Недоимки по налогам

Содержание

Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?

Что такое недоимка по налогам

Когда возникает недоимка по налогам

Каковы последствия возникновения недоимки

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Когда возможно списание недоимки по налогам

Итоги

Что такое недоимка по налогам

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

О процедуре возмещения читайте в статье «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Рассчитать пени вам поможет наш калькулятор.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, задолженность помещается в картотеку и будет списываться по мере поступления средств.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом взыскание может быть обращено как на движимое так и на недвижимое имущество. После вынесеня такого решения, ФНС вправе наложить на него арест (ст. 77 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Исполняют данное решение судебные приставы. Для этого ФНС направляет им постановление о взыскании имиущества. Приставы вправе наложить арест на активы должника, провести их оценку, изъять и/или передать их на хранение и другие меры, предусмотренные законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ. Если в течение 2-х месяцев задолженность погасить не удается, приставы передают изъятое имущество должника специальной организации на реализацию.

Шаг 4. Если вышеперечисленные мероприятия не привели к полному погашению задолженности, приставы выносят постановление о возврате исполнительного документа, а ФНС на основании этого документа принимает решение о банкротстве фирмы или ИП (пп.4.1 п.1 ст. 59 НК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте .

Если сумма недоимки превышает 5 млн. руб. или задолженность взыскивается с консолидированной группы налогоплательщиков, то ФНС вправе обратиться в суд:

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Когда возможно списание недоимки по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

О ликвидации ООО, имеющего налоговые долги, читайте в статье «Ликвидация ООО с долгами перед налоговой».

Итоги

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Недоимка

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок.

Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Дата выявления недоимки

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий — по результатам камеральной проверки или выездной проверки.

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

  • неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;

  • ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

  • день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата налога;

  • день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Срок взыскания выявленной недоимки

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке.

Для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

  • 500 руб. и более — требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

  • менее указанной суммы — в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, — 8 рабочих дней начиная с даты получения требования. Однако этот срок по усмотрению налогового органа может быть увеличен. При этом максимальный предел не установлен.

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета — дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Способы взыскания недоимки

Бесспорное взыскание (взыскание без обращения в суд)

В большинстве случаев недоимку ИФНС взыскивает во внесудебном (бесспорном порядке) с банковских счетов организации или за счет принадлежащего ей имущества.

Для этого ИФНС выставляет организации требование об уплате налога.

Если организация не исполнит требование об уплате налога в срок, то ИФНС в течение двух месяцев со дня его истечения:

  1. вынесет решение о взыскании налога за счет денег на банковских счетах организации (электронных денежных средств). Это решение в течение шести рабочих дней со дня его принятия ИФНС должна вручить представителю организации под расписку, а если это невозможно — направить организации по почте заказным письмом;
  2. направит в банк поручение на списание денег со счета организации и их перечисление в бюджет. Банк спишет деньги со счета организации не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда получил.

Одновременно с принятием решения о взыскании ИФНС может приостановить операции по банковским счетам организации.

Если денег на банковских счетах недостаточно для исполнения решения о взыскании, ИФНС может взыскать налог за счет иного имущества организации, в том числе наличных в кассе.

Для этого в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога ИФНС может вынести решение о взыскании налога за счет имущества организации.

На основании такого решения ИФНС направляет судебным приставам постановление о взыскании налога, и они в рамках исполнительного производства начинают заниматься взысканием налога.

В частности, они могут наложить арест на имущество и впоследствии его принудительно изъять и реализовать.

В суд за взысканием недоимки ИФНС обратится, если пропустит срок для бесспорного взыскания.

Обратиться в суд ИФНС может:

  • если пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет средств на счетах организации в банках — в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога;

  • если пропущен срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества — в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В отличие от недоимки задолженность отражает сумму налога и сбора, неуплаченного в бюджетную систему в сроки, установленные налоговым законодательством, без учета их изменений. Задолженность по налогам и сборам включает кроме недоимки реструктуризированную задолженность, приостановленные платежи и суммы налогов, по которым изменен срок уплаты.

Налоговая задолженность, образовавшаяся в связи с изменением срока исполнения налоговой обязанности, представляет собой сумму неуплаченных налогов, сборов, а также сумму начисленных процентов.

Некоторые исследователи вводят в состав понятия задолженности помимо недоимки пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, а также суммы неуплаченных штрафов .

Налоговая задолженность создается под влиянием ряда различных факторов, которые в разное время и в разной степени влияют на ее величину. В экономической литературе наиболее детально исследованы общие факторы, влияющие на образование налоговой задолженности, но кроме этого существует целый ряд специфических факторов. Анализ причин образования налоговой задолженности дает возможность выработать эффективные способы ее снижения и наметить меры по стабилизации ситуации.

К налоговой задолженности кроме неуплаченных в срок сумм налога относятся также пени, начисляемые на сумму неуплаченного налога за каждый день просрочки платежа. Пени нужно рассматривать как дополнительные платежи, призванные компенсировать потери государственного бюджета в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Данная категория платежей регламентирована ст. 75 НК РФ.

Кроме того, существует такая категория налоговой задолженности, как налоговые санкции (штрафы), которые могут быть начислены налогоплательщику по результатам налоговой проверки за нарушение норм законодательства о налогах и сборах либо за нарушение норм, связанных с государственной регистрацией организаций и индивидуальных предпринимателей.

На основании рассмотренных определений можно сделать следующие выводы:

1. Налоговая задолженность сокращает поступления в доходную часть бюджетов разных уровней. Предприятия-недоимщики в условиях финансовых затруднений в первую очередь предпочитают погасить задолженность перед поставщиками и подрядчиками, чем перед бюджетом и внебюджетными фондами, что приводит к сокращению расходной части бюджета, недофинансированию принятых программ, мероприятий, государственных заказов.

2. Налоговая задолженность оказывает негативное воздействие на финансово-хозяйственные результаты деятельности организаций. Влияние этого фактора различно в зависимости от длительности, характера и объема задолженности, а также ее сопряженности с другими формами задолженности (к примеру, задолженностью поставщикам и подрядчикам). В случаях временных затруднений в погашении задолженности хозяйствующий субъект, как правило, самостоятельно находит возможности исполнения своих обязательств перед бюджетом.

3. Наличие долговременной и объемной налоговой задолженности существенно сокращает инвестиционные возможности предприятий. Налоговая задолженность тормозит необходимую модернизацию производства и реализацию стратегии экономического роста, осуществление инвестиционных проектов, увеличивает вероятность инвестиционных рисков и снижает инвестиционную привлекательность объектов.

Таким образом состав налоговой задолженности по налогам, включающая в себя недоимку, включая суммы отсроченных и рассроченных платежей, а также суммы платежей, временно приостановленных к взысканию, в полной мере отражает экономическое содержание налоговой задолженности.

Важное направление исследования налоговой задолженности составляет рассмотрение взыскания задолженности с точки зрения издержек налогообложения как налоговых органов (расходы на оплату труда сотрудников, расходы на содержание и др.), так и налогоплательщиков (например, пени, налоговые штрафы, претензионные расходы при урегулировании споров с налоговыми органами и др.).

Источник: Г.П. Комарова, А.В. Цыдыпова, Г.М. Касаткина ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Определение недоимки Причины налоговой задолженности Что такое налоговая обязанность Анализ выездных и камеральных налоговых проверок в России Анализ доначисленных сумм налогов по проверкам в России Поступления в российский бюджет от НДС в 1995-2003 гг. Поступления в российский бюджет от НДС в 2004-2014 гг Объем налоговых вычетов по НДС в России в 2006 — 2015 гг. Вычеты по НДС, связанные с экспортом (динамика за 2006 — 2014 гг.)

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст. 88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

Процедура принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам определена ст. 46, 47 НК РФ. Налоговая инспекция вправе взыскать недоимку:

  • из денежных средств на банковском счете налогоплательщика;
  • за счет его имущества.

Взыскание посредством списания средств с банковского счета

Из положений ст. 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Сначала налоговый орган выносит решение о взыскании. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Иными словами, срок равен двум месяцам с момента истечения времени, отведенного налоговым законодательством для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. На основании п. 3 ст. 46 НК РФ в случае невозможности вручения налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Затем на основании данного документа налоговики направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение на перечисление сумм налога в бюджет. Оно должно содержать указание на те банковские счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание налога может осуществляться как с рублевых расчетных (текущих), так и с валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых).

По установленным правилам поручение на перечисление налога банк исполняет не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов).

Если в день получения банком поручения на счете недостаточно денежных средств или они отсутствуют, то поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счет.

К сведению: поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению кредитной организацией в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует: очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются они в добровольном или принудительном порядке. Так, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика (в добровольном порядке), – в пятую. Данный вывод основан на правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960, и поддержан контролирующими органами – письма ФНС России от 11.07.2016 № ГД-4-8/12408, Минфина России от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207.

Как указал Пленум ВАС (п. 54 Постановления от 30.07.2013 № 57), вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Для получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов инспекция вправе на основании п. 2 ст. 76 НК РФ вынести решения о приостановлении операций по известным ей счетам (но не ранее вынесения решения о взыскании налога). Получив данное решение, банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.

Если поручения на перечисление суммы налога в бюджет предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

Взыскание за счет имущества налогоплательщика

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах налоговый орган на основании соответствующего решения вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Взыскание в судебном порядке

При бесспорном взыскании налоговой задолженности налоговики обязаны соблюдать сроки, установленные п. 3 ст. 46 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ. Если какой-либо из данных сроков нарушен, то взыскать задолженность с налогоплательщика можно только через суд.

Обратите внимание: названные сроки может восстановить суд, если арбитры сочтут причины, по которым они были пропущены, объективными.

Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.

В первом из указанных случаев заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Во втором – в течение двух лет после истечения срока его исполнения.

На основании изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства и имеет конкретные сроки, по истечении которых налоговая инспекция утрачивает право на взыскание налоговой задолженности.

Утрата права на взыскание недоимки

Утрата права контролеров на взыскание недоимки сама по себе не является основанием для прекращения обязанностей налогоплательщика и, как следствие, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. До признания в установленном порядке недоимки по налогу безнадежной к взысканию ее суммы учитываются налоговым органом в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из ресурсов ФНС (Письмо Минфина России от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386).

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

К сведению: в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию (п. 2.4 Порядка списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию).

Судебный акт после вступления в законную силу является основанием для исключения инспекцией соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов (как и пеней, штрафов) в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога в связи с истечением предусмотренных НК РФ сроков его взыскания, но при этом с заявлением о взыскании в суд не обратился (как следствие, судебный акт, которым был бы установлен пропуск срока для взыскания недоимки, отсутствует), налогоплательщик вправе сам предпринять ряд шагов для признания своей задолженности безнадежной к взысканию и исключения ее из своего лицевого счета.

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

* * *

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Оно может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговики пропустят данный срок, то есть время для судебного взыскания недоимки: шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика. А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

Калькулятор пеней

Руководители бизнеса и бухгалтеры, даже самые добросовестные, вынуждены иногда платить пени. Что это такое, почему их нужно платить, как рассчитать пени и какие дни включать в расчет, — расскажем в статье. А еще вы сможете бесплатно рассчитать пени с помощью нашего онлайн-калькулятора.

Что такое пени

Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

Кто рассчитывает пени

Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.

Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:

  • рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
  • уплатите сумму недоимки и пеней;
  • отправьте уточненную декларацию.

В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.

За какие дни начисляются пени

Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. По поводу последнего дня для начисления пеней у чиновников есть расхождения.

ФНС разъяснила, что пени перестают начислять на следующий день после уплаты, а значит день уплаты включается в расчет пеней. Однако есть письмо Минфина о том, что начислять пени за день уплаты недоимки не нужно. Это письмо не направляли налоговикам для обязательного применения, так что руководствоваться этими объяснениями можно на свой страх и риск.

Если сумма пеней за день небольшая, безопаснее включить день уплаты в расчет пеней. Если сумма велика, будьте готовы к тому, что ваши действия придется отстаивать в суде. Кроме того, налогоплательщик может письменным запросом уточнить порядок расчета у Минфина, чтобы опираться в расчетах на официальный ответ.

Как рассчитать пени

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * Число дней просрочки

Если просрочка организации составила 31 день и больше, рассчитывайте пени так:

  1. Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * 30
  2. Затем исчисляем пени за последующие дни просрочки: Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 150) * Число дней просрочки с 31 дня
  3. Суммируем оба значения.

КБК для перечисления пеней в 2017 и 2018 годах

  • Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
  • Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
  • Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
  • Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
  • Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110
  • Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 1000 110
  • НДС — 182 1 03 01000 01 1000 110
  • Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
  • Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
  • НДФЛ (и ИП “за себя”) — 182 1 01 02020 01 1000 110
  • УСН “доходы” — 182 1 05 01011 01 1000 110
  • УСН “доходы-расходы” и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 1000 110
  • ЕНВД — 182 1 05 02010 02 1000 110

Когда можно не платить пени

В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.

Также вы избежите пеней, если недоимка возникла из-за ошибки в платежке, которую можно исправить уточнением платежа, — в этом случае пени сторнируются. Ошибка исправляется уточнением, если она не связана с неверным указанием номера счета, банка получателя или КБК.

Как рассчитать пени на онлайн-калькуляторе

Рассчитайте пени с помощью нашего бесплатного калькулятора. Расчеты займут меньше минуты.

4,6 средняя
из 73 оценок

Инструкция по использованию калькулятора пеней

В левой части калькулятора укажите форму собственности — ИП или юрлицо, а также сумму задолженности, с которой начислялись пени. Затем укажите последний срок уплаты налога или взноса (в который вам не удалось уложиться) и фактический срок уплаты недоимки. Примите решение, будете ли вы включать день уплаты недоимки в расчет пеней (напоминаем, включить этот день в расчеты — наименее рискованный вариант с точки зрения возможных претензий налоговой).

Остается только нажать кнопку “Рассчитать” — и вы увидите результат в правой части калькулятора. После всех расчетов вы сможете распечатать результат прямо из калькулятора, нажав появившуюся кнопку “Напечатать”.

Легко ведите учет, начисляйте зарплату, автоматически формируйте отчетность и отправляйте ее онлайн. Сервис напомнит о важных задачах и датах, обновляется автоматически, доступен из любого места, где есть интернет. Протестируйте возможности Контур.Бухгалтерии бесплатно в течение 14 дней.

Погашение задолженности по бюджету (проводка)

В работе организации появляется множество ситуаций, приводящих к появлению долга. При этом, обязательство не всегда носит отрицательный характер. К примеру, в долгах дебиторов перед компанией нет ничего негативного, если задолженности не являются безнадежными.

Гораздо большим негативным фактором обладает такая ситуация, когда в долгах находится сама организация. Однако, и здесь имеются свои нюансы: к примеру, задолженность перед бюджетом оценивается в виде кредиторского долга, но она не является таковым, пока не наступает срок оплаты.

Как гасится задолженность по бюджету?

Долг представляет собой обязательство организации перед иным субъектом хозяйствования, организацией, выдающей кредиты, и бюджетом. Он отображается в пассивах балансовой отчетности по строке 1520.

Для наиболее подробного учета подобный счет делится на субсчета по определенным налоговым вычетам. Здесь также формируются пени и штрафы за несвоевременную уплату.

При этом не имеется абсолютной разницы в том, оплачивает ли компания налоги за себя или выдвигается в качестве агента по налогам. Каждый долг по кредиторке по налоговым выплатам показывается на данном счете:

Задачей налогового учета является расчет налога на прибыль для того, чтобы потом уплатить его в бюджет

Учет НДС

Учет НДС по 19 счету является довольно сложным. Для учета подобного долга по покупаемым материалам и другой продукции, которая после показывается к вычету, изначально применяются счета 20, 23, 29.

Проводка Описание
Д 90 (91) К 68 Начисление НДС от проданных товаров своего производства
Д 19 К 68 Предъявление НДС к вычету
Д 99 (91) К 68 Перечисление НДС с дохода от проданных товаров
Д 68 К 51 (52) Перечисление НДС в бюджет
Д 91 К 68 Перечислена бюджету задолженность по налогам
Д 68 К 51 Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед бюджетом по налогам

Приведенная часть проводок показывает основные моменты начисления и списания долга. При признании, требовании или выплате каждой задолженности перед юридическими и физическими лицами считается важным ее тщательный учет и грамотное заполнение документов.

Не вовремя погашенная задолженность перед бюджетом по налогам ведет к последующему увеличению обязанности по кредиту в бюджет, что может обернуться для компании огромными рисками.

Возврат накопленного долга приводит к выводу значительной части оборотных средств, что может сказаться на состоянии компании в финансовом плане. Именно поэтому своевременное погашение долга должно являться первостепенной задачей бухгалтера.

Учет НДС предполагает не только отражение операций в регистрах налогового учета, но и отражение на счетах бухгалтерского учета

Земельный налог

Перечисление в бюджет выплат по земельному налогу находится в зависимости от кадастровой цены на землю. Она определяется с помощью нахождения и использования участка. Именно из-за этого при учете такого налога вместе со счетом 68 применяются счета, которые учитывают расходы, понесенные на подобных земельных участках.

К примеру, у организаций, занимающихся сельским хозяйством – счет 20. Если земля не применяется в любом производстве, проводка осуществляется со счетом 91.

Д 20 (23, 91) К 68 — начисление земельного налога.

Д 68 К 51 — перечисление его в бюджетную сферу.

Госпошлина

Государственная пошлина начисляется в бюджет за осуществление различных операций, к примеру, за регистрирование собственности на основные средства, анализ дела в судебной инстанции, действия нотариуса. Подобный кредиторский долг будет учитываться на счете 68 вместе со счетами 91 и 08.

Д 08 (91) К 68 — начисление пошлины.

Д 99 К 68 — санкции за неполное начисление налоговых вычетов.

Д 68 К 51 — погашение кредиторского долга по санкциям.

Всем фирмам приходится сталкиваться с необходимостью уплату госпошлины. В разных случаях ее размер и сроки уплаты индивидуальны

Часто бывает так, что налоги, штрафы и пени организации погашаются несвоевременно или не в полной мере. Такое может осуществляться не только по виновности самой фирмы, но и по халатности инспекторов, в обязанности которых вмещается своевременное осуществление начислений. Во избежание подобных моментов необходимо на протяжении всего времени осуществлять мониторинг долгов по кредиту внутри организации своими силами.

Какими способами погашается долг по налогам?

Долг по налогам погашается следующими способами:

  • оплата в банковских отделениях с помощью кассы или банкомата с выдачей соответствующих квитанций, либо получением их в территориальном отделении налоговой службы;
  • перечисление денег через интернет-приложения банков, являющихся партнерами налогового органа;
  • с помощью сайта гос. услуг за счет онлайн-платежа картой банка;
  • за счет средств, находящихся на виртуальном кошельке.

Оплата представленными методами помогает быстро сэкономить время и произвести перевод денег по перечислению долга.

Погашенная задолженность по бюджету по налогам отражается проводкой по счету 68. По его кредиту показывается перечисленная и обозначенная в декларации стоимость налоговых выплат и сборов.

К примеру, проводка Д 99 К 68 обозначает, что налог на прибыль начисляется, а Д 70 К 68 отражает перечисление НДФЛ.

По дебету счета 68 указывается, что погашена задолженность по налогу на прибыль – проводка Д 68 К 51.

Таким образом, привлекаемые займы в оборотный фонд фирмы считаются временным явлением, которое помогает улучшить показатели финансового состояния организации. При этом, данные финансовые вложения в компанию не обязаны замораживаться на продолжительный срок и долговые обязательства компании должны погашаться в заранее продуманный срок. В противной ситуации появляется просроченный долг кредитора, который грозит штрафами и начислением пени.

Неоплаченные счета в организации могут привести к понижению его ликвидности. Наличие долга подобного вида означает незаконное удержание государственных средств и расход их на собственные нужды. Следовательно, подобную задолженность необходимо погашать в короткие сроки.

Общие положения

В соответствии со ст. 24 п.1 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). — правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять соответствующие в бюджеты или внебюджетные фонды; — в случае невозможности удержать у налогоплательщика письменно сообщать об этом в налоговый орган по месту своего учета в течение одного месяца с указанием суммы такой задолженности налогоплательщика перед бюджетом; — представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

ИП-навигатор по налогам

Во втором случае – сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с процентами (со дня, следующего за взысканием по день возврата или зачета по ставке рефинансирования Банка России.

действовавшей в этот период).

предприниматель сам (без «помощи» налоговиков) неверно рассчитал сумму; ошибка в платежке (неверная сумма, неверные реквизиты, повторный платеж и т.д.)

В практической деятельности организаций нередки ситуации, когда организации – налоговые агенты по разным причинам не удерживают или не полностью удерживают подоходный налог с физических лиц.

Встречаются и случаи излишнего удержания налога. Какой порядок регулирования налоговых правоотношений с плательщиками и налоговыми органами должен быть при этом соблюден, разъясняет на практических примерах автор данной статьи.

В активе или пассиве баланса отражается задолженности покупателя

При начислении на прибыль руководствуйтесь ПБУ 18/02.

Налог на прибыль в бухучете отражают в два этапа. Сначала начисляют на бухгалтерскую прибыль.

Затем корректируют его так, чтобы получилась сумма по данным налогового учета. Напомним, что дивиденды от российских компаний облагаются налогом на прибыль по ставке 9 процентов (п. 3 ст. 284 НК РФ). Будем считать, что остальные доходы, полученные «Активом» в I квартале 2005 года, подпадают под ставку 24 процента.

Долг представляет собой обязательство организации перед иным субъектом хозяйствования, организацией, выдающей кредиты, и бюджетом. Он отображается в пассивах балансовой отчетности по строке 1520.

При этом не имеется абсолютной разницы в том, оплачивает ли компания налоги за себя или выдвигается в качестве агента по налогам. Каждый долг по кредиторке по налоговым выплатам показывается на данном счете:

Задачей налогового учета является расчет налога на прибыль для того, чтобы потом уплатить его в бюджет

Учет НДС по 19 счету является довольно сложным. Для учета подобного долга по покупаемым материалам и другой продукции, которая после показывается к вычету, изначально применяются счета 20, 23, 29.

Проводка Описание
Д 90 (91) К 68 Начисление НДС от проданных товаров своего производства
Д 19 К 68 Предъявление НДС к вычету
Д 99 (91) К 68 Перечисление НДС с дохода от проданных товаров
Д 68 К 51 (52) Перечисление НДС в бюджет
Д 91 К 68 Перечислена бюджету задолженность по налогам
Д 68 К 51 Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности перед бюджетом по налогам

Приведенная часть проводок показывает основные моменты начисления и списания долга. При признании, требовании или выплате каждой задолженности перед юридическими и физическими лицами считается важным ее тщательный учет и грамотное заполнение документов.

Возврат накопленного долга приводит к выводу значительной части оборотных средств, что может сказаться на состоянии компании в финансовом плане. Именно поэтому своевременное погашение долга должно являться первостепенной задачей бухгалтера.

Учет НДС предполагает не только отражение операций в регистрах налогового учета, но и отражение на счетах бухгалтерского учета

Перечисление в бюджет выплат по земельному налогу находится в зависимости от кадастровой цены на землю. Она определяется с помощью нахождения и использования участка. Именно из-за этого при учете такого налога вместе со счетом 68 применяются счета, которые учитывают расходы, понесенные на подобных земельных участках.

К примеру, у организаций, занимающихся сельским хозяйством – счет 20. Если земля не применяется в любом производстве, проводка осуществляется со счетом 91.

Д 20 (23, 91) К 68 — начисление земельного налога.

Д 68 К 51 — перечисление его в бюджетную сферу.

Государственная пошлина начисляется в бюджет за осуществление различных операций, к примеру, за регистрирование собственности на основные средства, анализ дела в судебной инстанции, действия нотариуса. Подобный кредиторский долг будет учитываться на счете 68 вместе со счетами 91 и 08.

Д 08 (91) К 68 — начисление пошлины.

Д 99 К 68 — санкции за неполное начисление налоговых вычетов.

Д 68 К 51 — погашение кредиторского долга по санкциям.

Всем фирмам приходится сталкиваться с необходимостью уплату госпошлины. В разных случаях ее размер и сроки уплаты индивидуальны

Часто бывает так, что налоги, штрафы и пени организации погашаются несвоевременно или не в полной мере. Такое может осуществляться не только по виновности самой фирмы, но и по халатности инспекторов, в обязанности которых вмещается своевременное осуществление начислений. Во избежание подобных моментов необходимо на протяжении всего времени осуществлять мониторинг долгов по кредиту внутри организации своими силами.

Вступили в наследство около 2лет назад. Сумма сделки 1200000.Будем ли мы платить подоходный нало

— 2011. — № 3.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов

272. Обобщение информации о текущих обязательствах предприятия по платежам в бюджет осуществляется на счете 6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)».

273. По кредиту счета 6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)» отражается сумма, причитающаяся к взносу в бюджет, в корреспонденции со счетами к получению, счетами учета расходов периода, использования прибыли для уплаты налогов и сборов, расчетов с персоналом по оплате труда. При окончательном расчете ранее перечисленные авансовые платежи по налогам и сборам в бюджет отражаются по дебету счета 6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)» в корреспонденции со счетом учета авансовых платежей в бюджет (4400).

Аналитический учет по счету 6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)» ведется по видам налогов.

274. Корреспонденция по счетам учета задолженности по платежам в бюджет (по видам) (6400)

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Задолженность бюджету по разным отчислениям, налогам и сборам, относящая в расходы периода
Начислены суммы НДС и акцизов при реализации готовой продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также при реализации и выбытии основных средств и прочих активов
Возвращены средства из бюджета или зачтены в счет будущих платежей (при окончательных перерасчетах и т.п.)

5110, 5210, 5530, 4410

Суммы удержаний налога на доходы физических лиц из заработной платы
Суммы налога на доходы от начисленных дивидендов
Начисленные платежи из прибыли в бюджет
Фактически перечислены платежи в бюджет
Принимается к зачету НДС, относящийся к материальным ресурсам, товарам, работам и услугам
Погашена задолженность бюджету путем получения кредитов и займов

6810-6840, 7810-7840

Согласно первой части налогового Кодекса РФ налоги делятся на три группы – федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги, определяются законодательством РФ и являются едиными на всей территории России.

Достаточно часто фирмы уплачивают налоги не вовремя и (или) не полностью. Случается, что налоги (а также штрафы и пени) остаются неуплаченными как в сроки бесспорного взыскания, так и взыскания в судебном порядке. Произойти это может не только из-за упущений самой организации, но и по недосмотру инспекторов, вовремя не потребовавших уплату.

Правда, данное мнение распространено не повсеместно (см. таблицу 2).

Итак, получив условный доход в виде неуплаты налогов и санкций, фирма может понести расход в той же сумме в самый неожиданный момент. Причем оспорить действия контролеров будет проблематично.

Обязательства перед бюджетными компаниями могут появляться на различных основаниях. Необходимо в обязательном порядке гасить их вовремя и быстро, так как в противном случае образуется просроченный долг, за который будут в последующем начисляться штрафные санкции и пени. При скоплении значимой задолженности могут использоваться другие способы влияния, вплоть до ликвидации компании.

Имеются и некоторые управляющие, которые специально не оплачивают налоги и сборы, думая, что за это не предполагается какой-либо ответственности, причем чаще всего они прячутся от налоговой инстанции и суда. Подобное поведение может привести к ликвидации организации и уплате значимых штрафов.

При составлении отчета в бухгалтерии долг по кредиторке в бюджет показывают по пассиву баланса. Сумма долга свидетельствует о достоверности, именно вследствие этого компания обязуется непрерывно по установленному графику производить ее инвентаризацию.

Долги перед бюджетом оцениваются как кредиторская задолженность, но не являются в прямом, распространенном, смысле долгами, пока не наступил срок их уплаты

Каждой системе налогообложения соответствует свой перечень налогов, который налогоплательщики обязаны перечислять в установленные сроки.

Их начисляют по итогам налоговых периодов: для одних – это месяц, для других – это квартал, а для третьих – год.

Для некоторых сборов предусмотрены авансовые платежи.

Рассмотрим основные проводки по начислению и последующего перечисления их в бюджет. НДС начисляют по итогам квартала.

Учет отдельных налогов и расчетов с бюджетом

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, уста­навливаемый в процентах к отпускной цене продукции, работ, услуг.

Ставки по отечественным и импортным товарам устанавливаются в зависимости от вида продукции, работ, услуг: 10% — по продовольственным (кроме подакцизных) товарам, то­варам для детей и некоторым другим по перечням, устанавливае­мым Правительством РФ; 20% — по остальным товарам, работам, услугам, включая подакцизные продовольственные товары.

Что в итоге?

Наличие задолженности по налогам и сборам может причинить достаточно неудобств. В неожиданный момент могут возникнуть проблемы с получением кредита, необходимых разрешений для нового вида деятельности. Такое положение дел устроит не всякую компанию.

Случается, когда, запутавшись в делах, расчетах, учредители закрывают фирму, по минимуму расплачиваются с долгами и начинают бизнес «с чистого листа». Но порекомендовать такой рецепт как универсальный мы не можем. Во-первых, процедура достаточно сложна и затратна. Во-вторых, предприятие не каждой формы собственности можно легко закрыть и открыть снова. В-третьих, при ликвидации фирмы ФНС может потребовать погашения задолженности за счет активов.

Поэтому самое простое и надежное, что может сделать компания, — это добровольно уплатить налоги и продолжать работать.

А.В.Захожий

Эксперт «НА»

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Проводки по налогу на прибыль

Расчет и уплата налога на прибыль – это обязанность каждой компании, которая работает по правилам общей системы налогообложения. То, как именно происходят эти действия, говорится в учетной политики для целей налогового учета.

Однако сам факт начисления налога на прибыль и его последующая уплата находят свое отражение и в бухгалтерском учете.

Как и любой факт хозяйственной деятельности фирмы, исполнение налоговых обязательств предполагает оформления определенных проводок.

— 2011. — № 3.

Статья 181

Статья 181.

Особенности уплаты (взыскания) неуплаченных (не полностью уплаченных), удержания неудержанных (не полностью удержанных), зачета (возврата) излишне уплаченных (удержанных) сумм подоходного налога с физических лиц 1.

Суммы подоходного налога с физических лиц, не уплаченные в результате неправильного исчисления их плательщиком или налоговым органом, доплачиваются плательщиком самостоятельно или на основании извещения налогового органа, а при их неуплате взыскиваются в порядке, установленном статьей 59 настоящего Кодекса.

1,поступили в кассу суммы погашения дебиторской задолженности 2,получены с расчетного счета деньги для выплаты з/п 3,получен в кассу неиспользованный остаток от подотчетных лиц 4,выдана з/п 5,депонирована не выданная сумма з/п 6,сдана в банк депонированная сумма з/п 7,выдано из кассы под отчет 8,сумма сверх лимит-остатка сдана на расчетный счет 9,поступила на р/с выручка от реализации,в том числе НДС 10.

Недоимки по налогам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *