 254 НК РФ: официальный текст
Ст. 254 НК РФ (2017): вопросы и ответы
Ст. 254 НК РФ содержит перечень всех расходов, относящихся к материальным, которые влияют на результат при налогообложении прибыли. Этот список достаточно обширен, но все затраты должны иметь под собой экономическое обоснование, а также прямо или косвенно участвовать в процессах деятельности хозяйственных субъектов.
Как учитывается в расходах приобретение малоценного имущества?
Как списывают затраты по ремонту основных средств?
Каким образом учитывают материалы, потраченные в процессе производственной деятельности?
Возможно ли учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на улучшение арендуемого имущества?
В каких случаях можно учесть расходы на рекультивацию земель согласно статье 254 НК РФ?
Что может быть учтено при оценке материальных активов?
Как учитывается в расходах приобретение малоценного имущества?
Стоимость материальных активов и, в частности, малоценного имущества стоимостью до 100 000 руб., разрешено принимать в затраты любым удобным для налогоплательщика способом. Это относится к инструментам, инвентарю и прочим материалам, которые отражены в подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
У налогоплательщика есть право учитывать сумму затрат как единовременно с момента начала использования имущества, так и пропорционально сроку действия его предполагаемого использования (если этот период более 1 года). В расчет берутся и иные экономические показатели.
Пример. ООО «Пчелка» оказывает услуги по облагораживанию внешних территорий предприятий. Организацией был закуплен набор инструментов на сумму 37 200 руб. без НДС в целях проведения работ согласно договорам с заказчиками. Срок использования инструментов равен 2 годам с момента оприходования. Руководство ООО «Пчелка» в целях оптимизации налогообложения приняло решение учитывать расходы на приобретение этих ТМЦ равномерно в течение 2 лет. Таким образом, ежемесячно будет производиться списание на сумму 1 550 руб. (или 4 650 руб. в квартал).
Как списывают затраты по ремонту основных средств?
Амортизируемым считается имущество, которое участвует в производственном цикле организации более 1 года и стоит более 100 000 руб. Затраты на приобретение подобного имущества учитываются во время всего периода его эксплуатации посредством начисления амортизации.
Периодически основные средства требуют проведения ремонта. И в связи с этим возникает вопрос: как учитывать затраты по приобретенным запчастям? Текст письма УФНС по городу Москве от 21.06.2010 № 16-15/064586@ гласит, что списание их стоимости осуществляется единовременно в момент использования для установки в основное средство вне зависимости от оставшегося срока эксплуатации этого основного средства согласно подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Пример
На балансе ООО «Лесная пекарня» имеется дорогостоящее оборудование в виде термопечи с оставшимся сроком службы 4 года и 5 месяцев. В ходе проведения ремонтных работ были закуплены материалы и запасные части на общую сумму 27 585 руб. ООО «Лесная пекарня» имеет право учесть весь объем этих затрат в том отчетном периоде, в котором они были совершены.
О том, какими могут быть варианты налогового учета затрат на ремонт, читайте в материале «Что относится к затратам на ремонт основных средств?».
Каким образом учитывают материалы, потраченные в процессе производственной деятельности?
Не всегда приобретенные материальные ценности списываются сразу же после их приобретения. Они могут закупаться в определенном количестве и храниться на складе до момента использования. В связи с этим при закупке большого объема однородных материалов по разным ценам возникает вопрос: каким образом осуществлять его дальнейшее списание?
П. 8 ст. 254 НК РФ предоставляет на выбор один из методов оценки товаров:
- по стоимости единицы запаса;
- по средней стоимости;
- учитывая стоимость ранее приобретенных партий (ФИФО).
Пример
В ООО «Мираж» в разное время поступило несколько партий подшипников по разным ценам. В процессе использования в марте часть их была списана по средней стоимости приобретения, в апреле того же года оставшуюся часть списали с использованием метода ФИФО. Однако применение нескольких методов оценки материалов в течение одного отчетного года противоречит налоговому законодательству. При составлении учетной политики следует закрепить в ней лишь один из наиболее приемлемых способов. В противном случае у проверяющих органов могут возникнуть вопросы, чреватые доначислением налога на прибыль.
О том, как формируется учетная политика, читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2017)?».
Возможно ли учесть в расходах по налогу на прибыль затраты на улучшение арендуемого имущества?
Очень часто предпринимателям в ходе ведения хозяйственной деятельности приходится пользоваться арендованными активами ― помещением, оборудованием. Нередки случаи, когда арендаторы принимают решение по улучшению этого имущества.
С точки зрения ГК РФ улучшения могут быть признаны отделимыми (если их отсутствие не принесет вреда имуществу) и неотделимыми. Примером применения отделимых улучшений является установка систем видеонаблюдения, кондиционеров и прочего оборудования.
Отделимое имущество после окончания срока договора аренды может остаться у арендатора как самостоятельная единица. Следовательно, подобные затраты как капвложения квалифицировать нельзя.
Если стоимость приобретения отделимых улучшений менее установленного лимита для признания имущества основным средством, затраты на них можно признать как материальные и списать на основании п. 1 ст. 254 НК РФ.
При более высокой стоимости имущество признается амортизируемым и принимается в затраты путем начисления амортизации. Подробнее см. «Минфин разъяснил порядок отнесения к расходам затрат арендатора по улучшению объекта аренды».
Пример
ООО «Барьер» арендует помещение для ведения своей хозяйственной деятельности. В процессе работы были приобретены система видеонаблюдения стоимостью 118 000 руб. и кондиционер по цене 27 500 руб. Всё это имущество является отделимым по отношению к объекту аренды.
Так как затраты на приобретение системы видеонаблюдения превысили допустимое значение для материально-производственных ценностей в 100 000 руб., она была признана основным средством. Ее стоимость в расходы будет приниматься в течение всего периода использования посредством ежемесячных амортизационных списаний.
Подробнее о способах амортизации читайте в статье «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?».
Кондиционер может быть принят в расходы единовременно, так как основным средством, благодаря невысокой стоимости, он не признается.
В каких случаях можно учесть расходы на рекультивацию земель согласно статье 254 НК РФ?
Наряду с расходами на приобретение инвентаря, спецодежды, малоценного имущества материальными могут считаться и затраты на природоохранительные мероприятия и рекультивацию земель, если это не противоречит нормам ст. 261 НК РФ.
Нередки случаи, когда бизнесмены при осуществлении строительных работ проводят рекультивацию нарушенных земель и принимают данные затраты как материальные, руководствуясь п. 7 ст. 254 НК РФ. Однако действия эти неверны. Об этом свидетельствует письмо Минфина РФ от 28.03.2007 № 03-03-06/1/177, в котором говорится, что расходы на возмещение ущерба, наносимого природным ресурсам, в том числе и земельным участкам, квалифицируются в соответствии со ст. 261 НК РФ. На основании подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ материальными расходами признаны действия лишь по содержанию и эксплуатации основных средств, в том числе и земли.
Что может быть учтено при оценке материальных активов?
Предприятия зачастую несут расходы не только при приобретении имущества, но и при создании материальных запасов. Определенную часть таких затрат составляют суммы, потраченные на доставку товара, посреднические услуги, таможенные пошлины. Все это можно отнести к материальным расходам согласно п. 2 ст. 254 НК РФ. В то же время как затраты не учитываются суммы косвенных налогов, входящие в первоначальную стоимость материалов.
Пример
Организация «Бриз» для осуществления хозяйственной деятельности приобрела, используя услуги посреднической фирмы, 6 стульев на общую сумму 53 100 руб., включая НДС. За оказание посреднических услуг ей был выставлен счет к оплате в размере 4 800 руб.
Стоимость единицы товара не превышает 100 000 руб., значит, имущество не является основным средством. В этом случае можно списать в расходы на приобретение инвентаря 45 000 руб. единовременно или в течение некоторого периода по усмотрению предприятия. НДС в данном случае не учитывается, но принимаются во внимание услуги посредников.
О том, как в учете отражаются расходы по разгрузке приобретенного товара, читайте в материале «Налоговый учет расходов на разгрузку товаров покупателем».
Если в ходе проведенных инвентаризации или демонтажа оборудования были обнаружены излишки материалов, то стоимость таких МПЗ, согласно п. 2 ст. 254 НК РФ, учитывается как доход организации по их рыночной цене.
Материальными расходами могут быть признаны и потери, в том числе технологические, понесенные при доставке или хранении товара. Но для этих случаев существуют утвержденные законодательно нормы по определению допустимой естественной убыли, объем которой можно включить в затраты.
1.3.5.4. Нормы естественной убыли
Согласно пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения
прибыли приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке
товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке,
установленном Правительством РФ.
Поскольку в отношении многих видов МПЗ новые нормы естественной убыли так и не
утверждены, организациям разрешено (до утверждения норм естественной убыли в порядке,
установленном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ) применять старые нормы естественной убыли,
утвержденные соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 и от 29.05.2006 N
331 в целях применения гл. 25 НК РФ утверждены следующие нормы естественной убыли:
— зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении (Приказ
Минсельхоза России от 23.01.2004 N 55);
— при хранении химической продукции (Приказ Минпромнауки России от 31.01.2004 N 22, в
настоящее время утратил силу в связи с изданием Приказа Минпромэнерго России от 24.09.2007
N 406);
— массы грузов металлургической промышленности при перевозках железнодорожным
транспортом (Приказ Минпромнауки России от 25.02.2004 N 55);
— при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции (действовали до 1 июля 2007 г.) (Приказ
Минсельхоза России от 16.08.2006 N 235, в настоящее время утратил силу); с 1 июля 2007 г. —
Приказ Минсельхоза России от 14.06.2007 N 323 (действуют до 1 июля 2008 г.);
— при хранении сливочного масла, упакованного монолитами в пергамент и пакеты-вкладыши
из полимерных материалов (Приказ Минсельхоза России от 28.08.2006 N 266);
— сыров и творога при хранении (Приказ Минсельхоза России от 28.08.2006 N 267);
— массы столовых корнеплодов, картофеля, плодовых и зеленных овощных культур разных
сроков созревания при хранении (Приказ Минсельхоза России от 28.08.2006 N 268);
— мяса, субпродуктов птицы и кроликов при хранении (Приказ Минсельхоза России от
28.08.2006 N 269);
— продукции и сырья сахарной промышленности при хранении (Приказ Минсельхоза России
от 28.08.2006 N 270);
— мяса, субпродуктов птицы и кроликов при перевозке (Приказ Минсельхоза России и
Минтранса России от 21.11.2006 N 424/137);
— мяса и мясопродуктов при перевозках различными видами транспорта (Приказ
Минсельхоза России и Минтранса России от 21.11.2006 N 425/138);
— сырья и побочной продукции сахарной промышленности при перевозке (Приказ
Минсельхоза России и Минтранса России от 21.11.2006 N 426/139);
— этилового спирта при хранении (Приказ Минсельхоза России от 12.12.2006 N 463);
— при хранении лекарственных средств аптечных учреждениях (организациях), организациях
оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения (Приказ
Минздравсоцразвития России от 09.01.2007 N 2);
— продукции рыболовства при хранении (Приказ Минсельхоза России от 13.02.2007 N 83);
— препаратов, применяемых в ветеринарии и комбикормов при хранении (Приказ
Минсельхоза России от 06.04.2007 N 198);
— мяса и мясопродуктов при хранении (Приказ Минсельхоза России от 16.08.2007 N 395);
— при хранении (сливе, наливе) химической продукции (Приказ Минпромэнерго России от
24.09.2007 N 406);
— комбикормов при перевозке (совместный Приказ Минсельхоза России и Минтранса России
от 19.11.2007 N 569/164); 43
— картофеля, овощей и бахчевых культур при перевозках различными видами транспорта
(совместный Приказ Минсельхоза России и Минтранса России от 14.01.2008 N 3/2);
— химической продукции при перевозках железнодорожным, автомобильным, морским,
речным транспортом и в смешанном железнодорожно-водном сообщениях (совместный Приказ
Минпромэнерго России и Минтранса России от 11.03.2008 N 93/41).
По остальным видам продукции и товаров пока действуют нормы естественной убыли,
утвержденные до вступления в силу гл. 25 НК РФ.
Организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере торговли и общественного
питания, нужно иметь в виду Приказ Минэкономразвития России от 07.09.2007 N 304 «Об
утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и
общественного питания» (зарегистрирован Минюстом России 07.12.2007 N 10653), который
отменяет старые нормы естественной убыли, указанные в Письме Министерства торговли РСФСР
Бухучет инфо
- К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
- на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг)
- на приобретение материалов, используемых:
- абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ
- для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку)
- на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели)
- на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости имущества, указанного в настоящем подпункте, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 20.04.2014 N 81-ФЗ) - на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) - на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ) - на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов)
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) - связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
- Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ)Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 8, 13 и 20 части второй статьи 250 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ) - Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение.
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов.
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) - В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ) - Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании.
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) - Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. В целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции)
- по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону
- К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются:
- расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 настоящего Кодекса
Примечание. С 01.01.2002 и до утверждения норм естественной убыли в соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее (ФЗ от 06.06.2005 N 58-ФЗ).
- потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) - технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) - расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
- расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 настоящего Кодекса
- При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
- метод оценки по стоимости единицы запасов
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) - метод оценки по средней стоимости
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) - метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО)
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) - абзац утратил силу. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ
- метод оценки по стоимости единицы запасов
По материалам: consultant.ru
Статья 254 НК РФ. Материальные расходы
1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
2) на приобретение материалов, используемых:
абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);
3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости имущества, указанного в настоящем подпункте, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей;
4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
5) на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии;
6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов);
7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы).
2. Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 8, 13 и 20 части второй статьи 250 настоящего Кодекса.
3. Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение.
Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов.
4. В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.
5. Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании.
6. Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. В целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
7. К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются:
1) расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261 настоящего Кодекса;
2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья;
4) расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий.
8. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
метод оценки по стоимости единицы запасов;
метод оценки по средней стоимости;
метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.
См. все связанные документы >>>
В письме от 24.08.2005 N 03-03-04/2/51 Минфин России сообщил, что если организация приобрела для сотрудников фирменную одежду с изображением своего товарного знака, то сможет учесть расходы в составе материальных на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, если покупка одежды обусловлена технологическими особенностями производства. Либо в составе расходов на оплату труда на основании пункта 5 статьи 255 НК РФ, если законодательство предусматривает выдачу работникам одежды. Во всех остальных случаях базу по налогу на прибыль эти расходы не уменьшат, даже если обязанность организации обеспечивать сотрудников фирменной одеждой предусмотрена в трудовых договорах.
С 01.01.2006 в соответствии с пунктом 5 статьи 255 НК РФ для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда учитываются и расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых согласно законодательству Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.
В письме от 10.03.2006 N 03-03-04/1/203 Минфин России подтверждает, что данная норма применяется в случае, если форменная одежда остается в личном пользовании работников. Как разъясняют сотрудники финансового ведомства, если форменная одежда не передается в собственность работника, ее стоимость не учитывается в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, даже если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение форменной одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 24.08.2005 N 03-03-04/2/51, затраты на приобретение форменной одежды нельзя учитывать в составе расходов на рекламу. Форменная одежда с изображением зарегистрированного товарного знака (логотипа) организации, приобретенная для сотрудников организации, не может считаться рекламой (рекламной продукцией) на том основании, что такая одежда не может распространять информацию о видах деятельности организации, ее целях и задачах. Кроме того, форменная одежда предназначается для работников, которые обслуживают клиентов организации, т.е. в процессе работы общаются с достаточно ограниченным числом граждан.
Однако арбитражная практика складывается иначе. В Постановлении ФАС Поволжского округа от 26.07.2006 N А55-31040/05-3 суд счел, что расходы на форменную одежду можно учесть их в целях налогообложения прибыли, если они отвечают критерию экономической обоснованности и направленности на получение прибыли организацией и документально подтверждены налогоплательщиком.
Судьи сослались на то, что перечень расходов, установленный в НК РФ, является открытым. Основными требованиями признания любых затрат организации в качестве расходов для целей налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ являются экономическая обоснованность, документальное подтверждение и направленность на получение организацией дохода.
По мнению арбитражных судов, в зависимости от целей введения униформы в организации затраты на форменную одежду могут быть учтены по разным статьям затрат, например как материальные расходы на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, как расходы на рекламу на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ, как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ, или как расходы на оплату труда на основании пункта 5 статьи 255 НК РФ.
Согласно статьям 212, 221 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16.12.1997 N 63 утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики. Кроме того, Постановлением этого же органа от 18.12.1998 N 51 утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Согласно пункту 6 указанных Правил в тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты, как жилет сигнальный, предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, защитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели (в том числе аварийно-спасательное средство типа «капюшон защитный «Феникс», газодымозащитный комплект универсальный и другие), антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и другие, не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании аттестации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки — до износа или как дежурные и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.
Также Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, согласно п. 5.2.73 которого нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты утверждаются указанным Министерством.
При этом статьей 221 ТК РФ установлено, что работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Минфин России в письме от 24.06.2009 N 03-03-06/1/425 придерживается позиции, согласно которой при условии, что опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, а специальная одежда выдается работникам по нормам, предусмотренным для сходных профессий с опасными условиями труда, расходы на выдачу специальной одежды могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ.
Налоговые органы придерживаются аналогичной точки зрения. Так, Управление ФНС России по г. Москве в письме от 15.01.2009 N 19-12/001813 указало, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Материальные расходы вспомогательного производства могут быть как прямыми, так и косвенными. Изготовление и обработку комплектующих и полуфабрикатов, являющихся необходимыми компонентами в производстве основных видов продукции, можно отнести к прямым расходам на основании статьи 318, подпункта 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ. В их составе значатся затраты на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика (в том числе и во вспомогательных цехах).
В то же время другая часть материальных расходов вспомогательного производства может считаться косвенной. К ней относятся расходы на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий (подпункт 5 пункта 1 ст. 254 НК РФ). По указанному принципу организация может разделить материальные расходы вспомогательного производства, прописав перечень расходов в приложении к учетной политике.
Положениями НК РФ не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль.
В то же время расходы должны соответствовать критериям, указанным в ст. 252 НК РФ, в частности, должны быть обоснованны. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В настоящее время действуют Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — Методические рекомендации), утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. Согласно п. 1 этого документа применять нормы расхода топлива обязаны не только автотранспортные предприятия, но и иные субъекты предпринимательской деятельности (организации и индивидуальные предприниматели), независимо от форм собственности, эксплуатирующие автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. При этом п. 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что они предназначены в том числе для расчетов по налогообложению предприятий.
До 01.01.2008 действовали Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России 29.04.2003.
По мнению Минфина России, при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автотранспорта необходимо учитывать нормы, установленные Минтрансом России. В отношении автомобилей, для которых лимит расхода топлива и смазочных материалов не утвержден, следует руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, представляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640, от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223).
Специалисты финансового ведомства ссылаются на то, что в целях налогообложения признаются не любые документально подтвержденные расходы, а только экономически обоснованные. Списание расходов на ГСМ, превышающих установленные нормы расходов, противоречит принципу экономической обоснованности расходов для целей налогообложения прибыли. Кроме того, из документа Минтранса России от 29.04.2003 следует, что нормы предназначены для осуществления расчетов по налогообложению предприятий.
Хотя в письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007 содержится вывод о том, что для целей налогообложения прибыли можно принимать затраты на приобретение ГСМ, исходя из фактического пробега автомобиля, с учетом фактического расхода топлива в производственных целях.
Следует отметить, что указанные разъяснения Минфина России даны в отношении Норм расхода топлив, утвержденных Минтрансом России 29.04.2003. Хотя аналогичные выводы могут быть сделаны и в отношении Норм, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.
В арбитражной практике не сложилось единого подхода по рассматриваемому вопросу. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37) признал неправомерным списание организацией в расходы по налогу на прибыль затрат на ГСМ в части, превышающей установленные Минтрансом России нормы расхода топлива. При этом суд отклонил ссылку налогоплательщика на «экономию» топлива по отдельным транспортным средствам как доказательство возможности перерасхода топлива по другим транспортным средствам. Суд исходил из того, что расход топлива рассчитывается по каждому конкретному транспортному средству, а не по всем транспортным средствам в целом.
В то же время ФАС Московского округа в Постановлении от 25.09.2007, 28.09.2007 N КА-А41/9866-07 счел, что расходы налогоплательщика на приобретение ГСМ могут быть учтены при исчислении базы по налогу на прибыль в размере фактически понесенных затрат, а нормы, утвержденные Минтрансом России, не могут применяться для целей налогового учета.
Комментарий к Статье 254 НК РФ
В ст. 254 НК РФ приведен перечень материальных расходов. К ним относятся затраты на покупку:
— сырья и материалов, необходимых для производства продукции (выполнении работ, оказания услуг);
— материалов для упаковки, предпродажной подготовки произведенных и реализуемых товаров, а также для хознужд;
— инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другого имущества, не являющегося амортизируемым;
— комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
— топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
— работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
А также затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.
Оценка товарно-материальных ценностей
Пункт 2 ст. 254 НК РФ определяет: стоимость ТМЦ, которые включаются в материальные расходы, организации определяют исходя из цен их приобретения. Сюда же включаются комиссионные вознаграждения посредников, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение, а также иные затраты, которые связаны с приобретением товарно-материальных ценностей.
В отношении товаров, купленных для перепродажи, следует сказать, что их оценивают исходя из цены покупки. В их стоимость можно включать любые затраты, связанные с их покупкой, в частности, стоимость доставки.
Обратите внимание: с 2006 г. в стоимость ТМЦ следует включать любые налоги и сборы, которые были уплачены при их покупке или производстве. Исключение составляют только НДС и акцизы, которые можно принять к вычету.
Вместе с тем таможенные пошлины и сборы нужно относить на прочие расходы. Так гласит обновленная редакция пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (данную норму можно применять с 1 января 2005 г.). Исключение составляют таможенные платежи по импортным товарам, материалам и основным средствам. Их можно включать в стоимость указанного имущества. В данном случае выбор остается за налогоплательщиком (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Что касается методов оценки сырья и материалов, которые списываются в производство, то они перечислены в п. 6 ст. 254 НК РФ. Так же как и в бухгалтерском учете, организации, списывая сырье и материалы в производство, должны оценивать по себестоимости:
— каждой единицы;
— первых по времени приобретений (метод ФИФО);
— последних по времени приобретений (метод ЛИФО);
— по средней себестоимости.
Выбранный метод нужно указать в приказе об учетной политике организации для целей налогообложения.
Нормы естественной убыли
Недостачи и потери от порчи материальных ценностей можно учесть при расчете налога на прибыль на основании пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ. Но списываются такие расходы только в пределах норм естественной убыли.
Порядок, в котором эти нормы должны утверждаться, уполномочено разработать Правительство РФ. В свою очередь Правительство РФ поручило разработать нормы расходов отраслевым ведомствам и согласовать их с Министерством экономического развития и торговли РФ (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814). Однако до настоящего времени нормы были утверждены лишь в отношении нескольких видов продукции. Поэтому законодатели решили, что организации могут применять нормы естественной убыли, утвержденные до введения гл. 25 НК РФ. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ. Причем указанное изменение имеет обратную силу и распространяется на период с 2002 г.
То есть организации, которые в прошлые налоговые периоды не списывали убыль, вправе сейчас пересчитать налог и вернуть переплату.
Комментарий к Ст. 254 НК РФ
В ст. 254 НК РФ приведен перечень материальных расходов. К ним относятся затраты на покупку:
— сырья и материалов, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
— материалов для упаковки, предпродажной подготовки произведенных и реализуемых товаров, а также для хознужд;
— инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другого имущества, не являющегося амортизируемым;
— комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
— топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии;
— работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
А также затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.
Также следует отметить, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Это право предоставлено им на основании п. 6 ст. 259 НК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика в том числе на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.
При этом организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Организации признаются осуществляющими деятельность в области информационных технологий, если:
1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с п. 4 Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. N 758, государственную аккредитацию вправе получить российская организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности при условии, что данная организация осуществляет разработку и реализацию программ для ЭВМ и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных;
2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц не менее 70%;
3) среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.
Организация, не выполняющая условия, предусмотренные п. 6 ст. 259 НК РФ, должна погашать расходы на приобретение электронно-вычислительной техники по общим правилам, а именно путем начисления амортизации.
При определении доли доходов от покупателей — иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория Российской Федерации. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, место жительства физического лица.
Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей — иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с таможенной территории Таможенного союза.
Расходы на приобретение средств защиты
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика в том числе на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.
Согласно ст. ст. 212 и 221 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в частности, приобретение и выдачу за счет собственных средств прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 221 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
На основании п. 6 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н, указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договоры с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Учитывая изложенное, расходы работодателя на приобретение средств индивидуальной защиты могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов в пределах норм, предусмотренным законодательством, или по повышенным нормам, утвержденным локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда (Письмо Минфина России от 11 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/645).
Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации») порядок учета расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, изменяется. По общему правилу стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Однако в целях списания стоимости имущества, указанного в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, в течение более чем 1 отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определять порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Таким образом, с 1 января 2015 г. Налоговый кодекс РФ устанавливает возможность списания в налоговом учете стоимости имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, в течение более чем 1 отчетного периода. Соответствующий порядок должен быть определен налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и должен учитывать срок использования такого имущества или иные экономически обоснованные показатели.
Оценка товарно-материальных ценностей
Пункт 2 ст. 254 НК РФ определяет: стоимость ТМЦ, которые включаются в материальные расходы, организации определяют исходя из цен их приобретения. Сюда же включаются комиссионные вознаграждения посредников, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение, а также иные затраты, которые связаны с приобретением товарно-материальных ценностей.
В отношении товаров, купленных для перепродажи, следует сказать, что их оценивают исходя из цены покупки. В их стоимость можно включать любые затраты, связанные с их покупкой, в частности стоимость доставки.
Обратите внимание: в стоимость ТМЦ следует включать любые налоги и сборы, которые были уплачены при их покупке или производстве. Исключение составляют только НДС и акцизы, которые можно принять к вычету.
Вместе с тем таможенные пошлины и сборы нужно относить на прочие расходы. Так гласит обновленная редакция пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Исключение составляют таможенные платежи по импортным товарам, материалам и основным средствам. Их можно включать в стоимость указанного имущества. В данном случае выбор остается за налогоплательщиком (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Что касается методов оценки сырья и материалов, которые списываются в производство, то они перечислены в п. 6 ст. 254 НК РФ. Так же как и в бухгалтерском учете, организации, списывая сырье и материалы в производство, должны оценивать по себестоимости:
— по стоимости единицы запасов;
— первых по времени приобретений (метод ФИФО); — последних по времени приобретений (метод ЛИФО); — по средней себестоимости.
Выбранный метод нужно указать в приказе об учетной политике организации для целей налогообложения.
При этом отметим, что с 1 января 2008 г. Приказом Минфина России от 26 марта 2007 г. N 26н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» исключен способ ЛИФО, однако для целей налогового учета он оставался действующим.
Отметим также, что с 1 января 2015 г. метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) также был исключен и для целей налогового учета (Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации»).
Стоимость МПЗ, которые выявлены в ходе инвентаризации или получены при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ.
Оценка такого дохода проводится исходя из рыночных цен с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. п. 5 и 6 ст. 274 НК РФ).
В соответствии с п. п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже либо разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ), а также доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
Стоимость материально-производственных запасов и прочего имущества, полученных при демонтаже (разборке) при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли организаций по мере отпуска в производство (с учетом ст. ст. 318 — 319 НК РФ) или по мере реализации (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ) (Письмо Минфина России от 10 августа 2012 г. N 03-03-06/1/400).
При этом положениями ст. ст. 254 и 268 НК РФ не предусмотрен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов. На это обращал внимание Минфин России в своих разъяснениях (см., например, Письмо Минфина России от 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/590). Следовательно, в ситуации, когда имущество получено безвозмездно, цена его приобретения равна нулю. Таким образом, стоимость безвозмездно полученных материально-производственных запасов при их списании в производство или реализации не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Однако с 1 января 2015 г. согласно абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации») стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 8, 13 и 20 ст. 250 НК РФ.
Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки (абз. 2 п. 8 ст. 250 НК РФ).
Нормы естественной убыли
Недостачи и потери от порчи материальных ценностей можно учесть при расчете налога на прибыль на основании пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ. Но списываются такие расходы только в пределах норм естественной убыли.
Порядок, в котором эти нормы должны утверждаться, уполномочено разработать Правительство РФ. В свою очередь, Правительство РФ поручило разработать нормы расходов отраслевым ведомствам и согласовать их с Министерством экономического развития и торговли РФ (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов»; далее в настоящей главе — Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814). Однако до настоящего времени нормы были утверждены лишь в отношении нескольких видов продукции. Поэтому законодатели решили, что организации могут применять нормы естественной убыли, утвержденные до введения гл. 25 НК РФ. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» впредь, до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
То есть организации, которые в прошлые налоговые периоды не списывали убыль, вправе сейчас пересчитать налог и вернуть переплату.
При этом если в настоящее время отсутствуют утвержденные федеральными органами исполнительной власти, а также утвержденные в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, нормы естественной убыли, то организации при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не смогут отнести к материальным расходам соответствующие потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке данных материальных ценностей (см., например, Письмо Минфина России от 21 июня 2006 г. N 03-03-04/1/538, УФНС России по г. Москве от 17 января 2007 г. N 20-12/004115).
А применение самостоятельно разработанных норм естественной убыли в целях налогообложения прибыли не предусмотрено, поскольку разработка и утверждение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов осуществляются перечисленными в п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 федеральными органами исполнительной власти.
На это обратил внимание Минфин России в Письме от 21 июля 2010 г. N 03-03-06/1/471.
Однако некоторые суды приходят к выводам, что:
— отсутствие норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не может служить основанием для отказа налогоплательщику в праве на включение затрат в материальные расходы в целях налогообложения налогом на прибыль (Постановление
ФАС Западно-Сибирского округа от 29 января 2007 г. N Ф04-9155/2006(30637-А03-15));
— несвоевременное утверждение Правительством Российской Федерации норм естественной убыли не должно препятствовать применению налогоплательщиками положений пп. 2 п. 7 ст. 254 НК Российской Федерации (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 сентября 2006 г. N Ф04-5368/2006(25679-А27-14)).
Материальные расходы
Материальные расходы — расходы на приобретение сырья, материалов, инструментов, приспособлений, инвентаря, работ и услуг производственного характера и подобные расходы.
Термин «Материальные расходы» применяется в налогообложении (налог на прибыль организаций). В бухгалтерском учете применяется близкий термин — материальные затраты.
Материальные расходы в налоговом учете
Материальные расходы это один из видов расходов, связанных с производством и реализацией, наряду с расходами на оплату труда, суммами начисленной амортизации и прочими расходами.
В материальные расходы включены собственно материальные ресурсы, используемые при производстве продукции (работ, услуг), а также расходы, связанные с обращением материальных ресурсов. Перечень материальных расходов указан в пункте 1 статьи 254 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика (п. 1 ст. 254 НК РФ):
1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);
2) на приобретение материалов, используемых:
для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);
3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;
4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
5) на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии;
6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов);
7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются (п. 7 ст. 254 НК РФ):
1) расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено ст. 261 «Расходы на освоение природных ресурсов» НК РФ;
2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли , утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья;
4) расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий.
Прямые материальные расходы
Материальные расходы, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся для налога на прибыль к прямым расходам (ст. 318 НК РФ):
— расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
— расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Налогоплательщики вправе в учетной политики расширить перечень рямых расходам и, к примеру, отнести к прямым расходам иные материальные расходы.
Особенности налогового учета материальных расходов
НК РФ устанавливает правило (п. 6 ст. 254 НК РФ), что сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.
Порядок признания расходов (в том числе и материальных) при методе начисления, регулируется ст. 272 НК РФ.
Так, в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги), датой осуществления материальных расходов признается — дата передачи в производство сырья и материалов (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Передача сырья и материалов в производство — это начало использования сырья и материалов для производства товаров, работ или услуг.
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н уточняют (п. 90) – «Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации.
Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение».
Пример
Производственная организация передает со склада в цех по внутренней накладной материалы для производства продукции. Такая передача считается передачей в производство. Сумма расходов на материалы на эту дату списываются на затраты (в бухгалтерском учете дебет счета 20).
Списание расходов на материальные ресурсы
При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов (п. 8 ст. 254 НК РФ):
— метод оценки по стоимости единицы запасов;
— метод оценки по средней стоимости;
— метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
Подробнее: Способы списания (по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО)
Материальные расходы при УСН
Материальные расходы признаются при применении УСН и указаны в пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и учитываются с учетом п. 2 ст. 346.16 НК РФ.
Перечень материальных расходов для УСН указан в той же ст. 254 НК РФ, что и для предприятий применяющих общую систему налогообложения.
Материальные затраты в бухгалтерском учете
В бухгалтерском учете применяется близкий термин — «материальные затраты». Так, п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н указывает, что при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
— материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты.