Некоммерческие организации это организации

В последние годы деятельность некоммерческих организаций, в силу различных причин, находится под жестким контролем государства. В свою очередь проблемы функционирования НКО вызывают определенный интерес в обществе. Наша новая статья расскажет читателям чем коммерческие организации отличаются от некоммерческих компаний, а также осветит некоторые проблемы правового статуса и деятельности НКО.

Содержание

Сходство между коммерческими и некоммерческими организациями

Организационное единство всех юрлиц

Организационное единство состоит в строгой иерархии и соподчиненности органов управления. Последние могут быть единоличными или коллегиальными: директор, управляющий, президент, председатель, правление, собрание, президиум и так далее. Юрлица (независимо от направления деятельности) должны иметь хоть какие — нибудь органы управления. В противном случае, они просто не смогут выполнять свои функции.

Наличие обособленного имущества

Как субъект права, коммерческие и некоммерческие организации имеют обособленное имущество или материальную базу для осуществления своей деятельности. Это недвижимость, техника, средства производства, интеллектуальные права, денежные средства, гранты и так далее. Когда все это объединяется в рамках одного юридического лица, то на свет появляется его имущественная обособленность. Она свойственна НКО и КО в одинаковой мере.

Самостоятельная гражданско — правовая ответственность

Этот принцип сформулирован в ст. 56 ГК РФ. Его суть заключается в том, что участники и учредители любого юрлица не отвечают (кроме случаев, оговоренных в законе!) по его обязательствам, а оно, в свою очередь, не отвечает по их обязательствам. Кстати, данный постулат проистекает из имущественной обособленности организации: раз у нее есть собственность, то она может сама нести ответственность перед кредиторами.

Выступление в гражданском обороте от своего имени

Еще одна общая черта для коммерческих и некоммерческих организаций. Каждое юрлицо обязано иметь наименование и местонахождение. Название позволяет индивидуализировать его и считается необходимой предпосылкой для гражданской правосубъектности. Соответственно, любая коммерческая и некоммерческая организация от своего имени заключает и исполняет договоры, отвечает по обязательствам, выступает истцом или ответчиком в суде, несет гражданскую или административную ответственность.

Создание, функционирование и прекращение деятельности

Как субъект гражданско — правовых отношений юрлицо создаётся решением участников (учредителей) и подлежит обязательной регистрации в ЕГРЮЛ. И пусть НКО подают документы через территориальное управление Минюста РФ — значения это не имеет. В конечном итоге, сведения о нем все равно оказываются в едином госреестре. В свою очередь ликвидация организации сопровождается исключением её из ЕГРЮЛ. Ну, и наконец, все юрлица (кроме госкорпраций и хозяйственных товариществ) действуют на основании своего главного внутреннего документа — Устава.

Нахождение на определенном налоговом режиме

Все без исключения юрлица находятся на каком — нибудь налоговом режиме. Иными словами, они являются налогоплательщиками и обязаны платить налоги и страховые взносы. Это требование относится и к некоммерческим организациям. Другой вопрос, что государство предоставляет им различного рода преференции и даже освобождает от ряда налогов. Например, НК РФ освобождает некоторые виды НКО от уплаты земельного налога (ст.395 НК РФ) или от начисления страховых взносов на выплаты волонтёрам (ст. 420 НК РФ). Однако они (то есть НКО) всё равно находятся на общем режиме налогообложения (ОСНО), либо на упрощенной системе налогообложения (УСН), как и многие другие коммерческие фирмы.

Ведение бухгалтерского учета

Все коммерческие и некоммерческие компании обязаны вести бухгалтерский учет. Правда, в отличии от коммерческих фирм, НКО ведут его в упрощенной форме (ст.6 закона о бухгалтерском учете № 402 – ФЗ от 06.12.2011 года). Впрочем, это исключение не распространяется на иностранных агентов, ЖСК, различные партии, адвокатские и нотариальные платы, а также некоторые виды кооперативов.

Основные различия между коммерческими и некоммерческими организациями

Цели деятельности

Здесь происходит главный водораздел между коммерческими и некоммерческими компаниями. Основная цель коммерческих юрлиц заключается в работе, направленной на извлечении прибыли/дивидендов и распределении ее между собственниками. НКО же не может поставить перед собой такую цель. Её деятельность не связана с получением дохода от ведения бизнеса. Она создаётся для решения культурных, благотворительных, социальных, образовательных и других задач, оговоренных в законе (ст. 2 закона о НКО № 7 — ФЗ от 12.01.1996 года).

Впрочем, закон всё же позволяет некоммерческим компаниям вести деятельность по извлечению дохода для достижения своих целей (ст. 50 ГК РФ). О нюансах такой деятельности мы поговорим чуть ниже.

Организационно — правовые формы

НКО функционируют только в строго определенных формах. Они не могут существовать в форме ООО, ПАО или тем более ИП. ГК РФ и закон № 7 — ФЗ от 12.01.1996 года декларируют, что некоммерческие компании действуют в форме религиозных (общественных) объединений, фондов, общин коренных и малых народов, казачьих обществ, партнёрств, частных, бюджетных и государственных учреждений, автономных организаций, ассоциаций и союзов.

Кроме того, НКО считаются потребительские и гаражные кооперативы, ЖСК, сельхозкооперативы, партии, профсоюзы, всевозможные ТСЖ и так далее.

Ну, и наконец, в последние годы государство причислило к НКО адвокатские и нотариальные палаты. В целом, законодатель предусмотрел достаточно широкий список форм НКО и периодически относит к ним все новые и новые виды юрлиц.

Регистрация и курирующий орган

Несмотря на то, что сведения о некоммерческих и коммерческих организациях в ЕГРЮЛ вносит уполномоченная ИФНС, между ними, в этом аспекте, есть существенные различия. Дело в том, что коммерческие фирмы напрямую сдают свои заявления в МФЦ или регистрирующий орган. А вот НКО направляет бумаги в территориальное управление Минюста РФ, которое надзирает за всеми НКО в России.

В свою очередь чиновники Минюста проверяют документы и только затем направляют их в уполномоченную ИФНС. Либо возвращают заявителю для доработки. Данная процедура осуществляется на стадии регистрации НКО, в ходе внесения изменений в Устав и при ликвидации организации. Налоговая инспекция в данном случае вообще не проверяет пакеты, полученные из Минюста и просто вносит сведения в ЕГРЮЛ. Стоит также отметить, что Министерство юстиции чрезвычайно «трепетно» относится к своим полномочиям и пресекает даже робкие попытки ФНС РФ проявить самостоятельность в этой сфере. Об одной из такой попыток и реакции на нее Минюста вы можете прочитать в статье, ранее опубликованной на нашем сайте: Порядок внесения записи об НКО в ЕГРЮЛ: разъяснения ФНС

Ограниченная правоспособность НКО

Почти все статьи, размещенные в интернете, «дружно» утверждают, что НКО (по сравнению с коммерческими компаниями) имеют ограниченную правоспособность. Однако ГК РФ нигде напрямую об этом не говорит. Данное утверждение появилось в трудах ученых — юристов в середине 90 — х годов. Затем оно плавно перекочевало в дипломные и курсовые работы студентов, а также в статьи копирайтеров и стало аксиомой, не требующей доказательств. Кстати, этой же точки зрения придерживается и Верховный Суд РФ (постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 года).

На самом деле это спорный вопрос. Ст. 49 ГК РФ говорит лишь о том, что любое юрлицо может иметь права, которые соответствуют его целям деятельности, зафиксированным в учредительных документах. Данная формулировка и породила мнение об ограниченной правоспособности НКО.

Тем не менее, раз большинство исследователей и ВС РФ считают, что некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью, то и мы отметим её в качестве признака, по которому НКО отличается от коммерческой фирмы.

Факультативные признаки

Эти признаки возможны, но они не носят обязательного характера. Например, сотрудники коммерческих компаний всегда работают по трудовым или по гражданско — правовым договорам. В свою очередь НКО также могут иметь штатных сотрудников и заключать договоры с третьими лицами. Однако некоммерческие компании иногда привлекают волонтеров, которые трудятся абсолютно бесплатно, выполняя общественно полезные функции.

Следующий признак — это источник доходов. Коммерческое юрлицо занимается предпринимательской деятельностью. Следовательно, источником его дохода является бизнес или дело, направленное на извлечение прибыли. А вот среди НКО по этому вопросу царит полное разнообразие. Для одних организаций главным источником дохода являются взносы участников, для других — поступления от внешних источников (гранты, благотворительность). Однако большинство НКО извлекают доход от ведения всё той же предпринимательской деятельности. Вот о таких организациях мы и поговорим более подробно.

Сравнительная таблица признаков коммерческих и некоммерческих организаций

Признаки Коммерческие компании Некоммерческие организации
Наличие органов управления Имеются Имеются
Наличие обособленного имущества Есть Есть
Возможность выступать в обороте от своего имени Имеется Имеется
Самостоятельная гражданско- правовая ответственность Имеется Имеется
Регистрация в ЕГРЮЛ Обязательна Обязательна
Ведение бухгалтерского учета Обязательно Обязательно
Курирующий орган Нет, либо отраслевой орган, если компания занимается деятельностью, подпадающей под лицензирование Министерство Юстиции РФ, а также отраслевой орган, если организации занимается деятельностью, подпадающей под лицензирование
Правоспособность Полная Ограниченная
Персонал — Сотрудники, работающие по трудовым договорам — Физические лица, работающие по гражданско правовым договорам — Сотрудники, работающие по трудовым договорам — Физические лица, работающие по гражданско правовым договорам — Волонтеры
Цель деятельности Извлечение и распределение прибыли Достижение социальных, культурных, благотворительных и иных общественно — полезных целей
Организационно — правовые формы ПАО, АО, ООО, крестьянские хозяйства, партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия Потребительские кооперативы, общественные организации, движения, союзы и ассоциации, ТСН, автономные некоммерческие организации, частные учреждения, фонды, казачьи общества, адвокатские и нотариальные палаты, госкорпорации и т.д.
Источник доходов Предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли Взносы участников, пожертвования, гранты, поступления из бюджета, предпринимательская деятельность для достижения целей, указанных в Уставе
Налоговый режим ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН ОСНО или УСН

Проблемы извлечения доходов от предпринимательской деятельности в рамках НКО

Некоммерческая организация, как «ширма» для ведения бизнеса

В 90 — ые годы государство предоставило НКО очень много преференций и льгот и при этом разрешило вести предпринимательскую деятельность для получения дохода. В результате некоммерческие компании (за редким исключением) стали ширмой для ведения бизнеса. Они торговали алкоголем, табаком, отмывали доходы, полученные криминальным путём и даже занимались контрабандой.

В «нулевых» государство более или менее навело порядок в этой сфере и закрыло самые одиозные НКО либо направило их деятельность в цивилизованное русло. Однако законопослушный мелкий и средний бизнес продолжал (и продолжает) использовать некоммерческие организации, как прикрытие для предпринимательской деятельности.

Например, на сайте Минтруда РФ можно ознакомиться с перечнем организаций, имеющих право на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ). Среди них вы найдете частные учреждения и автономные НКО. Правда, раньше их было еще больше. Однако и сейчас подобных организаций достаточно много. Осуществление СОУТ — это чрезвычайно доходный бизнес. Для его ведения нужны серьезные вложения и наличие хорошо оборудованной лаборатории.

Далее, на ресурсе Роскомнадзора вы сможете ознакомиться с НКО, которые занимаются бизнесом в сфере телевидения и радиовещания, а на сайте Росздравнадзора можно получить информацию о некоммерческих компаниях, торгующих лекарственными препаратами.

В целом, почти в каждой сфере бизнеса есть НКО, которые не просто ведут предпринимательскую деятельность, но и успешно извлекают доходы, которые в нарушение закона «делят» между участниками.

«Раздел» прибыли

Почти все небольшие НКО используют упрощенную систему (УСН), где объектом налогообложения являются доходы. Налоговая ставка в данном случае составляет 6%. Заплатив налоги, участники НКО спокойно «начисляют» себе высокие зарплаты, выводят деньги по фиктивным договорам на подставных лиц, либо просто тратят деньги организации на личные нужды. Минюст, как правило, не проверяет подобные затраты (если, конечно, НКО не является иностранным агентом или получателем грантов либо бюджетных средств). А ИФНС расходы НКО вообще не интересуют, так как налогооблагаемой базой, в данном случае, являются только доходы. Впрочем, в последние годы ситуация меняется.

Позиция государства по отношению к бизнесу НКО

НКО, получающие средства из зарубежных источников, можно сказать «подставили» рядовых бизнесменов, использующих некоммерческие организации для извлечения прибыли. Государство стало более внимательно следить вообще за всеми НКО. В результате, то в одном регионе, то в другом некоммерческие компании иногда привлекаются к ответственности. Так, в Екатеринбурге Минюст «наказал» организацию инвалидов за то, что она (в числе прочих нарушений) владела кафе, парикмахерской, эротическим массажным салоном, торговала алкогольной продукцией, а большая часть средств уходила в карман руководства и третьих лиц (решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга по делу №2 — 6044/40 (14) от 17.09.2014 года).

Однако в большинстве случаев такие НКО действуют и процветают. Как, утверждают, опрошенные нами предприниматели, из — за политических НКО и «грантоедов» бизнес стало вести несколько сложнее. Но в целом, Минюст и ФНС пока еще сквозь пальцы смотрят на эти нарушения.

Проблемы «продажи и перехода прав на НКО»

При ведении бизнеса через некоммерческую организацию возникают многочисленные проблемы при его «продаже или оформлении наследства». В НКО нет акций или долей, как в ПАО или в ООО. Следовательно, приходится идти на различные ухищрения. Например, почти все автошколы в России зарегистрированы в форме частных образовательных учреждений. Это очень доходный бизнес. Поэтому при его реализации, как правило, заключается неофициальный договор купли — продажи. Прежние участники выходят, а на их место приходят новые. А при передаче «дела» наследнику, последний, еще при жизни «собственника», вводится в состав участников. Но все это зыбко и ненадежно. Поэтому все больше и больше предпринимателей отказываются от НКО в пользу ООО.

Выводы

Итак, законодательство довольно четко различает коммерческие и некоммерческие организации. С другой стороны, в России слишком много форм НКО. Поэтому Концепция развития гражданского законодательства от 07.10.2009 года, принятая Советом по кодификации при Президенте РФ, предусматривает их радикальное сокращение. Кроме того, вызывает ряд вопросов и само отнесение к НКО некоторых видов кооперативов и фондов, которые по своей сути являются хозяйственными обществами и создаются для извлечения прибыли. Ну, и наконец, проблема ведения «серого» бизнеса в рамках НКО также вызывает озабоченность государства. Так, что в этой сфере нас ждут глубокие реформы.

Теги: Корпоративное право, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, бухгалтерское обслуживание, налогообложение РФ, законодательство РФ, регистрация фирм

Автономная некоммерческая организация

Некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Такая организация может создаваться для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта. Согласно действующему законодательству РФ, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, для которых она была создана, но прибыль между учредителями при этом не распределяется. Также важно знать, что учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредители автономной некоммерческой организации не имеют преимуществ по сравнению с участниками созданной АНО и могут пользоваться ее услугами только на равных с другими лицами условиях. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами. Высший орган управления автономной некоммерческой организации должен быть коллегиальным, и учредители АНО самостоятельно определяют форму и порядок формирования коллегиального высшего органа управления.

Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО).

Некоммерческое партнерство

Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Некоммерческое партнерство является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческое партнерство создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

Одной из особенностей данной организационно-правовой формы некоммерческих организаций является то, что имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.

К обязательным правам членов организации относится возможность участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства, получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства и другие. Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов организации. Участник некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из некоммерческого партнерства участник имеет право на получение части имущества организации или стоимости этого имущества.

Фонд

это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд учреждается для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или других общественно-полезных целей путем объединения имущественных взносов.

По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.

Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Имущественная деятельность фонда должна осуществляться публично, и для надзора за соответствием деятельности фонда прописанным в его уставе положениям, создается попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).

Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые попечительским советом, носят рекомендательный характер в отличие от решений руководящих и исполнительных органов.

Члены попечительского совета фонда исполняют свои обязанности в этом органе на общественных началах (в добровольном порядке) и не получают за эту деятельность вознаграждение. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом, утвержденным его учредителями.

Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.

Благотворительный фонд

Благотворительным фондом называется некоммерческая организация, учрежденная путем объединения имущественных взносов с целью осуществления благотворительной деятельности.

Деятельность благотворительного фонда и порядок ее осуществления регламентируется уставными документами. Средства на свою деятельность благотворительные фонды изыскивают, как правило, двумя способами. Вариант первый: фонд находит спонсора или в качестве его учредителя выступает некий меценат, которым может быть как государство или компания, так и отдельное физическое лицо. Другой вариант: фонд может сам пытаться зарабатывать средства на ведение уставной деятельности.

Участие в благотворительных фондах запрещается органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Сами благотворительные фонды не имеют права участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими юридическими лицами.

Структура фонда не предусматривает членства, поэтому, учитывая, что благотворительная деятельность требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Согласно закону, в благотворительном фонде обязательно создание попечительского совета — контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием его средств, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения.

Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом.

Учреждение

Учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и других услуг некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, муниципальные образования и само государство. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.

Учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником. Как и у других некоммерческих организаций, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления, т.е. учреждение может пользоваться и распоряжаться им только в той мере, в которой это дозволено собственником.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности долг взыскивается с собственника учреждения.

Несмотря на то, что учреждение является организационно-правовой формой некоммерческих организаций, собственник может наделить учреждение правом заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев этот пункт в уставе. Такие доходы (и приобретенное за счет них имущество) учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.

Ассоциация или союз

Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.

Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.

Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.

Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

Общественное объединение

Это добровольная, самоуправляемая некоммерческая организация, создающаяся по инициативе группы граждан на основе общности интересов и для реализации общих целей.

Общественные объединения могут быть созданы в виде:

  • общественной организации (объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);
  • общественного движения (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические, социальные и иные общественно-полезные цели);
  • общественного фонда (один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой общественное объединение, не имеющее членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов (и иных, разрешенных законом поступлений) и использовании данного имущества в общественно-полезных целях);
  • общественного учреждения (не имеющее членства общественное объединение, созданного для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения);
  • политического общественного объединения (общественное объединение, в числе основных целей которого закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности этих органов).

По территориальному признаку общественные организации подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Общественное объединение может быть создано по инициативе не менее 3-х физических лиц. Также в состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица — общественные объединения.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они были созданы. Доходы от предпринимательской деятельности между участниками объединений не распределяются и должны использоваться только для достижения уставных целей.

Коллегия адвокатов

Некоммерческая организация, основанная на членстве и функционирующая на принципах самоуправления добровольно объединившихся граждан, занимающихся адвокатской деятельностью на основании лицензии.

Целью создания и последующей деятельности коллегии адвокатов является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов.

Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр. Учредительными документами, на основании которых коллегия адвокатов осуществляет свою деятельность, являются устав, утверждающийся ее учредителями, и учредительный договор.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, имеет печать и штамп со своим наименованием.

Имущество коллегии адвокатов принадлежит ей на праве частной собственности юридического лица и используется только для реализации уставных целей.

Адвокатское бюро

Это некоммерческая организация, созданная двумя или более адвокатами для оказания профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Сведения об учреждении адвокатского бюро вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, а его учредители заключают между собой партнерский договор, содержащий конфиденциальную информацию и неподлежащий государственной регистрации. По этому договору адвокаты-партнеры обязуются объединить свои усилия и направить их на оказание юридической помощи от имени всех партнеров.

По истечении срока действия партнерского договора члены адвокатского бюро вправе заключить новый партнерский договор. Если в течение месяца со дня прекращения действия прежнего не заключен новый партнерский договор — адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения действия партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным обязательствам в отношении своих доверителей и третьих лиц.

Потребительский кооператив

Потребительским кооперативом называется добровольное, основанное на членстве, объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками кооператива могут быть юридические лица и граждане, достигшие 16-летнего возраста, причем один и тот же гражданин может состоять одновременно в нескольких кооперативах.

Единственным учредительным документом кооператива является устав, утверждающийся высшим органом внутреннего управления данной организации — общим собранием членов кооператива.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, для кооператива Закон предусматривает осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Полученные в результате этой деятельности доходы распределяются между участниками кооператива либо идут на иные нужды, установленные общим собранием участников.

Имущество кооператива принадлежит ему по праву собственности, а пайщики сохраняют на это имущество лишь обязательственные права. Кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом и не отвечает по обязательствам пайщиков.

К потребительским кооперативам относятся: жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражно-строительные, жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические кооперативы, а также товарищество собственников жилья и некоторые другие кооперативы.

Наименование кооператива указывает на специфику и виды деятельности данного юридического лица. Так, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы подразумевают, что на момент учреждения кооператива полностью готового к эксплуатации объекта (многоквартирного жилого дома, дачного строения, гаражей и т.п.), на который кооператив впоследствии приобретает права, не существует. В то время как при учреждении жилищного, дачного или гаражного кооператива данные объекты уже существуют.

Паевые взносы используются для ведения торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов. Потребительский кооператив может существовать и как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица (например, жилищно-строительные кооперативы), так и в форме потребительского общества (районного, городского и т. д.), и как союз потребительских обществ (районный, областной, краевой и т.д.), представляющий собой форму объединения потребительских обществ. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительское общество» или «потребительский союз». Все эти требования нашли свое отражение в законе.

Религиозное объединение

Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими признаками, как вероисповедание, обучение и религиозное воспитание своих последователей, а также совершение богослужений и других религиозных обрядов и церемоний.

Членами религиозных организаций могут быть только физические лица.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления.

Как и другие некоммерческие организации, религиозные организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только для достижения целей, ради которых они были созданы. Существенное отличие данной организационно-правовой формы от ряда других форм некоммерческих организаций в том, что члены религиозной организации не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в ее собственность. Члены религиозного объединения не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

Национально-культурная автономия

Это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории. Некоммерческая организация в форме национально-культурной автономии создается на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Согласно Закону РФ «О национально-культурной автономии», национально-культурные автономии могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными или федеральными.

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от производственного заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждение

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

  • координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;
  • защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
  • координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

Особенности некоммерческих организаций

В федеральном законе Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ. Закон имеет общее значение и распространяется на все формы некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы и частично религиозные организации).

Некоммерческие организации могут быть созданы только в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством. Таких форм установлено более двух десятков.

Отличительными особенностями некоммерческих организаций являются их бесприбыльная деятельность, ориентация на социальный эффект, необязательность принятия формы юридического лица, ограничения в процедуре банкротства.

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество. Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов и т. п. Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Однако деятельность некоммерческих организаций направлена не на максимизацию прибыли от использования имущества, а на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах.

В то же время не все формы некоммерческих организаций соответствуют такому критерию, как «нераспределение прибыли между участниками».

Например, потребительские кооперативы, относимые ГК РФ к некоммерческим организациям, могут распределять полученные от предпринимательской деятельности доходы между своими членами. В связи с этим на потребительские кооперативы не распространяется пункт 3 ст. 1 федерального закона «О некоммерческих организациях», а их деятельность помимо ГК регламентируется рядом специальных законов (закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», законом РФ от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» и др.).

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от этой деятельности направляются на достижение целей, ради которых они созданы.

Данная деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. При необходимости расширения предпринимательской деятельности некоммерческие организации вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, цели которых могут вовсе не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Существенным отличием некоммерческих организаций от коммерческих является возможность их функционирования без государственной регистрации. Законодательство РФ о некоммерческих организациях допускает существование без государственной регистрации некоторых разновидностей общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности. В данном случае организации функционируют не имея прав юридического лица и не являясь субъектами гражданских правоотношений (не могут иметь в собственности или в оперативном управлении имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в банках, печать и т. п.).

В отличие от коммерческих организаций не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются на неопределенный срок, федеральный закон «О некоммерческих организациях» допускает возможность создания организации с ограниченным сроком действия, необходимым для достижения поставленных целей.

В остальном к некоммерческим организациям предъявляются те же требования, что и к коммерческим, например, получение лицензии для осуществления некоторых видов деятельности. Действие федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полной мере распространяется и на некоммерческие организации.

Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Особенности некоммерческих организаций находят отражение в формировании, распределении и контроле за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

Финансовая деятельность некоммерческой организации осуществляется в рамках финансового плана или сметы. Наиболее распространенная форма финансового плана — бюджет.

Финансовый план — основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период.

В настоящее время наиболее популярной формой финансового плана некоммерческой организации является бюджет.

На практике используется четыре вида бюджетов:

  • текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
  • бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
  • бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемый организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
  • бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества.

Разработка бюджетов есть ничто иное, как логическое и обоснованное распределение финансовых ресурсов по программам и проектам некоммерческой организации. Бюджеты являются одним из основных управленческих документов некоммерческой организации.

Составление бюджета некоммерческой организации

Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:

  • на основании данных о прошлых периодах деятельности;
  • на основании расчетов потребности в ресурсах;
  • на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.

В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.

Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.

Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.

Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.

Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.

На рис. 2 представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей где , , … — цели; — комплекс мероприятий, направленных на достижение ; — ресурсы, необходимые для выполнения .

Рис 2. Последовательность этапов определения ресурсной базы

На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.

На рис. 3 представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где — наличие финансовых ресурсов; , … — комплекс мероприятий, направленных на освоение ; , … — цель или цели, достижение которых возможно при наличии и выполнении .

Рис. 3. Последовательность этапов оценки возможности достижения цели

На рис. 3 показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.

Источники финансов некоммерческих организаций

Ст. 26 закона «О некоммерческих организациях» предусмотрены основные источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

  • регулярные и (или) единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие поступления, не запрещенные законом.

Основным источником финансовых ресурсов являются различные поступления.

Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного учреждения. Вступительные и членские взносы являются характерным источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций, благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы. Размер взносов и поступлений определяется учредительными документами или решением органов управления, либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.

Пожертвования — основная форма финансовых поступлений.

Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации (естественно, за исключением имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте).

Некоммерческая организация самостоятельно определяет направления и способы использования полученных средств в соответствии с законодательством и уставом. В этом случае, если благотворительное пожертвование выделяется в денежной форме, не менее 80% этих средств должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента их получения. Иной порядок использования благотворительных пожертвований возможен при условии, что это установлено благотворителем или благотворительной программой.

Доходы от предпринимательской деятельностью, как правило, не связаны с уставной.

Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации составляют:

  • плата за аренду имущества;
  • проценты по вкладам в банках;
  • доходы от реализации (отчуждения) имущества;
  • доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческих организаций и т. д.

Смета некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности.

Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации.

Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.

По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.

Сметное финансирование обеспечивает:

  • достижение целей деятельности некоммерческой организацией в рамках данной деятельности;
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Особенность сметы — жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей. Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. Таким образом, смета — основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств.

Расходы и доходы некоммерческой организации

Смета состоит из доходной и расходной частей с постатейной разбивкой каждой.

Доходная часть сметы — это всевозможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Доходная часть сметы некоммерческой организации формируется с делением ее по программам (проектам) и прочим поступлениям.

Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.

Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:

  • расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими. Расходы на ведение уставной деятельности и выполнение целевых программ для некоммерческих организаций законодательно не регламентированы и ограничены только сметами и финансовыми возможностями. Расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации ограничены 20% и должны быть строго распределены. Превышение данных расходов расценивается контролирующими органами как нецелевое использование средств.

Расходы некоммерческой организации делятся на прямые и косвенные.

Расходы, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами в некоммерческой организации, являются прямыми и относятся за счет этих видов деятельности или программ.

Однако в текущей деятельности некоммерческих организаций возникают расходы, которые не могут быть прямо отнесены к какому-либо виду деятельности. Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений, оплате труда административно-управленческого персонала и др. Данные расходы носят общехозяйственный характер и являются общими для всех видов деятельности. Исходя из экономического содержания данных расходов и особенностей финансирования некоммерческих организаций, они должны быть распределены между всеми видами деятельности, включая предпринимательскую, если она ведется в организации.

Определение величины общехозяйственных расходов опирается на принципы финансирования, как и расходы по отдельным программам и проектам. При отсутствии доходов от предпринимательской деятельности размер общехозяйственных расходов не может превышать 20 % от общей стоимости выполняемых целевых программ и проектов. Исходя из заданного лимита финансирования определяется планируемая величина по каждой статье общехозяйственных расходов. Если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то полученная прибыль исходя из положений закона «О некоммерческих организациях» является целевым источником финансирования. Поэтому некоммерческая организация при определении финансового результата обязана уплатить налог на прибыль, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности. На финансирование хозяйственных расходов из чистой прибыли может быть направлено не более 20%, если некоммерческая организация выполняет какие-либо социальные программы или проекты, или в размере, определенном высшим органом управления (собранием участников, попечительским советом и т. п.). Таким образом, порядок планирования текущих расходов аналогичен порядку определения расходов по выполняемым программам или проектам: сначала определяется допустимая величина текущих общехозяйственных расходов (лимит финансирования), а затем — величина каждой статьи этих расходов. Степень детализации статей расходов также определяется самой организацией

К расходам по содержанию некоммерческой организации относятся:

  • оплата командировок и служебных поездок;
  • заработная плата административно-управленческого персонала;
  • отчисления в фонды социального страхования;
  • канцелярские и хозяйственные расходы;
  • расходы на приобретение оборудования и инвентаря;
  • капитальный и текущий ремонт;
  • арендная плата;
  • оплата за телефон;
  • почтово-телеграфные расходы;
  • расходы на проведение обязательного аудита;
  • амортизационные отчисления;
  • оплата коммунальных услуг;
  • расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • прочие расходы.

Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики. Источниками финансирования некоммерческих организаций, как правило, могут быть взносы ее участников и пожертвования. Прибыль, получаемая некоммерческой организацией в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством является источником целевых расходов. В связи с этим она подлежит обложению налогом на прибыль и затем уже может быть использована в соответствии с целями организации. Неопределенность размеров и регулярность денежных поступлений предъявляют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.

Комментарии к статье 1. Согласно п.1 коммент. статьи и коммерческие, и некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. П.3 специально разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность, которая согласно определению, данному в ст.2 ГК, есть деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Но некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между своими участниками, а для коммерческих такого запрета нет. Когда извлечение прибыли является основной целью организации, а когда — побочной, в реальной жизни определить бывает довольно трудно; одна цель может специально прикрывать другую, поэтому данный признак остается малопригодным для отграничения некоммерческих организаций от коммерческих. С другой стороны, неясно, что может означать разрешение «осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых организация создана, и соответствующую этим целям» (абз.2 п.3). Речь здесь, по-видимому, должна идти просто об ограничении свободы распоряжаться полученной прибылью и праве использовать ее только в соответствии с уставными целями некоммерческой организации. Таким образом, признаком, отличающим коммерческие организации от некоммерческих, по ГК, практически остается право первых распределять полученную прибыль между своими участниками и отсутствие такого права у вторых.
2.Лишь в одном случае некоммерческой организации фактически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно п.1 ст.121 ГК ассоциации коммерческих организаций сами являются организациями некоммерческими, и если по решению участников ассоциации на нее возлагается ведение предпринимательской деятельностью, она подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество, т.е. по организационно-правовой форме превращается в коммерческую организацию, но тогда уже приобретает и право делить прибыль между участниками. К ассоциациям некоммерческих организаций требование преобразования не относится и, следовательно, ведение предпринимательской деятельности им не запрещено.
3. Согласно коммент. статье юридические лица могут создаваться только в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом. Этот неизвестный нашему законодательству до Основ ГЗ принцип замкнутого круга организационно-правовых форм юридических лиц, прямо противоположный принципу отсутствия замкнутого круга договоров и сделок вообще, является необходимым условием устойчивости оборота.
Для коммерческих организаций такой исчерпывающий перечень дал сам ГК в п.2 коммент. статьи. Что касается некоммерческих организаций, то они согласно п.3 этой статьи могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных как самим ГК, так и другими законами.
В полном соответствии с этой нормой Законом о некоммерческих организациях предусмотрены две новые, в ГК отсутствующие организационно-правовые формы юридического лица для некоммерческих организаций — некоммерческое партнерство и автономная некоммерческая организация. Обе конструкции даны в законе лишь в общих чертах и подробно не разработаны. Неясно, чем автономная организация отличается от предусмотренного ГК фонда. Закон о некоммерческих организациях содержит правила, позволяющие обойти некоммерческий характер некоммерческого партнерства, поскольку оно вправе предусмотреть в своих учредительных документах, что в случае ликвидации (решение о которой может быть принято им самим — п.3 ст.29) все нажитое некоммерческим партнерством имущество распределяется между его членами (п.3 ст.8 и п.2 ст.20). Этот Закон содержит норму о запрете выплаты вознаграждения участникам высшего органа управления автономной некоммерческой организации, о лимите участия в этом органе наемных работников, а также правила о так называемом «конфликте интересов», по существу относящиеся к любому юридическому лицу (ср. ст.81 — 84 Закона об акционерных обществах). Он содержит также статью об экономической поддержке некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления и о контроле со стороны этих органов.
Согласно ст.11 Закона о рынке ценных бумаг фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства.
4. Как указано в п.1 ст.6 Вводного закона, правило о создании коммерческих организаций только в одной из предусмотренных Кодексом организационно-правовых форм действует со дня официального опубликования части первой ГК, т.е. с 8 декабря 1994 г. Согласно п.5 ст.6 того же Закона предприятия, существующие в иных, не предусмотренных ГК формах, подлежат преобразованию в предусмотренные ГК (хозяйственные товарищества, общества или кооперативы) до 1 июля 1999 г. либо ликвидации. До этого срока к ним применяются нормы ГК об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители.
5.П.4 коммент. статьи допускает образование объединений как коммерческими, так и некоммерческими организациями — юридическими лицами и не исключает образования объединений, в которые входили бы и те, и другие организации. Однако ст.121 ГК заставляет решить этот вопрос иначе. Она говорит об объединениях коммерческих (п.1) и некоммерческих (п.2) организаций по отдельности и смешанных объединений, по-видимому, не допускает.

АНО расшифровывается как автономная некоммерческая организация, которая создается юридическими (организациями) или физическими лицами для осуществления установленной в Уставе деятельности. Расскажем в статье, как проходит регистрация АНО, в какие сроки, какие документы необходимы для оформления.

Общее понятие термина АНО

Основная направленность и цель создания такой организации – это осуществление деятельности и образовательной практики в следующих сферах:

  • Культуры;
  • Права;
  • Медицины;
  • Образования;
  • Другого.

Более подробно о структуре описано ниже в таблице:

Свойство АНО Описание
Цель создания организации Заключается в предоставлении перечня образовательных услуг в сферах медицины, науки, спорта, права, культуры и другого
Кем могут быть учредители Лица, граждане Российской Федерации, которым на момент подачи заявления о регистрации АНО исполнилось 18 лет.
Прямая ответственность перед имуществом АНО Участники вышеописанной организации не несут прямой ответственности за принадлежащее АНО имущество (включая движимое и недвижимое). Включая то имущество, что было передано со стороны основателей.
Кто выполняет руководящие функции Высший коллегиальный орган управления АНО. Все вопросы решаются в групповом порядке без возможности единоличного принятия решения.
Деятельность, которую может осуществляться АНО Предпринимательская деятельность запрещена законодательством, однако существует возможность принятия оплаты за предоставление некоторых видов услуг, которые направлены на достижение и выполнение целей созданной автономной некоммерческой организации (например, проведение платных лекций или мероприятий). Читайте также статью: → «Особенности бухгалтерского и налогового учета в некоммерческой организации».
Как проходит ликвидация АНО Согласно нормам гражданского кодекса, процесс ликвидации организации универсален. Процесс объявления банкротом невозможен в силу отсутствия предпринимательской деятельности.

Документация для открытия юридическими лицами

Процесс регистрации подобной структуры заключается в подаче целого списка документации. Важно знать, что решение о регистрации принимает только единый государственный комитет по вопросам некоммерческих организаций, что существует при действующих органах местной власти.

Какие документы необходимо передать для осуществления законной процедуры рассмотрения вопроса открытия АНО от юридического лица:

  • Свидетельство о регистрации юридического лица;
  • Свидетельство, подтверждающее постановку на учет в местном органе налоговой службы;
  • Заверенная копия паспорта директора (руководителя) предприятия или организации;
  • Личный идентификационный номер (копия) директора или руководителя предприятия.

Документация для открытия физическими лицами

Список документов для открытия АНО со стороны физического лица или группой физических лиц:

  • Предоставить будущее наименование автономной некоммерческой организации, которое не нарушает описанных ниже норм и правил;
  • Описанные виды и цели создания АНО, включая возможность в будущем предоставления платных услуг в тех или иных сферах деятельности;
  • Предоставление копий документов заявителей – учредителей организации. Физические лица в данном случае обязаны предоставить копии паспортов или ИНН, а юр. лица – копии свидетельств о регистрации и присвоении номера, а также постановки на учет;
  • Дополнительно предоставляется информация о будущем руководителе АНО;
  • Юридический адрес будущей некоммерческой организации. Важно правильно указывать действующий адрес, так как недостоверная информация может стать причиной отказа.

Исходя из того, что процесс создания АНО относится к узкой специализации местных органов управления некоммерческих организаций, то важно придерживаться каждого пункта для осуществления успешной регистрации, так как средства, потраченные на уплату пошлины, не возвращаются.

Особенности процедуры и сроки регистрации АНО

При возникновении трудностей с оформлением или при необходимости получить более подробную информацию о законодательных нормам, по которым регулируется деятельность и создание АНО, обращайтесь к следующим документам:

  • Гражданский Кодекс РФ, регулирующий нормы некоммерческих организаций;
  • ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП».

При регистрации происходит уплата государственной пошлины в размере 6500 рублей.

При ведении бухгалтерской отчетности следует учитывать следующий пункт, что АНО сразу после создания является юридическим лицом некоммерческого характера. Отдельная регистрация АНО в негосударственных органах не проводится.

Также руководящий орган сможет самостоятельно выбрать вид налогообложения по упрощенной системе или НДС. Сроки регистрации АНО составляют до трех месяцев с момента подачи заявления. Читайте также статью: → «Порядок, правила и сроки регистрации некоммерческих организаций».

Почему могут отказать в регистрации АНО

Существует несколько основных причин, по которым возможен отказ в регистрации автономной некоммерческой организации.

  • Первая причина: неверно оформленная документация или несоблюдение правил прохождения процедуры подачи заявления. В таком случае стоит отметить, что отказ является одноразовым и в дальнейшем для повторной попытки оформления придется уплачивать государственную пошлину. Помимо потерянных денежных средств это также влечет за собой и потерю времени.
  • Вторая причина: отказ в регистрации АНО, полученные от налогового государственного органа. Официальный отказ от налоговой службы зачастую происходит в случае, когда отсутствует возможность законно подтвердить ваш юридический адрес, что был указан в регистрационной документации. Также отрицательный ответ приходит, если не удается связаться с собственником помещения (жилого или коммерческого), чтобы удостовериться в том, что адрес указан верно.
  • Третья причина: отказ в регистрации счета. Читайте также статью: → «Общие понятия обналичивания расчетного счета». Такая проблема связана с адресом, указанным в поданных документах. Если адрес не является индивидуальным, а числится массовым (например, общежитие или другое), то банк для положительного решения касательно открытия счета может потребовать документацию в виде договора первичной аренды помещения или офиса. В некоторых случаях проводиться фактический выезд инспектора банка для уточнения этой информации.
  • Четвертая причина: некорректно составлен устав, его положения и нормы. Устав должен соответствовать действующим нормам, что определяют наличие в нем конкретных установленных целей деятельности автономной некоммерческой организации, структуру управляющих органов, полномочия руководителей, форму деятельности и условия сдачи отчетов в контролирующие органы. Если один из пунктов не будет соответствовать принятым положениям, то принимается отрицательное решение по данному вопросу.
  • Пятая причина касается не самого процесса оформления АНО, а способа ведения налоговой отчетности. В случае, если заявителю не удается вовремя или правильно подать заявление на упрощенную систему налогообложения, то также фиксируется невозможность деятельности некоммерческой организации.

Устав АНО и его особенности

Как уже описывалось выше, Устав некоммерческой организации должен соответствовать положениям действующего законодательства, в частности: «О некоммерческих организациях». Одним из начальных этапов разработки Устава является формулирование названия такого рода организации.

Согласно закону, название должно легко произносится, быть оригинальным, не дублировать наименований действующих АНО и не нарушать авторских прав (не употреблять слов, что являются торговыми марками).

Правило названия АНО Описание
Прописанное ФИО в названии При использовании имени человека в названии, необходимо разрешение (в письменном виде) от данного человека, если указаны конкретные данные (ФИО)
Использования названия страны и городов Используемое название должно выражать истинную цель деятельности или ключевые задачи. А общегосударственные слова, вроде названия страны или столицы, могут использоваться только с разрешения местных органов власти.

Далее в уставном документе разрабатывается структура управляющих органов, которые будут проводить контроль и менеджмент всех проводимых операций или деятельности. В Уставе отдельная глава выделяется для пункта, описывающего движимое и недвижимое имущество организации.

ВАЖНО: для упрощения схемы заполнения и составления Устава многие прибегают к способу скачивания готового шаблона, которые представлены в Сети. Здесь необходимо учитывать, что законодательные нормы часто изменятся и некоторые пункты могут не соответствовать текущим нормам, актуальным на день подачи заявления.

Еще один пункт следует выделить для описания конечной задачи и целей, которые ставят перед собой основатели автономной некоммерческой организации. Нельзя устанавливать, что целевое назначение АНО – это получение материальной выгоды или улучшение собственных материальных благ.

Часто задаваемые вопросы по теме

Вопрос №1. В Уставе указано, что существует отдельно руководитель и высший орган управления. Можно ли быть одновременно руководителем и высшим органом управление в едином лице?

Согласно законодательству, вы можете в одном лице создавать автономную некоммерческую организацию, но основной орган управления должен быть коллегиальным)то есть группа лиц, Общество или же Комитет правления).

Вопрос №2. В каком виде основатель проводить контроль за деятельностью созданной им АНО на законодательном уровне?

Данный вопрос актуален, так как в установленных нормах закона подобных пунктов не описано. В данном случае можно создать отдельный орган контроля, которые будут подчиняться исключительно создателю. Как альтернатива, создание квартальных или ежемесячных проверок с контролем документации и отчетности. Закон не запрещает и сторонний аудит, то есть каждый основатель АНО может нанять услуги консалтинга для выполнения аудита.

Вопрос №3. Кто может проводить контроль за результатом деятельности АНО, помимо руководителя и основателя?

В случае, если основатель пожелает провести дополнительный аудит, им может быть нанят ревизор или инспектор для составления отчетности о текущем рабочем квартале. Законом это не запрещено.

Вопрос №4. Могу ли я, как учредитель, полностью отказаться от данной должности в пользу другого физического лица? Для этого требуется заново предоставлять весь пакет документов или достаточно будет одного заявления?

Учредитель по установленным нормам может быть изменен. Для этого следует подать соответствующее заявление в орган с указанием причины. Дополнительным заявлением может установиться новая личность учредителя (подготавливается весь пакет требуемой документации).

Вопрос №5. Могу ли я в 20 лет быть единоличным учредителем и руководителем автономной некоммерческой организации?

Минимальный возраст, с которого можно регистрировать подобный вид деятельности – 18 лет.

Практические примеры регистрации АНО

Ниже в таблице рассмотрены два примера оформления документов:

Пример 1 (отрицательный) Пример 2 (положительный)
21.12.2016 были поданы документы на оформление автономной некоммерческой организации со стороны действующей организации, что была создана недавно. Однако при подаче документов было отказано, когда выяснилось, что один из членов организации является не гражданином Российской Федерации. При последней отчетной проверке автономной некоммерческой организации со стороны государственных служб было обнаружено, что АНО получало незначительные суммы оплаты за предоставление услуг (в сфере образования)
Итог: согласно законодательству, все учредители обязаны быть гражданами РФ Итог: в данном случае это имеет место быть, так как отличием АНО от других видов некоммерческих организаций является возможность получать оплату за некоторые виды услуг, не противоречащим деятельности и конечной цели.

Некоммерческие организации это организации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *