НК 23

Начиная с 23.05.2020 г. действуют нормы Закона Украины от 16.01.2020 г. № 466-IX, которыми переписали содержание ст. 172 и 173 НКУ, а значит и порядок налогообложения операций по продаже или обмену объектов движимого и недвижимого имущества. К сожалению, налогов придется платить больше при продаже второго и последующего объекта движимого и недвижимого имущества. Об этом и поговорим подробнее.

Чтобы не пропустить информацию о принятии изменений законодательства или появлении разъяснений налоговиков по вашей теме — установите их на контроль в LIGA360. Как только они вступят в силу — вы автоматически получите уведомления. Эти и другие возможности доступны бухгалтеру в LIGA360. Попробуйте сейчас — заказывайте тестовый доступ.

Когда с продажи легковых авто (мотоциклов, мопедов) придется платить больше налогов

Уже давно все привыкли, что с дохода физлица от проданного (обменянного) одного за отчетный (налоговый) год легкового авто и/или мотоцикла, и/или мопеда, налоги не платят. Зато с доходов, полученных от продажи (обмена) двух и более за отчетный (налоговый) год легковых авто и/или мотоциклов и/или мопедов, платили НДФЛ по ставке 5%. Такой порядок устанавливал п. 173.2 НКУ. Также продавец с дохода от проданного (обменянного) второго и последующего из перечисленных транспортных средств должен был уплатить военный сбор по ставке 1,5% (пп. 1.2 п. 161 Подразделение 10 Переходных и заключительных положений НКУ).

Указанный выше порядок действовал ранее. Начиная с 23.05.2020 г. физлицам так же не нужно платить налоги с дохода от проданного (обменянного) одного за отчетный (налоговый) год легкового авто и/или мотоцикла, и/или мопеда. Однако НДФЛ по ставке 5% и военный сбор в размере 1,5% придется заплатить в случае продажи (обмена) второго в течении года легкового авто и/или мотоцикла, и/или мопеда. Зато с третьего и последующего проданного (обменянного) в течение отчетного (налогового) года легкового авто и/или мотоцикла, и/или мопеда или другого транспортного средства уже уплачиваем НДФЛ по ставке 18%, а вместе с ним и военный сбор в размере 1,5%.

То есть, фактически 18% НДФЛ надо удержать с дохода от проданного третьего и последующего легкового авто и/или мотоцикла, и/или мопеда, или другого транспортного средства.

Очередность продажи движимого имущества определяют по информации, указанной продавцом-физлицом в договоре купли-продажи или в отдельном заявлении. На их основании налоговый агент удерживает НДФЛ по соответствующим ставкам. Если говорим о договоре купли-продажи объекта движимого имущества, где стороной является юрлицо или ФЛП, то именно они выступали налоговыми агентами. И здесь есть уточнения с 23.05.2020 г. в пп. 173.3 НКУ: ФЛП расширили до самозанятых лиц. Наверное чтобы лица, занимающиеся независимой профессиональной деятельностью и которые являются покупателем транспортного средства, тоже выступали налоговыми агентами и удерживали и платили налог с выплаченных доходов физлицу-продавцу.

Также отметим, что согласно внесенных в абз. 4 п. 179.2 НКУ изменений уточнено, что налоговую декларацию не подают, если налогоплательщик получал доходы, которые не облагаются налогами. Поэтому продажа (обмен) в течение года одного легкового авто и/или мотоцикла, и/или мопеда не требует от физлица-продавца ежегодного декларирования доходов.

Отчетность должна быть простой. Формируйте отчеты и администрируйте операции по топливу и спирту в сервисе Liga:REPORT. В мае действует дополнительная скидка 20% для юрлиц-плательщиков НДС. Узнать больше.

Что изменилось в порядке налогообложения недвижимого имущества

Как известно, доход от продажи (обмена) не чаще одного раза в год жилого дома, квартиры или их части, комнаты, садового (дачного) дома (включая земельный участок, на котором расположены такие объекты, а также хозяйственно-бытовые сооружения и здания, расположенные на таком земельном участке), а также земельного участка, не превышающего нормы бесплатной передаче, не облагают налогом. Но обязательное условие -пребывание такого имущества в собственности налогоплательщика более трех лет (п. 172.1 НКУ). Начиная с 23.05.2020 г. к таким необлагаемых налогом доходов добавили и те, которые получены от продажи объектов незавершенного строительства жилого дома, квартиры или их части, комнаты, садового (дачного) дома.

В то же время уточнили, что доход от продажи (обмена) объекта незавершенного строительства облагают налогом аналогично как и объекты недвижимого имущества в порядке, определенном ст. 172 НКУ. Речь идет о случаях налогообложение по ставке 5% дохода от продажи в течение года более одного из объектов недвижимости, указанных в п. 172.1 НКУ, или от продажи объекта недвижимости, не указанного в п. 172.1 НКУ.

Также в п. 172.3 НКУ предусмотрели, что на договоры мены объектов недвижимости распространяются те же правила оценочной стоимости объектов недвижимости, что и на договоры купли-продажи этих объектов. А значит без отчета об оценке с Единой базы данных не обойтись.

Отметим, что как и в случае с продажи движимого имущества, при продаже недвижимости налоговыми агентами будут выступать не только ФЛП, а все самозанятые лица, если они будут стороной договора купли-продажи, мены объекта недвижимого имущества. Соответствующее дополнение внесли в п. 172.7 НКУ.

Николай Кирильчук, ведущий бухгалтер-эксперт портала «Бухгалтер.UA»

Связаться с редактором

Новая редакция Ст. 23 НК РФ

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

5.1) представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.

Центральный банк Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Центрального банка Российской Федерации в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) утратил силу;

1.1) утратил силу;

2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) утратил силу.

2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

3. Утратил силу.

3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

3.4. Плательщики страховых взносов обязаны:

1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;

2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса;

3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;

4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5.2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, представление которых такой организацией предусмотрено настоящим Кодексом, по форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта иностранная организация должна обеспечить получение от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, документы (информация), сведения, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом, представляются указанной иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные настоящей статьей, распространяются также на иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 23 НК РФ

В части обязанностей налогоплательщиков были внесены существенные изменения. Статья 23 НК РФ была полностью изложена в новой редакции, которая предполагает с 1-го января 2007 г. закрепить за налогоплательщиками следующие обязанности:

уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ);

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ);

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ);

представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ);

представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);

представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ);

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса России);

в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ);

нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (пп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ);

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия (пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ);

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ);

о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Кроме этого, п. 3 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Пунктом 4 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.

Пунктом 5 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 6 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.

Обратим внимание читателя, что поправкой в п. 2 ст. 23 НК РФ уменьшен срок представления информации об открытии или о закрытии счетов — с десяти до семи дней. Кроме этого, введена уточняющая норма, что срок на представление в налоговый орган соответствующей информации исчисляется со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Также отметим поправку, которую следует рассматривать в системной связи с поправкой, внесенной в ст. 11 НК РФ: новая формулировка п. 2 ст. 23 НК РФ говорит о том, что налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства.

Прежняя редакция п. 2 ст. 23 НК РФ не содержала однозначного ответа на вопрос о необходимости нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) банковских счетов, используемых ими для своей профессиональной деятельности.

Непоследовательность в данном вопросе отмечалась также в разъяснениях налогового ведомства.

Письмо от 4 октября 2004 г. N 24-1-10/700@ МНС России изменило свою позицию и указало на необходимость адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, представлять в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) счетов в банках в десятидневный срок. Письмо МНС России от 29 августа 2003 г. N ШС-6-24/930@ было отменено.

Новая редакция ст. 23 НК РФ (п. 3) однозначно говорит о необходимости нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Другой комментарий к Ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 23 Кодекса установлены обязанности налогоплательщиков, вне зависимости от того, какое лицо — организация, индивидуальный предприниматель или физическое лицо — является этим налогоплательщиком.

1) Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы установлена в статье 57 Конституции РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (см. комментарий к ст. 44 Кодекса).

2) Как установлено п. 1 ст. 83 НК, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом (см. комментарий к ст. 83 Кодекса).

3) Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса России установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Согласно п. 2 ст. 54 Кодекса индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России (см. комментарий к ст. 54 Кодекса).

4) В соответствии с п. 1 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 80 Кодекса).

Бухгалтерская отчетность подлежит представлению в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Следует учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и, соответственно, от обязанности представления бухгалтерской отчетности (см. комментарий к ст. 54 Кодекса).

5) В подпункте 1 п. 1 ст. 31 НК РФ закреплено право налоговых органов требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

6) В подпункте 8 п. 1 ст. 31 Кодекса закреплено право налоговых органов требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

7) О предусмотренных Кодексом случаях представления налогоплательщиками налоговым органам необходимой информации и документов (см. комментарий к ст. 126 Кодекса).

8) Следует отметить, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» для документов бухгалтерского учета предусматривает иной срок хранения. В соответствии с п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. О соотношении сроков хранения учетных документов, установленных подп. 8 п. 1 ст. 23 Кодекса и п. 1 ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (см. комментарий к ст. 120 Кодекса).

9) Согласно подп. 9 п. 1 ст. 23 Кодекса законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены и иные обязанности налогоплательщиков, нежели указанные в п. 1 комментируемой статьи.

2. В пункте 2 ст. 23 Кодекса предусмотрены дополнительные обязанности налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей — письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

о реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Приказом МНС России от 2 апреля 2004 г. N САЭ-3-09/255@ <*> утверждены следующие рекомендуемые формы сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах:

———————————
<*> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 11.

форма N С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета» (приложение N 1);

форма N С-09-2 «Сообщение об участии в российских и иностранных организациях» (приложение N 2);

форма N С-09-3 «Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации» (приложение N 3);

форма N С-09-4 «Сообщение о реорганизации юридического лица» (приложение N 4).

3. В пункте 3 ст. 23 Кодекса предусмотрено, что плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

4. Как указано в п. 4 ст. 23 Кодекса за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены соответствующими статьями гл. 16 Кодекса.

5. В соответствии с п. 5 ст. 23 Кодекса налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 328 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги.

Пунктом 2 ст. 127 Таможенного кодекса РФ установлено, что при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разд. III Таможенного кодекса РФ.

Какой налог на доходы для физических лиц нужно уплачивать? Налог на доходы физических лиц в 2018 (НДФЛ), — это налог с доходов, которые платят физические лица в 2018 году (так называемый подоходный налог). Плательщиками налога могут быть как граждане России, так и иностранные граждане.

Ставки налога в 2018

Существует пять различных ставок налога на доходы физических лиц в 2018 году от 9% до 35%. Размер ставки зависит от налогового статуса физического лица, то есть того, является ли он налоговым резидентом или нет и вида дохода.

Для резидентов существует три налоговые ставки — 9%, 13%, 35%. Облагаются как доходы от источников в России, так и от источников за пределами России. В 2018 чаще всего используется ставка 13%. Она используется, например, по доходам от работодателя, или от продажи имущества (например, машины). Ставки налогов не зависят от размера дохода. Для тех, у кого нет статуса «налоговый резидент», существует две ставки налога – 15% для дивидендов и 30% для всех остальных доходов. У нерезидентов облагаются доходы только от источников в России.

Будет ли повышена ставка налога?

Размер ставки налога на доходы физических лиц в 2018 году остался прежним. Сколько раньше платили процентов налогоплательщики со своих доходов (работодатель — удерживал), столько и нужно платить (удерживать) и в 2018 году.

Какие изменения внесены в декларацию с 1 января

Утверждена изменённая форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в 2018 году. Изменения действуют с 2018 года для декларирования доходов, полученных в 2017 году. В обновленной форме 3-НДФЛ теперь не нужно заполнять адрес на титульном листе, а при расчете имущественного налогового вычета достаточно указать кадастровый номер объекта – адрес «подтянется» автоматически. Кроме того, с 2018 года можно получить еще один вид инвестиционного налогового вычета. Если по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, получен доход и с него уплачен налог, то его можно получить обратно. Для этого в декларации листы «З», а также «И» дополнены соответствующими полями. Предельный размер вычета не ограничен. Кроме того, в декларации появилось отдельное поле для заявления нового социального вычета – за оплату независимой оценки своей квалификации. Закон об этом вступил в силу в 2017 году, соответственно, заявить вычет можно уже в 2018 году.

Необлагаемый доход

Доходы, с которых не платят подоходный налог, подробно перечисляются Налоговым кодексом РФ (217 статья):

  • пособия безработным и беременным (с больничных листов НДФЛ удерживается, даже если вы ухаживаете за заболевшим ребенком);
  • алименты;
  • стипендии;
  • пенсионные выплаты и дополнительные платежи людям на пенсии;
  • различные виды компенсаций;
  • премии за помощь при раскрытии преступлений;
  • командировочные расходы: суточные на территории России до 700 р., вне её 2500 р.;
  • благотворительные пожертвования;
  • оплата за донорство;
  • доходы при продаже фруктов, овощей, зелени, животных, полученных на собственных дачах, огородах, в садах, если земельный участок не более 0,5 гектара и не применяется труд наемных работников;
  • оплата лечения сотрудника предприятием;
  • помощь при чрезвычайных ситуациях;
  • доходы при продаже квартиры и другого имущества (за исключением ценных бумаг), принадлежавших владельцу не менее пяти лет, а в отдельных случаях, например, при наследовании или приватизации, -не менее трех лет;
  • доходы при наследовании и получении подарков для близких родственников;
  • компенсации участникам долевого строительства, если застройщик обанкротился.

НК 23

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *