Неверно указан номер

Указание КПП организации-грузополучателя в счетах-фактурах

При оформлении счетов-фактур возникает вопрос о порядке указания в них надлежащего кода причины постановки на учет (КПП) организации-грузополучателя в тех случаях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации. Как ни странно, но до настоящего момента это простая и даже «техническая» неопределенность надлежащим образом не устранена: противоречивая позиция, отраженная в официальных разъяснениях, лишь усиливает эту неопределенность.

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры служат основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету’ при выполнении требований, установленных к форме и реквизитам счета-фактуры.

Так, п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть, в частности, указаны: наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не могут быть основанием отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ, не может быть основанием отказа принять к вычет>’ суммы налога, предъявленные продавцом.

Как указывал Конституционный Суд РФ в определениях от 15 февраля 2005 г. № 93-0 и от 18 апреля 2006 г. № 87-0, по смыслу п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5

и 6 этой статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъектов), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество, объем поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, назначение счета-фактуры — установление определенного круга сведений. Если счета-фактуры, по которым оспаривается налоговый вычет, содержат полную и достоверную информацию о продавце и позволяют установить все указанные сведения, то отказ в вычете неправомерен.

Указание КПП в счете-фактуре НК РФ не предусмотрено, что объясняется в значительной степени тем, что этот показатель не рассматривается как «идентифицирующий» налоговозначимый признак именно налогоплательщика. КПП присваивается не только налогоплательщику, но и его обособленным подразделениям, которые плательщиками НДС не являются, т.е. реквизит КПП обусловлен лишь целями учета и не порождает обязанности уплаты налога. То есть, хотя КПП и свидетельствует о том, что в документе, в котором он упомянут, речь идет об обособленном подразделении, КПП имеет скорее техническую характеристику.

Так, если идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) идентифицирует именно налогоплательщика, то КПП не идентифицирует налогоплательщика, не может служить целям такой идентификации и фактически — это дополнительный показатель. Такой вывод может быть сделан исходя из целей введения этого показателя в налоговое законодательство.

Как указано в приказе Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309, «в связи с особенностями учета налогоплательщиков — организаций, определенных положениями абзаца второго п. 1 ст. 83 НК РФ, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) организации вводится код причины постановки на учет, который состоит из следующей последовательности цифр слева направо: код государственной налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (NNNN1); код причины постановки на учет (РР); порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (XXX). Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код: NNNNPPXXX».

С учетом изложенного КПП не может относиться к «идентификационному номеру», о котором говорится в п. 5 ст. 169 НК РФ.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения на основании п. 8 ст. 169 НК РФ установлены Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Постановлением № 1137, конкретизирующем положения ст. 169 НК РФ, предусмотрено, что в строке 66 счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, отражается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогопла- тел ыци ка- покупателя.

Как следует из содержания перечисленных правил, требования к счету-фактуре в части указания КПП, отраженные в Постановлении № 1137, существенно дополняют нормы ст. 169 НК РФ. Такое противоречие должно разрешаться в пользу ст. 169 НК РФ, чего в целом придерживаются и суды. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22 апреля 2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2010 г. № А19-24868/09) указал следующее: «…факт неправильного указания кода причины постановки на учет в спорных счетах-фактурах не имеет правового значения для оценки правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914 является подзаконным нормативным актом, который, согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, не может дополнять или изменять законодательные акты о налогах и сборах». Аналогично высказывание и ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 4 июня 2008 г. № Ф08-3055/2008: «…в данной норме отсутствует прямое указание на обязательное отражение в счете-фактуре КПП продавца и покупателя. Требование обязательного проставления в счете-фактуре КПП установлено лишь п. 12 Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2004 г. № 84 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914»: в строках счета- фактуры 26 «ИНН продавца» и 66 «ИНН покупателя» необходимо указывать КПП продавца и покупателя соответственно. Однако ст. 169 Налогового кодекса РФ прямо говорит о том, что невыполнение требований к заполнению счета-фактуры, не предусмотренных п. 5—бет. 169 Налогового кодекса РФ, не может быть достаточным основанием для отказа в принятии к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость. В Налоговый кодекс РФ изменения о необходимости проставления в счете-фактуре КПП не внесены, основным требованием лишь остается проставление наименования, адреса и идентификационного номера налогоплательщика. Следовательно, отсутствие КПП или неправильное его указание не может служить основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, поскольку не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, в Постановлении № 1137 речь идет о КПП именно налогоплательщика-покупателя. Обособленные подразделения организации статусом плательщика НДС не обладают, что следует из гл. 21 НК РФ (ст. 143 НК РФ) и неоднократно подтверждалось финансовыми органами’. Следовательно, формально, с учетом буквального смысла и системного толкования приведенных норм законодательства, основания для отражения КПП фактического грузополучателя — обособленного подразделения отсутствуют. В таком случае законодательство не содержит «неустранимых сомнений, противоречий и неясности» (п. 7 ст. 3 НК РФ), не позволяющих натогоплательщику избрать корректную, соответствующую закону модель действий: по прямому указанию законодателя в счете-фактуре должен быть проставлен КПП покупателя, а не обособленного подразделения — фактического грузополучателя.

Как указывал КС РФ, для определения налоговых последствий необходимо учитывать их гражданско-правовую основу . В случаях, когда в заключаемых договорах указано, что покупателем выступает именно головная организация, отсутствуют основания для признания обособленных подразделений в качестве покупателей, поскольку обособленные подразделения как самостоятельные экономические субъекты в договорных отношениях по поставке не участвуют. Отражение КПП обособленного подразделения означало бы, что оно — покупатель товаров, что не соответствует заключенному договору. Разный КПП позволял бы дифференцировать покупателя, но если это с правовой точки зрения лишь одно лицо (головная организация, как это предусмотрено договором’), то отражение КПП обособленного подразделения лишено смысла и обусловлено лишь целями внутреннего учета перемещения поставленного товара к структурному подразделению покупателя.

Исходя из буквального содержания правил оформления счетов- фактур (ст. 169 НК РФ и Постановления Правительства № 1137), следует критически оценивать разъяснения финансовых органов, которые не обладают силой законодательных актов .

Имеющиеся разъяснения Минфина России не восполняют каких- либо пробелов и не устраняют противоречия в законодательстве, а, напротив, порождают неопределенность для налогоплательщиков.

С одной стороны, Минфин России указывал, что «в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 66 «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП головной организации» (письма от 7 августа 2012 г. № 03-07- 11/260, от 26 января 2012 г. № 03-07-09/03).

В других разъяснениях изложен противоположный подход. В Письме от 2 ноября 2011 г. № 03-07-09/36 отмечено, что «при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 66 «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП соответствующего подразделения». Аналогичный вывод содержится в Письме от 15 мая

  • 2012 г. № 03-07-09/55 (эта позиция, как указано в письме от 24 июля
  • 2013 г. № 03-07-09/29204, до настоящего времени не изменилась). При этом Минфин России отклонил ссылку на ранее изданное им же разъяснение, указав, «что касается письма Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-09/03… в соответствии с которым в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 66 «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП головной организации, то указанное письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика о заполнении указанной строки счета-фактуры при приобретении головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем подлежат передаче обособленному подразделению». Такой же подход отражен и в ряде более ранних писем Минфина России (2009—2012 гг.).

Такие различия в разъяснениях не свидетельствуют о наличии «неустранимых сомнений, противоречий и неясности» (п. 7 ст. 3 НК РФ), поскольку налогоплательщик должен руководствоваться нормами законодательства, по смыслу которых указание КПП покупателя не рассматривается определяющим реквизитом для целей НДС и в принципе относится только к налогоплательщику — стороне сделки3, а не фактическому грузополучателю.

В правилах заполнения счетов-фактур указано, что исправление счетов-фактур возможно в случае ошибок либо искажений. Об искажениях и ошибках может идти речь, если законодательство о налогах и сборах связывает с ними наступление каких-либо последствий.

Иными словами, ошибкой/искажением следует рассматривать ситуацию, когда в счете-фактуре не отражено то, что должно быть отражено в соответствии с установленными правилами его заполнения. Если прямая обязанность отражения именно такого реквизита и в таком порядке отсутствует, то нет и ошибки, а следовательно, и оснований для внесения исправлений или замены счета-фактуры.

Независимо от того, какой КПП проставлен организацией в счете-фактуре, данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в применении вычетов.

Материалы судебной практики не свидетельствуют о возникновении риска в применении вычетов НДС, хотя наличие таких доводов свидетельствует о том, что появление претензий налоговых органов исключить полностью нельзя. Учитывая позицию судов, вероятность разрешения такого спора в пользу налогоплательщика можно считать высокой.

В частности, отклоняя доводы налоговых органов, суды основываются на том, что ст. 169 НК РФ не предусматривает обязательного указания в счете-фактуре КПП, а следовательно, неверное указание либо отсутствие КПП не препятствует праву на применение налоговых вычетов3.

Такой подход закреплен не только в Определении ВАС РФ от 10 октября 2008 г. № 12585/08, но и в практике нижестоящих судов1.

Даже в тех случаях, когда суды соглашаются, что ошибочное отражение либо отсутствие КПП следует признать дефектом, они признают его незначительным, не препятствующим применению вычетов НДС2.

Такая практика стабильна и сохраняется на протяжении ряда последних лет.

Таким образом, в ситуациях, когда покупатели по договору поставки — головная организация, а фактический грузополучатель — обособленное подразделение этой организации, для выставляемых счетов-фактур может быть избран один из трех вариантов действий:

  • • указание КПП головной организации. Такие действия формально соответствуют Постановлению Правительства РФ № 1137, и не будут входить в противоречие с гражданским обязательством (заключенным договором поставки). Такой подход может быть оправдан ссылками на соответствующие разъяснения Минфина России;
  • • указание КПП обособленного подразделения. Несмотря на то, что такой подход тоже отражен в ряде писем Минфина России, напрямую он неуказан в Постановлении № 1137;
  • • указание одновременно двух КПП (обособленного подразделения — фактического получателя товара и головной организации — покупателя по договору) за счет внесения в утвержденную форму счета-фактуры дополнительного реквизита. Такой подход также допускается Минфином России’.

‘ См., напр., постановления ФАС Московского округа от 7 сентября 2011 г. № А40- 136255/10-129-436, от 23 апреля 2009 г. № КА-А40/3582-09, от 22 сентября 2006 г. № КА- А40/8042-06; ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2008 г. № АЗЗ-6296/07- Ф02-967/08; ФАС Северно-Западного округа от 13 апреля 2007 г. № А42-5675/2006 (Определением ВАС РФ от 3 августа 2007 г. № 9457/07 отказано в передаче в Президиум); Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2009 г. № 09АП- 24725/2009-АК, от 16 октября 2006 г. № 09АП-12910/2006-АК (оставлено без изменения Постановлением ФАС Московского округа от 29 декабря 2006 г. № КА-А40/12851-06); Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2010 г. № А19-24868/09); Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июля 2007 г. № А21-6917/2006 (оставлено без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24 октября 2007 г. № А21-6917/2006) и др.

  • 2 См. постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2011 г. № А41-5915/11; Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2008 г. № А12-8136/08-с29.
  • 3 См.: Письмо Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-07-09/29204.
  • В тех случаях, когда законодатель придавал указанию КПП правовое значение, наэто прямо указывается в соответствующих нормах НК РФ (в частности, в п. 9, 15, 18, 19ст. 204 НК РФ применительно к акцизам).
  • ‘ В частности, в письмах Минфина России от 2 ноября 2011 г. № 03-07-09/36, от15 мая 2012 г. № 03-07-09/55 и др. Также исходя из п. 5 ст. 174 НК РФ обособленные подразделения не представляют налоговую декларацию по НДС (такая декларация представляется по месту нахождения головной организации без разделения налога по обособленным подразделениям). Кроме того, гл. 21 НК РФ уплата НДС по мест)’ нахожденияобособленных подразделений не предусмотрена. В п. 5 ст. 169 НК РФ в качестве реквизита счета-фактуры указано на «идентификационные номера налогоплательщика и покупателя», т.е. законодатель имеет в виду именно налогоплателыциков-сторон сделки,а не их обособленные подразделения. Положения законодательства позволяют сделатьвывод, что для целей НДС отражение в счете-фактуре именно обособленного подразделения не признается юридически значимым.
  • Так, из правовой позиции, сформулированной в Постановлении КС РФ от 13 марта 2008 г. № 5-П, следует, что налоговые обязательства организаций — это прямое следствие их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны;возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются награжданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Эту правовую позициюКС РФ воспроизводит и в более поздних постановлениях (в частности, в Постановлении от 1 марта 2012 г. № 6-П).
  • Например, обоснование отражения того или иного КПП ссылкой на содержание договора содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 22 мая 2009 г.№ КА-А40/4421-09.
  • Согласно Письму Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемые им письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в них.
  • Такого же подхода Минфин России придерживается в целом и применительнок продавцу. Фактически это правило согласуется и с порядком уплаты НДС и представлением отчетности по налогу’ головной организацией, а не обособленным подразделением. При условии, что в счетах-фактурах, по которым организация принимает НДСк вычету, остальные реквизиты отражены корректно, в полном соответствии с требованиями законодательства (ст. 169 НК РФ и Постановление № 1137).

Местонахождение покупателя

С 01.10.2017 в бланк счета-фактуры и правила заполнения счетов-фактур внесены изменения (см.. постановление Правительства РФ от 19.08.2017 № 981). По новым правилам в строке 6а счета-фактуры нужно писать: «Адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, в пределах места нахождения юридического лица» (подп. «к» п. 1 Правил заполнения счетов-фактур в ред. постановления Правительства РФ от 19.08.2017 № 981).

До 01.10.2017 чиновники рекомендовали при оформлении счетов-фактур указывать в строке 6а «Адрес» адрес покупателя – юридического лица в лице головной организации (см. письма Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-09/11029, Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-09/11029).

Найти и скачать бланк счета-фактуры, в том числе применяющийся с октября 2017 года, вы можете в статье .

О порядке заполнения нового счета-фактуры читайте в статье «Как заполнить новую форму счета-фактуры с октября 2017 года?».

Каких-либо официальных разъяснений о порядке указания адреса при выставлении счета-фактуры в адрес обособленного подразделения по новой форме в настоящий момент еще нет. Но анализируя в совокупности п. 3 ст. 55 ГК РФ и подп. «к» п.1 Правил заполнения счетов-фактур в ред. постановления Правительства РФ от 19.08.2017 № 981, можно предположить, что в рассматриваемой ситуации в строке 6а «Адрес» счета-фактуры нужно приводить адрес:

  • обособленного подразделения, не являющимся представительством или филиалом нужно указывать адрес головной организации, внесенный в ЕГРЮЛ;
  • филиала или представительства, указанного в ЕГРЮЛ.

О последствиях ошибки в указании адресных данных читайте в материале «Неверные адресные данные в счете-фактуре не приводят к потере права на вычет».

Существенные ошибки в счете-фактуре

Ошибки в счетах-фактурах признаются существенными, если они могут стать причиной отказа в вычете НДС. К ним относятся ошибки, которые не позволяют налоговым органам идентифицировать (п. 2 ст. 169 НК РФ):

  • продавца или покупателя.

Это ошибки в наименовании продавца или покупателя, их адресе и ИНН, из-за которых инспекция не может установить продавца или покупателя.

К примеру, в строке 6 счета-фактуры указали не наименование покупателя из учредительных документов, а Ф.И.О. его сотрудника (Письмо ФНС России от 09.01.2017 N СД-4-3/2@).

Проверить данные продавца (покупателя) вы можете на сайте ФНС России по ссылке https://egrul.nalog.ru;

  • наименование отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав). К примеру, вместо «мука ржаная» указано «мука пшеничная» (Письмо Минфина России от 14.08.2015 N 03-03-06/1/47252).

Если в этой графе указана неполная информация, но достаточная для определения товара (работы, услуги, имущественного права), то на вычет это не влияет (Письмо Минфина России от 17.11.2016 N 03-07-09/67406);

  • стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) и сумму НДС. Например, это могут быть:

— арифметические ошибки в стоимости или в сумме налога (Письмо Минфина России от 19.04.2017 N 03-07-09/23491);

— отсутствие данных о стоимости или сумме налога (Письмо Минфина России от 30.05.2013 N 03-07-09/19826);

— отсутствие либо неверное указание наименования и кода валюты (Письмо Минфина России от 11.03.2012 N 03-07-08/68);

— отсутствие либо неверное указание единицы измерения, количества (объема) и цены (тарифа) за единицу измерения (Письмо Минфина России от 15.10.2013 N 03-07-09/43003);

  • правильную налоговую ставку. К примеру, вместо ставки 10% указана ставка 18%.

Если ошибки не мешают идентифицировать продавца и покупателя, наименование и стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, ставку и сумму налога, то такие ошибки несущественные и из-за них не должны отказать в вычете НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Является ли существенной ошибкой подписание счета-фактуры факсимильной подписью

Факсимильная подпись на счете-фактуре может привести к отказу в вычете. Это является существенной ошибкой.

Статья 169 НК РФ не предусматривает использование факсимильной подписи при оформлении счета-фактуры. Поэтому факсимиле в счете-фактуре влечет отказ в вычете НДС (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11, Письмо Минфина России от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81951).

Ошибка в адресе в счете-фактуре

Ошибки в адресе в счете-фактуре для продавца не влекут налоговых последствий. Но они могут привести к отказу покупателю в вычете НДС. Это связано с тем, что этот реквизит является обязательным и помогает налоговому органу идентифицировать продавца или покупателя (п. 2, пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Однако в счете-фактуре есть и другие данные, по которым инспекция устанавливает продавца и покупателя. К ним, в частности, относятся их наименования и ИНН. Поэтому ошибка в адресе не всегда влечет отказ в вычете. Это подтвердил и Минфин России в Письме от 02.04.2015 N 03-07-09/18318.

Если в счете-фактуре указан неполный адрес, по сравнению с адресом в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), то это также не приведет к отказу в вычете при возможности идентифицировать покупателя на основании иных реквизитов счета-фактуры (Письмо Минфина России от 30.08.2018 N 03-07-14/61854).

Если адрес совпадает с адресом из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), но есть технические ошибки в его написании, покупатель может принять НДС к вычету. К примеру, допустимы (Письма Минфина России от 25.04.2018 N 03-07-14/27843, от 02.04.2018 N 03-07-14/21045, от 17.01.2018 N 03-07-09/1846, от 20.11.2017 N 03-07-14/76455):

  • сокращения слов;
  • замена прописных букв на строчные или наоборот;
  • изменение местами слов в названии улицы;
  • дополнительное указание страны, если в ЕГРИП или ЕГРЮЛ этого нет и др.

Рекомендуем сверять адрес с данными из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Данные из ЕГРЮЛ доступны на сайте ФНС России по ссылке https://egrul.nalog.ru.

При обнаружении существенных ошибок в адресе в счете-фактуре рекомендуем покупателю обратиться к продавцу с просьбой внести исправления в счет-фактуру, а зарегистрированный счет-фактуру аннулировать в книге покупок.

Препятствует ли вычету НДС неверный индекс в счете-фактуре

Из-за неверного индекса в счете-фактуре могут отказать в вычете НДС, только если нет возможности установить продавца и покупателя на основании иных реквизитов счета-фактуры (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Например, если в таком счете-фактуре правильно указан ИНН, то в вычете налога не откажут (Письмо Минфина России от 07.06.2010 N 03-07-09/36).

Неверный ИНН в счете-фактуре

Неверное указание ИНН в счете-фактуре не влечет налоговых последствий для продавца. Но покупателю могут отказать в вычете, поскольку это обязательный показатель и по нему налоговый орган идентифицирует продавца и покупателя (п. 2, пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1, пп. 3 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).

Однако в конкретной ситуации суд может встать на сторону покупателя. Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа посчитал, что ошибка в ИНН не препятствует определению суммы НДС и идентификации контрагента по сделке (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.07.2017 N Ф04-2386/2017).

Тем не менее рекомендуем внимательно проверять заполнение таких сведений в счете-фактуре, а при обнаружении ошибок — просить продавца внести исправления. Ведь такая ошибка может привести к спору с налоговым органом.

Арифметическая ошибка в счете-фактуре

Из-за арифметических ошибок в счете-фактуре покупателю могут отказать в вычете НДС, если такие ошибки не позволяют определить стоимость товаров (работ, услуг) и сумму предъявленного налога (Письмо Минфина России от 19.04.2017 N 03-07-09/23491).

При обнаружении таких ошибок рекомендуем обратиться к продавцу с просьбой внести исправления в счет-фактуру, а зарегистрированный счет-фактуру аннулировать в книге покупок.

Несущественные ошибки в счете-фактуре

Несущественными являются ошибки, которые нельзя отнести к существенным ошибкам. То есть это ошибки, которые не мешают идентифицировать продавца, покупателя, наименование, стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), ставку и сумму налога.

Несущественная ошибка не может быть причиной отказа в вычете НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

К несущественным ошибкам, например, относятся:

  • опечатки в наименовании и адресе покупателя или продавца, например:

— указание Ф.И.О. покупателя-предпринимателя без слов «ИП» (Письмо Минфина России от 07.05.2018 N 03-07-14/30461);

— замена прописных букв на строчные в наименованиях продавца и покупателя (Письмо Минфина России от 18.01.2018 N 03-07-09/2238);

— лишние символы, например тире или запятые (Письмо Минфина России от 02.05.2012 N 03-07-11/130);

— сокращения в адресе, замена прописных букв на строчные или наоборот, смена местами слов, дополнительное указание страны, если в ЕГРИП или ЕГРЮЛ этого нет (Письма Минфина России от 25.04.2018 N 03-07-14/27843, от 02.04.2018 N 03-07-14/21045, от 17.01.2018 N 03-07-09/1846, от 20.11.2017 N 03-07-14/76455);

  • нарушение нумерации счетов-фактур;
  • указание графического символа рубля вместо наименования валюты (Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-07-11/21095);
  • указание кода вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС при реализации товаров на территории России (Письмо Минфина России от 09.01.2018 N 03-07-08/16);
  • прочерк вместо фразы «без акциза» в графе 6 (Письмо Минфина России от 18.04.2012 N 03-07-09/37);
  • отсутствие в графе 7 «Налоговая ставка» счета-фактуры символа «%» (Письмо Минфина России от 03.03.2016 N 03-07-09/12236).

Нарушение нумерации счетов-фактур

Для продавца такая ошибка не влечет налоговых последствий.

Покупателю из-за ошибок в нумерации счетов-фактур не откажут в вычете по НДС. Ведь это не мешает идентифицировать продавца и покупателя, наименование и стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), ставку и сумму налога (п. 2 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-09/411).

Неверный КПП в счете-фактуре

Неверное указание КПП в счете-фактуре не влечет налоговых последствий ни для продавца, ни для покупателя. КПП является обязательным реквизитом в счете-фактуре согласно НК РФ. Кроме того, неверный КПП не мешает идентифицировать продавца и покупателя, если другие обязательные реквизиты счета-фактуры (наименование, ИНН, адрес) указаны верно (п. п. 2, п. 5, 5.1, 5.2 ст. 169 НК РФ).

Если в счете-фактуре КПП не указан, то покупателю также не могут отказать в вычете по НДС, если остальные реквизиты счета-фактуры (наименование, ИНН, адрес) указаны верно и позволяют идентифицировать продавца и покупателя (п. 2, пп. 2 п. 5, пп. 2 п. 5.1 ст. 169 НК РФ).

В счете-фактуре не указан номер платежного поручения

Отсутствие в счете-фактуре номера платежного поручения не может стать основанием для отказа покупателю в вычете по НДС. Это не мешает налоговому органу идентифицировать продавца, покупателя, наименование и стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), сумму НДС, налоговую ставку (п. 2 ст. 169 НК РФ). Таким образом, это не относится к существенным ошибкам, препятствующим получению вычета.

В счете-фактуре неверно указана страна происхождения товара или номер таможенной декларации

Если в счете-фактуре неверно указаны (не указаны) код или название страны происхождения товара либо номер таможенной декларации, то это не будет существенной ошибкой, которая препятствует вычету НДС у покупателя. Вычет по такому счету-фактуре правомерен (п. 2 ст. 169 НК РФ, Письмо ФНС России от 04.09.2012 N ЕД-4-3/14705@).

В судебной практике есть примеры решений о том, что из-за недостоверной информации о стране происхождения товара и номере таможенной декларации нельзя отказать в вычете по реальной операции (см. Постановления ФАС Московского округа от 22.03.2017 N Ф05-2626/2017, от 21.03.2016 N Ф05-2082/2016, ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2016 N Ф07-906/2016).

На практике иногда предлагают не принимать к вычету НДС, если в счете-фактуре не указаны данные о стране происхождения импортного товара.

Мы не рекомендуем следовать такому подходу, поскольку в НК РФ нет запрета на вычет в таком случае. Отказ в вычете возможен, только если налоговые органы не могут идентифицировать данные, которые указаны в п. 2 ст. 169 НК РФ.

Неверно указан номер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *