Неудовлетворительные дорожные условия

По официальным данным ГИБДД МВД России, в прошлом году причиной каждой пятой аварии, в которой погибли или пострадали люди, стало неудовлетворительное состояние дорог и улиц. В отдельных регионах ситуация еще хуже. Например, в Ставропольском крае плохое состояние дорог привело почти к половине всех зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. А недавно в Волгограде сотрудники местной Госавтоинспекции даже потребовали от городской администрации закрыть для проезда машин сразу несколько оживленных улиц областного центра. Причина — многочисленные дефекты дорожного покрытия, многократно превышающие предельно допустимые нормы, а попросту — огромные ямы даже на главных магистралях города. О состоянии улично-дорожной сети в Екатеринбурге и Свердловской области, о предпринимаемых областной автоинспекцией мерах и реакции властей журналу «ГАИ» рассказал заместитель начальника отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области майор полиции ДМИТРИЙ КУЗНЕЦОВ.

— Дмитрий Григорьевич, начнем с ликбеза для автомобилистов. Что, помимо ям, открытых люков и снежных валов, понимается под НДУ — неудовлетворительными дорожными условиями?
— Все, что может повлиять на дорожно-транспортное происшествие или на тяжесть его последствий. Это отсутствие тротуаров либо неудовлетворительное состояние пешеходных дорожек и тротуаров, отсутствие разметки либо плохо различимая разметка, отсутствие, неправильное применение или плохая видимость дорожных знаков, отключенное освещение в ночное время суток. Неудовлетворительные дорожные условия — это факторы, которые так или иначе повлияли на дорожно-транспортное происшествие, вне зависимости от состояния самого водителя и его транспортного средства. Например, нами было зафиксировано ДТП, когда машина съехала с проезжей части, а ее водитель получил тяжкие телесные повреждения из-за того, что откос, по которому он съехал, был заложен с нарушениями нормативов. Основной причиной аварии могло быть что-то другое, но на месте ДТП было установлено, что причиной тяжелых травм водителя стало именно несоответствие СНиПу геометрических параметров дороги. Чтобы съезд был безопасным, откосы должны быть пологими (соотношением 1:4, 1:3). Если такого нет, должно быть установлено ограждение. Инспекторы дорожного надзора фиксируют все эти нарушения, по которым затем принимаются меры реагирования.

— В 2012 г. в Свердловской области произошло снижение аварийности из-за неудовлетворительного состояния проезжей части на 10%. Скажите, это результат малоснежной зимы или проведенной работы?
— Действительно, аварийность по причине НДУ снизилась на 10%, но при этом она по-прежнему остается высокой. По статистике, каждое третье ДТП на территории Свердловской области связано с теми или иными недостатками дорожной инфраструктуры. За 2012 г. зарегистрировано 1492 таких ДТП, в которых, к сожалению, 340 человек погибли и 2093 получили ранения. Это очень много, но мы целенаправленно над этим работаем. И снижение аварийности — не случайность: в области действительно произошли существенные улучшения. Проделана большая работа по ликвидации колейности, много пешеходных переходов приведено в соответствие с нормативами. Изменения коснулись и зимнего содержания улично-дорожной сети: во многих городах области подрядные организации, наконец, поняли, что пешеходные переходы должны быть вычищены не только на ширину прохода, но и в треугольнике видимости «транспорт — пешеход».

— Какие меры воздействия вы применяете при обнаружении нарушений?
— Это выдача предписаний, представлений, составление административных протоколов. За прошлый год Свердловской Госавтоинспекцией выдано 10170 предписаний — огромная цифра. За неисполнение таких предписаний привлекли к ответственности 726 руководителей. Однако по мизерному штрафу, который составляет для должностных лиц 2-3 тыс. руб., руководители не всегда понимают, что они не выполняют свои обязанности. Поэтому мы все больше концентрируемся на работе с юридическими лицами — организациями, которые возглавляют эти руководители: штрафы для них более существенны и составляют от 20 до 30 тыс. руб. За прошлый год на различные организации было составлено 266 административных материалов, в три раза больше чем в 2011 году.

— Исполняются ли все предписания по устранению дорожных недостатков?
— Если мы привлекли к ответственности 726 руководителей, значит, все остальные предписания были выполнены. Почти все. Тут нужно различать два момента: есть недостатки, которые связаны с нарушением безопасности движения при строительстве дорог, а есть недостатки, выявленные при содержании дорог. В первом случае для их устранения требуется реконструкция дороги. Для этого нужно предусмотреть и финансовые средства в бюджете, и запроектировать, и разыграть конкурс — это мероприятия не одного месяца, а то и не одного года. Только на оформление и согласование проекта по реконструкции тех же откосов в соответствии с нормативами могут уйти годы. Это серьезное дорогостоящее мероприятие, и, сколько бы предписаний мы ни выдали, быстро такие недостатки не устранить. В этом случае мы предупреждаем соответствующих руководителей, ставим на контроль и отслеживаем, как решается вопрос устранения неудовлетворительных дорожных условий.

А вот при выявлении нарушений в содержании дорог — ямочность, неудовлетворительное зимнее содержание, поврежденные элементы дорожных ограждений и многое другое — мы активно используем все меры воздействия. В прошлом году за нарушение правил обеспечения безопасности движения при содержании дорог было привлечено к ответственности 1758 руководителей. Нужно понимать, что стоимость мероприятий, которые мы заставляем делать, существенно выше административных штрафов. Поэтому подрядчику бывает проще заплатить штраф, чем выполнять наши требования. Естественно, мы на этом не останавливаемся, продолжаем опять наказывать, уже организации. И заставляем довести данный участок до безопасного для дорожного движения состояния. В этих вопросах нам очень помогает Прокуратура Свердловской области. При неоднократном невыполнении наших требований мы информируем Министерство транспорта Свердловской области, председателя правительства, губернатора. Система надзора очень насыщенная. Это кропотливая, системная работа, направленная на недопущение ДТП по причине неудовлетворительного дорожного фактора. Поэтому отчасти можно признать, что увеличение надзора и ответственности руководителей, которые отвечают за дорожную составляющую инфраструктуры, и позволили добиться снижения ДТП.

— Дмитрий Григорьевич, а часто выполнения ваших предложений, как в случае с Макаровским мостом, приходится добиваться через суд?
— В 2012 г. в суд было направлено 266 материалов в отношении юридических лиц, из них 90% прошли через арбитражный суд. Некоторые руководители до сих пор не могут осознать, что они обязаны нести полную ответственность за свое направление деятельности. Здесь не надо судиться, надо принимать замечания и начинать работать по их устранению. С арбитражными судами у нас наработана положительная практика. По всей области мы обучили инспекторов дорожного надзора, они хорошо знают процессуальные нормы, касающиеся административных дел, и ведут активную работу с судами — а это, поверьте, не так просто. Что касается Макаровского моста, Арбитражный суд Свердловской области подтвердил законность выданного ГИБДД в адрес администрации Екатеринбурга предписания на демонтаж установленного летом 2012 г. бортового камня. Однако администрация на этом не остановилась и подала жалобу на решение арбитражного суда Свердловской области в 17-й арбитражный апелляционный суд. Коллегия судей, заслушав сторону администрации и сторону Госавтоинспекции, интересы которой мне поручено было представлять, приняла аналогичное решение — отказать в удовлетворении жалобы администрации г. Екатеринбурга. Соответственно, предписание логически законно и подлежит обязательному выполнению. Мы однозначно будем добиваться демонтажа бортового камня, но позже, с наступлением тепла. Сейчас это приведет к повреждению дорожного покрытия, что может стать причиной очередных ДТП.

Вообще идея установки бортового камня для разделения транспортных потоков изначально правильная. Она применена по улице Малышева, и бортовой камень выполняет там исключительно положительную функцию. Однако она не может быть применена везде, в частности, и на Макаровском мосту. Там его установка привела к сужению проезжей части. Повторюсь, идея правильная, неправильно было выбрано место ее применения исходя из геометрических параметров моста, на что мы и ссылались в суде. Следствием сужения проезжей части стало уменьшение безопасного бокового интервала между транспортными потоками, что, соответственно, привело к многочисленным дорожно-транспортным происшествиям (с момента установки зарегистрировано 17), а также к блокированию всего транспортного потока в момент ДТП и его остановке на Макаровском мосту, что недопустимо. В целях устранения таких нарушений и было выдано предписание. Мы надеялись на понимание, а пришлось судиться. Изначально при планировании ремонта Макаровского моста, в который включалась замена асфальтового покрытия из-за колейности и рельсошпальной решетки, также вызывавшей вопросы по безопасности, в проекте даже речи не было ни о каком бортовом камне.
Хочу подчеркнуть: Госавтоинспекция никогда не настроена на конфронтацию ни с администрацией Екатеринбурга, ни с кем бы то ни было. При строительстве, ремонте и содержании дорог должны соблюдаться действующие нормативы, мы это отслеживаем и будем отслеживать всеми законными способами, в том числе в судебном порядке.

— Какова ситуация с текущим содержанием улично-дорожной сети на территории Свердловской области?
— Самая тяжелая ситуация, можно сказать критическая, в Асбесте. В отношении главы администрации только за январь 2013 г. составлено 19 протоколов. Плохо обстоят дела с уборкой снега в Березовском, Белоярском, Верхней Салде, поселке Пышма, Полевском, Ревде, Серове, Новой Ляле, Туринске, Реже. Не везде заключены в полном объеме муниципальные контракты на содержание улично-дорожной сети, что и приводит к ее неудовлетворительному состоянию. В Нижнем Тагиле новый глава наводит порядок, но работы еще много. Что касается Екатеринбурга, в зимний период мы усилили надзор и контролируем состояние дорог в ежедневном режиме. Кроме того, проводим специальные рейды. 4 февраля, после снегопадов, была сформирована группа дорожной инспекции из пяти экипажей для выезда в Чкаловский район. Даже на основных улицах, к сожалению, были выявлены дорожные недостатки. Было составлено 5 протоколов, и за каждый недостаток руководитель дорожно-эксплуатационного управления понес административное взыскание. В отношении администрации, которая в данном случае выступает заказчиком, а значит, это она не проконтролировала выполнение контракта подрядчиком, вынесли определение на возбуждение пяти административных делопроизводств как на юридическое лицо — минимальный штраф 20 тыс. руб.

5 февраля аналогичный рейд прошел в Орджоникидзевском районе, где также было много нареканий на состояние проезжей части и тротуаров. Согласно ГОСТу, на расчистку снега отводится шесть часов после окончания снегопада, на уборку тротуаров — максимум три часа. А у нас большинство дорог и улиц неделями и месяцами остается нечищеным. Мы и впредь будем проводить такие проверки. До тех пор, пока все руководители не поймут, что надо в этом направлении очень жестко и принципиально работать. Это их обязанность. В связи с этим хочу остановиться еще на одном вопросе. В наш адрес поступает очень много обращений граждан с просьбой где-то сделать ремонт дороги, где-то установить светофор. Еще раз хочу напомнить: полномочия по дорожной деятельности (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание) по дорогам местного значения относятся к полномочиям администрации местного самоуправления, по дорогам областного или федерального значения — к органам управления автодорог. А ГИБДД как надзорный орган только проверяет, а при выявлении нарушений — обязывает устранять недостатки. Предложениями по безопасности дорожного движения, основанными уже на бедах, перенасыщены администрации городов, Министерство транспорта, Правительство области.

— А куда должны обращаться автомобилисты и обычные граждане?
— По всем вопросам содержания дорожно-транспортной сети Екатеринбурга, куда входит очистка снега, открытые люки, неработающие осветительные приборы и т.п. — нужно передавать информацию в Единый диспетчерский центр по телефону 005. Можно в письменном виде посылать в районные администрации и администрацию г. Екатеринбурга. По дорожным недостаткам федеральных дорог (Пермь — Екатеринбург, Челябинск — Екатеринбург, Екатеринбург — Тюмень, Екатеринбург — Шадринск — Курган) сообщать по телефону 262 88 15, по региональным дорогам — по телефону 261 79 83. — Какова ситуация с аварийностью по причине НДУ на начало нынешнего года?
— По январю — порядка 160 ДТП с пострадавшими, где причинами или сопутствующими факторами стали неудовлетворительные дорожные условия. Это много, а ДТП без пострадавших — еще больше, намного больше. Конечно, Госавтоинспекция работает, в первую очередь, по выяснению всех обстоятельств происшествий, в которых пострадали люди, потому что жизнь и здоровье человека приоритетны. В перспективе, когда удастся справиться с такими авариями, будем работать и с ДТП, в результате которых причинен только материальный ущерб автовладельцу. Надо отдать должное нашим водителям: многие из них, если видят реальные недостатки на дороге, грамотно фиксируют причину ДТП, фотографируют, инспектор по дорожному надзору составляет акт. А затем подают иски в суд на организацию, обслуживающую данный участок дороги. И суд достаточно часто обязывает дорожников выплачивать материальный ущерб. Я бы порекомендовал населению активизироваться в этом направлении. Судебная практика в последние годы в отношении пострадавших автолюбителей положительная.

— Еще один вопрос: кто должен контролировать уборку снега на дворовых территориях?
— Жильцы. Вообще за уборку дворовой территории отвечает ТСЖ или Управляющая компания, которую жильцы выбрали и работу которой оплачивают. К сожалению, во дворах вообще ничего не делается, это очень большая проблема, даже бо́льшая, чем состояние улично-дорожной сети.

ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог и улиц в субъектах УрФО в 2012 г.

Субъект УрФО

Количество ДТП

Доля ДТП (%)

Погибло

Ранено

Свердловская область

27,7

Челябинская область

23,8

Ханты-Мансийский АО

21,1

Тюменская область

7,4

Курганская область

15,6

Ямало-Ненецкий АО

24,8

Регионы, лидирующие по ДТП из-за неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети по итогам 2012 г.

Субъект РФ

Количество ДТП

Доля ДТП(%)

Погибло

Ранено

Московская область

35,1

Самарская область

33,7

Свердловская область

27,7

Республика Татарстан

25,9

Ростовская область

22,9

Ставропольский край

44,6

Ленинградская область и г. С.-Петербург

10,7

Республика Башкортостан

24,6

Воронежская область

31,8

Нижегородская область

23,1

Интервью подготовлено журналом «ГАИ».

Приложение N 3
к Положению об информационном
взаимодействии и информировании
населения о транспортно-эксплуатационном
состоянии автомобильных дорог общего
пользования федерального значения,
дорожно-транспортных происшествиях,
возникновении нештатных и чрезвычайных
ситуаций на автомобильных дорогах общего
пользования федерального значения,
утвержденному распоряжением
Федерального дорожного агентства
от 20 июля 2017 г. N 1643-р

Донесение
о дорожно-транспортном происшествии на автомобильной дороге общего пользования федерального значения
(ДТП с тяжкими последствиями (погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более, пострадало 10 и более автотранспортных единиц), с рейсовыми автобусами (независимо от числа пострадавших), других ДТП, возможной причиной которых могут являться неудовлетворительные дорожные условия)

Дата и время (местное/мск) ДТП

Код ДТП

(ДТП-Т)

ФКУ

(ДТП-А)

(ДТП-ДУ)

(ДТП-М)

Место совершения ДТП

Наименование автомобильной дороги

Участок дороги (км __ + ___)

Субъект РФ, ближайший населённый пункт

Описание ДТП (вид, причина, участники)

Характеристика участка автомобильной дороги, погодные условия

Наличие ограничения (перерыва) движения вследствие ДТП

Влияние дорожных условий на ДТП, причиной которых могут являться неудовлетворительные дорожные условия

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Порхневская Д.С. 1 Пресняков В.А. 1 1 ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» Для повышения безопасности дорожного движения на предприятии ОАО «Тернейлес» проведен анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП). При помощи анализа выявлена основная причина возникновения ДТП и разработаны мероприятия, такие как снижение аварийности и организация работы по пропаганде безопасности движения. Основная цель мероприятий состоит в сокращении числа ДТП на предприятии. Объектом исследования является автотранспортный цех ОАО «Тернейлес». При написании работы проводились общелогические и монографические методы (анализ и изучение литературных источников). 681 KB анализ ДТП мероприятия снижение аварийности 1. ОАО «Тернейлес»: общая информация . – Режим доступа: http://www.terneyles.ru/tl.html (дата обращения 09.06.2014). 2. Анализ состояния охраны труда и техники безопасности ОАО «Тернейлес»: аналит. обзор, февраль 2014/Пластун. – 2014. – 10 с. 3. Правила дорожного движения и штрафы с последними изменениями по состоянию на 2013 год. – М.: АСТ; Кладезь, 2013. – 94 с: ил. 4. Об организации работы ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения: Приказ МВД РФ от 2 декабря 2003 г. № 930-ФЗ (в ред. от 29.12.2012г.) . – Режим доступа: http://base/consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения 15.05.2014).

ОАО «Тернейлес» располагается в порту Пластун Приморского края и является комплексным лесоперерабатывающим предприятием. Предприятие начало свою деятельность с 1971 года. Объемы лесозаготовок – около 1 миллиона кубометров в год. Основные виды деятельности: заготовка и комплексная переработка древесины, строительство лесовозных дорог; сбыт лесопродукции; торгово-посредническая и внешнеэкономическая деятельность; строительство и эксплуатация объектов промышленного и социально-бытового назначения; складские услуги; воспроизводство, охрана и защита закрепленных и арендованных лесов . На предприятии ОАО «Тернейлес» работает 3 500 человек, из них 267 человек – водители. Число транспортных средств (ТС) 175.

Анализ ДТП необходим для оценки общего состояния аварийности на основе абсолютных показателей и выявления причин ДТП, оценки эффективности мероприятий по снижению аварийности.

Для проведения профилактической работы по предупреждению аварийности и выбора конкретных мероприятий был произведен анализ ДТП в ОАО «Тернейлес» за последние три года. Общие показатели аварийности за 2011 – 2013 год представлены в табл. 1.

Таблица 1

Общие показатели аварийности за 2011 – 2013 год в ОАО «Тернейлес»

Год

Количество ДТП

Всего аварий

Аварии с пострадавшими

Ранено

Погибло

Последствия ДТП, связанные с ранением и гибелью людей, повреждением транспортных средств наносят значительный ущерб экономике предприятия. Величина ущерба за 2011 – 2013 год составляет 32 712 630 рублей . В таблице 2 указаны причины аварийности произошедших ДТП.

Таблица 2

Причины аварийности на предприятии

Основные причины ДТП

Число ДТП

Нарушения Правил дорожного движения (пункт10.1)

Неудовлетворительное содержание дороги

Сложные погодные условия, ограничение видимости

Пребывание водителя в состоянии алкогольного опьянения

Вина других участников дорожного движения

Возгорание

Основной причиной ДТП на предприятии является нарушение Правил дорожного движения пункт 10.1. Водитель должен вести ТС со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние ТС и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением ТС для выполнения требований Правил .

Можно говорить о том, что в большинстве произошедших на предприятии ДТП виновны водители ТС. Для предотвращения этой причины, необходимо, проводить опросы на знание Правил дорожного движения, а также разбор типичных случаев ДТП с указанием последствий, способов и методов их предотвращения. И кроме того стараться производить психологическое воздействие на водителей объясняя, что большинство аварий с летальным исходом, а именно смертью участников дорожного движения происходят из-за несоблюдения скоростного режима. На рисунке отображено распределение аварий по видам.

Распределение аварий по видам

Большинство аварий на предприятии происходит с участием одного ТС, а наименьшее составляют аварии с участием пешехода. Это еще раз доказывает, что водители не внимательны и до конца не осознают последствия производимых ими нарушений и, следовательно, часто нарушают Правила дорожного движения.

Для сокращения числа ДТП на предприятии рекомендуется разработать следующие мероприятия по повышению безопасности дорожного движения:

  1. снижение аварийности;
  2. организация работы по пропаганде безопасности движения.

Первое мероприятие, предлагаемое для снижения аварийности на предприятии, направлено на снижение количества столкновений ТС и предотвращение случаев опрокидываний и съезда автомобилей с дороги на опасных участках высоких насыпей с крутыми откосами, при помощи устройства барьерных ограждений, установки дорожных знаков 1.34.1, 1.34.2, 1.34.3 («Направление поворота») и проведения противогололедных мероприятий. Для проведения противогололедных мероприятий необходимо использовать природные пески, их основным преимуществом является повышение шероховатости снежноледянных отложений.

Для проведения работы второго мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения, рекомендуется проводить лекции по безопасности дорожного движения и показ тематических фильмов с участием инспектора ГИБДД. Пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения .

Осуществление данных мероприятий позволит уменьшить количество поврежденных ТС и ДТП по вине водителей, снизить ущерб нанесенный предприятию от ДТП и также уменьшится число погибших и раненных. Вследствие этого будет достигнут положительный эффект в повышении безопасности дорожного движения.

Библиографическая ссылка

Порхневская Д.С., Пресняков В.А. АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ АВТОТРАНСПОРТА ОАО «ТЕРНЕЙЛЕС» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-4. – С. 16-18;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5686 (дата обращения: 30.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Неудовлетворительные дорожные условия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *