Независимая оценка

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Принят

Государственной Думой

22 июня 2016 года

Одобрен

Советом Федерации

29 июня 2016 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

3. Иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

4. Настоящий Федеральный закон не применяется в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, созданная в целях обеспечения деятельности по развитию квалификаций в Российской Федерации, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Российская Федерация, от имени которой функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации;

2) национальный совет — национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте Российской Федерации для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в Российской Федерации;

3) независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее — независимая оценка квалификации), — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее — требования к квалификации), проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) оценочные средства для проведения независимой оценки квалификации — комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена;

5) реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационный ресурс для обеспечения проведения независимой оценки квалификации (далее — реестр);

6) совет по профессиональным квалификациям — орган управления, наделенный в соответствии с настоящим Федеральным законом полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности;

7) соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

8) центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Статья 3. Участники системы независимой оценки квалификации

Участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1) национальный совет;

2) национальное агентство развития квалификаций;

3) советы по профессиональным квалификациям;

4) центры оценки квалификаций;

5) работодатели;

6) соискатели;

7) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее — уполномоченный орган исполнительной власти).

Статья 4. Проведение независимой оценки квалификации

1. Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

3. Для прохождения профессионального экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность, а также иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.

4. По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям.

5. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

6. Соискатель, работодатель, иные указанные в части 2 настоящей статьи физические и (или) юридические лица, которые не согласны с решениями, принятыми центром оценки квалификаций по итогам прохождения профессионального экзамена, в течение тридцати календарных дней с даты информирования их о результатах прохождения профессионального экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Статья 5. Национальный совет

1. Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет.

2. В состав национального совета входят представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

3. Полномочия национального совета и его состав определяются настоящим Федеральным законом и указом Президента Российской Федерации.

4. Издание нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам независимой оценки квалификации осуществляется после рассмотрения и одобрения этих актов национальным советом.

Статья 6. Национальное агентство развития квалификаций

Национальное агентство развития квалификаций:

1) обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций;

2) подготавливает для национального совета предложения по наделению советов по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности, а также по прекращению таких полномочий;

3) организует формирование и ведение реестра;

4) утверждает на основе предложений советов по профессиональным квалификациям наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена, после одобрения этих предложений национальным советом, вносит содержащиеся в указанных документах сведения в реестр;

5) осуществляет информирование и консультирование участников системы независимой оценки квалификации по вопросам ее проведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6) осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Совет по профессиональным квалификациям

1. Совет по профессиональным квалификациям создается по решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне.

2. Совет по профессиональным квалификациям создается на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, и по решению национального совета наделяется полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности. В состав совета по профессиональным квалификациям входят также представители профессиональных союзов (их объединений), образовательных, научных и других организаций.

3. Совет по профессиональным квалификациям для осуществления своей деятельности разрабатывает на основе примерного положения о совете по профессиональным квалификациям положение и утверждает его.

4. Совет по профессиональным квалификациям по определенному виду профессиональной деятельности:

1) утверждает оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

2) представляет в национальное агентство развития квалификаций проекты наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

3) проводит отбор организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций, наделяет их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

4) определяет для каждого центра оценки квалификаций наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации, и направляет сведения о таких наименованиях в национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр;

5) осуществляет мониторинг деятельности центров оценки квалификаций и контроль за их деятельностью;

6) принимает решение о прекращении полномочий центров оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о принятом решении для ее внесения в реестр;

7) проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации, принимает решение о выдаче свидетельств о квалификации центром оценки квалификаций и направляет в национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для ее внесения в реестр;

8) проводит по решению национального совета независимую оценку квалификации;

9) создает апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, и организует ее деятельность.

5. Финансовое обеспечение деятельности совета по профессиональным квалификациям осуществляется за счет собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Центр оценки квалификаций

1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации. Перечень квалификаций определяется для соответствующего центра оценки квалификаций советом по профессиональным квалификациям.

2. Центр оценки квалификаций проводит профессиональные экзамены.

3. Полномочия центра оценки квалификаций могут быть прекращены в случае:

1) несоответствия деятельности центра оценки квалификаций установленным требованиям;

2) неоднократного нарушения центром оценки квалификаций порядка проведения профессиональных экзаменов;

3) представления центром оценки квалификаций заведомо недостоверных сведений в ходе отбора и наделения его полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, мониторинга осуществляемой им деятельности или контроля за ней;

4) поступления от юридического лица заявления о прекращении по собственной инициативе осуществления полномочий центра оценки квалификаций;

5) ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. При прекращении юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сведения о центре оценки квалификаций исключаются национальным агентством развития квалификаций из реестра в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия советом по профессиональным квалификациям решения о прекращении указанных полномочий.

5. В случае прекращения юридическим лицом осуществления полномочий центра оценки квалификаций совет по профессиональным квалификациям обеспечивает выполнение неисполненных обязательств перед соискателями, в отношении которых не завершена процедура независимой оценки квалификации.

6. Финансовое обеспечение деятельности центра оценки квалификаций осуществляется за счет собственных средств центра оценки квалификаций и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти

1. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий;

2) утверждает форму бланка свидетельства о квалификации и приложений к нему, технические требования к бланку, порядок заполнения бланка и выдачи дубликата свидетельства о квалификации, а также форму заключения о прохождении профессионального экзамена;

3) утверждает образец заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядок подачи такого заявления, в том числе в форме электронного документа, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»;

4) утверждает требования к центрам оценки квалификаций и порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий;

5) утверждает положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;

6) утверждает положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

7) утверждает положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации;

8) утверждает порядок формирования и ведения реестра, перечень сведений, содержащихся в реестре, и порядок доступа к ним;

9) утверждает порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации.

Статья 10. Информационное обеспечение независимой оценки квалификации

1. В целях обеспечения проведения независимой оценки квалификации используется реестр, который включает в себя:

1) информацию о деятельности национального совета и национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

2) сведения о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;

3) сведения о наименованиях квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;

4) сведения о выданных свидетельствах о квалификации;

5) перечень официальных сайтов национального совета, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

6) иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.

2. Национальное агентство развития квалификаций несет ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в реестре.

3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

4. Национальное агентство развития квалификаций, советы по профессиональным квалификациям и центры оценки квалификаций формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к этим ресурсам посредством использования официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», перечень которых содержится в реестре.

Статья 11. Переходные положения

В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона), применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

3 июля 2016 года

N 238-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 238-ФЗ О независимой оценке квалификации

«Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16.03.2017) (ред. от 07.12.2018)

В соответствии с социальными проектами Российской Федерации «Доходы государственной казны», «Народный контроль», «Кадры для национальной экономики», «Знак Качества «Сделано в России», «За высокий социальный стандарт», «Забота», «За достойную заработную плату», а также требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» N 283-ФЗ от 03.07.2016 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 N 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» Стороны Соглашения участвуют в решении следующих задач:

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 30.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения»

количество центров сертификации профессиональных квалификаций (с 2017 года в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации»), нарастающим итогом;

количество актуализированных профессиональных стандартов в соответствии с требованиями экономики, нарастающим итогом;

«Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 — 2019 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016) (ред. от 03.08.2018)

В соответствии с социальными проектами Российской Федерации «Доходы государственной казны», «Народный контроль», «Кадры для национальной экономики», «Знак Качества «Сделано в России», «За высокий социальный стандарт», «Забота», «За достойную заработную плату», а также требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» N 283-ФЗ от 03.07.2016 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. N 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» Стороны Соглашения участвуют в решении следующих задач:

Приказ Минтруда России от 19.12.2016 N 759н Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 12.12.2016 N 725н Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 01.11.2016 N 601н Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 19.12.2016 N 758н Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 12.12.2016 N 726н Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Приказ Минтруда России от 01.12.2016 N 701н Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:

Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2016 N 2348-р (ред. от 17.09.2018) <Об осуществлении от имени Российской Федерации функций и полномочий учредителя автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций»>

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О независимой оценке квалификации» определить, что функции и полномочия учредителя автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» от имени Российской Федерации осуществляют Минтруд России и Минобрнауки России.

3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года и является базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.

Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК). При Национальном совете действуют отраслевые Советы по профессиональным квалификациям, которые наделяются полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации). Центры оценки квалификации (далее ЦОК) проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты. ЦОК – это юридическое лицо, наделенное полномочиями и осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Независимая оценка квалификации – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификации для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий успешное прохождение профессионального экзамена в рамках №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сведения о выданных свидетельствах вносятся в единый реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Процедура независимой оценки квалификации

Соискатель на основе профстандарта выбирает уровень квалификации для проведения независимой оценки квалификации, направляет пакет документов исходя из требований к данному уровню квалификации, проходит профессиональный экзамен в форме теоретической и практической части, получает свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий уровень квалификации соискателя.

Профессиональный стандарт — это документ, определяющий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Цель введения системы профстандартов – повышение качества трудовых ресурсов, рост профессионализма работников и, как результат, повышение конкурентоспособности экономики страны в целом. Профстандарты создаются с привлечением работодателей, т.е. отражают актуальные требования работодателей к подготовке специалистов.

Применение профстандартов организацией означает:

  • Приведение в соответствие профстандартам штатного расписания организации трудовых договоров (в части наименования профессии)
  • Проверка на соответствие профстандартам персонала организации (в Центрах оценки квалификации)
  • По результатам оценки провести меры по обучению (переобучению) персонала, не соответствующего необходимому уровню квалификации

Применение профстандартов в организациях (на предприятиях и т.д.) позволяет контролировать затраты на персонал и его развитие, т.е. повысить эффективность бизнеса в целом. Профстандарты регистрируются в Минюсте России как нормативные правовые акты, т.е. «общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение».

В соответствии с изменениями, внесенными в «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», ФГОС профессионального образования должны соответствовать профстандартам. Образовательные организации согласно ФЗ «О независимой оценке квалификации» не могут быть аттестованы в качестве Центров оценки квалификации. ЦОК и образовательные организации могут сотрудничать в рамках использования материально-технической базы друг друга, а также обмена опытом между экспертами ЦОК и преподавателями.

Налоговые льготы при прохождении независимой оценки квалификации. Принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2017), который предоставил определенные налоговые льготы соискателям, проходящим независимую оценку квалификации, и работодателям, направляющим их в центр оценки квалификации. Сумма платы за прохождение независимой оценки квалификации не облагается НДФЛ (п.21.1 ст.217 НК РФ). Плательщику НДФЛ предоставляется социальный налоговый вычет по этому налогу в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за прохождение независимой оценки квалификации. Расходы работодателя учитывают в составе затрат при исчислении налога на прибыль организации, с учетом условий, что независимая оценка квалификации работников должна проводиться на основании договора об оказании услуг на проведение такой оценки, и у работодателя должны быть заключены трудовые договоры с работниками, которые направлены в центр оценки квалификации.

Преимущества квалифицированных специалистов:

  • документальное подтверждение независимой организацией квалификации и профессионального мастерства специалист;
  • персональное преимущество для роста карьеры;
  • повышение имиджа, рейтинга и конкурентоспособности специалиста в области предоставляемых услуг;
  • обеспечение потребности организаций и частных заказчиков в квалифицированных специалистах;
  • уверенность специалистов в собственных возможностях, психологическая комфортность, доверие руководства организации и уважение коллег.

Преимущества для работодателя:

  • существенная экономия времени на поиске, отборе и оценке кандидатов на вакантные места;
  • оформление на работу только компетентных и мотивированных сотрудников;
  • регулярная диагностика компетенций сотрудников согласно содержанию профессиональных стандартов, разрабатываемых ассоциациями работодателей.

Что такое независимая оценка? Когда проводится? От чего зависит цена?

Независимая оценка – это востребованная услуга, которая проводится специалистами на основе предоставленных клиентом данных. Специалисты проводят анализ полученных данных, и после завершения устанавливают фиксированную стоимость объекта, движимого и недвижимого имущества, нанесенного ущерба, определенных повреждений и т.д.

Оценка производится с учетом положений рынка в момент проведения оценочных работ. Для профессиональной оценки лучше сразу обратиться в надежную и солидную компанию. Лучше всего обращаться в организацию, которая в своей работе использует наиболее значительные параметры актуальности, что позволяет осуществить оценку с максимальной точностью.

Независимая оценка – услуга. После заключения договора специалисты компании приступают к своим обязанностям. Специалисты выезжают на объект для осмотра, анализа и получения точных данных о состоянии объекта.

Если компания в качестве оплаты своих услуг берет процент от стоимости оценки, то это должно быть оформлено документально, чтобы после оценки не возникло недоразумений. Для этой цели проводятся все расчеты на основе полученных данных, оценка объекта и расчет стоимости услуг.

Вам понадобятся оценочные услуги в том случае, если вы собственник и хотите продать или купить недвижимость по рыночной стоимости. Услуга считается независимой экспертизой, поэтому может воспользоваться любой человек.

Например, если вы хотите купить дом, но считаете, что цена слишком завышена. Вы легко можете обратиться в оценочную компанию, чтобы получить независимую оценку. В оценочной компании вы сможете получить ответ на интересующий вопрос.

Оценка объекта – это комплекс услуг, предусматривающий детальное изучение объекта с целью получения максимальных данных о его рыночной стоимости. Всестороннюю оценку удается получить, благодаря изучению как основных, так и дополнительных критериев, влияющих на определение стоимости объекта.

Часто оценочные услуги могут понадобиться при различных ДТП. В этом случае, страховая компания требует от владельца автомобиля целую пачку документов, в том числе, справку об оценке повреждений.

Владельцу приходиться самостоятельно обращаться в оценочную компанию. Причина заключается не только в том, что нужна справка об оценке повреждений, но и в том, что зачастую страховые компании стараются минимизировать повреждения, чтобы меньше выплатить денег.

Если владелец считает, что страховая компания пытается его обмануть, то лучше обратиться к независимой оценочной компании. К тому же, имея на руках результаты независимой оценки, можно разрешить дело через суд.

Когда нужна независимая оценка

Необходимость в независимой оценке может возникнуть во многих случаях. Например:

• когда необходимо четко определить рыночную стоимость объекта;
• когда возникают сомнения в адекватности названной стоимости;
• когда необходимо проверить квалификацию работников с помощью независимой оценки;
• с помощью независимой оценки можно точно определить нанесенный ущерб.

Оценивается земля, имущество, предприятия, недвижимость и т. д. Оценка проводится по согласию обеих сторон или одной из сторон, принимающей участие в споре.

Оценка сильно отличается от экспертизы, поэтому в случае возникновения серьезных споров относительно ущерба, повреждений и других случаев, лучше всего обратиться к экспертам.

Они смогут предоставить точные данные о конкретном факте. Независимая оценка требуется в том случае, если необходимо определить точную стоимость определенного объекта.

Сейчас оценка проводится при совершении различных сделок:

• при оформлении ипотечного кредита. В оценке заинтересован банк. Если цена недвижимости будет слишком занижена, то банк откажется выдать кредит;
• оценка необходима для оформления документов при национализации различных объектов;
• при спорах с налоговой службой. Например, если налоговая требует выплаты налогов в несколько раз больше от существующей суммы налога;
• оценка нужна для проведения процедуры банкротства. Необходимо определить точную рыночную стоимость объектов и имущества;
• если нужно выкупить акции или увеличить уставной капитал;
• для составления брачного контракта. В этом случае нужно знать точную стоимость имущества будущих супругов, чтобы правильно составить брачный контракт;
• применяется оценка исполнительными службами с целью использовать определенную ценность для выполнения требования суда.

Точную сумму ущерба, а не общую стоимость объекта поможет определить экспертная оценка. На это следует обратить внимание при проведении оценки. Компании, занимающиеся оценочной деятельностью должны иметь разрешение заниматься независимой оценкой.

Выбирая независимую оценочную компанию нужно быть очень внимательным. Необходимо обращать внимания на отзывы, комментарии на сайте компании. Это поможет выбрать компанию, которая качественно выполнит услуги по оценке имущества и объектов.

Как правильно выбрать оценочную компанию

Важно не ошибиться в выборе оценочной компании. Если придерживаться пошаговой инструкции, то с выбором не возникнет никаких проблем.

Шаг 1: Необходимо проверить лицензию у компании и наличие необходимых документов о профессиональной пригодности.

Шаг 2: Заключение договора между двумя сторонами, в котором точно прописаны все нюансы: описание объекта, документы, цена, лицензия оценщика, квалификация специалистов и т. д.

Шаг 3: Согласуется место и время встречи оценщика и клиента для проведения оценки.

Шаг 4: Приглашение третьих лиц для контроля. Необходимо в том случае, если одна из сторон захочет дополнительного контроля третьими лицами.

Шаг 5: Подготовка объекта. Указывается место объекта и предоставляется вся необходимая информация для оценки.

Шаг 6: Предоставление документов. Оценка начинается после полписания договора и составления документа, в который вносятся регистрационные данные объекта, титул собственности, данные о взаимодействии с инфраструктурой, физические свойства и т. д.

Шаг 7: Составление отчета последний этап деятельности оценочной компании. В отчет вносятся данные о времени проведения оценки, цель и вид определяемой стоимости. После завершения оценки, клиенту предоставляется окончательный отчет с результатами оценки.

Формирование цены

Стоимость услуг зависит от многих факторов, поэтому цена определяется индивидуально в конкретном случае.

Закажите независимую экспертизу в компании «Профсервис» вы получите профессиональную оценку на самом высоком уровне.

Тарасов В. Д., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В настоящее время в нашей стране продолжается формирование национальной системы профессиональных квалификаций. Важным ее элементом является механизм независимой оценки профессиональной квалификации, задача которой – установление соответствия опыта, знаний, умений и навыков работника требуемому уровню квалификации. Поскольку формирование механизма независимой оценки еще только началось, у работодателей и работников периодически возникают различные вопросы. На некоторые из них ответил недавно Минтруд (Информация от 21.04.2017 «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»). С какими сложностями в связи с проведением независимой оценки встречаются работодатели и какие разъяснения по этим вопросам дает ведомство?

Обязательно ли проведение независимой оценки?

Для начала напомним, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238-ФЗ) независимая оценка – это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (далее – соискатель) профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 238-ФЗ соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившееся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций (далее – ЦОК) для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Законом № 238-ФЗ. Работодателей волнует, обязательна ли процедура независимой оценки для всех организаций и учреждений. Или же она носит добровольный характер?

Обратимся к Трудовому кодексу. В силу ч. 1 его ст. 197 работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации. Согласно ч. 1 ст. 196 необходимость направления работников на такую оценку для собственных нужд определяет работодатель. То есть соискатель может обратиться в ЦОК для прохождения независимой оценки самостоятельно, а может быть направлен работодателем.

Минтруд на поставленный вопрос отвечает так: оценка квалификации является добровольной и для работников, и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

Если на прохождение независимой оценки квалификации работник направлен по инициативе работодателя, у работника нужно запросить письменное согласие. При этом на период прохождения сотрудниками оценки работодатель должен предоставить им некоторые гарантии и компенсации. В частности, в соответствии со ст. 187 ТК РФ:

  • оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя;

  • за работником сохраняются место работы (должность) и средняя зарплата по основному месту работы;

  • если независимая оценка осуществляется в другой местности, работнику оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

К сведению: гарантии при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 196 ТК РФ).

Каков срок действия результатов независимой оценки?

Поскольку срок действия результатов независимой оценки Законом № 238-ФЗ не установлен, возникает логичный вопрос: как часто работникам нужно подтверждать соответствие квалификации, то есть каков срок действия результатов оценки?

Напомним, что независимая оценка проводится ЦОК в форме профессионального экзамена в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» (далее – Постановление № 1204). Экзамен осуществляется с использованием средств для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденных советом по профессиональным квалификациям.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным средствами независимой оценки квалификации. Результаты экзамена оформляются ЦОК не позднее 30 календарных дней после его завершения и выдаются соискателю или его законному представителю.

На вопрос о сроках действия результатов независимой оценки Минтруд отвечает, что срок действия свидетельства о квалификации, которое выдается по итогам успешного прохождения независимой оценки, определяется советами по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности (обновления технологий, знаний и умений, применяемых в конкретных видах деятельности).

Сведения о сроках действия свидетельств о квалификации можно получить из Реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в Интернете на сайте АНО «Национальное агентство развития квалификаций» nok-nark.ru (далее – Реестр сведений об оценке). Там же можно получить информацию о перечне наименований квалификаций и профессиональных стандартах, на соответствие которым оценивается квалификация.

Сколько стоят услуги по независимой оценке?

Как установлено Законом № 238-ФЗ, если оценка квалификации проводится:

1. По инициативе соискателя – оплата услуг осуществляется за счет средств соискателя либо иных физических и (или) юридических лиц.

2. По направлению работодателя – за счет его средств.

Оплата услуг осуществляется на основании заключенного между лицом, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен, и ЦОК договора о возмездном оказании услуг. На вопрос о стоимости услуг по независимой оценке Минтруд отвечает, что это определяется ЦОК. Информация о стоимости прохождения независимой оценки квалификации будет размещаться на их сайтах.

К сведению: например, стоимость независимой оценки квалификации соискателя по каждому наименованию квалификации, проводимой НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», составляет 19 000 руб.

При этом при оплате услуг для граждан предусмотрены социальные налоговые вычеты в случае расходов на прохождение оценки квалификации (расширяется перечень оснований для налоговых вычетов, а совокупный размер вычетов по всем основаниям не увеличивается) (ст. 219 НК РФ).

Что касается льгот для работодателей, ст. 264 НК РФ предусмотрено: расходы работодателей на оценку квалификации относятся к прочим расходам, которые связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и которые не облагаются налогом на прибыль. Согласно той же статье это будет возможно, только если у организации имеется договор об оказании услуг по проведению независимой оценки, заключенный с ЦОК, и трудовой договор с работником, проходящим эту оценку.

Как применяются результаты независимой оценки?

Как уже отметил Минтруд, оценка квалификации является добровольной и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований.

В частности, уволить работника на основании неудовлетворительных результатов при сдаче экзамена работодатель не сможет (в отличие от аттестации, предусмотренной ст. 81 ТК РФ).

К сведению: аттестация – это проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы. При этом трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Порядок аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81).

В ответ на вопрос, что могут дать результаты независимой оценки соискателю и работодателю, чиновники указали следующее:

  • при успешном прохождении экзамена гражданин может предъявить свое свидетельство о квалификации при трудоустройстве;

  • в соответствии с результатом прохождения оценки квалификации работник может планировать дальнейшую профессиональную карьеру, а работодатель организовывать обучение сотрудников, их включение в кадровый резерв и др.;

  • оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность на рынке труда;

  • в случае неудовлетворительного прохождения экзамена выданное соискателю заключение об этом подскажет ему и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.

Если в организации предусмотрено прохождение аттестации

Работодатели, у которых установлен такой способ оценки квалификации работников, как аттестация, спрашивают, как применять Закон № 238-ФЗ.

И вот что отвечает на это Минтруд. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ иной порядок оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях.

К сведению: особенности регулирования труда в Трудовом кодексе установлены, в частности, для педагогических и научных, медицинских и творческих работников, спортсменов и тренеров. При этом для педагогических, научных и медицинских работников, работников учреждений культуры и искусства другими федеральными законами и нормативными правовыми актами в целях подтверждения квалификации и соответствия занимаемым должностям установлено прохождение аттестации.

Применение указанного порядка в силу ст. 11 Закона № 238-ФЗ допускается до 1 июля 2019 года.

Если необходимо установить иной порядок оценки квалификации работников (аттестации и т. п.), чем установленный Законом № 238-ФЗ, федеральному органу исполнительной власти в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовом кодексе в части введения особенностей регулирования труда работников, требования по должностям которых определены в Законе № 238-ФЗ.

Обратите внимание: положения Закона № 238-ФЗ не применяются в отношении госслужащих и граждан, претендующих на замещение должностей госслужбы.

О создании ЦОК

К наиболее распространенным относятся и вопросы о том, как зарегистрировать ЦОК, на базе какой организации он может быть создан и какие требования предъявляются к членам экспертной комиссии ЦОК.

К сведению: согласно Приказу Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» (далее – Приказ № 759н) ЦОК – это юридическое лицо, которое наделено советом полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Такими полномочиями не может быть наделено юридическое лицо, которое является образовательной организацией и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения).

Отбор организаций для наделения полномочиями по независимой оценке квалификации осуществляется на основе заявления юридического лица о наделении его этими полномочиями и документов, которые представляются в совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет). Вся необходимая информация по данному вопросу размещена в Реестре сведений об оценке и на сайте Минтруда.

К сведению: совет по профессиональным квалификациям – орган управления, наделенный в соответствии с Законом № 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности (ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Совет направляет организации-заявителю решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в этом в течение 100 календарных дней со дня поступления документов.

Сведения о ЦОК формируются Советом и представляются в Национальное агентство развития квалификаций для размещения в Реестре сведений об оценке не позднее 5 календарных дней после принятия Советом решения о наделении организации-заявителя полномочиями по проведению оценки.

Что касается требований к членам экспертной комиссии ЦОК, согласно пп. «в» п. 3 требований к ЦОК, утвержденных Приказом № 759н, они должны иметь подтвержденную Советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации.

Согласно Закону № 238-ФЗ и Приказу Минтруда РФ от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых ЦОК при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профстандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена. Разработку оценочных средств организует Совет.

Для информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций предусмотрено ведение Реестра сведений об оценке, в котором будут содержаться сведения о советах, ЦОК, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах. Сведения, содержащиеся в реестре, открыты для просмотра гражданами и организациями, за исключением персональных данных. Доступ граждан и организаций к Реестру сведений об оценке является бесплатным и обеспечивается Национальным агентством развития квалификаций с использованием Интернета.

* * *

Подводя итог сказанному Минтрудом, можно еще раз отметить, что независимая оценка – мероприятие добровольное. Пока никто не может заставить ни работодателей, ни работников ее проводить (проходить). А если даже ее и провели, то использовать результаты оценки в целях подтверждения соответствия работника занимаемой должности и его увольнения не получится.

Тем не менее, ставки на эту процедуру большие. Чиновники уверены, что прохождение оценки квалификации упростит процесс трудоустройства и что сами работники будут заинтересованы поддерживать высокий уровень своих знаний, умений и пр. на протяжении всей трудовой деятельности. И в первую очередь проводить независимую оценку начнут организации, в которых обязательны к применению профессиональные стандарты, и учреждения государственного сектора.

В переходный период, до 2019 года, скорее всего, еще будут вноситься изменения и дополнения в нормативную базу, утверждаться новые профстандарты и создаваться новые ЦОК, поскольку на сегодняшний момент их явно недостаточно.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»​

Постановление Правительства РФ №1204 от 16.11.16 Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №601н от 01.11.16 Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №649н от 15.11.16 Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №701н от 01.12.16 Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №706н от 02.12.16 Об утверждении формы образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №725н от 12.12.16 Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №726н от 12.12.16 Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №729н от 14.12.16 Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №758н от 19.12.16 Об утверждении примерного положения о Совете по Профессиональным Квалификациям и порядка наделения Совета по Профессиональным Квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий

Независимая оценка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *